Главная стр 1
скачать
Анализ

воспитательной работы МОБУ «Средняя общеобразовательная школа села Дактуй»

В 2012 - 2013 учебном году воспитательная работа школы осуществлялась в соответствии с целями и задачами школы на этот учебный год.

Основная цель воспитательной работы школы на 2009-2014 гг. 

Формирование личности ученика, способной к самоопределению и самореализации, раскрытие его творческого потенциала, основанное на демократических, гуманистических и духовно-нравственных принципах.

На 2012-2013 учебный год цель и задачи воспитательной работы конкретизированы так:

Цель: создание условий для становления духовно-нравственной культуры школьников.

 Задачи:



  1. Формировать у обучающихся правовую культуру свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

  2. Формировать гуманистическое мировоззрение школьников, способных осознанно выстраивать свою жизнь и нравственно развиваться.

  3. Обучать школьников решению задач гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.

  4. Приобщать школьников к ведущим духовным ценностям своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям.

  5. Развивать у школьников потребность в здоровом образе жизни.

  6. Воспитывать бережное отношение к природе

  7. Формировать сферу нравственности школьников.

  8. Воспитывать трудолюбие, готовность к осознанному выбору будущей профессии, стремление к профессионализму, конкурентоспособности.

  9. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей, мотивировать их на участие в процессе воспитания детей и развитие способностей ребенка.

  10. Совершенствовать формы и методы воспитательной работы классных руководителей

Эти задачи решались,  благодаря работе по реализации целевых программ: «Семья», «Внимание, дети», «Всеобуч», «Подрост», «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков», «Каникулы», «По ступеням взросления». Большую роль в решении поставленных задач сыграли: 1) вовлечение обучающихся в различные кружки, секции;  2) создание особой развивающей среды, которая дает ребенку возможность пробовать, выбирать и принимать самостоятельные решения; 3) осознание педагогами идеи, что главной ценностью был и остается ребенок, а главным критерием эффективности воспитания является личность выпускника;

4) взаимодействие с сельским Домом культуры, Центром внешкольной работы.

Школа осуществляет воспитательную работу по следующим направлениям:

Учебно-познавательное

Спортивно-оздоровительное

Гражданско-патриотическое

Художественно-эстетическое

Эколого-краеведческое

Нравственно-правовое

Трудовое


Работа с родителями

Профилактика правонарушений и безнадзорности

Профилактика ДТП

Мероприятия, проводимые в течение учебного года, позволяют привлечь к различным видам деятельности большое количество детей, что способствует развитию творческих способностей практически каждого ученика.    В системе воспитательной работы школы можно выделить несколько направлений, способствующих реализации личностно-ориентированного подхода:

Ключевые творческие дела (КТД)

Участие в поселенческих, муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах

Организация выездных экскурсий, посещение музеев, кинотеатров, выставок

Организация работы школьного историко-краеведческого музея

Система дополнительного образования

Школьная газета «Школьная пора»

    Ключевые творческие дела - это основа организационно-массовой работы, те мероприятия, которые отражают традиции школы:


  • 1 Сентября – день знаний

  • День здоровья

  • Туристический слёт

  • Концерт «Славное имя твоё – учитель»

  • День самоуправления

  • «Дни осени»

  • Новогодние утренники и дискотека

  • Военно-патриотический месячник

  • 8 марта

  • 9 мая

  • Последний звонок

  • Оздоровительный лагерь при школе

  • Лагерь труда и отдыха

  • Выпускной

       Воспитательная работа в нашем учреждении осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную педагогическую работу. Воспитательная работа школы имеет теоретическое обоснование - Программа воспитательной работы школы «По ступеням взросления», план воспитательной работы.

     Система дополнительного образования в школе

      В школе созданы все возможные условия для внеурочной деятельности учащихся:     Ведется серьезная  работа по формированию у детей потребности здорового образа жизни:


  •  школьные соревнования по лыжным гонкам;

  • участие в соревнованиях по настольному теннису, шахматам;

  •  школьные и районные соревнования  «Весёлые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья»;

  •  легкоатлетический кросс на приз «Золотая осень»;

  • участие в туристских слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию на различных уровнях;

    Руководители кружков - учителя школы. В течение учебного года проверяется работа кружков: в сентябре – организация, наполняемость и планирование, в январе – выборочный контроль, в апреле – мае – отчет кружков о проделанной работе. Работа кружков оценивалась по следующим принципам:

  •  наполняемость кружка;

  • активность учащихся во время занятий;

  • результаты работы.

        В ходе проверки посещались занятия кружков, проверены журналы кружковой работы, проведены собеседования с учащимися и руководителями кружков.

     Уже стала доброй традицией в конце каждого учебного года организация выставки творческих работ учащихся «Своими руками», которая всегда оформляется   в кабинете технологии. Сотрудничество с Домом культуры позволяет совместно организовать и провести мероприятия по военно-патриотическому воспитанию, с приглашением ветеранов всех поколений, принять участие в концертах и творческих конкурсах: сочинения и рисунки ко Дню матери, лучшая игрушка на ёлку и т.д. Ребята постоянно оказывают шефскую помощь ветеранам войны и людям пожилого возраста, ухаживают за памятником героям войны.

           Анализируя состояние занятости учащихся  организованным досугом,  можно отметить, что большинство учащихся школы  занимаются в различных кружках, секциях, факультативах, курсах. В двух и более кружках занимаются  более 35 % учащихся.  Для формирования «имиджа» школы, обмена опытом, выхода учеников школы на более высокий уровень особое значение имеет участие в районных, областных и всероссийских конкурсах. Ребята, которые принимают участие в этих конкурсах, приобретают новые навыки и умения и получают возможность проявить свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень.                   Несмотря на существенный рост количества призовых мест, в школе ощущается явная нехватка кружков художественно-эстетического цикла. Следует подумать о расширении спектра внеурочной занятости детей младшего и среднего школьного возраста, максимально  увеличить количество объединений дополнительного образования, так как система дополнительного образования занимает важное место в общей системе воспитательной работы школы.

Работа по профилактике правонарушений              

Педагогическим коллективом школы в течение всех лет работы по профилактике правонарушений решались следующие задачи:


  • повышение нравственного уровня воспитанности учащихся, снижение уровня правонарушений;

  • профилактика социальной  дезадаптации подростков;

  • воспитание гуманистического и правового самосознания учащихся.

Работа по профилактике правонарушений и преступлений  ведется согласно плану. Так, на заседании методического объединения классных руководителе  был рассмотрен вопрос «Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся», проанализирован  мониторинг состояния здоровья учащихся и  методы и приемы формирования ЗОЖ. Учитывая значение занятости учащихся в профилактике безнадзорности и правонарушений, ведется активная работа по привлечению детей в кружки и секции. Под особый контроль администрации взята занятость учащихся «группы риска» во внеурочное время. Учащиеся «группы риска» принимали участие в спортивных соревнованиях и конкурсах как внутришкольных, так и муниципальных. В школе проводится кропотливая работа с подростками «группы риска», с учащимися, пропускающими занятия: индивидуальные беседы с детьми и их родителями классных руководителей, администрации, членов Совета профилактики;  ведется совместная работа с ПДН. Налицо снижение количества «трудных» и рост числа призовых мест в конкурсах.

На конец 2012-2013 учебного года в школе нет обучающихся, состоящих на учете в ПДН.

  В школе разработана и  введена в действие схема профилактических мероприятий по борьбе с безнадзорности и с правонарушением. Регулярно проводятся как классные  родительские собрания, так и общешкольные по вопросам профилактики негативных проявлений в подростковой среде.  На общешкольных родительских собраниях рассматривались такие вопросы, как «Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка», «Дети и родители. Давайте понимать друг друга», «Авторитет родителей в воспитании детей», и др. На классных родительских собраниях рассматривалась и вопросы  по антинаркотической и антиалкогольной пропаганде, что отражено в протоколах. Традиционным эффективным мероприятием являются регулярные рейды в семьи учащихся.

       Разработан план мероприятий по профилактике наркомании, алкоголя и табакокурения несовершеннолетних, проводятся беседы с  уч-ся 5-11 классов на тему: «Здоровый образ жизни». «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность», «Профилактика правонарушений», «Профилактика ЗОЖ», беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков, «Азбука нравственности», тест-тренинг «Мое здоровье», «Мои вредные привычки», «Мое самочувствие».

         Формирование и профилактика здорового образа жизни является одним из основных направлений воспитательной работы школы.

       С целью повышения эффективности работы по данному направлению штабом воспитательной работы была разработана школьная комплексно-целевая подпрограмма по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся нашего учебного заведения «Мы выбираем жизнь!»

       Главными целями и задачами программы являются:


  • социально-нравственное оздоровление молодежной среды;

  • повышение уровня профилактической работы с подростками и молодежью;

  • активизация разъяснительной работы с младшими школьниками, подростками, молодежью и родителями;

  • повышение самосознания учащихся школы через разнообразные формы работы;

  • развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций;

  • развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска";

           Комплексно-целевая программа включает в себя следующие направления:

  • внеурочная занятость учащихся;

  • организация и проведение «Дней здоровья»;

  • анкетирование и тестирование учащихся;

  • участие в школьных и муниципальных акциях в рамках «Жизнь без наркотиков»;

  • наглядность – оформление уголков, красочных стендов;

  • организация трудовой занятости учащихся: производственные бригады, волонтёрское движение, деятельность отряда «Тимуровцы»;

  • работа с родителями: совместные мероприятия, классные и  общешкольные родительские собрания.

      В формировании системы спортивно-оздоровительной работы в воспитательном процессе важное место принадлежит организации и проведению спортивных праздников – «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья».

      Вопросам профилактики наркомании, таксикомании, алкоголизма и табакокурения посвящены заседания «круглого стола» со старшеклассниками, проводятся конкурсы стенгазет и плакатов, материалы уроков дополняются информацией о здоровом образе жизни (уроки биологии, химии, литературы, ОБЖ, физического воспитания).

     Эффективность организации воспитательно-профилактической деятельности проявляется в следующем:   за 2009 – 2013 учебные года несовершеннолетних, поставленных на учёт за употребление наркотических средств, совершивших преступления, связанных с незаконным оборотом наркотических нет.

      Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе является патриотическое воспитание. Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям. По данному направлению в течение нескольких лет проводятся мероприятия, уже ставшие традиционными:

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла;


  • Тематические классные часы (в течение всего года)

  • Митинг Памяти у мемориальной доски, посвященной жителям села, участникам Гражданской и Великой Отечественной войн;

  • Благотворительная акция «Подарок солдату»;

  • Месячник военно-патриотической работы (соревнования, торжественная линейка)

  • Мероприятия в рамках празднования Дня Великой Победы  

  • Смотр-конкурс  строевой песни;

  • Соревнования по военно-прикладным видам  спорта;

С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизации совместной деятельности школы и служб, ведомств системы профилактики в работе по этому направлению в школе разработана следующая система мероприятий:

  •  Индивидуальное и групповое консультирование учащихся и родителей;

  •  Анкетирование, тесты, методики с учащимися «Группы риска»;

  •  Правовое просвещение учащихся и родителей;

  •   Лекции, фильмы по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения;

  •  Индивидуальное консультирование по проблемам адаптации, успеваемости, поведения, возрастных и психологических особенностей детей и с теми родителями, которые находятся в трудных жизненных ситуациях.

 В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков уроков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающими учащимися.

Работа методического объединения классных руководителей.

Методическое объединение классных руководителей работало над темой «Использование современных педагогических технологий в процессе воспитательной работы».

Основными задачами являлись:

- овладение классными руководителями новых методов и приёмов воспитания;

- создание условий для педагогического мастерства, совершенствования работы каждого классного руководства;

- продолжение работы по созданию методической «копилки» школы;

- планирование воспитательной работы с учётом современных требований;

- изучение новых подходов к проведению родительских собраний и классных часов.

В состав МО классных руководителей в учебном году входило преподавателей, из них 4 – начальное звено, 5 - среднее звено (5-9 классы), 2 - старшие классы (10-11классы).

В течение учебного года МО классных руководителей были проведены четыре заседания. Заседания проходили в различных формах: круглый стол, семинар, регламентированная дискуссия, мастер-класс.

В рамках МО прошли открытые воспитательные мероприятия в 6м, 7м классах (Бегина Е.А., Пржиалковская Н.В.), в 10-11 классах (Белякова О.А., Бегина Л.А.), в 1м классе (Ливандовская Е.В.) и др.

Анализ работы классных руководителей с классными коллективами показал: работа в большинстве классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально – значимых задач, справедливые и разумные требования предъявляются большинством классных руководителей. Основой составляющей воспитательной работы является участие классов в общешкольных мероприятиях. Это позволяет чётко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса школы, это способствует:

- повышению уровня общительности каждого в отдельности;

- развитию личностных качеств учащегося, направленных на благо коллектива в целом, помогает рассмотрению классного коллектива как неотъемлемую часть школьного коллектива.

Участие класса во всех мероприятиях помогает классному руководителю заполнить досуг интересными и познавательными мероприятиями, тем самым сводя к минимуму влияние улицы, что немаловажно - особенно для старшеклассников.

Работа по формированию классных коллективов в целом и индивидуальная работа с учащимися отражена в воспитательных планах классных руководителей. Хочется отметить серьёзный подход классных руководителей к планированию своей работы:

- Ожегова Т.В. в этом учебном году провела работу по адаптации пятиклассников к условиям школьной жизни. Особое внимание уделялось правилам поведения в школе: на перемене и на уроке. Наиболее яркими стали мероприятия «День матери», «День здоровья», конкурс презентаций «Моя семья».

- Семёнова О.А. в воспитательной работе одним из приоритетным направлением считает - экологическое. Подтверждением этому является проведённый месячник в рамках всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности».

- Драгун И.И уделяла внимание духовно - нравственному воспитанию учащихся посредством цикла воспитательных часов «Традиции моей семьи», «Доброта спасёт мир».

- Ливандовская Е.В. развивает творческую активность своих воспитанников, создаёт условия для реализации их потенциала. Все классные мероприятия проводятся с участием всего ученического коллектива, ни один ребёнок не остаётся незамеченным.

- Бегина Л.А. в этом учебном году большое внимание уделяла формированию здорового образа жизни. Ею был проведён единый воспитательный час «Курение или здоровье, выбирайте сами» с приглашением сотрудника ПДН.

- Пржиалковская Н.В. строила свою работу с классным коллективом по программе «Воспитание культуры толерантности». Основными формами её работы стали чтение и обсуждение книг, демонстрация фильмов, встречи с интересными людьми. Одним из самых интересных мероприятий стал цикл классных часов «Встреча с интересным человеком».

- Самойлова Е.Н. продолжила работу по формированию классного коллектива, используя в своей практике такие классные часы, как «Есть такое чувство – дружба».

- Белякова О.А. уделяла большое внимание формированию гражданских качеств личности. Цикл воспитательных мероприятий способствовали решению поставленных задач: единый классный час «Мы – граждане России».

- Бегина Е.А. успешно работала в направлении «Нравственность как основа успешного образовательного процесса». Открытый классный час «Добрым быть совсем не просто» явился одной из форм обогащения опыта нравственного поведения учащихся.

- Буруянэ Е.Ю. одной из задач работы с классным коллективом ставила развитие положительных общечеловеческих качеств: чуткость, отзывчивость, толерантность, доброе отношение к людям, миру, товарищам. Классный час с эпиграфом «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» не оставил учащихся равнодушными.

- Михаила Н.А. внимание в воспитательной работе уделяла профориентационной работе, развитию творческой активности учащихся.

Разнообразие форм и методов воспитательной работы, используемых классными руководителями, показывают профессионализм и творческую активность педагогов. Но развитие самоуправления в классных коллективах оставляет желать лучшего, подтверждением этому являются результаты анкетирования среди учащихся, где более половины опрошенных склонны к пассивности, к непроявлению лидерских качеств.

Анализ деятельности классных руководителей за год показывает, что их профессиональное мастерство имеет достаточный уровень. Практически все педагоги, 9 из 11 человек имеют многолетний опыт работы в роли классного руководителя. Владеют арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса, имеют теоретическую и методическую подготовку в целеполагании, планировании, организации и анализе воспитательной работы, достаточно уверенно ориентируются в современных педагогических концепциях воспитания и используют их как основу для педагогической деятельности. Таким образом, методическое объединение классных руководителей оказывает помощь в повышении методического, общетеоретического уровня классных руководителей и их квалификации.

Следуя рекомендации методического объединения, классные руководители вели электронные дневники учащихся, оказывали помощь родителям в освоении и работе на портале «Дневник.ру».

Анализ взаимопосещенных внеклассных мероприятий классными руководителями помог учитывать работу по всем видам деятельности, накапливать сведения об учащихся, анализировать работу, делать выводы и своевременно устранять недостатки.

Занятия самообразованием, коллективная методическая работа позволили педагогам овладеть различными воспитательными средствами, способствующими реализации педагогических возможностей в развитии индивидуальных качеств личности.

В процессе работы классные руководители провели оценку учащихся своего класса по признакам воспитанности, выделили для каждого школьника его первоочередные задачи по самовоспитанию, воспитанию нравственности и культуры поведения, провели индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.

Более содержательной стала работа по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, формированию чувства патриотизма, активного гражданина.

Значительно больше внимания в практике своей повседневной деятельности классные руководители стали уделять работе с семьями учащихся, привлекать родителей к организации праздников.

В ходе взаимопосещений внеклассных мероприятий, при организации открытых коллективных творческих дел классные руководители учились анализировать свою работу, правильно оценивать ее результаты, устранять недостатки. В течение учебного года изучался уровень состояния воспитательной работы в классах, проводилось анкетирование учащихся, посещались и анализировались классные часы и другие внеклассные мероприятия.

Работа методического объединения классных руководителей, спланированная самообразовательная работа способствовали совершенствованию деятельности педагогического коллектива по развитию индивидуальных способностей и интересов учащихся через учебно-воспитательную работу. Классными руководителями были проведены анкетирования учащихся по вопросам:

1. «Уровень воспитанности учащихся класса»

2. «Состояние здоровья и самочувствия ребёнка».

Данные результаты анкетирования были рассмотрены на заседаниях МО и выпущены информационно-аналитические справки.

Приняли участие в конкурсе «Самый классный классный». Здесь следует отметить классного руководителя 11 класса Белякову О.А., которая в районном одноимённом мероприятии стала победителем в номинации «Классный руководитель – организатор видов деятельности, способствующих духовно-нравственному развитию личности».

В рамках МО провели общешкольную Неделю нравственности, но не все классные руководители приняли участие для активизации классных коллективов при прохождении ежедневных заданий. Итогом года стало проведённое в апреле общешкольное родительское собрание, основным вопросом которого был «Традиции моей семьи», на котором представитель от каждого класса презентовал семейные традиции. Не всё, что было запланировано МО, удалось реализовать в полной мере по ряду причин. При планировании на следующий учебный год необходимо учесть недоработки, недочёты - более конкретно планировать мероприятия, разнообразить формы проведения МО, скоординировать работу классных руководителей над поставленными воспитательными задачами.

В следующем учебном году предстоит выполнить следующие задачи, стоящие перед методическим объединением классных руководителей:

- Формирование единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации личности.

- Изучение, апробация и анализ эффективности современных воспитательных технологий.

- Знакомство с новыми методами и формами организации воспитательного процесса в классе.

- Координация деятельности классных руководителей в организации воспитательной в классных коллективах.

- Изучение и анализ состояния воспитательной работы в классах, выявление и предупреждение недостатков, затруднений в работе классных руководителей.

- Углубление знаний классных руководителей о методах воспитательной работы, вооружение их методикой воспитательной работы и оказание помощи в совершенствовании индивидуального воспитательного мастерства.

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по воспитанию учащихся.

     Сотрудничество с родителями

С целью повышения педагогической культуры родителей, укрепления взаимодействия школы и семьи, усиления её воспитательного потенциала используются массовые, групповые, индивидуальные формы и методы работы с родителями.

Педагогический коллектив постоянно изучает мнение родителей о процессе воспитания в школе. С этой целью проводятся анкетирование, опросы, беседы.

Родители выделяют классного руководителя как первого помощника в решении всех появляющихся вопросов и проблем.

Неоценима помощь родителей в организации и проведении многих воспитательных мероприятий класса и школы.

У каждого есть свои особенности в работе с классом, свои «излюбленные» темы, приёмы работы. В этом учебном году  большинство классных руководителей ответственно подошли к работе по составлению плана воспитательной работы класса. Учителями были выявлены проблемы, как отдельных учащихся, так и всего классного коллектива и выбрана основная цель воспитательной работы на год. Так, например, хорошо налажена работа с детьми по проведению внеклассных мероприятия у Драгун И.И. (3 класс), Ливандовской Е.В. (1класс). Интересна работа Ожеговой Т.В. (5 класс) в привитии детям интереса и любви к литературе. Наиболее активно работают учителя начальной школы - это объясняется тем, что они все время находятся с детьми. А  воспитание самых первых шагов в школе сказывается на дальнейшей жизни классного  коллектива.

 Анализ анкетирования по итогам воспитательной работы,  проведённого в классах показал, что ученики оценивают деятельность Совета старшеклассников положительно.    

  Заседания ученического совета проходят один раз в месяц. На заседаниях обсуждается план подготовки и проведения мероприятий, анализ  общешкольных ключевых дел, подводятся итоги рейтинга общественной активности классов по четвертям        Крупными делами, проведённым ученическим советом стали:


  •  День самоуправления (День учителя);

  •  Новый Год;

  • мероприятия в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы;

  • День защитника Отечества;

  • 8 Марта;

  • выпуск газеты «Школьная пора»      

Продолжается работа в классных коллективах над созданием эффективного самоуправления в классах,   классные руководители работают над этой проблемой, но не у всех это получается. Не всегда достаточно тщательно контролируют подготовку активами классов мероприятий школьного уровня. Классные уголки или визитки классов имеются у каждого класса. Организация самоуправления, как в классе, так и в школе по-прежнему, сталкивается с рядом проблем: со стороны некоторых учителей позиция наблюдателей, нежелание понять и принять самоуправление школьников, сотрудничать с ребятами на равных. Несомненно, есть успехи.  В этом учебном году в Совете старшеклассников работают инициативные, легкие на подъем ученики, неравнодушные к репутации нашей школы в районе. 

             Удовлетворенность воспитательным процессом.

 Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса имеет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:


  • выявление реального состояния воспитательного процесса;

  • выявление возможностей его развития;

  • анализ произошедших изменений;

  • изучение эффективности и педагогической целесообразности различных условий и средств, их влияния на результаты работы;

  • определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.

Изучая удовлетворённость учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе, мы использовали методики, разработанные А.А.Андреевым и Е.Н.Степановым. Суть методик заключается в том, что в конце учебного года респонденты анонимно на листочках выражают степень своего согласия или несогласия с предложенными им десятью-двадцатью утверждениями. Причём методики позволяют включать самые разные утверждения, которые актуальны в конкретных условиях школы. 

        Были составлены анкеты для изучения мнения учащихся, педагогов, родителей о состоянии воспитательной работы в школе. Опрошено 60 учащихся всей школы. Это около 70% от общего количества детей. Участие в опросе принимали учащиеся с 3-го по 11-е классы.

  Цель: Выявление уровня воспитанности учащихся и выработка стратегии и условий духовно-нравственного воспитания подростков, подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Метод: анкетирование.

     В анкетах содержатся критерии, по которым и оценивается результат. Каждый критерий состоит из показателей, которые отражают связи (отношения) ученика с объектами, отраженными в целях воспитания.

     Результаты анкетирования учащихся 8 - 10-х  классов показали: устойчиво-позитивное отношение к основным духовно-нравственным ценностям сформировано у большинства учащихся, см Таблицу

Устойчивое позитивное

отношение



Наименование объекта

% положительных ответов

К семье

90

К Отечеству

70

К природе

75

К миру

87

К труду

70

К культуре

76

К знаниям

79

   

  В школе среди учащихся 9 - 11 классов проводилось анкетирование с целью выяснения степени удовлетворенности учащихся школой.

 Результаты анкетирования:

Класс

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

9

10%

55%

35%

10

15%

35%

50%

11

10%

60%

30%

Уровень удовлетворённости учащихся организацией ВП (в %): 



Учебный год

Начальное звено

Среднее звено

9 класс

10-11 класс

2008-2009

78

58

57

66

2009-2010

84

74

58

66

2010-2011

88

78

65

70

2011-2012

88

80

71

70

Анализ эффективности, выбранных направлений работы.

При проведении мониторинга развития гражданских компетентностей у учащихся (всех классов) в конце учебного года выявилось, что уровень сформированности морально-этических норм у старшеклассников - выше среднего уровня (78% по школе), а в начальном звене эти параметры ниже по результатам бесед, часов общения, наблюдения за поведением учащихся.

Мониторинг уровня воспитанности школьников:

класс

уровень


воспитанности

количество

учащихся


оптимальный уровень

воспитанности



в %

допустимый уровень воспитанности

в %

низкий уровень воспитанности

в %

критический уровень воспитанности

в %

1

9

3

33

3

33

3

33







2

10

2

20

5

50

3

30







3

11

6

50,5

4

30,5

1

19







4

8

4

50

3

37,5

1

12,5







5

9

4

44,5

3

33,3

2

22,2







6

9

2

22,2

4

44,4

1

11,2

2

22,2

7

11

4

36,4

5

45,5

2

18,1







8

6

1

16,6

3

50

1

16.6

1

16,6

9

9

5

55,6

3

33,3

1

11,1







10

4

2

50

2

50













11

9

2

22,2

5

55,6

2

22,2













35

37%

40

42%

17

18%

3

3%

По школе:

Количество учащихся: 95/100%;

Оптимальный уровень: 35 /37%; Допустимый уровень: 40/42%;

Низкий уровень: 17/18%; Критический уровень: 3/3%.

Следовательно, необходимо в начальном и среднем звене в следующем учебном году особую роль отвести воспитанию у школьников общечеловеческих ценностей, целесообразно рекомендовать учителям начальных классов использовать программу «Духовно-нравственного развития в начальной школе», которая способствует формированию гражданских компетентностей, повышению нравственного уровня школьников.

Также необходимо подкорректировать программу духовно-нравственного воспитания учащихся к применению её в среднем звене.

В связи с этим можно сформулировать задачи на следующий учебный год:

- Повысить уровень сформированности морально-этических норм через коллективно-творческие дела и различные мероприятия.

- Продолжить работу над формированием нравственных понятий и нравственного поведения.

- Продолжать работу по развитию ученического и школьного самоуправления.

- Разработать подпрограмму гражданско – патриотического воспитания учащихся с 1 – 11 класс.

- Активизировать работу с учащимися для участия в различных конкурсах (районных, областных и т.д.) гражданско – патриотической направленности.

    В новом учебном году школьному коллективу предстоит создать новую или адаптировать существующую программу воспитывающей деятельности школы с учетом развития духовно-нравственного пространства учащегося. А пока школа работает в режиме социально-культурного центра, т.к. в селе Дактуе нет  ничего, кроме маленького клуба с двумя работниками культуры для дополнительного развития детей. Для создания обновленной программы был проведен   проблемно- ориентированный анализ состояния воспитательного процесса в школе, который  позволил выявить основные проблемы:


  1. недостаточность преемственности в воспитательной работе классных руководителей младшего, среднего и старшего звена;

  2. пассивность позиции родителей, отстранённость некоторых родителей от школьных проблем своих детей;

  3. низкая психолого-педагогическая компетентность родителей, их неумение правильно построить процесс семейного воспитания.

        Результаты этих исследований показывают, в каком направлении вести работу с педагогическим, ученическим и родительским коллективами в следующем году, какие управленческие решения принять и реализовать в первую очередь, чтобы год от года повышался уровень положительного отношения к школе. 

В целом, учебный год в плане воспитывающей деятельности прошел удовлетворительно – сформировано работающее детское самоуправление, налицо значительный рост участия школьников в районных, региональных и всероссийских мероприятиях.


Июнь 2013г. педагог-организатор: Е.Ю. Буруянэ



скачать


Смотрите также:
Основная цель воспитательной работы школы на 2009-2014 гг
256.59kb.
План воспитательной работы школы 2013-2014 учебный год Воспитательная система школы Основная цель
398.29kb.
Годовой план воспитательной работы на 2013 – 2014 учебный год Планирование воспитательной работы мбоу сош с. Новодмитриевка на 2013/2014учебный год
388.72kb.
Совета профилактики мбоу «Вилюйская сош №3 им. Н. С. Степанова» на 2012-2013 учебный год г. Вилюйск, 2012 План работы Совета профилактики Основная цель воспитательной работы в школе
69.36kb.
План воспитательной работы мбоу сош №8 на 2013 – 2014 учебный год Цель воспитательной работы
152.97kb.
Воспитательная работа школы №4 г. Ак-Довурак. Цель воспитательной работы
107.81kb.
Анализ воспитательной работы в моу терновская сош №1 за 2009-2010 учебный год
176.11kb.
Анализ воспитательной работы школы за 1 полугод
89.91kb.
План воспитательной работы школы на 2012-2013 у год Цель воспитательной работы
167.02kb.
Анализ воспитательной работы за 2009-2010 учебный год
114.68kb.
Анализ воспитательной деятельности за 2011-2012 учебный год
232.82kb.
Анализ воспитательной работы
295.33kb.