Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Сосновский Дом детского творчества»

направление

художественно-эстетическое

План-конспект

открытого занятия по теме:
«Рисование по памяти и по представлению на тему

«Прощаемся с теплым летом»

Разработал:

Колесова Г.В.

педагог дополнительного

образования

2012 г.


План-конспект учебного занятия по теме:

Рисование по памяти и по представлению на тему

«Прощаемся с теплым летом»
педагог дополнительного образования Колесова Г.В.
Программа: «Изобразительное искусство»

Раздел: «Рисование по памяти и воображению»

Тема: Рисование по памяти и по представлению на тему «Прощаемся с теплым летом»

Возраст обучающихся 8 – 9 лет.



Цель: развитие способностей рисования по памяти и ассоциативно-образного мышления.

Задачи:

  • Образовательная. Познакомить с произведениями изобразительного искусства.

  • Развивающая. Развить творческую фантазию и художественные способности, логическое мышление.

  • Воспитательная. Воспитывать любовь к родной природе, умение восхищаться красотой летней природы, русского леса.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Оборудование: Столы, стулья, доска с мелом

Изобразительный ряд: репродукции – Ф.А. Васильев «Перед дождем», И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору»; образец педагогического рисунка «Прощаемся с теплым летом» (карандаш, акварель).

Литературный ряд: стихотворение Ю. Щербакова «Два жука».
Ход занятия


№ п\п

Структурный элемент

Содержание

Метод

Время

1

Организационный

момент


Приветствие и позитивный настрой на работу

Словесный

3 мин.

2

Повторение

Анализ выполненных в прошлом учебном году рисунков по памяти и воображению. Роль эмоционального настроя перед работой. Ассоциации и воспоминания о прошедшем летнем отдыхе.

Словесный

5 мин.

3

Изучение новой темы

(теоретическая часть)



Знакомство с репродукциями Ф.А. Васильев «Перед дождем», И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору».

Алгоритм рисования насекомого на примере стрекозы



Словесный, наглядный

12 мин.

4

Практическая самостоятельная работа

Рисование летней природы с присутствием насекомого по воспоминанию или воображению

Наглядный, практический

45

мин





Физ.разминка

(в процессе самостоятельной работы)



Физическая разминка «Какие они, насекомые?»

Практический

5 мин.

5

Итог занятия

Рефлексия



Выставка работка и рефлексия.

Словесный,

наглядный



10 мин.


Литература, использованная при разработке занятия:


  1. Сборник репродукций русских художников-пейзажистов «Родные просторы». – М.: Русич, 2004г.

  2. Щербаков Ю. Вспомним нашу дружбу. Сборник стихов. – М.: Классика, 2000г.

  3. Учимся рисовать насекомых. Серия «Учусь рисовать». Практическое руководство по рисунку для детей начальных классов. – М.: Альманта, 2006г.


Приложение
Сценарий занятия

1. Организационный момент

1. Приветствие воспитанников.

2. Проверка готовности к занятию.

Педагог: Ребята, вспомните, как надо готовить к работе краски. (ответы детей). Верно, надо в каждый из цветов красок капнуть по несколько капель воды.



2. Повторение.

Педагог. Закончилось лето, и у вас о нем, наверное, осталось много впечатлений. Лето – пора отдыха детей. Дышится легко – воздух прогрет и настоен на запахе трав, листвы. Высохли низины, поймы лугов, леса. Пройдет дождь – стряхнет пыль, умоет зелень, и снова засияет солнце. А небо такое синее, что в него хочется окунуться, как в море. Предлагаю сегодня вспомнить теплые деньки и изобразить по памяти или воображению кусочек летней природы родного края.

Давайте вспомним наши рисунки на тему «Летние каникулы», которые мы выполняли прошлой осенью. Они были выполнены под впечатлением от проведенного летнего отдыха. Вспомните, какой у вас был эмоциональный настрой, благодаря которому у вас получились красочные работы.

А где и как вы это провели лето? (ответы детей)

Славно летом в деревне! Выйдешь в поле – и высокая трава, точно морские волны, мягко обвивает твое тело. Голова кружится от хоровода дразнящих терпких запахов земли, медового сока цветов и горького травяного аромата.

Педагог задает аудитории вопросы; выслушав ответы детей, обобщает.

Расскажите о своих наблюдениях за летней природой. Что вам больше всего понравилось в летней природе: красота ярких цветов в поле или ослепительное солнце?

Я люблю теплый нежный летний дождь и хрустально чистый блеск утренней росы. Что нравится в летней красоте вам?

А кто из вас вспоминал школу, товарищей и с нетерпение ждал осени, начала учебного года?

3. Изучение новой темы

А кто из вас рисовал летом?

Можно выразительно и правдиво, жизненно, передать красоту летней природы в изобразительном искусстве.

Перед вами репродукция картины Ф.А. Васильева. Эта картина замечательного, исключительно одаренного художника Федора Александровича Васильева (1850 – 1873) названа «Перед дождем». Она овеяна тонким чувством лиризма, любовью к природе.

Какое время года изображено в этой работе?

По каким признакам можно это определить?

А это репродукция картины другого художника – И.И. Шишкина.

Как бы вы назвали эту картину?

Картина называется «Утро в сосновом бору». Эта работа, как и все остальные произведения великого художника Ивана Ивановича Шишкина (1832 – 1898), посвящена утверждению великой мощи и неповторимой прелести русской природы.

Вам понравились эти картины?

Чем они вам конкретно понравились?

Какие чувства вызывают картины знаменитых русских пейзажистов?

Какая окраска характерна для летней природы в солнечный день?

А какие цвета присутствуют в серый день, перед дождем или вечером?

   Реальная природа всегда была источником вдохновения для художников. Та природа, которая окружает нас, воплощается мастерами в произведениях искусства.

Живой природой называют всех животных, птиц и насекомых, которые живут в лесах, полях.

Послушайте стихотворение:

Два жука

По степной дороге                 Укатил с дороги -

Как – то раз весной                Шарик уберег

Два жука                                 От колес тележных

Катили                                     И от конских ног.

Шарик земляной.                    И стоит в раздумье

Вместе упирались,                  Под травинкой жук:

Поровну старались,                Где ж ты, мой товарищ?

Ехала подвода –                      Разве ты мне друг?

Оба испугались.                                 Ю. Щербаков

Оба испугались,

И один удрал.

А другой остался,

Шарик удержал.


Вспомните форму жуков и кузнечиков. На какую геометрическую фигуру похожи божья коровка, шмель (ответы детей).

   Чтобы рисунок того или иного насекомого можно было узнать, необходимо правильно передать их очертания и пропорции. Для передачи пропорций используется замечательная линия – линия симметрии. Эта линия помогает нарисовать насекомое так, чтобы правая и левая части были похожими, одинаковыми.

    Посмотрите, какая красивая не только форма, но и цветовая окраска крылышек у стрекоз, жуков и шмелей.

А какая цветовая окраска бывает у насекомых? (ответы детей)

   Часто художники изображают насекомых более красивыми, чем в настоящей жизни.

   Вы тоже можете пофантазировать и изобразить «своего» жука, стрекозу, шмеля более декоративно и ярко.

Педагог объясняет последовательность выполнения рисунка  и показывает на образцах.

- Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок стрекозы:

1. Сначала я расположу лист по горизонтали и намечу линию, которая поможет сделать рисунок более правильным, одинаковым и с левой и с правой стороны.

Как называется эта линия?

Верно, это – линия симметрии. Я нарисую ее вертикальной. Теперь на линии симметрии, в верхней части, в каждую сторону отложу одинаковые расстояния. Разделю линию симметрии пополам.

2.Через середину линии симметрии проведу горизонтальную линию чуть меньше длины, чем верхняя горизонтальная линия. Соединю концы этих горизонтальных линий – в этом многоугольнике после прорисую крылья. Основные пропорции я уже наметила. Верхнюю половину линии симметрии разделю пополам. С этой точкой соединю верхние углы многоугольника, получились очертания крыльев стрекозы.

3. Среднюю часть линии симметрии разделю пополам – на голову и туловище. И та, и другая часть представляют собой овалы. Нарисую их. Намечу разделение крыльев стрекозы на верхние и нижние. Для этого проведу горизонтальную линию между головой и туловищем. Выполню закругления каждого из четырех крыльев. На голове нарисую два круга – это глаза стрекозы. От туловища до конца осевой линии располагаются хвост стрекозы. Выполню его сначала в виде вытянутого треугольника, а потом закруглю края в верхней части.

4. Теперь выполню стрекозу в цвете. Для этого нарисую на глазах блики, которые не буду закрашивать. Блики – это самая освещенная поверхность, куда солнечные лучи попадают лучше всего. А остальную часть глаз закрашу голубым цветом. На крыльях бабочки выполню прожилки – волнистые линии. А сами крылья чуть зарисую голубым цветом. Главное при выполнении крыльев – передача прозрачности. Рисунок закончен.



4. Практическая самостоятельная работа

Задание. Выполните самостоятельно рисунок насекомого, которое вам нравится. Это может быть жук или шмель, стрекоза. Постарайтесь передать не только внешнее сходство, но и ваше отношение к насекомому. Включите воображение! Пусть ваши насекомые будут не необычными по окраске, сделайте их декоративными, яркими, немного сказочными. А пока вы рисуете, можете придумать своим персонажам имена.



(Через 10 минут работы - физ разминка)

Педагог. Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте встанем из-за столов и поиграем в веселых насекомых. Полетаем, как стрекозки, пожужжим, как жуки и попрыгаем, как кузнечики.



5. Итог занятия. Рефлексия.

Выставка работ воспитанников

Педагог. А сейчас все вместе создадим выставку работ на тему «Прощание с летом». Ваши работы такие разные и оригинальные! Давай обсудим каждую по очереди.

Обобщение изученного материала

Педагог подводит итоги изученного и выполненного на занятии.


  • С репродукциями каких художников вы сегодня познакомились?

  • Кто запомнил название картин Ивана Шишкина и Федора Васильева?

  • Какая линия сегодня помогла нам выполнить насекомых более правдоподобно?

Анализ и оценка достижения цели занятия, самооценка действий участников.

Самооценка детей своей работоспособности, психологического состояния, результативности работы. Определение перспектив




САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

«Рисование по памяти и по представлению на тему

«Прощаемся с теплым летом»


педагог дополнительного образования Колесова Г.В.
Общие сведения:

Занятие проводилось с обучающимися второго года обучения, группа из 8 человек, возраст 8-9 лет, 2 класс. Учащиеся студии уже имеют определенные знания и опыт, накопленные за первый год обучения по программе. К рисованию по памяти и воображению они имеют высокую степень заинтересованности, так как эта работа напрямую связана с воображением и эмоциональным настроем.

Занятия с группой ведутся по программе: «Изобразительное искусство» (три года обучения). Данное занятие по теме: «Прощаемся с теплым летом» входит в раздел: «Рисование по памяти и воображению».

Цель: развитие способностей рисования по памяти и ассоциативно-образного мышления.

Задачи:


  • Образовательная. Познакомить с произведениями изобразительного искусства.

  • Развивающая. Развить творческую фантазию и художественные способности, логическое мышление.

  • Воспитательная. Воспитывать любовь к родной природе, умение восхищаться красотой летней природы, русского леса.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Оборудование: Столы, стулья, доска с мелом

Изобразительный ряд: репродукции – Ф.А. Васильев «Перед дождем», И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору»; образец педагогического рисунка «Прощаемся с теплым летом» (карандаш, акварель).

Литературный ряд: стихотворение Ю. Щербакова «Два жука».
Формы организации работы на занятии - индивидуальная, Содержание работы - практическая работа.

Приемы: рассказ, анализ.

Структура занятия включала следующие элементы:

1. Организационный момент. Организация внимания обучающихся, настрой на работу, проведение инструктажа по технике безопасности.

2. Основная часть. Состояла из трех этапов работы.

Повторение пройденного материала, методов рисованию по памяти и по представлению. Очень важными стали воспоминания о прошедшем летнем отдыхе, а также прочтение стихотворения Ю.Щербокова. Этот момент сформировал эмоциональный настроил обучающихся на тематику предстоящей работы. Изучение нового материала состояло из знакомства с репродукциями двух русских художников, а также демонстрации методов изображения насекомых на примере стрекозы. Сама практическая работа была индивидуальной и творческой, в которой имели место советы педагога.

В процессе творческой деятельности была проведена физ.минутка с тематической направленностью. Это позволили воспитанникам расслабиться, немного отдохнуть и повысить настроение.



3. Заключительная часть. Состояла из коллективной выставки выполненных работ, общему обсуждению достоинств каждого рисунка. Рефлексия.

Самооценка детей своей работоспособности, психологического состояния, результативности работы. Определение перспектив
скачать


Смотрите также:
План-конспект открытого занятия по теме: «Рисование по памяти и по представлению на тему «Прощаемся с теплым летом»
114.76kb.
План конспект открытого занятия по теме: «компас. Строение компаса»
114.02kb.
Вопросы для государственного экзамена по методике преподавания изобразительного искусства
2184.67kb.
Тип урока: комбинированный Программа: Б. М. Неменского Тема по плану: 3 класс Прощаемся с теплым летом. 4 класс Какого цвета Родина? Осенний вернисаж
37.12kb.
Консультация Методы и приемы проведения непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду Старший воспитатель
132.87kb.
План конспект занятия по теме: «Чтение карты».
107.4kb.
Приемы развития памяти у младших школьников Развитие зрительно-моторной и зрительной памяти
16.91kb.
План конспект занятия по теме: «Костры, используемые в туризме».
78.36kb.
План-конспект занятия на тему: Определение понятия "модель" Курс "Основы информатики"
109.87kb.
План-конспект открытого урока технологии в 7 «А» классе Тема урока: Проект «Интерьер жилого дома» Вид занятия: деловая игра Учитель: Асабина И. И. г. Ртищево, 2008
125.2kb.
План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе. Тема урока : Уэльс
19.47kb.
План-конспект открытого урока по изобразительному искусству в 6 классе. Декоративно-прикладное искусство по теме: Оформление вазы
97.96kb.