На следующем заседании РМО учителей физики (январь 2006 г.) предполагается рассмотреть следующие вопросы:
1. Анализ результатов районной олимпиады (Коротаева Н.В., методист РИМК).
2. Современные пути повышения эффективности учебных занятий (Каверин Ю.А., руководитель РМО).
3. Эмоциональные ситуации как средство реализации личностно-ориентированно-го обучения физике (Ковалева Т.Т., учитель Новотроицкой СОШ).
4. Качественные задачи на основе поэтических и научно-популярных текстов (Коробченко В.Г., учитель Есиповской СОШ).
Уменьшение количества часов, отводимых на преподавание физики, несомненно сказывается на качестве усвоения учебного материала и приводит к росту численности учеников, испытывающих затруднения в изучении физики. К слабоуспевающим по физике относятся те, кто имеет слабые умственные способности и слабые учебные умения, низкие грамотность и навыки письменной, а также устной речи, не владеет нормой чтения физического текста и техникой устного счета, кому присущ низкий уровень памяти и неустойчивые навыки исполнительского труда. Возможно следующие рекомендации помогут вам правильно организовать работу со слабоуспевающими учащимися.
Строить обучение в соответствии с информацией о степени развитости индивидуальных способностей, уровня сформированности умений учебного труда.
Обучать приемам мнемонической обработки информации.
С новым материалом знакомить постепенно, используя образцы заданий и правила выполнения учебной деятельности. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрировать на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекать их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирувать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
Организовывать ежеурочную проверку теоретических знаний и умений. При опросе слабоуспевающим школьникам давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, использовать наглядные пособия, задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивать атмосферу благожелательности, создавать специальные ситуации успеха.
Применять систему специальных тренировочных заданий и упражнений развивающего характера.
Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по ой или иной причине.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими ответах или в письменных работах: отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечать типичные затруднения в работе и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы подбирать задания по осознанию и исправлению ошибок: проводить инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагать (при необходимости) карточки- консультации, давать задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывать так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Идет подписка!
В отделениях связи идет подписка на периодические издания на 1 полугодие 2006 года, среди них журнал «Физика в школе», «Библиотека журнала», газета «Физика» (приложение к газете «Первое сентября»).
Более экономный вариант подписки на газету «Физика» предлагается на сайте www.1september.ru . Это подписка через редакцию: оплатив через сбербанк только каталожную цену подписки (на 3 месяца это составляет 227 р. 12 к.), вы будете получать газету в свой почтовый ящик. А еще библиотечку газеты (3 номера в полугодие) с наиболее интересными материалами, опубликованными ранее, причем бесплатно.
УСИЛЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
О ДОМАШНИХ ЗАДАНИЯХ
Современное школьное преподавание физики отличает то, что учебные пособия, по которым работают, в научном отношении ушли далеко вперед, а практическая направленность обучения явно отстает: на уроках мало ставят демонстрационных и лабораторных опытов; учебное оборудование в школы не поступает, учителя на уроках используют в основном устаревшие приборы. Еще сложнее стало организовывать в школе физико-технические кружки: мешает слабое материально-техническое оснащение. Но задача школы - готовить мыслящих, технически грамотных людей, прививать учащимся увлечение техникой, творческое отношение к труду и умение его осуществлять – требует от нас решения.
Возможные варианты разрешения данного противоречия:
Увеличение числа экскурсий на местное производство с выполнением ряда специальных заданий.
Предложение для желающих творческих физико-технических заданий.
Проведение для желающих систематических дополнительных специальных физико-технических и физико-производственных занятий.
Один из вариантов календарного плана такой работы (В.Н. Третьяков, Костромская обл.):
Физика в быту. Кратковременные экскурсии: к колодцу, лебедке и т.д.
Физика в сельскохозяйственном производстве. Экскурсия на зерноток.
Физика и техника. Передача движений в технике. Виды передач. Экскурсия в слесарную мастерскую.
Основные материалы, их свойства, применение. Инструменты для работы с различными материалами. Экскурсия на АТС.
Простейшие механизмы, их использование в быту и на производстве. Экскурсия в кузнечный цех.
Трехзвенные и четырехзвенные механизмы, их использование. Экскурсия в машинно-тракторный парк.
Механизмы более сложные. Экскурсия на МТФ.
Физические величины, приборы для их измерения. Датчики. Экскурсия на пилораму.
Элементы электрических схем. Составление схем и сборка электрических цепей по схемам.
(По материалам статьи В.Н.Третьякова «Усиление практической направленности обучения физике в сельской школе» // Физика в школе. – 2002. - № 3).
В многолетней дискуссии в учительской среде о необходимости домашних заданий «победили» приверженцы домашних заданий. Такой исход закономерен: и многолетний опыт преподавания, и психолого-педагогические исследования говорят о том, что темп усвоения учебного материала у школьников разный, для прочного усвоения необходимо неоднократное повторение, для хорошего понимания изучаемого ученику нужно самостоятельно разобраться в воспринятых сведениях, осмыслить их. Эти условия соблюдаются при выполнении домашних заданий, они нужны (хотя, конечно, и не всегда).
Физика имеет важное преимущество перед другими школьными дисциплинами: она может предоставить учащимся возможность проявить свой творческий потенциал при проведении интересных для них наблюдений и исследований, при постановке оригинальных и эффектных опытов, изготовлении простых, но полезных приборов. Это преимущество может быть реализовано в экспериментальных заданиях. Сделать домашние задания более «специфичными» для физики, разнообразными, результативными учителю помогут следующие издания:
Шилов В.И. Домашние экспериментальные задачи по физике (выпуск «Библиотеки журнала «Физика в школе», 2003),
Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах. – М.: Просвещение, 1974,
Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 классах сельских школ. – М.: Просвещение, 1990,
Гальперштейн Л. Забавная физика. – М.: Дет. лит., 1993,
Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука, 1985.
Выпуск подготовил: Ю.А.Каверин, руководитель РМО учителей физики.
Свои предложения и пожелания можно сообщить по электронной почте kavua@vmail.ru или по телефону 68-2-43 (рабочий).