Главная стр 1
скачать
О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Зенков М.Ю.

Российская академия государственной службы
Сибирская академия государственной службы

В пылу политических страстей вокруг внесения изменений в устав Новосибирской области, мы почему-то не замечаем мнений, высказываемых юристами. А ведь в правотворческом и правоприменительном процессах главная роль отводится юристу как с точки зрения отображения в правовой норме закономерностей общественного развития, так и с точки зрения ее (нормы) отыскания для регулирования того или иного процесса, деятельности.

Решение вопроса политиками, стоящими у власти, кажется найдено: заменить существующие территориальные органы государственной власти (администрацию и Совет) на представительные и исполнительные органы местного самоуправления, «добиться полного развития идеи местного самоуправления» так сказать.

Но что подвластно политикам, не всегда вписывается в текст, а тем более дух закона. Во-первых, чтобы осуществить данное решение, необходимо не просто внести изменения в устав области, но и существенным образом переработать текущее бюджетное законодательство, в том числе и на 2002 год. А это, само по себе, противоречит принципам бюджетного законодательства. Невозможно использовать кому-либо средства, предназначенные для другого распорядителя.



Во-вторых, потребуется ликвидировать путем самороспуска (!) более 400 действующих муниципальных образований, что с одной стороны, приведет к затягиванию формирования бюджетов на 2003 год (а, соответственно, бюджетополучатели недополучат средства из бюджетов разных уровней, по крайней мере, в течение первой половины следующего года), а с другой, к существенным затратам местных и областного бюджетов, связанных с выборами в представительные органы местного самоуправления.

Территориальные органы государственной власти Новосибирской области были созданы в соответствии с ч.1 ст. 77 Конституции РФ 1993 года. Правомочие на создание органов государственной власти субъектов РФ, образующих единую систему, подтверждено также преамбулой и ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года. Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (в Новосибирской области – Новосибирский областной Совет депутатов), высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (Администрация Новосибирской области), иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Также возможно учреждение должности высшего должностного лица субъекта РФ (глава администрации Новосибирской области). Таким образом, Федеральный закон предполагает наличие и иных органов исполнительной власти субъекта РФ (если определен высший, значит должны быть и подчиненные его силе). Такими органами не могут являться структурные подразделения администрации области (такие как формируемые вновь, – они существовали при главе администрации И.И. Индинке, - департаменты, а также управления, комитеты), хотя они исподволь узурпируют это право, прикрываясь правами юридического лица. А статус юридического лица как раз и показывает самостоятельность организации, независимость ее (относительную) от других субъектов правоотношения. Единственным возможным юридическим лицом (и это опять таки закрепляет рассматриваемый Федеральный закон) в данном случае будет администрация Новосибирской области. Другое дело иные органы государственной власти – они могут наделяться статусом юридических лиц, но должны напрямую зависеть от администрации области. Безусловно, не только обладание статусом юридического лица играет важную роль в управлении областью, но и последовательное правовое закрепление через статус государственного служащего или лица, замещающего государственную должность категории «А», особого отношения к исполнению своих обязанностей, как данными лицами, так и органами государственной власти в целом. Странно, на первый взгляд, выглядит, например, отсутствие в реестре государственных должностей государственной службы в категории «В» группы высших государственных должностей, что, по меньшей мере, свидетельствует о существенном влиянии политических сил на осуществление государственной службы государственными служащими Новосибирской области. Неясно, почему требуется переход на контрактную основу (об этом заявлял В.А.Толоконский в связи с принятием Трудового кодекса), так как понятия «контракт» мы в последнем не найдем. Беспокоит ситуация с разрастанием группы лиц, замещающих государственные должности категории «А», и полная их безнаказанность (неоднократно СМИ писали о «частном интересе» заместителей главы администрации В. Федорова, А. Францева, В. Косоурова в отношении ряда предприятий и организаций).

Что же касается местного самоуправления, то главная его особенность – самостоятельное и непосредственное решение местным населением вопросов местного значения (ст. 130 Конституции РФ 1993 года), которое реализуется гражданами РФ путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Вспомните, когда последний раз в Новосибирске или ином муниципальном образовании Новосибирской области, начиная с 1991 года, проводился местный референдум, когда в том же Новосибирске собиралась конференция или сход граждан? В Новосибирске и нет соответствующего места, куда могли бы прийти граждане, чтобы высказать свое мнение и решить какие-либо вопросы местного значения сообща и непосредственно. А ведь в этом и заключается традиционное понимание сущности местного самоуправления, когда люди самостоятельно под свою ответственность выполняют часть государственных (общественных, публичных) задач. Именно в этом содержании представлен принцип гарантии местного самоуправления в РФ, но в Новосибирской области он никогда не соблюдался, до тех пор, пока не был создан территориальный уровень государственного управления Новосибирской области и не образованы муниципальные образования общим количеством более 450-ти.

Сегодня как-то забывается, что Новосибирская область является субъектом Российской Федерации, а, следовательно, мерить рамками унитарного государства (где его территория поделена на регионы) ни область, ни саму РФ нельзя. В действующем законодательстве по-прежнему остается неопределенным понятие «регион», его соотносят то с одним субъектом РФ, то с их группой. На самом деле, в качестве региона может и должна выступать территория административно-территориальной единицы субъекта РФ, управление в которой осуществляется как федеральными органами государственной власти, так и органами власти субъекта РФ.

Деятельность территориальных администраций и территориальных Советов большинством оценивается положительно. И главное здесь не в том, что область получила организационную устойчивость систему управления, были сконцентрированы основные финансовые ресурсы. Появилась возможность справедливо распределять наличные ресурсы и четко устанавливать границы ответственности между разными субъектами системы государственного управления областью. И эту эффективную систему хотят сломать (вспомним, сколько эффективных производств из рук государство в ходе приватизации перешло в руки частных и иностранных собственников)? Избавиться от нее? Зачем? На эти вопросы пока ответ один – нет ответа! Федеральное законодательство не устанавливает жестких моделей, схем, оно предлагает на основе единых принципов формировать органы государственной власти, но учитывать при этом социально-экономическое положение территорий, национальные и иные традиции. Скорее всего, дело кроется в нежелании центральной областной власти делиться полномочиями с нижестоящими уровнями публичной власти, в том числе и с местным самоуправлением (пример этому – ситуация «Линево-НОВЭЗ»).



Обращаясь к зарубежному опыту, мы можем наблюдать различные модели местного самоуправления и местного государственного управления, зачастую государственные органы и органы местного самоуправления работают на одном территориальном уровне, а через должность мэра (Франция, Италия) или бургомистра (ФРГ) оказываются связанными для решения как государственных задач, так и вопросов местного значения, которые рассматриваются повсеместно как часть государственных задач.

В случае с системой органов государственной власти Новосибирской области можно предложить следующее. С точки зрения организации и формирования территориальных органов следует оставить существующую модель: она эффективна, более того, в ней представлена как инициатива регионального коллектива, так и общий, совокупный, публичный интерес населения всей Новосибирской области. С другой стороны, в связи с формированием трехуровневой бюджетной системы (местный бюджет – бюджет субъекта РФ – федеральный бюджет), самостоятельный бюджет на территории сельского района или города областного значения не может быть создан, не могут в него направляться какие либо средства как налогового, так и иного характера. Но (!), при этом, остается большое количество полномочий, связанных с планированием и управлением бюджетом области как субъекта РФ. Областные законодатели должны выслушать мнения различных сторон, и уже после этого предпринимать какие-либо шаги. Но, как представляется, система органов государственной власти в Новосибирской области должна быть сохранена, необходимо скорректированы полномочия отдельных органов власти, чтобы вся система, находясь в определенном балансе, функционировала, реализуя предусмотренные временем задачи, обеспечивала гармоничное развитие личности и общества.
скачать


Смотрите также:
О развитии системы органов государственной власти новосибирской области на современном этапе
60.58kb.
Положение о регламентах системы оценки качества образования в Новосибирской области
85.11kb.
Закон о развитии малого и среднего
131.46kb.
Правовой статус казенных и новых бюджетных учреждений
46.46kb.
Закон рязанской области об образовании в Рязанской области
239.58kb.
Закон «об образовании в ростовской области»
596.76kb.
Закон Саратовской области от 28 ноября 2013 г. N 215-зсо "Об образовании в Саратовской области"
254.55kb.
Ii. Медико-социальная экспертиза 7
385.09kb.
Реферат по теме «Форма государства»
170.16kb.
Общественные слушания «Единый день голосования в новосибирской области 10 октября 2010 года- итоги. Легитимность выборов»
75.9kb.
Тема Понятие и признаки судебной власти и правосудия Понятие судебной власти как вида государственной власти, её функции
86kb.
Закон новосибирской области от 12. 04. 2004г. №175-оз о местном референдуме в новосибирской области принят Новосибирским областным Советом депутатов от 25. 03. 2004г. №175-осд изменения и дополнения
1550.58kb.