Главная стр 1
скачать

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

МБОУ «СОШ № 27 с углубленным изучением отдельных предметов»

протокол от 31.08.2011г. №1



УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ «СОШ № 27

с углубленным изучением отдельных предметов»

приказ от 31.08.2011г. № 206





ПОЛОЖЕНИЕ

О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №27

с углубленным изучением отдельных предметов»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законами Российской Федерации «Об образовании», «Библиотечном деле», Уставом школы, письмом МО РФ 12\32 М от 20.01.93; Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников бюджетных организаций министерства Культура Российской Федерации», письмом МО РФ 92-М от 20.05.93 «Об оплате труда библиотечных работников отдельных общеобразовательных учреждений». Положение вступает в силу с момента издания приказа по школе и действует до издания нового соответствующего положения и приказа.

  2. Библиотека, являющаяся структурным подразделением школы, обладает фондом учебной, научно-методической, справочной и отраслевой литературы, которая предоставляется во временное пользование учащимся и учителям школы, школам образовательного округа, родителям. Библиотека способствует формированию культуры личности учащихся, позволяет повысить эффективность, информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса.

  3. Библиотека доступна и бесплатна для читателей школы. Запросы читателей удовлетворяет через каталоги (алфавитный и систематический), картотеку газетно-журнальных статей, фонды аудио- и видеоматериалов.

  4. Удовлетворяет запросы читателей, родителей на литературу и информацию по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.

  5. Участвует в социальном, культурном развитии муниципальной школы, содействует развитию просвещения, культуры, науки.

  6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотекой определены в правилах пользования библиотекой.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Основными задачами деятельности школьной библиотеки являются:



  1. Комплектование фонда библиотеки новой учебной, методической и различной отраслевой литературой.

  2. Усиление качественного состава справочно-библиографического фонда традиционными (книжными и периодическими изданиями) и нетрадиционными (аудиовизуальными) материалами.

  3. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационного библиографического обслуживания учащихся, педагогов.

  4. Изучение, обработка и раскрытие содержания фонда по общим учебно-воспитательным вопросам и художественно-эстетическому воспитанию.

  5. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценки информации.

  6. Организация эффективного информационного обслуживания с использованием традиционных и новых информационно-библиотечных услуг.

  7. Хранение и обеспечение сохранности фонда библиотеки.

  8. Участие во взаимодействии библиотек школ образовательного округа № 1. Базовым информационным центром сети школьных библиотек считается информационно-методический центр УО.

  9. 3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ

Основные функции библиотеки - образовательная, информационная, культурно-эстетическая.

  1. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую информационную культуру учащихся, участие в общеобразовательном процессе.

  2. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами школы, усиление качественного состава фонда, пополняя его учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературой, словарями, энциклопедиями, аудиовизуальными материалами, литературой по искусству, спорту.

  3. Всестороннее раскрытие содержания фонда через тематические выставки литературы, тематические и юбилейные просмотры литературы, дни информации.

  4. Организация хранения и обеспечение сохранности фонда: соблюдение режима хранения, санитарно-гигиенической и противопожарной защиты, реставрация изданий, планирование действий на случай экстремальных ситуаций, осуществление хранения учебников в отдельном помещении.

  5. Обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале.

  6. Ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных особенностей читателей. Информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выбор книг, проведение занятий по воспитанию культуры чтения, привитие навыков и умения поиска информации.

  7. Ведение индивидуального и группового информирования, оперативное оповещение администрации о поступающей информации, новой литературе. Выпуск рекомендательных списков литературы на актуальные темы, организация дней информации.

  8. Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.

  9. Развитие традиционных и введение новых форм работы с литературой (беседы, книжные выставки, библиографические обзоры, читательские конференции, литературные вечера, викторины, тематические вечера).

  10. Исключение из фонда непрофильной многоэкземплярной (дублетной) литературы, ветхой и морально устаревшей литературы в соответствии с действующими нормативными актами.

  11. Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки (отчеты на родительских собраниях, классных часах, педагогических советах, совещаниях при директоре).

  12. Формирование библиотечного архива. Обучающимся:

  • Предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;

  • Создает условия для реализации самостоятельности в обучении,

познавательной, творческой деятельности;

  • Оказывает информационную поддержку обучающимся (консультативную, практическую, индивидуальную, групповую) в решении задач, возникающих в процессе их учебной и досуговой деятельности;

  • Организовывает массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности;

  • Выполняет функции центра досуга школы;

  • Организует воспитательную работу освоения чтения с группами продленного дня.

Педагогам:

  • Выявляет информационные потребности и удовлетворение запросов в области педагогических инноваций;

  • Содействует профессиональной компетенции педагогов, повышению

квалификации, проведению аттестации;

  • Организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях, просмотр электронных версий педагогических изданий;

  • Содействует педагогам в проведении занятий по информационной культуре; является базой для проведения практических занятий овладения навыками работы с информационными ресурсами.

Родителям:

  • Удовлетворяет читательские запросы.

  • Консультирует по вопросам организации семейного чтения.

  • Содействует родительским комитетам в приобретении учебных

комплектов для учащихся.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

  1. Библиотека является структурным подразделением школы.

  2. Структура библиотеки может включать помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал) инновационные отделы и сектора.

  3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе учебного плана школы.

  4. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с педагогами, учащимися и их родителями, библиотека взаимодействует с библиотеками Старооскольского городского округа.

  5. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

  6. Ответственность за создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор и (или) его заместитель в соответствии с Уставом школы.

  7. Возглавляет работу библиотеки заведующий библиотекой, который отвечает за организацию и результаты деятельности библиотеки.

  8. Библиотека составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на педагогическом совете и утверждаются директором школы. Годовой план библиотеки является частью общего годового плана учебно-воспитательной работы школы.

  9. График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы школы, а также правилами внутреннего распорядка. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение внутренней библиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день (последний день месяца), в котором библиотека не обслуживает читателей.

  10. Работа сотрудников библиотеки и организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

5. УПРАВЛЕНИЕ. ШТАТЫ

5.1 Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом школы.

5.2 Руководство школьной библиотекой и контроль за её деятельностью
осуществляет директор школы. Директор утверждает нормативно-правовую
документацию библиотеки.


  1. Заведующий библиотекой назначается директором школы, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.

  2. Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы:

а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;

б) планово-отчетную документацию.

5.5 Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.


  1. Объём работы для заведующего библиотекой устанавливается директором школы исходя из количества часов по учебному плану и учебных программ, обеспеченности кадрами, других условий труда.

  2. Трудовые отношения работников школьной библиотеки и образовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ БИБЛИОТЕКИ

Работники школьной библиотеки имеют право:

- самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-

информационного обслуживания образовательного и воспитательного

процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и

положении о школьной библиотеке;



- проводить в установленном порядке учебные занятия, уроки и кружки

библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;



- рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;

- изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с

инструкцией по учету библиотечного фонда;



- быть представленными к различным формам поощрения;

- участвовать в соответствии с законодательством Российской

Федерации в работе библиотечных методических объединениях



Работники школьной библиотеки обязаны:

- обеспечить пользователям возможность работы с информационными

ресурсами библиотеки;



- формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными

перечнями учебных изданий, образовательными программами школы,

интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше

категорий пользователей;



- совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное

обслуживание пользователей;



- обеспечивать сохранность использования носителей информации, их

систематизацию, размещение и хранение;



- обеспечивать режим работы школьной библиотеки;

- отчитываться в установленном порядке перед директором школы.

7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ

Пользователи библиотеки имеют право:

- получать полную информацию о составе библиотечного фонда,

информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников

информации;



- получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале

печатные издания и другие источники информации;



- продлевать срок пользования документами;

- получать тематические, фактографические, уточняющие и

библиографические справки на основе фонда библиотеки;



- участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой

- получать консультационную помощь в работе с информацией на

нетрадиционных носителях при использовании электронным и иным

оборудованием;

Пользователи школьной библиотеки обязаны:

- соблюдать правила пользования школьной библиотекой;

- бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать

страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на

различных носителях, оборудованию, инвентарю;

- поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе

библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;



- пользоваться ценными и справочными документами только в

помещении библиотеки;



- убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при

обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.

Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет

последний пользователь;



- расписываться в читательском формуляре за каждый полученный

документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов);

- возвращать документы в школьную библиотеку в установленные

сроки;


- заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или

порчи им равноценными;



- полностью рассчитаться со школьной библиотекой по истечении срока

обучения или работы в школе.



Порядок пользования школьной библиотекой:

- запись в школьную библиотеку обучающихся производится по

списочному составу класса, педагогических и иных работников школы - в

индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей)

обучающихся — по паспорту;



- перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится

ежегодно;



- документом, подтверждающим право пользования библиотекой,

является читательский формуляр;



- читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю

документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.



Порядок пользования абонементом:

- пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий

не более трех документов одновременно;



- максимальные сроки пользования документами:

  1. учебники, учебные пособия — учебный год;

  2. научно-популярная, познавательная, художественная литература — 10 дней;

  3. периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;

- пользователи могут продлить срок пользования документами, если на

них отсутствует спрос со стороны других пользователей.



Порядок пользования читальным залом:

- документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не

выдаются;



- энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в

единственном экземпляре документы выдаются только для работы в

читальном зале;

8. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

Прием поступающей литературы

- Издания, поступающие в библиотеку школы, заведующий библиотекой принимает по сопроводительному документу.

- На литературу, поступившую в библиотеку без сопроводительного документа, составляется акт в 2-х экземплярах.

- На всех экземплярах, поступающих в школьную библиотеку ставится штамп.

Виды и формы учета фонда

- Учету подлежат все виды изданий и материалов в соответствии с ГОСТОМ 7.20-80 «Единицы учета фондов библиотек и органов научно-технической информации»

- В библиотеке школы обязательны три вида учета фонда: индивидуальный, суммарный, безинвентарный.

Учет учебников осуществляется групповым способом и ведется в картотеке учета библиотечного фонда школьных учебников.



Учет работы по обслуживанию читателей

- Учет работы по обслуживанию читателей ведется в соответствии с ГОСТом 7.41-82 «Единицы учета обслуживания читателей и абонентов библиотек и органов научно-технической информации». Показатели, подлежащие обязательному учету: количество читателей, книговыдач, посещений.

- Формой первичной документации по учету обслуживания читателей является «Дневник работы школьной библиотеки»

Планирование и отчетность

- Исходным документом для годового планирования работы библиотеки

школы является годовой план учебно-воспитательной работы школы.



На основании годового плана составляются месячные планы работы, в которых конкретизируется содержание мероприятий, указывается название темы, даты их проведения, исполнители.

- В конце учебного года составляется отчет по работе библиотеки на основании Дневника работы, анализа читательских формуляров.

- Отчёт обсуждается на совещании при директоре.
скачать


Смотрите также:
Положение о школьной библиотеке
75.46kb.
О школьной библиотеке
127.62kb.
Положение о школьной библиотеке I. Общие положения
107.29kb.
Положение о школьной библиотеке Общие положения
46.59kb.
Приказ № от " " 20 г. Положение о школьной библиотеке мбоу сош г. Сурска
65.04kb.
Перечень электронных изданий, имеющихся в школьной библиотеке в мбоу
73.95kb.
Правила вежливого поведения в библиотеке. Выбор книг в библиотеке. Путешествие в Сказкоград. Знакомство с читальным залом. Ход урока
56.09kb.
Положение о школьной библиотеке мбоу «сош с. Ездочное»
107.3kb.
Издательский дом в сельской библиотеке
113.33kb.
Перечень книг, подаренных школьной библиотеке, в период с марта по июнь 2013г, в рамках акции «Подари книгу школе», посвященной 50-летнему юбилею любимой школы
182.94kb.
Справочно библиографический аппарат библиотеки
48.14kb.
Анкета для родителей: Чем занимаются ваши дети в свободное время?
76.77kb.