Главная стр 1стр 2
скачать





Печатается по решению редакционно-издательского совета

факультета управления, экономики и права КГТУ


УДК 316(075.8) 005.301.321.01

Яо Л.М. Методика и техника социологических исследований /Учебное пособие. – Казань, КГТУ, 2010. - с.


Рецензенты:
Бурганова Л.А., д.социол.н., профессор кафедры ГМУС КГТУ
Халитова А.Х., д.полит.н., профессор, зав.каф. политологии и экономической теории ТГГПУ

В учебном пособии раскрываются цели, задачи и методы проведения конкретно-социологического исследования как неотъемлемой части курсовых работ по социологии, а также выпускных квалификационных работ студентов, бакалавров и магистров специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Социология».



ЯО Л.М., 2010г.


В В Е Д Е Н И Е
Написание курсовой работы по социологии и выпускной квалификационной работы специалистами и магистрами предполагает теоретико-методологическое и конкретно-эмпирическое исследование определенной темы, а также выработку на этой основе определенной мировоззренческой позиции, критического взгляда на происходящие в обществе процессы и формулировку путей решения противоречия, которое легло в основу работы. Основная цель выполнения конкретно-социологического исследования при написании курсовой или выпускной квалификационной работы – выявление уровня освоения студентом необходимых теоретических знаний по курсу «Социология» и умения применить их на практике. В процессе написания курсовой или выпускной работы студенты должны проявить следующие компетенции: инструментальные – умение находить и перерабатывать информацию, использовать информационные средства и технологии, владеть методами анализа и синтеза; общепрофессиональные – планировать, обосновывать, организовывать, исследовать, оценивать, прогнозировать, управлять; специальные профессиональные компетенции – разрабатывать управленческие решения, выявлять противоречия и проблемы в окружающей действительности, вырабатывать гипотезы и пути решения проблемных ситуаций. В процессе проведения конкретно-социологического исследования студенты демонстрируют личностные свойства и социальные компетенции: самостоятельность, ответственность, инициативность, организованность, целеустремленность, коммуникабельность, гражданственность. Иногда под конкретно-социологическим исследованием студенты понимают только проведение анкетирования или интервьюирования, хотя социология располагает гораздо более обширным арсеналом методов, как количественных, так и качественных. Кроме того, студенты могут воспользоваться ранее проведенными исследованиями, результаты которых уже опубликованы в открытой печати, провести вторичный анализ, т.е. сопоставить социальную информацию разных лет, полученную в различных регионах с реальными процессами в жизни общества. Социология и зарождалась как наука, помогающая принимать правильные управленческие решения на основе конкретной эмпирической информации, полученной от граждан. Научиться использовать результаты конкретно-социологического исследования в управленческой деятельности, опираться при выработке управленческих решений на мнения, настроения, предпочтения населения – это самая главная задача студентов специальности 061000 – государственное и муниципальное управление. Еще О.Конт писал в «Курсе позитивной философии», что «весь общественный механизм покоится, в конечном счете, на мнениях…», поэтому эффективное управление возможно только там, где руководители знают состояние общественного сознания любой социальной общности. Использование результатов социологического исследования в управленческой деятельности позволяет преодолеть стихийность, импульсивность, субъективность руководителей, помогает ориентироваться на надежный количественно-качественный анализ реального состояния дел во всех сферах общественной жизни, выделить главные и второстепенные факторы, условия и тенденции развития социума. Социологическая информация лежит в основе планирования, прогнозирования, контроля социальных процессов; выработанные на ее основе практические рекомендации помогают предотвратить социальные конфликты, которые сопровождают современную жизнь.

Результаты конкретно-социологического исследования могут быть представлены как в отдельном разделе, так и в тексте всей работы, однако, необходимо четко определять, где цифры и факты, полученные лично автором работы, а где информация других исследователей. Проведение социологического исследования предусматривает разработку программы, которую помещают, как правило, в приложение; здесь же можно привести дополнительные сведения (таблицы, графики, ответы на открытые вопросы), которые не были включены в основной текст по тем или иным причинам. Темы курсовых и выпускных работ должны отражать актуальные проблемы конкретного сообщества (демографического, профессионального, национального, религиозного, территориального), поскольку любое социологическое исследование ограничено этими же рамками. Наибольшую трудность при проведении исследования представляет определение размера выборочной совокупности, если в качестве метода получения социальной информации был выбран опрос. От правильности осуществления отбора респондентов зависят качество и достоверность социологической информации. Прежде, чем приступить к опросу, необходимо определить принципы выделения из общей массы людей (их называют генеральной совокупностью) тех, среди которых будут распространяться анкеты или бланки интервью (эти люди составят выборочную совокупность). Проводить опрос среди всех людей, населяющих страну, регион, город или поселение, нецелесообразно, поскольку известная исследовательница общественного мнения Э.Ноэль опытным путем доказала, что, начиная с определенного количества опрашиваемых (этот объем равен примерно 1000 - 1200 человек), не происходит прироста новой информации. Респонденты, входящие в выборочную совокупность, должны отражать социально-демографические, экономические, национальные, религиозные, профессиональные, статусные признаки генеральной совокупности, иначе выводы, полученные на основе опроса части общества, нельзя будет распространить на все общество в целом. Но чем меньше различий между членами генеральной совокупности, тем меньшая численность выборочной совокупности может обеспечить репрезентативные, т.е. достоверные, данные. Так, например, студенты высших учебных заведений все имеют среднее образование, проживают в крупных или средних городах, примерно одного возраста (особенно студенты дневных отделений), примерно с одинаковыми экономическими и статусными признаками. Следовательно, объем выборочной совокупности однородной социальной общности может быть значительно меньшим, чем разнородной. Существуют определенные правила расчета выборочной совокупности (см.: Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Учебное пособие. –Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. – С.63-69; Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – С.199-232; Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. – С.111-122), но студенты, как правило, не исследуют состояние общественного сознания больших социальных групп, и поэтому в учебных целях целесообразно пользоваться целевой выборкой, т.е. обеспечивающей представительство людей, обладающих нужными для исследователя признаками.

Учебное пособие включает описание методики составления программы конкретно-социологического исследования, выбора количественного или качественного типа исследования, правил составления инструментария, измерения и анализа полученной информации. Особенную сложность представляет для студентов использование качественных методов исследования и интерпретация информации, полученная с их помощью. Между тем, эти методы гораздо более доступны для студентов в учебном исследовании, чем репрезентативные количественные опросы, однако обработка качественной информации требует специальной подготовки. Очень редко встречается в курсовых и выпускных работах использование такого метода, как наблюдение, хотя многие темы касаются проблем молодежной политики, студенческой жизни, в которой авторы работ принимают непосредственное участие.



1.СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Любое конкретно-социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом исследовательских процедур. Построение программы – это изложение и обоснование логики и методов

исследования объекта соответственно решаемым задачам. Программа включает: описание вида социологического исследования; постановку проблемы; определение объекта и предмета исследования; описание целей и задач исследования; интерпретацию основных понятий; формулировку гипотез; разработку стратегического плана исследования; описание методов сбора и измерения; описание схемы анализа данных.

Отличие социологии от всех других гуманитарных наук в том, что она все явления, все отношения в социальных взаимодействиях рассматривает во взаимосвязи экономической, политической и духовной сторон и способна количественно описать качественные феномены. Социология изучает общество как системное образование, элементы которого имеют количественное измерение. Элементами социальных систем могут быть социальные общности, социальные структуры, социальные процессы. Материалом, на котором разворачиваются социальные процессы, который заполняет социальные структуры и из которого состоят социальные общности, являются люди со вполне определенными параметрами пола, возраста, национальности, семейного положения, материального дохода, уровня образования. Социальная система динамична, она обладает способностью изменяться и саморазвиваться, поскольку такой же способностью обладают люди, из которых и состоит социальная система. Задачей социологического исследования является изучение законов формирования и механизмов функционирования социальной системы. Методика анализа социальной общности как системы включает в себя: установление границ системы (какого уровня общности социальную группу людей мы собираемся изучать - неформальное объединение, формальную группу, с какими социально-демографическими характеристиками, в пределах какого региона); определение элементов системы (в неформальной группе - социальные роли, в формальной - социальные статусы и их иерархию); выявление системообразующих факторов (почему люди входят в ту или иную социальную общность, какие факторы их удерживают внутри социальной группы, какие способствуют выходу из группы); определение интегральных свойств системы (какие новые характеристики появляются у социальной группы, которых нет у каждого элемента в отдельности).

Процесс изучения социальной системы включает в себя: 1) стадию осознания теоретической или практической недостаточности существующего знания (источники такого осознания могут лежать в области теории или в области повседневного опыта, или социальной практики); 2) стадию формулировки проблемы и выдвижения гипотетического объяснения, 3) стадию эмпирической проверки сформулированной гипотезы; 4) стадию переопределения и уточнения проблемы или гипотезы, дающей начало новому исследовательскому циклу. В зависимости от состояния научного знания об изучаемом объекте в каждом конкретном социологического исследовании разрабатывается собственная стратегия поиска, определяющая последовательность операций, применяются те или иные виды социологических исследований.

Видами социологических исследований являются: монографические, сравнительные, панельные, трендовые. Монографическое исследование нацелено на изучение отдельного социального явления (преступности, безработицы, социальной активности или пассивности); процесса (становление многопартийности, введение частной собственности на средства производства, изменение систем ценностей); отдельной социальной группы (студенчества, пенсионеров, молодых семей). При монографическом исследовании собирается подробная и полная информация об объекте и предмете исследования. Исследование основано на предположении, что изучаемый социальный объект типичен для всей совокупности подобных объектов, и поэтому выводы, полученные при изучении одного объекта, могут быть распространены на все явления или процессы подобного типа. Сравнительное исследование может проходить как территориальное или временное. Территориальное сравнительное исследование основано на сравнении одних и тех же классификационных характеристик у социальных групп в разных регионах. Временное сравнительное исследование изучает изменения, произошедшие с социальным объектом во времени. Различают три главных методики временных исследований: панельные, трендовые и когортные. Панельное исследование предполагает изучение изменений, которые произошли за определенный промежуток времени у одних и тех же объектов. Например, если изучались жизненные планы студентов-выпускников, то при панельном исследовании необходимо найти этих же людей и вновь опросить их, чтобы иметь возможность зафиксировать изменения и степень совпадения жизненных планов и реальности. Трендовое (повторное) исследование преследует цель зафиксировать изменения, происходящие с определенной социальной группой как единой социальной системой. В этом случае нет необходимости разыскивать тех же самых индивидов, достаточно опросить людей, принадлежащих к той же самой социальной группе. Например, можно опрашивать студентов-выпускников с разрывом 5 лет, чтобы фиксировать изменения в жизненных планах молодых людей разных выпусков. Когортное исследование изучает определенную совокупность людей - когорту - в течение определенного времени. Типичной когортой являются люди, родившиеся в один и тот же год. Задачей исследователя может быть периодический опрос этой когорты при достижении ими совершеннолетия, двадцатилетия, тридцатилетия и т.д., что позволяет наблюдать, как меняются взгляды, мнения, установки людей во времени. И в этом случае не обязательно опрашивать одних и тех же респондентов, достаточно, чтобы в выборку попали индивиды, родившиеся в нужном исследователю году со сходными социальными характеристиками (пол, образование, социальный статус и т.п.).

Постановка проблемы начинается с выявления реальных жизненных противоречий, т.е. расхождения между необходимыми, желательными, законными действиями при функционировании тех или иных элементов социальной системы, и реальными, с которым граждане сталкиваются в повседневной жизни, или о которых сообщают средства массовой информации. Эти противоречия формулируются в научную проблему, в ней фиксируются имеющиеся знания о потребностях людей, и недостающие, которые необходимо получить для ликвидации существующего противоречия. Решить научную проблему – значит получить новое знание, создать научную модель, объясняющую то или иное социальное явление. Например, новым для постсоветской России явлением стало нежелание молодых людей регистрировать в официальных органах брачные отношения (так называемый «гражданский брак» стал более предпочтительным по сравнению с зарегистрированным). Налицо противоречие между интересами государства и гражданами, решить которое можно только с помощью выявления интересов, предпочтений, мотивов людей, отказывающихся регистрировать свой брак.

Следующим элементом программы является определение объекта и предмета исследования.

. Объект социологического исследования - это то, на что направлен процесс познания. Предмет изучения - те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Объектом изучения в социологии всегда являются члены социума и условия их жизнедеятельности, а предметом - отдельные стороны, вызывающие у людей неудовлетворенность, нарушающие стабильность в обществе, приводящие к тем или иным видам конфликтов. Задача социологии как науки - собирать социальную информацию о мнениях, настроениях, выборах, предпочтениях людей для предотвращения социальных конфликтов, для выработки правильных управленческих решений.

Следующий шаг при разработке программы исследования - определение цели и задач исследования. Цель исследования ориентирует на конечный результат, это своего рода ограничитель поля исследования, поскольку социальная жизнь сложна и многофакторна. Определяя цель, которая должна быть достигнута в процессе исследования, социолог конкретизирует ее в ряде задач, которые, в свою очередь, диктуют структуру вопросов анкеты. Для решения той или иной задачи «работают» несколько вопросов (как правило, не менее 4-5). Понятия «проблема», «цель», «задача» находят свое выражение в конкретных вопросах анкеты, но для того, чтобы составить анкету, нужен еще один этап - этап уточнения и интерпретации основных понятий.

Этап уточнения понятий необходим потому, что научное и обыденное сознание пользуются разными «языками». Наука пользуется абстрактными терминами, смысла которых люди могут и не знать, поэтому задача социолога на этапе интерпретации основных понятий – перевести абстрактные, не поддающиеся количественному измерению термины в конкретные, отражающие повседневные реальные действия и процессы, с которыми люди хорошо знакомы. Так, например, вряд ли целесообразно спрашивать у людей высокий или низкий социальный статус они занимают, какова у них социальная мобильность - они могут не знать значения этих понятий. Но можно спросить, какую должность они занимают, какими властными полномочиями наделены на работе, какую зарплату получают, какой у них уровень образования, какой марки автомобиль, если он есть, где они проводят свой отпуск, повышали их в должности, или нет, переезжали ли они на другое место жительства, и если переезжали, то' в более крупный населенный пункт, или в маленькое поселение. Ответы на эти вопросы будут служить индикаторами, по которым социолог и определит социальный статус и социальную мобильность респондентов, то есть тех, кто будет отвечать на вопросы. Иногда этот этап называют этапом операционализации понятий, под которым понимают процесс связывания теоретического понятия с эмпирическими наблюдениями, которые выступают показателями каких-то свойств, относящихся к данному понятию. Главная задача на этом этапе - подобрать всеми понимаемые и легко проверяемые количественные индикаторы, из которых и будут сформулированы вопросы анкеты.

Следующим этапом составления программы является выдвижение рабочих гипотез. Гипотеза – научное предположение о возможном объяснении исследуемой проблемы. В процессе выдвижения гипотезы социолог пытается создать более или менее развернутую и непротиворечивую концепцию для объяснения неудовлетворенности людей тем или иным событием, процессом, которое было выявлено при формулировке проблемы, причин социального конфликта, отношения людей к реалиям социальной жизни. Гипотеза - главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющийся его логике. Логическая конструкция гипотезы представляет собой условно-категорическое умозаключение. Гипотеза может подтвердиться в процессе исследования собранными социальными фактами, но может и не подтвердиться, что свидетельствует или о неопытности социолога, выдвинувшего в качестве предположения малозначимые факторы или причины, или о глубоких изменениях, произошедших в общественном сознании и оставшихся незамеченными учеными. Как правило, в исследовании выдвигается одна исходная гипотеза и несколько гипотез-следствий. Проверка гипотез возможна только в том случае, если все понятия, в которых они сформулированы, были подвергнуты эмпирической интерпретации и операционализации.

Далее необходимо выбрать стратегический план исследования, который связан с целями, поставленными в исследовании, и состоянием знания о проблеме, сформулированной социологом. В соответствии с видами социологического исследования можно выделить четыре основных стратегии:

1. разведывательный (формулятивный - В.А. Ядов) план - применяется, когда исследуемый феномен или процесс только зарождается в обществе и о нем мало информации;

2. описательный (дескриптивный) план - применяется для строгого описание качественно-количественных особенностей изучаемого явления, процесса, социальной общности;

3. аналитическо-экспериментальный план - применяют для выяснения причинно-следственных взаимосвязей изучаемой проблемы, лежащих в основе принятия управленческих решений; 4. сравнительное исследование применяется для выявления тенденций развития социальных процессов на основе сравнения вновь полученных данных с более ранними (если это временное сравнительное исследование).

Кроме стратегического плана исследования социолог должен определиться, какая методология ляжет в основу исследования – позитивизм, феноменология или конструкционизм.

Позитивистская методология изучает социальную реальность как объективно существующую, независимую от субъективных мнений людей, которую можно изучать социологическими методами, управлять на основе собранной информации, изменяя законы, нормы, правила.

Феноменология считает единственной реальностью сознание людей, смыслы, значения, идеи, которые предшествуют любой практической деятельности, поэтому изучать надо то, что существует в головах людей, понимать их мотивы, цели, ценности, и изменять их, если общество находится в состоянии конфликта.

Конструкционизм трактует индивидуальное сознание и социальную реальность как объект и продукт воздействия со стороны властвующей элиты, средств массовой информации (отсюда идет определение СМИ как «четвертой власти»), лидеров общественного мнения, оппозиции; объектом изучения становится сам процесс воздействия – какие идеи, ценности, идеалы навязывают людям, как трактуется то или иное событие, какие проблемы обсуждаются, а какие замалчиваются и почему.



Разная методология использует разный научный язык. В позитивизме доминируют такие понятия, как социальная система, социальная структура, социальные институты, роли, санкции, нормы, функции, дисфункции, консенсус, равновесие, адаптация, кооперация, социализация, социальные интересы, конфликты, противоречия, социальный факт, социальные отношения, социальные изменения, эволюция, социальный прогресс. Феноменология обращается к языку чувств, символов: интерсубъективность, понимание, эмпатия, жизненный мир, повседневность, интерпретация, дефиниция, опыт, типизация, социальная ситуация, социальное событие, интернализация, экстернализация, культурный круг, темпоральность, рефлексивность. Конструкционизм оперирует понятиями актор, влияние, воздействие, технологии, медиа-контроль, медиа-пространство, медиа-волны, сопереживание, оценка, стиль, имидж, образ, презентация, послание, аудитория, коммуникатор, реципиент, проблематизация, манипуляция, стереотипизация, мифотворчество, конструкт. Таким образом, одна и та же проблема может быть изучена с разных методологических позиций. Например, проблема широкого распространения так называемого «гражданского брака» среди молодежи с позиции позитивизма потребует изучения количественного соотношения зарегистрированных и незарегистрированных браков, описания социальных групп (возрастных, национальных, профессиональных, территориальных, статусных), в которых превалируют незарегистрированные браки, выявления причин, по которым молодые люди не желают регистрировать свои фактические брачные отношения. В таком исследовании будут уместны количественные методы - социологический опрос методом анкетирования, анализ документов, анализ статистической информации, текущих архивов государственных органов власти. Если мы избираем феноменологический подход, то на первый план выходит выявление смыслов, которые молодые люди вкладывают в понятия «брак», «гражданский брак», «официальный брак», «семья», «семейные ценности», «семейные отношения», значение семейных уз для юношей и девушек, повседневные события их жизненных миров, которые привели к проживанию в гражданском браке. В феноменологическом исследовании более подходят опрос методом интервьюирования, наблюдение, проективные техники (дописать неоконченное предложение, описание гипотетической ситуации, реальной или воображаемой), биографический метод. С позиции конструкционизма предметом исследования будут воздействия со стороны СМИ, кинематографа, театра, шоу-бизнеса, проповедующих свободные отношения между полами, западные ценности самореализации женщин во внесемейной сфере, влияние Интернета на систему семейных отношений (огромное количество порносайтов, возможность заочных дружеских отношений с большим количеством людей, пропаганда сознательного отказа от детей, мешающих карьерному росту, общению с друзьями, приятному проведению свободного времени). В этом исследовании пригодятся качественные методы (этнографический метод, кейс-стади, устная история, история жизни, метод обоснованной теории, фокус-группы), анализ содержания медиа-посланий, методов манипуляции молодежным сознанием.
2. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ
Анализ документов
Анализ документов - один из широко применяемых и эффективных методов сбора и анализа первичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают социум общества. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности человека; вследствие этого документальная информация представляет большой интерес для социологов. Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для хранения и передачи информации. Основанием для классификации социологических документов служит форма, в которой тот или иной документ фиксирует отражающуюся в нем информацию, и его надежность. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит, для каких целей может быть использована информация и этот вид документа, каким методом он наиболее успешно может быть проанализирован.

По форме фиксации документы разделяют на:



письменные (рукописные печатные, машинописные);

иконографические (запечатляющие образ - киновидео- и фотодокументы, изобразительное искусство);

фонетические (запечатляющие звук - грампластинки, магнитные носители).

Письменные документы, в свою очередь, бывают вербальными (информация излагается в виде буквенного текста) и статистическими (информация представлена в цифровой форме).

Вербальные документы можно классифицировать по типу авторства на личные, официальные, косвенные, социологические и прессовые. К личным документам относятся документы, составленные частным лицом по собственной инициативе: письма, автобиографии, дневники, мемуары, заявления, речи и выступления, личные карточки.

Официальными документами называются документы, исходящие от государственных учреждений или общественных организаций: текущая документация (приказы, директивы, проекты, предложения, договоры, соглашения, переписка учреждений между собой и частными лицами), периодическая отчетность (отчеты, справки, ведомости), обзорные документы (доклады, рапорты, отчеты комиссий), архивные документы государственных архивов и учреждений.

Архивные документы подразделяются на документы постоянного и временного хранения. Для социолога очень важны документы временного хранения, поскольку они несут актуальную информацию и уничтожаются по истечении определенного времени (от 3 до 10 лет). Документы личного характера хранятся в течение жизни одного поколения (до 70 лет), и очень небольшой круг документов остается в архивах на постоянное хранение (документы государственной важности).

К косвенным документам относятся такие документы, анализ которых может послужить дополнительным источником: справочные издания, карты, словари, художественная и учебно-педагогическая литература.

К социологическим документам относятся специально составленные исследователями опросные листы, анкеты, бланки интервью, протоколы и дневники наблюдений, записи самонаблюдений, программы и данные экспериментов. Вся периодическая печать — и газетная, и журнальная - относится к прессовым документам. Наиболее распространенным методом изучения прессовых документов является контент-анализ - количественный анализ текстовых документов.

Суть этого метода заключается в том, что в документе выделяются такие его признаки и свойства (ключевые понятия, стандартные фразы и т.п.), которые можно подсчитать и которые существенным образом отражают распространение в общественном сознании тех или иных нарождающихся социальных феноменов или процессов. Анализ проводится путем количественного сопоставления различных элементов текста по отношению друг к другу и общему объему информации. В качестве единиц анализа могут использоваться: понятие, тема, характер («герой»), суждение, ситуация, действие. Поскольку всеобщими признаками любого текста являются протяженность и дискретность, то в контент-анализе используются два типа количественных мер - единицы протяженности (например, объем текста на странице издания, количество минут эфирного времени) и единицы частоты - количество встречающихся ключевых понятий в определенном издании за определенный временной отрезок. Чаще всего выбирают официальное и оппозиционное издание за 1-3 года, что позволяет проанализировать состояние общественного сознания разных социальных групп, борьбу мнений между властью и оппозицией.

Следует выделить ещё одно основание для типологии документов - их целевое назначение. Выделяют: документы, созданные независимо от исследователя, и документы "целевые", то есть подготовленные точно в соответствии с программой, задачами социологического исследования. К первой группе относятся те документы, существование которых ни прямо, ни косвенно не обусловлено техникой проведения социологического исследования: связанные с темой исследования официальные документы, статистические сведения, материалы прессы, личная переписка и т.д. Вторая группа документов включает: ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающих мнения и поведение респондентов; справки официальных и иных организаций, выполненные по заказу исследователей; статистическую информацию, собранную и обобщённую в ориентации на определённое социологическое исследование.

Информацию, содержащуюся в документах, принято разделять на первичную и вторичную. В первом случае речь идёт об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных субъектов социума. Вторичная информация носит более обобщённый, аналитический характер; в ней, как правило, отражены более глубоко скрытые социальные связи.


Правила работы с документами
1. "Золотое правило" - четко различать описание событий и их оценку. (Это правило применимо к любой информации). Факты, безусловно, лучше, чем мнение и оценка.

2. Анализировать намерения составителя документа. Например, отчет сотрудника предприятия может быть составлен в более благоприятном свете, чем обстоят дела на самом деле. А если взять критику газеты, то можно говорить о придирчивом изложении фактов.



  1. Важно знать метод получения данных для составления документа (из первых рук, факты, другие источники).

  2. Если документ содержит статистические данные, то следует выяснить, на чем основана классификация.

  3. Важно уяснить общую обстановку при которой составлялся документ. Она влияет на объективность составителя независимо от его намерений.

Особую осторожность нужно соблюдать при работе с личными документами, такими, как: автобиографии, дневники, мемуары, письма и т.д. Вот несколько условий доверия к информации из личных документов:

а) можно верить сообщениям, если они никак не затрагивают интересы автора; или (б) наносят определенный ущерб автору; (в) видимо, достоверны те сведения, которые в момент регистрации автором были общеизвестны; достоверны детали событий, несущественные с точки зрения автора документа, а также (г) сведения, к которым автор относится недоброжелательно.

Проверка подлинности документов, анализ мотивов, побуждений, условий составления, целевой установки автора, ситуации в которой он действовал, характера его окружения - вот те факторы, от которых зависит достоверность информации из личных документов.

Самостоятельные этапы анализа документов - отбор источников информации и комплектование выборочной совокупности подлежащих анализу материалов. Основой для этого служит программа исследований.

В качестве средства проверки надёжности, достоверности информации и одновременно анализа их содержания является "внешнее" и "внутреннее" исследование документов.

Внешний анализ - это изучение обстоятельств возникновения документа, его исторического и социального контекста.

Внутренний анализ - это и есть собственно изучение содержания документа, всего того, о чём свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.

Во всём многообразии исследовательских приёмов, используемых при изучении документов, выделяют два основных вида: качественный анализ (иногда его называют традиционным) и формализованный, носящий ещё название контент-анализа. Два эти подхода к изучению документальной информации хотя и различаются во многом, однако могут в достаточно высокой степени дополнять друг друга, так как два этих метода вместе дадут всесторонний взгляд на проблему.

Качественный анализ зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов. Как самостоятельный метод особое значение он приобретает при изучении уникальных документов: их число всегда крайне мало и поэтому нет надобности в количественной обработке информации. Поэтому суть традиционного подхода заключается в углублённом логическом исследовании содержания документов. Традиционный (классический) анализ документов в отличие от простого ознакомления с ними или прочтения для приобретения нового знания - это именно метод исследования, которое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Это интеллектуальный анализ, при котором исчерпывается все содержимое документа.

Стремление в максимальной степени избежать субъективизма, потребность в социологическом изучении и обобщении большого объёма информации, ориентация на использование современной вычислительной техники при обработке содержания текстов привели к становлению метода формализованного, качественно-количественного изучения документов. При этом методе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нём сведений, оценок, объединённых в некую совокупность единой концепцией, замыслом. Количественный анализ уместен если:

а) требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных;

б) достаточно много материала, чтобы оправдать усилия по его обработке, и он репрезентирует области изучения;

в) материала настолько много, что нельзя обойтись без суммарных оценок;

г) изучаемые начальные характеристики появляются с достаточной частотой.

Процедура формализованного анализа документов начинается с выделения двух единиц анализа: смысловых (качественных) и единиц счёта. Цель исследования - отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающие содержание текстовой информации.

Плодотворным оказывается при анализе текстов деятелъностный (проблемный) подход. В этом случае весь текст рассматривается как описание конкретной проблемной ситуации, в которой есть ряд субъектов и отношения между ними. При формализованном анализе документов всесторонне рассматривают саму деятельность, а также выделяют её субъекты, цели и мотивы поступков, совершаемых ими; обстоятельства, причины, породившие потребность в той или иной деятельности (бездеятельность - это тоже вид деятельности); объект её направления. Огромную роль играет опыт исследователя, глубина его знаний по предмету и интуиция.


Практическая работа: контент-анализ рекламы в газете


  1. Для анализа выбирается один номер какой-либо газеты, но не рекламной. Название газеты, ее номер, число страниц впишите в заголовок табл. 1.

  2. В качестве единицы анализа выбирается рекламное сообщение. Подсчитываться будет количество объявлений в газете и объем газетной площади, которую они занимают. Кроме того, все объявления разделяются на несколько групп в зависимости от содержания рекламы. По ним также проводится отдельный подсчет.

  3. Определяется объем газетной площади (в долях страницы) рекламного объявления наименьшего размера. Для этого подсчитывается, сколько таких объявлений может поместиться на одной странице газеты. Например, в газете «Аргументы и факты» на одной странице можно разместить 40 маленьких объявлений, следовательно, объем одного наименьшего объявления - 1/40 страницы. Все остальные объявления по объему составляют 2, 4, 6, 8 и т.д. маленьких объявлений, соответственно для «АиФ» это - 1/20, 1/10, 3/20, 1/5 страницы и т.д. Пусть количество маленьких рекламных объявлений в выбранной газете, которое можно поместить на одной странице, - это: n = (впишите). Тогда объем самого маленького объявления будет 1/n = (впишите). Соответственно, объемы объявлений большего размера будут равны: 2/n = (подсчитайте и впишите), 4/n, 6/n (и так далее).

  4. Подсчитывается общее число рекламных объявлений во всей газете в зависимости от объема объявления следующим образом:

N = Ni (общее число наименьших объявлений) + N2 + N3 +.• .Nк =

5. Общий объем занимаемой объявлениями площади определяется по формуле:


S = N1*l/n + N2*2/n+....+NК * k/n=...
Подсчитывается количество рекламных объявлений по отдельным группам, результаты записываются в таб. 1

6. Анализируются полученные результаты и делаются выводы: что можно сказать о количестве рекламных объявлений и их объеме в выбранной газете; как соотносятся между собой разные группы рекламных объявлений по количеству и объему занимаемой площади; какая группа объявлений преобладает по количеству и объему занимаемой площади; на кого ориентирована реклама.

Таблица 1. Объем и содержание рекламных объявлений
Название газеты _____________________

Год, месяц, число, номер газеты ____________________

Общий объем газеты __________________страниц








Кол-во

рекламных

объявлений


Объем газетной площади в долях страницы




Всего






1.

В том числе: Реклама банков








2.

Реклама недвижимости







3.

Реклама дорогих покупок (автомобили, мебель)







4.

Реклама путешествий







5.

Реклама услуг (строительство, ремонт, перевозки)







6.

Реклама

продуктов

питания








7.

Реклама мест работы и учебы







8.

Прочая реклама







Методика контент-анализа применяется также при анализе открытых вопросов при анкетировании и ответов респондентов при интервьюировании, поскольку надежность социальной информации при опросах во многом определяется степенью адекватности отражения сознания людей в опросных листах


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Печатается по решению редакционно-издательского совета факультета управления, экономики и права кгту
560.85kb.
С. П. Поцелуев политические парадиалоги
5585.04kb.
Пермяков Ю. Е
3733.61kb.
Г. А. Розман Очерки о
889.68kb.
Семья в психологической консультации
2773.34kb.
Учебно-методическое пособие по хозяйственному праву могилев, 2013 ббк 67. 3 (2Á) т печатается по решению редакционно-издательского совета
2393.23kb.
Единого государственного экзамена
3175.33kb.
С. М. Окулов, А. А. Пестов, О. А. Пестов информатика в задачах
181.64kb.
Учебное пособие для студентов мпу москва 2000 Печатается по решению кафедры ито и редакционно-издательского Совета мпу
553.05kb.
Учебное пособие для студентов мгоу москва 2003 Печатается по решению кафедры ито и редакционно-издательского Совета мгоу
567.32kb.
В. Ю. Кротов Активизация личностно-профессионального развития педагога на разных этапах жизненного пути
52.58kb.
Методические рекомендации г. Самара 2010 ббк 88. 8 П 863 Печатается по решению редакционно-издательского совета
49.89kb.