Главная стр 1
скачать
Педагог дополнительного образования Вертлиб Майя Владимировна

Информационно-коммуникационные технологии в работе педагога-музыканта

Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что приобщение современного школьника к вопросам музыкального искусства происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. И потому педагог, для того чтобы общаться с ребенком на одном языке, должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями.

Условия современной музыкальной жизни таковы, что музыкальное сознание детей формируется под агрессивным воздействием массовой музыкальной культуры, в основе которой – электронная музыка. Даже с образцами классической музыки нередко первое знакомство у детей происходит в компьютерной обработке. Со стороны преподавателя музыкальных дисциплин было бы недальновидно не замечать этого и дожидаться, пока мощный поток информационного воздействия Интернета, аудио-, видео- и телевидения «смоет» следы классического музыкального обучения и воспитания. Чтобы успешно управлять процессом музыкального воспитания, формировать эстетические вкусы учащихся, современному преподавателю желательно использовать в своей педагогической деятельности не только традиционные музыкальные методики обучения, но и современные информационно-коммуникационные технологии. Они позволяют значительно повысить эффективность образования, способствуют развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и самого педагога.

Многие считают, что использование компьютера возможно только на «технических» занятиях, это – глубокое заблуждение. Музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи. Интересный синтез представляет собой использование на занятиях синтезатора и компьютера. Учащимся интересно послушать произведение в исполнении педагога, самому самостоятельно попробовать исполнить произведение разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром.

В музыкально-образовательной деятельности могут быть использованы различные электронные издания и здесь главнейшая задача педагога – определить назначение электронного издания музыкально-образовательной направленности по цели (обучающее, развивающее, игровое) и по содержанию (электронная энциклопедия, интерактивная музыкальная игра и т.д.). Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.

Первая группа программ знакома любому пользователю персонального компьютера – это Windows Media Player, WinAmp и другие. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах; вниманию учащихся открываются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы. Использование данных программ в музыкально-педагогической деятельности дает педагогу возможность привлечь внимание учащихся, направить их мышление в абстрактную, образную сторону.

Одним из инструментов внедрения информационных технологий в музыкальное образование является программа Microsoft Power Point, использование которой позволяет повысить интерес учащихся к музыкально-образовательной деятельности. Данная программа дает возможность и педагогу, и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к учебе. Методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Создание компьютерных презентаций с использованием средств Microsoft Power Point нацелено на более глубокое изучение зарубежного и отечественного искусства. Презентации позволяют за короткое время занятия охватить огромный временной период культуры одной или нескольких стран. Они способны не только прекрасно иллюстрировать занятие произведениями живописи, музыки, но и развивать способности учащихся сравнивать, сопоставлять произведения искусства различных эпох и стилей; различные манеры исполнения произведений; проводить проверку знаний произведений композиторов и художников и умения учащимися определять их творческий почерк.

Огромную помощь в преподавании музыкальных дисциплин оказывают музыкальные энциклопедии: «Энциклопедия классической музыки», «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка» и др.; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку».

Работая с программой «Энциклопедия классической музыки» возможно использование тематических экскурсий, которые знакомят с музыкальной культурой разных стран. Текстовой материал озвучен, подкреплен видео и музыкальными фрагментами и, что важно в целях решения проблемы мотивации учащихся, уже готовыми для проверки усвоенного материала вопросами викторины с подсказками. Статьи – это основной раздел энциклопедии. Статьи содержат биографическую информацию о композиторах и исполнителях, сведения о музыкальных произведениях (их сюжетах, премьерах, истории написания), о музыкальных инструментах, о жанрах классической музыки и этапах ее развития. Можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.

Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Можно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний можно зайти в раздел Викторина, где предложены различные вопросы и музыкальные фрагменты.

Программа «Шедевры музыки». В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой. Кроме этого, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов. Для проверки знаний учащихся можно использовать раздел Викторина. В этом разделе учащиеся должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.

В энциклопедии «Музыкальные инструменты» собрана редчайшая коллекция музыкальных инструментов различных стран и народов, включая археологические находки. Совершая виртуальную экскурсию по любой из выбранных стран (США. Англия, Германия, Польша, Австрия, Франция, Италия, Россия), можно познакомиться с многовековой историей возникновения и развития инструментов, особенностями их устройства и звучания, с историей отдельных инструментов, чья судьба неразрывно связана с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры.

Очень интересна программа «Музыкальный класс», где есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа обучающего характера идеально подходит для детей только начинающих заниматься музыкой. Учащиеся имеют возможность самостоятельно получать знания, закреплять их с помощью проверочных заданий, анализировать свои ошибки. В разделе «Теория музыки» учащиеся самостоятельно выбирают один из предложенных уроков, прослушивают его и делают упражнения для проверки усвоения знаний. В музыкальных играх «Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики» начинающие музыканты определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков. Прекрасен раздел «История музыкальных инструментов». Здесь учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а также исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как дети при этом не только теоретически изучают инструменты, но и виртуально играют на них.

Практический курс «Учимся понимать музыку» позволяет легко ориентироваться в многообразном и изменчивом мире музыки. Все занятия построены в современной мультимедийной форме. Материал предлагается в интересном и увлекательном виде и не только рассказывает о музыкальных жанрах, стилях и направлениях, но и учит слушать и понимать музыку. В энциклопедических статьях можно узнать много нового об авторах и исполнителях музыкальных произведений. Оригинальные и увлекательные интерактивные упражнения и тренажеры помогают научиться слушать и слышать музыку различных времен и народов. С помощью встроенного словаря будет легко разобраться не только в специальных музыкальных терминах, но и в нотной грамоте. В «Музыкальной комнате» можно послушать более 100 фрагментов музыкальных произведений разных стилей и разных исполнителей. Практический курс дает возможность прослушать музыкальные произведения, сравнить разные исполнения одного произведения, самостоятельно составить оркестр и ансамбль, потренироваться в подборе мелодий. Дневник достижений позволяет наглядно увидеть результаты работы с курсом и реальные успехи в понимании музыки.

Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей рассмотренных программ (видеосюжеты, анимация, звук, качественные иллюстрации, викторины) процесс обучения становится более эффективным и интересным.

Следует также отметить, что в своей работе каждый педагог – музыкант, обязательно использует коллекцию дисков CD, состоящую из произведений различных стилей и жанров: от классики до современной музыки. И здесь следует отметить, что благодаря различным компьютерным программам у педагога, есть возможность прослушивать музыкальные произведения в качественном звучании. А звук – это тоже технология. В отличие от грамзаписи и аудио кассет, музыкальные цифровые проигрыватели удобны для пользователя: есть возможность быстрого поиска отдельных фрагментов музыкального произведения, неоднократного прослушивания отдельных фрагментов для запоминания лейтмотива или анализа интонаций.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно говорить о компьютере, как о мощном инструменте педагогической деятельности педагогов – музыкантов.

Нельзя обойти вниманием и еще одну сторону использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности педагога. Информационно-коммуникационные технологии предоставляют педагогу новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества.

Новые возможности, которые открыл Интернет, позволяют быть в курсе, прежде всего, музыкальных новостей («из первых рук»), общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет-семинарах и форумах, т.е. идти в ногу со временем. Всё это, в конечном счёте, способствует оптимизации учебного процесса. С помощью Интернета педагоги могут общаться в Сети; принимать участие в работе сетевых объединений учителей музыки и музыкальных педагогов дополнительного образования; участвовать в обсуждении наиболее важных музыкально-педагогических проблем; обмениваться информацией и музыкально-дидактическими материалами; иметь доступ к библиотеке готовых учебных проектов, методик проведения занятий.

При подготовке к урокам именно из Интернета на различных сайтах можно узнать о новинках в мире музыки; использовать материалы сайтов, посвящённых современной музыке, современным композиторам; а также знакомиться с руководствами и полезными советами по использованию программного обеспечения в образовательном процессе.

Использование информационно-коммуникационных технологий помогают педагогу в процессах самообучения и самоорганизации, в планировании учебного процесса. Также информационно-коммуникационные технологии могут применяться педагогом для автоматизации документов (отчеты, справки, положения, программы, планы и т.д.), для хранения различной информации (программы концертов, сценарии праздников, каталоги CD и DVD дисков и т.д.), для создания базы по учащимся.

Таким образом, применение и использование компьютера и информационно-коммуникационных технологий возможны и необходимы в деятельности педагога – музыканта. Повышается результативность обучения и, главное, повышается интерес учащихся к музыкальным занятиям.

В целом, говоря о пользе и важности информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе необходимо отметить решение проблем мотивации и личностно-ориентированного подхода к обучению, рациональной организации учебного времени и более глубокому освоению изучаемых предметов.

Тезис



Приобщение современного школьника к вопросам музыкального искусства происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Ребенок живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Статья раскрывает различные стороны использования информационно-коммуникационных технологий педагогом-музыкантом.
скачать


Смотрите также:
Педагог дополнительного образования Вертлиб Майя Владимировна Информационно-коммуникационные технологии в работе педагога-музыканта
83.36kb.
Педагог дополнительного образования Вертлиб Майя Владимировна Вопросы аппликатуры в обучении игре на фортепиано Предмет «Музыкальный инструмент фортепиано»
97.7kb.
Педагог дополнительного образования Вертлиб Майя Владимировна Музыка как средство развития детей дошкольного возраста
82.93kb.
Учитель химии высшей категории Панфилова Наталья Владимировна
65.07kb.
1. 1 Разработчик программы
131.19kb.
Использование информационных технологий в работе с педагогами
99.76kb.
Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе
357.68kb.
Должностная инструкция педагог дополнительного образования
1208.74kb.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования, педагога–организатора, методиста, руководителя структурного подразделения оу дод
44.13kb.
Семинар -практикум для стажеров
522.73kb.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в начальной школе
46.08kb.
Таран Людмила Николаевна педагог дополнительного образования Сырцова Ирина Павловна педагог дополнительного образования Закирова Елена Николаевна г. Пыть Ях Содержание
1400.77kb.