Главная стр 1
скачать
Типичные педагогические ошибки в работе по развитию ученического самоуправления и пути их предотвращения.

Ошибка:

Смешение организационных форм детской активности: детской общественной организации и ученического самоуправления. Часто ученическое самоуправление подменяется детской общественной организацией. Сегодня, когда нет (не должно быть) единой для всех детей общественной организации, тем более внутри школы, ученическое самоуправление стало самостоятельным социально-педагогическим феноменом. Ученическое самоуправление — это другое педагогическое явление, которое может и должно быть автономным. Оно существует на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», а детские общественные организации опираются на Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях». Законодатель разделил эти две формы детской активности, поэтому нам не следует противоречить требованиям законов.

Что делать?

Создавая ученическое самоуправление, соблюдайте принцип равных возможностей для тех школьников, кто не является членом детской общественной организации. Рассматривайте детские общественные организации в качестве основных партнеров в развитии ученического самоуправления. Стремитесь к созданию не одной, а нескольких детских организаций.



Ошибка:

Изоляция органов ученического самоуправления от других субъектов самоуправления, то есть педагогического и родительского.

Что делать?

Спокойно и методично добивайтесь постоянного взаимодействия всех ветвей самоуправления. Сформируйте объединенные органы самоуправления, где должны быть представлены и ученики, и учителя, и родители. Чаще проводите совместные дела, в которых могут принимать участие все три субъекта самоуправления.



Ошибка:

Восприятие ученического самоуправления только как игры в День дублера. До 70 процентов ребят воспринимают ученическое самоуправление именно так: ученики становятся учителями и проводят уроки в младших классах.

Что делать?

Не ограничивайтесь только этой акцией моделирования ученического самоуправления. Используйте День дублера как отбор и учебу будущих активистов, работающих на «постоянной основе».



Ошибка:

Отсутствие необходимой и достаточной нормативно-правовой базы, учитывающей специфику данного общеобразовательного учреждения. Самоуправление, как и любая другая систематическая педагогическая деятельность, требует нормативного оформления. В школе должна быть разработана и официально принята необходимая и достаточная нормативная база. Только в этом случае можно приступать к запуску модели в полном объеме.

Что делать?

Внимательно изучите положения Закона Российской Федерации «Об образовании», содержание Типового положения об общеобразовательном учреждении, перечитайте Устав своего общеобразовательного учреждения, постарайтесь найти в нем положения о системе школьного самоуправления, в том числе и ученического самоуправления. Если в Уставе этого нет — добейтесь принятия соответствующих положений. Иначе ваша система ученического самоуправления будет «вне закона». Поработайте над принятием дополнительных локальных актов, которые могут регулировать различные стороны ученического, самоуправления: Положение об ученическом самоуправлении, школьная Конституция, перспективный (стратегический) и годовой (тактический) планы действий по развитию ученического самоуправления.



Ошибка:

Определенная «закрытость» и изолированность органов ученического самоуправления. Ученическое самоуправление - это не только совокупность выборных органов, имеющих определенные полномочия (и обязательно — ответственность), а прежде всего организация гуманистических отношений, которые реализуются в процессе функционирования той или иной модели самоуправления. В противном случае мы создаем модель, в которой органы власти живут сами по себе, а «народ», то есть ученики, только наблюдает за происходящим. Это приводит к появлению «звездной болезни» у тех школьников, кто входит в органы ученического самоуправления, к длительному противостоянию актива и коллектива.

Что делать?

Сделайте самоуправление прозрачным и открытым для всех учеников школы независимо от оценок в журнале и членства в детской общественной организации. Более широко используйте принцип «периодической отчетности» выборных органов перед школьниками. Создайте широкое информационное поле, оповещайте через наглядные средства, школьные СМИ о деятельности органов ученического самоуправления.



Ошибка:

Отсутствие систематической работы по отбору (выявлению) и подготовке актива ученического самоуправления. Как вы будете выявлять таких ребят, по каким программам их готовить, где и когда будет проходить лидерская подготовка — на все эти и многие другие вопросы необходимо найти конкретные ответы еще на стадии разработки модели самоуправления.

Что делать?

Разработайте систему лидерского образования и преемственности «поколений активистов», чтобы в случае ухода из школы ребят, которые несколько лет возглавляли эту работу, у вас была равноценная замена, готовая продолжить традиции ученического самоуправления. Постоянно обновляйте программы и методы подготовки школьного ученического актива. Создайте институт советников из числа педагогов, которые будут обучать школьный актив.



Ошибка:

Отсутствие системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников в сфере самоуправления. Самоуправление - это особый вид педагогической деятельности, требующий специальной подготовки.

Что делать?

Сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению, проводить систематическую учебу классных руководителей, педагогов-организаторов, старших вожатых по вопросам ученического самоуправления, обучать педагогов на курсах повышения квалификации по данной тематике.



Ошибка:

Перенос профессионального стиля общения с урока в деятельность по самоуправлению. При ученическом самоуправлении взрослый выступает не в роли педагога, а в роли консультанта, старшего товарища, имеющего специальную подготовку, помощника, обладающего большим жизненным опытом, а также в роли обычного члена коллектива. Далеко не все учителя обладают достаточной гибкостью для того, чтобы «перестроиться» и изменить стиль общения.

Что делать?

Введите педагогическую установку: нельзя подменять подростков там, где они сами могут справиться. Учите педагогов быть готовыми поддерживать идеи ребят, избегать прямого нажима даже тогда, когда мнения и действия ребят кажутся ошибочными, больше разъяснять, убеждать, согласовывать, чем просто требовать.



Ошибка:

Игнорирование педагогического потенциала родительской общественности. Не следует воспринимать родительскую общественность только как основной источник внебюджетных средств.

Что делать?

Находите формы привлечения, исходя из интересов и знаний самих родителей.



Ошибка:

Формализация процесса внедрения ученического самоуправления. Часто самоуправление активно внедряется по «указанию сверху». Но самоуправление нельзя навязать. До него нужно дорасти, к нему можно подойти постепенно, создавая по частям.

Что делать?

Не уступайте давлению сверху, если коллектив ни психологически, ни организационно не готов к введению той или иной модели самоуправления. Ищите свои варианты моделей, изучайте уже накопленный опыт, повышайте квалификацию и т.д.



Ошибка:

Абсолютизация принципа «Сначала делается то, чего хотят дети». Во всем нужен разумный баланс, и слепое следование за интересами ребенка при более серьезном и внимательном рассмотрении выглядит как стремление завоевать доверие детей, стать авторитетным педагогом с помощью политики «популизма» (игра на настроениях народа). Важно не забывать и интересы школы, родителей, социума; не дискотеками едиными должно жить ученическое самоуправление.

Что делать?

В нормативный локальный акт, регулирующий деятельность ученического самоуправления в вашей школе, необходимо включить положения не только о правах учащихся (на дополнительную дискотеку), но и об их обязанностях (например, участвовать в мероприятиях по благоустройству школы и т.д.), ответственности за процесс и результаты этой деятельности. Нужна систематическая разъяснительная работа со всеми категориями учащихся (да и педагогов тоже) по объяснению единства прав и обязанностей.



Ошибка:

Чрезмерное увлечение масштабными моделями ученического самоуправления типа «Каждый класс — республика».

Для школьников средних, а особенно младших классов это слишком сложно. Используя эту модель, вы создаете огромный административный аппарат: десятки президентов, вице-президентов, спикеров парламентов, депутатов, премьер-министров, министров и т.д. А где обычный «рядовой» гражданин? Кем управляют эти массы руководителей различного ранга? Кто их контролирует и перед кем они отчитываются о своей работе?



Что делать?

Использовать такие сложные и масштабные модели только в исключительных случаях: а) если ваша школа очень большая с числом учащихся от 1500 и более; б) если ваша система самоуправления функционирует давно и успешно и требуется определенная новая струя. Для обычного класса используйте модель «Класс — город», где основные функции самоуправления принимает на себя администрация из 3-5 человек.



Ошибка:

Возведение в абсолют принципа: «Каждое дело сами придумываем, сами выполняем и сами оцениваем».

Этот принцип возможен, например, для группы социального проектирования, которая занимается небольшим конкретным делом, а также для ученического самоуправления — но только на уровне отдельного класса. Для ученического самоуправления в масштабах всей школы требуется совершенно иной подход. Во многих школах все органы ученического самоуправления объединяются словами «школьный парламент», а деятельность в большей мере соответствует той, которой занимается «правительство». Оценка же всегда должна быть только «общенародной». Действительно, только учащиеся школы могут оценить, насколько интересны были придуманные активом дела.



Что делать?

При реализации своей модели самоуправления постарайтесь следовать принципу «разделения властей». Дайте каждому органу одно, но важное направление из этой педагогической триады.



Ошибка:

Смещение акцента работы органов ученического самоуправления только на досуговую деятельность.

Органы ученического самоуправления зачастую рассматриваются как некие помощники старшего вожатого или заместителя директора по воспитательной работе, которые в состоянии заняться организацией свободного времени школьников. Разумеется, организация досуга — это одно из направлений деятельности органов ученического самоуправления, но их деятельность не должна (и не может) ограничиваться только этим. При таком подходе мы получаем широкий актив — массовиков-затейников (что само по себе совсем не плохо), но это не ученическое самоуправление в его первоначальном виде, а клубная деятельность в конкретной школе.



Что делать?

Наделить органы ученического самоуправления реальными полномочиями, в состав которых должны входить и более серьезные и важные вопросы, в том числе касающиеся процесса обучения и воспитания.



Ошибка:

Неверное толкование (использование) юридических терминов.

Педагоги рассуждают так: «А какая в принципе разница, главное, чтобы ребенку было интересно и он с удовольствием участвовал в самоуправлении». Но такой перекос, заложенный в сознание детей в школьные годы, потом долгие годы будет сказываться на их восприятии политических реалий жизни.



Что делать?

Прежде чем использовать эти понятия, следует открыть Конституцию Российской Федерации, еще лучше несколько других законов или учебник. Можно получить квалифицированную консультацию у специалистов по поводу содержания тех терминов, которые вы собираетесь использовать в документах и жизнедеятельности ученического самоуправления.
скачать


Смотрите также:
Ошибка: Смешение организационных форм детской активности: детской общественной организации и ученического самоуправления
81.94kb.
Задача управления школой состоит в том
254.36kb.
Программа деятельности детской общественной организации «Единство»
237.08kb.
Теоретические основания организации ученического самоуправления в школе
685.9kb.
Модель организации ученического самоуправления моу раменская сош №8 цель
16.94kb.
Отчет детской общественной организации «Аргыс»,за 2011-2012 учебный год
71.33kb.
Кризисы детской одаренности
151.63kb.
Программа деятельности детской общественной организации на базе моу
257.98kb.
Конституция Детской подростковой общественной организации «Республика увлеченных девчонок и мальчишек»
87.62kb.
Проект С. Черникова Территориальная организация детской жизни
139.82kb.
Становление детской литературы и науки о детской литературе
32.5kb.
Становление детской литературы и науки о детской литературе
92.75kb.