Главная стр 1
скачать
План-конспект интегрированного урока

трудового обучения и биологии



7 класс.
Тема урока: «Получение и свойства шерстяных и шелковых тканей».

Цели урока: изучить виды тканей;

ознакомить учащихся со свойствами шерстяных и шелковых тканей,

технологией производства этих тканей, ассортиментом;

воспитывать эстетически- художественный вкус и чувство стиля.



Оборудование: слайды, коллекция моделей из шелка, образцы тканей из шелка и шерсти.
ХОД УРОКА

I Оргмомент.


II. Начало урока.

Звучит китайская музыка.



Учитель Рожкова Н.В. (трудовое обучение) объявляет тему урока, цель урока.

Вступительное слово учителя: «Ребята, как вы думаете, почему мы решили сделать урок интегрированным с учителем биологии?»


Ученик: «Потому что все в жизни очень тесно взаимосвязано между собой и находится в жесткой зависимости от действия другого».

Учитель: «Абсолютно согласна с тобой!» -

Читает стихи Михаила Дудина:

«Ты – человек. Ты раб и господин,

Самим собою будь на этом свете,

Все примечай и верь своей примете,

Снегам вершин и зелени долин,

Добру и злу, но знай, что мир един

И ты один за все и всех в ответе!»


Мы начинаем наш урок с получения и свойств шерстяных тканей.

Слово предоставляется Дзюба Светлане Васильевне.



Учитель биологии: «Для получения шерсти у нас на Кавказе разводят следующие породы овец:

  1. Грозненская порода - выведена в Дагестане. Их шерсть отличается большой длиной, уравненностью по штапелю и руну, шелковистым блеском, белизной, высокой тониной. Настриг шерсти с одной овцы 15 кг, по качеству шерсти и ее количеству в чистом виде овцы грозненской породы относятся к одним из лучших в тонкорунном овцеводстве ( демонстрируются слайды)

  2. Ставропольская порода- выведена в Ставропольском крае. Овцы этой породы отличаются густой шерстью и отличной оброслостью всего туловища. Шерсть у них крепкая, уравненная с хорошим шелковистым блеском, выход чистого волокна 40-44%. (демонстрируются слайды)

В России разводят:



  1. Михновскую породу (Воронежская, Омская области). Шерсть михновских овец используется для изготовления грубошерстяных тканей, технических сукон и ковров.

  2. Порода прекос (Ростовская, Саратовская область). Шерсть у них длинная, штапельного строения, выход чистого волокна 48-50 %. Настриг с одной овцы 10 кг.

  3. Сальская порода (Ростовская область). Шерсть длинная, крепкая, упругая, с правильными извитками и очень качественная. Настриг с одной овцы 18 кг.


Учитель Рожкова Н.В. подводит итог о производстве и свойствах шерстяных тканей.

Волокна очищаем, треплем, моем, выравниваем, вытягиваем в ленту ровницу и прядем нить. Из нити путем переплетения их между собой самыми различными способами получаем ткань. На ней обрезаем волокна, отбеливаем, окрашиваем, печатаем рисунок, отделываем аппретами (противоусадочными, водоотталкивающими, огнеупорными, противосминаемыми).

Так от чего же зависят свойства тканей?
Ученик: «От свойств волокон, из которых состоит ткань, и от отделки. Из извитых, мягких, пушистых волокон получают ткань с такими же свойствами. Из этой ткани шьют платья, брюки, юбки, пальто, куртки и т.д.

Учитель: «Чтобы убедиться, что ткань действительно имеет чисто - шерстяной состав, мы ее подожжем, и все почувствуем запах жженого пера.

Продолжаем изучение натуральных тканей из шелкового волокна. Слово предоставляется Дзюба Светлане Васильевне: эта история произошла 4,5 тыс. лет назад. Китайская императрица Си - Линг - Чан пила чай, играя с коконами бабочки шелкопряда и уронила их в пиалу с чаем. От высокой температуры от кокона стала отделяться шелковая нить - она была прекрасна. И заиграла на солнце всеми цветами радуги. Были вызваны придворные портные и им было приказано сшить платье из этих нитей.

Эта невзрачная, толстая, беловатая бабочка в размахе крыльев до 4-6 см единственное домашнее насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии. Шелкопряд назван тутовым потому, что его гусеницы едят только листья тутового дерева.

От самок домашней бабочки получают яйца- грены. Из обеззараженной грены выводят гусениц, которых кормят листьями шелковицы на кормовых этажерках в особо оборудованных помещениях. Перед окукливанием каждая гусеница заползает на подложенные ей ветки и вьет вокруг себя кокон, выделяя тончайшую нить длиной около 1000-1500 метров. Кокон завивается в течение трех суток. У самцов содержание шелковины в коконе на 20 % больше, чем у самок, поэтому развитие тутового шелкопряда контролируют и добиваются, чтобы потомство состояло в основном из самцов. Готовые коконы собирают и обрабатывают горячим паром, а потом с них разматывают нить. Из 1 кг кокона получают 90 г легкого прочного натурального шелка.

Шелковые нити обладают многими ценными свойствами- они красивы, прочны, легки, хорошо впитывают влагу и имею блеск.

Их применяют в медицине (для сшивания ран), используют в авиации (изготавливаю парашюты) и в текстильной промышленности для изготовления одежды. (демонстрируются слайды)

.
Рожкова Н.В.:

Шелк – одна из самых загадочных и чарующих тканей. Шелковая нить была открыта в Китае в третьем тысячелетии до нашей эры и долгое время Запад считал Китай родиной шелка. Только в 554 году два монаха вывезли в Византию личинки в посохах, но, несмотря на это китайский шелк очень долгое время считался самым лучшим и непривзойденным по качеству.

Разведение гусениц – это очень кропотливый труд и даже шум, дым или сквозняк могут погубить это насекомое. Листья для кормления должны быть чистые, свежие, сухие. В начале апреля из яйца появляется гусеница, а через 40 дней вьет кокон длиной 7-8 см, толщиной с мизинец телесного цвета. Нить получает от 4-18 коконов, на 1 кг ткани идет от 300 до 900 км нити. Она бывает белая - от домашнего шелкопряда, желтая - от гусеницы, вскормленной листьями дерева Чже, коричневая – от гусеницы «дикого шелка» , вскормленной листьями дуба.

Традиции художественного ткачества и крашения долгое время были тайной китайских мастеров. До наших дней в неизменном виде дошли образцы второй половины первого тысячелетия до нашей эры (шелк, порча, газ). Многие из них расшиты орнаментом в виде мифических животных, геометрических фигур, драконов, резвящихся среди цветов, дворцов и павильонов, лотоса и тростника и т.п. Источники того времени упоминают о 50 разновидностях орнамента на шелке. В ткачестве использовали золотые и серебряные нити, частота нити в 3 раза больше, чем во французских гобеленах, а золото не поблекло за 6-7 столетий.

Дефиле изделий из искусственного шелка для сравнения внешнего вида.

Подводим итог из полученных сведений о тканях из натурального шелка.

Они красивые, мягкие, гигроскопичные с блеском, но обладают одним недостатком- дороговизной.

Чтобы убедиться, что ткань действительно состоит из волокон натурального шелка, поджигаем ее и чувствуем запах жженой бумаги.


Идет показ слайдов исторических костюмов из натурального шелка, выполненных в традиционных цветах, с орнаментом и вышивкой.
А теперь задание вам. Выполните рисунки костюмов из шелковых тканей по мотивам исторической родины шелка-Китай.

Учащиеся выполняют задание.



Затем учитель показывает работы, подводит итог урока.

Итог урока.
скачать


Смотрите также:
План-конспект интегрированного урока трудового обучения и биологии 7 класс. Тема урока: «Получение и свойства шерстяных и шелковых тканей». Цели урока : изучить виды тканей
47.62kb.
Определение свойств шерстяных и шёлковых тканей
185.2kb.
Определение свойств шерстяных и шёлковых тканей
186.21kb.
Конспект урока по технологии в 5 классе на тему Элементы материаловедения. Ткани растительного происхождения. Получение и строение тканей
93.55kb.
Конспект урока технологии в 7 классе Тема: "Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них"
64.58kb.
План-конспект урока тема урока: методы шифрования текстовой информации (8 класс) Цели урока: Образовательные
47.75kb.
План-конспект урока географии Класс 9-й Дата Тема раздела: Общий обзор России Тема урока: Национальный и религиозный состав населения России Цели и задачи урока
77.8kb.
Урока (занятия) Предмет биология Класс 6 Учитель биологии: Корягина Р. М. Тема урока : «Строение цветка»
44.87kb.
Урок технологии Тема урока : «Свойства тканей из химических волокон» Цели и задачи
105.33kb.
Урока по фгос класс Предмет Тема урока № п/п Этапы урока Баллы
196.08kb.
Промышленные комплексы
13.07kb.
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема урока: Органы слуха и равновесия. Их анализаторы Задачи урока: Обучающие
105.14kb.