Главная стр 1
скачать
Заочная школьная олимпиада по истории Отечества (VIII-XVI вв.). 6 класс. Вариант 1.
I. Определите, какие из перечисленных событий относятся к периоду Древнерусского государства, а какие – к периоду образования централизованного Русского государства:

[до 6 баллов; оценивается каждое правильное определение]

Назначение первого русского митрополита

Перенос резиденции митрополита в Москву

Поход князя Олега на Киев

Походы Ивана III на Новгород

Появление первого общерусского «Судебника»

Убийство древлянами великого князя Игоря


II. Определите время перечисленных событий. Расположите события в хронологической последовательности:

[до 10 баллов; если точно назван год каждого события, то оценка за каждый ответ – 2 балла, если век – 1 балл]

Битва на р. Калке

Битва на р. Воже

Составление «Русской Правды» Ярославичей

Грюнвальдская битва

Съезд в Любече
III. Соотнесите имя князя с его деянием:

[до 6 баллов; оценивается каждое правильное соотношение]

Александр Невский 1. Принятие титула «государь всея Руси»

Василий III 2. Крестил Русь

Владимир Красное Солнышко 3. При нем строился первый каменный Кремль в Москве

Дмитрий Донской 4. Начал активную политику присоединения земель к Москве

Иван Калита 5. Причислен к лику святых как защитник православной веры

Иван III 6. В его правление оформилась идея «Москва – третий Рим»


IV. Проблемный вопрос [до 5 баллов]:

Во второй половине XV в. начинается спор между иосифлянами и нестяжателями. В чем была суть этого спора?


V. Мир вокруг нас. Расположите события в графе «Мир» соответственно веку, в котором они произошли. В графе «Россия» поставьте любое событие, соответствующее этому веку [до 7 баллов; оценивается каждое правильное соотношение]:


Век

Мир

Россия

IX







X







XI







XII







XIII







XIV







XV






Третий крестовый поход. Карл Великий стал императором. Создание Священной Римской империи германской нации. Разгром Константинополя крестоносцами. Битва при Гастингсе. Война Алой и Белой Розы. Создание Генеральных штатов во Франции.


VI. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы [до 3 баллов; за каждый правильный ответ – 1 балл]:

«С тех пор, как конунг Олав приехал в Гардарику, он много размышлял и раздумывал, какое ему принять решение. Конунг Ярицлейв и королева Ингигерд предложили конунгу Олаву остаться у них и взять правление той страной, что называется Вулгария. Эта страна – часть Гардарики, и народ в ней – язычники».

1. Где находилась Гардарика, и как мы сейчас ее называем?

2. Под каким еще именем известен конунг Ярицлейв?

3. На берегах какой реки находилась страна Вулгария?


VII. Имитация исторического источника [полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи – до 5 баллов + литературный стиль должен максимально соответствовать литературной традиции эпохи – до 5 баллов + грамотность изложения – до 5 баллов + оформление: рисунки, карты, шрифт – до 5 баллов = максимальная оценка за эту работу – 20 баллов].

«На торгу в Великом Новгороде»

Рассказ может быть написан в форме письма европейского купца, записок арабского путешественника, стилизован под фрагмент былины. Работа должна содержать описание товаров, особенностей Новгорода, его облика, жителей и т. д.
VIII. Исторический портрет [4 балла].

Он – сын Дмитрия Донского. В 12 лет был взят заложником в Орду и жил при дворе хана Тохтамыша. Через 3 года бежал, но не в Москву, а на запад, в Литву. В Москву вернулся уже 17-летним, обручившись в Литве с дочерью князя Витовта. Именно в его бытность великим князем Тимур-Тамерлан двинул свои войска на Русь. Человек, о котором здесь говорится, мужественно выступил навстречу страшному врагу, но судьба была на стороне Руси – Тамерлан повернул обратно.

Кто он?
IX. Хронология [4 балла].

Если от даты этого события отнять 100, получится дата другого события, которое считается первой крупной победой над ранее непобедимым врагом. Назовите эти два события.


X. Нумизматика [4 балла].

Перед вами названия денежных единиц Древней Руси: веверица, гривна, куна, ногата, резана. Расположите их в порядке возрастания (от самой мелкой к самой крупной).

Заочная школьная олимпиада по истории Отечества (VIII-XVI вв.). 6 класс. Вариант 2.
I. Определите, какие события относятся к периоду Киевской Руси, а какие – к периоду феодальной раздробленности:

[до 6 баллов; оценивается каждое правильное определение]

Битва на реке Калке

Крещение Руси

Ледовое побоище

Основание Москвы

Походы на Константинополь

Строительство Софийского собора в Новгороде


II. Определите время перечисленных событий. Расположите события в хронологической последовательности:

[до 10 баллов; если точно назван год каждого события, то оценка за каждый ответ – 2 балла, если век – 1 балл]

Куликовская битва

Набег на Москву Тохтамыша

Получение Иваном Калитой ярлыка на великое княжение

Стояние на р. Угре

«Судебник» Ивана III
III. Соотнесите имя князя с его деянием:

[до 6 баллов; оценивается каждое правильное соотношение]

Александр Невский 1. Принятие титула «государь всея Руси»

Василий I 2. Победил Хазарский каганат

Иван Калита 3. Создал школы при монастырях

Иван III 4. Получил от ордынского хана право сбора дани на Руси

Святослав 5. Был новгородским князем, избавил Русь от набегов крестоносцев

Ярослав Мудрый 6. Впервые получил по завещанию отца право на великое княжение


IV. Проблемный вопрос [до 5 баллов]:

Почему монголо-татары не стали переселяться на Русь, а рассматривали покоренные русские земли как вассальные?


V. Мир вокруг нас. Расположите события в графе «Мир» соответственно веку, в котором они произошли. В графе «Россия» поставьте любое событие, соответствующее этому веку [до 7 баллов; оценивается каждое правильное соотношение]:


Век

Мир

Россия

IX







X







XI







XII







XIII







XIV







XV






Основание герцогства Нормандского. Начало книгопечатания. Верденский раздел. Раскол Церквей. Принятие Великой хартии вольностей. Второй крестовый поход. Начало Столетней войны.


VI. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы [до 3 баллов; за каждый правильный ответ – 1 балл]:

«По причине любви к свободе они никогда не соглашаются служить или подчиняться, и особенно в своей собственной стране. Они многочисленны и выносливы, легко переносят и жар, и холод, и дождь, и наготу тела, и недостаток пищи. С гостями они кротки и радушны, в случае надобности охраняют их поочередно, когда те путешествуют с места на место…Самые дорогие вещи они зарывают в тайниках, не владея на виду ничем лишним».

1. Почему византийский автор включил в свой труд главу о славянах?

2. Какие особенности характера и образа жизни славян отметил автор?

3. Какие выводы можно сделать из сообщения, что славяне зарывали вещи в тайниках?

VII. Имитация исторического источника [полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи – до 5 баллов + литературный стиль должен максимально соответствовать литературной традиции эпохи – до 5 баллов + грамотность изложения – до 5 баллов + оформление: рисунки, карты, шрифт – до 5 баллов = максимальная оценка за эту работу – 20 баллов].

«Отчет итальянского архитектора: как мы строили Москву»

Надо указать имя архитектора, показать процесс строительства, описать постройки, созданные итальянскими мастерами, представить характер их взаимоотношений с русскими мастерами.
VIII. Исторический портрет [4 балла].

Он вступил на великокняжеский престол в возрасте 10 лет. На протяжении всего его правления шла ожесточенная борьба за московский престол между ним, его дядей и двоюродными братьями. Он не был удачливым полководцем и дважды попадал в плен. В одно из пленений был ослеплен и вошел в историю как… Назовите его имя.


IX. Хронология [4 балла].

До XVIII в. многие документы начинались такими словами: «В лето 6893» или «В лето 6367». Объясните, что за странная цифра обозначала год?


X. Нумизматика [4 балла].

В истории денежного обращения на Руси период с XII в. по 80-е гг. XIV в. называют безмонетным. Что использовалось тогда в качестве эквивалента в товарообмене?

Заочная школьная олимпиада по истории Отечества (VIII-XVI вв.). 6 класс. Вариант 3.
I. Определите, какие события относятся к периоду феодальной раздробленности, а какие – к периоду централизации:

[до 6 баллов; оценивается каждое правильное определение]

Ледовое побоище

Война между потомками Дмитрия Донского

Нашествие Батыя

Правление Андрея Боголюбского

Сожжение Москвы Тохтамышем

Строительство белокаменного Кремля в Москве


II. Определите время перечисленных событий. Расположите события в хронологической последовательности:

[до 10 баллов; если точно назван год каждого события, то оценка за каждый ответ – 2 балла, если век – 1 балл]

Битва на р. Неве

Первое упоминание в летописи о Москве

Свержение монгольского ига

Строительство первого каменного храма на Руси

Угроза вторжения Тимура-Тамерлана
III. Соотнесите имя князя с его деянием:

[до 6 баллов; оценивается каждое правильное соотношение]

Андрей Боголюбский 1. Объединение Новгорода и Киева под властью одного князя

Василий II Темный 2. Привез во Владимир икону Божьей Матери, написанную, по преданию, евангелистом Лукой

Дмитрий Донской 3. По его приказу был ослеплен его родственник – один из претендентов на московский престол

Иван III 4. Перестал платить дань Орде

Княгиня Ольга 5. Были установлены «погосты» и «уроки»

Олег Вещий 6. Руководил войсками на Куликовом поле


IV. Проблемный вопрос [до 5 баллов]:

Почему ранний период образования Древнерусского государства вызывает так много споров и разногласий среди историков?


V. Мир вокруг нас. Расположите события в графе «Мир» соответственно веку, в котором они произошли. В графе «Россия» поставьте любое событие, соответствующее этому веку [до 7 баллов; оценивается каждое правильное соотношение]:


Век

Мир

Россия

IX







X







XI







XII







XIII







XIV







XV






Начало династии Капетингов. Постоянные набеги викингов на государства Европы. Начало крестовых походов. Создание английского парламента. Эпидемия чумы. Плавание Васко да Гамы. Королем Англии стал Генрих Плантагенет.


VI. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы [до 3 баллов; за каждый правильный ответ – 1 балл]:

«В год 6370 изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владети, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги звались русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы. Сказали руси чудь, славяне, и кривичи, и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет…».

1. К какому жанру относится этот документ?

2. Проставьте дату согласно современному летосчислению.

3. Допишите последнюю фразу этого документа.


VII. Имитация исторического источника [полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи – до 5 баллов + литературный стиль должен максимально соответствовать литературной традиции эпохи – до 5 баллов + грамотность изложения – до 5 баллов + оформление: рисунки, карты, шрифт – до 5 баллов = максимальная оценка за эту работу – 20 баллов]

«Москва конца XV в. глазами византийского историка»

После женитьбы Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог в Москву приехало много образованных людей из Византии. Опишите, как выглядела Москва в то время, что могло удивить путешественника, что он мог увидеть на улицах, на торгу, как были одеты горожане, как выглядел Кремль и т. д.
VIII. Палеография [4 балла].

На одной из старинных книг есть грозное предупреждение: «Аще кои поп или диакон чтет сию книгу, а не застегнет – проклят будет». Почему книгу надо было обязательно застегивать?


IX. Литература [4 балла].

Этот купец жил в Твери в конце XV в. Волею судьбы ему пришлось долго странствовать и даже жить в Индии. Свои приключения он описал в книге. Как она называется?


X. Нумизматика [4 балла].

Когда появились первые древнерусские монеты?

ОТВЕТЫ

Заочная школьная олимпиада по истории Отечества (VIII-XVI вв.). 6 класс. Вариант 1.


I. Определите, какие из перечисленных событий относятся к периоду Древнерусского государства, а какие – к периоду образования централизованного Русского государства:

[до 6 баллов; оценивается каждое правильное определение]


Назначение первого русского митрополита – Древнерусское государство

Перенос резиденции митрополита в Москву – период централизации

Поход князя Олега на Киев – Древнерусское государство

Походы Ивана III на Новгород – период централизации

Появление первого общерусского «Судебника» – период централизации

Убийство древлянами великого князя Игоря – Древнерусское государство



____________________________________________________________________________________________________________________

II. Определите дату перечисленных событий. Расположите события в хронологической последовательности:

[до 10 баллов; если точно назван год каждого события, то оценка за каждый ответ – 2 балла, если век – 1 балл]

Составление «Русской Правды» Ярославичей – 1072 г. (XI = 11 в.)

Съезд в Любече – 1097 г. (XI = 11 в.)

Битва на р. Калке – 1223 г. (XIII = 13 в.)

Битва на р. Воже – 1378 г. (XIV = 14 в.)

Грюнвальдская битва – 1410 г. (XV = 15 в.)



____________________________________________________________________________________________________________________

III. Соотнесите имя князя с его деянием:

[до 6 баллов; оценивается каждое правильное соотношение]

Александр Невский 5 1. Принятие титула «государь всея Руси»

Василий III 6 2. Крестил Русь

Владимир Красное Солнышко 2 3. При нем строился первый каменный Кремль в Москве

Дмитрий Донской 3 4. Начал активную политику присоединения земель к Москве

Иван Калита 4 5. Причислен к лику святых как защитник православной веры

Иван III 1 6. В его правление оформилась идея «Москва – третий Рим»

____________________________________________________________________________________________________________________

IV. Проблемный вопрос [до 5 баллов]:

Во второй половине XV в. начинается спор между иосифлянами и нестяжателями. В чем была суть этого спора?


Основной предмет спора – право Церкви на владение имуществом и участие в делах государственных, мирских. Нестяжатели считали, что Церковь не должна накапливать богатство, сурово расправляться с еретиками. Иосифляне были сторонниками накопления богатства, которое должно было использоваться в благих целях. Позднее они признали зависимость Церкви от помазанника Божия, т. е. царя, нередко шли на компромиссы во имя государственных интересов.

____________________________________________________________________________________________________________________

V. Мир вокруг нас. Расположите события в графе «Мир» соответственно веку, в котором они произошли. В графе «Россия» поставьте любое событие, соответствующее этому веку [до 7 баллов; оценивается каждое правильное соотношение]:




Век

Мир

Россия

IX

Карл великий стал императором




X

Создание Священной Римской империи германской нации




XI

Битва при Гастингсе




XII

Третий крестовый поход




XIII

Разгром Константинополя крестоносцами




XIV

Создание Генеральных штатов во Франции




XV

Война Алой и Белой Розы



Третий крестовый поход. Карл Великий стал императором. Создание Священной Римской империи германской нации. Разгром Константинополя крестоносцами. Битва при Гастингсе. Война Алой и Белой Розы. Создание Генеральных штатов во Франции.

____________________________________________________________________________________________________________________

VI. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы [до 3 баллов; за каждый правильный ответ – 1 балл]:



«С тех пор, как конунг Олав приехал в Гардарику, он много размышлял и раздумывал, какое ему принять решение. Конунг Ярицлейв и королева Ингигерд предложили конунгу Олаву остаться у них и взять правление той страной, что называется Вулгария. Эта страна – часть Гардарики, и народ в ней – язычники».

1. Где находилась Гардарика, и как мы сейчас ее называем?

2. Под каким еще именем известен конунг Ярицлейв?

3. На берегах какой реки находилась страна Вулгария?


1. Гардарикой, или «страной городов», называли в скандинавских сагах Древнерусское государство.

2. Под именем князя Ярослава (Мудрого).

3. Гос-во Волжская Булгария находилось в среднем течении Волги.

____________________________________________________________________________________________________________________
VII. Имитация исторического источника [полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи – до 5 баллов + литературный стиль должен максимально соответствовать литературной традиции эпохи – до 5 баллов + грамотность изложения – до 5 баллов + оформление: рисунки, карты, шрифт – до 5 баллов = максимальная оценка за эту работу – 20 баллов].

«На торгу в Великом Новгороде»

Рассказ может быть написан в форме письма европейского купца, записок арабского путешественника, стилизован под фрагмент былины. Работа должна содержать описание товаров, особенностей Новгорода, его облика, жителей и т. д.

____________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Исторический портрет [4 балла].

Он – сын Дмитрия Донского. В 12 лет был взят заложником в Орду и жил при дворе хана Тохтамыша. Через 3 года бежал, но не в Москву, а на запад, в Литву. В Москву вернулся уже 17-летним, обручившись в Литве с дочерью князя Витовта. Именно в его бытность великим князем Тимур-Тамерлан двинул свои войска на Русь. Человек, о котором здесь говорится, мужественно выступил навстречу страшному врагу, но судьба была на стороне Руси – Тамерлан повернул обратно.

Кто он?

Василий I

____________________________________________________________________________________________________________________

IX. Хронология [4 балла].

Если от даты этого события отнять 100, получится дата другого события, которое считается первой крупной победой над ранее непобедимым врагом. Назовите эти два события.


Первое – это стояние на р. Угре в 1480 г., второе – Куликовская битва в 1380 г.

____________________________________________________________________________________________________________________

X. Нумизматика [4 балла].

Перед вами названия денежных единиц Древней Руси: веверица, гривна, куна, ногата, резана. Расположите их в порядке возрастания (от самой мелкой к самой крупной).
Веверица, резана, куна, ногата, гривна.

ОТВЕТЫ


Заочная школьная олимпиада по истории Отечества (VIII-XVI вв.). 6 класс. Вариант 2.
I. Определите, какие события относятся к периоду Киевской Руси, а какие – к периоду феодальной раздробленности:

[до 6 баллов; оценивается каждое правильное определение]

Битва на реке Калке – феодальная раздробленность

Крещение Руси – период становления Киевской Руси

Ледовое побоище – феодальная раздробленность

Основание Москвы – феодальная раздробленность

Походы на Константинополь – период Киевской Руси

Строительство Софийского собора в Новгороде – период Киевской Руси

____________________________________________________________________________________________________________________

II. Определите время перечисленных событий. Расположите события в хронологической последовательности:

[до 10 баллов; если точно назван год каждого события, то оценка за каждый ответ – 2 балла, если век – 1 балл]

Получение Иваном Калитой ярлыка на великое княжение – 1327 г. (XIV = 14 в.)

Куликовская битва – 1380 г. (XIV = 14 в.)

Набег на Москву Тохтамыша – 1382 г. (XIV = 14 в.)

Стояние на р. Угре – 1480 г. (XV = 15 в.)

«Судебник» Ивана III – 1497 г. (XV = 15 в.)

____________________________________________________________________________________________________________________

III. Соотнесите имя князя с его деянием:

[до 6 баллов; оценивается каждое правильное соотношение]

Александр Невский 5 1. Принятие титула «государь всея Руси»

Василий I 6 2. Победил Хазарский каганат

Иван Калита 4 3. Создал школы при монастырях

Иван III 1 4. Получил от ордынского хана право сбора дани на Руси

Святослав 2 5. Был новгородским князем, избавил Русь от набегов крестоносцев

Ярослав Мудрый 3 6. Впервые получил по завещанию отца право на великое княжение

____________________________________________________________________________________________________________________

IV. Проблемный вопрос [до 5 баллов]:

Почему монголо-татары не стали переселяться на Русь, а рассматривали покоренные русские земли как вассальные?


Считается, что природно-географические условия Руси не подходили для их традиционного занятия – кочевого скотоводства. Основные монгольские центры были сосредоточены на Волге, в степных районах и, как свидетельствуют археологи, долгое время напоминали скорее большие кочевые станы. Кроме того, при отсутствии навыков собственного производства они были заинтересованы в изделиях городских ремесленников.

____________________________________________________________________________________________________________________

V. Мир вокруг нас. Расположите события в графе «Мир» соответственно веку, в котором они произошли. В графе «Россия» поставьте любое событие, соответствующее этому веку [до 7 баллов; оценивается каждое правильное соотношение]:


Век

Мир

Россия

IX

Верденский раздел




X

Основание герцогства Нормандского




XI

Раскол Церквей




XII

Второй крестовый поход




XIII

Принятие Великой хартии вольностей




XIV

Начало Столетней войны




XV

Начало книгопечатания



Основание герцогства Нормандского. Начало книгопечатания. Верденский раздел. Раскол Церквей. Принятие Великой хартии вольностей. Второй крестовый поход. Начало Столетней войны.

____________________________________________________________________________________________________________________

VI. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы [до 3 баллов; за каждый правильный ответ – 1 балл]:



«По причине любви к свободе они никогда не соглашаются служить или подчиняться, и особенно в своей собственной стране. Они многочисленны и выносливы, легко переносят и жар, и холод, и дождь, и наготу тела, и недостаток пищи. С гостями они кротки и радушны, в случае надобности охраняют их поочередно, когда те путешествуют с места на место…Самые дорогие вещи они зарывают в тайниках, не владея на виду ничем лишним».

1. Почему византийский автор включил в свой труд главу о славянах?

2. Какие особенности характера и образа жизни славян отметил автор?

3. Какие выводы можно сделать из сообщения, что славяне зарывали вещи в тайниках?



1. Частые военные столкновения и торговые контакты требовали хорошего знания противника и соседей.

2. Неприхотливы, свободолюбивы, гостеприимны.

3. Есть две версии: традиционная – ценности прятали в случае опасности, надеясь потом за ними вернуться; другая, более интересная – в золоте и серебре видели не только богатство, но и воплощение удачи, везения. Считалось, что пока богатство находится во владении человека, он сохраняет и удачливость.

____________________________________________________________________________________________________________________

VII. Имитация исторического источника [полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи – до 5 баллов + литературный стиль должен максимально соответствовать литературной традиции эпохи – до 5 баллов + грамотность изложения – до 5 баллов + оформление: рисунки, карты, шрифт – до 5 баллов = максимальная оценка за эту работу – 20 баллов].

«Отчет итальянского архитектора: как мы строили Москву»

Надо указать имя архитектора, показать процесс строительства, описать постройки, созданные итальянскими мастерами, представить характер их взаимоотношений с русскими мастерами.

____________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Исторический портрет [4 балла].

Он вступил на великокняжеский престол в возрасте 10 лет. На протяжении всего его правления шла ожесточенная борьба за московский престол между ним, его дядей и двоюродными братьями. Он не был удачливым полководцем и дважды попадал в плен. В одно из пленений был ослеплен и вошел в историю как… Назовите его имя.



Василий II Темный

____________________________________________________________________________________________________________________

IX. Хронология [4 балла].

До XVIII в. многие документы начинались такими словами: «В лето 6893» или «В лето 6367». Объясните, что за странная цифра обозначала год?



До реформ Петра I использовался счет лет «от сотворения мира». Потом было введено летосчисление от Рождества Христова, которым мы пользуемся до сих пор.

____________________________________________________________________________________________________________________

X. Нумизматика [4 балла].

В истории денежного обращения на Руси период с XII в. по 80-е гг. XIV в. называют безмонетным. Что использовалось тогда в качестве эквивалента в товарообмене?



Связки ценного меха; возможно, изделия ремесленников, поддающиеся стандартизации, например, шиферные пряслица из Овруча, стеклянные браслеты, некоторые виды бус.

ОТВЕТЫ


Заочная школьная олимпиада по истории Отечества (VIII-XVI вв.). 6 класс. Вариант 3.

I. Определите, какие события относятся к периоду феодальной раздробленности, а какие – к периоду централизации:

[до 6 баллов; оценивается каждое правильное определение]

Ледовое побоище – феодальная раздробленность

Война между потомками Дмитрия Донского – период централизации

Нашествие Батыя – феодальная раздробленность

Правление Андрея Боголюбского – феодальная раздробленность

Сожжение Москвы Тохтамышем – период централизации

Строительство белокаменного Кремля в Москве – период централизации

____________________________________________________________________________________________________________________

II. Определите время перечисленных событий. Расположите события в хронологической последовательности:

[до 10 баллов; если точно назван год каждого события, то оценка за каждый ответ – 2 балла, если век – 1 балл]

Строительство первого каменного храма на Руси – 989-996 гг. (X = 10 в.)

Первое упоминание в летописи о Москве – 1147 г. (XII = 12 в.)

Битва на р. Неве – 1240 г. (XIII = 13 в.)

Угроза вторжения Тимура-Тамерлана – 1395 г. (XIV = 14 в.)

Свержение монгольского ига – 1480 г. (XV = 15 в.)

____________________________________________________________________________________________________________________

III. Соотнесите имя князя с его деянием:

[до 6 баллов; оценивается каждое правильное соотношение]

Андрей Боголюбский 2 1. Объединение Новгорода и Киева под властью одного князя

Василий II Темный 3 2. Привез во Владимир икону Божьей Матери, написанную, по преданию, евангелистом Лукой

Дмитрий Донской 6 3. По его приказу был ослеплен его родственник – один из претендентов на московский престол

Иван III 4 4. Перестал платить дань Орде

Княгиня Ольга 5 5. Были установлены «погосты» и «уроки»

Олег Вещий 1 6. Руководил войсками на Куликовом поле

____________________________________________________________________________________________________________________

IV. Проблемный вопрос [до 5 баллов]:

Почему ранний период образования Древнерусского государства вызывает так много споров и разногласий среди историков?
Недостаточность и противоречивость исторических источников не позволяют дать однозначный ответ на многие вопросы.

____________________________________________________________________________________________________________________

V. Мир вокруг нас. Расположите события в графе «Мир» соответственно веку, в котором они произошли. В графе «Россия» поставьте любое событие, соответствующее этому веку [до 7 баллов; оценивается каждое правильное соотношение]:




Век

Мир

Россия

IX

Постоянные набеги викингов на государства Европы




X

Начало династии Капетингов




XI

Начало крестовых походов




XII

Королем Англии стал Генрих Плантагенет




XIII

Создание английского парламента




XIV

Эпидемия чумы




XV

Плавание Васко да Гамы



Начало династии Капетингов. Постоянные набеги викингов на государства Европы. Начало крестовых походов. Создание английского парламента. Эпидемия чумы. Плавание Васко да Гамы. Королем Англии стал Генрих Плантагенет.

____________________________________________________________________________________________________________________

VI. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы [до 3 баллов; за каждый правильный ответ – 1 балл]:



«В год 6370 изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владети, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги звались русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы. Сказали руси чудь, славяне, и кривичи, и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет…».

1. К какому жанру относится этот документ?

2. Проставьте дату согласно современному летосчислению.

3. Допишите последнюю фразу этого документа.


1. Это летопись.

2. 862 г.

3. «…приходите княжить и владеть нами».

____________________________________________________________________________________________________________________

VII. Имитация исторического источника [полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи – до 5 баллов + литературный стиль должен максимально соответствовать литературной традиции эпохи – до 5 баллов + грамотность изложения – до 5 баллов + оформление: рисунки, карты, шрифт – до 5 баллов = максимальная оценка за эту работу – 20 баллов].



«Москва конца XV в. глазами византийского историка»

После женитьбы Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог в Москву приехало много образованных людей из Византии. Опишите, как выглядела Москва в то время, что могло удивить путешественника, что он мог увидеть на улицах, на торгу, как были одеты горожане, как выглядел Кремль и т. д.

____________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Палеография [4 балла].

На одной из старинных книг есть грозное предупреждение: «Аще кои поп или диакон чтет сию книгу, а не застегнет – проклят будет». Почему книгу надо было обязательно застегивать?



Книги писались на листах из тонко выделанной телячьей шкуры – пергаменте. Поэтому книги стоили очень дорого. Пергамент имел неприятное свойство – сворачиваться в трубочку. Чтобы предупредить деформацию листов, книгу нужно было держать плотно закрытой, поэтому и делали специальные застежки.

____________________________________________________________________________________________________________________

IX. Литература [4 балла].

Этот купец жил в Твери в конце XV в. Волею судьбы ему пришлось долго странствовать и даже жить в Индии. Свои приключения он описал в книге. Как она называется?

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

____________________________________________________________________________________________________________________
X. Нумизматика [4 балла].

Когда появились первые древнерусские монеты?



Первые монеты (златники и сребреники) стали чеканить в правление Владимира I Святого.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ




№ задания

Вар-т 1

Вар-т 2

Вар-т 3

I

6

6

6

II

10

10

10

III

6

6

6

IV

5

5

5

V

7

7

7

VI

3

3

3

VII

20

20

20

VIII

4

4

4

IX

4

4

4

X

4

4

4

Итого

69

69

69




ВСЕГО

207

скачать


Смотрите также:
Определите, какие из перечисленных событий относятся к периоду Древнерусского государства, а какие – к периоду образования централизованного Русского государства
274.61kb.
Олимпиадные задания по истории. 6 класс
68.74kb.
I тур (школьной) олимпиады по истории для 6-х классов. По какому принципу образованы ряды. (3 балла)
36.59kb.
Восточные славяне в древности. Образование и развитие древнерусского государства
159.26kb.
«Формирование Древнерусского государства»
71.51kb.
«Формирование Древнерусского государства» (2 урока)
90.86kb.
Компьютерная память
16.21kb.
Компьютерная память
34.71kb.
Создание московского централизованного государства
46.24kb.
Вопросы для самоконтроля по курсу «история отечественного государства и права»
39.78kb.
1 Какие основные аспекты управленческого решения выделяют его исследователи
14.66kb.
Вопросы к экзамену по Отечественной истории
29.46kb.