Главная стр 1
скачать

Введение.


О Панаме, небольшой стране Центральной Америки, много говорят и пишут. В Панаме, как в фокусе, сосредоточены главные противоречия, разделяющие США и страны Латинской Америки.

Здесь типичный пример экономического, политического и военного вмешательства США во внутренние дела латиноамериканских государств. Административное и военное господство США в арендуемой ими зоне канала – части территории Панамы, разделяющей страну на две части, создавало напряжённую атмосферу. Зона канала - это государство в государстве.

В 19 веке между Великобританией, Францией и США развернулась ожесточённая борьба за влияние в Латинской Америке и, в частности, за установление контроля над Панамским перешейком, территорией, на которой намечалось строительство межокеанского канала. Победили США. На смену испанским конкистадорам пришли американские империалисты. Начиная с 1856 и до 1903 года Панама была блокирована военными кораблями США, постоянно находившимися в панамских водах. За этот период США 14 раз оккупировали Панаму. Панамский народ боролся за независимость и в1903 году завоевал её. В 1903 году Панама отделилась от Колумбии. В тех условиях Панама сотрудничала с США. Законное стремление панамцев к независимости США использовали в своих корыстных целях: они поддержали панамских сепаратистов, для того чтобы захватить часть территории Панамы и построить на ней межокеанский канал. Независимость Панамы была провозглашена 3 ноября 1903 года, а 18 ноября США навязали стране колонизаторский договор1. Согласно договору США «гарантировали» Панаме независимость, а та уступала им на вечные времена 10-ти мильную (16,1 км.) зону земли для строительства и эксплуатации канала, все острова в границах зоны и острова Перико, Наос, Кулебра и Фламенко. По статье 3-ей США владеют зоной, «как если бы они были сувереном территории». США получили также неограниченное право на приобретение земель в городах Панама и Колон и на размещение своих вооружённых сил в зоне канала, который объявлялся нейтральным. За все уступки Панама получила 10 мл. долларов единовременно, а через 9 лет после ратификации договора по 250 тыс. долларов в год.

Процесс развития панамской нации протекал «под наблюдением», точнее, при открытом вмешательстве США. Президентские выборы 1908, 1912, 1918 годов проходили под наблюдением США. В 1918 году США оккупировали города Панама и Колон, а с 1918 по 1920 провинцию Чирики.

Межокеанский канал дорого обошёлся панамскому народу. На строительстве канала погибло более 60 тыс. рабочих. 15 августа 1914 года по каналу прошло первое судно, но технические неполадки (оползни), а затем первая мировая война отодвинули официальное открытие канала до 12 июня 1920 года. Территория зоны канала 1432 км². Проживать в зоне канала было разрешено только лицам, имеющим отношение к каналу. Фактическим хозяином канала являлась американская армия. Зона канала крупный военный опорный пункт США в Карибском бассейне.

Панамский канал мог бы явиться могучим средством укрепления связей между странами Латинской Америки. После переговоров в 1936 году был подписан новый панамо-американский договор, по которому США отказались от права интервенции в Панаму и увеличили ежегодную ренту с 250 до 430 тыс. долларов. По договору 1955 года эта сумма бала увеличена до 1930 тыс. долларов, однако в порядке компенсации за увеличение арендной платы и некоторые экономические уступки, сделанные панамской олигархии, Панама предоставила Пентагону территорию Рио-Ато под военную базу.

Цель моей работы – раскрыть причины, по которым США проявили такой интерес к Панаме, способы противостояния Панамы против вмешательства США и итоги этой борьбы.

Глава I. Включение Панамы в систему североамериканского империализма.


Это был сложный процесс, который трудно правильно понять, если не принять во внимание любой из двух факторов, влиявших на него. Это: 1) историческая обстановка в котором находились панамское и колумбийское общества, и 2) развитие мирового капитализма и североамериканского империализма.

Панама прожила большую часть 19 века, объединённая с Колумбией. Когда Панама, так же как и большинство бывших испанских колоний в Латинской Америке, добилась независимости от Испании – 28 ноября 1821 года, - она приняла решение войти в состав Великой Колумбии – политического образования, созданного Симоном Боливаром. С распадом Великой Колумбии в 1830 году в связи с отделением Венесуэлы и Эквадора Панама попыталась снова стать независимой, но не смогла этого добиться. С тех пор, не смотря на оппозицию широких кругов панамского общества, Панама продолжала оставаться частью Колумбии вплоть до 3 ноября 1903 года, когда она стала политически независимым от Колумбии государством.


§1. Значение 3 ноября 1903 года.


Официальная историография Панамы, которая отражает интересы олигархии, оправдывает всё, что произошло в 1903 году, как по содержанию, так и по форме. Этому объяснению, отражающему интересы олигархии, противостоит другое, которое полностью осуждает события 3 ноября 1903 года и исходит из того, что Панама должна была остаться в составе Колумбии и не допустить североамериканского вмешательства в свои внутренние дела. Согласно этой теории, то, что произошло в 1903 году, - позорный акт и он не должен считаться актом создания нового, независимого государства.

Согласно империалистической теории, панамское государство – это искусственное порождение империализма, а североамериканское вмешательство оправдывается необходимостью открыть Панаме путь к прогрессу. Насущные интересы развития панамской нации, которые вступили в противоречие с социально-экономической действительностью Колумбии, были использованы североамериканским империализмом для того, чтобы подчинить себе Панаму, сделав её вначале республикой, а затем создать на её земле настоящую колонию США – так называемую зону канала, где утвердился бы североамериканский монополистический капитализм.

Иначе говоря, подлинная история Панамы в 19 веке показывает, что панамское общество не находило удовлетворения своим жизненным интересам в составе Колумбии и что противоречия между Панамой и Боготой не могли долгое время оставаться неразрешёнными. Попытки отделения Панамы от Колумбии происходили и ранее, однако в 1903 году некоторое новое обстоятельство: североамериканские империалисты к этому времени занимали такое положение, когда они диктовали свою волю во всём Карибском бассейне, и потому все их агрессивные намерения и в этом районе в то время осуществлялись. За Панаму боролись три империалистические державы: Англия, Франция и США, и победителем в этой борьбе стали США.

§2. Процесс образования панамской нации.


Чтобы правильно представить себе взаимодействие двух факторов, необходимо знать их природу. Поэтому необходимо проанализировать сложную историю Панамы в начале 19 века и межимпериалистическую борьбу за перешеек, закончившуюся победой США.

Панама была открыта, завоёвана и колонизирована испанцами. Завоевание означало столкновение двух совершенно различных миров, находившихся на различных этапах своего развития. Ко времени нападения Испании панамское общество ещё не прошло стадию примитивного коммунизма, тогда как Испания уже почти покончила с феодализмом. В результате этого столкновения было образовано общество, разделённое на классы, которое частично существовало на основе труда рабов – индейцев и негров, хотя главным образом это общество формировалось на базе торговли, которая велась на перешейке. История Панамы развивалась вокруг пути через перешеек.

В Панаме в то время не было единой системы хозяйства, а существовала многоукладная экономика.

Главной чертой Панамы, отличающей её от остальной Америки, являлось её географическое положение и рельеф местности, превративший её в идеальное место для установления связей между Атлантическим и Тихим океанами. В течение почти всего времени периода колониального господства Испании перешеек был прежде всего «страной-дорогой», страной, предназначенной для того, чтобы по самой узкой части её территории переправлять товары и золото в Испанию. Панама всегда была связана с мировой торговлей, и эта связь не только оказала влияние на экономику Панамского перешейка, но и определённым образом наложила свой отпечаток на развитие общества и культуры.

В панамском обществе, так же как это происходило с другими латиноамериканскими народами, уже начался процесс национальной интеграции.

Когда в начале 19 века испанская империя начала разваливаться, возник ряд независимых государств на всей территории Латинской Америки. Панама также провозгласила свою независимость 28 ноября 1821 года, но сразу же решила объединиться с Великой Колумбией. Очень скоро Великая Колумбия распалась – от неё отделились Венесуэла и Эквадор. Когда Панама попыталась сделать то же самое (1830 г.), Колумбия помешала этому. Таким образом, в течение 19 века Панама продолжала, хотя и не совсем добровольно, оставаться частью Колумбии. В 1840-1841 годах Панама была независимой республикой, даже имела своих дипломатических представителей за рубежом. В 1855 году она добилась статуса федерального штата (в рамках колумбийского государства).

Какова же была главная причина этой постоянной борьбы панамцев за свою независимость или автономию? В силу своего исторического развития и географического положения Панама была связана с мировой экономикой и торговлей в гораздо большей степени, чем другие районы и провинции Республики Колумбия; это вызывало непонимание центральным правительством действительных интересов Панамы, обусловленных специфическим развитием её производительных сил.

Панамцы всегда с энтузиазмом встречали любые проекты или инициативу, которые были направлены на использование особых географических условий Панамы. Два проекта побудили надежды Панамы на лучшие дни: строительство железной дороги через перешеек и начало работ по сооружению Панамского канала. Железная дорога была сооружена капиталистами США в период с 1850 по 1855 год, а строительство канала находилось под опекой французского правительства.

К концу 19 века ряд важных событий вновь навёл панамцев на мысль об образовании независимого государства2. Вот главные из них:


  1. Французский проект сделать канал на уровне моря закончился шумным провалом, вызвавшим серьёзный экономический кризис.

  2. К концу века Колумбия испытала ещё одну гражданскую войну (1899-1902 г.). Эта война привела к разрухе. Её военный исход – поражение либералов – означал для панамцев конец надежд на автономию или независимость.

  3. Неодобрение Колумбией проекта договора с США, который колумбийский сенат счел неприемлемым, и по которому США получили бы официальное разрешение на строительство канала, поскольку усилия французов в этом направлении не дали результатов.

При отделении Панамы от Колумбии стремления панамцев были удовлетворены лишь частично, а по существу, власть Колумбии сменилась властью США.

§ 3. Североамериканский империализм вмешивается в дела Панамского перешейка.


Империализм стал решающим при разрешении проблемы между Панамским перешейком и колумбийским правительством в Боготе. Именно североамериканский империализм нашёл выход из создавшегося положения, исходя из своих основных интересов. Так появилась Панама как государство, но по форме зависимая республика, находившаяся под покровительством США.

В первой половине 19 века на Панамском перешейке более всего чувствовалось присутствие англичан. В 1841 году было подписано соглашение, в силу которого Великобритания становилась протектором перешейка, однако это соглашение не было реализовано из-за протеста США, которые усмотрели в этом нарушение доктрины Монро.

Но уже к середине 19 века США прочно укрепились на панамской территории. 12 декабря 1846 года США и Новая Гранада (Колумбия) подписали Договор о мире, дружбе, навигации и торговле, в силу которого США «гарантируют, на деле и эффективно, Новой Гранаде полный нейтралитет уже упомянутого перешейка при условии, что за время существования данного Договора ни разу не будет ни нарушен, ни прерван свободный транзит из одного в другое море, и, следовательно, гарантируют суверенные права и собственность, которыми обладает Новая Гранада над указанной территорией». Этим договором Колумбия допустила вмешательство СШ в дела Панамы (Договор Бидлока-Мальярино).

В 1850 году США и Колумбия подписали договор Стефенса – Паредеса, по которому одна североамериканская компания получала право на постройку железной дороги через перешеек. Когда пять лет спустя, 28 января 1855 года, первый поезд прошёл от одного побережья к другому, интересы североамериканского капитала в Панаме стали столь значительны, что с тех времён США не перестают вмешиваться в дела Панамы.

Почему именно со второй половины 19 века началось это вмешательство? Если проследить историю США с момента провозглашения их независимости в1776 г., то есть с того момента, когда тринадцать колоний, образовавшие США, начали быстро развиваться по капиталистическому пути,то в 1848 году стало необходимой в целях развития североамериканской экономики быстрая и надёжная связь между Востоком и Западом США, которую в то время нельзя было организовать через неосвоенные земли Дальнего Запада. Именно тогда в планах американского капитализма Панама стала играть роль как важное связующее звено в системе его транспортных сообщений.

Однако США ещё не имели абсолютной власти в Панаме, так как Колумбия не уступала приоритета власти над этой территорией. Кроме того, Англия и Франция соперничали с США за влияние в Панаме. Особенно Англия не имела ни малейшего желания позволить США односторонне использовать возможности, которыми располагала Панама и Центральная Америка для строительства канала или межокеанского пути. Эта борьба закончилась Договором Клейтона-Бульвера (1850 г.), посредствам которого был достигнут дипломатический компромисс между двумя противниками.

Используя равновесие сил упомянутых держав, французы с помощью частной компании, имевшей официальную поддержку Франции, получили от Колумбии концессию на строительство канала, о котором много говорили уже с начала 16 века. Когда в январе 1880 года состоялось торжественное открытие работ, многие верили в то, что усилия и способности французов, построивших Суэцкий канал, также приведут к успеху в Панаме. Но этого не случилось. К исходу 20 лет огромных усилий Франция признала своё поражение и заявила, что готова продать свои права и сооружения.

К концу 19 столетия США изгнали Испанию из её последних колоний в Новом Свете (Филиппины, Санто-Доминго, Пуэрто-Рико, Куба), а Англия, занятая в других частях света отступила по всей центральной Америке. Карибское море становилось внутренним морем США, и с тех пор всё, что происходило в этом районе, находилось под прямым или косвенным контролем североамериканского империализма.

Англия признала своё поражение в спорном районе и пошла на уступки США. Договор Хэя-Паунсефота3 (1901 г.) признавал дипломатическую победу США. Теперь они могли строить канал в любом месте Центральной Америки и Панамы без вмешательства или участия Англии.

§ 4. Отделение Панамы от Колумбии.


Правительство США и Колумбии выработали проект договора, известный как Договор Эррана-Хэя4, который предусматривал окончание сооружения Панамского канала. В августе 1903 года колумбийский сенат отверг этот проект договора и отправил его в архив. Ввиду этой акции, разбившей все надежды панамцев, руководящие круги Панамы и заинтересованные представители североамериканского империализма предприняли переговоры и действия, направленные на то, чтобы Панама провозгласила себя независимой республикой.

В результате при отделении учитывались совсем не интересы панамской нации. США получили право на строительство канала через перешеек, а новое государство попало в зависимость от США. Дело осложнялось тем, что в центре территории нового государства под юрисдикцию США передавалась зона для строительства канала. Взамен этого Панама получила гарантию, что США будут защищать её независимость и помешают Колумбии применить силу, чтобы вернуть перешеек. Кроме того, Панама получила материальную компенсацию и обещание выплачивать её плату за территорию, оккупированную США.

В договоре Хэя-Бюно-Варильи было определено, что монопольное право на путь через перешеек попадало в руки иностранного государства, а часть национальной территории была подчинена не панамскому государству, а чужой администрации. Этот договор был одобрен торговой и земельной олигархией Панамы. Договор устанавливал также, что практически любой участок национальной территории мог быть использован США по своему усмотрению для целей строительства, санитарных работ, содержания, функционирования и защиты канала.

Кроме того, зоной канала страна была разделена посередине на две части. Появление зоны канала с североамериканским населением, говорящем на другом языке, со своими привычками и обычаями, наносило тяжелый удар по развивающемуся процессу культурной унификации панамской нации. Вся экономика страны была подчинена экономике США. К моменту создания республики и началу североамериканского вмешательства в строительство межокеанского канала об экономике страны можно сказать следующее5:



  1. Существовали докапиталистические производственные отношения примитивного характера к которым можно присоединить отдельные поселения и семьи, имевшие натуральное хозяйство.

  2. Докапиталистические отношения феодального типа, характерные для латифундий с натуральным и экстенсивным способами ведения хозяйства, с отсталой техникой.

  3. Местные капиталистические отношения, слаборазвитые, складывавшиеся в районе межокеанского пути, в области торговли, которую вели латифундисты из районов, прилежащих к этому пути, а также из района саванн западной и южной частей перешейка.

  4. Капиталистические отношения, возникшие с потоком иностранного капитала с учреждением банков и торговых предприятий с преобладанием североамериканского капитала, который, эксплуатируя межокеанский путь, увеличивает свои доходы, которые росли также в связи с развитием международного морского судоходства и усилением эксплуатации местных трудящихся. Североамериканский монополистический капитал создавал в районе межокеанского пути рынок для своих товаров.

§ 5. Экономические и социальные последствия империалистического вмешательства. Строительство Панамского канала и империализма.


Сооружение Панамского канала началось в 1904 году; пароход «Анкон» впервые прошел по нему 15 августа 1914 года, а официально строительство канала было завершено в июне 1920 года. Стоимость всех работ на эту дату составило более 380 миллионов долларов.

Капиталовложения на строительство канала и эксплуатация самого канала стали необходимостью для быстро развивающегося капитализма, главным образом для крупных капиталистических государств. Источником дохода и местом приложения иностранного капитала была зона канала шириной 10 миль или площадью 1432 квадратных километра, включая реку Чагрес.

Большая разобщенность населения и полуфеодальная зависимость крестьян в деревне препятствовали участию в сооружении канала значительному количеству местного населения. Система заработной платы строилась по расовым и национальным признакам, особенно при этом страдали уроженцы Панамы и негры. Начиная с 1905 года, североамериканская комиссия канала организовала свои торговые предприятия по продаже североамериканских продуктов, одежды и других товаров (эта система существовала до 1956 года, когда была запрещена продажа товаров служащим канала – панамским гражданам).

Условия капиталовложения в строительство канала и упомянутые выше условия развития рынка не содействовали в достаточной степени развитию национальной экономики, основанной на сельском хозяйстве. Создание национального рынка в зоне канала принесло доходы иностранным производителям, главным образом США, откуда Панама получала в течение многих лет около 80% всего импорта.

Капиталовложения США в строительство канала сопровождались проникновением североамериканских компаний и банков в Панаму.

Кризис, охвативший Панаму в 1920-1930 годах, затронул также интересы и высших господствующих кругов, которые начали понимать необходимость строительства дорог в районах. В эти годы с помощью иностранных займов строится дорога, идущая от города Панама на запад республики, к югу перешейка. С ростом зависимости от США происходил процесс «привязывания» Панамы к мировому капитализму в результате различных международных событий.

В 1914 году, с началом первой мировой войны, развёртывается борьба империалистических держав за новый раздел мира, за сферы влияния и за колонии, намечается упадок одних держав и выдвижение других, среди них и США.

В Панаме, где местная денежная единица не выпускалась, доллар находился в полном обращении, вытиснив символический бальбоа (национальную денежную единицу). Девальвация американского доллара в 30-ые годы почти наполовину уменьшила импортные возможности Панамы и в такой же степени – покупательную способность масс. Государственная казна страны, находившаяся в состоянии банкротства к началу кризиса 1929 года, заявила о приостановке выплат внешнего долга, и правительство потребовало выплаты 250 тысяч долларов в золоте так называемых ежегодных отчислений за эксплуатацию канала.


§ 6. Национальный капитализм. Углубление зависимости от североамериканского империализма.


После кризиса 1929 года создалась новая расстановка сил в капиталистическом мире. В годы, предшествовавшие второй мировой войне, были расширены сооружения канала. Так, например, была образована транспортная компания по сооружению искусственного Мадденского озера за счет земель, принадлежащих национальной панамской территории, что создало условия для постройки бетонной шоссейной дороги через перешеек, связавшей города Панама и Колон и ликвидировавший монопольные перевозки по североамериканской железной дороге. Начали развиваться транспортные компании, что позволило торговым фирмам увеличить свои капиталы за счет сокращения расходов на перевозку товаров. Внутренние области страны – западная часть республики, где проживало более двух третей населения, получили связь с остальной частью страны.

Процесс колонизации, осуществляемый в Панаме империалистами с помощью экспорта капиталов и монополии над межокеанским путём, приводил к захвату естественных ресурсов, экономической позиции и эксплуатации трудящихся. Этот процесс усилился во время и после второй мировой войны. Однако одновременно происходила интеграция внутреннего рынка и, как противовес этому процессу, шли структурные изменения в экономике Панамы. Это было вызвано проведением протекционистской политики в целях самообеспечения в годы войны некоторыми сельскохозяйственными продуктами и увеличением из-за сокращения импорта производства таких отраслей сельского хозяйства, как животноводство и сахарное производство.

Капиталистическое развитие страны происходило в условиях существования латифундий в деревне и в обстановке роста вторжения североамериканского капитала с помощью своих могущественных банков, займов и государственных учреждений.

С этого момента в стране начинают укрепляться позиции местных капиталистов, которые в качестве поощрения были освобождены от налогов.


Глава II. Кризис панамского государства.


Панамское государство, основанное в 1903 году, имело экономическую базу, характеризуемую докапиталистическими отношениями с преобладанием империалистического капитала. В этот момент государство представляло интересы привилегированных групп, пришедших к власти, а также получило поддержку со стороны панамского народа. А поскольку интересы национальной буржуазии переплетались с интересами иностранного капитала – решающего фактора развития, - то присутствие в стране империализма привело к финансовой зависимости и его контролю над межокеанским путём. Давление империалистов и нежелание привилегированных групп опереться на народные массы, привели к зависимости панамского государства от США.

§ 1. Буржуазно-демократическое государство, зависимое от США.


Республике Панама, в которой нормой должно быть «свободное и гармоничное сочетание всеобщих интересов и развитие различных видов деятельности», как это следовало из заявления Временной правительственной хунты 1903 года, пришлось решать задачу такого государственного аппарата, который представлял бы власть господствующих классов, связанных с североамериканским империализмом. Пактом, который отражал бы эту связь, стал Договор Хэя-Бюно-Варильи от 18 ноября 1903 года6.

Договор Хэя-Бюно-Варильи официально закреплял статус зависимости Панамы от США и привёл к вмешательству во внутренние дела Панамы. «США, - говорится в первой статье договора, - гарантируют и обеспечивают независимость Республики Панама», а Панама уступает США право и власть по поддержанию общественного порядка в городах Панама и Колон, а также на прилежащих к ним территориях и бухтах, поскольку самостоятельно не в состоянии этого сделать и «право приобретать путём покупки или в целях управления каналом» земли, сооружений, право пользование водами и другие виды собственности.

Договор 1903 года среди других уступок предоставлял США право использовать и контролировать вне зоны канала земли и воды, которые они сочтут необходимыми для зоны канала.

Правительство созданной республики направило свою активность на экономическое развитие, связанное с капиталовложениями в строительство канала, с мерами, затрагивающими торговлю, налогообложение и контроль за пользованием портовыми сооружениями. Последние сразу же стало причиной разногласий с США. Семь месяцев спустя после заключения Договора Хэя-Бюно – Варильи правительство Панамы выступило против американской интерпретации статей договора относительно занятых ими портовых территорий. Правительство протестовало против распространения таможенных тарифов США на зону канала и утверждало, что США были уступлены только права, касающиеся строительства, поддержания, функционирования и защиты канала, а Республика Панама сохраняет свой суверенитет над зоной канала и, следовательно, право налогообложения. В результате этих требований на свет появляется Соглашение Тафта (декабрь 1904 г.) по которому были отменены таможенные тарифы США в зоне канала, при условии, что Республика Панама сократит определённые виды импортных пошлин. С момента создания республики возникло противоречие между панамской нацией и империализмом в форме разногласий между господствующими классами панамского государства и империалистическим государством США.


§ 2. Содержание и цель объединения в условиях зависимости от США. Внутренняя борьба.


Важной чертой рассматриваемого периода является зарождение нового этапа в отношениях с США, которые характеризуются требованием пересмотреть условия, содержащиеся в Договоре Хэя-Бюно-Варильи.

Зарождались новые настроения, главным образом среди трудящихся. К власти пытались прийти другие социальные группы; внимание масс обращается к серьёзным социальным и политическим проблемам. А центр гегемонии политической власти начинает смещаться в сторону тех буржуазных кругов, которые оказываются способными извлечь выгоду из национальных стремлений к независимости без подчинения и североамериканского вмешательства, к экономическому прогрессу.

В 1936 году прошли переговоры об Общем договоре Ариаса-Рузвельта. В преамбуле Договора содержалось положение, которое сужало монополию на межокеанский путь по панамской территории, доводя её до рамок существующего Панамского канала. Было уничтожено положение, которое давало США право использовать вне зоны канала, любые земли и водные пространства в целях функционирования канала. В Договоре появился новый пункт: «В случае международного конфликта или возникновения опасности любого вида агрессии, представляющей угрозу безопасности Панамы или нейтралитету и безопасности Панамского каналу, правительства Республики Панама и США предпримут предохранительные меры для защиты, которые сочтут необходимыми в целях обеспечения своих совместных интересов». Подобное положение наряду с правом сохранения инициативы за североамериканским правительством и обязанностью консультаций между обеими странами оборачивается для Панамы обязательным участием в военных планах США. И всё же положения Договора 1903 года, которые юридически ставили Панаму в зависимое положение от США и предоставляли им право произвольной интервенции, были отменены. Так наступил конец периода вмешательства США в избирательные кампании и периода интервенций для восстановления общественного порядка, периода, когда осуществлялись территориальные присоединения к зоне канала.

§ 3. Панамский кризис и интервенция США в Панаме.


В 1968 году генерал Омар Торрихос возглавил военный переворот и поставил перед собой цель – вернуть панамскому народу его главное достояние – канал, освободить его от американского присутствия. После длительных и сложных переговоров между Панамой и Вашингтоном в 1977 году был подписан договор, который панамцы называют «Договором Торрихоса – Картера». Он предусматривает постепенную деколонизацию зоны канала. Конец постоянному американскому присутствию должен наступить 31 декабря 1999 года.

Суть торрихизма изначально сводилась к двум основным идеям: защита национального суверенитета, возвращение народу Панамского канала, ликвидация всех колониальных анклавов; проведение социально - экономических преобразований, направленных на защиту интересов средней национальной буржуазии, улучшению условий жизни низших слоёв населения. Особенно активно в защиту идей Торрихоса выступали молодые офицеры. Политическим наследником Торрихоса и торрихизма выступала Революционно-демократическая партия Панамы (ПРД), созданная Омаром Торрихосом в 1978 году с целью привлечения широких народных масс к процессу прогрессивных социально-экономических преобразований.

После гибели Омара Торрихоса (1981) усилился отход панамского правительства и ведущей партии правящего блока – РДП от начатого им курса преобразований. Конституционная реформа 1983 года заменила Национальное собрание народных представителей обычным парламентом – Законодательной ассамблеей. Формально в стране существовал многопартийный конституционный режим, но на деле реальная власть оказалась в руках генерала Мануэля Норьеги, занявшего в 1983 году пост командующего Национальной гвардией Панамы (в 1984 г. преобразована в Силы национальной обороны). М. Норьега в прошлом был известен как сотрудник О. Торрихоса и старался представить себя продолжателем его дела. Он высказывался в защиту суверенитета и за неукоснительное выполнение договора 1977 г. о канале. Панама выступала против вмешательства США в центральноамериканский конфликт, за мирное решение его и стала одним из инициаторов и участников Контадорской группы.

С другой стороны, активизировалась оппозиция режиму отстранённых от власти в 1968 г. традиционных партий и других политических группировок, требовавших ликвидации особой роли вооружённых сил в политической жизни, ухода Норьеги с поста командующего, демократизации республики, оздоровления экономики путём сотрудничества с иностранным капиталом и поощрения частной инициативы, дальнейшего сокращения государственной собственности и государственных расходов. Оппозиция обвиняла Норьегу и возглавляемое им правительство в диктатуре и коррупции, в нарушении прав человека. Оппозиция опиралась на большинство предпринимателей, мелкобуржуазные слои, либеральную интеллигенцию, часть трудящихся. Правящий блок во главе с РДП поддерживал, помимо военных, ряд националистических, реформистских и левых партий, в том числе Народная партия Панамы (коммунисты), влиятельные профсоюзы, которые критиковали отдельные аспекты и авторитарные тенденции режима, но видели в Норьеге защитника национального суверенитета от империалистического вмешательства США и выступали против возврата к власти старых партий.

По мере приближения срока передачи канала панамскому правительству и ликвидации американских военных баз в Панаме в США усиливались требования в пользу изменения договора, которое позволило бы сохранить в той или иной форме присутствие Вашингтона в зоне канала и после окончания этого срока. Норьега же занимал в этом вопросе твёрдую позицию. Осложнение внутреннеполитической обстановки в Панаме побудило США выступить с обвинениями Норьеги в нарушении демократических свобод и прав человека, в коррупции и в причастности к международной торговле наркотиками. В связи с этими обвинениями сенат США в июне 1987 г. потребовал отставки Норьеги. ОАГ осудила это решение как вмешательство в дела Панамы.

В феврале 1988 г. президент Панамы Э. Дельвалье попытался освободиться от опеки Норьеги и объявил о его смещении с поста командующего Силами национальной обороны. Норьега отказался подчиниться и настоял на решении Законодательной ассамблеи об отставке Дельвалье и назначении другого президента. Дельвалье бежал в США в поисках поддержки. Вашингтон не признал нового президента, ввёл экономические санкции против Панамы и блокировал панамские вклады в американских банках. В Панаме начались спад деловой активности, бегство капиталов из страны, усилились антиправительственные забастовки. Многие латиноамериканские правительства осудили действия Норьеги и присоединились к обвинениям в его адрес. Но одновременно они выступали против вмешательства США в дела Панамы внешних сил, призывали к решению конфликта в Панаме между оппозицией и властями самими панамцами с помощью диалога.

США усилили обвинения в адрес панамских властей, угрожая применить силу для смещения и захвата Норьеги. ОАГ признала, что в ходе выборов правительство Панамы и его сторонники допустили нарушение, но в то же время вновь высказалась против вмешательства извне в дела Панамы. Попытки ОАГ организовать переговоры противоборствующих сторон в Панаме при своём посредничестве не увенчались успехом.

11 октября 1989 г. Норьега был провозглашен «координатором народной власти», а 14 декабря – главой правительства, чем были закреплены его неограниченные полномочия. Норьега обвинил Вашингтон в причастности к попыткам его свержения и в подготовке интервенции против Панамы. 15 декабря в панаме было объявлено «военное положение для сопротивления американской агрессии».

В ночь на 20 декабря 1989 года вооружённые силы США численностью 20 тыс. человек вторглись на территорию суверенного государства – республики Панама. Целями вторжения были объявлены свержение диктатуры Норьеги, его захват для передачи судебным органам США, восстановление демократии и защита проживающих в Панаме американских граждан. «Необходимость защищать в Панаме демократию возникла у США вследствие развития в Панаме кризиса власти, в результате которого в стране укреплялись позиции генерала Норьеги и его сторонников. В чем же заключался кризис? На всеобщих выборах, состоявшихся 7 мая 1989, победу должен был одержать альянс демократической оппозиции, а его лидер Г. Эндара – стать президентом страны. Вследствие многочисленных актов насилия, беспорядков и грубых нарушений избирательной процедуры, спровоцированных, как полагают, сторонниками Норьеги, Национальный избирательный трибунал Панамы объявил состоявшиеся выборы недействительными и аннулировал их результаты.

В начале января по настоянию Вашингтона Норьега был выдан американцам и отправлен под арест в США. Там началась подготовка суда над ним по обвинению в нарушении прав человека, коррупции и причастности к контрабанде наркотиков в США.

Международное сообщество осудило интервенцию США в Панаме, о чём свидетельствует резолюция генеральной Ассамблеи ООН.

21 декабря 1989 года конституционным президентом Панамы был провозглашен победивший на аннулированных выборах кандидат Гражданского демократического альянса оппозиции Гельермо Эндара, сформировавший новое правительство республики. США установили полный контроль за его деятельностью, посадив в ключевых министерствах своих наблюдателей, инспектировавших каждый шаг местных властей.

В основу своей политики новое правительство, связывавшее необходимость экономического возрождения страны с обеспечением демократии и свободы, положило предвыборную программу Альянса демократической оппозиции (АОД) с упором на развитие частного сектора, так как, по его мнению госсектор оказался несостоятельным; на эффективную борьбу с безработицей; на устранение всякого рода привилегий и ограничений, сковывавших деятельность предпринимателей и банкиров; на сокращение государственных расходов и повышение конкурентоспособности всех отраслей национальной экономики. При этом Эндара подчеркивал, что программа может быть выполнена лишь при условии получения значительной срочной помощи от США и других дружественных государств. Выполнение правительственной программы отягощалось, помимо катастрофического положения страны после интервенции, необходимостью управления крупным внешним долгом в условиях отсутствия национального консенсуса и тем, что многие реальные рычаги исправления ситуации находились вне контроля исполнительной власти.

После свержения режима Норьеги министерство финансов США ускорило возвращение Панаме её «замороженных» фондов, оценивавшихся примерно в 371 млн. долларов, а 25 января 1990 года Дж. Буш объявил о намерении Вашингтона выделить 1 млрд. долларов для ликвидации последствий вооружённой интервенции

В марте 1990 г. администрация США безвозмездно предоставила республике через Управление международного развития (УМР) в качестве «неотложной экономической помощи» 25,1 млн. долларов на осуществление «краткосрочного проекта восстановления». А в начале апреля 1990 г. Белый дом объявил об отмене чрезвычайных мер в отношении Панамы.

В начале мая конгресс США принял решение о выделении стране по программе «чрезвычайного фонда для демократии» лишь 420 млн. долларов из обещанного президентом 1 млрд. Эти средства направлялись на частичное погашение задолженности Панамы различным международным кредитным организациям, финансирование правительственных проектов развития сельского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры, а также для обеспечения деятельности международного банковского центра в стране.

Стержневыми элементами стратегии развития и экономической модернизации стали либерализация ранка труда и приватизация госсобственности. В результате принятых мер правительству Эндары удалось придать динамизм некоторым экономическим показателям Панамы, особенно в сравнении с другими латиноамериканскими странами.

В поисках долговременной стратегии преодоления кризиса правительство Эндары сделало упор на использование выгодного географического положения страны, определив в качестве стержневых направлений развития её экономической структуры, наряду с эксплуатацией межокеанского канала и перспективой его модернизации или строительства нового канала, такие элементы, как укрепление международного банковского центра, увеличение торгового флота страны с помощью налоговых льгот, развитие зоны свободной торговли в г. Колоне с перспективой её распространения на всю одноимённую провинцию, подключение республики к интеграционным процессам в Латинской Америке, и возможное подписание соглашений со странами – членами НАФТА.

На президентских выборах 8 мая 1994 года победил кандидат оппозиционной РДП Эрнесто Перес Бальядарес.

Относительное значение Панамского канала для США упало в сравнении с первыми десятилетиями его эксплуатации, но неуклонно возросла роль этого пути для других стран – тихоокеанских государств Латинской Америки, Японии, новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии.



31 декабря 1999 года США официально передали Панаме контроль над Панамским каналом.

С учетом того, что 31 декабря 1999 года многие почетные гости не смогли бы присутствовать на передаче канала, панамские власти решили провести официальную церемонию 14 декабря 1999 года. Президент Панамы Мирейя Москосо заявила, что после 31 декабря «ни одна коммерческая структура и ни одна держава не получит в свои руки контроль над Панамским каналом и не сможет диктовать администрации канала и самой Панаме свои условия». На торжественную церемонию в Панаму приехали король Испании Хуан Карлос, а также лидеры Боливии, Колумбии, Коста-Рики, Мексики и Эквадора. Билл Клинтон и Мадлен Олбрайт под различными предлогами отказались приезжать.

Панама планирует построить новый мост через канал. Его стоимость оценивается в 120 млн. долларов. Ожидается, что строительство будет завершено в ноябре 2003 года. Заинтересованность в его строительстве выразили несколько компаний из США, Японии и Тайваня.

Заключение


Строительство и функционирование Панамского канала, которым на определённое время завладело североамериканское правительство, представляющее интересы монополистического капитала, явилось экономическим фактором столь огромного значения, что ещё не окрепшая структура панамской экономики стала полностью зависимой от него. Экономика Панамы связана с экономикой канала в единое и разнообразное хозяйство.

Ещё до передачи канала Панаме в панамском обществе были распространены суждения, о неспособности страны самостоятельно обеспечить бесперебойную работу межокеанского канала без американского присутствия. Однако в сложившейся ситуации передача канала Панаме стала вполне закономерной и уместной мерой, обеспечивающей более позитивные межгосударственные отношения. Заинтересованность же США в контроле над Панамским каналом была предельно объяснимой: этот контроль обеспечивал достижение многих целей североамериканского государства - от размещения военных баз и владения дополнительными землями до определённого влияния на всю политику многих стран Латинской Америки.

Итак, основные проблемы, касающиеся Панамского канала раскрыты.


Введение. 1

Глава I. Включение Панамы в систему североамериканского империализма. 2

§1. Значение 3 ноября 1903 года. 2

§2. Процесс образования панамской нации. 3

§ 3. Североамериканский империализм вмешивается в дела Панамского перешейка. 5

§ 4. Отделение Панамы от Колумбии. 6

§ 5. Экономические и социальные последствия империалистического вмешательства. Строительство Панамского канала и империализма. 8

§ 6. Национальный капитализм. Углубление зависимости от североамериканского империализма. 9

Глава II. Кризис панамского государства. 10

§ 1. Буржуазно-демократическое государство, зависимое от США. 10

§ 2. Содержание и цель объединения в условиях зависимости от США. Внутренняя борьба. 11

§ 3. Панамский кризис и интервенция США в Панаме. 12

Заключение 16

18




Российский Университет Дружбы Народов



Курсовая работа по истории развивающихся стран

на тему:
«ПАНАМА. ПРОБЛЕМА ПАНАМСКОГО КАНАЛА».

Выполнила: Новикова М. ФЯ-122

Проверила: Зуева Е.Г.
Москва 2004

1 Гонионский С.А. «Панама и Панамский канал». Изд. «Мысль», Москва 1976 год, стр.19

2 Робен Д. Соуса, Сесар А. Де Мон, Уго Виктор; сокр. Перевод В. Г. Ткаченко. «Панама 1903-1970». Изд. «Прогресс», Москва 1977 год, стр.35

3 Гонионский С.А. «Панама и Панамский канал». Изд. «Мысль», Москва 1976 год, стр.17

4 Робен Д. Соуса, Сесар А. Де Мон, Уго Виктор; сокр. Перевод В. Г. Ткаченко. «Панама 1903- 1970». Изд. «Прогресс», Москва 1977 год, стр.38-39.



5 Робен Д. Соуса, Сесар А. Де Мон, Уго Виктор; сокр. Перевод В. Г. Ткаченко. «Панама 1903- 1970». Изд. «Прогресс», Москва 1977 год, стр. 47.

6 Робен Д. Соуса, Сесар А. Де Мон, Уго Виктор; сокр. Перевод В. Г. Ткаченко. «Панама 1903- 1970». Изд. «Прогресс», Москва 1977 год, стр. 68-69.




скачать


Смотрите также:
О панаме, небольшой стране Центральной Америки, много говорят и пишут. В панаме, как в фокусе, сосредоточены главные противоречия, разделяющие США и страны Латинской Америки
289.25kb.
Участников второй региональной конференции стран латинской и северной америки
29.74kb.
Америка Дать общую экономико-географическую характеристику США. Соединенные Штаты Америки
136.17kb.
Тематическое планирование по истории 11 класс
147.29kb.
Население Северной Америки
56.77kb.
Календарно-тематическое планирование в 11 кл. История. (68 ч.) Учитель: Горанина Л. И. № Тема урока Дата Задание 4. 8. 10. 11. 12. 13
25.05kb.
«Природные зоны Южной Америки»
94.67kb.
Занятие №13. Латинская Америка. К занятию необходимо: 1) Школьный атлас по экономической географии мира (10 класс) Задание 1
98.17kb.
«Без географии вы нигде»
190.96kb.
Билет 21 вопрос 1 Комплексная географическая характеристика США по картам атласа
102.15kb.
Вариантов контрольных работ по дисциплине
35.3kb.
План: (социальный педагог Белянкина Е. Ю.)
114.98kb.