Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

« Центр детского творчества»

ПЛАН – КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

«Костры, используемые в туризме».

Подготовила: педагог доп .обр.

Майборода З.М.


с.Асекеево - 2012 год

Тема занятия: Костры, используемые в туризме.

Цель: Познакомить воспитанников с видами костров, используемых в туризме, способствовать формированию умений и навыков, необходимых для успешной организации похода.

Задачи:


  • Образовательные:

    • повторить правила организации похода;

    • повторить функциональные обязанности участников похода;

    • познакомить с видами костров, используемых в туризме.

  • Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, умение работать в коллективе.

  • Воспитывающие:

    • воспитывать ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощь, бережное отношение к природе;

    • формирование нравственной позиции.

Тип занятия: комбинированное, усвоение новых знаний.

Формы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы: беседа, частично-поисковый, демонстрации наглядного материала, практическая работа воспитанников.

Оборудование: карточки с описанием типов костров, карточки с описанием временных и постоянных обязанностей в походе, «дрова», клей, свечи, спички, гитара, магнитофон, диск с туристскими песнями, компьютер, проектор, распечатки с текстом туристской песни.

Литература:


  1. Виноградов Ю. – Школа Робинзона, -М

  2. Гомонова Н.Н. – Разведение костра. Рекомендации в помощь педагогу, - г.Брянск: ЦДЮТ, 1997г.

  3. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., - Школа туристских вожаков,- М.: ЦДЮТ, 1997г.

План занятия:

  1. Подготовительная часть.

  2. Проверка знаний по предшествующей теме (фронтальный опрос).

  3. Объяснение новой темы:
    - понятие костра;
    - функции костра;
    - правила выбора места под костер и оборудования кострища;
    - типы костров.


  4. Закрепление нового материала.

  5. Подведение итогов.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

План

Слайды




I. Организационный момент

Тема занятия: «Костры, используемые в туризме»

Техника безопасности при работе со спичками, клеем.

Сегодня мы:



  • повторим условия проведения похода;

  • повторим обязанности участников похода

  • познакомимся с видами костров, которые используются туристами в походах

Для того чтобы вы сами могли пойти в поход, грамотно организовать его с детьми работая классным руководителем.

II. Фронтальный опрос

а) Что такое поход? (ответы воспитанников)

Согласно словарю Ожегова, поход – это организованное, запланированное путешествие.

Кто из вас был в походе? Какие у вас впечатления от похода? Как вы считаете, для чего люди ходят в походы?



  • Преодоление природных трудностей: а) тактико-техническое, б) физическое.

  • Преодоление себя: а) моральное, б) физическое.

  • Преодоление соперников: а) прямое – соревнование, б) косвенное – спортивный рост (получение разрядов).

  • Поиск романтики.

  • Поиски общения.

  • Любопытство, дань моде.

б) Что нужно, что бы поход был успешным?

Что нужно, чтобы поход прошел интересно? Давайте попытаемся определить главные условия похода. От чего зависит: успешным будет поход или нет? (ответы воспитанников)



Участник похода

надеется, что

опасается, что

маршрут похода

будет
интересным, выбранным удачно
разнообразным
достаточно трудным,
но посильным

может оказаться
скучным
однообразным
чрезмерно сложным или
слишком простым

группа

будет
дружной
веселой
с общими интересами

может оказаться
конфликтной
унылой
разобщенной

руководитель (инструктор)

будет
компетентным
тактичным

может оказаться
некомпетентным
неорганизованным
бестактным
несдержанным

погода

будет хорошая

может быть плохой

неожиданности

встретятся лишь радостные,
приятные

могут произойти неприятные
(ЧП, болезни, непреодолимые преграды)

Подведем итог. Основными условиями успешного похода являются…
Удачный – маршрут.
Компетентный – руководитель.
Хорошая – погода.
Дружная, сплоченная – группа.

в) Что нужно сделать, прежде чем отправиться в поход? (ответы воспитанников)

Отправляясь в поход необходимо правильно распределить постоянные обязанности участников похода.
Как вы считаете, какие постоянные обязанности должны выполнять участники похода и нужны ли они вообще?
Перед вами лежат опорные слова и действия, которые они выполняют. Сопоставьте их (работа в парах).

Опорные слова с табличками определениями: Руководитель группы, заместитель руководителя, завхоз по питанию (завпит), завхоз по снаряжению (завснар), казначей, медик, фотограф, краевед, физорг, культорг, проводник, ремонтный мастер, ответственный за отчёт.

Таблички с определениями («ловушки»): определения временных обязанностей: направляющий, замыкающий, костровые, дежурные повара, заготовщик дров, дежурный по лагерю.

Как вы считаете, какие основные обязанности еще могут быть, на ваш взгляд? (ответы воспитанников)

Итак, какие функции могут выполнять участники похода, и что входит в их обязанности? (ответы воспитанников)

Какие же были определения-ловушки? (ответы воспитанников)

Как вы считаете, нужны ли временные обязанности? (ответы воспитанников)

Для чего назначаются дежурные (костровой + дежурный повар) в походе? (ответы воспитанников)

III. Объяснение новой темы.

Ребята, представьте себе, что группа туристов шла целый день и, наконец, пришла в то место, куда планировала.

Что им необходимо сделать? (разбить бивак)

А что является «центром» любого бивака? (костер).

Что такое костер? По словарю Ожегова костёр – это горящая куча дров, сучьев, хвороста. Для туристов костёр – это больше, чем огонь. Это центр бивака. Костёр – это эмблема, символ. А символ необходимо глубоко уважать. Костёр - надёжный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнём; он может стать хищным разбойником, если относиться к нему пренебрежительно. Костёр потенциально опасен, и нельзя об этом забывать.

Туристский костёр - это кухня, столовая, гостиная. Это сухая одежда и горячая вода, защита от гнуса; это место общения, тепло и уют. Но костёр - это ещё и аккумулятор бодрости и энергии. Ни одно путешествие, ни один поход не обходится без костра.

Исходя из того, какие функции выполняют костры, их принято делить на пламенные (для варки пищи и освещения поляны бивака), жаровые (для приготовления большого количества пищи, просушки одежды и снаряжения, для согревания людей при ночлеге без палаток) и дымовые (для сигнализации и защиты от комаров).

Но перед тем как разводить костер нужно выбрать для него место.

Как вы думаете, как правильно выбрать место для костра? (ответы воспитанников)

Итак, место под костер вы теперь знаете как выбирать, но кроме этого обязательно нужно знать требования по технике безопасности при работе с костром, и обязательно их соблюдать. Как вы думаете, что это за требования?

Дальше нам нужно узнать, какие бывают типы костров. Вам предстоит выполнить самостоятельную работу с текстом (выдаются карточка с описанием построения костров различных типов). Работать будем в группах. Ваша задача соорудить макет костра и дать ему название.
1 группа – костер «колодец»;
2 группа – костер «шалаш»;
3 группа – костер «звездный»;
4 группа – костер «таежный»;
5 группа – костер «нодья»;
(воспитанники выполняют задание; проверяется правильность выполнения)

А теперь давайте зажжем наши костры (свечи и спички) и исполним туристскую песню.

IV. Подведение итогов.

На этой песни наш сегодняшний походный день завершен. Путешествие должно завершаться, а не прекращаться. Итак, подведем итог занятия.


  • Объяснение значения новых слов и понятий

  • С какими группами костров вы познакомились? (пламенные, жаровые, дымовые)

  • С какими типами костров вы познакомились? ( «колодец»; «шалаш»; «звездный»; «таежный»; «нодья»)

  • Как и где нужно разводить костёр?

  • Как нужно быть одетым при работе с костром?

А на прощание, мне хотелось бы рассказать Вам притчу о костре и усталом путнике. Костер понял, что такое счастье. А что такое счастье для вас?

Большое спасибо, наша группа была самой сплоченной и дружной!!! И я думаю, что когда мы с вами отправимся в настоящий поход вы будете такими же дружными, активными и бодрыми как и на сегодняшнем занятии!



Слайд 1

Слайд 2


Слайд 3

Слайд 4


Слайд 4-а

Слайд 5


Слайд 6

Слайд 7


Слайд 8

Слайд 9


Слайд 10

Слайд 11


Слайд 12

Запись в тетрадь

Запись в тетрадь

Запись в тетрадь

Запись в тетрадь



Выдать карточку с т/б

скачать


Смотрите также:
План конспект занятия по теме: «Костры, используемые в туризме».
78.36kb.
План конспект занятия по теме: «Чтение карты».
107.4kb.
План конспект открытого занятия по теме: «компас. Строение компаса»
114.02kb.
План-конспект открытого занятия по теме: «Рисование по памяти и по представлению на тему «Прощаемся с теплым летом»
114.76kb.
Конкурсе «лучший тренер-преподаватель»
41.63kb.
План-конспект занятия Тема занятия: «Велосипед мой друг!»
190.29kb.
Конспект Учебного занятия по теме : «Преодоление естественных препятствий»
63.78kb.
Доклад заместителя директора по учебной работе моу сош с. Новозахаркино Лазаревой М. М. на педагогическом совете по теме
137.25kb.
План-конспект урока по теме «Внешнее строение птиц»
86.83kb.
План-конспект урока биологии по теме: «Внешнее строение рыб»
83.07kb.
Конспект урока английского языка по теме «Домашние обязанности» в 5-м классе Учителя английского языка i-категории гимназии №1 г. Дятлово Зубрилиной Инессы Владимировны Тема: Household Duties
69.43kb.
План-конспект №1 занятия по греко-римской борьбе
140.71kb.