Главная стр 1стр 2 ... стр 5стр 6
скачать
Управление образования администрации города Соликамска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №4»
Согласовано: Утверждено:

на педагогическом совете МАОУ Директор МАОУ «ООШ №4»

«ООШ №4» протокол №____ _________И.А.Калинина

от « ___»______2012г. приказ №_______

с Управляющим Советом от «___»_________2012г.

Председатель______ И.Ю.Юрк

«___»_________2012г.

Основная образовательная программа

начального общего образования

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Основная общеобразовательная школа №4»

(с изменениями, срок реализации 4 года)

Авторский коллектив:

И.Н.Верина, заместитель директора по УВР,

Н.Г.Тузова, учитель высшей категории,

Почетный работник общего образования РФ,

В.П.Разжигаева, учитель высшей категории,

Почетный работник общего образования РФ

Соликамск, 2012


Содержание
1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка 3


1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования 8


1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной

образовательной программы начального общего образования 14


2. Содержательный раздел

    1. Программа формирования универсальных учебных действий у

обучающихся на ступени начального общего образования 19
2.2 Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности 31
2.3 Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования 33


2.4 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного

образа жизни 38

2.5 Программа коррекционной работы 44
3.Организационный раздел

3.1 Учебный план начального общего образования 49


3.2 План внеурочной деятельности 57
3.3 Система условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС НОО 60

4. Литература 67
5. Приложение

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 4» разработана коллективом педагогов начальной ступени обучения с участием родителей учащихся на основе ст. 14, 15 Закона Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ №373 от 06.10.2009г.). Программа представлена и согласована на заседании Управляющего совета. Определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Необходимость введения основной общеобразовательной программы начального общего образования обусловлена социальным запросом

со стороны государства:

-разностороннее образование детей на современном уровне с ориентацией их на духовное развитие и самореализацию;



со стороны общества:

-создание условий для сохранения, укрепления и развития физического, психического и духовно - нравственного здоровья учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;



со стороны родителей:

-обеспечение преемственности с МДОУ;

-получение качественного основного начального образования;

-сохранение здоровья детей;



со стороны учеников:

-создание комфортных психолого-педагогических и материальных условий для успешной учебной деятельности;

-соблюдение прав и уважение достоинств личности ребенка.

Программа учитывает основополагающие положения ФГОС НОО – обеспечение:

- равных возможностей получения качественного начального общего образования;

- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

- преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего образования;

- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

- единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

- демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;

- формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

- условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.



Целью реализации

основной образовательной программы начального общего образования:

совершенствование условий, обновление содержания, повышение качества начального общего образования для формирования социально успешной и творчески развитой личности младшего школьника.



Задачи по реализации

основной образовательной программы начального общего образования:

-создать содержательную основу для реализации самостоятельной учебной деятельности младшего школьника, направленную на саморазвитие и самосовершенствование;

-развивать у младшего школьника контроль и самоконтроль, оценку и самооценку как важнейшие показатели сформированности учебной деятельности;

-обеспечить плавный, бесстрессовый переход от игровой к учебной деятельности, создать условия для построения преемственности дошкольного, начального и основного общего образования;

-объединить усилия образовательного учреждения и семьи в укреплении здоровья младшего школьника;

-организовывать познавательную деятельность с учетом интересов обучающихся, личных предпочтений и свободного выбора увлечений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Главными ценностными ориентирами, лежащими в основе разработанной образовательной программы, являются гуманистические идеи, конкретизирующиеся в формах гуманизации и гуманитаризации образования:


  • признание, наряду с общей духовно-культурной основой образования и воспитания, права каждого ребенка на получение знаний саморазвитие в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей;

  • признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его реализации в общественной среде;

  • признание ценностной значимости природной среды и ее единства с духовной культурой;

  • право педагогов на творческий подход при осуществлении профессиональной деятельности, непрерывный поиск и проверка содержания, форм и методов обучения и воспитания;

  • сотрудничество, неформальное общение и в идеале сотворчество учителей, учащихся и родителей во всех сферах жизни школы;

  • демократические, партнерские отношения между взрослыми и детьми в образовательном процессе и управлении школой;

  • уважительное отношение к школе и ее традициям.

Данные ценностные ориентиры определяют принципы, на которые опирался педагогический коллектив при разработке образовательной программы:

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:



  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Такой подход обеспечивает одновременно гражданско-патриотическое воспитание учащихся и интеграцию в европейское образовательное пространство.

Качество образования как основной результат учебно-педагогической деятельности рассматриваем как системно-организованную структуру, включающую четыре основных компонента:



  • Развитие всех сторон личности, высокий уровень её функциональных возможностей.

  • Здоровье, понимаемое как физиологическое, психическое, интеллектуальное и нравственное благополучие.

  • Образованность, выражающаяся в сформированности ключевых и предметных (основных) компетенций, готовности к творческому освоению мира, к продолжению образования, приобретению специальности и профессии.

  • Воспитанность, предполагающая овладение богатствами культуры, которые

накоплены человечеством, способность к эмоционально-ценностному восприятию мира, социума и себя в социуме.

Высшее назначение, миссию школы мы видим в формировании образованной личности, т.е. личности, обладающей этими четырьмя фундаментальными свойствами, способной к преобразованию различных сфер деятельности с учётом её собственных потребностей и меняющихся условий жизни на основе компетентностного подхода как нового качества образования.



Планируемых результаты освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Основная образовательная программа НОО предусматривает:


  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа ( информационные технологии; проектно-исследовательские и др.);

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды ( района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа №4" содержит следующие разделы:

-целевой;

-содержательный;

-организационный.

В начальной школе обучается 385 учащихся. 14 общеобразовательных классов и 1 специальный (коррекционный) класс VII вида. Средняя наполняемость в классах 25 человек. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами. Начальные классы школы работают по режиму пятидневной и шестидневной учебной недели. В первую смену занимаются учащиеся 1, 4 классов. Во вторую смену занимаются учащиеся 2,3 классов и группы продленного дня. Недельная учебная нагрузка: 1 классы - 20 часов; 2, 3, 4 классы – 22 (25) часов.

Начало уроков в 8.00 - первая смена, в 13.40 - вторая смена, продолжительность урока в первых классах – 35 минут, во вторых, третьих, четвертых классах – 45 минут. Длительность перемен составляет 10, 20 минут.

В образовательном учреждении реализуется программа «Школа России» (авторский коллектив под руководством А.А.Плешакова), образовательная система «Школа 2100» (авторский коллектив под руководством академика РАО А.А.Леонтьева) это обоснованно тем что. наблюдается преемственность обучения по данным комплектам с МДОУ «Детский сад № 43», «Детский сад № 7», «Детский сад № 9» и выполнением социального заказа родителей.

Внеурочная деятельность строится в первой половине дня для 2,3 классов, во второй половине для 1,4 классов. Обучающимся предоставляется возможность реализовать себя по всем предусмотренным ФГОС направлениям развития личности на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

Выбор данной модели внеурочной деятельности зависит от субъективных (зависящих от условий образовательного учреждения) и объективных (не зависящих от образовательного учреждения) факторов. Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:


  • территориальное расположение;

  • уровень развития дополнительного образования в образовательном учреждении;

  • программное обеспечение воспитательной деятельности учителей начальных классов и классных руководителей;

  • кадровое обеспечение воспитательного процесса (наличие педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда);

  • материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.

В качестве базовой модели организации внеурочной деятельности в условиях нашего образовательного учреждения приемлема модель, которая исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, включает следующие компоненты:

  • учебный план;

  • дополнительные образовательные программы (внутришкольная система дополнительного образования);

  • образовательные программы учреждений дополнительного образования;

  • организацию деятельности групп продленного дня;

  • классное руководство (экскурсии, круглые столы, соревнования);

  • деятельность педагогических работников (педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог).

Невозможно добиться качественного результата без взаимодействия образовательного учреждения с социокультурным окружением

Социальными партнерами образовательного учреждения являются:

-МДОУ «Детский сад № 6, 7, 9, 43»;

-Центральная городская детская библиотека;

-МУК «Соликамский краеведческий музей»;

-МОУДОД «Детский эколого- биологический центр»;

-ММУ «Центр медицинской профилактики»;

-МОУДОД «ЦРТД и Ю №1»;

-МОУДОД «Центр детского творчества «Сильвинит»;

- МОУДОД «Центр детского творчества «Изумруд»;

- МОУДОД «Центр детского творчества «Кристалл»;

- МОУДОД «Детско-юношеская спортивная школа «Старт»».

Для определения актуальных форм организации внеурочной деятельности педагоги образовательного учреждения изучают социальный запрос родителей на основе анкетирования. Полученные результаты позволяют составить план занятий внеурочной деятельности. Модель реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС представлена в плане внеурочной деятельности.

Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности

Направления развития личности

Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности

Спортивно-оздоровительное

Воспитание физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Социальное

Общекультурное

Развитие чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций, развитее эмоциональной сферы. Привитие любви к малой Родине, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Духовно-нравственное

Общеинтеллектуальное

Обогащение знаний учащихся о научных понятиях и законах, формирование мировоззрения, функциональной грамотности. Воспитание бережного отношения к окружающей среде, чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности

Условия, необходимые для реализации образовательной программы:

- кадровое обеспечение;

- учебно-методическое обеспечение;

- материально-техническое обеспечение;

- финансовое обеспечение.

Эти условия являются ведущей основой образовательной программы.

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Планируемые результаты освоения программ начального образования являются одним из важнейших механизмов функционирования второго поколения государственных стандартов и представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования.

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных стандартов второго поколения.

В структуре планируемых результатов по каждой учебной программе выделяем уровни описания, которые при организации образовательного процесса требуют от учителя дифференцированного подхода к обучающимся.



Уровни описания

Цели планируемых результатов

Оценка

«Зачем нужно изучать данный предмет?»

-развитие личности обучающегося;

-формирование определенных познавательных потребностей и ценностных установок.



полученные результаты характеризуют деятельность на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

«Выпускник научится»

-освоение базового уровня учебного материала.

итоговая оценка – единственное основание для перехода на следующую ступень обучения.

«Выпускник получит возможность научиться»

-предоставление возможности продемонстрировать овладение более высокими уровнями достижений и выявление динамики роста подготовленности обучающихся.

текущая, промежуточная оценка фиксируется посредством накопительной оценки (портфолио) и учитывается при определении итоговой оценки.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения




междисциплинарных программ

программ по всем учебным предметам

«Формирование универсальных учебных действий»;

«Чтение. Работа с текстом»



«Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «Изобразительное искусство».

В результате изучения всех без исключения предметов у выпускников начального общего образования будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.




УУД

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

Сформировать внутреннюю позицию обучающегося, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Регулятивные

Овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные

Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты, включая общие приемы решения задач.

Коммуникативные

Приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия» г. Боровичи 2013
2531.39kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
10602.13kb.
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения
6378.92kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения
1272.02kb.
Основная образовательная программа фгос ноо муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
2755.46kb.
Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
2929.36kb.
Основная образовательная программа начального общего образования мкоу новосельской сош
4578.15kb.
Основная образовательная программа началь­ного общего образования Утверждена
2066.52kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
853.54kb.
Образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения Дятьковской средней общеобразовательной школы №2
499.68kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
3543.12kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
4545.91kb.