Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
ТЕМА 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭИС В НАЛОГОВЫХ СЛУЖБАХ

  1. Организационно-методические основы построения автоматизированной налоговой информационной системы (АНИС)

  2. Особенности проектирования автоматизированной обработки налоговой информации

  3. Организация решения задач в налоговой системы – расчет ЕСН и налога с дохода физических лиц


1. Организационно-методические основы построения автоматизированной налоговой информационной системы (АНИС)
Налоговую систему образуют совокупность налогов, сбора, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Налог, сбор, пошлина и другие платежи – взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, установленных законодательными актами.

Налоги характеризуются следующими свойствами:



  • обязательностью платы

  • аккумуляция в бюджете или в другом внебюджетном фонде (дорожный, пенсионный и другие)

  • установленность законодательными актами

  • полная безыквивалентность

  • стабильность платежа

  • систематичность платежа

Плательщиками налогов являются:

  • юридические лица

  • физические лица

  • другие категории плательщиков

Они имеют следующие обязанности:

  • обязательность уплаты налогов

  • обязательность регистрации в налоговой инспекции

Объект налогообложения:

  • доходы, в том числе и прибыль

  • стоимость товаров

  • отдельные виды деятельности

  • операции с ценными бумагами

  • пользование природными ресурсами

  • имущество юридических и физических лиц

  • передача имущества

  • добавленная стоимость продукции, работ и услуг

Льготы для налогоплательщика:

  • Необлагаемый минимум объекта налогообложения (мини-мум заработной платы по основной работе)

  • Изъятие из обращения определенных элементов в объекте налогообложения (часть прибыли, отправленная на благо-творительные цели)

  • Освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков (инвалиды, участники ВОВ, иностранцы (от НДС))

  • Понижение налоговых ставок (НДС на детские товары – 10%)

  • Вычет из налогового оклада из платежа за расчетный период (за фармацевтические препараты)

  • Целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (кредит для неплатежеспособных не по своей вине предприятий)

В качестве ответственности применяются штрафы и возбуждение уголовных дел. В частности предусмотрено взыскивать всю сумму скрытого дохода или другого объекта налогообложения. При этом накалывается штраф в том же размере.

10% штраф от общей суммы налоговых выплат за отчетный период налагается в следующих случаях:


  • за отсутствие учета по объекту налогообложения

  • за грубые ошибки в учете налогообложения ( более 5% недоплаты )

  • за непредоставление или несвоевременное предоставление отчетности

  • взыскание пени за каждый день задержки платежа

Все налоги могут быть классифицированы следующим образом:



Рис. 13.1

К федеральным налогам относятся:

НДС, акцизы, налоги на банковскую, страховую, биржевую деятельность, на операции с ценными бумагами, подоходный налог (с юридических и физических лиц), государственные пошлины.

К республиканским налогам относятся:

налог на имущество предприятий, лесной, плата за воду предприятий.

К местным налогам относятся:

налог на имущество физических лиц, налог на землю, налог на рекламу, налог на право торговли и другие.

Прямые налоги:

на прибыль, банковскую деятельность, страховую деятельность, подоходный с физических лиц, на землю, на имущество (в том числе на передачу имущества).

Косвенные налоги:

НДС, акцизы, налог на операции с ценными бумагами.

Общие налоги представляют основную массу.

Целевые налоги - это налоги, связанные с дорожными фондами, отчислениями в фонд воспроизводства минерально-сырьевых рес-урсов, на благоустройство города, на развитие социально-куль-турной сферы, поддержку образования учреждений, за съемки фильмов...
Налоговая служба РФ имеет следующую обобщенную структуру:

Рис. 13.2
Все налоговые инспекции (всех уровней) могут осуществлять функции низовой налоговой инспекции. Налоговая инспекция высших уровней осуществляет свои специфические функции, главными из которых являются:


  • Руководство инспекциями нижних уровней

  • Контроль работы инспекции нижних уровней

  • Совершенствование налоговой службы конкретного региона

  • Взаимосвязь с правоохранительными органами региона

  • Автоматизаций функций налоговой инспекции

  • Материально-техническое обеспечение налоговой службы

Основными функциями инспекций нижних уровней являются:

  • учет всех налогоплательщиков

  • контроль за поступление платежей в бюджет и фонды


2. Особенности проектирования автоматизированной обработки налоговой информации

Автоматизированная система налоговой службы (АСНС) имеет свои особенности, которые определяются:



  • структурным соответствием налоговой службы и системой обработки

  • разработкой с учетом ее единства для всей налоговой службы страны

  • созданием этой системы, предусмотренной на базе, соответ-ствующей вычислительной сети

Основу системы АСНС составляют автоматизированные системы государственной налоговой инспекции нижнего уровня. Весь комплекс задач, реализуемых и автоматизированных в тер-риториальных государственных налоговых инспекциях, разделя-ются на две части:

  1. АИС по налогам на физических лиц

  2. АИС по налогам на юридических лиц

Аналогично разграничена и вся информационная база, причем нормативно-справочная информация в этих базах имеет четкое разграничение на общесистемную часть и справочники местного уровня, при этом общесистемная часть ведется и корректируется централизованно либо на уровне федеральной ГГНИ, либо на уровне налоговой инспекции органа более высокого уровня.

Основу НСИ составляют в основном классификаторы различ-ных объектов, а также справочники.

В частности к числу общесистемных справочников для физи-ческих лиц относятся:


  • необлагаемый минимум заработной платы

  • классификаторы льгот

  • классификатор категорий плательщиков и др.

К местным справочникам относятся:

  • классификаторы налоговых инспекций

  • классификатор налоговых и бюджетных счетов

  • классификатор административных районов

  • классификатор предприяти и юридических лиц

К общесистемным справочникам по налогам на юридических лиц относятся:

  • категории отраслей

  • формы собственности

  • виды бюджетов и др.

К числу местных справочников по налогам на юридических лиц относятся:

  • классификатор банков

  • классификатор территорий

  • классификатор инспекторов (налоговых)

  • классификатор бюджетных счетов и др.

В качестве оперативной информации в территориальных налоговых службах используется отчетность от налогоплатель-щика.

В качестве выходной информации используются:



  • две основные отчетные формы:

1Н- отчетность по налогам на физических лиц

2Н- отчетность по налогам на юридических лиц



  • множество других менее формализированных отчетов и справок

В основу автоматизации налогов на юридических лиц заложено следующая функциональная схема работы налоговых инспекций:

Рис. 13.3

Исходя из этой функциональной схемы и с учетом наличия комплекса по налогам на физических лиц в налоговых инспек-циях предполагается создание автоматизированных рабочих мест 5 типов:



  1. АРМ “Налоги на физических лиц”

  2. АРМ “Учет и регистрация предприятий”

  3. АРМ “Камеральных проверок”

  4. АРМ “Лицевые карточки предприятий”

  5. АРМ “Экономист - аналитик”

Структура АИС (функциональная структура) налоговой службы низовой инспекции имеет следующий вид:


Рис. 13.4

Организация решения задач в налоговой системы
Представление о комплексе задач по налогам на физических лиц (НФЛ) дает следующая обобщенная схема диалога:

Рис. 13.5

  • Подготовка к работе предназначена для первоначальной привязки всего комплекса к параметрам конкретной инспекции и состоит из двух этапов:

  1. подготовка самой ПЭВМ к работе

  2. установка параметров конкретной инспекции, которая включает:

  • установку системы санкционированного доступа (определение паролей и их ввод)

  • ввод параметров конкретной инспекции к числу кото-рых относятся:

  • адресные признаки инспекции, которые в после-дующем используются для получения выходных форм

  • коды инспекции, которые в последующем ис-пользуются для получения выходных форм




  • Ввод и корректировка НСИ реализуется формирование (первоначальное) и последующая корректировка файлов НСИ, которые разделяются на две группы:

  • общесистемные файлы:

  • “Ставки налога на добавленную стоимость”

  • “Необлагаемый минимум заработной платы”

  • “Ставки подоходного налога”

  • “Классификатор льгот по налогам”

  • “Классификатор категорий плательщиков”

  • “Классификатор сфер и видов деятельности”

  • “Классификатор объектов имущества”

  • “Классификатор категорий земель”

  • “Классификатор государств”

  • местные файлы (заполняются самой налоговой инспекцией):

  • “Справочник территориальных экономических зон земли”

  • “Классификатор налоговых инспекций”

  • “Справочник участников налоговой инспекции”

  • “Справочник административных районов по государственной налоговой инспекции”

  • “Классификатор налогов и бюджетных счетов”

  • “Классификатор предприятий и юридических лиц”

  • Ввод оперативной информации реализуется в двух направлениях:

  1. Учет налогоплательщиков- предназначен для создания в налоговой инспекции единой картотеки всех налогоплательщиков, при этом в картотеке идентификация физического лица производится на основе его паспортных данных (ключ картотеки) или условного номера.

  2. Функция учета объекта налогообложения предназначена для ввода информации о всех объектах налогообложения физических лиц, к числу которых относятся следующие:

  • подоходный налог

  • земельный налог

  • налог на имущество,

К числу первичной документации при этом относятся, по подоходному налогу:

  • “Свидетельство предпринимателя”

  • “Предположительная декларация”

  • “Сведения о выплатах граждан”

  • “Акт проверки доходов”

  • “Фактическая декларация”

По другим налогам также используется соответствующая документация.

Оперативная информация о плательщиках и объектах налогообложения в БД хранится в следующих файлах:



  • “Картотека плательщика” (все сведения о плательщике)

ключ: серия и номер паспорта

  • “Регистрационное свидетельство”

ключ: номер свидетельства

  • “Предварительная декларация”

ключ: дата представления в ГНИ

  • “Сведения о выплатах граждан, проживающих на территории данной налоговой инспекции”

ключ: порядковый номер сведения

  • “Акты проверок плательщиков”

ключ: дата проверки

  • “Объекты налогов на имущество в части строений, помещений и сооружений”

ключ: порядковый номер объекта плательщика

  • “Объекты налога на имущества на транспортные средства”

ключ: порядковый номер объекта плательщика

  • “Объекты земельного налога в части земельных участков”

ключ: номер земельного участка

  • “Сведения о выплатах граждан, проживающих на территории других налоговых инспекций”

ключ: наименование организации; Ф.И.О. плательщика; дата выплаты

  • “Максимальный условный номер, присвоенный пла-тельщику для его идентификации вместо паспортных данных”

  • “Доходы от основной и неосновной работы”

  • “Доходы в виде авторских вознаграждений”

  • “Доходы от предпринимательской деятельности”

  • “Доходы в иностранных государствах”

  • “Расчет суммы подоходного налога по фактическому доходу”

  • “Вычеты из совокупного годового дохода”

Ввод оперативной информации осуществляется по стандартным макетам (маскам), в частности картотека плательщика вводится по следующему макету :

  • дата рождения

  • код льготы

  • документы, подтверждающие льготу

  • почтовый индекс

  • город и т.п.

  • улица

  • дом, корпус, квартира

  • телефон

  • место работы (наименование организации)

  • адрес организации

  • даты регистрации в налоговой инспекции

  • номер участка

Маска ввода регистрационного свидетельства:

  • номер свидетельства

  • район регистрации

  • дата выдачи

  • дата окончания действия

  • код вида деятельности

  • район источника дохода

  • адрес источника дохода

  • выполняемая работа

Маска ввода предварительной декларации (для предположительных доходов )

  • дата представления в ГНИ

  • предварительная сумма дохода

  • НДС

  • сумма облагаемого дохода

  • количество рабочих месяцев

  • количество иждивенцев

  • наличие основной работы

  • сумма налога

  • штрафная санкция

  • итоговый налог

  • категория плательщика

Маска ввода информации о выплатах граждан:

  • порядковый номер сведений

  • наименование организации

  • адрес организации

  • телефон бухгалтерии

  • категория плательщика

  • период выплаты (начало)

  • период выплаты (конец)

  • дата выплаты дохода

  • сумма дохода

  • сумма налога

  • дата оформления сведений

Маска ввода информации о проверке дохода (акт проверки):



  • дата проверки

  • выявленный доход

  • период получения (начало)

  • период получения (конец)

  • сумма расхода

  • облагаемый доход

Маска налога на имущества в части строений:

  • порядковый номер объекта

  • код объекта обложения

  • адрес объекта обложения

  • оценка объекта в рублях

  • количество месяцев обложения

  • ставка налога в процентах от оценки

  • сумма налога

Маска ввода информации о фактическом годовом доходе

  • Вычеты из дохода

  • Облагаемый доход

  • Расчет суммы подоходного налога

  • Полученные доходы

  • доходы внутри государства

  • доходы от иностранных государств

Полученные доходы разделяются на 5 групп:

  • по месту основной работы

  • по месту неосновной работы

  • в виде авторских вознаграждений

  • от предпринимательской деятельности

  • полученные в иностранных государствах

По первым четырем группам вводятся:

  • начисленный доход

  • облагаемый доход

  • удержанный налог

Пятая группа вводится по специальному макету.

  • Корректировка БД может осуществляется в двух режимах:

  1. Режим ввода (могут корректироваться все реквизиты кроме ключевых)

  2. Сервисный режим (могут корректироваться и ключи)

  • Просмотр и печать предназначены для выдачи оперативной информации и на экран, и на печать как индивидуально по плательщику, так и в обобщенной форме.

При организации решения комплекса задач разработчик с использованием новых информационных технологий проектирования проходит следующие стадии:

  • Анализ предметной области:

множество видов налоговых ставок:

N={Ni}1;

множество функций (работ) над реквизитами:

Fn={fl}1;

множество видов контроля правильности исчисления налогов:

Kn={fj}1;



  • Создание документооборота и схемы данных для определения:

  • объемов обрабатываемой информации,

  • периодичности,

  • точности (требуемой),

  • затрат стоимостных и трудовых по обработке исходных и итоговых данных по налогам.

  • Исходя из полученных расчетов трудозатрат (временных и стоимостных затрат) Tn и Cn, зная усредненные характеристики информационных технологий (КТС, ПО, ИО) ...) определяется априорная эффективность, называемая ТЭО, от внедрения НИТ и строится ТЗ (техническое задание).





  • Исходя из полученного ТЗ строится схема данных новой информационной технологии (НИТ)

  • Строится схема работы НИТ, связанная с обработкой налогов (N, Kn, Fn)

  • Строится НИТ, которая может быть представлена в следующих топологических изображениях:

  • пакетная обработка

Рис. 13.6


  • проблемно-ориентированный комплекс бухгалтера:



Рис. 13.7



  • сети АРМ бухгалтера:



Рис. 13.8


  • система телеобработки данных

  • После разработки схемы НИТ просматривается каталог возможных информационных технологий (ИТ) в разрезе стоимости, объема памяти, быстродействия, назначения данной компьютерной технологии

  • Если в каталоге нет соответствующей ИТ ведется собственное проектирование ИТ или по типовому проекту, или по техническому проекту.

  • Разрабатывается задание в виде схемы работы программ (блок-схема), схемы взаимодействия модулей, схемы ресурсов, схемы работы системы и схемы диалога, анализ предметной области.

Дерево видов налоговых ставок:



Рис. 13.9
Т.о. при создании схемы данных, связанной налоговыми документами, необходимо учитывать создание (разработку) файлов по физическим лицам, предприятиям.

Необходимо вводить файлы:



  • основные налоги,

  • новые налоги,

  • налоги, связанные с финансово-юридическим консалтингом.

В силу того, что данные по налогам используются в итоговом расчете стоимости товаров, услуг, работ, то очевидно, что функции (основные), связанные с работой по начислению налогов следующие:

  • создание БД НСИ с учетом БД по новым налогам и БЗ финансово-юридического консалтинга,

  • функции, связанные с внешними изменениями в БД НСИ,

  • функции контроля правильности начисления налогов,

  • функции расчета стоимости товаров, работ и услуг с учетом налогообложения и сборов в различные спецфонды.

Функции контроля:

  • Общая ставка налога с прибыли или ФОТ (фонд оплаты труда) предприятия, объема реализуемой продукции, работ и услуг.

Для предприятий:

  • отчисления от оплаты труда в фонды внебюджетные (ЕСН),

  • транспортный налог,

  • НДС,

  • специальные налоги,

  • налог на жилищный фонд,

  • налог с прибыли;




  • Общая ставка налога с физических лиц

  • подоходный налог.




  • Исчисление стоимости товара с учетом налога и отчислений в различные фонды

Sn= S + N1+N2+N3+N4+N5+N6+N7

N1НДС,

N2 - налог на имущество,

N3 - налог на прибыль,

N 4 - налог на транспорт,

N5 - специальный налог на финансовую поддержку,

N6 - отчисления в различные фонды,

N7 - новые налоги.


Стоимость работы одного физического лица

Sn=S - Nф1- Nф2- Nф3

S - стоимость работы без налога.

Nф1 - подоходный налог,

Nф2 - отчисление в фонд социального страхования, пенсионный и ФМС,

Nф3 - новые налоги



3. Организация решения задач в налоговой системе расчет ЕСН и налога с дохода физических лиц
Одну из ведущих ролей в налоговой системе играют социальные налоги, ориентированные на организацию социальных и правовых мер, защиту населения, поддержания стабильности функционирования общества.

До начала 2001 российское законодательство предусматривало уплату различных социальных налогов: пенсионный, социального страхования, на медицинское обслуживание, на обеспечение образовательных учреждений. ... С начала 2001 года вступила в действие вторая часть НК РФ, которая предусматривает уплату Единого Социального Налога взамен всем предшествующим.


Существует 2 категории плательщиков ЕСН: работодатели, производящие выплаты наемным работникам индивидуальные предприниматели, адвокаты и лица, занимающиеся частной лечебной и преподавательской деятельностью. При уплате налога он распределяется по различным фондам, так 28 % от налогооблагаемой базы поступает в Пенсионный фонд, 4 %- в Фонд Социального Страхования, 0,2%-в Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования, 3,4%- в Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования.
Для первой категории налогоплательщиков, если средняя величина налоговых отчислений в расчете на одного работника предприятия превышает 100 000, то работодатель имеет право применять регрессивную шкалу налогообложения.
Ставки налогов для различных категорий налогоплательщиков приведены во второй части налогового кодекса.
Единый социальный налог считается по единому алгоритму, однозначно определенному Налоговым Кодексом РФ.

Словесный Алгоритм расчета налога с доходов физических лиц.


  1. Уточнение вида доходов для налогоплательщика

Если доход облагается по ставке 13%, то 2

Если доход облагается по ставке 30% , то 5

Если доход облагается по ставке 35%,то 5


  1. Если 13%, то определяем сумму доходов, сумму стандартных, социальных, имущественных, профессиональных налоговых вычетов 3




  1. Определение разницы между доходами и суммарными налоговыми вычетами4




  1. Если разница меньше 0, то 1; Если разница больше 0, то 5




  1. Определение налоговой базы 6




  1. Определение подкатегории налогоплательщика :

Если налогоплательщик - налоговый агент, то 7

Если налогоплательщик - индивидуальный предприниматель, то 17

Если налогоплательщик занимается иным видом деятельности и имеет отдельные виды доходов, то 19


  1. Если налогоплательщик - налоговый агент, то проверяем:

Ставка13%, то 8

Ставка30%, то 23

Ставка35%, то 25


  1. Определяем сумму налога = налоговая база * ставка налога 9




  1. Определяем сумму, принимаемую к зачету  10




  1. Определяем сумму налога, перечисляемую в бюджет  11




  1. Определяем превышает ли сумма налога 50% от суммы денежных средств Да-12, Нет-13




  1. Выдаем сообщение и определяем сумму налога как 50% от налоговой базы  13




  1. Проверяем сумма налога меньше 100 рублей Да-14, Нет-15




  1. Сумма налога остается на следующий налоговый период  1




  1. Подсчет общей суммы налога  16




  1. Округляем сумму налога до целых рублей  конец




  1. Индивидуальный предприниматель. Уточнение суммы, начисленной налоговым агентом  18




  1. Уточнение суммы авансовых платежей  19




  1. Ставка:

Ставка 13%  20

Ставка 30%  23

Ставка 35%  25


  1. Сумма налога  21




  1. Уменьшаем сумму налога на суммы, начисленные налоговыми агентами и суммы авансовых платежей  15




  1. Уточнение сумм, начисленных налоговыми агентами  19




  1. Определяем сумму налога по каждому виду дохода  24




  1. Определение суммарного налога  15




  1. Определение суммы налога  24

.

Сценарий диалога



Рис. 13.10
Дерево диалога


Рис. 13.11

Схема данных


Рис. 13.12
Схема работы АРМ
Рис. 13.13(1)
Рис. 13.13(2)

Рис. 13.3(3)
Схема взаимодействия модулей



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Организация эис в налоговых службах организационно-методические основы построения автоматизированной налоговой информационной системы (анис)
531.08kb.
Тема Общая характеристика налоговой системы РФ
33.45kb.
Тема 8 организация и функционирование эис в службах управления экономическими системами арм сотрудника отдела кадров
147.75kb.
Положение по использованию автоматизированной информационной системы «Сетевой город. Образование» образовательным учреждением
130.66kb.
ИБ16. Основные технологии построения защищенных эис методология построения систем защищенных ас
118.42kb.
Занятие №5-2008 основы методологии
177.45kb.
20 г. Положение по использованию автоматизированной информационной системы «Сетевой город. Образование»
175.16kb.
Управление экономикой и создание экономических информационных систем Изучив данную тему, студент должен: знать
144.01kb.
Т. В. Евдокимова Положение по использованию автоматизированной информационной системы «Сетевой город. Образование» в рамках проекта внедрения электронных журналов Общие положения 1 Настоящий регламент
190.23kb.
Особенности налоговой системы Узбекистана
310.56kb.
Письмо Федеральной налоговой службы от 27 мая 2005 г. N чд-6-09/440 "О реорганизации юридических лиц"
418.55kb.
Техническое задание на приобретение автоматизированной информационной образовательной системы г. Самара, 2006 Перечень сокращений оу
100.09kb.