Главная стр 1
скачать
Содержание

стр.


Введение …………………………………………………………………………4

  1. Основы организации местного самоуправления …………………………..6

    1. Понятие и основные функции местного самоуправления ………………..6

    2. Организационно-правовые основы местного самоуправления …………..9

    3. Зарубежный опыт организации функционирования местного самоуправления ………………………………………………………………………….14

  1. Анализ организации и функционирования местного самоуправления (на примере городского округа Саранск) …………………………………..17

2.1 Общая характеристика и структура органов местного самоуправления...17

2.2 Оценка эффективности функционирования местного самоуправления…20



  1. Направления совершенствования деятельности органов местного самоуправления……………………………………………………………………26

Заключение ………………………………………………………………………34

Список использованных источников…………………………………………...37

Приложения ……………………………………………………………………. 40


Введение

Становление местного самоуправления в России проходит в условиях реформирования политической и социально-экономической жизни общества. Государство в значительной мере заинтересовано в развитом институте местного самоуправления, так как оно выступает связующим звеном между населением и государственными структурами. Наличие развитого местного самоуправления в конечном счете обеспечивает демократизм, стабильность и целостность российского государства. Как справедливо заметил В.В.Путин, будучи Президентом Российской Федерации, «без сильных муниципалитетов не может быть сильного государства в России»

Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим в конечном счете устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов. Поэтому сбои и проблемы в работе местного самоуправления негативным образом сказываются на состоянии всего общества.

Реформирование системы местного самоуправления в России, начатое с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2003 году, продолжается и сейчас, и еще видимо, далеко от своего завершения. Формируется законодательная база: с момента принятия закона и до настоящего времени в него внесено более 40 поправок. Процессы становления местного самоуправления неизменно находятся в центре общественного внимания. Создан совет по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации, Правительством принята Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления в Российской Федерации, работают всевозможные региональные и межре­гиональные ассоциации, союзы и советы муниципальных образований, общерос­сийские организации, такие как Всероссийский Совет местного самоуправления, Единое Общероссийское объединение муниципальных образований, Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов, сельских поселений РФ, малых и средних городов России и т.д., которые оказывают му­ниципальным образованиям помощь по це­лому ряду направлений. Это обмен опытом, организационная поддержка органов мест­ного самоуправления, методическая, ин­формационная, консультационная, экспе­ртная помощь, лоббирование интересов му­ниципальных образований и т.д. Обсуждению проблем местного самоуправления было посвящено немало форумов, в работе которых приняли участие российские государственные деятели самого высокого уровня, а также известные ученые, общественные деятели, мэры крупнейших российских городов. Также вопросы местного самоуправления обсуждаются в ряде журналов и газет: «Вопросы местного самоуправления», «Глава местной администрации», «Муниципальная служба», «Государственная власть и местное самоуправление», «Муниципальная экономика» и др.

Изучением проблем местного самоуправления и его эффективности занимаются юристы, политологи, социологи и экономисты. Благодаря их усилиям исследуются правовые, финансово-экономические, социально-политические основы местного самоуправления, разрабатываются проблемы организации и осуществления муниципального управления, идет поиск путей его оптимизации. Актуальность процесса совершенствования деятельности органов местного самоуправления, предопределила выбор темы курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является исследование организации и функционирования местного самоуправления.

В ходе исследования были рассмотрены теоретические основы организации местного самоуправления, проведен анализ организации и функционирования органов местного самоуправления городского округа Саранск, определены основные направления совершенствования деятельности органов местного самоуправления.

В ходе исследования были использованы монографии и теоретические разработки российских и зарубежных исследователей, статьи и другие публикации, представленные в периодической печати и сети Интернет.


1.Основы организации местного самоуправления.

1.1 Понятие и основные функции местного самоуправления.
Многие современные исследователи характеризуют местное самоуправление как самостоятельную деятельность населения и избранных им негосударственных органов.

Так, Л.А. Парадиз предлагает следующее определение: «местное самоуправление – это система демократически избранных негосударственных органов местной власти, осуществляющих управление в пределах конкретной территории (как сельской, так и городской) на основе интересов её населения и законов, определяющих её правовой статус, экономические основы, функциональные полномочия, меры юридической и политической ответственности».

Ю.А. Дмитриев определяет местное самоуправление как «инициативную, самостоятельную, осуществляемую под свою ответственность деятельность местных жителей, направленную на решение задач, отнесённых к их ведению законом или актом местного самоуправления» [19, c.12].

И.В. Выдрин определяет местное самоуправление «как процесс управления низовыми территориальным сообществами жителей, базирующийся на принципах разумного сочетания представительских институтов и институтов непосредственной демократии, предоставления всем субъектам территориальных сообществ широких возможностей по заявлению и проведению в жизнь собственных интересов, политико-правовой привязанности местного самоуправления к конкретным запросам жителей» [9, c.46].

Официальная законодательная формулировка понятия «местное самоуправление» содержится в п.1 ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [2, cт.2].

Согласно п.1 ст.3 Европейской Хартии о местном самоуправлении, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. У советов или собраний могут быть подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где закон это допускает» [3, cт.3].

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сказать, что местное самоуправление - это такой способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, а также теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление. Перечень полномочий местного самоуправления позволяет выделить следующие его основные функции.

1. Обеспечение участия населения в решении местных дел.

Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, различных форм самоуправления.

Важное значение для осуществления данной функции имеет проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также преодоление апатии и равнодушия части населения к вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления.

2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой местного самоуправления.

3. Обеспечение развития соответствующей территории.

Органы местного самоуправления принимают программы развития соответствующей территории, управляют муниципальным хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление [14, c.228].

4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах.

Одной из важных функций местного самоуправления является функция обслуживания населения. Население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населения услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.

5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по обеспечению данной функции возлагаются на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). При осуществлении этой функции органы местного самоуправления взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов.

6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и законами.

Органам государственной власти РФ и ее субъектов запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством. Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 133 Конституции РФ, могут обращаться за защитой своих прав в судебные органы.

Все вышеуказанные функции местного самоуправления между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга [25, c.39].

1.2 Организационно-правовые основы местного самоуправления.

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.

Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти); конституции, уставы и законы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований и другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является ратифицированная в 1998г. нашей страной Европейская Хартия местного самоуправления: её основные принципы и положения нашли отражение в российском законодательстве о местном самоуправлении.

Конституция Российской Федерации, федеральные законы занимают особое место в правовой основе местного самоуправления, которое определяется следующими факторами.

В соответствии с п. «н» ч.1 ст.72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Таким образом, Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых, общих для всех территорий России основ построения и функционирования местной, муниципальной власти.

Конституция РФ закрепляет в соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, составляющие правовой фундамент муниципального развития в нашей стране. К ним относятся, прежде всего, положения о признании и равной защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности; о праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления». В нём определены единые принципы формирования и развития правовых основ местного самоуправления в нашей стране. Значение указанного Закона для развития правовой основы местного самоуправления определяется также и тем, что он разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления.

Вместе с Конституцией РФ, Европейской Хартией местного самоуправления Федеральный закон составляет, таким образом, юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Федерации.

Региональные законы позволяют конкретизировать положения Федеральных применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты – устав муниципального образования, постановления и распоряжения, положения и правила. Нормативные правовые акты муниципального образования регулируют важнейшие процессы жизнедеятельности данной территории. Они не могут противоречить федеральным правовым актам и правовым актам субъектов Российской Федерации [22, c.26].

Территориальная организация – один из самых сложных вопросов формирования системы местного самоуправления в России. Выбор оптимальных размеров территории, на которой должно осуществляться местное самоуправление, зависит от многих факторов. При установлении размеров территории каждого конкретного муниципального образования необходимо учитывать две противоположных тенденции. Первая – приближение местной власти в населению. Определяющим фактором является наличие местного сообщества, в интересах которого и осуществляется местное самоуправление. Вторая, противоположная тенденция – укрупнение самоуправляемых единиц, обеспечивающее на территории муниципального образования необходимый экономический потенциал, развитую инженерную и социальную инфраструктуру.

Действие отмеченных противоположных тенденций предопределяет целесообразность муниципальных образований разных типов, решающих разные вопросы местного значения. В разных субъектах РФ к концу 1990-х годов сложились различные модели территориальной организации местного самоуправления:

1. Территориальная, или районная, модель. Административный район с расположенными на его территории городами районного значения, поселками, волостями, сельсоветами и сельскими поселениями составляет единое муниципальное образование. На каждой из территориальных единиц создаются администрации, подчиненные администрации района.

2.Поселенческая, или волостная, модель. Муниципальными образованиями являются все города, волости (сельсоветы) и поселки. В сельских административных районах были созданы местные органы государственной власти, поэтому главной особенностью данной модели является наличие в субъекте РФ не одного, а двух уровней государственной власти – центральной и районной.

3. Двухуровневая модель. Муниципальными образованиями являются и административные районы, и поселения внутри районов с разграничением между ними полномочий, собственности и источников доходов [22, c.34].

Федеральный закон 2003 года №131-ФЗ предусматривает кардинальное изменение принципов территориальной организации местного самоуправления. Все муниципальные образования (за исключением городов федерального значения) разделяются в правовом отношении на 3 типа: поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ. Кроме того, введено новое понятие – «межселенная территория» - территория, находящаяся вне границ поселений.

Поселение – это сельский, городской населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией. В состав территории городского поселения могут входить один город или поселок, а также территории, предназначенные для развития его инфраструктуры. На этих территориях могут находиться поселки и сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт с численностью населения более 1000 человек и (или) несколько населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый.

Муниципальный район – это несколько поселений, объединенных общей территорией. В их числе могут быть и городские, и сельские. Главное предназначение муниципального района – решение вопросов межпоселенческого характера, требующих развитой инфрастуктуры, а также выполнение отдельных государственных полномочий.

Городской округ – это городское поселение, не входящее в состав муниципального района, хотя и расположенное в его границах.

Каждый тип муниципального образования, согласно Федеральному закону 2003 года наделяется своим перечнем вопросов местного значения. При этом городской округ решает вопросы местного значения как поселения, так и муниципального района.

Структура органов местного самоуправления согласно Конституции РФ определяется населением самостоятельно [1, cт.131]. Федеральный закон №131 определяет, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Причем, наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования [2, ст.34].


1.3 Зарубежный опыт организации функционирования местного самоуправления.

С учетом специфики отдельных государств, религиозных и демографических особенностей, в мире сформировались различные системы местного самоуправления. В западных странах наибольшее распространение получили следующие модели:



  • англосаксонская, при которой исключаются какие-либо представители центрального правительства на местах, а муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий (выход за эти пределы позволяет вмешиваться правительству);

  • французская (континентальная), допускающая контроль центральной властью через специально назначаемых представителей или в других формах;

  • германская (смешанная), при которой органы местного самоуправления действуют по поручению государства, а община самостоятельно и под свою ответственность решает задачи на своем уровне, но в соответствии с законами.

Англосаксонская муниципальная система исторически сложилась первой, основными характеристиками ее являются:

  • отделение системы местного самоуправления от системы государственной власти;

  • основной единицей местного самоуправления являются приходы (общины), на территории которых проживает от 500 до 30 тыс. человек;

  • система местного самоуправления включает представительные органы – советы, которые избираются населением в ходе всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. Из числа советников избирается председатель. Исполнительно-распорядительные органы формируются советом и подотчетны ему;

  • основными направлениями деятельности органов местного самоуправления являются управление полицией, пожарными и дорожными службами, музеями, социальными службами [7,c.126];

  • отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов власти вышестоящим и представительные органы местной власти формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий;

  • контроль за деятельностью местных органов в англосаксонских странах осуществляется в основном косвенным путем: через центральные министерства, а также через суд.[8,c.91]

Континентальная муниципальная система используется во Франции, Бельгии, Голландии, Испании, Португалии. Принципы «континентального» построения властей иные, чем в англосаксонской системе.

  1. Используется «принцип негативного регулирования»: местные органы вправе осуществлять все действия, прямо не запрещенные законом. Объем и содержание полномочий местных органов обусловливается остаточным свободным пространством, которое по закону не предоставлено другим государственным органам.

  2. Типично единообразное построение системы органов власти на низовом уровне: правами муниципалитетов пользуются как городские, так и сельские общины.

Во Франции, например, низовым территориальным коллективом является коммуна, которых насчитывается более 36 тысяч. Коммуна – прежде всего местный коллектив, а не государственная административно-территориальная единица. Жители каждой коммуны избирают на 6 лет муниципальный совет, который из своего состава избирает мэра.

  1. Преобладает сочетание прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Налицо известная соподчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим. На местах действуют уполномоченные центрального Правительства (во Франции они называются «комиссары»).

  2. Представительные органы создаются не на всех уровнях системы разделения властей.

  3. Контроль за деятельностью органов власти местного самоуправления представлен разнообразными формами и осуществляется по значительному кругу вопросов.[8,c.92]

Смешанная муниципальная система используется в Германии, Италии и Японии. Самоуправление, согласно современной германской доктрине, означает, что государственные задачи решаются юридическими лицами публичного права. Иначе говоря, государство делегирует часть своих функций органам самоуправления. Федерации и земли являются не единственными субъектами государственного управления: общины и районы выполняют возложенные на них функции либо как институты самоуправления, либо от имени государства по распоряжению государственного органа в рамках делегированных им функций.

Общины являются базовой единицей местного самоуправления. Статус общин в Германии характеризуют следующие положения:



  • община выполняет на своей территории под свою ответственность все административные функции за исключением тех случаев, когда законом выполнение этих функций поручено другим структурам управления;

  • община регулирует сферу своей деятельности посредством Устава, который не должен противоречить закону;

  • община имеет право самостоятельно решать задачи на местном уровне под свою ответственность, но в соответствии с законами.

Как правило, все общины состоят из двух основных органов: местного народного представительства как органа принятия решений и главного исполнительного органа, который, как правило, носит единовластный (бургомистр) или коллегиальный (магистрат) характер. [8, c.96]
2. Анализ организации и функционирования местного самоуправления (на примере городского округа Саранск).

2.1 Общая характеристика и структура органов местного самоуправления.
Согласно ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования [2, ст.34].

Устав городского округа Саранск был утвержден решением Саранского городского Совета депутатов 23 декабря 2005 г. Согласно ст.21 Устава структуру органов местного самоуправления составляют:

представительный орган муниципального образования - Совет депутатов городского округа Саранск;

высшее должностное лицо муниципального образования - Председатель Совета депутатов городского округа Саранск;

исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрация городского округа Саранск [4, ст.21].

Совет депутатов городского округа Саранск является представительным органом муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения. Он состоит из 27 депутатов, которые избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по одномандатным избирательным округам. Совет депутатов подотчетен непосредственно населению муниципального образования, срок его полномочий составляет 4 года.

В структуру Совета депутатов в качестве его структурных подразделений входят комитеты по различным направлениям деятельности. В составе Совета депутатов городского округа Саранск действуют следующие комитеты:



  • комитет по бюджету, финансам, налогам и экономике;

  • комитет по регламенту, законности и правопорядку;

  • комитет по перспективному развитию городского хозяйства;

  • комитет по социальной политике.

Председатель Совета депутатов является высшим должностным лицом муниципального образования и одновременно депутатом. Федеральный закон №131 предусматривает, что Глава муниципального образования может избираться на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Устав городского округа Саранск определяет, что Председатель Совета депутатов избирается Советом депутатов из своего состава большинством голосов от установленного числа депутатов. Срок полномочий Председателя Совета депутатов определяется сроком полномочий Совета депутатов и он не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Председатель Совета депутатов подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов [4, ст.27,28].

Администрация городского округа Саранск является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Ее возглавляет Глава Администрации, который является должностным лицом местного самоуправления и назначается на должность Советом депутатов по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение данной должности.

На администрацию возлагаются задачи по непосредственному исполнению решений представительного органа, по реализации программ развития муниципального образования, по обеспечению всей жизнедеятельности территории. Процесс формирования организационной структуры местной администрации включает в себя формулировку целей, задач и функций, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение, разработку соответствующих регламентирующих процедур и документов. С точки зрения распределения задач и целей деятельности структурные подразделения администрации подразделяются на четыре группы: функциональные службы (финансовая, экономическая, информационная, по управлению имуществом и др.); отраслевые подразделения по сферам деятельности (ЖКХ, транспорт, здравоохранение, культура, потребительский рынок и др.); территориальные и вспомогательные подразделения.

Структура Администрации утверждается Советом депутатов по представлению Главы Администрации. За последние годы структура городской администрации неоднократно менялась с целью улучшения эффективности ее деятельности. В настоящее время в структуру Администрации городского округа Саранск входят следующие подразделения:



  • Департамент городского хозяйства;

  • Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами;

  • Департамент перспективного развития;

  • Департамент по социальной политике;

  • Департамент по правовым вопросам;

  • Аппарат администрации;

  • Администрация Ленинского района городского округа Саранск;

  • Администрация Пролетарского района городского округа Саранск;

  • Администрация Октябрьского района городского округа Саранск.

В состав Департаментов Администрации по различным направлениям их деятельности входят Управления - такие, как управление здравоохранения, образования, строительства, культуры, архитектуры и градостроительства, жилищное, финансовое и т.д.

Организационную структуру Администрации городского округа Саранск можно определить как линейно-функциональную. Такая организационная структура позволяет наиболее эффективно решать поставленные цели и задачи по управлению таким муниципальным образованием, как городской округ. Уставом городского округа Саранск предусмотрено, что Администрация может самостоятельно образовывать на представительной основе консультативные, координационные и контрольные комиссии (советы). Такие комиссии чаще всего создаются при возникновении новых задач и проблем, требующих решения в течение определенного отрезка времени.


2.2 Оценка эффективности функционирования местного самоуправления.

Проблема эффективности муниципального управления весьма актуальна в современном обществе, так как органы муниципального управления максимально приближены к населению, их задача – направлять свою деятельность в первую очередь на удовлетворение потребностей граждан, проживающих в данной местности. Именно по действиям органов муниципального управления граждане оценивают власть в стране в целом, таким образом, они выступают неким проводником между населением и властью.

Муниципальное управление призвано создать условия для формирования, развития и реализации потенциала личности, домашнего, муниципального хозяйства, бизнеса и т.п., минимизировать экономическую зависимость муниципального образования от социально-экономической политики органов государственной власти. Муниципальное управление призвано обеспечить условия для обеспечения самодостаточности личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса, посредством имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местного бюджета, имущественных прав муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством, решая вопросы местного значения.

Чтобы местному самоуправлению быть успешным, достичь поставленных целей, органы местного самоуправления должны так организовать управление, чтобы оно было эффективным и результативным. Под эффективностью применительно к управлению понимается количественно определенное влияние «нового» управления на результаты деятельности органа власти, отнесенной к затратам. Эффективность можно рассматривать как определенную оценку правильности и неправильности принятого решения по отношению к полученному результату.

Экономическая эффективность – количественная оценка отношения эффекта к затратам в конкретных условиях: экономия, получаемая за счет оптимизации и рационализации деятельности.

Социальная эффективность – качественная оценка деятельности, выражающая соответствие цели органа власти потребностям населения [22, c.482].

Общую социальную эффективность муниципального управления можно определить как уровень удовлетворения запросов населения, проживающего на территории муниципального образования, уровень и качество жизни населения.

Указ Президента Российской Федерации №607 от 28 апреля 2008 года «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» устанавливает, что эффективность местного самоуправления определяется с помощью системы показателей. Указ предусматривает, что главы местных администраций ежегодно, до 1 мая, представляют в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за отчетный год и их планируемых значениях на 3-х летний период и размещают указанные доклады в сети «Интернет» [6, ст.3].

Доклад Главы Администрации городского округа Саранск за период 2007-2011 гг. (приложение А) содержит 82 показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления и включает в себя следующие блоки:


  1. Экономическое развитие (дорожное хозяйство и транспорт, развитие малого и среднего предпринимательства, улучшение инвестиционной привлекательности, сельское хозяйство).

  2. Доходы населения

  3. Здоровье (удовлетворенность населения медицинской помощью, доля населения, охваченного профилактическими осмотрами, число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет и детей до 18 лет, уровень госпитализации в муниципальные учреждения здравоохранения, число коек в них и т.д.)

  4. Дошкольное и дополнительное образование детей (удовлетворенность населения качеством образования детей, доля детей, получающих дошкольные образовательные услуги и т.д.)

  5. Образование (общее) (удовлетворенность населения качеством образования, средняя наполняемость классов, удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен и т.д.)

  6. Физическая культура и спорт (удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом)

  7. Жилищно-коммунальное хозяйство (доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, процент подписанных паспортов готовности жилищного фонда и котельных к 15 ноября отчетного года и др.)

  8. Доступность и качество жилья (общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, число жилых квартир в расчете на 1000 человек населения и т.д.)

  9. Организация муниципального управления (удовлетворенность населения, доля собственных доходов местного бюджета, общий объем расходов бюджета, среднегодовая численность постоянного населения и др.)

  10. Республиканский перечень дополнительных показателей (объем закупок молока, скота, птицы, объем оборота розничной торговли, объем платных услуг, оказанных населению, прирост среднемесячной заработной платы, удельный вес убыточных организаций и т.д.).

Анализируя показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа Саранск, хотелось бы отметить следующие негативные моменты.

1) отсутствует отчетная информация об удовлетворенности населения оказываемыми муниципальными услугами и деятельностью органов местного самоуправления, что не позволяет в полной мере оценить эффективность деятельности органов местного самоуправления

2) остается достаточно низкой заработная плата как работников муниципальных учреждений, так и работников различных предприятий Саранска

3) доля собственных доходов местного бюджета остается на уровне чуть более 50%

4) удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составляет всего 26,12%, планируется увеличение этого показателя до 31%

5) доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления домами, пока составляет 56,1%, но уже с 2009 года этот показатель должен достигнуть 100%

6) в 2009 году в связи с антикризисными мерами сокращены многие расходы бюджета (на здравоохранение, на культуру, на физическую культуру и спорт, на жилищно-коммунальное хозяйство)

7) на развитие и поддержку малого предпринимательства в городском бюджете за период 2007-2011 гг. не заложено ни рубля

8) в связи с экономическим кризисом уменьшается количество вновь созданных рабочих мест (с 59,06 единиц на 10000 человек трудоспособного населения в 2008 году до 15,87 единиц – в 2011 году), также снижается и прирост среднемесячной заработной платы

Однако нельзя не отметить и ряд показателей, положительно характеризующих эффективность управления муниципальным образованием. Органами местного самоуправления городского округа Саранск ежегодно разрабатываются и реализуются программы, предполагающие развитие дорожной сети – доля автомобильных дорог с твердым покрытием к 2011 году должна составить 93%. В 2012 году в рамках реализации комплексной программы социально-экономического развития городского округа Саранск планируется 100 процентное обеспечение населения регулярным автобусным сообщением с административным центром.

Планируется снижение показателей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и детской смертности; оптимизируется система муниципального здравоохранения с целью более эффективного обеспечения населения медицинскими услугами.

Услугами детских садов пользуются 93,6 % дошкольников от 3 до 7 лет, однако нельзя не отметить, что детских садов в городе по-прежнему недостаточно. 80% детей получают дополнительное образование. Все муниципальные общеобразовательные учреждения переведены на нормативное подушевое финансирование и на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат.

В Саранске ведется активная работа по созданию товариществ собственников жилья, в рамках Федеральной программы по капитальному ремонту в 2009 году в городе будут отремонтированы 104 многоквартирных дома, а основным условием участия в программе является создание ТСЖ. Органами местного самоуправления осуществляется контроль за подготовкой к осенне-зимнему периоду. Это обеспечивает оперативное решение возникающих задач, безаварийное его прохождение. Также в Саранске очень активно ведется жилищное строительство, тем самым обеспечивается рост числа квартир, приходящихся на 1000 человек населения, и общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя.

За последние годы Саранск заметно преобразился в плане благоустройства – 4 года подряд город завоевывает призовые места в конкурсе на самый благоустроенный город России. Большая работа по благоустройству ведется не только на центральных улицах города, но и в районах, в поселках, в дворовых территориях.

Конечно, система показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления не может охватить абсолютно все стороны жизни муниципального образования. Главным показателем эффективности управления, на мой взгляд, все-таки является оценка жителей муниципального образования – насколько им комфортно, удобно, безопасно жить в своем городе, поселке или районе.

3. Направления совершенствования деятельности органов местного самоуправления.

Реформирование местного самоуправления в Российской Федерации, предусмотренное Федеральным законом 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» направлено на совершенствование, повышение эффективности деятельности местного самоуправления. Конечно же, основные направления дальнейшего совершенствования муниципального управления должны быть закреплены законодательно, но и в рамках действующего федерального законодательства, органы местного самоуправления конкретного муниципального образования на основании муниципальных правовых актов могут совершенствовать и повышать эффективность своей работы.

К вопросам местного значения отнесе­ны главные составляющие приоритетных национальных проектов - образование, здравоохранение и строительство жилья. Именно поэтому успехом в достижении це­лей приоритетных национальных проектов является активное взаимодействие органов государственной власти и местного само­управления.

Будучи заинтересованным в повышении качества образования, здравоохранения и жилищных условий населения, государ­ство софинансирует эти важнейшие направ­ления социального развития через нацио­нальные проекты, но никто кроме муници­пальных руководителей, хорошо знающих особенности и проблемы территории и на­селяющих ее людей, не способен предло­жить наиболее эффективную тактику их реализации. Став полноценными партнера­ми органов местного самоуправления, го­сударство берет на себя массу обязаннос­тей по реализации проектов, но обеспечить существенное повышение качества услуг в здравоохранении и образовании, обеспе­чить «режим наибольшего благоприят­ствования» при строительстве доступного жилья может только местное самоуправле­ние. Следовательно, органам местного самоуправления необходимо налаживать и укреплять контакты с региональными и федеральными властями.

Основная роль органов местного самоуправления в жизни любого муниципального образования – это коммуникации. И не только в прямом смысле этого слова – дороги, трубы и прочее. Органы местного самоуправления дают жителям информацию о своей деятельности, о принимаемых решениях и происходящих событиях, выясняют их мнения по различным вопросам. Это дает возможность перейти к более сложному уровню взаимодействия – к совместному принятию решений местной властью и жителями, к выработке единой позиции в отношении местных проблем. Низкая информированность населения о сущности местного самоуправления и о деятельности органов местного самоуправления приводит к тому, что активность горожан в решении вопросов местного значения остается на низком уровне. Следовательно, для повышения активности населения необходимо организовать информирование населения муниципального образования о жизни города, о его проблемах, о деятельности органов местного самоуправления всеми доступными средствами – через телевидение, печатные издания, Интернет и т.д. Также очень важна и обратная связь – органы местного самоуправления должны постоянно получать информацию об общественных потребностях, интересах и проблемах. Жители городского округа Саранск с апреля 2009 года получили возможность прямого общения с Главой администрации на сайте GIDRM.RU. И этот Интернет-диалог уже приобрел большую популярность.

Система местного самоуправления является субъектом экономической деятельности. Для эффективного функционирования в этом качестве местному самоуправлению необходим свой бизнес-план, предусматривающий возможности и перспективы развития. На практике таким бизнес-планом являются программы комплексного социально-экономического развития, которые фактически разрабатываются в муниципальных образованиях. Такие программы охватывают вопросы развития науки, производства, социальной инфраструктуры, развития учреждений образования, культуры, спорта, подготовки кадров и прочего необходимого. Помимо собственно интересов производства программы имеют целью развитие социальной инфраструктуры.

Центром стратегических разработок «Северо-Запад» в 2008 году был разработан проект Стратегии социально-экономического развития городского округа Саранск, и в ее рамках Программу комплексного социально-экономического развития г.о.Саранск на период до 2012 года и прогноз до 2025 года. Реализация данной программы позволит решить следующие задачи:


  • повышение инвестиционной привлекательности города и создание условий для технологической модернизации базовых секторов экономики;

  • повышение эффективности использования пространства города;

  • сохранение человеческого потенциала.

Управляя муниципальным образованием, как экономической системой, в современных рыночных условиях необходимо использовать все современные методы и инструменты менеджмента – консалтинг и коучинг, бенчмаркинг, реинжиниринг, маркетинг, стратегическое планирование и управление, проектный подход и т.д.

С помощью квалифицированных специалистов-консультантов возможно решение многих проблем муниципального управления – выбор стратегии и направления развития муниципального образования, прогнозирование внешних угроз, диагностика неэффективной деятельности администрации, структурная и функциональная ее перестройка, выработка инвестиционной политики, регулирование местной экономики, поиск эффективных методов стимулирования развития малого и среднего бизнеса и т.д. С помощью консалтинга в муниципальное управление внедряются наиболее прогрессивные методы, современные знания, новая техника и технология принятия решений, что способствует постоянному его совершенствованию и рационализации.

В настоящее время многие муниципальные образования успешно используют такую управленческую технологию, как бенчмаркинг. Это поиск и использование опыта работы наиболее успешных действующих организаций всех секторов экономики. Так, например, опыт Республики Мордовия по межбюджетному регулированию стал примером для многих регионов России. В республике неоднократно проходили всероссийские семинары и научно-практические конференции по проблемам становления местного самоуправления в Российской Федерации.

Реинжиниринг, как метод имеет кардинальный характер и связан с созданием в рамках системы муниципального управления специального мозгового центра, обеспечивающего устойчивое развитие муниципального образования. Основные функции такого центра – управление проблемами муниципального образования и осуществление соответствующих преобразований. Этот центр, являющийся относительно постоянной частью муниципального управления, должен играть в ней ведущую роль, определяя структуру ее исполнительных органов, формируя при необходимости новее специальные нормы, структуры, инновации и культурные ценности взамен устаревших [8, c.203].

Становление и развитие муниципального маркетинга способствует развитию муниципального управления. Муниципальный маркетинг, являясь инструментом формирования рыночной среды, нацелен на выявление и активное использование внутренних преимуществ территории, привлечение инвестиций, что, в свою очередь, ведет к повышению конкурентоспособности территории в целом.

Основными направлениями внешнего маркетинга территории являются:



  • участие в форумах, выставках, ярмарках, позволяющих инвесторам ознакомиться с инвестиционными возможностями города, а также проведение мероприятий на территории города;

  • формирование инвестиционного паспорта города;

  • переформатирование сайта администрации города - создание инвестиционного раздела: размещение инвестиционного паспорта города, всех предлагаемых инвестиционных площадок, создание сайта на английском языке;

  • адресная рассылка инвесторам предложений по размещению производств и организаций в городе.

Проектный подход в муниципальном управлении ориентирован на работу с проблемами. Он позволяет управлять процессом работы с ними и с постоянно меняющимися условиями внешней среды. Проекты нацелены на получение определенных результатов, т.е. они направлены на достижение целей. Именно эти цели являются движущей силой проекта, и все усилия по его планированию и реализации предпринимаются для того, чтобы эти цели были достигнуты. Обычно управление сводится к ежедневно повторяющимся действиям, Глава занят «текучкой» – как поддержать функционирование муниципального хозяйства на должном уровне. В то время как внимание менеджера проекта сосредоточено на успешном его завершении – как получить конечный результат в заданные сроки, в рамках выделенных средств и качественно.

Местное самоуправление является важ­нейшим институтом отечественного граж­данского общества, обеспечивая прямое и непосредственное участие граждан в обще­ственной жизни, в управлении своей тер­риторией. По данным исследования «Муниципаль­ная Россия», проведенного по заказу Единого Общероссийского объединения муниципальных образований, наиболее распространенными формами взаимодействия местного самоуп­равления и общественности являются: совместная реализация социальных программ (46,7%); общественные (координационные) советы (43,2%); информационная поддержка (42,6%).

В 75% городских округов созданы и рабо­тают общественные (координационные) советы. Они способствуют решению ряда задач для развития диалога между местной властью и общественностью. Важнейшая из них - создание условий для участия об­щественности в выработке, принятии и ре­ализации решений. С помощью участия общественности местные власти решают самый широкий круг вопросов - от благоустройства и раз­вития территорий до борьбы с распростра­нением наркотиков, от противодействия межнациональным конфликтам до воспи­тания молодежи.

Федеральный закон «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. определяет широкий спектр форм участия населения в осущес­твлении местного самоуправления. К ним относятся:



  • местный референдум, муниципальные выборы;

  • опросы общественного мнения;

  • собрания, конференции граждан;

  • публичные слушания, правотворческая инициатива граждан;

  • территориальное общественное самоуправление и т.д.

С помощью референдума граждане приобретают возможность непосредственного, а значит, наиболее эффективного воздействия на формирование политики местных властей. Органы местного самоуправления, в свою очередь, получают возможность с его по­мощью сверять свои решения с мнением народа.

Территориальное общественное самоуп­равление - самоорганизация граждан по мес­ту их жительства на части территории посе­ления для самостоятельного и под свою отве­тственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Органы территориального обществен­ного самоуправления являются надежны­ми партнерами органов местного самоуп­равления в решении вопросов местного значения. Органы местного самоуправления должны способ­ствовать созданию ТОС, создавать условия для формирования и деятельности террито­риального общественного самоуправления. Сегодня ТОСы реально могут стать за­метными субъектами социально-экономи­ческого развития муниципального обра­зования.

Одной из ярких форм участия населе­ния в местном самоуправлении является организация гражданами товариществ собственников жилья. Именно ТСЖ. сегодня на практике участвуют в принятии решений по вопро­сам местного значения: от установления тарифов на коммунальные услуги до бла­гоустройства территорий. Необходимо создать макси­мально благоприятные условия для органи­зации и деятельности Товариществ собственников жилья (осуществлять ре­монт жилого фонда, передаваемого в эксплуатацию ТСЖ, упрощать процедуру регистрации ТСЖ, вводить льготное налогообложение, упрощать процедуры оформ­ления прав на земельный участок и пр.)[12].

Местное самоуправление как рос­сийское явление имеет двойственную при­роду. С одной стороны, это первый уровень власти, с другой - важнейший институт оте­чественного гражданского общества. Реаль­ное местное самоуправление возможно только там, где население действительно включается в решение местных проблем, го­тово взять на себя ответственность за жизнь в своем городе, поселке, деревне. И органы местного самоуправления должны всеми силами содействовать этому.

Органы местного самоуправления испытывают острый недостаток в профессионально подготовленных специалистах. Низкий уровень профессиональной подготовки муниципальных менеджеров не позволяет органам местного самоуправления обеспечить эффективное исполнение своих функций, и тем более – перейти к инновационным формам и методам управления развитием муниципальных образований. Очевидно, что для обеспечения развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий необходимы действенные механизмы и эффективно функционирующие системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления. Необходимо предусмотреть средства на повышение квалификации специалистов путем выезда на курсы, семинары, а также приглашение высококвалифицированных специалистов из других регионов для проведения мастер-классов, семинаров. Также необходимо обязательно дифференцировать статус муниципального служащего в зависимости от уровня образования, наличия ученой степени и ученого звания, стремления повышать образовательный уровень, а также желания передавать его другим служащим.

Нельзя обойтись и без обеспечения должной оплаты труда и набора необходимых социальных льгот, стимулирующих высокопрофессиональный управленческий труд и гарантирующих престижность положения муниципального служащего.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно определить следующие приоритетные направления совершенствования деятельности органов местного самоуправления:



  • совершенствование нормативно-правовой базы городского округа, направленной на повышение эффективности муниципального управления;

  • совершенствование процесса муниципального управления посредством внедрения программно-целевого метода управления, современных моделей и методик;

  • реализация программы повышения уровня знаний муниципальных служащих в сфере стратегического управления, финансового и проектного менеджмента;

  • привлечение населения к решению вопросов местного значения;

  • формирование системы информационного сопровождения процесса муниципального управления.


Заключение

В современном обществе местное самоуправление – это одна из основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества. Местное самоуправление представляет собой уровень публичной власти, наиболее приближенный в населению и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении местных проблем.

Местное самоуправление выполняет самые разнообразные функции в обществе: властные функции (обеспечение общественного порядка, управление муниципальной собственностью, принятие решений по вопросам местного значения и т.д.); хозяйственные функции (обеспечение жизнедеятельности территории, оказание жителям общественных услуг); общественную функцию (самоорганизация граждан).

Юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления составляют Конституция РФ, Европейская Хартия местного самоуправления, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», другие федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты.

Федеральный закон 2003 года №131-ФЗ разделяет все муниципальные образования на 3 типа: поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ. Кроме того, введено новое понятие – «межселенная территория» - территория, находящаяся вне границ поселений.

Структура органов местного самоуправления согласно Конституции РФ определяется населением самостоятельно. Однако, согласно ФЗ №131, наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным.

Структуру органов местного самоуправления городского округа Саранск согласно Устава составляют представительный орган муниципального образования - Совет депутатов городского округа Саранск; высшее должностное лицо муниципального образования - Председатель Совета депутатов городского округа Саранск; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрация городского округа Саранск. В составе Совета депутатов действуют комитеты: по бюджету, финансам, налогам и экономике; по регламенту, законности и правопорядку; по перспективному развитию городского хозяйства; по социальной политике.

На Администрацию городского округа Саранск возлагаются задачи по непосредственному исполнению решений представительного органа, по реализации программ развития муниципального образования, по обеспечению всей жизнедеятельности территории. И хотя по закону высшим должностным лицом является Председатель Совета депутатов, на практике руководителем Саранска является Глава Администрации.

Для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления главы местных администраций ежегодно представляют доклады о достигнутых значениях показателей. 29 апреля 2009 года Главой Администрации городского округа Саранск был представлен такой доклад за период 2007-2011 гг., содержащий 82 показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления. Эффективность деятельности оценивается по следующим направлениям: экономическое развитие, доходы населения, здоровье, дошкольное и дополнительное образование детей, образование (общее), физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, доступность и качество жилья, организация муниципального управления.

Основными направлениями совершенствования деятельности органов местного самоуправления являются:



  • совершенствование нормативно-правовой базы городского округа, направленной на повышение эффективности муниципального управления;

  • совершенствование процесса муниципального управления посредством внедрения программно-целевого метода управления, современных моделей и методик;

  • реализация программы повышения уровня знаний муниципальных служащих в сфере стратегического управления, финансового и проектного менеджмента;

  • привлечение населения к решению вопросов местного значения;

  • формирование системы информационного сопровождения процесса муниципального управления.

Список использованных источников.


    1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007. - 64с.

    2. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

    3. Федеральный закон РФ «О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления» от 11 апреля 1998года // СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695.

    4. Устав городского округа Саранск. Утвержден решением Саранского городского совета депутатов от 23 декабря 2005г. № 177 // СПС «Консультант Плюс»

    5. Распоряжение Главы Администрации городского округа Саранск от 13.09.2007 № 789-р «О распределении обязанностей между заместителями Главы Администрации городского округа Саранск» // www.adm-saransk.ru

    6. Указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28.04.2008г. № 607 // СПС «Консультант Плюс»

    7. Васильев, А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. / А.А.Васильев. – Н.Новгород: Изд.: Гладкова О.В., 2000. – 160 с.

    8. Васильев, А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. Изд. 4-е, перераб. и доп. / А.А.Васильев. – Н.Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2004. – 454с.


    9. Выдрин, И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации / И.В.Выдрин. – Екатеринбург: Издательство УрГЮА, 1998. – 346 с.

    10. Газета «Вечерний Саранск». 2008-2009

    11. Горнов, А. М. Некоторые аспекты повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих в современных условиях / А.М.Горнов // Вопросы местного самоуправления. – 2008. - № 4. – С. 32-38.

    12. Доклад Всероссийского совета местного самоуправления «Местное самоуправление - ресурс развития страны» / Под редакцией Председателя ВСМС, депутата Государственной Думы РФ В.В.Гальченко. // www.vsmsinfo.ru

    13. Доклад Госсовета РФ: Местное самоуправление в России: современное состояние и перспективы развития. // www.egd.ru

    14. Кутафин, О.Е. Муниципальное право РФ: Учебник / О.Е.Кутафин, В.И.Фадеев – М.: Юристъ, 2000. – 552 с.

    15. Лекции по экономике города и муниципальному управлению / Под ред. А.С.Пузанова. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2004. – 340 с.
    16. Леонтьев, Г. Предложения о повышении эффективности системы местного самоуправления как инструмента новой социальной политики. // www.cskp.ru


    17. Максимова, Н. В. Самоорганизация как важнейший фактор эффективности местного самоуправления / Н.В.Максимова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. - № 6. – С. 24-27

    18. Местное самоуправление – проблемы и решения: Сборник статей / Под ред. В.Б.Зотова. – М.: Прима-Пресс-М, 2003. – 352 с.

    19. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: МЦУПЛ, 1999. – 512 с.

    20. Официальный сайт Администрации городского округа Саранск: www.adm-saransk.ru

    21. Проект стратегии социально-экономического развития городского округа Саранск. // www.csr-nw.ru
    22. Система муниципального управления: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под редакцией В.Б.Зотова. – СПб.: Питер, 2007. - 560с.


    23. Стародубровская, И. Муниципальная реформа в 2007 году: особенности реализации / И.Стародубровская, М.Славгородская, Н.Миронова - М: ИЭПП, 2008. - 122 с.

    24. Татаркин, А.И. Проблемы и направления дальнейшего совершенствования местного самоуправления / А.И.Татаркин, В.С.Бочко // Экономика региона. – 2008. - № 2. – (14). – С. 42-50.

    25. Шугрина, Е.С. Муниципальное право: Учебник / Е.С.Шугрина - М.: Дело, 1999. – 496 с.






скачать


Смотрите также:
Основы организации местного самоуправления
410.31kb.
Совершенствование законодательной базы местного самоуправления как территориальной основы государства в свете проекта нового федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в рф"
192.07kb.
Курсовая работа по теме: «Основы деятельности местного самоуправления»
439.22kb.
Государственного и муниципального управления
21.65kb.
Правовая основа местного самоуправления
102.38kb.
2 Исполнительные органы местного самоуправления
94.88kb.
Основные понятия и принципы местного самоуправления
136.43kb.
Закон краснодарского края о наделении органов местного самоуправления
1187.52kb.
Сопоставление правовых особенностей городского самоуправления россии с основными моделями местного самоуправления
140.37kb.
Решением районного Собрания депутатов Судиславского района Костромской области п созыва от 22. 07. 2005 г. №45-428
1124.28kb.
Порядок обжалования муниципальных правовых актов
94.56kb.
2 Полномочия органов местного самоуправления в правотворческой сфере
355.73kb.