Главная стр 1
скачать
О новом порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Действующее на сегодня положение о порядке проведения АРМ у многих, особенно в первые годы после его принятия, вызывало негативные эмоции. Конечно действующее Положение не совершенно, но большая многолетняя практика проведения АРМ позволила сформировать практически единый и понятный всем подход к данной работе, во многом здесь заслуга принадлежала и Ивановскому НИИ охраны труда, т.к. они являясь разработчиками положения, проводили обучение как специалистов-экспертов непосредственно выполняющих работы по АРМ, так и обучение членов комиссий по АРМ. Отчасти заслуга в выработке единых подходов в АРМ принадлежит и государственной экспертизе условий труда субъектов РФ, т.к. именно на нее возложен контроль за качеством АРМ.

Тем не менее на протяжении многих лет (лет5-7) активно муссировались слухи о том, что вот-вот должно появиться новое положение по АРМ.

И вот 31 августа 2007г появился новый документ - приказ Минздравсоцразвития РФ №569 об утверждении Порядка проведения АРМ по условиям труда. Приказ был зарегистрирован в Минюсте РФ через 3 месяца - 29 ноября 2007г.

Порядок проведения АРМ по условиям труда не отменяет Положения о порядке проведения АРМ по условиям труда 1997г.


Общее впечатление после просмотра нового положения Введение нового Порядка проведения АРМ не несет в себе какой-либо значительной переработки действующего Положения. Новый порядок внес только косметический ремонт Положения о порядке проведения АРМ.
Согласно утвержденного Порядка проведения АРМ в ходе аттестации предусматривается оценка условий труда по трем направлениям 1) гигиеническое состояние условий труда, 2) травмобезопасности, 3) обеспеченности СИЗ.
Рассмотрим подробнее - Что нового и какие основные изменения появились в новом Порядке АРМ по условиям труда.
Изменилась структура документа:

Новый порядок состоит из семи основных разделов:

Общие положения и основные понятия, Подготовка к проведению АРМ по условиям труда, Гигиеническая оценка условий труда, Оценка травмобезопасности рабочих мест, Оценка обеспеченности работников СИЗ, Оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах, Оформление результатов АРМ по условиям труда.

Было: (Общие положения, Подготовка к проведению АРМ по условиям труда, Проведение АРМ по условиям труда, Оформление результатов АРМ по условиям труда, Реализация результатов АРМ по условиям труда)

Исчезли лишние приложения – кодирование вредных производственных факторов и информация об измерительных приборов, т.к. она является рекламой.


Введено понятие «Аттестующей организации»

Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с установленным Порядком.




Расширен перечень целей, для которых необходимо проведение аттестации (с 9 до 19), новые цели которые стоит озвучить это:

1) контроль состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

2) оценка профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

3) предоставление работникам, занятым на работах с вредными условиями труда или связанных с загрязнением, бесплатной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

4) подготовка контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам работников, а также внеочередных медицинских осмотров;

8) расчет скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) рассмотрение вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

10) принятие мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

11) обоснование ограничений труда для отдельных категорий работников;

12) обоснование планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

17) создание банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;
Расширен перечень должностей, которые рекомендуется включать в состав аттестационной комиссии.

Теперь аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе. рекомендуется включать в комиссию специалистов по кадрам, представителей лабораторных подразделений, представителей аттестующей организации.



Введены требования к членам аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, специально уполномоченных на этот вид обучения ( федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда).

Кто будет иметь право проводить это обучение и по какой программе на сегодняшний день неясно.
Дано четкое определение «аналогичных рабочих мест» и определен порядок их аттестации

Подробно расписаны условия при которых рабочие места считаются аналогичными.

Аттестации и лабораторным исследованиям вредных производственных факторов подлежит 20% таких рабочих мест, но не менее двух.
Установлен порядок аттестации нестационарных рабочих мест

в старом положении этот момент не регламентирован


Приняты новые правила оформления протоколов инструментальных исследований.

Дополнительно необходимо указывать время воздействия вредного производственного фактора (при необходимости), и главное необходимо уже в протоколе указать класс и степень вредности исследуемого фактора. Протокол измерений является неотъемлемой частью аттестационной карты. Минус в оформлении протокола – эскиз помещения с указанием места забора проб, размещения оборудования оформляется только при необходимости. Критерии необходимости не установлены, т.е. практически делать этого не надо, надо только письменно указать место.


Более подробно изложена сама процедура оценки травмобезопасности рабочих мест

В порядке подробно изложено что именно подлежит оценке, на что следует обратить особое внимание.

Аттестующей организации получать дополнительное разрешение на право осуществления оценки травмобезопасности от Государственной экспертизы условий труда теперь не требуется.
Изменилась форма протокола оценки травмобезопасности рабочего места

Следует отметить, что теперь в графе «Требования нормативных правовых актов по охране труда» можно указывать вместо текста требований лишь номера пунктов с этими требованиями. Это значительный минус, облегчающий работу только аттестующей организации. Ознакомиться теперь с протоколом травмобезопасности будет очень затруднительно не только рабочим, но и квалифицированному специалисту. А после изменений, вносимых в НПА при их переработке и пересмотре, понимание протокола станет практически невозможным.


Новые подходы к оценке обеспеченности работников СИЗ

Оценку обеспеченности СИЗ следует проводить только при наличии результатов гигиенической оценки условий труда и факторов травмобезопасности рабочего места.

Оценка проводится не только путем сопоставления фактически выданных средств с типовыми отраслевыми нормами, следует оценивать соответствие выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте, необходимо проводить сравнение параметров условий труда с маркировкой СИЗ, обозначающей защитные свойства. Проверке подлежит наличие сертификата соответствия.
Изменена и Упрощена форма карты аттестации

Параллельно при заполнении в карте данных по гарантиям и компенсациям, а также по периодичности медосмотров введены новые графы: в одной заполняется то что имеется по факту, т.е. до проведения АРМ, а в другая заполняется по результатам АРМ, т.е. так как должно быть.


При наличии положительных сторон в новом положении существует на наш взгляд и много минусов. Обратим на них особое внимание, многие из них очень значительны
Первое общее замечание

В Порядке много недосказанности, обтекаемых формулировок.

Несколько примеров:

1)В новом порядке Введен термин «Аттестующей организации», но нет пояснений кто к ним относится, нет критерий их отбора.

2)Введено требование, что Аттестационная комиссия формируется из специалистов, прошедших подготовку по вопросам АРМ в организациях, уполномоченных на этот вид обучения Минздравсоцразвития РФ. Сейчас неясно и нет разъяснений: какие организации уполномочены на такой вид обучения, нет соответствующей программы обучения.

3)Создание Аттестационной комиссии предусмотрено на паритетной основе Организацией где проводится АРМ и Аттестующей организацией. Что вкладывать в понятие «паритетной основы»? многие понимают это как 50 на 50. Но если в организации в комиссию входит по 10 и более членов, то в Аттестующей организации такое кол-во зачастую и не работает в принципе.

4)Повторная аттестация (переаттестация) может оформляться как новой картой, так и можно вносить изменения в старую карту. Как и в каких случаях поступать неясно. Каким образом вносить изменения, чиркать от руки карту или еще как-то, этого не сказано.


В новом порядке нет нормы о признании результатов аттестации рабочих мест, проведенной работодателем до 1 сентября 2008г. В действующем сейчас Положении о порядке проведения АРМ такая норма существует.
Карта аттестации теперь не является документом строгой отчетности, хранить ее в течении 45 лет ее только рекомендуется и не более. А можно через N кол-во лет и уничтожить, каким образом человеку тогда подтвердить свое право на льготную пенсию или доказать, что заболевание является профессиональным. Это идет в разрез с основными целями аттестации.
В Порядке нет четкой записи о том, кто проводит измерения и оценку условий труда. Однако, анализируя документ можно сделать вывод, что работодатель может самостоятельно выполнять АРМ при наличии квалифицированных специалистов и лабораторного подразделения. Запрета в положении нет. Хотя с выходом нового Порядка многи организации занимающиеся в настоящее время АРМ активно стали цитировать понятие «Аттестующей организации» с пояснением, что только им будет дано право проводить АРМ, а работодатель ограничится созданием комиссии. Разъяснения о том, что работодатель имеет право проводить самостоятельно все работы читайте в журнале Охрана труда и соц.страхование №3 за 2008г.
В соответствии с Новым порядком аттестованных рабочих мест не бывает.

Все рабочие места являются аттестованными, в т.ч. и с классом 4 (опасным) по гигиенической оценке, с классом 3 (опасный) по травмобезопасности и с несоответствием требований обеспеченности СИЗ. В этом случае работник с большой долей вероятности может не дождаться выполнения плана мероприятия по улучшению условий труда. Работник в любой момент в таких условиях может получить травму или отравление вплоть до смертельного исхода. Все сделано для того, что бы рабочее место нельзя было закрыть. При наличии плана мероприятий нет никаких гарантий, что они будут выполнены, а если и выполнены, то будут достигнуты желаемые результаты. Сложится ситуация, когда при повторной аттестации на рабочем месте через 5 лет при определении условий труда максимально вредных - это рабочее место все равно будет опять аттестовано.



Не разъяснены функции государственной инспекции труда.

В соответствии с Новым порядком после проведения аттестации работодатель направляет: перечень рабочих   мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их   аттестации и сводную ведомость рабочих мест, в государственную инспекцию   труда. Зачем? Этого не сказано. Многие работодатели без знания причины не будут этого делать или будут подавать искаженную информацию, из-за боязни возможных «мер воздействия» за плохие условия труда.


одна из целей АРМ по условиям труда – это создание банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне. Возможно, что сбор инспекцией результатов АРМ – это формирование банка данных по условиям труда, тогда не понятно, почему выпадают нижестоящие уровни (муниципальные образования и субъект).

Не решена проблема «двойной» обязанности работодателя по оценке условий труда.

Осталась нерешенной еще одна проблема, о которой давно всем известно. Так сложилось, что обязанность работодателя по контролю выполнения санитарных правил регламентируется двумя Федеральными законами:

1)Трудовой кодекс обязывает проведение АРМ, 2) Федеральный закон от 30.03.1999 №53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязывает проведение производственного контроля. Это две аналогичные по целям процедуры имеют абсолютно разный регламент, порядок, периодичность. Они никаким образом не стыкуются друг с другом, и контроль за их исполнением осуществляют разные надзорные органы (Инспекция по труду и Роспотребнадзор), но по своей сути они преследуют одну и ту же цель – контроль условий труда. Здесь никаких изменений не произошло. Конечно, эта проблема выходит за пределы обсуждения нового порядка.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Много прений, обсуждений, совещаний. Имеется много предложений от изменения этого порядка до переноса срока его вступления.

Мы же ожидаем вступления этого порядка с 1 сентября 2008г, но вместе с этим хочется, что бы появились все необходимые документы в развитие этого документа, для того чтобы снять и прояснить все имеющиеся вопросы и предложения.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

*****************************************************************************

Много совещаний. Межведомственное совещание по вопросам охраны труда федеральных органов исполнительной власти, которое прошло 27.03.2008г посвящено обсуждению нового Порядка проведения АРМ.

Комитет общественных связей города Москвы 27.02.2008 также провел совещание с испытательными лабораториями города по вопросам проведения АРМ в соответствии с новым Порядком.



27 марта 2008 г. на Межведомственном совещании по вопросам охраны труда представителей федеральных органов исполнительной власти рассмотрен вопрос: "Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда". (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда"), в обсуждении которого приняли участие и выступили 12 человек.
По итогам обсуждения приняты к руководству и исполнению следующие предложения:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

участников круглого стола по вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда,

проведённого 27.03.08 в рамках межведомственного совещания.

Участники круглого стола, заслушав и обсудив выступления по проблемам аттестации рабочих мест по условиям труда в рамках выполнения приказа Минздравсоцразвития России от 31.08.07 № 569 "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" и сложившуюся практику по данным вопросам, отмечают следующее:
Аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в современных условиях становится одним из основных направлений работы по улучшению условий и охраны труда работников, сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Введение нового Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, выдвигает ряд новых требований к его реализации.
Это вызывает необходимость проработки отдельных положений Порядка и подготовки конкретных методических подходов и рекомендаций, как по его реализации, так и по дальнейшему совершенствованию всей организационно-методической работы в области аттестации рабочих мест по условиям труда, подготовки специалистов по оценке и выявлению параметров факторов производственной среды и трудового процесса в организациях различных видов деятельности и форм собственности, готовности организаций к проведению такой работы не только по техническому и приборному оснащению, но и повышению квалификации и ответственности персонала за результаты производимых измерений и оформление материалов.
В этой связи участники круглого стола считают, что в целях своевременной подготовки к полноценному и своевременному выполнению требований приказа Минздравсоцразвития России от 31.08.07 № 569, целесообразно:

В течение апреля - мая 2008года проработать все вопросы, связанные с введением новых подходов к аттестации рабочих мест по условиям труда, оформив их в установленном порядке в виде завершенного комплекта методических рекомендаций, пояснений и дополнений, позволяющих всем участникам процесса аттестации рабочих мест по условиям труда воспринимать их к руководству и исполнению без двусмысленного толкования.

В этих целях просить Департамент трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России поручить подготовку проекта методических рекомендаций по данному вопросу ООО "Институт охраны труда" (г. Иваново).

ООО "Институт охраны труда" (г. Иваново), как основному разработчику Порядка, на основе предложений участников Межведомственного совещания от 27.03.08 подготовить чёткие пояснения, исключающие их двусмысленное толкование или вносящие путаницу, и способствующих безусловному выполнению всех положений данного Приказа.

Считать целесообразным подготовленный проект методических рекомендаций с разъяснениями рассмотреть на очередном межведомственном совещании 29.05.08.

Участникам межведомственного совещания, как представителям организаций и органов управления, в течение марта-апреля т.г. организовать и широко обсудить в коллективах требования нового Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда, имея ввиду повышение качества и ответственности исполнителей за результаты аттестации и последующую подготовку к сертификации организации работ по охране труда.

Считать необходимым принять приказ к неуклонному исполнению всеми организациями, развернуть широкую разъяснительную работу о целях и задачах аттестации рабочих мест по условиям труда, вытекающих из требований приказа Минздравсоцразвития от 31.08.07 № 569, организовать обучение членов аттестационных комиссий и специалистов, занятых измерениями факторов производственной среды и трудового процесса с целью обеспечения перехода на новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с 1 сентября 2008 года.

Принято единогласно 27.03.08
скачать


Смотрите также:
О новом порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
122.13kb.
Инструкция или алгоритм проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в образовательном учреждении
126.14kb.
Инструкция для проведения вводного инструктажа по охране труда и пожарной безопасности 9
550.28kb.
Директор моу дод «Станция юных техников»
398.02kb.
На обследование рабочих мест с неблагоприятными условиями труда
58.26kb.
Мероприятия по организации деятельности мбоу «Мелиховская сош» по созданию и развитию рабочих мест в организациях непроизводственной сферы
51.55kb.
Положение о порядке проведения
171.05kb.
Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации
73.74kb.
Приказ №91/4 от 21. 07. 2011. Положение о порядке проведения промежуточной аттестации в переводных классах Общие положения
60.04kb.
Положение о порядке проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся маоу сош №11
262.46kb.
План подготовки и проведения аттестации педагогических и руководящих работников в 2012/2013 учебном году
74.42kb.
О порядке проведения инструктажей по охране труда
110.87kb.