Главная стр 1
скачать
План-конспект урока географии

Класс 9-й Дата_____________________

Тема раздела: Общий обзор России

Тема урока: Национальный и религиозный состав населения России

Цели и задачи урока:

Образовательная: познакомить с языковыми семьями, группами и религиями народов России.

- сформировать представление о культуре народов России ( жилище, пище, одежде, праздниках);



Развивающая: развивать умения работать с таблицами, схемами, к/картами, самостоятельно работать с дополнительной литературой, выступать с сообщениями.

Воспитывающая : воспитывать миролюбие, уважительное отношение к культуре другого народа.

Оборудование: настенная карта России, карты атласа ,контурные карты, учебник, компьютер, проектор, мультимедийный учебник по географии, предметы народных промыслов, костюмы русского, казахского народов.



Предварительная подготовка:

Опережающие задания по темам:

1) подготовить сообщения:


    • культура русского народа

    • культура казахского народа

    • культура чеченского народа

2)Приготовить национальные блюда

Х О Д У Р О К А


I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала. Сообщение темы урока и цели урока.

План

1. Национальный состав населения России.



2.Религиозный состав населения России.

3.Парад национальных культур.


1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Учитель:


Россия – многонациональное государство, в котором проживает 130 народов.

Каждый народ имеет свой язык, который является визитной карточкой народа. По родству языка народы объединяют в языковые семьи: инлоевропейская, алтайская, уральско-юкагирская семья, северокавказская , картвельская. Таблица№2 стр329.

Народы России по языковой принадлежности относятся к 4 языковым семьям:


  1. Индоевропейская семья (88% населения);

  2. Алтайская семья (7% населения);

  3. Уральско-юкагирская семья (2%);

  4. Северокавказская семья (2%).

Семьи делятся на группы. Так, в и индоевропейскую семью входят славянская, германская, иранская и другие группы. А самая многочисленная группа в этой семье – славянская, а среди славян крупнейший народ – русские (80% всего населения ).

Обратимся к инструктивной карточке. Здесь дана таблица, ее необходимо заполнить.


Классификация народов по языковой принадлежности

Индоевропейская семья

Алтайская семья

Северокавказская семья

Уральско-юкагирская семья

Славянская группа

Тюркская группа

Монгольская группа

Нахско-дагестанская группа

Финно-угорская группа

Русские, украинцы, белорусы

Татары, чуваши,

башкиры, казахи




Буряты, калмыки

Чеченцы,аварцы,

Даргинцы



Мордва,удмурты,

Работа с картой:: атлас стр 8.

- Найти на карте места проживания народов относящихся к каждой семье.

РУССКИЕ: расселены повсеместно.

ТАТАРЫ: Урал, Поволжье, Сибирь

БАШКИРЫ: Урал, Поволжье

КАЗАХИ: вдоль границ с Казахстаном, в областях Южной Сибири, Урала и Поволжья.

НАРОДЫ СЕВЕРОКАВКАЗСКОЙ СЕМЬИ в основном на территории республик Северного Кавказа.

МОРДВА, УДМУРТЫ, МАРИЙЦЫ- Урало-Поволжье, на севере Европейской России.

ТИТУЛЬНЫЙ НАРОД – это народ, по названию которого называется республика: пример.

Но титульный народ, как правило, не составляет большинство населения республики. Рассредоточенность размещения многих народов, их интенсивные контакты между собой и особенно с русскими способствовали процессам ассимиляции. Определение записать в тетрадь. (Стр344 словарь терминов).

Задание: в каких республиках титульный народ составляет более 50 %? Стр. 106.

Работа с контурной картой: отметить 2 республики (Дагестан и Тува). Показать на карте.




  1. РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ.

Учитель:

Жители России исповедают разнообразные религии. Но наиболее распространенными являются три:

- христианство

- ислам


- буддизм.

Схему в тетрадь (народы учащиеся записывают самостоятельно, пользуясь текстом учебника на странице 107)

Религии России
Православие Ислам Буддизм

(христианство) - татары - буряты

- русские - башкиры - калмыки

- украинцы

- и т. д.

3. ПАРАД НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР


Правительство Оренбургской области большое внимание уделяет культуре других народов. Результатом это работы служит созданная в г. Оренбурге «Национальная деревня» где показана культура разных народов.

Ваш класс является ярким представителем многонационального микрогосударства. В нем есть и казахи и чеченцы и русские. Коснемся некоторых аспектов культуры этих народов.



  • Культура русского народа

  • Культура казахского народа

  • Культура чеченского народа

Вопросы к классу:

  1. Как нужно относиться к культуре своего народа? К культуре других народов?

Мы должны уважительно относиться к культуре и религии других народов.
4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Тесты (приложение 1 )

III.ИТОГ УРОКА

Россия многонациональное государство. Для того чтобы не возникали этнические и национальные конфликты мы должны уважать традиции и культуру другого народа.Я надеюсь что этот урок помог вам стать чуточку умнее, образованнее, терпимее и добрее.

Домашнее задание: параграф22, отметить 21 республику на контурной карте, подготовиться к зачету повторить параграфы 11-21.

Используемая литература:



  1. География : население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ А.И. Алексеев, В.В. Николина.-11 изд. – М.: Просвещение, 2005.

  2. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс./Е.А. Жижина. – М.: «Вако» ,2006.

  3. Библиьтека электронных наглядных пособий «География (6- 10 классы). Республиканский мультимедиа центр, 2003.

  4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: М., 2006.

Инструктивная карточка

Классификация народов по языковой принадлежности


Языковые семьи











Славянская группа

Тюркская группа

Монгольская группа

Нахско-дагестан-

ская группа



Финно-угорская группа

1.

2.

3.



1.

2.

3.



4.


1.

2.


1.

2.

3.




1.

2.


Инструктивная карточка

Классификация народов по языковой принадлежности


Языковые семьи











Славянская группа

Тюркская группа

Монгольская группа

Нахско-дагестан-

ская группа



Финно-угорская группа

1.

2.

3.



1.

2.

3.



4.


1.

2.


1.

2.

3.




1.

2.

Инструктивная карточка

Классификация народов по языковой принадлежности




Языковые семьи











Славянская группа

Тюркская группа

Монгольская группа

Нахско-дагестан-

ская группа



Финно-угорская группа

1.

2.

3.



1.

2.

3.



4.


1.

2.


1.

2.

3.




1.

2.


Приложение 1

ТЕСТЫ.


  1. Самый многочисленный народ России (русские) относятся к языковой семье:

А) алтайской; Б) индоевропейской; В) уральской.

2. В славянскую группу вместе с русскими входят…

А) украинцы; Б)калмыки; В) белорусы.

3. В какой из республик преобладает коренное население?

А) Карелия; Б) Дагестан; В) Хакасия.

4. Преобладающая религия на территории РФ:

А) Буддизм; Б) Ислам; В) Православие.
ТЕСТЫ.


  1. Самый многочисленный народ России (русские) относятся к языковой семье:

А) алтайской; Б) индоевропейской; В) уральской.

2. В славянскую группу вместе с русскими входят…

А) украинцы; Б)калмыки; В) белорусы.

3. В какой из республик преобладает коренное население?

А) Карелия; Б) Дагестан; В) Хакасия.

4. Преобладающая религия на территории РФ:

А) Буддизм; Б) Ислам; В) Православие.
ТЕСТЫ.


  1. Самый многочисленный народ России (русские) относятся к языковой семье:

А) алтайской; Б) индоевропейской; В) уральской.

2. В славянскую группу вместе с русскими входят…

А) украинцы; Б)калмыки; В) белорусы.

3. В какой из республик преобладает коренное население?

А) Карелия; Б) Дагестан; В) Хакасия.

4. Преобладающая религия на территории РФ:

А) Буддизм; Б) Ислам; В) Православие.
ТЕСТЫ.


  1. Самый многочисленный народ России (русские) относятся к языковой семье:

А) алтайской; Б) индоевропейской; В) уральской.

2. В славянскую группу вместе с русскими входят…

А) украинцы; Б)калмыки; В) белорусы.

3. В какой из республик преобладает коренное население?

А) Карелия; Б) Дагестан; В) Хакасия.

4. Преобладающая религия на территории РФ:



А) Буддизм; Б) Ислам; В) Православие.
скачать


Смотрите также:
План-конспект урока географии Класс 9-й Дата Тема раздела: Общий обзор России Тема урока: Национальный и религиозный состав населения России Цели и задачи урока
77.8kb.
Урок географии по теме "Национальный и религиозный состав населения России"
80.34kb.
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс 2013-2014 гг. № п/п Тема урока Дата план/ факт Тип урока Целевая установка урока
154.16kb.
План-конспект урока тема урока: методы шифрования текстовой информации (8 класс) Цели урока: Образовательные
47.75kb.
План-конспект открытого урока 3 четверть Дата 03 февраля 2011 года. Класс 3 «а» Урок №4 Тема четверти: «Звучи моя, домбра» Тема урока: «Музыкальное искусство Казахстана»
213.85kb.
№ урока Дата урока Название раздела, тема урока Примечания планируемая фактическая 1
128.26kb.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
План-конспект урока биологии в 6 классе Тема урока: «Строение цветка»
47.54kb.
Урока по фгос класс Предмет Тема урока № п/п Этапы урока Баллы
196.08kb.
№ урока Дата урока Название раздела, тема урока Примечания планируемая фактическая
119.38kb.
План-конспект интегрированного урока трудового обучения и биологии 7 класс. Тема урока: «Получение и свойства шерстяных и шелковых тканей». Цели урока : изучить виды тканей
47.62kb.
Класск класс Тема урока Тип урока Цель Практические задачи Воспитательные задачи Развивающие задачи Образовательные задачи Оборудование Формы работы Структура урока
70.17kb.