Главная | стр 1
Факультет философии и политологии Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ 1. На заседании кафедры декан факультета философии и политологии философии и культурологии ______________ Ю.Н. Солонин Востока
протокол от ______ № ____ Заведующий кафедрой __________________ К.Ю. Солонин
факультета философии и политологии протокол от ______ № ____ Председатель методической комиссии _________________ В.М. Дианова
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДС. Ведизм и индуизм Специальность 031401 – культурология Специализация 031401.3 – культуры Востока
Составитель: Доцент, канд. филос. наук С. В. Пахомов
Проф., д. и. н. Я. В. Васильков Санкт-Петербург
1. Организационно-методический раздел 1.1. Цель изучения дисциплины: Целью изучения специальной дисциплины «Ведизм и индуизм» является постижение сущности ведийской, брахманистской и индуистской систем религиозных верований и практик в их историческом развитии. 1.2. Задачи изучения дисциплины: Изучение специальной дисциплины «Ведизм и индуизм» предполагает реализацию следующих задач: - изучение структуры и основного содержания древнеиндийских религиозных текстов; - исследование соответствующих категорий, понятий, символов; - анализ протофилософских идей и философем древнеиндийских сочинений. 1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника: Специальная дисциплина «Ведизм и индуизм» дает теоретическую и методологическую основу для изучения дисциплин в соответствии с учебными планами по специальностям «культурология» и «религиоведение». 1.4. Требования к уровню освоения дисциплины: Студенты должны иметь представление о том, как развивалась национальная религиозная традиция Индии начиная с прихода индоариев в середине II тыс. до н. э.; узнавать и понимать основные термины и категории, имеющие отношение к ведизму и индуизму, а также контексты их употребления; разбираться в природе и направленности различных древнеиндийских ритуалов; знать основные положения философии упанишад; иметь общее представление о сущности индуизма. 2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля
Изучение дисциплины по семестрам: читается в течение третьего семестра. Форма промежуточного контроля (промежуточная аттестация): 1) аттестация по итогам посещения; 2) устное выступление с выбранными самостоятельно фрагментами ведийских текстов. Форма итогового контроля – зачет. Критерием сдачи зачета служит правильное решение тестов (см. ниже). 3. Содержание дисциплины: 3.1. Темы занятий и их краткое содержание. Тема 1. Общая текстология вед. «Ригведа» и другие самхиты. 6 часов. Понятие «веда» и контексты его употребления. Время создания ведийских сочинений. Появление «Ригведы» (РВ). Структура рецензии Шакальи. Мандалы РВ. Деление гимнов РВ. Традиция запоминания и передачи РВ и других самхит. Вспомогательная ведийская литература. Комментарии к ведам. Способы истолкования вед. Научное изучение вед. Поздние самхиты. Текстология «Самаведы» (СВ). Структура рецензий «Каутхума» и «Джайминия». Саманы. Текстология «Яджурведы» (ЯВ). «Черная ЯВ» и ее изводы. Структура «Тайттирия-», «Катхака-» и «Майтраяния-самхит». «Белая ЯВ» и структура рецензий «Ваджасанеи-самхиты». Понятие яджуса. Текстология «Атхарваведы» (АВ). Положение АВ в ведийском каноне. Понятие «трех вед». Другие названия АВ. Магический характер АВ. Две основные рецензии АВ и их структура. Разновидности магических гимнов.
Специфика и хронология литературы брахман. Брахманы четырех самхит. Соотношение мифологии и ритуалистики в брахманах. Литература араньяк. Упанишады: общее представление. Хронологические вопросы. Различные группы упанишад. Шесть древнейших упанишад. Метрические упанишады и их специфика. Поздние упанишады АВ. Средневековые собрания упанишад. Комментарии к упанишадам. Тема 3. Теология, космология и космогония вед. Психология и этика в самхитах. 6 часов. Представление о божествах. Проблематика генотеизма. Устройство мироздания согласно ранневедийским представления. Мир с точки зрения поздних самхит. Понятие «рита». Космогонические идеи: различные варианты происхождения мира. Объекты, материал, инструмент, процесс, инициаторы творения. Представления о душе и ее связи с телом. Идеи о небесах и местах наказания. Мир как целое и отдельные сферы мира. Образ карающего бога Варуны. Добро и зло в ведах. Аскетические тенденции. Тема 4. Мировоззрение упанишад. 6 часов. Проблематика абсолютного начала. Формы проявления Абсолюта. Дискуссии о природе Абсолюта в упанишадах. Переход от мира к Абсолюту и обратно. Понятия Брахмана и Атмана. Атман и пять его «оболочек». Абсолют как высшее блаженство, сознание и др. Проблема связи со вселенной. Иллюзионистские тенденции упанишад. Версии космогенеза. Космография. Истоки санкхьи и йоги в упанишадах. Упанишады и веданта. Представления о душе. Состояния души. Понятие праны. Трансмиграция души: «путь богов» и «путь предков». Идеал освобождения. Этика и сотериология. Тема 5. Ведийско-брахманистская ритуалистика. 6 часов Ведийская ритуалистика. Ритуалы, реконструируемые по РВ. Сома как важнейшая часть ритуала. Священные огни. Дифференциация жрецов и заказчики жертвоприношения. Дикша. Место и время жертвоприношения согласно самхитам. Ритуалы шраута и грихья. Публичные ритуалы. Агнихотра. Даршапурнамаса. Чатурмасья. Агништома. Вратьястома. Агничаяна. Махаврата. Ваджапея. Раджасуя. Ашвамедха. Домашние ритуалы. Пять «великих жертвоприношений». Ритуализация обыденной жизни. Обряды жизненного цикла (санскары). Тема 6. Общее представление об индуизме. 4 часа. Генезис и становление индуизма. Связь индуизма и брахманизма. Индуизм и местные неарийские традиции. Священные тексты индуизма. Основные индуистские культы. Объекты культа и разновидности ритуалов. Положение священнослужителей, их функции и типы. Основные черты индуистской мифологии. Сословно-кастовая система и индуизм. 3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:
3.3. Примерные задания для письменных работ (темы рефератов):
3.4. Примеры тестовых заданий на зачете1.
а) 1-я книга б) у «Ригведы» вообще нет ядра в) 10-я книга г) 2-7 книги д) 9-я книга
а) Агни б) Соме
в) Индре г) Всем-богам д) никакому
а) высшее тождество б) странствующий подвижник в) священное песнопение г) атман
а) майтраваруна б) удгатар в) хотар г) адхварью д) брахман
а) астрономия б) медицина в) лингвистика г) военное дело д) музыковедение
а) потому что они повествуют о конце всех вед в кали-юге б) потому что они являются источником философии веданты в) потому что они считаются завершением вед г) потому что в них содержатся протофилософские интуиции
а) сборники предсказаний б) сборники мифов и легенд в) ритуалистические учебники г) тексты мистико-теософской направленности
а) мировых вод и суши б) никаких божеств в) признаков дня и ночи г) многого
а) турия б) сон со сновидениями в) бодрствование г) сон без сновидений
а) дикша б) раджасуя в) ваджапея г) ашвамедха 4. Учебно-методическое обеспечение курса 4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, кино и видеофильмов: В данном курсе не предусмотрены. 4.2. Активные методы обучения: В данном курсе не предусмотрены. 4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля: Конспект лекций. 4.4. Литература 4.4.1. Основная:
4.4.2. Дополнительная:
1 В каждом из приведенных тестовых заданий – только один правильный ответ. Студенты получают на зачете десять заданий. В зависимости от качества работы студента в течение семестра количество правильных ответов, необходимых для получения зачета, варьируется от 6 до 9 (из 10). Приведенный список тестов принципиально неполон. Зачет проходит в письменной форме. Смотрите также: 1. Организационно-методический раздел
71.26kb.
1. Организационно-методический раздел
102.45kb.
Религиоведение Организационно-методический раздел
44.47kb.
Организационно-методический раздел
85.7kb.
Организационно-методический раздел
90.29kb.
Организационно-методический раздел
134.64kb.
1. Организационно-методический раздел
102.43kb.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Тематический план изучения дисциплины Организационно методический раздел
569.26kb.
Управление образования администрации Чернянского района Организационно-методический информационный центр
171.53kb.
Муниципальное учреждение «Методический кабинет» Ртищевского муниципального района Саратовской области Муниципальное учреждение «Методический кабинет»
16.21kb.
Лекции по дисциплине «Менеджмент» Раздел Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм
50.34kb.
Организационно-распорядительная деятельность руководителя оу 3 Нормативно-методические материалы, регламентирующие работу с документами 4 Основные требования к оформлению организационно-распорядительной документации 5 647.1kb.
|