Главная стр 1
скачать




ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВАКЦИНИРОВАНИЯ

Ж.П.Васнева


// Материалы ежегодной конференции ДиаМА "Актуальные проблемы деятельности диагностических центров в современных условиях". г.Екатеринбург: Изд - во АМБ, 2005. - С.243 - 244.
В специальной литературе неоднократно поднимается вопрос об индивидуальном подходе к вакцинации детей с различными хроническими патологиями (аллергическими, аутоиммунными, хроническими воспалительными и другими заболеваниями). Немаловажной составляющей данного индивидуального подхода, по нашему мнению, является иммунологическое обследование детей в процессе вакцинирования.

Обширные экспериментальные и клинические исследования показали, что вакцины способны вызвать как супрессию, так и активацию отдельных иммунных функций ребенка, причем каждая вакцина обладает своим спектром влияния на количественные и функциональные характеристики иммунного статуса. Иммуномодулирующее действие вакцин зависит от вида возбудителя, технологии их приготовления, путей и схемы введения, от индивидуальных иммуногенетических особенностей формирования поствакцинального иммунитета.

Для поствакцинального иммунитета характерны различные клинико - иммунологические варианты, которые вытекают из разной возможности и способности иммунной системы ребенка отвечать на инфекционные антигены как в естественных условиях, так и в процессе вакцинирования. У здоровых детей нормальные вариации структурных и функциональных характеристик показателей системы иммунитета обычно компенсированы. У детей с отягощенной наследственностью данные вариации могут достигать значений, ставящих организм на грань патологии (пограничные состояния). С одной стороны, атопически отягощенная наследственность у детей, когда интенсивность естественных защитных реакций превосходит определенный уровень вплоть до повреждения собственных тканей. С другой стороны наследственно обусловленная слабая интенсивность иммунного ответа на различные, в частности инфекционные, антигены, что проявляется как в виде формирования недостаточно сильного поствакцинального иммунитета, так и в целом слабой противоинфекционной устойчивости иммунной системы.

Многолетние наблюдения и специальные исследования показали, что у детей наблюдаются несколько основных вариантов иммунного ответа на введение вакцин, который условно подразделили на гиперэргический, норм- и гипоэргический.. Аналогичная картина была выявлена и в результате анализа наших собственных исследований особенностей распределения защитных титров специфических антител в возрастной группе детей до 5 лет (перед первой ревакцинацией) [Васнева Ж.П., Беляева Л.В., 2005].



Иммунологические основы данной гетерогенности находятся под генетическим контролем, связанные либо с главным комплексом гистосовместимости (который задан от рождения), либо с гетерогенностью Т-хелперов (которая формируется в процессе созревания иммунной системы). Тот факт, что лимфоциты гетерогенны по своей субпопуляционной структуре достаточно широко известен. Начиная с работ Mosmann в 1986 году среди Т-хелперов были выделены 4 субпопуляции, перечень которых представлен на слайде. Они различаются как по фенотипу, так и по спектру продуцируемых цитокинов, а следовательно и по функциям, выполняемым в организме. В клинической практике востребована, в основном, информация о состоянии Тh1 и Th2 - типа. Считается, что формирование иммунной системы в направлении доминирования Th1 ведет к тому, что в организме преобладает клеточный вариант иммунологических реакций. Это ведет к большей устойчивости организма по отношению к внутриклеточным инфекционным патогенам. Напротив, доминирование хелперов 2 типа- ведет к преобладанию гуморальных иммунных реакций, выработке специфических антител к внеклеточным патогенам, что сопровождается снижением противоинфекционной устойчивости и предрасположенностью к атопическим и аутоиммунным заболеваниям. Что касается хелперов 0 типа - считают, что эти лимфоциты являются недифференцированным переходным вариантом и продуцируют спектр цитокинов смешанного 1 и 2 типа.

Принимая за основу данную концепцию исследователи пришли к выводу, что и наблюдаемые ими на практике разные клинические варианты формирования поствакцинального иммунитета в основе своей несут разные варианты соотношения хелперов 3 типов.

Немаловажное значение имеют и возрастные особенности формирования поствакцинального иммунитета, которые базируются на возрастных особенностях системы иммунитета ребенка в целом. Известно, что формирование и становление иммунной системы - это процесс, который определяется взаимодействием генной регуляции развития с факторами (антигенами) внешней среды. На определенных этапах роста происходят депрессия генов и переключение генной регуляции фенотипа и особенно функций иммунокомпетентных клеток. Периоды проявления таких изменений генетического контроля предлагается называть критическими. Согласно концепции J.B.Solomon (1978), в онтогенезе человека и животных существуют так называемые верстовые столбы или вехи, маркирующие переходные периоды общего развития и эквивалентные состояния иммунной системы.

Несмотря на то, что система иммунитета новорожденного ребенка значительно отличается от таковой взрослого человека, это не значит, что она бессильна. В первую очередь у новорожденных срабатывают механизмы врожденного иммунитета, которые сформировались в филогенезе. К таковым относятся гуморальные факторы, доставшиеся ему от матери и поступающие с грудным молоком и собственные защитные IgM - антитела. Кроме того, в крови новорожденных обнаружены неспецифические белковые факторы антибактериальной защиты - лактоферрин, фибронектин и другие. Функциональная незрелость клеточного звена (относительно такового системы иммунитета взрослого) компенсируется повышенным количеством лейко- и лимфоцитов. В целом можно заключить, что система иммунитета новорожденного адаптивна той антигенной нагрузке, при которой она филогенетически формировалась. Другое дело, что современные условия обитания в значительной степени отличаются от таковых на заре человечества. Это приводит к тому, что несмотря на большую адаптивную емкость система иммунитета ребенка не всегда может справиться с быстро возрастающей антигенной нагрузкой как естественного, так и искусственного характера.

Т.о., все вышесказанное может служить ообоснованием настоятельной необходимости в иммунологическом обследование для детей в процессе вакцинации. Перечень показателей, которые должны входить в иммунологическое обследование зависит от цели, с которой его назначают. По нашему мнению, иммунологическое обследование до вакцинации должно проводиться с целью получения информации об индивидуальных особенностях системы иммунитета ребенка данной возрастной группы; возможностях системы иммунитета ребенка в плане формирования противоинфекционного (поствакцинального иммунитета); индивидуальной специфической чувствительность к каждой вакцине.

Результаты иммунологического обследования после вакцинирования должны показать, произошли ли изменения в показателях иммунограммы и следствием чего они являются: иммуномодулирующего действия вакцин или процессов формирования поствакцинального иммунитета; какова напряженность гуморального и клеточного иммунитета.

Исходя из вышесказанного и суммируя рекомендации ведущих отечественных специалистов и возможности отечественной лабораторной диагностики мы предлагаем следующее поэтапное комплексное иммунологическое обследование. На первом (предвакцинальном) этапе рекомендуем проводить определение показателей состояния субпопуляций CD4+-, CD8+-Т-лимфоцитов; уровней цитокинов (интерлейкина 4,5, гамма и альфа - интерферонов), иммуноглобулинов A, G, M, E и состояния системы неспецифической резистентности. Перспективным направлением считается определение антигенов гистосовместимости для прогнозирования силы и продолжительности поствакцинального иммунитета.

Для детей с атопическим анамнезом дополнительно рекомендуется определять степень сенсибилизации к планируемым вакцинам с использованием CD45 - теста.



Особое внимание хотелось бы обратить на комплекс методов, предлагаемых нами на поствакцинальном этапе. Основной задачей этого этапа является оценка эффективности проведенной вакцинации, т.е. определение напряженности иммунитета к каждой введенной вакцине. В основном эта задача решается в плане определения напряженности гуморального иммунитета с помощью коммерческих ИФТС по определению IgG - антител к вакциналным антигенам. Мы считаем, что не менее важной информацией для клинициста может служить степень напряженности клеточного иммунитета к каждой введенной вакцине. Однако, лабораторная практика не располагает какими - либо методами, позволяющими оценить сформировался ли защитный иммунитет на клеточном уровне. На базе CD45 - теста нами разработана и предлагается к внедрению в практику методика “Определение напряженности клеточного поствакцинального иммунитета" по динамике экспрессии изоформ CD45RA и CD45RO.
скачать


Смотрите также:
Перспективные направления менеджмента детей в процессе вакцинирования
57.06kb.
Методология аудита: развитие новых направлений
208.01kb.
1. Основные перспективные направления технохнологического развития энергетики и транспорта на ближайшие десятилетия
1003.48kb.
Перспективные направления деятельности организационно-методического отдела гку сон срцн г. Перми на 2011 год
75.8kb.
Перспективные направления развития организаций
177.55kb.
Сущность и значение менеджмента цель и задачи менеджмента на современном этапе развития экономики
1256.49kb.
Основные направления деятельности, реализующие в воспитательно-образовательном процессе Реализация основных направлений развития дошкольников
297.04kb.
Дисциплины 1 Эволюция концепций менеджмента
122.17kb.
1. Сущность, цели и задачи менеджмента. Научные подходы. Основные категории менеджмента. Менеджмент это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей
217.62kb.
Педагогический совет «Организация работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся»
329.63kb.
Примерный перечень вопросов к экзамену
33.38kb.
Вопросы к экзамену По истории менеджмента Для студентов очно-заочного обучения
19.34kb.