Главная стр 1
скачать
О. Н. Арефьев
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА
Социально-экономическое развитие современного российского обще­ства и государства делает насущным концептуальную разработку проблем содержания образования не только на уровне и в масштабах страны, но и на уровне и в пределах отдельного региона и города.

Обсуждая проблемы образования, ученые и практики сходятся в еди­ном мнении о наличии системного кризиса в данной сфере. Не отрицая значимости общетеоретических разработок, автор склонен считать, что только реальный опыт проектов и программ позволит ответить на вопросы о содержании образования и наиболее оптимальных типах организации и управления педагогическими системами.

Современная социокультурная ситуация в нашей стране характеризу­ется инфляцией прежних ценностей, культурных традиций, стереотипов поведения.

Одним из определяющих, необходимых социокультурных нормати­вов является образ человека, современного и адекватного запросам обще­ства. Во все времена подобной работой (т. е. воспроизводством образа че­ловека через систему воспитания, обучения и пр.) занимались образова­тельные учреждения. В настоящее время оказалось, что нормы и образы изменились, а этой функции с образовательных учреждений никто не снимал.

Поэтому перед современным образовательным учреждением стоят задачи по анализу, моделированию и воспроизводству современного об­раза человека.

Это социокультурные цели и задачи.

Второй тип целей и задач - профессиональный - вытекает из анализа экономической ситуации, которая характеризуется разрозненностью и принципиальной несовместимостью фрагментов старой хозяйственно-экономической системы и формирующихся рыночных отношений.

Это, в частности, проявляется в падении престижа огромного сектора профессий и узких специальностей, которые исчезают или перестают быть востребованными. Выпускникам профессиональных образователь­ных учреждений сегодня трудно найти работу потому, что рынок интел­лектуального труда постоянно меняется.

Вследствие этого существенно меняется содержание понятия «про­фессия»: на первый план выдвигается не готовый набор профессиональ­ных навыков, а деятельностно-организационная способность человека са­мостоятельно «расти» в профессии, умение анализировать свой профес­сиональный уровень, быстро создавать, конструировать принципиально новые профессиональные навыки, обнаруживать и осваивать новые зна­ния и профессиональные зоны в соответствии с меняющимися требова­ниями рыночной ситуации.

В силу этого, перед профессиональными образовательными учрежде­ниями стоит целый ряд новых задач, связанных не только с передачей стандартных профессиональных знаний, умений и навыков и опережа­ющей подготовкой специалистов, а с разработкой модели педагогической системы, ориентированной на подготовку профессионала нового типа, умеющего жить в условиях постоянно меняющегося общества и перестра­ивать свои профессионально-деятельностные горизонты.

Особое место занимают малые города, имеющие свои специфические черты. Переход экономики страны на рыночные отношения серьезно обо­стрил проблему занятости молодежи. Эта категория населения наименее защищена от безработицы, поскольку, как правило, не имеет профессии или соответствующих профессиональных навыков, достаточного произ­водственного опыта. Для молодежи малых промышленных городов с моноразвитой экономикой проблемы занятости и выбора жизненной профес­сиональной карьеры еще более обостряются из-за недостатка профессио­нальных образовательных учреждений, особенно высших, в этих городах.

Отток молодежи с территории малого города является существенной проблемой. Последствием этого явления будет старение населения, и, в конечном счете снижение его творческого потенциала. А это, в свою очередь, означает снижение потенциала города как экономического субъ­екта.

Чтобы этого не произошло, чрезвычайно важно конструировать цело­стное образовательное пространство малого города, в котором отдельный человек мог бы реализовать индивидуальную образовательную траекто­рию сообразно развитию рыночной ситуации.

Такая тенденция имеет общеевропейский характер. Решения Евро­пейского совета в Лиссабоне (март 2000 г.) подтвердили, что характер учебы, жизни и работы в рыночных условиях быстро меняется. Это зна­чит, что не только люди должны адаптироваться к изменениям, но также должны изменяться и устоявшиеся виды образования и профессиональной подготовки.

Принцип «учеба через всю жизнь» (УЧВЖ) должен стать ведущим во всем множестве учебных ситуаций.

Практической реализацией этого принципа является идея непрерыв­ного образования. Ее главный смысл заключается в постоянном творче­ском обновлении, развитии и совершенствовании каждого человека на протяжении всей жизни.

Такое образование должно превратиться в процесс непрерывного раз­вития личности, обеспечить человеку понимание самого себя и окружа­ющей среды, способствовать ее социальной роли в процессе трудовой и общественной деятельности.

Характерно, что идея непрерывного образования была провозглашена в нашей стране практически с зарождения рынка интеллектуального труда. Именно требования этого рынка в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждают людей постоянно учиться и переучиваться.

Многие ученые и специалисты рассматривают непрерывное образо­вание как действенное средство, позволяющее обогатить потенциал обра­зовательных учреждений, усилить их возможности своевременно и аде­кватно реагировать на изменения требований практики и рынка интеллек­туального труда.

Российские ученые (С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Б. С. Гершунский, И. Я. Лернер, А. М. Новиков и др.) высказывают различные взгляды, как на происхождение идеи непрерывного образования, так и на ее сущность.

Анализ различных подходов к идее непрерывного образования позво­лил нам сделать важный теоретический вывод, сущность которого заклю­чается в том, что в современных социально-экономических условиях целе­сообразно выделять педагогическую систему колледжа как основной (ба­зовый, системообразующий) элемент в структуре непрерывного образова­ния малого города. Это является существенной особенностью функциони­рования педагогической системы колледжа в условиях малого города.

При построении структуры непрерывного образования в малом горо­де (с учетом опыта Белоярского политехнического колледжа Минатома РФ) представляется целесообразной следующая структурно-организаци­онная форма, которая сточки зрения содержательного наполнения позво­ляет выделить колледж в качестве базового элемента.

Такая структура создает образовательное пространство малого города (пространство образовательных услуг), обеспечивающее взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потреб­ности населения. Это создает возможность многомерного движения лич­ности по индивидуальной образовательной траектории в образовательном пространстве малого города и обеспечения для нее оптимальных условий.

Колледж по определению является многоуровневым, многофункцио­нальным образовательным учреждением.

В педагогической системе колледжа (на примере Белоярского поли­технического колледжа) мы выделяем две подсистемы, реализующие ба­зовую (системообразующую) функцию в системе непрерывного образова­ния малого города.

Подсистема - основная образовательная деятельность по широкой номенклатуре современных, востребованных рынком специальностей - структурирована на две ступени:

I- базовый уровень (1-4-й курс);

II- повышенный уровень (5-й курс); центр дистанционного образования.

Подсистема - обеспечение непрерывных технологий образования и привлечения ресурсов - включает систему профориентации и подгото­вительных курсов учащихся 8-11-х классов образовательных школ горо­да; факультет дополнительного образования, осуществляющий повыше­ние квалификации и переподготовку специалистов для предприятий горо­да по различным рыночным направлениям; обучение и совершенствова­ние знаний по иностранному языку в лингвистическом центре; подготовку водителей категорий «А» и «В» в автошколе; обучение компьютерным и информационным технологиям в компьютерном центре; бизнес-школу для учащихся общеобразовательных школ.

Особое место в данной подсистеме занимает схема «колледж - вуз». На базе ВПК открыты филиалы и представительства Института менедж­мента и рынка, Гуманитарного университета, Российского государствен­ного профессионально-педагогического университета, Уральской горно-металлургической академии. Это позволяет выпускникам колледжа полу­чать высшее образование, не меняя место жительства.



Практика функционирования данной системы позволяет обеспечить:

  • единство образовательного пространства малого города;

  • многофункциональный и многоуровневый подход в професси­ональном образовании;

  • определенное удовлетворение потребностей личности в образова­тельных услугах;

  • опережающее развитие системы повышения квалификации и пере­подготовки кадров для сферы услуг и производственной сферы малого го­рода;

  • своевременное обновление содержания образования с учетом разви­тия экономики и новых технологий;

  • совершенствование организационной структуры педагогической системы колледжа как базового элемента структуры непрерывного обра­зования (миссия, цели, стратегическая концепция);

  • возможность реализации различных образовательных траекторий при подготовке специалистов, востребованных на рынке интеллектуаль­ного труда;

  • возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, способствует обновлению и совершенствованию учебно-материальной базы колледжа в соответствии с современными тре­бованиями.

Опыт функционирования Белоярского политехнического колледжа подтверждает важный теоретический вывод: педагогическая система кол­леджа является системообразующим фактором в структуре непрерывного образования малого города, обеспечивающим его социально-экономичес­кого развитие.
скачать


Смотрите также:
Особенности функционирования педагогической системы колледжа в условиях малого города
65.57kb.
Доклад общая характеристика колледжа
778.2kb.
Проект моу гимназии №10
281.07kb.
Проблемы малого бизнеса в городе Ярославле 1 Обзор проблем малого бизнеса города Ярославля 1
233.33kb.
Типологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей в условиях покоя
37.9kb.
Проблемы кредитования малого бизнеса в условиях рыночной экономики Ю. А. Митева
36.29kb.
Особенности подготовки педагога-хореографа в Бийском педагогическом колледже в условиях модернизации системы спо подкользина Наталья Алексеевна, заведующий кафедрой хореографии
88.61kb.
Закон ханты-мансийского автономного округа об образовании в ханты-мансийском автономном округе югре
120.17kb.
Фенологические особенности сортов земляники в условиях северо-западной части башкортостана
84.4kb.
Организация оценочных ситуаций в учебном процессе в условиях реализации системы Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова
72.88kb.
Методические рекомендации по изучению курса «Правоохранительные органы»
591.1kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по курсу
351.49kb.