Главная стр 1
скачать
Педагогические технологии и методические приемы на уроках дизайна и черчения

Рыбаулина О. В. учитель дизайна и черчения

Цель, которая лежит в основе использования педагогической технологии, - способствовать развитию гармоничной, разносторонне развитой личности средствами предметов дизайна и черчения, для чего необходимо обеспечить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка на основе разработки личностно ориентированного содержания образования.

Актуальными проблемами на пути к поставленной цели является повышение мотивации обучения и познавательной активности учащихся, повышение эффективности учебной деятельности на уроках и в системе дополнительного образования.

Для решения поставленных задач на уроках дизайна и черчения используются следующие педагогические технологии и методические приемы: проблемное обучение, технология мастерских.

Проблемное обучение. Такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных и творческих способностей.

Дифференциация обучения. Является проникающей технологией, т.к. в любой системе обучения имеет место в той или иной степени дифференцированный подход. Целями данной технологии являются обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, а также адаптация обучения к особенностям различных групп учеников. Имеет место дифференциация не только по уровню подготовки учащихся, но и по интересам, что позволяет проявить каждому свои возможности.

Технология мастерских. Частнопредметная технология, применение которой целесообразно в рамках предметов, связанных с реальной практической деятельностью. В данной технологии главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, средства создания того или иного изделия (проекта). Процесс познания важнее, чем само знание. Каждому предоставляется возможность продвигаться к истине собственным путем. Данная технология при­звана предоставить учащимся психологические средства для саморазвития, для формирования у них понимания своего места в окружающем мире, умения понимать других людей и себя (человек самоценен).

Указанные технологии применяются в обучении школьников подросткового и юношеского возраста.

Подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, аффектацией чувств и поведения, что обусловлено особенностями полового созревания. У подростков наблюдается тяга к острым переживаниям, обостренная чувствительность и повышенная требовательность, как к собственным поступкам, так и поведению других людей (в т.ч. взрослых). В учебном материале для них актуально, прежде всего, то, что интересно.

В юношеском возрасте продолжается формирование интеллектуальных, моральных и эстетических чувств. Решающим фактором остается воспитывающая роль обучения в школьном коллективе. Наряду с этим все большее значение приобретает самовоспитание, однако следует указать на необходимую помощь учащимся со стороны взрослого человека (учителя или родителя). Внимание становится устойчивым, память развивается до уровня взрослого человека, мышление школьников подросткового и юношеского возраста отличается стремлением к выяснению причин явлений окружающего ми­ра. Продолжает развиваться самостоятельность мышления, умения решать различные задачи в сложных ситуациях, используя накопленный опыт. Растет критичность ума, проявляется творческое мышление. В этом возрасте большинство учащихся стремится определить цель в жизни, выбрать профессию. Таким образом, всестороннее раз­витие способностей учащихся в процессе обучения обусловливает гармоничное развитие личности и во многом обеспечивает подготовку к жизни.

Предметы художественно-эстетического цикла трудно переоце­нить с точки зрения развития и познавательных процессов (мышле­ния, восприятия, памяти, внимания) и эмоциональной сферы, что необходимо любому человеку независимо от его профессиональной деятельности. Черчение способствует развитию пространственного мышления, восприятия, координации движений и т.п.

Рассмотрим применение указанных выше педагогических техно­логий на содержательном материале в рамках программы дополни­тельного образования «Дизайн-студия», направленной на обучение проектной деятельности учащихся 8-11 классов, а также на уроках дизайна и черчения.

В разработке дизайнерских проектов, как учебных, так и имеющих прикладное значение, имеет место использование и проблемного, и дифференцированного обучения (не только по уровню образования учащихся, но и интересам), и технологии мастерских.

В частности, названные технологии были использованы при изучении таких тем, как «Архитектурное и строительное черчение», «Дизайн интерьера», отдельных тем в рамках разделов «Геометриче­ские построения в черчении» и «Проецирование».

Например, учащимися 11 класса был выполнен дизайнерский проект «Школа моей мечты». Работа над проектом потребовала привлечения учебного материала по дизайну (основы композиции, цвет в дизайне интерьера и т.д.) и черчению (виды и получение изображе­ний в архитектурном черчении, комплексный чертеж дизайн-объекта, деление отрезков и окружности, сопряжения и т.п.).

В работе над проектом «Школа в ритме жизни» учащимися 10 класса были изучены такие разделы дизайна, как «Дизайн среды (ландшафтный дизайн)» и черчения - темы «Построение генерального плана территории», «Получение наглядного изображения по за­данному плану», «Получение видов на чертеже» и «Изометрические проекции».

В работе над дизайнерскими проектами по оформлению школы ко Дню учителя и к Новому году учащиеся 8-11 классов закрепляли знания по темам «Геометрические построения в черчении (деление отрезков и окружностей, построение разверток)» и т.п.

В процессе работы над проектами учащиеся изучали и закрепляли ранее выученный материал по дизайну и черчению и умения работать с инструментами, использовать цвет и его свойства, изобрази­тельные и композиционные средства. Кроме того, они имели воз­можность применить свои знания и умения в реальной практической деятельности, связанной с благоустройством школы, что, вероятно, способствовало активизации учебной деятельности и повышению её эффективности. Кроме того, работа в коллективе и возможность применить свои способности способствует осознанию учащимися своего места в окружающем мире.

В рамках каждого проекта был определен конечный результат (т.е. тот набор чертежей, эскизов, рисунков, которые позволяют получить наиболее полное представление о выбранном объекте). Был выполнен ряд заданий, которые ориентировали учащихся на получе­ние результата, но в рамках каждого задания учащимся была предо­ставлена свобода действий и выбора решений, а также того теорети­ческого аппарата, который необходим при выполнении данных зада­ний. Роль учителя, в данном случае координирующая, справочная и контролирующая.

Работа осуществлялась по группам, каждый из участников кото­рой выбирал для себя направление деятельности.



Описание технологических этапов

Определение результата, выделение проблем, деление учащихся на группы, каждая из которых решает конкретные практические задачи, например, разработка проекта интерьера одного школьного этажа. Каждый выполнял часть общей работы в соответствии сосвоими интересами и возможностями (например, кто-то выполнял чертежи разверток или перспективы интерьера этажа, кто-то разрабатывал предметное наполнение интерьеров - информационные тумбы и стенды, часы, панно и т.д.). При этом каждый использовал необходимые знания по дизайну и черчению (изученные ранее или полученные в процессе работы над проектом).

Работа с литературой, обсуждение в группах, изучение учебного материала, необходимого для решения конкретных практических задач.

Выполнение чертежей, рисунков, эскизов, описаний, составляющих содержание проекта. Обмен результатами между группами и их практическое применение в работе.

Подведение итогов работы, подготовка презентации проекта.

В процессе использования названных выше педагогических технологий, в работе над указанными проектами, можно говорить об активизации учебной деятельности учащихся и о повышении эффективности учебного процесса. Учащиеся работали более активно и за­интересованно, чем это происходит на занятиях в рамках традиционного обучения, т.к. перед ними стояли определенные практические задачи.

В результате использования названных выше педагогических технологий предполагается овладение учащимися знаниями и умениями, востребованными как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности (связанной с дизайном), в частности тех, которые предусмотрены учебными программами по дизайну и черчению. Предполагается развитие конструкторского и пространственного мышления, творчества, зрительной памяти.

Кроме того, предполагается формирование у учащихся умений работать в коллективе, ставить и решать конкретные задачи для достижения поставленной цели, использовать полученные знания для решения практических задач. Кроме того, можно говорить о значимости указанных проектов для формирования гражданской позиции учащихся, их отношения к собственной преобразующей, продуктивной творческой деятельности и к окружающей их среде.

Проект учащихся 11 класса «Школа моей мечты» был представлен на городской конкурс «Школа моей мечты» и получил 1 место в номинации «Проект дизайна интерьера учебного заведения» (организатор - Институт индустрии моды).

Проект учащихся 10 класса «Школа в ритме жизни» подготовлен на конкурс «Мой двор. Мой подъезд» в номинации «Проектное ре­шение, подготовленное по эскизным предложениям школьников» и представлен для участия в городской выставке Москомархитектуры в числе победителей конкурса от Восточного округа.



Коллективный проект учащихся 10-11 классов «Проект дизайна интерьера учебного заведения и пришкольного участка», подготовленный под совместным руководством с учителем обществознания Даевой Е.Г., был отмечен на окружной Научно-практической конференции «Дети - творцы XXI века» дипломом 1 степени и грамотой «За лучшее художественное оформление проекта».

Таким образом, планируется использовать названные выше педагогические технологии в дальнейшем на занятиях ИЗО и дизайна для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.
скачать


Смотрите также:
Педагогические технологии и методические приемы на уроках дизайна и черчения
70.12kb.
Развитие пространственного мышления учащихся второй ступени на уроках технологии посредством применения художественного проектирования и элементов черчения
28.99kb.
Викторина «Здоровое питание»
75.8kb.
«Уроки гуманизма и гуманизм уроков русского языка и литературы»
78kb.
Современные образовательные технологии на уроках физики
65.35kb.
Применение информационных технологий на уроках иностранного языка
85.6kb.
Администрация заводского района муниципального образования «город саратов»
2831.45kb.
Методическая работа
198.41kb.
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Технология учебных мастерских на уроках русского языка
211.73kb.
Информационные технологии в обучении
33.28kb.
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
148.16kb.
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
38.98kb.