Главная стр 1
скачать
План открытого урока православной культуры в 3 –б классе.

Раздел 1: «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях».

Тема урока: О чём рассказывают иконы.

Цель: повторение и закрепление материала по теме « Православный храм»; знакомство учащихся с историей первой иконы Иисуса Христа « Спас Нерукотворный», подготовка учащихся к восприятию символического уровня – основы богословской мысли иконы.

Оборудование: выставка рисунков учащихся по теме « Православный храм»; карточки с тестовым заданием по теме « Православный храм», исследование ученицы по теме « Кому посвящались храмы на Руси»; музыкальный фрагмент 1, 2; стихотворение К.Д. Бальмонта « Икона»; стихотворение « Молитва»», иллюстрация иконы «Спас Нерукотворный»; цветные карандаши, тетради.

Ход урока:

I. Начало урока. (муз. фрагмент 1- «Вера»). Вступительное слово учителя на фоне музыки (стихотворение В. Афанасьева «Здесь начинается рай».)

Путь наш - полями, лесами...


Все наше милое – здесь.
Мы и душой и глазами
Смотрим на все, что тут есть.
- Что же, - нам скажут, - за диво:
Сосны, да ели, да рожь...
Так ли уж это красиво,
Так ли уж край ваш хорош?
Вместо ответа, над рожью
Благовест вдруг пропоет:
Все здесь святое, все Божье -
Небо, природа, народ!..
В правде стоит, а не в силе
Этот намоленный край;
Дивны просторы России-
Здесь начинается рай.

Отечество мое! Россия!


В тебе дух старины живет.
И ни одна еще стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась все сильней.
Святая Русь – начал начало…

Любите Русь, гордитесь ей!



II. Сообщение темы, целей урока.

III. Повторение по теме предыдущего урока « Православный храм».

А) Контроль домашнего задания - выставка рисунков учащихся.

Б)Тестовый контроль:

1.Храм – это: а) дворец, б) дом, посвящённый Богу, в) памятник.

2. Богослужение это: а) молитва, б) посещение церкви, в) церковный обряд, проводимый священником в храме.

3.С чего начинается строительство храма: а) с совместной молитвы строителей, б) со сбора украшений для храма.

4. Зодчий это: а) священник, б) прихожанин, в) строитель.

5. В какой одежде нужно посещать храм: а) повседневной и спортивной, б) в скромной, но праздничной, в) в вечерних богатых нарядах.

В) Взаимопроверка (работа в парах). Выставление оценок по ключу: 1-б;2-в; 3-а; 4-в; 5-б.

IV. Расширение знаний учащихся. Краткое исследование учащейся « Кому посвящались храмы на Руси».

Кому посвящались храмы на Руси.

Каждый православный храм посвящается Богу, так как считается Его домом. Иногда и названия храмам даются непосредственно в честь Иисуса Христа, например храм Христа Спасителя в Москве. Часто название храму даётся в честь определённого события Священного Писания или святого-общехристианского или местночтимого. Наибольшее количество храмов освящено в честь священных событий, связанных с двунадесятыми праздниками: Рождества Христова (в нашем районе это храм села Рождествено), Введения во храм Пресвятой Богородицы (храм села Сухарево), Преображенский храм (верхний храм пещерного комплекса в городе Валуйки), а так же великими праздниками: Усекновения главы Иоанна Предтечи (наш Уразовский храм возле самолёта), Покрова Пресвятой Богородицы (так назывался разрушенный в прошлом веке храм села Двулучное). Очень часто храмы освящаются в честь православных святых. В честь святого Николая Угодника, очень почитаемого на Руси и в нашем крае , в Валуйках более ста лет назад освящён Свято-Никольский храм. Пещерный храм под землёй, выстроенный монахами Николо – Успенского монастыря, носит имя святого Игнатия Богоносца.

Также очень часто храмы называются в честь особо чтимых в стране или местности икон. В нашем районе таких храмов много. Например: храм в честь чудотворной иконы Знамение Пресвятой Богородицы в нашем посёлке, в селе Казинка – храм в честь Казанской Иконы Божией Матери и другие.

Храмы давали названия поселениям: Знаменка, Казинка, Рождествено, Вознесенское, Успенское, Преображенское и другие.

Так наши благочестивые предки выражали свою любовь к Богу и православной вере.

V. Объяснение нового материала. Как появилась первая икона Спасителя. 1.Рассказ учителя - «Спас Нерукотворный».

2.Смотрим – размышляем – обсуждаем: картина В.И. Сурикова « Образ».

3. Знакомство с иконой «Спас Нерукотворный». Символический язык иконы. Цвета в иконе ( рассказ учителя).

4. Самостоятельная работа учащихся :

А) Узелок на память. Рисование. Раскрашиваем кружочки (белый, синий, золотой, красный, зелёный, коричневый) , подписываем символическое значение. (В это время звучит стихотворение «Молитва»).

Учитель: Любовь к Богу, почитание святых икон всегда находили своё выражение в литературном творчестве. Послушаем стихотворение «Молитва» А.В. Кольцова, которое прочтёт Долбенко Тарас.

Молитва

Пред Тобою, мой Бог,

Я свечу засветил,

И премудрую книгу

Пред Тобою раскрыл.

Твой небесный огнь

Негасимо горит,

Бесконечно Твой мир

Пред очами раскрыт!

Я с любовью к Тебе

Погружаюся в нём,

Со слезами стою

Перед светлым лицом!

И напрасно весь мир

На Тебя восставал,

И напрасно на смерть

Он Тебя осуждал.

На Кресте под венцом,

И спокоен и тих,

До конца Ты молил

За злодеев своих!

А.В.Кольцов

Б) запись в тетради терминов: икона – образ; иконописный канон – установленное правило; Спас - Спаситель.

В) выразительное чтение стихотворения « Икона» стр. 37.

Г) Работа в парах – выбрать правильный ответ упр. 15. Устный контроль.

VI.Заключительный этап урока. Что новое вы узнали на уроке?

Подведение итогов. В качестве домашнего задания учащиеся получают распечатанный материал в стихотворной форме « Правила благочестивого поведения в храме».

Учитель возвращается к теме « Святая Русь». На фоне музыки (музыкальный фрагмент 2) звучат стихи:

Любите, дети, старину

С её былинными веками,

С её старинными церквами,

К величью ведшие страну…

Любите, дети, старину!..

Любите Русь – святынь оплот,

Мир кроткой кельи монастырской,

Дух мощный рати богатырской,

Нас всех хранящей от невзгод!..



Любите, дети, свой народ! (C. Бехтеев)
скачать


Смотрите также:
О чём рассказывают иконы
47.68kb.
Богословие иконы
2789.14kb.
«храм владимирской иконы божией матери в виноградове»
42.95kb.
Иконы нашего села
141.4kb.
Название этапа
22.42kb.
Разработка урока православной культуры. 5 класс Тема урока: «Основы иконографии Православной Церкви: иконы Божьей Матери Владимирская и Казанская».
64.89kb.
Рассказывают, что некогда правил в Англии король Констан, и было у него три сына: Муан, Пендрагон и Утер
771.18kb.
Урок №15 Икона Составила
68.24kb.
Древнерусская иконопись шедевры северного Возрождения
1051.48kb.
Роберт Т. Кийосаки Шэрон Л. Лектер
4874.91kb.
«История одной иконы»
86.87kb.
Храм владимирской иконы божией матери в виноградово
284.28kb.