Главная стр 1стр 2
скачать
Принят на заседании Утверждаю.

Педагогического совета Директор школы:

Протокол №1 от 30.08.2010г _______Р.М.Гончарова

Приказ №3 от 11.01.2010г

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Васильевская основная общеобразовательная школа»

на 2010 – 2014 годы

Раздел I

Введение

Краткая аннотация Программы.

Настоящая программа разработана и принята в соответствии с федеральной программой развития образования в России на период до 2014 года и соответствует основным направлениям этой программы.

Программа предназначена для руководства работой школы в режиме развития.

Программа разработана коллективом в составе директора школы Гончаровой Р.М., заместителя директора по УВР Гретченко Т.М. и старшей вожатой Филимоновой Е.И.

Работа над программой велась в феврале – мае 2010г.

Предполагаемый срок реализации программы с сентября 2010 года по декабрь 2014 года.

Программа развития должна привести к достижению нового качества образования, которая определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни. Научно-методической основой разработки Программы послужили следующие документы:

1.     Закон РФ «Об образовании».

2.     Устав МОУ «Васильевская ООШ»

3.     Конвенция о правах ребёнка

4. Проектом закона РФ «Об образовательных стандартах основной школы»

Программа принята педагогическим советом школы в августе 2010 года как руководство к действию для администрации и педагогического коллектива школы.

Раздел II

Информационная справка о школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Васильевская основная общеобразовательная школа» Ракитянского района Белгородской области построена в 1971 году. Имеет постоянный контингент учащихся, стабильный педагогический коллектив. Соединение в стенах школы устоявшихся традиций качества обучения и воспитания, высокого профессионализма с талантом молодых учителей создает необходимые условия для развития школы.

Таким образом, школа для нас – это особая атмосфера взаимоотношений, связь поколений, сохранение традиций, высокая культура, своеобразный «дух» школы.

Кроме того, в школе работает квалифицированный педагогический коллектив. В нашем образовательном учреждении 11 педагогов, 100% педагогов имеют квалификационную категорию, прошли переподготовку в БелРИПКППС – 64% учителей.

В школе создана хорошая материально-техническая база. Школа располагает спортивным залом, спортивной площадкой, столовой (на 40 посадочных мест), библиотекой, компьютерным классом (3 компьютера). Школа оснащена аудио- и видеоаппаратурой, оргтехникой, имеет доступ в Интернет.

Васильевская школа – это образовательное учреждение, готовое дать основное общее образование и помочь развить учащемуся свои склонности и способности.

Школа для нас – это целенаправленная система, динамичная, развивающаяся во времени и пространстве, изменяющаяся; эта система способна к саморегуляции и самоорганизации, может за счет внутренних резервов изменять и совершенствовать свою структуру.

В школе работают творческие, талантливые педагоги, царит атмосфера взаимоуважения между учителями и учащимися, престиж знаний.

Вся работа педагогического коллектива школы направлена на то, чтобы воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина просвещенного, культурного человека, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.

С первых дней своего существования наша школа была открыта переменам и старалась идти в ногу с запросами времени.

Опыт последних лет доказал необходимость внесения изменений, расширения границ содержания работы школы, поскольку разные возможности и способности детей в образовательном учреждении требует быстрого реагирования на стремительно меняющуюся социально-педагогическую ситуацию.

Реализуя комплексную программу развития детей в системе непрерывного образования, педагогический коллектив обеспечивает доступность обучения для всех детей школы, предоставляя разнообразие образовательных услуг, улучшая качество образования в соответствии с государственным стандартом.

Результаты анкетирования родителей по вопросу удовлетворенности образовательными услугами школы показали:

  84% родителей удовлетворены организацией учебно-воспитательного процесса;

   9% родителей не совсем удовлетворены;

   7% родителей не удовлетворены.

Родители, желающие реализации личностного потенциала своего ребенка в образовании, понимают, что процесс выявления и развития данных способностей учащихся происходят в ходе их образовательного движения по индивидуальным программам.

Учитель, желающий видеть и развивать в каждом ученике уникальную личность, становится перед сложной педагогической задачей одновременного обучения всех по-разному. В связи с этим возникает проблема организации образования учеников по разным уровням подготовки.

Используя анализ социальных наблюдений, следует заметить, что для обеспечения выхода образования на новую ступень, отвечающую требованиям XXI века, необходимо главное качественное его изменение: от образования для всех – к образованию для каждого.

Развитие личности ребенка осуществляется через воспитательную систему «Стать человеком», содержащую пять направлений деятельности: «здоровье», «общение», «досуг», «учение», «образ жизни» («бытие»).



В образовательном учреждении имеются резервы для повышения качества учебно-воспитательного процесса:

1.     Внедрение современных образовательных технологий, технологий развивающего, игрового обучения, исследовательской деятельности в практику работы школы;

2.     Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

3.     Введение в практику работы школы портфолио учащихся («Лист успеха учащихся школы»)

4.     Совершенствование воспитательной системы школы, основанной на сохранении традиций и введение инноваций;

5.     Использование возможностей социальной помощи нуждающимся учащимся;

6.   Систематическое участие в школе в предметных олимпиадах и интеллектуальных марафонах;

7.     Совершенствование системы «Учитель - ученик-родитель».

Раздел III

Анализ ситуации и концептуальное обоснование Программы развития

Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы выяснили что школа не отвечает запросам учащихся, их родителей и социума по многим вопросам организации учебно-воспитательного процесса. А именно:

  школа не предоставляла возможности для реализации учебных программ расширенного обучения; не предусматривала раннее изучение отдельных предметов – информатики, иностранного языка;

  слабая материально-техническая база не позволяла учащимся овладевать компьютерной техникой и информационными технологиями;

  отсутствие научно-методического обеспечения преподавания, а также незаинтересованность основной части учителей в переходе школы в режим развития, непонимание ими необходимости инноваций отрицательно сказывалось на качестве преподавания

  недостаточное благоустройство школы и пришкольного двора не способствовало эстетическому воспитанию учащихся.

Все эти проблемы, вставшие перед нами, послужили импульсом к дальнейшему совершенствованию системы организации учебно-воспитательного процесса, развитию школы по всем направлениям, к необходимости построения модели новой школы, которая должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения.

С этой целью творческая группа разработала долгосрочный нормативно-управленческий документ, направленный на развитие школы до 2014 года. Разработчики Программы конкретно определили состояние школы, обозначили образ желаемого будущего и наметили структуру действий по переходу к модели новой школы.



Раздел V

Концепция развития новой школы

Главная идея, положенная в основу концепции – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды. Концепция развития МОУ «Васильевская ООШ» определяет построение школы для учащихся, где учатся дети разных способностей, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.



Цели и задачи, стоящие перед образовательным учреждением:

Стратегическая цель - создание оптимальных условий для получения школьниками качественного, доступного образования, позволяющего успешно жить в быстроменяющемся мире, посредством индивидуализации образовательного процесса.

Целевая установка ориентирована на личность выпускника,

   обладающую ключевыми компетентностями, определяющими современное качество образования,

   востребованную на рынке труда или продолжающую обучение в соответствии с профессиональными склонностями,

   духовно богатую, физически здоровую, творчески мыслящую,

   ориентированную на высокие моральные и нравственные ценности культуры,

   способную к непрерывному развитию и совершенствованию.

Задачи школы:

    создать личностно-ориентированное образовательное пространство, направленное на самовыражение личности учащегося;

    создать адекватные условия для глубокого овладения учащимися учебными предметами;

    формировать единое школьное информационное образовательное пространство;

    внести качественно новые изменения в процесс управления школой, сформировать оптимальную модель управления учебно-воспитательным процессом;

    создать механизм взаимодействия с социальными партнерами;

   создать условия для воспитания у школьников гражданской ответственности, патриотизма, правового самосознания, духовности и культуры; инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и последующей активной адаптации на рынке труда;

    создать условия для формирования культуры здорового образа жизни.



Принципы обучения и воспитания в модели:

В основу организации жизнедеятельности школы заложены следующие принципы:



1. Принцип личностного подхода:

   ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка;

    уникальность личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка;

    приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;

   субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни;

   самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей;

   социализация – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

    индивидуализация - это развитие продуктивного, творческого индивидуального, неповторимого потенциала личности.



2. Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, которые позволяют им успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.

В этой связи особое значение приобретают воспитание правовой и политической культуры личности на основе знания современного законодательного процесса, государственного устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей.



3. Принцип гуманности, предполагающий

     создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога;

    формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями);

    развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам России;

    формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности;

   создание действенной службы социально–педагогической и психологической помощи школьникам.



4. Принцип демократичности, предполагающий организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности – с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:

   разработку системы локальных актов, определяющих содержание и цели по определенным направлениям деятельности в школе;

   создание в коллективе отношений, основанных на взаимном уважении прав и свобод учителей, учеников, родителей;

   разработка и внедрение в школе ученического самоуправления, кодексов, уставов и правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод;

   развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся; постепенная передача полномочий администрации и педагогического коллектива детскому коллективу в работе по организации жизни школы, класса;

    развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах.



5. Принцип научности, предполагающий:

    развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе;

   постоянное обновление содержания учебных программ и пособий;

   создание эффективной системы научно – методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции.



6. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает формирование навыков социальной адаптации, самореализации.

Модельное представление новой школы:

Мы видим школу как массовое основное общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективное физическое развитие ребенка, с предпрофильной подготовкой в 9 классе, с сетью кружков и секций во второй половине дня, позволяющим школьнику найти занятие здесь по интересам.

Мы предполагаем, что у каждого учащегося школы будет индивидуальная карта развития для обеспечения индивидуального подхода к развитию каждого учащегося на основе психолого-педагогического изучения детей на каждом возрастном этапе.

Мы считаем, что выпускник нашей школы должен обладать следующими качествами.



Модель выпускника

МОУ «Васильевская основная общеобразовательная школа»



Направления

 


 




Начальная (1 – 4 классы)

Основная (5 – 9 классы)




Гражданские качества

 знание своих прав и обязанностей;

 долг и ответственность перед семьей и школой;

 осознанность своих поступков;

 патриотизм;

 правдолюбие.


 знание своих прав и обязанностей;

 любовь к родному краю, стране;

 любовь к природе, охрана ее;

 уважение к традициям народа;

 иметь свое мнение, уметь принимать решение, независимость убеждений.





Нравственные качества

 понятие чести, достоинства;

 выдержка;

 умение жить в коллективе;

 взаимопонимание и взаимовыручка.



 доброта;

 милосердие;

 взаимовыручка;

 честность;

 порядочность;

 понимание другого человека;

 уважение к старшим;

 здоровый образ жизни;

 уважительное отношение к чужому труду;

 гуманизм;

 любовь к школе;

 обязательность.

 

 





Интеллектуальные способности

 сформированный запас ЗУН;

 использование ЗУН на практике;

 понимание, что учеба – это труд.


 стремление к познанию;

расширение своего кругозора;

 умение анализировать;

самостоятельность мышления;

 любознательность;

способность к самообразованию.

 





Общая культура

 приобщение к ценностям своего народа, традициям, обычаям;

 чувство прекрасного;

 внешний опрятный вид.


 культура поведения;

 приобретение навыков этикета;

приобщение к художественным ценностям;

 знание норм морали;

 уважительное отношение к прошлому.

 

 






 

 

 



Общие задачиОбщие задачи

Задачи 2 ступени

Предоставить каждому ученику право обучения на уровне федерального образовательного стандарта и дать повышенный уровень образования за счет введения новых предметов.

Обеспечить усвоение основ наук в соответствии с базисным компонентом учебного плана на уровне требований федеральных стандартов и углубленное изучение отдельных предметов.

Обеспечить развитие интеллектуальных, познавательных и исследовательских умений учащихся.

Обеспечить дальнейшее оптимальное развитие интеллектуальных, познавательных и исследовательских умений учащихся. Научить применять способы деятельности в новой ситуации

Сформировать нравственные основы личности, гуманистическое отношение к окружающему миру.

Сформировать установку на самовоспитание на основе общечеловеческих гуманистических ценностей.

Сформировать систему знаний об особенностях Белгородчины; практическое овладение умениями жизнедеятельности в нашем регионе.

Заложить основы знаний о культурно-исторических, экологических и социальных особенностях нашего региона; развить соответствующие умения.

Сформировать готовность и умение вести здоровый образ жизни.

Продолжить формирование знаний о возможностях своего организма, необходимости ЗОЖ.

Сформировать готовность адаптироваться и быть востребованным на изменяющемся рынке труда

Знать особенности регионального рынка труда, уметь анализировать экономическую ситуацию

Дать возможность, за счет углубленного изучения отдельных предметов и качественного уровня базового школьного образования, продолжить образование

(специальное, высшее)



Обеспечить продолжение образования по выбранному в школе направлению, на основе углубленных знаний и полученных навыков к непрерывному образованию

 

Решение поставленных задач осуществляется в учебной деятельности и в системе воспитательной работы с одновременной коррекцией деятельности системы управления поэтапно.



Раздел VI.

Приоритетные направления Программы

   информатизация учебно-воспитательного процесса;

   организация предпрофильной подготовки в 9 классе;

   укрепление и модернизация материальной базы школы;

   создание комфортной жизненной среды для обучающихся;

   гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников;

   сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса.

Раздел VII.

Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояния

7.1. Принципы реализации программы.

Реализация программы строится на следующих принципах:

   программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;

    информационная компетентность участников образовательного процесса о происходящем в школе;

   вариативность, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы;

    включения в решение задач программы развития всех субъектов.

 

7.2. Этапы реализации Программы

I этап (2010г. – подготовительный)

Задачи:

   анализ состояния учебно-воспитательного процесса в школе;

  изучение микросреды школы, образовательных потребностей учащихся, родителей, социума.

Ожидаемые результаты: разработка Программы развития школы на 2010-2014 годы.

II этап ( 2011-2012гг – переходный)

Задачи:

  теоретическая подготовка участников образовательного процесса по реализации Программы развития;

   разработка целевых программ, проектов по приоритетным направлениям Программы развития.

Ожидаемые результаты: утверждение целевых программ и проектов:

«Создание, освоение и использование единого информационного пространства в процессе управления школой. Информационный ресурсный центр»;

«Программа обучения учителей основам компьютерных технологий»;

«Выявление оптимального направления предпрофильной подготовки с учетом социально-экономических условий территории»;

«Программа сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса»;

«Я – гражданин»;

«Программа духовно-нравственного воспитания».

III этап (2013-2014 гг – этап активных действий по реализации концептуальных идей Программы)

Задачи: реализация проектов в рамках Программы развития

Ожидаемые результаты:

    информатизация учебно-воспитательного процесса;

    работа в режиме предпрофильной подготовки обучения;

    модернизация материально-технической базы школы;

    модель духовно-нравственного воспитания школьников;

    модель гражданско-патриотического воспитания школьников;



    система мер по укреплению здоровья субъектов образовательного процесса.

7.3. План действий по реализации Программы:

Основные мероприятия

Сроки

Ответственные

Ожидаемые результаты, продукты

1. Информатизация учебно-воспитательного процесса

Формирование единого информационного пространства

2010-2011

Директор школы, учитель информатики

Локальная сеть, Интернет.

Создание школьной медиатеки – информационного ресурсного центра

2010-2011

Зав. библиотекой, системный администратор

Банк педагогической информации, создание базы данных школы, «Web», приобретение программного обеспечения, учебные занятия, элективные курсы, психологические тренинги, диагностические исследования.

Формирование оптимальной модели управления УВП

2011-2012

Директор школы

Персональный информационный фонд

Реализация проекта обучения учителей основам компьютерных технологий

2011-2012

Учитель информатики, зам. директора по УВР

Подготовка и сдача отчетной документации в электронном виде, работа с базой данных учащихся школы, создание дидактического материала, использование Интернет-ресурсов, работа с каталогами и файлами, создание мультимедийных презентаций, создание Web- сайта.

Укрепление материально-технической базы в процессе информатизации школы

2011-2012

Директор школы

Установка компьютерной техники в учебные кабинеты и другие школьные помещения; приобретение оргтехники.

2. Организация предпрофильной подготовки обучения.

Разработка нормативно-правовой базы предпрофильного обучения

2010

Директор школы, зам. директора по УВР

Локальные акты:

- Положение о предпрофильном обучении;

- Положение о портфолио обучающихся;

- Положение о системе внутришкольного контроля за состоянием предпрофильной подготовки в школе.



Формирование кадровых ресурсов

Постоянно

Зам. директора по УВР

Высококвалифицированные пед.кадры для работы в предпрофильных классах

Создание и развитие материально-технической базы

2012-2013

Директор школы

Классы-лаборатории по химии, физики, биологии, математики для изучения предметов естественно- математического направления

Создание модели социального партнерства

Постоянно

Директор школы, зам. директора по УВР

Установление связей, заключение договоров с ССУЗами, ПУ

Разработка модели портфолио участников образовательного процесса

2010-2011

Зам. директора по УВР, руководители МО классных руководителей

Модель портфолио для учащихся, модель портфолио учителя

3. Создание комфортной жизненной среды для обучающихся.

Благоустройство школьных помещений в рамках 

2010-2014

Директор школы, зам. директора по УВР

Экологический паспорт школы, организация школьной бригады по благоустройству школы, озеленение классных комнат, дизайнерское оформление, капитальный ремонт и дизайнерское оформление столовой

Благоустройство пришкольного участка, декоративное оформление

2010-2014

Директор школы, зам. директора по УВР

Посадка древесно-кустарниковых культур на территории школьного двора; газоны, клумбы, альпинарии, розарии, сиренгарии, вертикальное озеленение, видовое многообразие цветочно-декоративных культур

4. Формирование здорового и физически развитого школьника

Обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся

Постоянно

Администрация школы, фельдшер, классные руководители

Обследования, мониторинг состояния здоровья, создание банка данных о состоянии здоровья, цикл бесед по профилактике алкогольной и наркотической зависимости, конкурсы, дни здоровья, соревнования, спортивные праздники

Обеспечение формирования здоровьесохраняющих культурных традиций семьи.

 


2011-2013

Администрация школы, фельдшер, учитель физкультуры, классные руководители

Цикл лекций, родительских собраний по формированию культуры здорового образа жизни в семье; совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия (дни здоровья, конкурсы, спортивные праздники)

Обеспечение здоровьесохраняющей деятельности педагогов

2010-2014

Администрация школы, фельдшер

Ежегодный медосмотр учителей врачами-специалистами, цикл психологических семинаров-тренингов


5. Гражданско-патриотическое воспитание школьников

Реализация школьного проекта «Я – гражданин»

2012-2014

Директор школы, Совет школы, зам. директора по УВР, учитель истории

Цикл классных часов, бесед, лекций, праздников по гражданско-патриотическому воспитанию для 1-9 классов; цикл воспитательных мероприятий; конкурсы рисунков, рефератов, сочинений, рассказов, стихотворений на патриотические темы

6. Духовно-нравственное воспитание школьников

Реализация школьного проекта «Духовно-нравственное воспитание»

2011-2014

Зам. директора по УВР, учитель ПК, кл. руководители

Цикл классных часов, бесед, лекций, праздников по духовно-нравственному воспитанию для 1-9 классов; цикл воспитательных мероприятий; конкурсы рисунков, сочинений, рассказов, стихотворений на духовно-нравственные темы

 

7.4. Управление процессом реализации Программы

Координация и контроль за выполнением Программы Совет школы оставляет за собой и администрацией школы (анализируют ход выполнения действий по реализации Программы и вносят предложения на Педагогический совет по его коррекции; осуществляют информационное и методическое обеспечение реализации Программы; осуществляют тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль за деятельностью учителей и учащихся).

Мониторинг хода и результатов реализации Программы осуществляется в постоянном режиме исполнителями Программы по схеме:

  начальная диагностика (при постановке конкретных задач в начальной стадии реализации Программы);

   промежуточно-блочная диагностика (слежение за ходом реализации Программы на разных ее этапах);

  непрерывная диагностика (непрерывное изучение результатов работы по ходу реализации Программы);

   итоговая диагностика (выявление степени соответствия полученных результатов ожидаемым).

Администрация школы ежегодно подводит итоги выполнения Программы на итоговом заседании Совета школы.


7.5. Ресурсное обеспечение выполнения Программы:

Формирование нормативно-правовой базы:

    формирование пакета утвержденных целевых программ, обеспечивающих создание модели новой школы;

    разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих реализацию основных приоритетных направлений работы школы.

Формирование кадровых ресурсов:

     создание кадрового потенциала для работы по предпрофильной подготовке путем переподготовки и повышения квалификации учителей школы;

     применение в работе новых педагогических и информационных технологий;

     психолого-педагогическая служба;

     школа располагает опытными педагогическими кадрами;

Формирование программно-методического обеспечения:

    формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное предметное обучения в рамках предпрофильной подготовки;

    разработка рекомендаций по технологии предпрофильного обучения.

Формирование материально-технической базы:

Имеются в наличии:

    5 компьютеров;

    интернет;

    оборудованные учебные кабинеты для изучения предметов;

    копировальная техника;

    аудио- и видеоаппаратура;

 

Необходимо:

     провести ремонтные работы крыши школьного здания, решить вопрос по ремонту школы, обеспечить столовую новой мебелью;

    продолжить оснащение медиатеки компьютерной техникой;

   провести ремонтные работы школы, столовой.



Деятельность педагогического коллектива по программе развития школы

Характеристика контингента учащихся

В школе действуют 7 классов – комплектов. Число учащихся – 40 человек. За последние 3 года наблюдается повышение численности контингента в связи с улучшающейся демографической ситуацией в селе:




 

2009-2010 уч.г.

2010-2011 уч.г.

2011-2012 уч.г.

Прогноз на 2012-2013 уч.г.

Классов комплектов

7

7

7

7

Количество учащихся

34

34

40

41

 

Школа работает в одну смену при шестидневной учебной неделе. Вторая половина дня: индивидуальные консультации, работа кружков, секции, общешкольные творческие дела и дела классов.


Состояние здоровья детей, тенденции в его изменении

Администрация школы ведет мониторинг состояния здоровья детей на основе диагностики и медицинских показателей, которые отражены в таблицах и диаграммах:



 

Группа здоровья

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

2011-2012 уч.год

Тенденция к изменению

I

37%

32%

31%

уменьшение

II

63%

68%

69%

увеличение

  

Динамика заболеваний учащихся

Характер заболевания

2009-2010 уч. год

2010-2011 уч. год

2011-2012 уч. год

Изменение здоровья по сравнению с 2009-2010 учебным годом

Здоровые

37%

32%

31%

уменьшение

Нарушения зрения

10%

14%

16%

увеличение

Ортопедические

22%

24%

35%

увеличение

ЛОР заболевания

5%

6%

6%

изменений нет

Заболевания ССС

21%

21%

14%

уменьшение

Стоматологические заболевания

14%

16%

20%

увеличение

 Формирование физически здоровой личности учащихся реализуется в школе через программу «Здоровье».
Комфортность школьной среды и психологического самочувствия

(анализ анкетных данных, проведенных с учащимися, педагогами и родителями):

Удовлетворенность учащихся

Удовлетворяет:

    качество преподавания – 92%

    отношения между одноклассниками – 80%

    отношения учителей – 91%

    физическая подготовка – 75%

    дополнительное образование – 85%



Не удовлетворяет:

     качество преподавания – 8%

     отношения между одноклассниками – 20%

     отношения со стороны учителей – 9%

     физическая подготовка – 25%

Отношение к школе:

     положительное (я люблю свою школу) – 96%

     нейтральное – 4%

Анализ информации по социальной защищенности школьников показывает, что на 01.09.2011 г. в школе обучается 6 детей из многодетных семей, под опекой – 1, одиноких матерей – 2 человека, разведенных семей – 8.

Социальный состав довольно разнороден: служащие – 23%, рабочие – 63%, предприниматели – 1%, интеллигенция – 13%

Образовательный уровень родителей учащихся: 11% имеют высшее образование, 42% – среднее специальное, 8% – среднее техническое, 15% – среднее, 24% – неполное среднее.

Учитывая социальный состав и уровень образования родителей, педагоги школы активно сотрудничают с ними. Социально-психологическая служба школы помимо диагностической коррекционной работы занимается и просветительской работой. Она связана в первую очередь с семьей. Главной формой работы стали индивидуальные тематические консультации, посещение семей на дому с целью создания ситуации положительного восприятия успехов и неудач учащихся, не только в творческой и интеллектуальной деятельности, но и в повседневной жизни.
Качество знаний учащихся

Уровень обученности и качества знаний – это ключ к разрешению многих проблем школы. Поэтому администрация школы обращает особое внимание на отслеживание результатов успеваемости учащихся.

К нормативной группе, которая по выявленным данным преобладает, относятся учащиеся с недостаточно развитыми креативными способностями. Полученные результаты позволяют прогнозировать успехи учащихся в тех сферах учебной деятельности, которые основываются на использовании языковых средств. Очевидно, что необходима система развивающих занятий:

  использование различных упражнений для развития памяти, внимания, логического, нестандартного мышления;

  стимулирование развития исследовательских качеств учащихся.

Итогом таких занятий должны стать дебатные игры, ораторские марафоны, интеллектуальные бои, проводимые в рамках предметных недель по плану работы школы.



Характеристика кадрового обеспечения педагогического процесса

Для развития индивидуальных и творческих способностей учащихся и при подборе кадров для работы в нашем общеобразовательном учреждении мы стараемся придерживаться двух главных принципов:

   высокий профессиональный уровень преподавателей;

   стимулирование постоянного научно-методического роста.



Характеристика учителей по образованию и квалификации

 


Образование, категория, звания

2010-2011 гг

2011-2012 гг

Общее количество учителей

11

11

Высшее

9

9

Среднее специальное

2

2

Высшая категория

2

2

I категория

5

5

II категория

4

4

Отличник просвещения РФ

1

1

Почётный работник общего образования РФ

3

3

Грамота Министерства образования РФ

1

1

Научно-методическое обеспечение

Научно-методическое обеспечение направлено на качественное воплощение структуры учебного плана школы. Анализ учебного плана показал, что признание системы « Учитель – ученик – родитель» ключевой функциональной единицы обновления школы приводит к необходимости пересмотреть те аспекты управления, которые работают на возвышение личности учителя, повышение его профессионализма. К таким участкам школьной жизни следует отнести внутришкольную методическую работу. Само включение учителя в процесс освоения технологии индивидуализации обучения, необходимость перестраивать содержание учебного материала переводит большинство учителей нашей школы в режим творческой работы.

Одним из главных компонентов методической работы в школе является профессионально-педагогическая внутришкольная учеба. К индивидуальным формам повышения профессионального мастерства педагоги относят самообразование, накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию. Темы самообразования связаны с проблемой школы. Подготовка сообщений, докладов, мастер-классов на уровне школы, района – ежегодная форма представления педагогического опыта учителями с достаточно большим опытом работы.

Проблемы, над которыми работают творческие группы учителей: «Применение элементов современных педтехнологий», «Методы формирования у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля».

Реализация методической проблемы школы проходит через организацию и проведение диагностики и педагогического мониторинга умственного развития учащихся, интеллектуальных турниров, в рамках предметных недель и олимпиадного движения.

Главным результатом научно-методической внутришкольной работы (и самообразования) по отношению к конкретному учителю следует считать формирование его индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности. Эта генеральная цель реализуется через достижения целой системы задач: повышение общекультурного уровня и обогащение знаний педагогов, развитие мировоззрения, соответствующих задачам обновления и развития школы, совершенствованию психодиагностических умений.

Таким образом, для дальнейшей работы школы в режиме развития предстоит решить следующие проблемы:

1.     Дифференцированный подход реализации в учебно-воспитательном процессе в целом.

2.     Интеллектуальные, познавательные и исследовательские умения учащихся, в т.ч. повышение мотивации к учению, развивать через содействие индивидуальному развитию школьников.

3.    Обеспечить оптимальную нагрузку учителей, организацию публикаций творческих работ педагогов школы.

4.     Формирование оптимального учебного плана школы с учетом уровня развития и потребностей учащихся.

Концепция развития школы

Основные концептуальные положения по развитию школы определены исходя из результатов проблемного анализа, имеющегося практического опыта деятельности образовательного учреждения. Эти положения связаны в первую очередь с организацией дифференцированного и индивидуализированного обучения.



Целью такого обучения является совершенствование знаний и умений учащихся, исходя из их интересов и специальных способностей. Задачи развития связаны с формированием и развитием логического мышления, и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика. Таким образом, идеи дифференцированного и индивидуализированного обучения «покрывают» две позиции проблемно-ориентированного анализа – технологическое и программно-методическое обеспечение образовательного процесса; развития интеллектуальных, познавательных и исследовательских умений учащихся, в т.ч. через повышение мотивации к учению.

Исходя из этого, идеи О.С. Газмана о педагогической поддержке являются основополагающими, так как для осуществления личностно-ориентированного подхода необходимо создать условия для развития личности с учетом ее субъективных и объективных возможностей. Гуманистическая идея школы, осуществляющей решительный поворот к личности, очень близка нам и гармонично вписывается в деятельность педагогов нашей школы.

Создавая и совершенствуя воспитательную систему школы, мы определили цель воспитания по идее Г.К Селевко о саморазвитии и самореализации, Н.Е. Щуриковой о субъект-субъектном взаимодействии, И.П. Иванова о коллективных творческих делах.

Применяемая нами индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различной трудности и объема, выделение основного (для всех учащихся) и варьируемого (для работы с различными группами и отдельными учениками) учебного материала.

Предусматривается гибкое использование различных форм и методов обучения и воспитания с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку. Общеклассная форма работы создает возможность взаимообмена, взаимообогащения, эмоционального «заражения» и тем самым поднимает активность каждого ученика. При групповой работе между учителем и учениками возникают более близкие контакты и создаются условия для проявления эмоций, выражения потребностей, развития интересов, большие возможности в вариации содержания и способов передачи информации, оказания помощи каждому ученику.

Индивидуальная работа позволяет дифференцировать содержание, степень трудности учебных заданий, способы действий, создает благоприятные условия для формирования индивидуального стиля деятельности. Сочетание этих форм, взаимопереходы из одной в другую способствуют продвижению всех учащихся на более высокие уровни учебной деятельности.

Другая особенность заключается в необходимости более строгой логики в изложении материала. Дело в том, что учащиеся, интересуясь тем или иным предметом, внимательнее и строже относятся к объяснению учителя и замечают такие детали, которые учащиеся, изучающие предмет на обычном уровне, не видят. Кроме того, строгая логика изложения материала дает возможность учащимся более глубоко проникнуть в суть изучаемого явления и оптимальным путем прийти к знаниям на высоком уровне, тем самым частично снимается перегрузка.



Одним из ведущих концептуальных положений для нашей школы является понимание того, что для повышения качества образования важна не только внешняя, но и внутренняя дифференциация (по И. Унт – индивидуализация).

Мы относим к технологиям индивидуализации групповую работу. В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях в отношении возможности действовать в соответствии со своей индивидуальностью.

Другой вариант индивидуализации – самостоятельная работа, которая проходит в индивидуальном темпе при выполнении разноуровневых задач. Мы выделяем основные виды заданий, которые учитывают уровень знаний и умений учащихся, общие и специальные способности, учебные умения, познавательные интересы.

Следующая концептуальная позиция тесно связана с предыдущей и определяется необходимостью создания условий для развития интеллектуальных, познавательных и исследовательских умений учащихся.

 Структура управляющей системы

Управление школой осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Уставом школы. В основу положена пятиуровневая структура управления.



Первый уровень структурыуровень директора (по содержанию – это уровень стратегического управления). Директор школы совместно с Управляющим советом школы определяет стратегию развития образовательного учреждения, представляет ее интересы в государственных и общественных инстанциях. Несет ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для ее развития

На втором уровне структуры (по содержанию – это тоже уровень стратегического управления) функционируют традиционные субъекты управления: педагогический совет, общественные учительские организации, школьная конференция.

В роли органа управления выступает Управляющий совет школы, который решает вопросы организации внешкольной и внеклассной работы, детского питания, развития материальной базы, принимает участие в развитии учебного заведения.



Педагогический совет – коллективный орган управления школой, который решает вопросы, связанные с реализацией программы развития, рассматривает проблемы, подготовленные методическим советом, администрацией школы, несет коллективную ответственность за принятые решения.

Третий уровень структуры управления (по содержанию – это уровень тактического управления) – уровень заместителя директора. Этот уровень представлен методическим советом, малыми педагогическими советами.

Методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители творческих групп и МО. МС руководит работой творческих групп учителей, методическими объединениями, является главным консультативным органом школы по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса, инновационной деятельности коллектива. МС подотчетен педагогическому совету, несет ответственность за принятые решения и обеспечивает их реализацию. МС разрабатывает, внедряет и осуществляет контроль за реализацией программы развития школы.

Четвертый уровень организационной структуры управления – уровень учителей, функциональных служб (по содержанию – это уровень оперативного управления).

Творческая группа учителей – временная форма педагогического коллектива, работающего в режиме развития. Создается для решения определенной учебной или воспитательной проблемы, может объединять учителей одного или разных предметов. В группе выбирается руководитель, организующий разработку данной проблемы. По итогам работы готовятся рекомендации по использованию созданного опыта.

Педагогический консилиум предназначен для изучения личности каждого ребенка и коллектива класса с целью определения их реальных учебных возможностей и уровня воспитанности. На консилиумах принимаются решения о совместных действиях по ликвидации пробелов в знаниях и умениях, по повышению уровня воспитанности, по конкретной роли каждого учителя в реализации рекомендаций консилиума. В состав консилиума входят руководитель консилиума (зам. директора по УВР), педагоги, фельдшер.

Медицинская служба осуществляет постоянное наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием учащихся. Совместно с педагогическим коллективом несет ответственность за проведение лечебно профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания обучающихся.

Пятый уровень организационной структуры – уровень учащихся. По содержанию – это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов этот уровень скорее можно назвать уровнем соуправление. Иерархические связи по отношению к субъектам пятого уровня предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство как создание условий для превращения ученика в субъект управления.

Совет детской организации – орган ученического самоуправления, который планирует и организует внеурочную деятельность учащихся. Курирует работу Совета заместитель директора по УВР.

Классные органы самоуправления организуют внеурочную работу внутри класса, согласуя свою деятельность с Советом детской организации. Направляет работу детей классный руководитель.

 

Реализация программы развития поэтапно (2010 -2014 гг.)



Программа-минимум: в пределах бюджетного финансирования и средств, привлекаемых Управляющим советом школы в настоящее время.

Программа-оптимум: при условии роста бюджетного финансирования и дополнительного привлечения спонсорских средств.

Программа-максимум: при условии значительного роста бюджетного финансирования, привлечения новых источников спонсорских средств, изыскиваемых школьным Управляющим советом в рамках разрабатываемой программы.

 


Мероприятия

Минимум

Оптимум

Максимум

Организационные мероприятия

Разработка и реализация единой системы основного и дополнительного образования

Разработка единого учебного плана основного

и дополнительного образования: май 2010 г.



Комплектование и согласование пакета образовательных и воспитательных программ под единый план: май 2011 г.

Реализация единого учебного плана основного и дополнительного образования: май 2012 г.

Кадровая политика и повышение квалификации персонала

Создание в педагогическом коллективе группы педагогов-исследователей

Проведение районных семинаров

Выступления учителей на районных и областных научно-методических конференциях: постоянно

Публикации педагогов в региональных научно-методических изданиях, включая электронные: с 2010 г. постоянно

Повышение квалификации в области управления, новых образовательных технологий, дополнительного образования и воспитания

Систематическое направление педагогов и администрации на курсы повышения квалификации: постоянно

Дистанционное повышение квалификации педагогических кадров в системе открытого образования: с 2010 г. постоянно

Посещение курсов повышения квалификации по образовательным технологиям 2012 г.

Повышение эффективности образовательного процесса

Освоение образовательных технологий

Организовать творческую группу по проблеме: «Деятельностно-ценностные задачи: организация образовательной деятельности и управление развитием учащихся»: 2012 г.

Освоение Интегральной образовательной технологии: 2013г. Создание сквозной системы проектных заданий для перехода от метода проектов к направляемому проектному обучению: 2014 г.

Освоение новых образовательных технологий

Повышение эффективности управления и развитие самоуправления

Организация системы электронного тестирования в реальном времени

Приобретение программного обеспечения системы электронного тестирования в реальном времени и пробная эксплуатация: 2011 г.

Разработка комплекса тестов по ключевым темам учебных программ, графика тестирований, оповещение родителей: 2012 г.

Обеспечение удаленного наблюдения родителей за ходом тестирования 2014г

Разработка сайта

Разработка структуры и дизайна сайта школы, размещение его в Интернете: 2010 г.

 

Разработка базы данных по результатам учебной и воспитательной работы, подключение ее к сайту, обеспечение индивидуального парольного доступа родителей к электронному журналу: 2012г.

Укрепление и развитие материальной базы

Закупка программного обеспечения для электронного тестирования

2011 г.

 

 

Приобретение ризографа для тиражирования информационных и методических материалов

 

 

2013 г.

Приобретение лингафонного кабинета

 

 

2014 г.

Приобретение мобильного компьютерного класса

 

 

2014 г.

Приобретение мультимедийных проекторов


 

2012 г.

 

Развитие образовательной среды

Развитие предпрофильной подготовки

Исследование потребностей родителей и детей в направлениях предпрофильной подготовки: с 2010 г. ежегодно

Расширение набора курсов предпрофильной подготовки: с 2012 г. ежегодно

Реализация новых курсов предпрофильной подготовки: с 2014 г. ежегодно

Развитие воспитательной среды

Развитие системы дополнительного образования

Исследование потребностей родителей и детей в направлениях дополнительного образования: с 2010 г. ежегодно

Создание комплекса диагностики детей и консультирования родителей по выбору направлений развития детей: 2012 г.

Открытие новых направлений дополнительного образования: сентябрь 2013 г.

Насыщение воспитательной среды новыми возможностями

Открыть для населения полный бесплатный доступ к ресурсам школы-спортзалу.

Расширить практику благотворительных концертов школьной художественной самодеятельности: постоянно

Исследовать культурные потребности родителей.. Создать семейные клубы по культурным интересам: 2011г. постоянно

Здоровьесбережение и формирование здорового образа жизни

Создание семейных групп общефизической подготовки с использованием спортивной базы школы

 

с 2012 г.

 

Включение в лекторий для родителей курса лекций по здоровьесберегающим технологиям, мероприятиям, проводимым СанПиН.

с 2010 г.

 

 

Продолжение мероприятий по сохранению и укреплению природного здоровья, профилактике заболеваемости

постоянно

 

 

Организация семейных конкурсов для пропаганды здорового образа жизни 

 

с 2010 г. постоянно

 

Взаимодействие с социумом

Разработка и создание разноуровневой системы повышения педагогической компетентности родителей с использованием информационных технологий

Исследование педагогической компетентности родителей. Анкетирование и интервьюирование родителей: 2010 г.

Построение карты компетентностей: 2011 г.



Разработка педагогического лектория для всех родителей: 2011-2013 г.

Разработка курсов лекций для родителей. Размещение

курсов в Интернете.



с 2013г. постоянно

Привлечение выпускников как ресурса повышения эффективности деятельности школы

Участие выпускников в организации вечеров, встреч, реализации программ дополнительного образования: постоянно

Участие выпускников в работе совета школы

Техническая поддержка освоения образовательных технологий пятого поколения: с 2013 г. по необходимости

Позиционирование школы как центра воспитания и развития социума

Педагогическая поддержка социально неблагополучных семей, детей из группы риска: постоянно

Организация на базе школы семейного досуга: с 2010 г. постоянно

Разработка и реализация просветительских программ на селе: с 2012г. постоянно



















Критерии оценки эффективности развития

Перед нами стояла задача конструирования такой системы критериев развития, которая учитывала бы направления развития нашей школы, была оптимальной, обладала возможностью для использования педагогами школы.

Все названные основания и опора на исследования в области структурного анализа школы как образовательной системы позволили сформировать следующие группы критериев.

Внутренние критерии (изучение динамики личностных характеристик школьника).



1.     Критерий результативности, т.е. соответствия образовательным стандартам и требованиям к углубленному изучению отдельных предметов (показатели: стабилизация или рост достижений школьника; методики – экспертная оценка и объективные данные экзаменационных комиссий).

2.     Критерий развития творческих способностей (показатели: гибкость мышления, критичность, цельность восприятия; методики – решение творческих ситуаций, тестирование).

3.     Критерий нравственного развития (показатели: отношение к другим людям, к себе, к труду, природе; методики – наблюдение, анкетирование).

Внешние критерии (изучение условий, обеспечивающих достижение целей школы).



1.     Критерий результативности на уровне роста научно-методического обеспечения (показатели: рост образованности педагогов, конкретные научно-методические разработки; методики – экспертный анализ).

2.     Критерий удовлетворенности всех субъектов развития (показатели: отношения субъектов; методики – опросы, анализ поля конфликтов).

3.     Мотивационный критерий (показатели: потребность педагогов в постоянном обновлении методического инструментария; потребность в обновлении содержания образования; методики – экспертный анализ, контент – анализ, наблюдение, анкетирование).

4.     Критерий экономического и материального развития (объективные показатели ресурсов и трудозатрат).

Исходя из определенных критериев, мы будем говорить о прогрессивном развитии школы в том случае, если

  не снижаются (или растут) образовательные результаты учащихся школы (по самым различным показателям);

  имеется рост удовлетворенности всех субъектов (учащихся, педагогов, администрации, обслуживающего персонала, партнеров школы, родителей учащихся);

  гарантирован рост научно-методического обеспечения образовательного процесса (включая и образовательный потенциал педагогов);

  имеется ярко выраженная тенденция к развитию всех подсистем (на самых различных уровнях);

  не ухудшается (улучшается) материально-техническое и экономическое оснащение процесса.

 

     Возможные риски процесса реализации программы. 


1.    Несовпадение традиционных педагогических представлений о возможностях учащихся и их реального психофизического состояния.

2.     Проблематичность финансирования материально-технической базы.

3.     «Старение» педагогических кадров и недостаточность притока молодых кадров.

4.     Опасная тенденция контингента учащихся вследствие демографического спада.

5.     Отсутствие конкурсной ситуации среди педагогических кадров, что приводит к определенному профессиональному застою.

6.     Изменение потребностей общества, отторжение образования как социальной ценности. 



Ожидаемые результаты

1.     Развитие познавательных способностей учащихся, т.к. именно природные способности ребенка ангажированы содержанием образования по экспериментальным курсам, технологиям обучения.

2.     Формирования творческого потенциала личности учащегося и учителя, ориентация на индивидуальное обучение учащихся и рост профессионализма учителей через новую модель методической службы.

3.     Формирование целостного восприятия картины окружающего мира через интеграцию.

4.     Адекватное самоопределение старшеклассников и определенная профессиональная адаптация на основе избранного профиля обучения.

Раздел VIII

Приложение. Целевые программы, проекты.

 

ПРОГРАММА



обучения компьютерной грамотности педагогов школы

Одним из приоритетных направлений программы развития Зиборовской основной общеобразовательной школы является внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Над этой проблемой педагогический коллектив работает с 2005 г. по реализации проекта «Создание, освоение и использование единого информационного пространства в процессе управления школой. Информационный ресурсный центр»

В современном мире понятие «грамотность» включает в себя не только общеизвестные навыки, но и умение человека использовать информационные технологии, с целью применения найденного материала в своей профессиональной деятельности.

Человек вынужден перерабатывать огромное количество информации и квалифицированный педагог, как никто другой, должен четко знать, как и зачем он может использовать информационные технологии для работы со школьниками.

Начинать развитие информационной культуры в школе необходимо, конечно, с обучения учителей, но не забывать о других работниках, завуч, библиотекарь и т.д. Задача руководителей школы – заинтересовать руководителей учителя в приобретении знаний, стимулировать его к дальнейшему самообразованию и совершенствованию своей профессиональной деятельности.

Практика показала, что подготовка педагогов недостаточная для работы и жизни в условиях информатизированного общества. Низкой является не только информационная культура, но и готовность педагогического коллектива к изучению информационных технологий. В школе созданы все условия для обучения педагогов.

1)                 создается и развивается материально-техническая база;

2)                 создана локальная компьютерная сеть;

3) осуществлено подключение к сети Интернет;

4)                 наличие квалифицированных учителей информатики, готовых осуществлять обучение своих коллег.

Кроме того, намного эффективнее идет процесс обучения, если человек общается с ПК не сам по себе, а изучает информационные технологии по специально разработанной методике, которая с учетом психологических особенностей, временной занятости, разным уровнем информационной культуры овладеть необходимыми знаниями.

Цель проекта – обеспечить учителя-предметника в соответствии с его потребностями необходимым уровнем знаний, умений и навыков в его педагогической деятельности, с использованием возможностей, которые предоставляют информационные технологии.

Задачи проекта.

1)                создать условия для положительной мотивации к обучению учителей;

2)                осуществлять поэтапное изучение необходимого материала;

3)                научить творчески использовать информационные технологии в организации обучающего процесса.



Программа реализации.

I этап. Знакомство учителей-предметников с возможностями информационных технологий с точки зрения использования их в учебном процессе.

                  подготовка отчетной документации;

                  использование готовых и создание своих инструментов по проверке знаний;

                  создание раздаточного материала;

                  использование Интернет-ресурсов:

а) моделирование процессов и явлений;

б) знакомство с материалом, который недоступен другим способом.

II этап. Освоение теоретических знаний и элементарных навыков работы с ПК.

                  основное устройство ПК;

                  основные навыки работы с клавиатурой, мышью, сканером;

                  работа с каталогами и файлами.



III этап. Изучение текстового редактора.

                  ввод и редактирование текста;

                  форматирование;

                  работа с таблицами и бланками;

                  вставка графических объектов;

                  создание оглавления;

                  работа с несколькими документами.

IV этап. Изучение базы данных.

                  структура и организация базы данных;

                  ввод и редактирование записей в базе данных;

                  подготовка отчетов в базе данных:

а) отчет классного руководителя

б) личные дела учащихся

в) классный журнал

V этап. Создание мультимедийной презентации.

                  создание пустой и выбор автоформата презентации;

                  управление слайдами;

                  ввод текста, таблиц, вставка изображений и диаграмм;

                  настройка анимации, управляющие кнопки, гиперссылки;

                  сохранение презентации;



VI этап. Использование Интернет- ресурсов.

                  основные принципы организации Интернет;

                  службы Интернет;

                  работа с браузерами;

                  поиск информации в Интернете;

                  работа с электронной почтой;

                  общение в Интернет.

VII этап. Создание Web-сайта. Этот этап только для тех, кто хочет заниматься информационными технологиями более углубленно.

                  гипертекст; синтаксис и основные элементы HTML. Основы работы в редакторе гипертекста;

                  проектирование структуры сайта;

                  выгрузка файлов на сервер;

                  регистрация сайта в поисковых машинах.

VIII этап. Практическое использование приобретенных знаний.

                  создание проектов;

                  проведение интегрированных уроков – предмет плюс информационные технологии;

                  использование Интернет-ресурсов;

                  проведение творческих семинаров по обмену опытом.

ШКОЛЬНАЯ МЕДИАТЕКА – ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Актуальность проекта

Образование школьников – одна из наиболее важных задач общества, почти полностью делегируемая школам. Цель образования – обеспечить эффективность работы молодых людей в различных условиях – от практики повседневной жизни до некоторых ситуаций мирового масштаба. Содержанием образования является комплекс знаний, усваиваемых школьниками в процессе обучения, а также навыков по решению проблем на базе получения и обработки новой информации. Поскольку и содержательное наполнение знания, и характер его использования постоянно меняются, важным инструментом обучения школьников становится сегодня библиотека нового типа или школьная медиатека, ежедневно способствующая решению проблем, связанных, с увеличением объема знаний и обеспечением информационных потребностей учителей и учащихся.

Общество предоставляет молодежи большую мобильность, как географическую, так и социальную, которая дополняется возникновением новых возрастных делений населения и изменением моделей внутрисемейных отношений. Следовательно, образование должно с самых ранних лет научить людей лучше разбираться в человеческих взаимоотношениях. Одним из средств реализации этой задачи является эффективное использование книг и других носителей информации, предназначенных детям. Во многих случаях учреждением, знакомящим ребенка с книгами и другими материалами, становится школьная медиатека.

Несмотря на огромное влияние современных коммуникационных технологий, в обозримом будущем умение читать останется важнейшим навыком для каждого индивида. Дети учатся читать, находясь в мире печатного слова, слушая чтение взрослых и читая самостоятельно об интересных им вещах. Кроме того, чтение – это средство прямого контакта ребенка с его языком и его культурой. Эффективная школьная медиатека удовлетворяет всем аспектам читательского опыта.

Феноменальна роль компьютера в библиотечном деле и сфере образования. Развитие электронных информационных систем способствует обеспечению равных возможностей доступа к информации для всех. В настоящее время молодые люди могут получить доступ к целому ряду автоматизированных баз данных для взрослых на международном, национальном и региональном уровнях, а также на уровне школы. Жизненно важным для удовлетворения потребностей детей и молодежи является прямой доступ, с помощью компьютера к библиографической информации о всех печатных и аудиовизуальных материалах, предназначенных для этих категорий пользователей. Высокие темпы развития технологии хранения и поиска информации не позволяют с определенностью прогнозировать конкретные формы достижения этой цели, однако значительная роль уже сейчас принадлежит компьютерам, которыми все чаще оснащаются школьные библиотеки и медиатеки.

Наша школа – учебное заведение, осуществляющее образовательный процесс по различным программам в том числе и инновационным. В школьных заказах от учителей, учащихся, родителей в разных формах прозвучала необходимость организации центра информационной инфраструктуры школы для создания среды, эффективно способствующей формированию информационной культуры учащихся, их самостоятельной активности, а также повышению профессионального уровня учителей с помощью средств новых информационных технологий.

Программой развития единого информационного пространства, разработанной на 2006 – 2010 гг. было предусмотрено создание на базе библиотеки школы новой современной структуры – библиотечного медиацентра с организацией доступа ко всем видам информации всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Данный проект содержит дальнейшую программу развития школьного медиацентра до 2010г.

Цели и задачи проекта

Цель – изменение качества обучения в школе, которое ориентируется на новые педагогические идеи и информационные технологии.

Задачи:

1.     Создание банка педагогической информации как основы единой школьной информационной сети.

2.     Разработка, приобретение программного обеспечения.

3.     Создание информационно-педагогических модулей на различных носителях.

4.     Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из медиатеки и других информационных центров.

5.     Создание условий для учителя в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через электронные каталоги, а также возможность просмотреть и отобрать средства обучения, связаться с педагогами других городов, стран, используя электронную почту.

6.     Оказание практической помощи учителям при проведении занятий на базе медиатеки с использованием различных информационных средств обучения, кабельного телевидения, компьютерных классов при индивидуальной и групповой формах работы.

7.     Создание (на основе имеющихся в медиатеке) методических описаний, обучающих программ, видео- и магнитозаписей для интеллектуального развития школьников, формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации.

8.     Подготовка информации на базе медиатеки для проведения культурно-просветительской работы с родителями, молодежью района (лектории, видеоклуб, педагогический всеобуч, правовое, экономическое, эстетическое воспитание, школа бизнеса и др.)

9.     Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, микрофиш, прослушивания и просмотра фоно-, магнито- и видеозаписей, работы с компьютерными программами, телекоммуникационными сетями и CD-ROM-технологиями.

10.Проведение на базе медиатеки тестирования, диагностических исследований учащихся и психологических тренингов совместно со школьным психологом.

Программа выполнения проекта

I этап: Определение миссии библиотечного медиацентра.

Работая над данным проектом творческая группа определила, что медиацентр должен отвечать постоянно изменяющимся образовательным и индивидуальным потребностям участникам педагогического процесса (администрации, учителей и учащихся) школы. Поэтому необходима постоянная работа по оценке этих потребностей в нашей школе. Было выявлено: существующие потребности учителей достаточно велики. Прежде всего, потому, что учитель нуждается в более полноценной подготовке к урокам и систематическом повышении профессионального уровня. Это предполагает оказание медиацентром постоянной помощи в развитии самостоятельной деятельности педагогов, связанной с нововведениями (оказание услуг по выбору содержания, методики, использования медиасредств); в совместном проведении уроков или других занятий с использованием компьютерных и информационных технологий; в создании презентаций на основе имеющихся медиаобъектов в библиотечном медиацентре; в копировании учебных материалов; в получении информации о новых мультимедиа или Интернет-ресурсах по предмету; в тесном взаимодействии с учащимися и коллегами для подтверждения того, что школьники учатся работать самостоятельно с имеющимся фондом медиасредств; в совершенствовании своих собственных знаний о технологиях.



Для учащихся школ характерны потребности двух видов: связанные с учебной работой и индивидуальными интересами. Перечислим некоторые из них: потребность в чтении книг и периодики; просмотре и прослушивании видео-, аудиоматериалов, CD-ROM, DVD-дисков, др.; записывании в текстовом редакторе тех идей, которые они извлекают из фондов медиацентра; создании компьютерных или видео-презентаций своих выступлений на уроке; в приобретении практических умений, связанных с различным использованием технических средств и аппаратуры при создании записей школьной видеопрограммы, макетировании журнала, создании школьной Web-странички; в получении информации о новых поступлениях; во взаимодействии индивидуально или в небольших группах с другими школьниками, с учителями в процессе работы по проекту; в руководстве взрослых сотрудников центра в выборе ресурсов для чтения, просмотра, прослушивания или в использовании имеющихся компьютеров или другого оборудования, др. Несмотря на такой длинный список потребностей учащихся в хорошо развитой программе библиотечного медиацентра, прежде всего, школьники нуждаются в его условиях в самовыражении, коммуникации и социальной адаптации.

Учитывая эти потребности, была определена миссия школьной медиатеки, которая заключается в следующем:

                  школьная медиатека обеспечивает равные возможности по доступу, осознанию и применению информации всем участникам образовательного процесса;

                  становясь системообразующим элементом школы, под развивающиеся запросы социума, школьная медиатека предоставляет равные возможности в развитии личности через доступность информационных, образовательных и консультационных услуг;

                  через эффективную деятельность медиатеки школы – к качественному образованию, от качественного образования – к качеству жизни

II этап: Финансирование и оснащение медиатеки.

Финансирование медиатеки осуществляется из двух основных источников:

1.     Основные средства бюджета.

2.     Внебюджетные поступления.

3.     Целевые спонсорские поступления.

Планирование материально-технической базы медиатеки осуществляется, учитывая совокупность следующих факторов:

                  номенклатура помещений, включаемых в состав медиатеки;

                  санитарно-гигиенические нормы и правила, устанавливаемые государством для помещений, оборудованных компьютерной, проекционной и видеотехникой;

                  соответствие технических характеристик приобретаемого оборудования, современному уровню развития технических средств данного класса.

Номенклатура помещений, включаемых в состав медиатеки:

Медиатека должна включать в себя следующие помещения:



Хранилище. Помещение, предназначенное для централизованного хранения медиаресурсов. Хранилище реализует следующие функции медиатеки: систематизацию, каталогизацию, хранение, учет движения ресурсов, поиск ресурсов пользователями. Перечень оборудования, необходимого для функционирования хранилища приведен в таблице:



Наименование

Описание

1

Сервер данных

Специализированный компьютер, позволяющий обеспечивать доступ множества пользователей к централизованным базам медиаресурсов. Такой сервер должен обеспечивать надежное хранение данных и достаточное быстродействие. С технической точки зрения, желательно наличие у такого сервера raid -системы и системы резервного копирования данных на внешние носители.

2

Рабочее место медиатекаря

Автоматизированное рабочее место должно включать в себя следующий набор:

             аппаратных: компьютер (с возможностью чтения и записи CD ), принтер, сканер;

             и программных средств: система учета хранения и движения медиаресурсов, система учета пользователей медиатеки, справочно-информационная система медиатеки.


3

Терминал

Автоматизированное рабочее место, позволяющее пользователю осуществлять поиск ресурса и его заказ. Технически может быть реализовано в виде удаленных терминалов, обслуживаемых сервером данных.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Педагогического совета Директор школы
681.39kb.
Приказ №51/5 от 31 августа 2012 года Директор школы С. В. Барабанов «принято» на заседании педагогического совета школы
1941.9kb.
Педагогического совета школы Директор школы
76.76kb.
Педагогического совета директор школы
72.74kb.
На заседании педагогического совета Директор школы А. Н. Ершов
30.33kb.
Решением педагогического совета, Директор школы Ф. М. Гильманова
1244.64kb.
На заседании Педагогического совета школы Директор
72.72kb.
Педагогического совета № Директор школы: Н. В. Мухин
174.87kb.
Директор мбоу сош №42 им. Л. Н. Толстого педагогического Совета
250.33kb.
Положение о введении школьной формы обучающихся мбоу сош №53 г. Брянска
35.43kb.
Школы на 2012 2013 уч год Принят решением педагогического совета
344.75kb.
Основная образовательная программа начального общего образования моу «сош №12 зато шиханы Саратовской области»
4137.55kb.