Главная стр 1
скачать





РМО учителей физики

3

ноябрь
2005




АНОНС

О РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ

УЧАЩИМИСЯ

На следующем заседании РМО учителей физики (январь 2006 г.) предполагается рассмотреть следующие вопросы:
1. Анализ результатов районной олимпиады (Коротаева Н.В., методист РИМК).

2. Современные пути повышения эффективности учебных занятий (Каверин Ю.А., руководитель РМО).

3. Эмоциональные ситуации как средство реализации личностно-ориентированно-го обучения физике (Ковалева Т.Т., учитель Новотроицкой СОШ).

4. Качественные задачи на основе поэтических и научно-популярных текстов (Коробченко В.Г., учитель Есиповской СОШ).





Уменьшение количества часов, отводимых на преподавание физики, несомненно сказывается на качестве усвоения учебного материала и приводит к росту численности учеников, испытывающих затруднения в изучении физики. К слабоуспевающим по физике относятся те, кто имеет слабые умственные способности и слабые учебные умения, низкие грамотность и навыки письменной, а также устной речи, не владеет нормой чтения физического текста и техникой устного счета, кому присущ низкий уровень памяти и неустойчивые навыки исполнительского труда. Возможно следующие рекомендации помогут вам правильно организовать работу со слабоуспевающими учащимися.

  1. Строить обучение в соответствии с информацией о степени развитости индивидуальных способностей, уровня сформированности умений учебного труда.

  2. Обучать приемам мнемонической обработки информации.

  3. С новым материалом знакомить постепенно, используя образцы заданий и правила выполнения учебной деятельности. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрировать на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекать их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирувать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

  4. Организовывать ежеурочную проверку теоретических знаний и умений. При опросе слабоуспевающим школьникам давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, использовать наглядные пособия, задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

  5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивать атмосферу благожелательности, создавать специальные ситуации успеха.

  6. Применять систему специальных тренировочных заданий и упражнений развивающего характера.

  7. Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по ой или иной причине.

  8. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими ответах или в письменных работах: отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечать типичные затруднения в работе и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

  9. При организации домашней работы подбирать задания по осознанию и исправлению ошибок: проводить инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагать (при необходимости) карточки- консультации, давать задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывать так, чтобы не допустить перегрузки школьников.





Идет подписка!

В отделениях связи идет подписка на периодические издания на 1 полугодие 2006 года, среди них журнал «Физика в школе», «Библиотека журнала», газета «Физика» (приложение к газете «Первое сентября»).

Более экономный вариант подписки на газету «Физика» предлагается на сайте www.1september.ru . Это подписка через редакцию: оплатив через сбербанк только каталожную цену подписки (на 3 месяца это составляет 227 р. 12 к.), вы будете получать газету в свой почтовый ящик. А еще библиотечку газеты (3 номера в полугодие) с наиболее интересными материалами, опубликованными ранее, причем бесплатно.






УСИЛЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ




О ДОМАШНИХ ЗАДАНИЯХ



Современное школьное преподавание физики отличает то, что учебные пособия, по которым работают, в научном отношении ушли далеко вперед, а практическая направленность обучения явно отстает: на уроках мало ставят демонстрационных и лабораторных опытов; учебное оборудование в школы не поступает, учителя на уроках используют в основном устаревшие приборы. Еще сложнее стало организовывать в школе физико-технические кружки: мешает слабое материально-техническое оснащение. Но задача школы - готовить мыслящих, технически грамотных людей, прививать учащимся увлечение техникой, творческое отношение к труду и умение его осуществлять – требует от нас решения.

Возможные варианты разрешения данного противоречия:


  1. Увеличение числа экскурсий на местное производство с выполнением ряда специальных заданий.

  2. Предложение для желающих творческих физико-технических заданий.

  3. Проведение для желающих систематических дополнительных специальных физико-технических и физико-производственных занятий.

Один из вариантов календарного плана такой работы (В.Н. Третьяков, Костромская обл.):

  1. Физика в быту. Кратковременные экскурсии: к колодцу, лебедке и т.д.

  2. Физика в сельскохозяйственном производстве. Экскурсия на зерноток.

  3. Физика и техника. Передача движений в технике. Виды передач. Экскурсия в слесарную мастерскую.

  4. Основные материалы, их свойства, применение. Инструменты для работы с различными материалами. Экскурсия на АТС.

  5. Простейшие механизмы, их использование в быту и на производстве. Экскурсия в кузнечный цех.

  6. Трехзвенные и четырехзвенные механизмы, их использование. Экскурсия в машинно-тракторный парк.

  7. Механизмы более сложные. Экскурсия на МТФ.

  8. Физические величины, приборы для их измерения. Датчики. Экскурсия на пилораму.

  9. Элементы электрических схем. Составление схем и сборка электрических цепей по схемам.

(По материалам статьи В.Н.Третьякова «Усиление практической направленности обучения физике в сельской школе» // Физика в школе. – 2002. - № 3).



В многолетней дискуссии в учительской среде о необходимости домашних заданий «победили» приверженцы домашних заданий. Такой исход закономерен: и многолетний опыт преподавания, и психолого-педагогические исследования говорят о том, что темп усвоения учебного материала у школьников разный, для прочного усвоения необходимо неоднократное повторение, для хорошего понимания изучаемого ученику нужно самостоятельно разобраться в воспринятых сведениях, осмыслить их. Эти условия соблюдаются при выполнении домашних заданий, они нужны (хотя, конечно, и не всегда).

Физика имеет важное преимущество перед другими школьными дисциплинами: она может предоставить учащимся возможность проявить свой творческий потенциал при проведении интересных для них наблюдений и исследований, при постановке оригинальных и эффектных опытов, изготовлении простых, но полезных приборов. Это преимущество может быть реализовано в экспериментальных заданиях. Сделать домашние задания более «специфичными» для физики, разнообразными, результативными учителю помогут следующие издания:

Шилов В.И. Домашние экспериментальные задачи по физике (выпуск «Библиотеки журнала «Физика в школе», 2003),

Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах. – М.: Просвещение, 1974,

Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 классах сельских школ. – М.: Просвещение, 1990,

Гальперштейн Л. Забавная физика. – М.: Дет. лит., 1993,

Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука, 1985.



Выпуск подготовил: Ю.А.Каверин, руководитель РМО учителей физики.

Свои предложения и пожелания можно сообщить по электронной почте kavua@vmail.ru или по телефону 68-2-43 (рабочий).






скачать


Смотрите также:
Умканская сош №1» Ч. О. Цыремпилов 2013 г. План работы со слабоуспевающими учащимися на 2013-2014 учебный год
133.5kb.
О работе со слабоуспевающими
59.91kb.
Работа со слабоуспевающими учащимися по повышению качества знаний на уроках английского языка
47.54kb.
Информация для педагогов, работающих со слабоуспевающими обучающимися. Психологические особенности
59.9kb.
Л. И. Новикова Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями
318.19kb.
Алгоритм деятельности со слабоуспевающими учениками. Цель
75.34kb.
Работа со слабоуспевающими учащимися (причины и рекомендации)
285.61kb.
Отчет по лабораторной работе выполняется на листах формата а типовой отчет по лабораторной работе должен содержать
210.55kb.
Правила техники безопасности при работе на токарном станке приступая к работе
54.66kb.
Работе: комиссии
149.93kb.
Отчёт о работе в I полугодии 2011-2012 уч г. методического объединения естественно-математического цикла по опытно-экспериментальной работе
40.56kb.
Название учреждения, организации
49.2kb.