Главная стр 1
скачать
Особо охраняемые природные территории

Система охраняемых природных территорий в России

Охраняемые территории в России традиционно занимают особое место в системе охраны природы. Их развитие началось в начале XX века. Первый заповедник на территории России появился в 1916 г. - Баргузинский государственный природный заповедник (оз. Байкал). С тех пор само слово «заповедник» в латинской траскрипции вошло без перевода во многие международные словари, а к концу XX века в России сложилась сеть различных охраняемых природных территорий, основой которой стали особо охраняемые природные территории (далее ООПТ).

В настоящий момент в России основной нормативный акт, который регулирует отношения в области организации, охраны и использования ООПТ в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением её состояния, экологического воспитания населения – Федеральный Закон «Об особо охраняемых природных территориях».

По данным Кадастра ООПТ в России общая площадь ООПТ всех категорий и уровней превышает 11% от площади страны. ООПТ федерального значения насчитывается 232, из них 100 заповедников, ООПТ регионального и местного значения – более 15 000. Основные категории ОПТ различаются не только по режимам охраны и природопользования, но и по своим функциям и основным задачам управления. Часть из них свойственны только определенным категориям, другие имеют универсальный характер.

Наиболее представительной по площади является категория государственных природных заказников всех уровней, которые составляют 37% всей площади ООПТ в России.

В построении сети ООПТ в России имеются очень существенные региональные различия. В целом ряде регионов России процент ООПТ довольно высок (например, в Карачаево-Черкессии достигает 34%), а в других - он недопустимо низок. Особенно это относится к регионам севера европейской территории России, Среднего Урала, Поволжья, где уровень антропогенного воздействия на природу выше, чем в регионах Сибири и Дальнего Востока. Практически для всех регионов страны, кроме наиболее освоенной части Европейской России, характерны не только сравнительно большие площади ООПТ, но и большой разброс в величинах площади - от незначительных по размеру до гигантских. В России сравнительно много крупных ООПТ с площадью свыше 1 млн. га (8 заповедников, 2 национальных парка и 1 заказник) и фактически все они находятся в азиатской арктической или приарктической зоне.

Характерной особенностью развития российской сети ООПТ является сравнительно невысокая степень исходного планирования и единообразия размеров ООПТ, что не позволяет говорить о сформированной системе особо охраняемых природных территорий и их репрезентативности. Наличие большого числа крупных по площади ООПТ является дополнительным фактором, определяющим значимость ООПТ России и ее преимущества перед другими странами - крупные ООПТ не только могут обеспечить саморегуляцию экосистем и экологических процессов на территории ООПТ, но и являются залогом стабильности экологической обстановки на крупных прилегающих территориях. В то же время, разбросанность ООПТ, зачастую их островной характер существенно снижают возможности обеспечения экологических коридоров между ними и создания единых систем ОПТ.

К сожалению, в России отсутствуют обобщенные данные о численности и площадях иных существующих видов охраняемых природных территорий, не подпадающих под действие Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (например, водоохранные зоны, особо защитные участки лесов, охранные зоны и т.п.).

В Российском законодательстве не существует четкого разделения между понятиями «особо охраняемые природные территории» и «охраняемые природные территории». При разработке Концепции системы охраняемых природных территорий в России ее разработчики исходили из широкого понимания охраняемых природных территорий.

Виды охраняемых природных территорий

Охраняемые природные территории (ОПТ) - природные территории, выделенные в целях охраны природы, для которых установлен особый режим природопользования и охраны. Сюда относятся особо охраняемые природные территории, леса различных категорий защитности, особо защитные участки леса, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, защитные участки, выделенные для охраны объектов животного мира, природные ландшафты в границах историко-культурных музеев-заповедников, зарезервированные территории, земли противоэрозийных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений, иные земли, выполняющие природоохранные функции и отнесенные к землям природоохранного назначения и др. В такой интерпретации особо охраняемые природные территории являются элементом более общей системы охраняемых природных территорий.

Согласно Земельному кодексу в составе земель Российской Федерации по целевому назначению выделяется категория земель особо охраняемых территорий и объектов, к которой относятся земли:

• особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

• природоохранного назначения;

• рекреационного назначения;

• историко-культурного назначения;

• иные особо ценные земли.

К землям особо охраняемых природных территорий Земельный кодекс Российской Федерации (ст. 95) относит земли государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, природных парков, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

К землям природоохранного назначения Земельный кодекс (ст. 97) относит земли:

1) водоохранных зон рек и водоемов;

2) запретных и нерестоохранных полос;

3) лесов, выполняющих защитные функции;

4) противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений;

5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.

К особо ценным землям, согласно ст. 100 Земельного кодекса, относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций). Сведения об особо ценных землях должны указываться в документах государственного земельного кадастра.

Нормативное закрепление понятия особо охраняемые природные территории впервые было осуществлено в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях».

Названный Закон определяет особо охраняемые природные территории как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Категории особо охраняемых природных территорий отличаются задачами, особенностями правового статуса, режимом особой охраны и статусом природоохранных учреждений. Согласно ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», могут быть образованы следующие категории таких территорий:

1. Государственные природные заповедники (в том числе биосферные). Эти территории полностью изымаются из хозяйственного использования и охраняются как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

2. Национальные парки. Имеют зоны с различными ограничениями использования природных комплексов и объектов, представляющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность. Национальные парки предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях, а также для регулируемого туризма.

Земельные участки государственных природных заповедников и национальных парков (за исключением отдельных, специально установленных случаев) относятся к земельным участкам, изъятым из оборота (ст. 27 Земельного кодекса), не могут предоставляться в частную собственность (подлежать приватизации) и использоваться в качестве объектов сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земли государственных заповедников и национальных парков предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.



3. Природные парки. Природоохранные рекреационные учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Природные парки должны располагаться на землях, находящихся в государственной собственности субъектов Федерации и предоставленных учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, в отдельных случаях - на землях частных собственников или других землепользователей. Большая часть природных парков расположена на землях, находящихся в федеральной собственности.

4. Государственные природные заказники. Территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Могут создаваться заказники различного профиля: ландшафтные, биологические (ботанические и зоологические), гидрологические и др.

Заказники создаются как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Если государственный природный заказник образуется на изъятых у землепользователей участках, то земельный участок, на котором располагается такой заказник, будет являться либо федеральной собственностью, либо государственной собственностью субъекта РФ (в зависимости от значения заказника). Участки, не изъятые у землепользователей, могут принадлежать им на праве частной собственности.



5. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятники природы образуются как без изъятия, так и с изъятием занимаемых земельных участков у собственников, владельцев, пользователей этих участков (ст. 26 Закона об ООПТ). Если земельные участки под памятниками природы у землепользователей не изымаются, то они находятся у них на тех правах, на которых были предоставлены. Другие природные ресурсы на территории памятника природы могут использоваться гражданами и юридическими лицами на различных правах в установленном законом порядке.

В соответствии с Примерным положением о памятниках природы в Российской Федерации (утверждено приказом Минприроды России от 16 января 1996 г. № 20) на каждый памятник природы заводится паспорт, оформляемый специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды и утверждаемый решением соответствующего органа исполнительной власти об объявлении природных комплексов или объектов памятниками природы.

В паспорте памятника природы указываются:

- наименование памятника природы и его значение (федеральное, региональное);

- местонахождение памятника природы;

- описание границ территории памятника природы и его охранной зоны;

- площадь, занимаемая памятником природы и его охранной зоной;

- режим особой охраны, установленный для памятника природы;

- допустимые виды использования памятника природы и занимаемой им территории;

- установленный режим охранной зоны памятника природы;

- наименования и юридические адреса собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, а также наименования и юридические адреса физических и юридических лиц, взявших на себя обязательства по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима особой охраны.

Кроме того, паспорт памятника природы включает схему его границ и границ его охранной зоны. Копии паспортов памятников природы должны храниться у собственников, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположены памятники природы и их охранные зоны, физических и юридических лиц, взявших на себя обязательства по его охране и обеспечению установленного режима особой охраны памятника природы, у местной администрации и специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

6. Дендрологические парки и ботанические сады. Природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач.

Дендрологические парки и ботанические сады имеют земельные участки, переданные им, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся, в постоянное (бессрочное) пользование. Земли и природные ресурсы на территории парков и садов находятся в федеральной или государственной собственности субъекта РФ (в зависимости от значения конкретного парка или сада).



7. Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

Законом установлено, что ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий. Например, территории зеленых зон, городских лесов и парков, природно-исторические парки, микрозаповедники, заповедные участки, охраняемые береговые линии и речные системы, охраняемые природные ландшафты.

В отдельную категорию охраняемых природных территорий попадают водоохранные зоны рек и водоемов, обозначенные в Водном кодексе РФ. Иногда в юридической литературе водоохранные зоны рассматриваются как ООПТ. Однако такая позиция с формальной точки зрения не представляется верной. Ни Водный кодекс, ни Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах не определяют водоохранные зоны в целом как особо охраняемые природные территории. Субъекты РФ вправе отнести водоохранные зоны к числу особо охраняемых природных территорий, что уже и делается в некоторых регионах (например, в Москве). Земельный кодекс относит участки, занятые водоохранными зонами и прибрежными защитными полосами, к землям природоохранного назначения.

К охраняемым природным территориям относятся и особо защитные участки лесов (ОЗУЛ), выделяемые в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Особо защитные участки лесов выделяются в целях сохранения защитных и иных экологических и социальных функций таких участков путем установления в них соответствующего порядка ведения лесного хозяйства и лесопользования («Основные положения по выделению особо защитных участков леса»).

На особо защитных участках лесов может быть запрещено применение рубок главного пользования. Решения о запрещении рубок главного пользования на этих участках принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предложениям территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.

Перечень особо защитных участков лесов устанавливается федеральным органом управления лесным хозяйством. Параметры ОЗУЛ утверждаются органами государственной власти субъектов РФ по представлению территориального органа управления лесным хозяйством на основании материалов лесоустройства или специального обследования.

Порядок ведения лесного хозяйства и лесопользования на ОЗУЛ устанавливается в правилах и инструкциях, регламентирующих использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов, издаваемых субъектами РФ, федеральными и территориальными органами управления лесным хозяйством.

В зависимости от режима лесопользования выделяются следующие группы ОЗУЛ:

1) участки, где главное пользование ограничено проведением добровольно-выборочных рубок;

2) участки, где главное пользование запрещено;

3) участки, где запрещены все виды лесных пользований.

Основные виды особо защитных участков леса следующие:

1.Опушки леса по границам с беслесными пространствами

2.Небольшие участки леса, расположенные среди безлесных

3.Участки леса в оврагах и балках, а также на примыкающих к ним и на склонах коренных берегов, речных долин

4.Участки леса у истоков рек и речек

5.Берегозащитные участки леса

6.Участки леса на легкоразмываемых и выветриваемых грунтах

7.Полосы леса в горах вдоль верхней его границы с безлесным пространством

8.Полосы леса вдоль бровок обрывов осыпей и оползней

9.Полосы леса вдоль русла снежных лавин и селевых потоков

10.Участки леса на крутых горных склона.

11.Защитные полосы лесов вдоль гребней и линий водоразделов

12.Леса на карстовых участках и защитные полосы лесов вокруг карстовых образований

13.Леса на каменистых россыпях

14.Особо охранные части заказников

15.Участки леса с наличием реликтовых и эндемичных растений

16.Участки леса в местах обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений

17.Участки леса вокруг глухариных токов

18.Полосы леса по берегам рек или водоемов, заселенных бобрами

19.Леса на рекультивированных карьерах и отвалах

20.Опушки леса, примыкающие к железным дорогам и автомобильным дорогам федерального, республиканского и областного значения

21.Участки леса, имеющие специальное хозяйственное значение (лесосеменные, орехоплодные, медоносные участки леса, генетические резерваты, постоянные пробные площади и другие участки леса, имеющие специальное хозяйственное значение).

22.Участки леса вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов туристических баз и других лечебных и оздоровительных учреждений

23.Участки леса вокруг минеральных источников, используемых в лечебных и оздоровительных целях или имеющих перспективное значение

24.Полосы леса вдоль постоянных, утвержденных в установленном порядке трасс туристического и областного значения

25.Участки леса вокруг сельских населенных пунктов (припоселковые и запольные леса) и садовые товарищества

26.Водоохранные зоны болот

Одновременно с установлением особо защитных участков лесов всех групп, Лесным кодексом предусмотрено разделение лесов первой группы (к которым относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий) на следующие категории защитности:

• запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;

• запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;

• противоэрозионные леса;

• защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального и областного значения;

• государственные защитные лесные полосы;

• ленточные боры;

• леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

• леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;

• леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;

• леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов;

• особо ценные лесные массивы;

• леса, имеющие научное или историческое значение;

• памятники природы;

• орехово-промысловые зоны;

• лесоплодовые насаждения;

• притундровые леса;

• леса государственных природных заповедников;

• леса национальных парков;

• леса природных парков;

• заповедные лесные участки.

Как и в случае с водоохранными зонами, ОЗУЛ и леса различной категории защитности не являются самостоятельными категориями ООПТ (хотя как видно из перечней категорий защитности к ним отнесены и леса существующих ООПТ), но имеют особый правовой режим и могут рассматриваться как потенциальные участки при создании, в частности, региональной сети ОПТ (экологического каркаса). Кроме того, некоторые субъекты РФ выделяют их как самостоятельную категорию ООПТ (например, Амурская область).

Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» и ЗК РФ на прилегающих к ООПТ земельных участках и водных пространствах могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы ООПТ. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но должны использоваться ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Статьей 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрена возможность резервирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и ограничения на них хозяйственной деятельности.

Установлено также, что решение о резервировании земельных участков принимается на основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы. При этом, однако, не был прописан механизм такого резервирования, что значительно осложняло возможность правоприменения вышеупомянутой нормы. Тем не менее, в отдельных субъектах федерации были созданы прецеденты успешной реализации данной нормы.

При подготовке и реализации международных проектов неоднократно возникают вопросы, связанные с соответствием категорий ООПТ и иных охраняемых природных территорий принятых в российской системе с международными категориями. Наиболее широко известна и используется система категорий охраняемых природных территорий, разработанная Всемирным союзом охраны природы (IUCN / МСОП):

I - строго охраняемый природный резерват/природная территория: охраняемая территория, созданная преимущественно для научных исследований или сохранения дикой природы;

II - национальный парк: охраняемая территория, созданная преимущественно для охраны экосистем и рекреации;

III - природный памятник: охраняемая территория, созданная преимущественно для сохранения особых естественных объектов и процессов;

IV - территория регулирования местообитания/вида: охраняемая территория, созданная преимущественно для сохранения путем регулируемого вмешательства;

V - охраняемый ландшафт/акваландшафт: охраняемая территория, созданная преимущественно для сохранения ландшафта или морского ландшафта и рекреации;

VI - охраняемая территория с регулируемым использованием ресурсов: охраняемая территория, созданная преимущественно для обеспечения устойчивого использования естественных экосистем.



Особо охраняемые природные территории Тверской области

Площадь особо охраняемых природных территорий Тверской области составляет 1,2 млн. га, около 14,4 % площади области.

Среди государственных природных заказников наиболее представлены болота – 537 (84,8% всех заказников). Комплексных лесных и ландшафтных заказников – 43 (6,8%); общевидовых - 25 (3,9%); гидрологических – 13 (2,1%); биологических (зоологических, ботанических) – 10 (1,6%); остальных заказников - менее 1%. Среди памятников природы преобладают лесные, ландшафтные – 103, парки – 84, ботанические – 47.

Лишь 2 ООПТ Тверской области имеют федеральный статус. Это Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник и национальный парк «Завидово».



Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник расположен в юго-западной части Тверской области. Территория заповедника представляет собой практически единый массив еловых лесов Великого водораздела, не затронутый или мало затронутый хозяйственной деятельностью человека. Год организации - 1931 г. Место расположения заповедника — Нелидовский и Андреапольский районы Тверской области. Общая площадь заповедника - 24447 га. Заповедник располагает дополнительными территориями предназначенными для целевого использования: 8,7 га земель для размещения полигона станции комплексного фонового мониторинга 63,68 га сельскохозяйственных земель для ведения комплексного сельского хозяйства. Площадь охранной зоны 39218 га.

Государственный комплекс со статусом национального парка «Завидово» расположен в центральной части Восточно-Европейской равнины в пределах Верхневолжской низины. Территория парка расположена в 5 административных районах: Конаковском и Калининском Тверской области (54 % площади парка) и Клинском, Лотошинском и Волоколамском Московской области (46 %). «Завидово» включает в себя: особо охраняемую природную территорию; подразделения, необходимые для обеспечения деятельности Комплекса. Территория государственного комплекса - 125,4 тыс. га, включая угодья, из которых: 80,5 тыс. га - заповедная и особо охраняемая зоны, находящиеся в непосредственном владении Комплекса; 44,9 тыс. га - земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в ведении других пользователей и собственников.

ООПТ регионального значения в области насчитывается более 1000. Проблемами ООПТ регионального значения являются отсутствие паспортов на многие ООПТ, отсутствие или несоблюдения режима охраны и зонирования, нежелание землепользователей содержать ООПТ и др. А самое главное – существующие ООПТ не образуют адекватного цельного экологического каркаса.

В настоящий момент разработан проект природного (экологического) каркаса области. Природно-экологическая уникальность Тверской области определяется тем, что здесь, на Валдайской возвышенности, находятся истоки Волги, Западной Двины (Даугавы). Природное разнообразие, обусловленное межзональным расположением (от темнохвойной тайги до широколиственных лесов с массивами верховых болот и фрагментами остепненных экосистем), сложным разновозрастным рельефом (здесь проходит граница Валдайского оледенения), природные достопримечательности, географическое положение между Москвой и С.-Петербургом определяют области роль хранилища биоразнообразия и узлового участка экологического каркаса Центра Русской равнины.

В планировочной структуре области для целей охраны природы предусмотрено резервирование территорий с различными природоохранными функциями. Для них устанавливаются различные режимы охраны природных комплексов - как специальных, так и градостроительных, определяемых на основе планировочных ограничений на использование данных территорий.

Предлагается формирование природного каркаса, включающего несколько уровней охраны и объединяющего природные объекты как специального, так и градостроительного регулирования.

Предлагаются к организации заповедники.

- Заповедник «Оршинский Мох» - крупнейший лесо-болотно-озерный комплекс площадью более 40 тыс. га, сохранившийся (кроме юго-западной части) в состоянии, близком к естественному.

- Заповедник «Пелецкий мох» - в составе торфяных болот Жарковский Мох и Пелецкий Мох, лесные и озерные ландшафты общей площадью более 30 тыс. га.

Предлагаются к организации природные парки:

- Природный парк «Селигер». Необходимость особой охраны истоков Волги и озера Селигер путем организации национального парка (НП) в настоящее время в доказательстве не нуждается. Принципиальное значение приобрел вопрос о территории и границах. Предложения на этот счет умещаются в очень широком диапазоне от 2 млн. до 40 тыс. га. По заданию Минлесхоза РСФСР Воронежский филиал института Союзгипролесхоз разработал проект НП на площади 126 тыс.га. Заслуживает внимания проект курорта «Селигер» площадью 402 тыс. га института Курортпроект. В 1997 г. Российским НИИ культурного и природного наследия разработано обоснование принятия особого статуса особо охраняемой историко-культурной и природной территории озера Селигер.

- Природный парк «Верхняя Волга» на участке между бейшлотом у пос. Селище Селижаровского района и г. Тверь. Примерно половина этого участка выше г. Ржева находится под угрозой затопления в связи с планами создания Ржевского гидроузла, что может привести к гибели крупнейшей в регионе популяции хариуса европейского, занесенного в Красную книгу РФ и другим потерям биоразнообразия. Дальнейшая перспектива заключается в присоединении к системе ООПТ следующего участка долины Волги под названием Старицкие Ворота (выше и ниже города Старица), где Волга прорезает коренные известняки, что привело к формированию исключительно своеобразных природных комплексов.

- Природные парки «Торжокский», «Вышневолоцкий», «Торопецкий», «Кашинско-Калязинский», включающие территории, имеющие большую природную, историко-культурную, рекреационную ценность.

Охраняемые природные ландшафты – зоны концентрации ценных природных комплексов.

- Тридцать третий меридиан. Меридиональная сопряженная межрегиональная система ООПТ (Валдайский национальный парк, природный парк «Селигер», река Жукопа, Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник, заповедник «Пелецкий Мох», национальный парк «Смоленское Поозерье»), объединяющая бассейновые системы ООПТ Волги, Невы, Западной Двины и Днепра.

- Вышневолоцко-Новоторжский Вал. Это невысокая цепь массивных куполообразных холмов – известняковых ледниковых отторженцев с уникальной кальциефильной флорой, протянувшаяся в направлении, близком к меридианальному от Торжка к Вышнему Волочку на расстояние около 110 км. На одном из обследованных участков площадью в несколько гектаров обнаружено 17 видов орхидей, в том числе таких, как офрис насекомоносная, ятрышник обожженный, а популяция венерина башмачка оказалась представленной многими тысячами особей.

- Междуречье Граничной, Шлины и Шлинки. Чрезвычайно значимой для сохранения не только природного, но и культурного наследия делают эту территорию уникальное скопление археологических и исторических памятников на реке Шлине в районе озера Глыби в сочетании с прилегающими малонарушенными лесоболотными комплексами, служившими местом базирования попавшей под сокращение ракетной части стратегического назначения.



- Озеро Верестово. Мелководное озеро с прилегающими заболоченными территориями как место массового скопления перелетных птиц отвечает критериям водно-болотного угодья международного значения. Озеро Верестово – это озеровидное расширение русла реки Мологи, которая является единственным значительным источником сравнительно чистых (здесь сохранились многочисленные популяции хариуса европейского и быстрянки русской) вод для Рыбинского водохранилища.
(Управление лесопользованием в рамках концепции устойчивого развития: учебное пособие / Составители: А.Г. Медведев, Т.Л. Баранова, М.В. Марков. – Тверь: Тверской институт экологии и права, 2011).





скачать


Смотрите также:
Особо охраняемые природные территории Система охраняемых природных территорий в России
215.37kb.
Закон об особо охраняемых природных территориях
361.07kb.
Закон об особо охраняемых природных территориях принят
487.01kb.
Закон от 14 марта 1995 г. N 33-фз "Об особо охраняемых природных территориях"
389.4kb.
Особо охраняемые природные территории как важнейшая составляющая природных рекреационных ресурсов
241.45kb.
Закон республики беларусь 20 октября 1994 г. N 3335-xii об особо охраняемых природных территориях
577.56kb.
Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении лесов и поддержании экологического баланса территорий
228.58kb.
Название, категория, год учреждения
90.88kb.
11 января День заповедников
81.93kb.
Секции научно-практической конференции 1 секция. Снижение негативной нагрузки на окружающую среду
109.32kb.
Существующих особо охраняемых природных территорий по административным округам города Москвы Северный административный округ Природно-исторический парк «Покровское-Стрешнево»
180.48kb.
Особо охраняемые природные территории и объекты Балтаси нского района
131.15kb.