Главная стр 1стр 2 ... стр 4стр 5
скачать
V. Основная образовательная программа начального общего

образования (1 – 4 классы)

5.1. Пояснительная записка

  • Цели и ценности образования

Образовательная программа сформирована, исходя из положений Закона Российской Федерации «Об образовании», где в статье 9 (п.1) поясняется, что «образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности», а в статье 32 (п.6) говорится, что «разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов относятся к компетенции образовательного учреждения».


  • Целевое назначение:

- воспитание и развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;

- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- овладение культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни;

- развитие трех основных способностей:

- активности через формирование мотивов к образованию;

- адаптивности, через формирование умений межличностных и коллективистических отношений;

- автономности, через раскрытие индивидуальных способностей ребенка в соответствии с концепцией «Школы социального развития личности», с традициями школы, как личностно-ориентированной образовательной системы.

Образовательная программа ориентирована на реализацию основных задач образования и создает социальные и организационно-педагогические условия для реализации в полном объеме права детей на образование и предназначена удовлетворить потребности:

- ученика – в освоении познавательных и ценностных основ личностного и профессионального самоопределения на основе усвоения традиций и ценностей культуры и цивилизации, в расширении возможностей для реализации интереса к тому или иному учебному предмету в системе непрерывной подготовки кадров. В этом аспекте образовательная программа реализует право ребенка на сохранение своей индивидуальности, зафиксированное в статье 8 «Конвенции о правах ребенка»;

- родителей, как гарантия «наилучшего обеспечения интересов ребенка», обозначенная в статье 3 «Конвенции о правах ребенка»;

- учителя, как гарантия права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности. Кроме того, образовательная программа предоставляет право проектирования учебной программы, выбора диагностических методик и инновационных технологий;

- школы, поскольку образовательная программа дает ей право на собственный «имидж»;

- общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и цивилизации, что также соответствует статье 6 «Конвенции о правах ребенка»: «… государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка, поскольку в этом будущее любого общества»;

Цели ориентированы на результаты освоения образовательной программы всеми обучающимися с учетом их индивидуальных особенностей


  • Ожидаемый результат:

- освоение обязательного минимума содержания образования;

- достижение уровня элементарной грамотности (как основного образовательного результата на первой ступени образования);

- приобретение коммуникативных навыков в общении со сверстниками;

- сформированность общеучебных умений и навыков в объеме начальной школы;

- умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Описание модели выпускника начальной школы:

1) в аспекте обучения:

- готовность к обучению в основной школе;

- умение успешно и эффективно использовать накопленные знания, умения и навыки;

- сформированность основных приемов мышления (мобильность, рациональность, репродуктивность,

эвристичность);

- владение основными приемами творческой деятельности ( творческая индивидуальность субъекта жизнедеятельности);

- сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, адекватность оценки своих возможностей и достижений);



2) в аспекте воспитания:

- уровень воспитанности, нравственных убеждений, гражданственности, толерантности, патриотизма, любви к родному селу;

- готовность к созидательной деятельности;

- способность к диалогу с различными субъектами социальной жизни.




  • Адресность образовательной программы.

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА

Образовательная программа начального обучения адресована детям 6,5 -7 лет, достигшим любого уровня школьной зрелости, I - IV группы здоровья.

Принцип комплектования классов, выбор УМК осуществляется в соответствии с социальным заказом родителей в заявительном порядке согласно Уставу ОУ.

Характеристика основного содержания образовательной программы начальной школы.

В ОУ созданы условия для доступного качественного образования:

- выбор образовательных программ (для родителей и учащихся);

- обучение на современной учебно-материальной базе;

- бесплатное образование в соответствии с установленными стандартами;

- поддержка наиболее талантливых детей;

- получение дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг;

- социально-педагогическая и психолого-педагогическая помощь в процессе образования;

-обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка.

Образовательная программа индивидуального обучения с недельной нагрузкой 8 часов по учебному плану индивидуального обучения предоставляется детям по медицинским показаниям на основании справки КЭК и заявления родителя (законного представителя) и оформляется приказом районного отдела образования.




  • ПРОЦЕДУРА ВЫБОРА И ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА УЧЕНИКА

Образовательная программа учитывает:

а) потребности учащихся и их родителей (их интересы и планы);

б) возможности учащихся (уровень готовности к освоению программы, состояние здоровья);

в) поскольку между а) и б) возможно противоречие, то важно в школе выработать процедуру, позволяющую оптимизировать выбор индивидуального образовательного маршрута.

Основанием для выбора образовательного маршрута в начальной школе являются:

- уровень готовности к школе;

- состояние здоровья ребенка;

- желание родителей;



Процедура выбора:

- ознакомление родителей будущих первоклассников с реализуемыми образовательными программами (родительские собрания, печатная информация, Интернет) (январь - февраль);

- индивидуальные консультации для родителей и детей (февраль - май);

- прием заявлений с указанием желаемого маршрута (апрель- май);

-консультации с детьми и родителями, выбравшими ту или иную образовательную программу с целью определения уровня готовности к школе (апрель-май);.

- анализ состояния здоровья детей (на основании медицинских документов) (май-июнь).


Процедура выбора предполагает:

- доведение до сведений родителей информации о реализуемых на предстоящем этапе обучения образовательных программах ;

- сбор информации и проведение на его основе анализа успешности учебной деятельности. (Предполагается учитывать итоговую успеваемость, годовые контрольные работы по русскому языку и математике, различного рода работы по развитию речи, технике чтения. Проводится в течение учебного года);

- сбор информации и анализ сформированности познавательных интересов и мотивации учения;

- анализ динамики состояния здоровья учащихся;

- изучение образовательных ожиданий родителей (опросы, анкетирование. Проходит в течение учебного года);

- проведение предварительного обсуждения по определению оснований для той или иной образовательной программы (март-апрель);

- коррекционная работа с учащимися и родителями при полном или частичном отсутствии оснований выбора (март-май).

Мы отдаем себе отчет в том, что не всегда противоречия, возникающие при выборе образовательной программы, могут быть разрешены данными процедурами. Такие случаи рассматриваются индивидуально и решаются, исходя из интересов ребенка и семьи.
Основания для изменения образовательного маршрута

В школе предполагается изменение образовательного маршрута (ОМ). Однако могут возникать ситуации, когда образовательные маршруты учащихся нуждаются в изменении во время обучения по данной образовательной программе. Изменение маршрута может осуществляться в следующих направлениях:

-базовая;

-ориентированная( экстернат, семейное образование, индивидуальное обучение по медицинским показателям)

Основанием для изменения индивидуального маршрута с базовой программы на ориентированную являются:

- успешность индивидуального образовательного маршрута в рамках базовой программы. Определяется по следующим параметрам:

а) успеваемость;

б) медицинские показания;

в) сформированность познавательных интересов;

г) наличие творческих достижений в выбранной образовательной области:

д) желание учащихся и семьи;

е) наличие мест в классе.


Процедура изменения образовательного маршрута:

  • заявление родителей или учащихся;

  • анализ наличия оснований для изменения образовательного маршрута (проводится зам. директора УВР);

  • решение педсовета о возможности изменения образовательного маршрута.

Образовательная программа школы как нормативный документ определяет:

- цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;

- научно-методическую базу реализации учебных программ.

Образовательная программа школы как нормативный документ регламентирует:

- условия освоения образовательной программы;

- организацию образовательного процесса;

- конкретизирует диагностические процедуры и критерии поэтапного объективного учета образовательных достижений учащихся;

- организационно-педагогические условия реализации программ общего и дополнительного образования;

- начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Все отношения учащегося с внешним миром определяются его новой социальной позицией – ролью ученика, школьника.

Любая система образования должна ориентироваться на особенности ее субъектов. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий

(УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу — закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих

способность к организации самостоятельной учебной деятельности.




5.2. Базисный учебный план начальной школы

Пояснительная записка.

Учебный план школы построен в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196, приказом Министерства Образования РФ от 05.03.2004 №189 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего , основного общего и среднего (полного) общего образования», приказом Министерства Образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. Приказом КО от 21.04.1998г. №285, распоряжением Комитета по образованию СПб от24.12.2007 г№1729-р, Уставом и Программой развития образовательного учреждения.

Данный учебный план полностью реализует Федеральный компонент государственного стандарта, обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации, гарантирует владение выпускниками первой ступени образовательного учреждения необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможность дальнейшего продолжения образования. Учебный план в школе составлен с учетом особенностей, присущих образовательной системе школы, обеспечивает реализацию Программы развития школы.

Учебный план обеспечивает выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением главного санитарного врача РФ от 28.12.2002 г. №44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».

Учебный план обеспечивает реализацию общеобразовательных программ начального общего образования. Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений состоит из двух частей: инвариантной части, вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету (математика, окружающий мир, художественный труд).

Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Прием обучающихся в 1-4 классы Образовательного учреждения осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» на основе правил приема обучающихся в образовательные учреждения в установленном порядке и Положением о приеме в образовательное учреждение, разработанным Образовательным учреждением самостоятельно и согласованным с Учредителем. Приём учащихся в первый класс осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительством РФ от 19.03.2003г. №03-51-57; санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиНа 2.4.2.1178-02; Уставом общеобразовательного учреждения; локальными актами образовательного учреждения, регламентирующими порядок приёма. В первый класс принимаются все дети, проживающие в селе и достигшие возраста 6,5 - 7 лет и не имеющие медицинских противопоказаний для обучения в 1 классе общеобразовательной школы, по заявлению родителей (законных представителей). Дети 6,5 - 7 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, но не прописанные, но проживающие в селе, принимаются в школу.

Уровень готовности ребенка к освоению программы устанавливается на основании заключения (эпикриза) медицинского учреждения.

Учебный план составлен для реализации образовательной программы начального общего образования по шестидневной учебной неделе, 1 класс – пятидневной рабочей неделе. Учебный план рассчитан на 33 учебные недели в год для первого класса, 34 недели для 2-4 классов. Обязательная нагрузка обучающихся в 1 классах не превышает предельно допустимую аудиторную учебную нагрузку - 20 часов, во 2-4 классах – 25 часов. Продолжительность уроков для 1-х классов – 35 минут (пп. 2.9.4. – 2.9.5 СанПиН 2.4.2.1178-02), число уроков в день в сентябре-октябре – 3, а в последующие месяцы не более 4-х. С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в 1 классе, в соответствии с пп. 2.9.4. – 2.9.5 СанПиН 2.4.2.1178-02, обеспечивается организация адаптационного периода (письмо МО РФ от 20.04.2001 г. № 408/13-13). В первом полугодии первого класса обучение ведется без домашних заданий. В соответствии пп.2.9.1 и 2.9.3 СанПиН 2.4.2 1178-02 и ФБУП 2004 г. Продолжительность уроков для 2-х – 4-х классов – 45 минут.

1 класс работает по учебному плану ФГОС, 2-3 классы работают по БУП-2004г., 4 класс по БУП – 1998г. Из часов школьного компонента отведено на русский язык в 1 классе - 1 час, во 2 классе - 2 часа, в 3 классе - 1,5 часа, на литературное чтение в 1 классе - 1 час, во 2-3 классах - 1,5 часа, а так же на математику во 2 классе - 1 час, в 3 классе - 0,5 часа.

С целью усиления работы по охране здоровья школьников выделено по 0,5 часа на изучение ПДД во 2-4 классах. В учебном плане предусмотрены часы для индивидуальных и групповых работ с сильными и слабыми детьми по русскому языку и математике по 0,5 часа в 4 классе.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.

Изучение призвано формировать читательскую деятельность школьника, интерес к чтению и книге, читательский кругозор. Младшие школьники знакомятся с образцами фольклора родного языка, с лучшими произведениями детской национальной литературы. Существенное место на уроках родной литературы занимает чтение в переводе на родной язык лучших образцов детской литературы других народов нашей страны, русской литературы.

Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Обучение языку проходит во 2-3 классах. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.

Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу (селу), своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.

Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный предмет «Изобразительное искусство» можно изучать отдельно или в качестве интегрированного предмета «Художественный труд».

Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.

Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика.

Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение, субъект РФ. В 1 классе в соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку учащихся, вариативная часть отсутствует.

Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Разделение класса на подгруппы при необходимости при изучении предмета «Иностранный язык» обосновано принципом уровня подготовленности учащихся по данному предмету.

Учебный план принят решением педагогического совета №1 от 31.08.2011года.

Учебный план согласован с Отделом образования администрации Мамонтовского района Алтайского края..Утвержден приказом директора МОУ «Буканская СОШ» Р.В.Овчаровым №1 от 1.09.2011 года

Учебный план Буканской средней школы на 2011-2012 учебный год.


Учебный план(недельный) на 2011 -2012 учебный год

Начальное общее образование (стандарты второго поколения) 1 класс


Классно-урочная форма

Инвариантная часть

Учебные предметы

1 класс

Русский язык

5

Литературное чтение

4

Математика

4

Окружающий мир(человек, природа, общество)

2

Искусство (музыка и ИЗО)

2

Технология (труд)

1

Физическая культура

3

Итого:

21







Вариативная часть

Итого

5 дней

0

Предельно допустимая нагрузка

5 дней

21

Внеучебная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)



6

Всего



27

Направления

Внеурочные занятия







Спортивно-оздоровительное

«Национальные спортивные игры»





2



Художественно-эстетическое

«Читай-ка»

«Квилинг»

«Весёлые нотки»

«Юный художник»






1

1

1



1

Максимальная внеаудиторная нагрузка учащегося




6

Итого:




27



Федеральный компонент

2 класс

3 класс

4 класс

Кол-во часов

ш

Кол-во часов

Ш

Кол-во часов

Ш

Образовательные области

Образовательные компоненты


















Филология



Обучение грамот

Обучение письм

Русский язык


3


2


3


1,5


5


0,5


Литературное чт

Литература



4

0,5

3

1,5

4,5




Иностранный яз

2




2









Математика



Математика

4

1

4

0,5

5

0,5

Алгебра



















Геометрия



















Информатика



















Обществознание




История



















История Алтая



















Обществознание



















География



















География Алтая



















Окружающий мир

2




2




2



Естествознание



Биология



















Физика



















Химия


















Искусство



МХК



















Музыкальное искусство

1




1

Изобразительное искусство

1




1




1



Физическая культура



Физическая культура

2

1

2 1


Нац.спорт. игры



















ОБЖ



















ПДД




0,5




0,5

0,5




Технология



Трудовое обучение

1




2




2




Обслуживающий труд



















Технический труд



















Машиноведение



















Черчение



















Обязательные занятия по выбору




20




20




20




Индивидуальные и групповые занятия






















Предпрофильные курсы






















Итого




20

5

20

5

23

2

Максимальный объем




25

25

25










46



Внеурочная деятельность

Направления


Классы

I

II

III

IV

Всего

Спортивно-оздоровительное

2

2

2

2

8

Художественно-эстетическое

4

4

4

4

16

Краеведение

1

1

1

1

4

Общественно-полезная деятельность

2

2

2

2

8

Проектная деятельность

1

1

1

1

4

Итого

10

10

10

10

40


Начальное общее образование:

Все классы начальной школы обучаются по программе 4-х летнего обучения.

1 класс - УМК «Школа России»

2 класс - УМК «Школа России»

3 класс - УМК «Школа России»

4 класс - УМК «Школа России»



5.3. Учебные общеобразовательные программы

Ведущие идеи построения концепции становления и развития школы - это идеи энциклопедизма и дидактизма, высокая нравственность и патриотизм, личная заинтересованность в знаниях, добросовестность и увлеченность в учении, стремление к познавательному поиску, исследовательская активность.

Для реализации образовательных программ школы используются:

типовые учебные программы Министерства образования РФ для отдельных предметов базового уровня подготовки;

Представленные характеристики образовательных программ средней школы дают подробную информацию об образовательных маршрутах, которые могут выбрать обучающиеся в ней дети.

Образовательная программа начального обучения адресована детям 6,5 -7 лет, достигшим любого уровня школьной зрелости, I - IV группы здоровья.

Основу образовательной программы четырехлетнего начального образования составляют типовые учебные программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, иностранному языку, ИЗО, физическому воспитанию, музыке, утвержденные МО РФ.

Реализуемые учебно-методические комплексы:

«Школа России» ( 1-4 классы)

I ступень – начальное образование (срок обучения 4 года). Образовательная программа предусматривает использование часов учебного плана на нормативные предметы вариативной части учебного плана с целью оптимального усвоения базисного стандарта образования и призвано не только обеспечить овладение учащимися чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, навыками творческого мышления, умениями самоконтроля учебный действий, культурой речи и поведения, но и направлено на выявление общих способностей и степени развития ребенка со значительным усилением ориентации на совершенствование творческих способностей и познавательных интересов.

Образовательная программа начальной школы предназначена для осуществления преемственности начального обучения и основной школы, популяризации наук, развития интереса учащихся к изучению предметов гуманитарного, физико-математического и естественнонаучного циклов, развития индивидуальных способностей учащихся.
Типовые программы по предметам, утвержденные МОРФ

1.Образовательная область «Филология»

«Обучение грамоте», «Обучение письму», «Русский язык»

Пояснительная записка

Практический курс русского языка в начальной школе направлен на достижение следующих целей:

развитие речи, мышления, воображения школьников, интуиции и «чувства языка», способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалоге, составлять небольшие монологические высказывания;

воспитание эмоционально- ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову; стремления совершенствовать свою речь.



Задачи:

Практический курс русского языка в начальной школе призван обеспечить условия для формирования исходной грамотности в основной школе. Потому программа по русскому языку предполагает:

привить любовь к русскому языку, воспитать внимание к слову, стремление овладеть богатством русского языка;

обеспечить условия для разностороннего развития учащихся, формирование грамотной устной и письменной речи;

максимально развивать творческие способности и логическое мышление учащихся, фонематический слух и орфографическую зоркость;

способствовать формированию лучших нравственных качеств, культуры поведения, правильных взглядов на окружающий мир. Большое внимание уделяется вопросам теории русского языка, которая служит базой для формирования прочных умений и навыков грамотного письма:

овладение нормами литературного языка

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи

формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной речи.

На всех этапах обучения письменной речи большое внимание уделяется графической стороне письма.



Учащиеся должны уметь:

Воспроизводить знания

Называть:

— изученные части речи;

— значимые части слова.

Применять знания

Различать, сравнивать:

— буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

— имя существительное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение;

— предлог и приставку;

— корень, приставку, суффикс, окончание;

— главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения, словосочетания (главное и зависимое слово), предложения с однородными членами;

— словари и справочники;

Приводить примеры:

— простого двусоставного предложения;



Кратко характеризовать:

— виды предложений по цели высказывания и интонации.



Решать практические и учебные задачи:

— разбирать по составу имя существительное и прилагательное, выделять в глаголе личные окончания;

— выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);

— писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст 75—80 слов с изученными орфограммами и пунктограммами (на ограниченном орфографическом поле):

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

звонкие и глухие согласные в корнях слов;

непроизносимые согласные;

сочетания жиши, ча—ща, чу—щу, чк, чк;

удвоенные согласные;

безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;

ь и ъ разделительные, ь после шипящих на конце имен существительных, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

не с глаголами;

безударные падежные окончания имен существительных, безударные падежные окончания имен прилагательных;

правописание безударных личных окончаний глагола;

знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), запятая между однородными членами (при перечислении, при употреблении союзов а, но).



Содержание программы по обучению грамоте 81 час.

1.

Азбука – первая книга

1 ч

2.

Предложение и слово

3 ч

3.

Слог, ударение

2 ч

4.

Звуки в речи

5 ч

5.

Гласные звуки и буквы

15 ч

6.

Согласные звуки и буквы

46 ч

7.

Буквы ъ и ь знаки

4 ч

8.

Алфавит

1 ч

9.

Повторение

1 ч

10.

Рассказы для детей

5 ч


Содержание программы по обучению письму 81 час.

1.

Пропись № 1. Элементы букв.

11ч

2.

Пропись № 2. Письмо букв.

22ч

3.

Пропись № 3. Письмо букв.

18ч

4.

Пропись № 4 письмо букв.

30ч


Содержание программы по русскому языку 1 класс 47 часов.

1.

Слово. Предложение. Текст.

7 ч

2.

Заглавная буква в словах.

3 ч

3.

Предлоги.

2 ч

4.

Звуки и буквы.

4 ч

5.

Слово и слог.

6 ч

6.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

2 ч

7.

Шипящие согласные звуки. Гласные буквы после шипящих. сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

3 ч

8.

Сочетания чк-чн.

2 ч

9.

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение звуков на конце слов.

4 ч

10.

Гласные буквы в ударном и безударном слогах.

32 ч

11.

Слова – названия предметов.

2 ч

12.

Слова – названия признаков предметов.

3 ч

13.

Слова – названия действия предметов.

3 ч

14.

Повторение, проверка знаний.

3 ч


Содержание программы 2 класс – 170 часов

1.

Повторение.

7 ч

2.

Речь.

4 ч

3.

Звуки и буквы.

3 ч

4.

Гласные звуки и буквы.

1 ч

5.

Слова с буквой э.

2 ч

6.

Согласные звуки и буквы.

3 ч

7.

Шипящие согласные звуки.

10 ч

8.

Сочетания ЧК, ЧН.

4 ч

9.

Алфавит.

5 ч

10.

Слово и слог.

3 ч

11.

Перенос слов.

5 ч

12.

Предложение и текст.

8 ч

13.

Мягкие и твердые согласные звуки.

9 ч

14.

Звонкие и глухие согласные звуки.

9 ч

15.

Ударение.

4 ч

16.

Обозначение гласных звуков.

7 ч

17.

Разделительный мягкий знак.

7 ч

18.

Двойные согласные.

3 ч

19.

Слово и предложение.

1 ч

20.

Имя существительное.

4 ч

21.

Заглавная буква.

6 ч

22.

Глагол.

7 ч

23.

Имя прилагательное.

6 ч

24.

Предлоги.

4 ч

25.

Родственные (однокоренные слова).

7 ч

26.

Безударные гласные в корне.

6 ч

27.

Парные согласные в корне.

6 ч

28.

Предложение.

7 ч

29.

Повторение.

22 ч


Основное содержание по русскому языку в 3 классе-156 часов


№ п/п

Основные темы

Кол-во часов

1

Повторение

16

2

Предложение. Сл.

8

3

Текст.

2

4

Состав слова.

62

5

Части речи.

56


Содержание программы по русскому языку 4 класс , 170 часов, 5 часов в неделю.


п/п

Изучаемый материал

Количество часов

1

Повторение в начале учебного года.

23

2

Однородные члены предложения.

10

3

Текст.

4

4

Имя существительное.

47

5

Имя прилагательное.

33

6

Местоимение.

7

7

Глагол.

37

8

Повторение в конце учебного года.

9


ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДИКТАНТ

Объем диктанта:

1-й класс- 15- 17слов.

2-й класс – 1-2 четверть – 25-35 слов.

3-4 четверть – 35-52 слова.



3-й класс – 1-2 четверть – 45-53 слова.

3-4 четверть -53-73 слова.



4-й класс- 1-2 четверть – 58-77 слов.

3-4 четверть – 76-93 слова.



Оценки:

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка»)

Ошибкой считается:

1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.



Примечание

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Оценки.

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.

«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.

«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Объем:

2-й класс – 8-10 слов.

3-й класс- 10-12 слов.

4-й класс- 12-15 слов.



Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» - 3-5 ошибок.

ТЕСТ

Оценки:
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.



ИЗЛОЖЕНИЕ

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь,3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

«1» - совсем не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.



СОЧИНЕНИЕ

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и ографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

«1» - не смог написать на заданную тему.


Примечание

Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения с сочинения.



АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).

2. Повтори предложение, не глядя а текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.

4.Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).

5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.

7. Проверь написанное предложение. Отмечая дужками слоги в словах.

8. Подчеркни орфограммы в словах.
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Цепь: проверка знаний, умений, навыков учащихся.



1. Самостоятельная работа:

а) должна присутствовать на каждом уроке (15-20 минут);

б) хорошо, если носит разноуровневый характер;

в) предусматривает помощь учителя;

г) проверка осуществляется сразу же на уроке;

д) оценка «2» за данный вид работы не ставится;

е) может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.




«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Пояснительная записка

Цель:


Одним из вариантов повышения качества чтения является целенаправленное управление обучением чтению с помощью системы специальных упражнений и способов действия.

Задачи:


Важнейшими задачами программы по литературному чтению в начальной школе являются:

-формирование прочных навыков беглого, осознанного чтения, выразительного и правильного, развитие речи и умение работать с текстом;

-развитие устойчивого интереса к чтению, как основе для получения всестороннего образования;

-воспитание социально развитого читателя, способного к пониманию содержания идеи произведения, его жанра, поступков и мотивов поведения героев, умеющего давать оценку прочитанному;

-способность к пониманию позиции автора, иметь представление о языке художественного произведения, его изобразительных средствах;

-знакомство учащихся с произведениями устного народного творчества, русских писателей, произведениями классической и современной русской и зарубежной литературы;

-формирование навыков различного вида пересказа, составление плана, характеристики героев;

-формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- совершенствование всех видов речевой деятельности.

Одним из вариантов повышения качества чтения является целенаправленное управление обучением чтению с помощью специальных упражнений и способов действия. Программа предполагает проведение интегрированных уроков по чтению, русскому языку, природоведению, что оживляет познавательный процесс, активизирует познавательную деятельность учащихся.



Учащиеся должны уметь:

Применять знания

Различать, сравнивать:

— произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

— жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

— сказки народные и литературные;

— элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление).

Приводить примеры:

— произведений из круга детского чтения,

— читать осознанно, правильно, целыми словами про себя с ориетировочным темпом чтения 100 слов в минуту;

— отвечать на вопросы к тексту;

— делить текст на смысловые части и составлять простой план;

— пересказывать произведение по плану;

— высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении;

— пользоваться словарями.


Содержание программы «Литературное чтение» 1 класс 47 часов

1.

Жили-были буквы

6

2.

Сказки, загадки, небылицы

8

3.

Апрель! Апрель! Звенит капель

4

4.

И в шутку и всерьез

9

5.

Я и мои друзья

9

6.

О братьях наших меньших

11



Содержание программы «Литературное чтение» 2 класс – 136 часов + 17 часов внеклассное чтение

1.

Самое великое чудо на свете.



2.

Устное народное творчество.

5 ч

3.

Сказки.

14 ч

4.

Люблю природу русскую. Осень.

7 ч

5.

Русские писатели.

16 ч

6.

О братьях наших меньших.

10 ч

7.

Из детских журналов.

10 ч

8.

Люблю природу русскую. Зима.

11 ч

9.

Писатели детям.

21 ч

10.

Я и мои друзья.

14 ч

11.

Люблю природу русскую. Весна.

7 ч

12.

И в шутку, и всерьез.

10 ч

13.

Литература зарубежных стран.

10 ч

14.

Внеклассное чтение.

17 ч


Основное содержание по литературному чтению в 3 классе-136 часов + 17 внеклассное чтение


№ п/п

Основные темы

Кол-во часов

1

Самое великое чудо на свете

15

2

Поэтическая тетрадь 1

12

3

Великие русские писатели

22

4

Поэтическая тетрадь 2

7

5

Литературные сказки

10

6

Были – небылицы

9

7

Поэтическая тетрадь 1

7

8

Люби живое

19

9

Поэтическая тетрадь 2

8

10

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

11

11

По страницам детских журналов « Мурзилка», «Весёлые картинки».

6

12

Зарубежная литература

10

13

Внеклассное чтение

17


Содержание программы по литературному чтению 4 класс (1-4), 136 часов, 4 часа в неделю.


п/п

Изучаемый материал

Количество часов

1

Летописи. Былины. Жития.

9

2

Чудесный мир классики.

19

3

Поэтическая тетрадь.

8

4

Литературные сказки.

18

5

Делу время – потехе час.

12

6

Страна детства.

11

7

Поэтическая тетрадь.

4

8

Природа и мы.

13

9

Поэтическая тетрадь.

6

10

Родина.

5

11

Страна фантазия.

7

12

Зарубежная литература.

24

Требования к проверке и оценке знаний.



ТЕМП ЧТЕНИЯ




1-й класс

2 -й класс

3-й класс

4-й класс

I четверть

5-10 сл/м

25-30 сл/м

50-54 сл/м

70-74 сл/м

II четверть

11-15 сл/м

31-40 сл/м

55-60 сл/м

75-80 сл/м

III четверть

16-24 сл/м

41-45 сл/м

61-69 сл/м

81-90 сл/м

IV четверть

25-30 сл/м

46-50 сл/м

70-75 сл/м

91-95 сл/м

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Основная образовательная программа начального общего образования (1 4 классы) Пояснительная записка Цели и ценности образования
1998.64kb.
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования моу прогимназии №58 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной
1817.78kb.
Основная образовательная программа начального общего образования Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст. 14,15 Закона РФ «Об образовании»
2643.85kb.
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения
6378.92kb.
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной
1438.54kb.
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
1423.18kb.
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
1417.2kb.
Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2012 учебный год
1830.1kb.
Приказ № от Основная образовательная программа начального общего образования
3707.37kb.
Пояснительная записка 4 часть I основная образовательная программа начального общего образования
9246.55kb.
Пояснительная записка 4 часть I основная образовательная программа начального общего образования
8841.88kb.
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы с. Чусовитино
2441.66kb.