Главная стр 1стр 2 ... стр 17стр 18
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вознесеновская средняя общеобразовательная школа»

Лискинского района Воронежской области


Рассмотрено на заседании Утверждено

педагогического совета школы Директор МОУ Вознесеновская СОШ

«16» мая 2011 года _______________ /Т.Н. Сморчкова/


Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения

МОУ Вознесеновская СОШ, работающего по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

2011-2015 уч. г.

Содержание основной образовательной программы

начального общего образования:
I. Пояснительная записка…………………………………………………………….3-5

II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования………………...6-28

III. Учебный план начального общего образования………………………………...29-36

IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся

на ступени начального общего образования……………………………………37-48

V. Программы отдельных учебных предметов, курсов……………………………49-275

VI. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования……………………………………276-300

VII. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни301-305

VIII. Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе………………306-311

IX. Система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования…….312-320

X. Приложение…………………………………………………………………………



I. Пояснительная записка
Основная образовательная программа (ООП) начального общего образования по системе развивающего обучения Л.В. Занкова разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10.09г. №373). Приказ зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.09г. рег.№17785 и на основе примерной основной образовательной программы НОО.

ООП определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.



ООП соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  2. единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Руководствуясь тем, что ступень начального образования рассматривается как фундамент всего последующего образования (ФГОС, с.4), ООП ставит своей целью обеспечить образовательное пространство, в котором реализуются:

- системно-деятельностная парадигма образования, требующая свойственного системе развивающего обучения позиционирования учителя и учащегося: усвоение и присвоение ребёнком накопленного социального опыта достигается в ходе активной самостоятельной деятельности при партнёрском взаимодействии как со взрослым, так и с ровесником;

- концепция развития универсальных учебных действий младших школьников (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), разработанная на основе системно-деятельностного подхода Л.С. Выготского. В соответствии с этой концепцией УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. УУД обеспечивают формирование психологических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередь определяют условия успешной учебной деятельности;

- требования ФГОС к планируемым результатам ООП, в числе которых:

личностные результаты — готовность и способность обу­чающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпу­скников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личност­ные качества; сформированность основ российской, граждан­ской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающими­ся универсальные учебные действия (познавательные, регуля­тивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению но­вого знания, его преобразованию и применению, а также сис­тема основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;

- системно-деятельностный, гуманно-личностный, культурологический и здоровьесберегающий подходы.
Программа ориентирована на достижение главной цели общего образования на его начальном этапе: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС, с.6; цель системы Л.В. Занкова – оптимальное общее развитие каждого школьника) и на комплексное решение следующих задач (задача системы Л.В. Занкова – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания):

- формирование у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям учащихся; формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;

- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных интересов;

- развитие мышления детей, готовности выполнять различные умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения и т.д.;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;

- становление информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;

- гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных установок, формирование эстетического чувства вкуса;

- воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме;

- укрепление физического и духовного здоровья учащихся.

Комплексное решение названных задач, предусмотренное данной программой НОО, обеспечивается вышеназванными подходами.

Основу организации образовательного процесса составляют принципы:

- развития учащихся, который в рамках каждого учебного предмета за счёт особой организации деятельности детей предполагает целенаправленное совершенствование различных сторон личности;

- культуросообразности, согласно которому освоение предметного содержания осуществляется на более широком фоне знакомства учащихся с миром культуры, с элементами социально-исторического опыта людей;

- целостности содержания, в соответствии с которым обеспечивается органичное слияние изученного и вновь изучаемого материала, постепенное расширение уже имеющегося у учащихся личного опыта, установление в сознании детей связей между различными курсами;

- спиралевидности, в соответствии с которым формирование у учащихся предметных и метапредметных умений происходит последовательно, постепенно, но при этом не строго линейно.

Образовательная программа начального общего образования МОУ Вознесеновская СОШ ориентирована на использование в учебном процессе в качестве средства обучения комплекта учебников УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова», которые полностью соответствуют планируемым образовательным результатам, обозначенным

в ФГОС НОО.

В предлагаемой программе используются следующие сокращения: НОО – начальное общее образование; ОУ - образовательное учреждение; ОПНШ - образовательная программа начальной школы; ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения; БУП - базисный учебный план, УМК – учебно-методический комплекс.

Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации ОПНШ. Закон РФ «Об образовании», Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009 — 2012 годы и на плановый период до 2020 года, Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

Адресность программы. Программа адресована педагогическому коллективу МОУ Вознесеновская СОШ, учащимся и их родителям.

II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются важнейшим механизмом реализации требований ФГОС

к качеству образования в начальных классах. Система планируемых результатов отражает состав универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладеют учащиеся

МОУ Вознесеновская СОШ к концу начального этапа образования.

В данном разделе программы описывается состав каждой группы УУД, подлежащих формированию на междисциплинарном уровне, т.е. в рамках всех изучаемых предметов с учётом специфики содержания каждого из них. При этом отдельно вынесены метапредметные результаты обучения чтению и работе с текстом.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.



В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

«Личностные универсальные учебные действия»

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• установка на здоровый образ жизни;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
«Регулятивные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.



Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
«Познавательные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

• владеть общим приемом решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
«Коммуникативные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

• допускать возможность существования у людей различных

точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и

ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации

различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнера;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
ЧТЕНИЕ: РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.



Выпускники научатся: дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, небольшие сочинения, графические работы). Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Раздел «Получение, поиск и фиксация информации»

Выпускник научится:

• воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);

• осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;

• использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;

• работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

• составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги.

Выпускник получит возможность научиться:

• находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях;

• систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы или электронного каталога при подготовке собственных работ (сообщений, сочинений, простых исследований, проектов и т. п.);

• хранить информацию на бумажных (альбом, тетрадьи т. п.) и электронных носителях (диск, USB-накопитель) в виде упорядоченной структуры (статей, изображений, аудиоряда, ссылок и т. п.).


Раздел «Понимание и преобразование информации»

Выпускник научится:

• определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;

• находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию);

• понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение, и т. д.;

• интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста;

• преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста); преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

• анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

• для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации, сноски;

• делать выписки из используемых источников информации, составлять письменные отзывы, аннотации.



Раздел «Применение и представление информации»

Выпускник научится:

• передавать собеседнику/партнеру важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного;

• использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

• составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу;

• описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака;

• по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т. п.;

• группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака;

• определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).



Выпускник получит возможность научиться:

• на основе прочитанного принимать несложные практические решения;

• создавать небольшие собственные письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию разными способами, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).


Раздел «Оценка достоверности получаемой информации»

Выпускник научится:

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации.



Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы:
Русский язык:

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:



  • различать звуки и буквы;

  • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико -графического (звуко-буквенного) разбора слов.



Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:



  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.



Раздел «Лексика»

Выпускник научится:



  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:



  • определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;

  • определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;

  • определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения



морфологического разбора;

находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.



Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:



  • различать предложение, словосочетание, слово;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность

  • разбора;

  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:



  • применять правила правописания (в объеме содержания курса);

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;

  • писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определенной орфограммой;

  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:



  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

  • Самостоятельно озаглавливать текст;

  • Составлять план текста;

  • Сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • Создавать тексты по предложенному заголовку;

  • Подробно или выборочно пересказывать текст;

  • Пересказывать текст от другого лица;

  • Составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование и рассуждение:

  • Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

  • Корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

  • Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложения) и с назначением, задачами, условиями общения;

  • Соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении.



Литературное чтение:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Выпускник научится:

• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

• осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя,

при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

• оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

• вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

• работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

• ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

• использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

• использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;

• передавать содержание прочитанного или прослушанного

с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

• ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

• самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом,

соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

писать отзыв о прочитанной книге;

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой.



Раздел «Творческая деятельность»

Выпускник научится:

• читать по ролям литературное произведение;

• использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе аналогии);

• создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

творчески пересказывать текст (от лица героя, от тора), дополнять текст;

создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

способам написания изложения.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
4541.42kb.
Программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения
1081.01kb.
Основная образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения
4776.16kb.
Основная образовательная программа фгос ноо муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
2755.46kb.
Пояснительная записка Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №33 г о. Тольятти
81.65kb.
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
3452.73kb.
Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная
4869.5kb.
Основная образовательная программа начального общего образования мкоу новосельской сош
4578.15kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
867.33kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
10602.13kb.
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения
6378.92kb.
Основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа
5406.33kb.