Главная стр 1
скачать
План-конспект урока музыки

3 класс 2 четверть

Тема урока «Интонация»

(Урок посвящен празднику День матери.)


Цель: Всестороннее развитие личностно-творческого потенциала школьников, формирование его эстетической культуры.

Задачи:

1. Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развитие фантазии, воображения при восприятии художественных произведений.

2. Формирование культуры слушателя, музыкальных знаний, умений и навыков, дать понятие о интонациях

3. Воспитывать в детях внимательное, уважительное отношение в маме, людям старшего поколения.


Материал к уроку:

Аудио:


П.И.Чайковский «Мама» из фортепианного цикла «Детский альбом» ( слушание)

Армянская народная песня «Мама» (слушание)

«Вечереет» (исполнение)

«Мама» ( песня из к/ф «Мама»)

Видео: Фильм «Поговорим о маме» ( создан по материалам опроса учеников школы № 68 г.Тюмени)
План урока:

I. Подготовительный этап

1. Кроссворд (тема урока)

II.Основной этап

1. Углубление в тему, работа с различными речевыми интонациями

2. «Мама» П.И.Чайковский (слушание, сравнение речевых и музыкальных интонаций)

3. «Мама» арм.н.п.( Слушание, переводчики+фото-сопровождение, рассуждение, разбор интонаций)

4. День мам (разговор о празднике)

5.Чтение стихов (по выбору учащихся)

III. Закрепление

1. «Мама» Ольга Чусовитина (совместное интонационно-выверенное чтение)

2. «Вечереет» (исполнение песни)

3. КТД «Поздравительная открытка»

4. «Поговорим о маме» (просмотр фильма)

IV. Итог

Ход урока:

Здравствуйте ребята.

Музыка – необъятный, волшебный, загадочный, таинственный мир и на наших уроках мы учимся понимать его. Вслушиваясь в каждый звук, в каждую паузу, совершая вместе с ней увлекательные путешествия, мы с вами пытаемся разгадать вечную тайну музыки! В чем она, как вы думаете?

(Ответы ребят)

Ее тайна скрыта в душах композиторов и музыкантов, в сердцах людей, причастных к этому хрупкому и прекрасному виду искусства, в звуках мелодии и тишине пауз. Сегодня мы попробуем еще на чуть-чуть приблизится к разгадке. Для этого вам нужно разгадать зашифрованное слово.

Слайд: 1

(разгадывание кроссворда, индивидуальная работа: правильные ответы дети говорят на ухо учителю, правильно ответившие – сами становятся учителями)

Итак, это слово: ИНТОНАЦИЯ. Вам оно знакомо?

(ответы детей)

Слово «интонация» произошло от латинского «intono» — громко произношу и обозначает особенно сильное ударение голосом. В средние века капельмейстеры, так называли руководителей хора, утверждали, что при верной интонации каждый звук вполне согласуется с требуемым строем. Но если интонация выше или ниже его, то происходить фальшь. Хотите познакомиться с ней поближе? Тогда давайте, выполним простое, на первый взгляд, задание:

Слайд: 2


Перед вами фраза, которую нужно произнести с различной интонацией.

( работа с классом)

Какие интонации мы использовали? (повествовательные, вопросительные, восклицательные) Мы использовали их в разговорной речи. Скажите, а в музыкальной речи их можно встретить?(рассуждение, подтверждение музыкальными примерами)

Что общего и чем отличаются на ваш взгляд речевые и музыкальные интонации? (сравнивание речевых и музыкальных интонаций) Вывод: музыкальные интонации очень похожи на речевые, но они более яркие, выразительные, разнообразные, неотъемлемая часть пения или игры на музыкальных инструментах.

А можно ли предугадать музыкальную интонацию? Попробуете предположить, какие музыкальные интонации использовал выдающийся русский композитор Петр Ильич Чайковский в произведении «Мама» из фортепианного цикла «Детский альбом» (ответы детей записываются на доске)

Давайте проверим наши догадки.

Слушание

Слайд:3


Верно ли мы угадали? Почему нам это удалось, ведь это инструментальное произведение и речевых интонация мы не встретили? (ответы детей)

Верно. Музыка выражает внутренний мир человека, его переживания, его чувства и ей достаточно для этого музыкальных звуков, сотканных в неповторимую, выразительную мелодию, нужной интонации, которая помогает нам прочувствовать музыкальное произведение, понять его без слов.

Мама самый близкий для каждого из нас человек. На свете миллиарды музыкальных произведений, посвященных маме. Сейчас вы услышите армянскую народную песню, которая тоже называется «Мама». Мы, к сожалению, не знаем армянского языка, но попробуем перевести слова песни на русский язык.

Слушание, видеоряд

Слайды: 4-7

Итак, уважаемые переводчики, вам слово (ответы детей)

Давайте сравним интонации этих двух замечательных произведений

(ищем сходства и различия)

Вывод: Не смотря на то, что эти произведения такие разные, музыкальные интонации очень похожи, потому что рассказывают о маме и о чувствах к ней, а любой человек, будь он маленький или взрослый к маме относится с любовью, лаской…

Все люди на земле выражают свою любовь к маме по-разному: композиторы пишут музыку, поэты пишут замечательные стихи. Я предлагаю вам познакомить нас с теми поэтическими страничками о маме, которые вы подобрали, а может, и сочинили сами.

(Ребята читают стихи, обращая внимание на выразительность чтения)

Огромное спасибо вам, ребята. Вы заслужили небольшой поэтический сюрприз: стихи Ольги Чусовитиной о маме. Давайте прочитаем их, используя выразительные интонации.

Слайд: 8

(Чтение стихотворения)

Мама. Без нее не возможна наша жизнь на земле. Поэтому все, и маленькие, и взрослые, никогда не должны забывать говорить ей простые, но очень важные слова. Как вы думаете, какие? (Я тебя люблю!) Верно. И говорить их нужно не только в праздники. Как вы думаете, о каких праздниках я говорю? … А чем отличаются праздники 8 марта и день мам?... А знаете ли вы, что день матери в России празднуется с 1998 года.

Слайд: 9


Согласно Указу Президента это последнее воскресенье ноября и в этом году он приходится на ….(определяем число по календарю)

Я знаю, что вы готовите своим мамам сюрпризы и предлагаю прямо сейчас, на уроке приготовить для них праздничную поздравительную открытку.

КТД 1 группа: собирают из слов слова из песни

Слайд: 10

2 группа: готовит основу для открытки (с помощью «блопенов» и трафаретов)

3 группа: собирают на основу изображение букета цветов

Затем все собираем воедино.

Вот такая замечательная открытка у нас получилась, я предлагаю сделать ее не простой, а музыкальной.*

Исполнение песни «Вечереет»

Слайд:11


Слайд:12

Мама – первое слово, главное слово в нашей судьбе. Мама – жизнь подарила, мир подарила мне и тебе! А вот что думают о маме ученики нашей школы

Слайд: 12 видео фрагмент «Поговорим о маме» **

Наш урок подошел к концу. Что нового вы узнали? (ответы детей, самооценка).

Сегодня мы стали чуточку ближе к ответу на вопрос: В чем же великая тайна музыки. Вспомнили о том, что музыка, как и другие виды искусства рассказывают об очень близких для всех нас чувствах, - о добре, любви, о чувствах, которые волнуют нашу душу. Ведь это сейчас так важно в жизни – не остаться равнодушным, уметь сопереживать и не забывать говорить нашим близким о своих чувствах. Я благодарю вас за работу и желаю вам, дорогие ребята, оставаться такими же неравнодушными, внимательными слушателями, исполнителями, людьми.

* Прямо на уроке можно записать видео поздравление, а затем подарить его мамам на празднике.



** В школе проводили опрос «Кто такая мама?», из видео ответов создали фильм.
скачать


Смотрите также:
План-конспект урока музыки 3 класс 2 четверть Тема урока «Интонация»
50.44kb.
Конспект открытого урока музыки. 6 класс. 2 четверть. Тема четверти: «Преобразующая сила музыки». Тема урока
38.04kb.
План-конспект открытого урока 3 четверть Дата 03 февраля 2011 года. Класс 3 «а» Урок №4 Тема четверти: «Звучи моя, домбра» Тема урока: «Музыкальное искусство Казахстана»
213.85kb.
Конспект урока музыки в 6 классе Тема урока : Волшебная сила музыки. Цель урока : Показать на музыкальных примерах «волшебное» свойство
65.65kb.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. А. Тема урока: Древнейшая песнь материнства. Цель урока : Развитие творческих способностей учащихся. Задачи
121.95kb.
Урок музыки с применением Технологии проблемного обучения 5 класс 1 четверть (бинарный урок (2 урока) Тема: Взаимосвязь литературы и музыки. Что стало бы с литературой, если бы не было Музыки?
183.07kb.
Урока Дата Тема урока Тип урока Элемент содержания Планируемые результаты план
303.63kb.
Конспект урока музыки в 4 классе Сахаровской средней общеобразовательной школы. ( учитель музыки Каплин А. А.) Тема урока : Близость русской и украинской музыки
21.67kb.
План-конспект урока музыки учителя Назаровой Кристины Павловны Класс 4 класс
71.41kb.
План-конспект урока тема урока: методы шифрования текстовой информации (8 класс) Цели урока: Образовательные
47.75kb.
План-конспект урока географии Класс 9-й Дата Тема раздела: Общий обзор России Тема урока: Национальный и религиозный состав населения России Цели и задачи урока
77.8kb.
Конспект урока природоведения ( 3 класс). Тема урока : Температура. Термометр. Как измеряют температуру?
29.93kb.