Главная стр 1
скачать
Министерство образования РС (Я)

МКУ «Управление образования МО «Намский улус» РС (Я)

МБОУ «Хатын-Арынская средняя общеобразовательная школа им.И.Е.Винокурова»

План-конспект открытого урока по изобразительному искусству в 6 классе.

Декоративно-прикладное искусство.

по теме: Оформление вазы.

Роспись Гжель и Хохлома.

Выполнила: учитель изо и черчения

Винокурова Туйара Егровна

Тема урока: ДПИ. Оформление вазы. Роспись Гжель и Хохлома.

Дата проведения: Время проведения:

07.12.12г. 6 урок.каб. рус. языка


Цель урока:

  1. Знакомство с изделиями народного промысла Гжели и Хохломы, освоение традиционных элементов росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочек».

    Задачи:


1. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием).
2. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета(на белом фоне, синий, голубой, фиолетовый цвета и на черном фоне красный, желтый, зеленый), творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
4. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.

Используемое оборудование:

- для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, слайды, гуашь, кисти, альбом;

- для учеников: альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, палитра, карточки с элементами росписей.

Зрительный ряд: слайды с изделиями промысла.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Оборудование.


Для учителя:
- репродукции и образцы изделий Гжели и Хохломы;
- образцы рисунков-упражнений орнамента Гжели и Хохломы;
Для обучающихся:
- шаблоны различных росписей;
- гуашь, палитра, кисти, стекло;

Ход урока.

1.Организационное начало.

Здравствуйте! Садитесь. Добрый день уважаемые гости, коллеги, родители. Итак, начинаем урок изобразительного искусства. Сегодня, наша тема называется: декоративно-прикладное искусство «Оформление вазы. Роспись –Гжель и Хохлома».


Декоративно-прикладное искусство- это художественно оформленные предметы, которые человек использует в быту. К произведениям ДПИ относятся утварь (посуда, предметы быта, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, ювилерные изделия, витражи).
В ДПИ ярко отражаются традиции народного искусства


  • Народное искусство изначально связано с трудовой деятельностью человека;




  • Народное искусство это единая художественная культура, результат народного творчества на всем протяжении истории народа;



  • Народное искусство развивается на основе традиций и преемственности;




  • В основе народного искусства лежит декоративно- прикладное искусство;

В промысли России, в наше современное время большой интерес и внимание уделяется росписи предметов. И сегодня мы рассмотрим росписи- Гжель и Хохлома.

(Стук в дверь)

Внимание! А, у нас гости?! Встречаем наших гостей! Заходите, проходите. И они не с пустыми руками, а со стихами.


(Начинает Валдумир- о Хохломе, затем читает Катя – о Гжеле)

Спасибо, большое! Садимся.

Мы поговорим с вами о хохломской росписи. Так почему их называют хохломские.

Хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских народных художественных промыслов, и расположен он в Нижегородской области. Название промысла произошло от названия села Хохлома.

Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Интереснейшее изделие-братчина. Своим названием она обязана древнему обычаю, который называется братчиной.

Когда нужно обсудить какое-либо важное дело, собирались в одной избе люди, связанные родственными узами. Они чинно рассаживались за одним столом, обсуждали волнующие их дела. К концу их разговора им подавались щи и каша в особой посуде называемой братиной. Чаще всего она представляла собой горшок до 50 см в диаметре

Хохломские изделия считались хорошим подарком. В больших количествах изготовляли ложки. Ложка у каждого была своя. Ложки использовались не только в качестве подарков, но и как музыкальные инструменты.

- Что писали художники на изделиях?

Художники любят рисовать на поверхностях своих изделий землянику, малину, крыжовник, черную смородину, рябину.

- Как называется узор из цветов, трав и ягод?

Растительный орнамент. Самый любимый и стародавний — травка, травяной орнамент. И пишется он красным и черным.

- Какие называются самые затейные узоры?

 Кудрины, травки превращаются в крупные кудри — завитки. Они всегда золотые. Существует такая легенда: “ Давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок -умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица, он и ее угостил. И вдруг она прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой”.

- Какие значения имеют цвета: красный, золотой, черный?

Красный символизирует огонь, любовь, преданность. Золотой — свет, солнце; черный — торжественность.

А вот другая история.


Жили – были в селе Гжель, что под Москвой, гончары- умелые, искусные мастера. Добывали они белую глину и делали из нее посуду.
Однажды заглянула в окно к Гончару Зима, да и ахнула: стоит посуда белая блестящая тонкая, аж светится.
Целых три месяца наблюдала Зима за работой умельцев и решила забрать их с собой. Отказались мастера. Обозлилась Зима, завьюжила, дохнула холодом небывалым. Покрылась посуда инеем. А гончары растопили печи по – жарче да посмеиваются над Зимушкой.
А посуда оттаяла, и появились на ней рисунки невиданные: синие бутоны и распустившиеся розы, голубые листочки с серебристыми прожилками.
– Сегодня на мы будем рисовать элементы этих росписей. Но, для подходят ко мне Оформляем вазы. Вы у меня сегодня мастера . Первая команда – это мастера- Хохломы, вторая команда – мастера Гжели. Для этого а у вас на столах лежат шаблоны ваз, готовой формы, вы выбираете форму, какой формы хотите, получаете трафаретом на альбомном листе.

Давайте повторим, что нам понадобится для работы.

Наличие красок, кисточки, баночки, ватных палочек.

- Повторим, какие цвета будем использовать для «хохломской» росписи? (красный, зеленый, золотой или желтый)


- Какие цвета будем использовать для росписи под Гжель? (белый и оттенки синего)
- Какой должна быть краска? (густоватой, чтобы не растекаласьпо стеклу)
- Объясните приемы работы с кистью. При росписи под Гжель кисть надавливается на основание, цвет получится темнее, насыщеннее, а края более светлыми.
VII. Самостоятельная работа.
Дети работают по трафаретам. Во время работы следить за осанкой, правильностью выполнения, густотой краски.
Повторение:

- Из чего делают хохломскую посуду? (из дерева)


– Из чего делают Гжель? (из белой глины)

Для керамических изделий используют глину, ее важнейшее свойство – пластичность и огнеупорность.


Из глины формируется изделие на специальном станке - гончарном круге, затем сушитсяпри комнатной температуре и помещается в печь на обжиг. Посуду после обжига покрывают глазурью и расписывают специальной краской – кобальтом. А затем опять помещают в печь с очень высокой температурой до 1400 ºС. При такой температуре краска становится синего цвета с различными оттенками.
- Теперь познакомимся с некоторыми элементами гжельской росписи.
«Розан» - нанесение толстой кисточкой широкими мазками силуэта цветка, при этом нажим кисти идет на внешнюю часть, внутри рисуется круг, тычинки.
«Бутон» - состоит из круга и трех – четырех небольших мазков с одной стороны, внутри круга обычно оставляют блик – белое пятно.
«Листок» - это рисунок в виде листьев акации и листьев розы с усиком на конце, контур, прожилки обводят темной краской.
.«Паутинка» - тонкой кисточкой наносится сеточка из голубой краски, в середине каждого звена могут быть более темные точки.
- Какие элементы росписи под Гжель вы узнали?
Наши работы высохли. Давайте закончим работу.
- Что нам осталось сделать? (приклеить на фон)
-С какой стороны приклеиваем на фон? (со стороны рисунка)
-Какой фон в Гжели? (белый) Какой фон в Хохломе? (черный)
- Свои готовые работы поставьте на стенды по номерам: хохломская роспись – слева, роспись под Гжель – справа.
- Теперь я буду волшебницей. Закрыли глаза, легли на парту. (Каждый стенд с детскими работами сверху накрывается вырезанными из картона петухом, раскрашенным, соответственно, под Гжель и Хохлому. В них вырезаны отверстия на месте детских работ. Рисунок ребенка является продолжением росписи петуха)
- Вот какая красота у нас получилась.
Итог урока.
- Назовите вид росписи на каждом стенде. Докажите, почему вы так решили.
- Какой материал используют для изготовления Гжели? (глина)
- Какой материал используют для изготовленияХохломы? (дерево)
- Похожи эти материалы? (нет)
- А что делаеют из этих материалов? (посуду). Значит, они схожи способом применения.
- А что еще общее? (огонь, краски). Почему?
- Какие краски используют в каждой росписи? (Гжель – белый, синий, Хохлома – красный, желтый, черный)
Каждый ответ прикрепляется к доске, получилась схема:


Гжель

Хохлома
Глина

Дерево

Посуда
Огонь



Краски
Синий
Белый
Голубой

Черный
Желтый


Красный

Фантазия


- Расшифруйте слово и узнайте, что еще общее: ЯИЗАТНАФ


- Это слово ФАНТАЗИЯ. Давайте подберем синонимы к этому слову.(вымысел, мастерство, творчество, искусство, умение)

- Это объединяет все сделанное руками человека. Фантазия бесконечна и изменчива. Ни один мастер не может повторить рисунок, узор дважды одинаково. Поэтому все изделия единственны и неповторимы. В этом их ценность.


- Сегодня на уроке и вы были мастерами, вы проявили свое творчество, показали свои умения. В результате у нас получилось неповторимое изделие.
- Вы молодцы. Спасибо за урок.

Литература





  1. Емельянова Т.И. Золотая Хохлома. Декоративная роспись по дереву. М. Академия. 2001г




  1. Конышева Н.М. Художественно – конструктивная деятельность младшего школьника в системе интегративнрй педагогики. «Начальная школа», №3, 2003 год.




  1. Логинов В.М., Скальский Ю.Г. Эта звонкая сказка –Гжель. М.Академия.1994г

4. Марон А.К. История декоративно – прикладного искусства, М. Искусство, 1999г.


5. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. М. Знание. , 1987г
6. Шадрина И.М. Развитие художественного воображения, М. Просвещение, 2007 год


скачать


Смотрите также:
План-конспект открытого урока по изобразительному искусству в 6 классе. Декоративно-прикладное искусство по теме: Оформление вазы
97.96kb.
Конспект урока по изобразительному искусству и художественному труду в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках" Вид урока: декоративная роспись. Тип урока: музейный
74.62kb.
Декоративно прикладное искусство
545.09kb.
Экзаменационные вопросы по изобразительному искусству
27.78kb.
«Изготовление вазы из макарон»
31.55kb.
Учебная программа факультативных занятий «Декоративно-прикладное искусство Беларуси»
218.91kb.
План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе. Тема урока : Уэльс
19.47kb.
Элективный курс по технологии для 9 класса «Дизайн и декоративно-прикладное искусство»
62.58kb.
№ урока Дата план Дата факт Тема урока Тип урока Элемент содержания Умения и виды деятельности
586.03kb.
План-конспект открытого урока по истории в 5 классе Тема урока: Финикия страна мореплавателей
118.08kb.
Конспект открытого урока в 5 классе по теме «Наземно-воздушная среда»
61.28kb.
Конспект открытого урока в 5 классе по теме «Наземно-воздушная среда»
61.33kb.