Главная стр 1
скачать
Тема урока:

«Периодический закон и периодическая система химических элементов»


Ц е л ь:

1. Обучающая: обобщить и систематизировать значения учащихся о периодическом законе, периодической системе химических элементов Д И Менделеева, строение атома элементов.

2. Развивающая: продолжить формирование умений учащихся составлять схемы строения атомов, их электронные формулы, а также выполнять задания нестандартного содержания, развивать умения учащихся приобретать знания, работая с дополнительной литературой, стимулировать познавательный интерес, логическое мышление.

3. Воспитательная: осуществлять связь химии с другими предметами, воспитывать чувства коллективизма, патриотизма., обобщения систематизации знаний.


Ф о р м а проведения урока: урок-путешествие.
Ход урока

Учитель:


Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Я вас тоже приглашаю путешествовать. Мы совершим путешествие в город «Неорганическая химия» Главная достопримечательность этого города- улица Менделеева.

Чтобы быстро отыскать данную улицу вам надо преодолеть много преград и препятствий. А для этого понадобятся знания предыдущих уроков.

Итак, у нас сегодня обобщающий урок по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д И Менделеева» В ходе путешествия мы должны обобщить, систематизировать и углубить знания по данной теме.

Вы готовы? Усаживайтесь поудобнее и в путь. И чтобы вы не скучали в пути я вам предлагаю следующее задание.



Химическая разминка:

1. Как читается формировка периодического закона.:

а) предложенная Д И Менделеевым:

б) современная.

2. Что называется периодом?

3. Какой период называется малым?

4. Какой период называется большим?

5. Как изменяются свойства элементов в периоде?

6. В чем заключается физический смысл номера периода?

7. Что называется группой?

8. Какая подгруппа называется главной?

9. Какая подгруппа называется побочной?

10. В чем заключается физический смысл номера «группы»?

11.Как изменяются свойства элементов в группе?

И вот первая станция «строения атома» На этой станции нам необходимо:

I.. Записать схемы строения атомов для элементов и их электронов формулы:

1 учащемуся: кальций, хлор, железо;

2 учащемуся: калий, фосфор, марганец.

II. Работа по карточкам:

А)строение атома: указать номер периода, группы, порядковый номер;

Б) электронные формулы атомов: указать номер периода, группы, порядковый номер.

Задание для всего класса. Найдите соответствие:

а) 1S 2S – 2 период,1 группа А;

б) 1S 2S 2Р3 – 2 период, III группа А;

в) 1S 2S 2Р - 2 период VI группа А

г) 1S 2S 2Р – 2 период VIII группа А
Заслушать ответы учащихся.

Поехали дальше. Я вам предлагаю игру: найдите в каждом ряду химический элемент, отличающийся от остальных по положению в периодической системе:

K Al Na Li

O F Cl Br

Ar Ne Н Не

Mg Na Са Ва

И вот опять станция «Периодический закон» Д И Менделеева»

1. У какого химического элемента ярче выражены металлические свойства:

А) магний и кальций;

Б) магний и натрий.

Ответ обоснуйте..

2. У какого химического элемента ярче выражены неметаллические свойства:

А) сера и хлор

Б) азот и фосфор

Ответ объясните.

Наш поезд движется дальше. Чтобы вы, ребята, не скучали, выполняем задание.

1.Определите, какие из химических элементов находятся:
Во II периоде: в III периоде:

а) +4 ) ) б) +13 ) ) ) а) +5 ) ) б) +13 ) ) )

2 2 2 8 3 2 3 2 8 3

в) +20 ) ) ) ) г) +9 ) ) в) +17 ) ) ) г) +19 ) ) ) )

2 8 8 2 2 7 2 8 7 2 8 8 7

д) +7 ) ) д) +11 ) ) )

2 5 2 8 1
2. Определите, какие химические элементы находятся в главной подгруппе:
III. группы: II группы
а) +12 ) ) ) г) +18 ) ) ) а) +3 ) ) б) +20 ) ) ) )

2 8 2 2 8 8 2 1 2 8 8 2


б) +13 ) ) ) д) + 11 ) ) ) б) +4 ) ) д) +9 ) )

2 8 3 2 8 1 2 2 2 7

в) +5 ) ) в) +10 ) )

2 3 2 8

И вот конечная станция «Периодическая система химических элементов Д И Менделеева».



В городе неорганическая химия на улице Менделеева стоит замечательный дом. Жители этого удивительного дома весьма необычны. Когда-то давно их нарекли химическими элементами и с тех пор они гордо носят это имя.

Конкурс «Узнайте меня».

1. Этот элемент проживает на втором этаже. Он очень деятельный, активный и без него трудно обойтись человеку и животным. (Кислород).

2. Этот элемент проживает тоже на втором этаже. У него много друзей – соединений. Да и сам он очень переменчивый – то весь сверкающий, то серый, непрозрачный, то чернее тучи. (Углерод).



3. Этот элемент поселился на третьем этаже. Он образует, во-первых, газ – ядовитый и опасный, во-вторых – входит в состав соединений без которого мы не захотим есть пищу (хлор).

4. Этот элемент поселился на третьем этаже. Он очень энергичный и деловой металл. Если попадает в воду, то ведет с ней громкую беседу. (Натрий).

Конкурс «О каком элементе и дет речь»

1. Элемент образует оксид и гидросксид в котором он проявляет постоянную степень окисления +2. Расположен этот элемент в VI периоде. Назовите элемент (Барий).

2. На третьем энергетическом уровне у атома 7 электронов. Назовите элемент. (Хлор)

3. Элемент у которого имеется 5 энергетических уровней образует летучее водородное соединение состава ЭН. О каком элементе идет речь? (Йод)


Жители этого города предлагают задание. Графический диктант.

(если согласны с версией вместо ответа «да» пишите ^, если не согласны, пишите знак -.

1. Главной Подгруппой называется ряд элементов, объединяющих элементы только больших периодов.

2. У калия ярче выражены металлические свойства чем у калия.

3. Вокруг ядра атома серы вращаются электроны на 3-х энергетических уровнях.

4. Побочной подгруппой называется подгруппа состоящая из элементов и малых и больших периодов.

5. Подгруппа меди – побочная подгруппа.

6. Азот – элемент малого периода.

7. У магния на последнем энергетическом уровне вращается 3 электрона.

8. У хлора неметаллические свойства выражены сильнее, чем у брома.

9. Галогены входят в состав главной подгруппы.

10. Железо – элемент м алого периода.


Ответ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Подведение итогов урока:
Рефлексивный тест:

1. Я узнал (а) много интересного.

2. На уроке было над чем подумать.

3. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил а) ответы.

4. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (ла).

Приложение

Карточки строения атома.

+ ) ) ) + ) )

2 8 1 2 7

Карточки «Электронные формулы атомов»

1S 2S 2P


1S 2S 2P 3S
скачать


Смотрите также:
«Периодический закон и периодическая система химических элементов» ц е л ь
54.96kb.
«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома»
114.97kb.
Тема номер урока
248.27kb.
Окружной учебно-методический центр свао
149.24kb.
Календарно-тематическое планирование 9 класс по фгос
449.19kb.
1 вариант природа –это
108.27kb.
Экзаменационные билеты по химии 9 класс
50.96kb.
Тематическое планирование по химии. Класс: 9 Б,В
74.07kb.
Перспективно тематическое планирование по химии
64.77kb.
Экзаменационные билеты по Химии 9 класс
51.63kb.
Методическая разработка урока по химии в 9 классе по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома»
136.21kb.
Экзаменационные билеты по химии 9 класса
49.87kb.