Главная стр 1
скачать
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ПЕЧОРА»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО:

на заседании Председатель М.С.

Методического Совета

Протокол № 1 от 08.09. 2012 г. ___________/______/

План работы
городского методического объединения

группы «Поиск» на 2012-2013 учебный год

Руководитель:

Викторова И.М.

Печора

2012г.


Методическая тема: «Организация работы ДОУ с одарёнными детьми»

Направления:

- План работы по выявлению и сопровождению детей с признаками одарённости

- Подборка и систематизация материалов по работе с одарёнными детьми

- Осуществление преемственности ДОУ с учреждениями дополнительного образования

- Разработка диагностического материала




Тема и план заседания

Форма работы

Сроки, место проведения

Ответственные

1

Установочное заседание.

1. Согласование плана работы ГМО группы «Поиск» на 2012 – 2013 учебный год.

2. «Детская одаренность - как психолого-педагогическая проблема»:

- возрастные особенности одарённости;

- признаки одарённости;

- виды одарённости;

- психологические особенности одарённых детей;

- проблемы одарённых детей.


3.Знакомство с положением о городском фестивале-конкурсе «Юные дарования»

Круглый стол


Семинар с мультимедийной презентацией



Сентябрь

Лекционный зал Управления Образования



Руководитель ГМО

Викторова И.М.

Методист ИМК

Терентьева Я.Б.





2

1.Готовность педагогов к работе с одарёнными детьми.

2.Модель управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми в ДОУ.





Круглый стол



Ноябрь



Руководитель ГМО

Викторова И.М.




3

1.« Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми, имеющими склонность к математике»:

- направления работы;

- организация математического уголка;

- работа с родителями





Семинар с мультимедийной презентацией


Март


Руководитель ГМО

Викторова И.М.




4

Итоговое заседание:

«Подведение итогов работы за год»

  1. Анализ работы МО за 2012 – 2013 учебный год.




  1. Выработка направлений работы МО на 2013 – 2014 учебный год.

Круглый стол


Апрель

Лекционный зал Управления Образования



Руководитель ГМО

Викторова И.М.


Методист ИМК

Терентьева Я.Б.




Массовые мероприятия с детьми




Тема мероприятия,

уровень и форма проведения

Дата

Место проведения

Ответственный

1

Городской фестиваль - конкурс детского творчества «Юные дарования»

Апрель 2013г.

ДТЮ

Музыкальные руководители МДОУ


Информационное и методическое обеспечение работы ГМО
Информационная деятельность реализуется через:

Сайт Управления Образования МР Печора http://metodist-pechora.narod.ru/

Мини-сайт для родителей и педагогов http://lana-musicstream.blogspot.com/
Руководитель ГМО

Группы «Поиск» Викторова И.М.



Семинар №1
Детская одаренность - как психолого-педагогическая проблема
Подготовила: Викторова И.М.

2012г.
Одним из первых, кто подошел к проблеме изучения одаренности, был выдающийся английский антрополог сэр Френсис Гальтон, он заслужил почётное право на особое место в истории психологии одаренности. Ф.Гальтон, первым пытался доказать, что одаренность-результат наследственных факторов. Его книга «Наследственность таланта - его законы и последствия» стала одним из популярных психологических трудов второй половины 20 века. Ф.Гальтоном была создана наука - евгеника (от греч. Рождение более лучших).

Также особое место в разработке данной отрасли психологии принадлежит французскому ученому Альфреду Бине, он занимался познавательной деятельностью, разработал тесты интеллекта.

Самое продолжительное исследование принадлежит Льюису Термену в США, его уникальные разработки сыграли большую роль в психологии одаренности.

К числу наиболее популярных в современной психологии относится концепция американского ученого Джозефа Рензулли, который разработал множество тестов для исследования креативности, интеллектуальных способностей человека.

Можно отметить, что проблемой одаренности занимались ученые уже с давних времен, накопленный ими опыт используется до сих пор.

Увидеть одаренного ребенка очень сложно, посей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных».

Что означает само понятие «одаренность» - это системное, развивающиеся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком болеевысоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

А «одаренный ребенок» - ребенок, выделяющийсяяркими, выдающимися достижениями, втом или ином виде деятельности.



Возрастные особенности одарённости

Одарённость ребенка проявляется очень рано. Самый интенсивный период его развития 2 – 5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.

В дошкольном возрасте одаренность проходит несколько этапов

- первый этап(2-3года) на данном этапе ребенок получает первые сенсорные впечатления;

-второй этап(3-4года) происходит погружение в деятельность, проявляются начальные признаки природного материала, ребёнок очень активен, ему необходимо предоставитьширокий спектр в различных видах деятельности.

-третий этап (4-5лет)этап творческого поиска ребенка, возможно, объединять детей имеющих способности в группы для дополнительных занятий;

-четвертый этап(5-6лет) ребёнок стремится к достижению положительного результата;

-пятый этап(6-7лет)само проявление одаренности,

Следующий период проявления одарённости (11 – 14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носит исследовательский характер.

Итоговый период проявления одарённости(15-20 лет).



Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками

Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия

Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие

Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству

Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы»

Виды одарённости по критерию

«степень сформированности одарённости»

Актуальная одаренность – психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности

Виды одарённости по критерию «форма проявления»

Явная одарённость проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одарённость проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме.



Психологические особенности одаренных детей:

Одаренные дети имеют характерное опережающее развитие, то есть

-дети,отличаются широтой восприятия;

-отличной памятью;

-ранним языковым развитием,обладают широким словарным запасом;

-высокой концентрацией внимания;

В поведенческой сфере одаренные дети обладают высоким чувством справедливости,обладают хорошим чувством юмора,в тоже время они порывисты,нетерпеливы,проявляют нередко черты эгоцентризма, для них характерны страхи, повышенная чувствительность.

Из это вытекает ряд проблем в воспитании и обучении ребенка.



Проблемы одарённых детей

 Неприязнь к школе

 Игровые интересы

 Конформность

 Погружение в философские проблемы

 Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием

 Стремление к совершенству

 Ощущение неуязвимости

 Нереалистические цели

 Сверхчувствительность

 Потребность во внимании взрослых

 Нетерпимость

Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно – обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одарённости ребенка, значение семьи является решающим.

Особенно важно для становления личности одарённого ребенка прежде всего повышенное внимание родителей.

Развитию одарённости таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей.

В воспитании ребенка родители всегда должны выходить за круг бытовых проблем, в их общении должна быть представлена так называемая совместная познавательная деятельность – общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем.

Родителей и детей должны объединять общие познавательные интересы, на основе которых наблюдается ускоренный темп умственного и общего возрастного развития

Одарённые дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение. Наиболее подходящая для обучения одарённых дошкольников коллективная форма организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса. Система свободных, не организуемых жестко занятий дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении.

Вывод,важную роль в воспитании и обучении принадлежит педагогу, обладающему творчеством, профессиональной компетентностью и заинтересованность семьи.

Важно помнить, что одарённость – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку важно найти именно индивидуальный подход.



Семинар №2

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Подготовила: Викторова И.М.

2012г.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастают.

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике ДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы руководителей, всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть привлечены родители (лица, их заменяющие), социальные институты, широкая общественность.

Однако, деятельность по направлению развития детской одаренности в масштабе дошкольного учреждения невозможна без научно - обоснованного управления этого процесса. Научно – теоретический анализ проблемы и реальной практики дошкольных образовательных учреждений убеждают нас в том, что отсутствие системы развития детской одаренности внутри детского сада отрицательно сказывается на эффективности деятельности с одаренными дошкольниками.

Управление развитием детской одаренности в дошкольном учреждении является тем рычагом, который нацелен на активизацию руководящих работников, педагогов, родителей, путем создания всех необходимых условий для проявления и развития их творческого потенциала в направлении деятельности с одаренными детьми. Предлагаемая нами модель управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми внутри детского сада является результатом труда коллектива ДОУ комбинированного вида № 52 с приоритетным осуществлением физического и художественно – эстетического направлений. При создании данной модели мы исходили из следующих теоретических соображений и практических выводов:

- развитие детской одаренности в условиях обычного детского сада требует разработки и внедрения целостной системы педагогического управления деятельностью всего педагогического коллектива в этом направлении;

- сама деятельность педагогического коллектива детского сада по развитию детской одаренности строится на основе системного, личностно-ориентированного, личностно - деятельностного подходов, которые обеспечивают системность, координацию деятельности всех подструктур дошкольного учреждения в развитии детской одаренности;

- включение дошкольников в разные виды деятельности, исходя из их способностей, склонностей и интересов.

При разработке модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми внутри дошкольного учреждения мы выбрали интеллектуальную одаренность детей дошкольного возраста и поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать модель управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми внутри дошкольного учреждения. Объектом исследования при этом является управленческая деятельность администрации детского сада, а предметом исследования выступает управление системой работы с одаренными детьми в условиях дошкольного учреждения.

В основу разработанной нами модели положены следующие педагогические условия, соблюдение которых должно обеспечить оптимальное управление развитием детской одаренности в обычном дошкольном учреждении:

- работе с одаренными детьми в дошкольном учреждении придается целенаправленность и системность;

-система работы педагогического коллектива детского сада по развитию способностей и дарований дошкольников станет объектом управленческой деятельности администрации учреждения;

-реализуются все этапы управленческого цикла в осуществлении управления развитием детской одаренности;

-реализуется научно обоснованное содержание и методика управленческой деятельности администрации, обеспечивающие успешное развитие одаренности дошкольников.

Управление процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми в условиях детского сада нами понимается как регулирование состояния системы работы с одаренными детьми в целях получения желаемого результата в их воспитании, обучении и развитии.

Предлагаемая нами модель управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми внутри дошкольного учреждения включает в себя четыре блока (приложение 1).

1.Управленческая деятельность администрации дошкольного учреждения по развитию детской одаренности.

2.Содержание деятельности педагогического коллектива по развитию детской одаренности в масштабе детского сада.

3.Развитие интеллектуальной одаренности воспитанников в учебном процессе (на занятиях).

4.Дополнительная работа с дошкольниками в направлении развития детской одаренности, которая представлена работой интеллектуального кружка «Мир логики».

Каждый из вышеназванных структурных компонентов модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми внутри дошкольного учреждения имеет свои подструктуры. Отметим, что все указанные компоненты предложенной модели взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют единый цикл управления развитием одаренности дошкольников.

Содержание деятельности по развитию детской одаренности в масштабе ДОУ включает следующие блоки:

- работа с педагогами;

- работа с воспитанниками;

- работа с родителями воспитанников.

Работая в данном направлении, мы выбрали развитие интеллектуальных способностей и одаренности дошкольников в образовательном процессе, это включает педагогические меры по выявлению и сопровождению одаренных детей; внедрение современных образовательных технологий и специфических методик развития детской одаренности и т.д.

Интеллектуальный кружок «Мир логики» решает следующие задачи.

1.Учить детей оперировать знаниями о предметах, их связях и отношениях, признаках этих предметов; видеть причинно-следственные отношения между явлениями и действиями окружающего мира, взаимосвязь живой и неживой природы, человека и природы, их обоюдное значение, роль человека в природе. Учить распознавать условные обозначения, пользоваться готовыми моделями.

2. Развитие творческой активности и гибкости мыслительной деятельности через использование технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».



  1. Развитие математических способностей и склонностей.

  2. Развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики.

  3. Развитие личностных качеств, навыков самоконтроля и навыков самооценки.

  4. Подготовка к школе.

Кружок посещают одаренные дети подготовительной к школе группы имеющие склонность к математике и высоким уровнем развития умственных способностей.

В целом, апробация созданной модели управления процессом психолого-педагогического сопровождении работы с одаренными детьми внутри дошкольного учреждения показывает ее эффективность как в плане решения первоочередных задач дошкольного образования, так и в отношении стимулирования педагогов к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию, и главное - в достижении количественных и качественных изменений в воспитании, обучении и развитии дошкольников. Одновременно наблюдаются позитивные изменения в работе дошкольного учреждения с родителями, повышения ответственности педагогических работников за качество своего труда.


Таблица 1

Этапы и содержание деятельности ДОУ по работе с одарёнными детьми


Управленческая деятельность

администрации ДОУ по развитию детской

одаренности

Содержание деятельности педагогического коллектива по развитию детской одаренности

Развитие интеллектуальной одаренности детей в процессе учебной

деятельности

Дополнительная работа с детьми по развитию

детской

одаренности

1– ый этап – информационно-аналитический

  1. Изучение и создание нормативно-правовой базы для осуществления экспериментальной деятельности

  2. Создание материально-технической базы.

  3. Изучение и сравнительный анализ программы «Одарённый ребенок» и программы «Воспитания и бучения в детском саду» под ред. М. Васильевой, В. Гербовой.

  4. Разработка плана реализации экспериментальной деятельности.

  5. Создание механизма медико-психологического обследования одарённых детей ДОУ.

Мотивация родителей (законных представителей) на сотрудничество в социально-педагогическом сопровождении одаренного ребенка (родители – союзники).

Мониторинг продвижения одаренного ребёнка в ДОУ.

Создание карты успешности развития ребёнка.

Составление картотеки по вопросам работы с одарёнными детьми.

Подготовка материалов для проведения содержательно-практического этапа эксперимента (планирование).

Анкетирование, тестирование педагогов.

Консультации для педагогов.

Проведение родительского собрания.

Анкетирование, опрос родителей.



Педагогическая и психологическая диагностика детей старшего дошкольного возраста.

Анализ полученных данных.



  1. Зачисление детей в состав кружка.

  2. Разработка программы кружка.

Составление перспективного и календарного планов.

2-ой этап – содержательно-практический

Обеспечение ресурсной базы для осуществления деятельности субъектов работы с одарёнными детьми

  1. Серия семинаров для педагогов.

  2. Педагогический совет.

  3. Составление информационных листов и памяток.

  4. Проведение круглого стола (для родителей) по вопросам развития одаренных детей.

Составление информационных листов и памяток для родителей.

  1. Апробация программы «Одаренный ребенок» с детьми старшего дошкольного возраста.

  2. Введение новых педагогических технологий, инноваций, мотивирующих и активизирующих образовательную деятельность одаренных детей.

  3. Проведение промежуточной диагностики.

Проведение тематических дней и иных развивающих мероприятий.

  1. Проведение занятий в соответствии с планами с использованием разных форм и новых эффективных методик.

Проведение малых олимпиад.

3-ий этап – контрольно-оценочный

  1. Создание банка данных об одаренных детях в ДОУ, технологиях работы с ними.

  2. Планирование работы по обобщению распространению опыта (проведение районных семинаров, привлечение СМИ).

Поощрение педагогов за взаимодействие со специалистами, за участие в создании специальных программ по работе с одаренными детьми

  1. Анализ выполнения программы по работе с одаренными детьми

Формулирование выводов, обобщение опыта работы.

  1. Итоговая педагогическая и психологическая диагностика.

Анализ результатов диагностики.

  1. Анализ выполнения программы кружка.

Сбор индивидуального портфолио достижений и практического результата деятельности каждого ребенка


Семинар №3
Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми, имеющими склонность к математике
Проблема детской одаренности является актуальной в современных условиях. Как отмечено выше существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике.

Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:



  • высоко развитая любознательность, пытливость;

  • способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;

  • высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);

  • раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;

  • развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;

  • способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;

  • раннее развитие сенсорных способностей;

  • оригинальность суждений, высокая обучаемость;

  • стремление к самостоятельности.

В поисках эффективных методов и приемов, форм взаимодействия с детьми были определены следующие направления работы.

1.Проведение психолого – педагогической диагностики ребенка.

2.Выбор оптимального образовательного маршрута ребенка.

-непосредственно – образовательная деятельность;

-образовательная деятельность при проведении режимных моментов;

-индивидуальная работа;

-самостоятельная деятельность детей;

-дополнительное образование;

-взаимодействие с семьей.

Психолого-педагогическая диагностика начиналась с наблюдения за ребенком, которая проводится во всех видах деятельности, это позволяет получить первичную информацию о характере и направленности интересов, склонности ребенка. Однако, в ходе наблюдения за детьми трудно избежать субъективных оценок, и можно упустить из виду скрытые, нереализованные задатки и способности. Поэтому проводится анкетирование родителей, а также обследование детей с помощью стандартизованной методики, предложенной А.И.Савенковым «Детская одаренность – развитие средствами искусства».

Комплексная диагностика помогла выявить уровень развития интеллектуальных способностей и наметить систему предстоящей работы.

Для детей имеющих интеллектуально – одаренных программа их возрастной группы оказывается достаточно легкой, а знания по ней усвоены глубоко и прочно. Поэтому в организации образовательного процесса я использую принцип индивидуально-дифференцированного подход. Дифференцированное обучение предусматривает создание оптимальных условий для развития способностей каждого ребенка. Так, например, таким детям следует предлагать усложненные варианты заданий, создавать условия побуждающих детей оказывать помощь другим детям, оценка своих работ и работ других детей. Такой подход оказывает помощь детям в развитии их способностей и одаренности.

В качестве примера предлагаю посмотреть фрагмент игры “Лабиринты” (Игра «Лабиринты». Цель: развивать логическое мышления, сообразительность и смекалку, умение ориентироваться в плане схеме, развивать зрительное восприятие, память и внимание, доказательную речь.

соблюдая правила прохождения блоков. Правила: - берем любой блок и передвигаем его по лабиринту; - блоки можно передвигать из клетки в клетку только по прямой, наискосок ходить нельзя)

Где дети разделены на две подгруппы: сильной подгруппе –предлагалось пройти лабиринт опираясь на план схему и индивидуальный маршрут, ребенок самостоятельно проходит лабиринт, объясняя свои действия

В тоже время, детям во второй подгруппы при выполнении этого же задания требовалась помощь педагога.

Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения, делать выводы.

Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования.

В своей работе я использую занимательный материал и развлечения на математическом материале: головоломки, ребусы, игры-лабиринты. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.



  • Дети очень активны в восприятии задач-шуток, занимательных вопросов. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его.

  • задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;

  • группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;

  • наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с дру­гими методами использовать ТРИЗ. Это позволяет придавать занятиям комплексный характер (у де­тей не только формируются математические представления, но и развивается речь, развиваются способности к изобретательской деятельности); дает возможность детям стать более инициативными, раско­ванными, проявлять свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть бо­лее уверенными в своих силах и возможностях;

Используемые игры содействуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

Помимо непосредственно-образовательной деятельности, перечисленные выше дидактические и развивающие игры, применяются и в свободной игровой деятельности детей. Дети имеют возможность самостоятельно выбирать интересующий их материал, создавать, придумывать интересные задачи и переносить полученный опыт из совместной деятельности в самостоятельную. Поэтому очень важным является создание в группе развивающей среды, в виде математического уголка.

При организации математического уголка, мы уделяли особое внимание его содержанию, так как он должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становлению его способностей.

В уголке содержится большое и разнообразное количество игр и пособий (игры-головоломки: «Танграм», «Пифагор», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Логическая мозаика»; развивающие кубики: «Сложи узор», «Уникуб», «Кростики», «Логический экран», «Хамелион», «Кубики Никитина», игры на изучение чисел, состава числа, на решение арифметических задач; игры на ориентировку в пространстве, лабиринты; игры на сериацию, классификацию, обобщение, сравнение, анализ; игры на развитие логического мышления - палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, развивающие игры В. В. Воскобовича); книги

познавательного характера; математические сказки; дидактические игры. Перечисленные игры содействуют развитию математических способностей детей, развитию аналитического восприятия, познавательной активности детей, устойчивого внимания, памяти, воображения, речи.

Несмотря на то, что интеллектуально одаренным детям уделяется особое внимание в процессе различных видов деятельности, зачастую они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить, что-то еще кроме программного содержания. Поэтому был организован кружок «Мир Логики». В рамках кружка используются развивающие игры В. В. Воскобовича, в которых заложен творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с их помощью развивается интеллект, мелкая моторика рук, познавательные и математические способности.

Важное значение в работе с одаренными детьми, является организация работы с их родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников, мы выстраиваем по следующим направлениям:



  1. Информационно-аналитическое направление. Реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Предполагает решение педагогических задач:

- выявить интересы и предпочтения родителей;

- выявить уровень их осведомленности в вопросах образования и воспитания детей;

- узнать семейный опыт, традиции воспитания детей.


  1. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является: повышение компетентности родителей в вопросах по развитию интеллектуальных возможностей ребенка.

  2. Наглядно-информационное направление. Реализуется в подборе информации и оформления папок передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием работы, которая ведется в группе, а так же узнать о формах и методах математического развития в условиях семьи.

Таким образом, предложенная система работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к математике, может заметить их проявление, обеспечить своевременное выявление и успешное сопровождение этих детей.


План - программа работы с одаренными детьми.

 


СОДЕРЖАНИЕ

МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

СРОК

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

1.

Создание Совета Педагогов по работе с одаренными детьми.

Составление плана работы с одаренными детьми.



Заседание

Совета Педагогов



Август

Музыкальный руководитель.

Участники: методист, воспитатели подготовительных групп, члены родительского комитета.



2.

Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности по жанрам: вокал, танец, игра на инструментах, декламация. Мониторинг способностей детей, индивидуальные беседы. Составление банка данных одаренных детей.

Анкетирование. Собеседование. Составление банка данных.  

Сентябрь

методист.

3.

Конкурс «Юные дарования»


Музыкальные досуги (совместно с родителями)

Конкурс «Юные дарования».



апрель

Музыкальный руководитель,

воспитатели подготовительных групп, члены родительского комитета.



 4.

 Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности.

 

 



 Групповые и индивидуальные тренинги, семинары.

 


 В течение года

 методист

Пояснительная записка к плану – программе работы с одаренными детьми

 

       План – программа работы с одаренными детьми построен в соответствии:



- Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

- Принципами развивающего обучения;

- Изменениями в содержании образования (в части работы с талантливыми детьми)

      При составлении плана – программы с одаренными детьми ориентировалась на:

- систему формирования основ музыкальной культуры дошкольников О. П. Радыновой, изложенной в Программе «Музыкальные шедевры»;

- систему комплексного творческого музыкального развития К. Орфа, идеи которой заложены в Программе «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой,

- идеи развития творческих способностей детей средствами театрального искусства, представленные в Программе «Театр - творчество - дети» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.

Структура плана – программы состоит из двух частей:

1 часть


Развёрнутый план работы с одаренными детьми, куда входит:

- План – программа работы с одаренными детьми,

- Перспективный план по музыкальному воспитанию (для организации работы на музыкальных занятиях),

- Перспективный план по театральной деятельности (для организации кружковой работы).

2 часть

Диагностические материалы.



Реализация плана – программы предполагает учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

План – программа работы с одаренными детьми рассмотрена и утверждена на Совете педагогов ДОУ.

Срок реализации плана – программы с 15 августа по 31 мая.

С 1 сентября по 30 сентября – диагностический период.

С 15 июня по 15 августа – творческие каникулы.

Реализация плана – программы по музыке, театральной деятельности проводится круглогодично.



 
скачать


Смотрите также:
«Организация работы доу с одарёнными детьми»
261.08kb.
Программа работы с одаренными детьми
100.48kb.
Научное и организационно-методическое обеспечение работы с одаренными детьми
56.17kb.
«Совершенствование работы учителей с одаренными детьми»
244.07kb.
Организация работы с одаренными детьми
75.89kb.
Концепции системы работы образовательного учреждения с одаренными детьми
109.59kb.
Программа работы с одаренными детьми «Ребёнок это мир с палитрой разноцветной» Программу составила
58.96kb.
В 32 Журба Н. Н. Организация работы педагога воспитателя с одаренными детьми
2356.8kb.
Семинар по информатике «Система работы с одаренными детьми» ниш фмн г. Талдыкорган Ким. Н. В., учитель информатики
82.54kb.
Программа работы с одаренными детьми «Юные таланты»
366.66kb.
Информация по опыту работы с одаренными детьми за 2012-2013 уч год в мбоусош №22
335.98kb.
Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Опыт работы с одаренными детьми в современной России», 19-21 октября 2009 г
38.27kb.