Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать


Отдел образования Лиозненского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №2 г.п. Лиозно»




2011
Автор-составитель: Степанова А.Е.

Должность: заместитель

директора по учебной работе

Педагогический стаж: 26 лет

Стаж в должности: 12 лет

Рецензенты:

Афанасьева Е.М., заведующий УМК РОО Лиозненского

районного исполнительного комитета

Варкулевич Е.Е., заместитель директора по УР

Великосельской базовой школы (март 2011)

Шалашова Л.Л., заместитель директора по УР

ГОУ «Выдрейская ясли-сад-средняя школа Лиозненского района» (сентябрь 2011)

Роль внутришкольного контроля в совершенствовании педагогического мастерства коллектива. – автор-сост. Степанова А.Е., ГУО «Средняя школа №2 г.п. Лиозно». – Лиозно, 2011. – 56с.

Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности приносит самые убедительные результаты. Важнейшим условием повышения педагогического мастерства коллектива является правильно организованный внутришкольный контроль. Никакой контроль, только лишь фиксирующий недочеты, не может помочь преподавателям добиться нужных результатов. Педагогический контроль, используя свои специфические методы, должен стать одним из важных средств повышения квалификации педагогов, совершенствования их специальных знаний и педагогического мастерства.

Карты-схемы анализа и самоанализа урока (учебного занятия) позволят сделать процедуру контроля открытой и объективной.

Содержание


1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АНАЛИЗУ УРОКА

8-10

2. ФОРМЫ АНАЛИЗА УРОКА

10-11

3. СИСТЕМА ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ

11-12

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

13-15

5. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКА

15-17

6. СТРУКТУРА УРОКА

17-20

ПРИЛОЖЕНИЯ

21-53


Рецензии

на материалы педагогического опыта

«Роль внутришкольного контроля в совершенствовании педагогического мастерства коллектива»

Эдвардс Деминг, автор концепции «постоянного улучшения качества», считал, что только 15% отклонений в качестве зависят от исполнителей, а 85% дефектов определяются недостатками управления. Если данную мысль принять за аксиому, то становится очевидной значимость контроля как одной из приоритетных функций управления. В учреждении образования велика роль внутришкольного контроля (ВШК), его влияния на все стороны жизни школы.

Представленные материалы обосновывают мнение о положительном воздействии ВШК на профессиональный рост педагога и всего коллектива в целом.

В теоретической части опыта автор обращает внимание на цели и этапы посещения и анализа уроков руководством учреждения образования. Схематически представлены формы организации учебных занятий, типология урока в современной школе. Органично включены в теоретический блок материалы о многообразии структур урока развивающего типа обучения и требования к различным аспектам урока. Начинающий администратор найдет для себя много полезного в статье «Общие вопросы посещения и анализа урока». Бесспорно, ключевой можно считать статью «Анализ урока проверяющим», в которой пошагово отражена вся процедура проведения анализа.

Практическая часть содержит 19 карт-схем анализа урока, учебного и стимулирующего (поддерживающего) занятия, протокол анализа учебного занятия по физической культуре, самоанализа урока.

Некоторые из предложенных карт-схем апробировались в учреждениях образования района при проведении внутришкольного контроля, результаты их применения отражены в рецензиях коллег (метод «Оценка равным по положению»), которые тоже представлены в данной брошюре.

Следует отметить, что разработанные карты-схемы позволяют профессионально подойти к анализу конкретного урока или занятия, так как достаточно глубоко и всесторонне учитывают его специфику. Простые, на первый взгляд, они требуют хорошей теоретической и методической подготовки как администратора, так и педагога. Следовательно, актуальны и при условии системного использования усилят роль внутришкольного контроля в совершенствовании педагогического мастерства коллектива.

Материалы могут быть полезны методистам, администраторам школ, педагогическим работникам. Убеждена, что после знакомства с содержанием, мы будем благодарны автору за эту работу.



Афанасьева Е.М.,

заведующий УМК РОО Лиозненского

районного исполнительного комитета

От посещения и анализа уроков зависит методическое мастерство педагогов, культура всего педагогического процесса в школе.

К сожалению, учителя не всегда понимают и принимают советы, замечания и рекомендации администрации школы и не всегда им следуют. Поэтому очень важно правильно выбрать методы анализа урока, самому администратору на высоком уровне владеть методикой анализа урока.

Различные схемы анализа урока позволяют анализировать урок с различных позиций. Для работы заместителей директоров по учебной работе были предложены карты-схемы анализа уроков иностранного языка, в классе интегрированного обучения, занятий учителя-дефектолога, контроля знаний учащихся (контрольная, лабораторная и практическая работы). В схемах отражены основные требования к тому или иному уроку, а, как известно, требования к нему и к анализу его должны быть адекватны друг другу.

Действенную помощь в работе заместителей директоров окажут памятки по анализу уроков в интегрированном классе, занятий учителя-дефектолога. Составлены грамотно, с учетом специфики интегрированного обучения.

Варкулевич Е.Е., заместитель директора по УР

Великосельской базовой школы (март 2011)

Одним из эффективных методов управления образовательным процессом является анализ существующей практики обучения, воспитания и развития учащихся.

В настоящий момент именно проблема анализа факультативного занятия является особенно актуальной, поскольку факультативные занятия стали массовой формой дифференциации обучения. Анализ факультативного занятия имеет важное значение и выполняет диагностическую, мотивирующую, корректирующую, развивающую функции. Карта-схема анализа факультативного занятия позволяет быстро и качественно провести экспресс-анализ.

Для анализа занятия каждому компоненту поставлены ряд показателей-индикаторов, с помощью которых можно судить о том, в какой степени образовательный процесс адекватен программе факультатива, в какой степени в нем учтена специфика данной формы обучения обучающихся.

Состав индикаторов карты анализа факультативного занятия определен таким образом, чтобы качественно оценить педагогические действия и их результаты, что позволяет обеспечить обратную связь.

Предложенная карта-схема посещения факультативного занятия позволяет провести системный анализ факультативного занятия. Целесообразно заполнять оценочный лист не только проверяющему, но и самому учителю (как лист самооценки). А по результатам вычисления среднего арифметического двух сумм можно составить общую оценку данного факультативного занятия, выявить несоответствие внешней оценки и самооценки, составить конструктивный диалог с учителем.

В целом такой анализ позволит руководству принять правильные управленческие решения по коррекции образовательного процесса на факультативных занятиях.
Шалашова Л.Л.,

заместитель директора по УР

ГОУ «Выдрейская ясли-сад-средняя

школа Лиозненского района» (сентябрь 2011)

Введение
Результативность работы педагогического коллектива определяется, прежде всего, глубиной и прочностью знаний учащихся, систематичностью их получения, уровнем развития и воспитания обучающихся. В процессе изучения состояния преподавания учебных предметов заместитель директора осуществляет систематический контроль качества проведения уроков и их результативностью – качеством знаний и умений обучающихся. Поскольку урок является главным звеном образовательного процесса, деятельность пе­дагога, учебные достижения обучающихся оцениваются в основном во время посещения уроков. На уроке кон­центрируется вся система педагога: его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, организаторские и коммуникативные способности.

Важнейшим условием повышения педагогического мастерства коллектива является правильно организованный внутришкольный контроль.

Осуществляя контроль, руководители школы изучают состояние учебной, воспитательной работы, выполнение программы, уровень знаний, развития и воспитания учащихся, индивидуальное педагогическое мастерство учителей и на этой основе обеспечивают повышение эффективности руководства образовательным процессом. Контроль - не самоцель.

Никакой контроль, только фиксирующий недочеты, не может помочь преподавателям добиться нужных результатов. Педагогический контроль, используя свои специфические методы, должен стать одним из важных средств повышения квалификации педагогов, совершенствования их специальных знаний и педагогического мастерства — в этом суть научной организации руководства.

Не меньшее значение имеет своевременное обобщение и распространение передового опыта, лучших образцов работы.

Изучая методы преподавания отдельных педагогов, обнаружив ростки нового, оригинального, руководитель принимает все необходимые меры к внедрению в практику работы всего коллектива достижения мастеров педагогического дела.

Разнообразие методов, видов, форм контроля повышает его объективность и создаст условия для коллективной оценки деятельности каждого преподавателя и всего педагогического коллектива.

Система знаний и умений складывается из отдельных элементов; в каждой системе имеются свои стержневые звенья. Одни из них являются центральными, а другие — как бы вспомогательными. При планировании контроля необходимо иметь в виду не вообще предмет, а стержневые его темы. Таким образом, проверка знаний учащихся или качества работы учителей становится целенаправленной: удается своевременно установить, что именно усвоили или не усвоили ученики, какие элементы в труде учителя слабее, и принять меры к ликвидации пробелов. Имеется немало серьезных достижений в постановке внутришкольного контроля, но имеются и существенные недостатки. Прежде всего, это неумение вести педагогический контроль в определенной системе, планово и целенаправленно. Контроль образовательного процесса сводится еще подчас к посещению отдельных уроков без глубокого анализа преподавания, вне связи с выполнением учебной программы, с качеством знания учащихся. Проверяются в основном организационные стороны уроков, а не их содержание. Система работы отдельных преподавателей не изучается, мало работают руководители школ над исправлением отмеченных недостатков, над изучением и распространением передового опыта. Совершенно недостаточно анализируется процесс обучения с точки зрения его воспитывающего воздействия.

Каковы условия эффективности педагогического контроля?

Первое условие — своевременная и точная информация о положении дел в школе.

Второе — изучение деловых и профессиональных качеств учителей, их стиля работы, уровня подготовки.

Третье — действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается, распространение передового опыта, лучших образцов работы, с целью совершенствования всего образовательного процесса.

Четвертое — высокая культура проверяющих, их компетентность, объективность, соответствие предъявляемых требований конкретным условиям работы.

В работе представлены карты-схемы анализа и самоанализа уроков. В основу их создания положены Стандарты по общеобразовательным предметам, инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь, методические рекомендации по совершенствованию качества образования. Цель работы – сделать процедуру внутришкольного контроля более открытой. Анализ урока или факультативного занятия имеет важное значение и выполняет диагностическую, мотивирующую и развивающую функции. Каждый предмет учебного плана имеет свои особенности и чтобы провести анализ качественно, их необходимо учитывать. С этой целью предложены различные подходы к оценке педагогических действий и их результатов, а также различные системы оценивания. Данные карты-схемы можно использовать как для анализа, так и для самоанализа учебного занятия. Чтобы внутришкольный контроль способствовал повышению педагогического мастерства учителя необходимо, чтобы каждый учитель знал не только цель посещения администратора, но и имел критерии оценивания урока (учебного занятия).

Данные методические материалы предназначены для заместителей директора по учебной и воспитательной работе и педагогов. Возможно, они окажутся полезными другим работникам сферы образования.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АНАЛИЗУ УРОКА

Научный подход к анализу урока, опора на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Глубина и всесто­ронность анализа; оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов и их дидак­тической обусловленности и логической взаимосвязи. Рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы. Акцент при анализе на наиболее существенных сторонах урока, в решающей мере определяющих степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся. Объективность оценок. Научная обоснованность оценок, характеристик и выводов; их конкретность, доказательность и убеди­тельность. Учет специфики данного учебного предмета. Предложения.



Виды и планирование посещений уроков

Посещение и анализ уроков как ме­тод внутришкольного контроля. Виды посещения уроков: выборочное, тематическое, па­раллельное, целевое. Комплексное изучение преподавания в отдельном классе в течение полного учебного дня.

Планирование посещений уроков: перспективное (на год и полугодие), текущее (на месяц и неделю), календарное и графическое.

Анализ урока проверяющим

Анализ целей урока. Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Постановка и доведение целей урока до учащихся. Степень достижения целей урока.

Анализ структуры и организации урока. Соответствие структуры урока его це­лям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выпол­нения учителем. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и уча­щихся.

Анализ содержания урока. Соответствие содержания урока требованиям государ­ственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основных идей урока (темы, курса). Политехническая направлен­ность урока, его связь с жизнью, трудовым воспитанием и профориентацией. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельно­сти, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к восприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний.

Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных уп­ражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового материала с ранее изученным. Повторение (орга­низация, формы, приемы, объем).



Анализ методики проведения урока. Определение обоснованности и правильно­сти отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответ­ствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем. Эмоциональность подачи ма­териала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Оценка методической вооруженности и педагогической техники учителя.

Анализ работы и поведения учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы уча­щихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся. Оценка целесообраз­ности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Индивидуальная ра­бота со слабыми и сильными учениками. Сочетание коллективной и индивидуальной ра­боты. Дисциплинированность класса и приемы поддержания дисциплины.

Культура общения учителя с учащимися, соблюдение учителем норм педагогиче­ской этики и такта, оценка созданного учителем морально-психологического климата в данном детском коллективе.



Качество знаний, умений и навыков. Глубина, осознанность и прочность знаний. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных си­туациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практи­ческими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки. Накопляемость, объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер.

Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Цель, объем. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. Ха­рактер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность. Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

Оценка самоанализа, сделанного учителем в ходе ответов на вопросы, поставлен­ные проверяющим; заключение по самоанализу.

Общая оценка степени достижения учебной и воспитательной целей урока. Об­щая мотивированная оценка результатов урока: оптимальность обучающих действий учи­теля; качество знаний, умений и навыков учащихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности. Аргументированная характеристика достоинств урока.

Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.

Недостатки урока. Диагностика причин и тенденций в их развитии. Предложе­ния по их устранению.

Научная обоснованность выводов и оценок. Опора на достижения психолого-педагогической науки и передовой педагогический опыт. Конкретность выводов и пред­ложений, их доказательность и убедительность.

Общие выводы и предложения.

Рекомендации учителю по самообразованию на основании выводов и предложе­нии.

Заключительное слово учителя.

Стиль беседы с учителем. Доброжелательность, уважительность и тактичность разговора с учителем, опора на положительное. Учет индивидуальных особенностей учи­теля: характер, тип нервной деятельности, стаж и степень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция.
2. ФОРМЫ АНАЛИЗА УРОКА

1 - краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и разви­вающей задач и дающая оценку их реализации;

2 - структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познаватель­ных способностей учащихся;

3 - системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зре­ния решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;

4 - полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристи­кам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, разви­тие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;

5 - структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 - комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактиче­ской цели урока и структурных элементов;

7 - психологический анализ - это изучение выполнения психологических требо­ваний к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа;

8 - дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реа­лизация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руково­дство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

9 - аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Примеры аспектов урока:

♦ реализация учителем триединой задачи урока

♦ использование развивающих методов на уроке

♦ изучение способов активизации познавательной деятельности

♦ пути развития познавательного интереса

♦ формирование общеучебных умений и навыков у школьников

♦ проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

♦ организация проблемного обучения на уроке и т.п.



10 - комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психоло­гических и других основ урока (чаще всего системы уроков).
3. СИСТЕМА ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ

1. Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе, с целью зна­комства с системой работы учителя, оценки оптимальности избранной структуры уро­ка, оптимальности сочетания методов и приемов обучения.

2. Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня в разных классах с целью изучения соответствия методических приемов обучения возрастным особенностям учащихся.

3. Посещение уроков разных учителей в течение дня в одном классе с целью оценки объ­ема получаемой учащимися информации на протяжении учебного дня, суммарного объема домашних заданий, выполнения учащимися единых требований, интенсивно­сти их труда на разных уроках, стиля и сравнительной методики работы.

4. Посещение уроков в течение рабочей недели в одном классе с целью изучения систе­матической работы каждого школьника, его самостоятельности, активности и инициа­тивы, качества выполнения домашнего задания.

5. Посещение уроков у разных учителей с целью изучения отдельных проблем образовательного процесса (эффективность организации самостоятельной работы, сте­пень сформированности у учащихся специальных и общеучебных умений и навыков, формирование интереса к предмету и т.д.).



Цели посещения урока:

  • проверка фактического выполнения учебных про­грамм;

  • определение уровня методической подготовки учителя;

  • определение уровня доступности изложения учебного и адекватности используемых форм, методов и приёмов обучения;

  • изучение эффективности методов работы, при­меняемых учителем;

  • оказание своевременной и необходимой практи­ческой помощи учителю;

  • изучение опыта работы педагога;

  • выявление, изучение, обобщение и распростра­нение передового педагогического опыта;

  • проверка качества знаний и умений учащихся по учебному предмету;

  • проверка состояния образовательного процесса

Классификация целей посещения уроков:

по времени действия (долгосрочные, краткосрочные, постоянные и переменные). Это зависит от содержания основных и вспомогательных задач, стоящих перед школой, основных направлений методической работы, характеристики вопросов, обсуждаемых на педсоветах и производственных совещаниях;

по широте охвата и глубине изучаемых аспектов:

♦ масштабные целевые установки, характеризующиеся общедидактической на­правленностью (развитие познавательного интереса, формирование общих учебных умений и навыков и др.);

♦ локальные целевые установки, характеризующиеся частнодидактической на­правленностью (результативность работы по развитию устной речи, организа­ция на уроке творческой работы учащихся);

по содержанию, когда цели посещения ориентируются на конкретные вопросы учеб­ных программ (работа учителя по развитию вычислительных навыков на уроках мате­матики; работа с первоисточниками на уроках истории эффективность работы учителя иностранного языка по закреплению языкового материала и др.).

Этапы посещения и анализа урока:

Посещение и анализ уроков руководством обще­образовательного учреждения включает следующие этапы.



1. Подготовке к посещению урока:

- определение цели посещения урока, выбор объ­екта для изучения;

- изучение концепции учебного предмета, образо­вательного стандарта, требований учебных программ, инструктивно-методических писем, методических ре­комендаций;

- просмотр соответствующих учебника, рабочих тетрадей и учебно-методического пособия;

- изучение классного журнала с целью выполнения учебных программ, выявления системы опроса, индивидуальной работы с учащимися, состоя­ния успеваемости по учебному предмету;

- просмотр записей ранее посещённых уроков;

- составление программы наблюдений.



2. Посещение урока, фиксация его хода

Запись уроков в зависимости от целей посещения может быть полной, выборочной и краткой. Полная запись урока используется при знакомстве с работой нового учителя, изучении и обобщении интересного педагогиче­ского опыта; необходимости оказания методической помощи учителю. Выборочная запись производится при наблюдении за какой-либо одной стороной урока с условием крат­кой фиксации содержания всего урока. Краткая запись осуществляется после длительного изучения системы работы учителя с целью проверки реализации данных ему рекомендаций.



3. Беседа с учителем:

- самоанализ урока учителем;

- анализ урока заместителем директора.

4. Педагогическая (психологическая) оценка деятельности учителя и учащихся на уроке, выводы:

- поэтапная оценка хода урока;

- выделение достоинств, творческих находок учи­теля;

- определение недостатков урока, необходимости оказания методической помощи;

- общая оценка деятельности педагога;

- общая оценка деятельности учащихся.



5. Рекомендации учителю по совершенствованию образовательного процесса. Обобщение опы­та работы.

6. Проверка выполнения рекомендаций.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

I. Дидактические:

♦ четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных эле­ментов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

♦са­мостоятельность учащихся;

♦ реализация на уроке дидактических принципов;

♦ создание условий успешного учения учащихся.

II. Психологические:

Психологическая цель урока:

♦ проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебно­го предмета и конкретного урока;

♦ учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и ре­зультатов, достигнутых в предшествующей работе;

♦ использование средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.


Стиль урока:

определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами раз­вивающего обучения:

♦ соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

♦ определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

♦ планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

♦ выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

♦ учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа уча­щихся;

♦ соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызываю­щие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, сти­мулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

особенности самоорганизации учителя:

♦ подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

♦ рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему проис­ходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

♦ педагогический такт;

♦ психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, ис­креннего общения, деловой контакт и др.).


Организация познавательной деятельности учащихся:

Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

♦ планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

♦ использование установок в форме убеждения, внушения;

♦ планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

♦ использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (бесе­да, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

Организация деятельности мышления и развитие воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

♦ определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих обра­зов, "открытий", формулирования выводов);

♦ опора на психологические закономерности формирования представлений, по­нятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мысли­тельной деятельности и воображении учащихся;

♦ планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и само­стоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, исполь­зование задач с недостающими и излишними данными, организация поиско­вой и исследовательской работы, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельной работы, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

♦ руководство повышением уровня понимания (от описательного, срав­нительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

♦ использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материа­ла, а также обработке результатов и оформлению работы);



Закрепление результатов работы:

♦ формирование навыков путем упражнений;

♦ обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия ра­боты, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:

♦ отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

♦ возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоя­тельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронталь­ной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

♦ планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными осо­бенностями учащихся;

♦ проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

♦ дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.


III. Гигиенические:

♦ температурный режим;

♦ физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

♦ освещение;

♦ предупреждение утомления и переутомления;

♦ чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычисли­тельных, графических и практических работ);

♦ своевременное и качественное проведение физкультминуток;

♦ соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

♦ соответствие классной мебели росту школьника.
IV. Требования к технике проведения урока:

♦ урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

♦ темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

♦ необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

♦ доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческо­го труда;

♦ по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально со­четать различные методы и приемы обучения;

♦ обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

♦ учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.


5. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКА
Отличительные особенности функции внутришкольного контроля:
1. Изучение деятельности учителя, накопление информации о его работе на основе ана­литически обоснованных целей и хорошо продуманных программ наблюдения.

2. Подчинение контроля задачам оказания учителю конкретной и своевременной мето­дической помощи, всемерного содействия в росте его педагогической квалификации.

3. Установление отношений сотрудничества между руководителями школы и учителем на основе внимательного отношения к его творческим исканиям, глубокой заинтере­сованности в развитии индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в по­тенциальные возможности педагога работать лучше, работать на уровне современных требований.

4. Планирование "объектов", целей и задач контроля с учетом мнений педагогического коллектива, выводов методических объединений учителей-предметников и учителей начальных классов, предложений аттестационных комиссий.

5. Согласование содержания и форм контроля непосредственно с учителем, принимая во внимание его соображения об имеющихся трудностях в работе и нерешенных пробле­мах в педагогической практике.

6. Развитие гласности в системе внутришкольного контроля как в смысле опережающего уведомления педагогического коллектива о конкретных направлениях контроля, так и в отношении оперативного информирования учителей о результатах проверки состоя­ния дел в школе.

7. Безусловное сохранение за учителем права на утверждение своего мнения и обоснова­ние правомерности и педагогической целесообразности своих теоретических взглядов и методических позиций.
Информация, обеспечивающая контроль качества преподавания и учеб­ной деятельности учащихся:

♦ работа учителя по подготовке к проведению урока (тематическое и поурочное планирование, подбор учебно-методических пособий, дидактических мате­риалов и т.п.);

♦ определение учителем образовательных, воспитательных и развивающих це­лей урока, их актуализация;

♦ мобилизующее начало урока, постановка целей, разъяснение учащимся по­рядка и условий работы;

♦ научная содержательность урока, основательность усвоения учениками труд­ных вопросов;

♦ реализация на уроке дидактических принципов обучения;

♦ соответствие избранных учителем методов преподавания целям урока, содер­жанию изучаемого материала, уровню подготовленности учащихся данного класса (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, ис­следовательский и другие методы);

♦ органическое сочетание на уроке обучения, воспитания и умственного разви­тия учащихся;

♦ активизация мыслительной деятельности учащихся, вовлечение их в творче­ский процесс учебной деятельности, осознанное усвоение учащимися мате­риала урока;

♦ формирование у школьников познавательных интересов и потребности в зна­ниях;

♦ знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формиро­вания познавательных интересов и развития творческих способностей уча­щихся;

♦ практическая направленность урока, связь обучения с жизнью, краеведческое содержание урока;

♦ межпредметные связи в процессе обучения;

♦ формы организации процесса обучения (фронтальная, групповая, индивиду­альная);

♦ использование ТСО и наглядных пособий;

♦ правильность отбора тренировочных упражнений и практических задач, необ­ходимых для выработки умений и навыков;

♦ установление обратных связей в ходе урока;

♦ формирование у школьников умений и навыков самостоятельного учебного труда, стимулирование самостоятельной работы учащихся, умений анализи­ровать, обобщать, сравнивать, делать выводы;

♦ мировоззренческие выводы и обобщения, к которым подведены учащиеся;

♦ соблюдение на уроке единых требований, предъявляемых к культуре речи и письма учащихся;

♦ элементы научной организации труда учащихся и учителя на уроке;

♦ методика организации домашнего задания (объемы, характер, дифференциа­ция, своевременность);

♦ повторение ранее изученного, закрепление нового материала;

♦ рациональное использование возможностей и преимуществ кабинетной сис­темы обучения;

♦ дифференциация процесса обучения, осуществление индивидуального подхо­да;

♦ практическое решение на уроке общешкольной методической темы;

♦ оценка знаний, умений и навыков учащихся;

♦ плотность урока, экономия времени;

♦ эмоциональная насыщенность урока;

♦ соблюдение на уроке правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.


6. СТРУКТУРА УРОКА

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий ме­жду элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целена­правленную действенность.
Структура урока изучения нового материала:

♦ первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

♦ указание на то, что учащиеся должны запомнить;

♦ мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

♦ сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

♦ первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого по­вторения, частичных выводов;

♦ контроль результатов первичного запоминания;

♦ регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

♦ внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навы­ков для приобретения новых;

♦ частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.



Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

♦ сообщение учащимся цели предстоящей работы;

♦ воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

♦ выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

♦ проверка выполненных работ;

♦ обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

♦ задание на дом (если это необходимо).
Структура урока формирования умений и навыков:

♦ постановка цели урока;

♦ повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

♦ проведение проверочных упражнений;

♦ ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

♦ упражнения на их освоение;

♦ упражнения на их закрепление;

♦ тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

♦ упражнения на перенос в сходную ситуацию;

♦ упражнения творческого характера;

♦ итог урока;

♦ задание на дом.


Структура урока повторения:

♦ организация начала урока;

♦ постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

♦ проверка домашнего задания, направленного на повторение основных поня­тий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятель­ности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о пред­стоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

♦ подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уро­ке;

♦ задание на дом.


Структура урока проверки знаний:

♦ организация начала урока.

Здесь необходимо создать спокойную, деловую об­становку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к даль­нейшему изучению материала;

♦ постановка задач урока.

Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответст­вующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

♦ изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, приме­ры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.).

Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

♦ подведение итогов урока.

Учитель выбирает хорошие работы учащихся, ана­лизирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

♦ определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также пу­тей их устранения и совершенствования знаний и умений.


Структура урока применения знаний, умений и навыков:

♦ организация начала урока (психологический настрой учащихся);

♦ сообщение темы урока и его задач;

♦ изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

♦ формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандарт­ных ситуациях - по аналогии;

♦ упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях:

♦ творческое применение знаний и умений;

♦ упражнение по отработке навыков;

♦ домашнее задание;

♦ итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.


Структура повторительно-обобщающего урока:

♦ организационный момент

♦ определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготов­ленности учащихся;

♦ прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

♦ выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стиму­лирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную эффективность урока.

Структура урока проверки знаний, умений, навыков

♦ организационный момент;

♦ вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

♦ выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рола уст­ных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

♦ проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

♦ формулирование выводов по изученному материалу;

♦ оценка результатов урока;

♦ подведение итогов;

♦ задание на дом (не всегда).
Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

♦ организация начала урока;

♦ проверка домашнего задания, постановка цели урока;

♦ подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуали­зация знаний и практических и умственных умений;

♦ изучение нового материала, в том числе и объяснение;

♦ закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

♦ обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее получен­ными и сформированными;

♦ подведение итогов и результатов урока;

♦ задание на дом;

♦ подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).



Приложение 1

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Классно-урочная система

Лекционно-семинарская система


♦ Лекции

♦ Семинары

♦ Зачеты

♦ Консультации

♦ Практикумы

♦ Экзамены

♦ Собеседование



Основная форма

Традиционные формы


♦ Домашняя работа

♦ Внеклассная работа

♦ Внеурочная работа

♦ Экскурсии

♦ Факультативы

♦ Общественно-полезный труд



♦ Урок 45

♦ Урок 35



ТИПОЛОГИЯ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Классно-урочная система

Классно-урочная система


♦ Вводный урок

♦ Тренировочный урок

♦ Контрольный урок

♦ Урок закрепления знаний,

умений, навыков

♦ Урок самостоятельной

рабо­ты

♦ Урок ТСО

♦ Урок практической работы

♦ Комбинированный урок

♦ Повторительно-

обобщающий урок



♦ Урок фантазирования

♦ Урок-соревнование

♦ Урок открытых мыслей

♦ Урок-турнир

♦ Урок-диспут

♦ Урок-эврика

♦ Урок-зачет

♦ Урок творчества

♦ Урок-спектакль

♦ Урок-конкурс

♦ Урок-конференция

♦ Интегрированный урок

♦ Урок-игра

♦ Урок-сказка

♦ Урок взаимного обучения

♦ Урок-КВН

♦ Урок-путешествие

♦ Аукцион знаний

♦ Волшебный конверт



Приложение 2

Карта-схема посещения и анализа урока
Дата_______ Класс (группа)______Предмет_________ Учитель__________
Цель посещения: проанализировать методы и формы, применяемые на уроке


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Отдел образования Лиозненского райисполкома
876.09kb.
Отдел образования Островецкого райисполкома
685.85kb.
Отдел образования Дятловского райисполкома
195.75kb.
Отдел образования Дятловского райисполкома
72.93kb.
Отдел образования Дятловского райисполкома Районный учебно-методический кабинет
714.97kb.
Отдел образования Дятловского райисполкома Районный учебно-методический кабинет
627.76kb.
Управление образования Гродненского облисполкома Отдел образования Ошмянского райисполкома гуо цуденишский учебно-педагогический
38.23kb.
Отдел образования Дятловского райисполкома Районный учебно-методический кабинет гуо «упк хвиневичский д/с-сш»
92.03kb.
Отдел образования Дятловского райисполкома Районный учебно-методический кабинет
225.5kb.
Отдел образования дятловского райисполкома районный учебно-методический кабинет
1066.7kb.
«жлобинский городской центр творчества детей и молодежи «эврика» отдел образования жлобинского райисполкома
91.71kb.
«жлобинский городской центр творчества детей и молодежи «эврика» отдел образования жлобинского райисполкома
175.37kb.