Главная стр 1
скачать
МКОУ «Любимовская основная общеобразовательная школа»

Далматовского района

План – конспект урока технологии
Тема: Натуральные волокна животного происхождения.

Мир шерсти

Класс: 6

Учитель: Колчеданцева Светлана Леонидовна

2012

План – конспект

открытого урока технологии

Класс: 6

Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Элементы материаловедения

Тема: Натуральные волокна животного происхождения. Мир шерсти

Цель: изучить свойства волокна животного происхождения (шерсти)

Задачи: познакомить со свойствами шерстяного волокна, получением нитей из шерсти в условиях прядильного

производства и в домашних условиях, областью традиционного и современного применения шерсти;

познакомить с историей появления валенок в России, технологией изготовления изделия из шерсти (валенок);

научить приёмам мокрого валяния шерсти (на примере валенок);

формировать умение анализировать, делать выводы;

развивать наблюдательность, эстетический вкус;

воспитывать аккуратность.

Оснащение урока:

- учебник «Технология» (под ред. В.Д.Симоненко) 6 кл., рабочие тетради;

- иллюстрации (А4) животных: овцы, козы, верблюда, ламы, кролика;

- для практической работы № 1: таблица «Исследование шерстяного волокна», лупа – 9 шт., образцы овечьей шерсти – 9 шт.; линейка – 9 шт.;

- щётки для трепания шерсти – 2 комплекта, веретено, иллюстрации (А4) прялки ручной и механической, прялка

электрическая, раздаточный материал «Шерсть: сырьё, пряжа и нити» (А4); кроссворд (для домашнего задания);

- образцы изделий из шерсти: платок, шапка, шарф, варежки, валенки, коврик, прихватки декоративные, панно в технике «шерстяная акварель», носки, клубки пряжи разного цвета, крючок, спицы, декоративная подушка-думка;

- ноутбук, запись песни «Валенки» в исполнении Л.Руслановой, записи народных плясовых и лирических песен (для создания музыкального фона во время практической работы):

- для практической работы № 2: клеёнка на столы – 6 шт., сетка размером 20х20 см – 9 шт., пластиковая тарелка глубокая – 12 шт., жидкость для мытья посуды, картонные шаблоны для валенок – 9 шт., трубочки – катушки (от швейных ниток) – 9 шт., салфетки тканевые – 9 шт., ножницы – 9 шт., листы с правилами ТБ – 9 шт., фартук – 9 шт., шерсть для валяния – 9 комплектов, образец изделия – сувенирные валенки.

Оформление доски: дата, тема, иллюстрации животных (овца, коза, верблюд, лама, кролик), незаконченная схема «Текстильные волокна».

Ход урока


  1. Орг. момент

  2. Вступительное слово

- Мы начали изучение раздела «Элементы материаловедения» в 5 классе, в 6-м мы его продолжаем. Этот раздел посвящён волокнам различного происхождения, тканям, которые из них производят, их свойствам. Все волокна можно разделить на две большие группы, которые, в свою очередь, делятся также на группы. Предлагаю вспомнить материал, изученный в 5 классе, и рассмотренный на прошлом уроке и восстановить схему «Текстильные волокна».

(на доске размещена схема «Текстильные волокна»,

которую обучающиеся заполняют, выходя по одному к доске)

http://festival.1september.ru/articles/523972/img1.gif


  1. Изучение нового материала

- Сегодня мы рассмотрим волокно животного происхождения – шерсть, познакомимся с со свойствами шерстяного волокна, получением нитей из шерсти в условиях прядильного производства и в домашних условиях, областью традиционного и современного применения шерсти, то есть попадём в Мир шерсти.

- Что же такое шерсть? (ответы обучающихся)

- Обратимся к учебнику (с. 5 учебника) (обучающиеся записывают определение в тетрадь)


Шерсть – это волосяной покров животных

- Каких животных использует человек для получения шерсти?

Отгадайте загадку: Я маленькая, белая,

Пугливая, несмелая.

Шерсть даю своей хозяйке

На шарфы и на фуфайки. Кто это? (овца)

Про это же животное есть ещё одна загадка:

По горам, по долам ходят шуба да кафтан. (овца)
- Именно овцы дают большую часть шерсти для переработки на текстильных предприятиях. Овцеводством в России занимаются в предгорьях Кавказа и в Поволжье.

(демонстрируются иллюстрации животных на доске, а также иллюстрации в учебнике с.5 - 6)

- Шерсть овцы состригают специальными ножницами или машинками почти цельным неразрывным пластом, который называется руном. (иллюстрация в учебнике с.5)




Руно – это цельный, неразрывный пласт шерсти

- Какие ещё животные используются для получения шерсти?

(предполагаемые ответы обучающихся: коза, лама, верблюд, кролик) (Приложение 1)
- Рассмотрим внешний вид шерстяного волокна.
Практическая работа № 1 «Исследование шерстяного волокна»

Задание: рассмотреть образцы шерстяного волокна, проанализировать волокна по внешнему виду, занести результаты в таблицу.

Оснащение: лупа, образцы шерсти, линейка, тетрадь, таблица для данных.

Волокно

Цвет

Длина

Фактура поверхности

Вид волокна

шероховатая

или


гладкая

блестящая

или


матовая

прямая

или


извитая

мягкая

или


жесткая

Одинаковы ли шерстинки по толщине?

ШЕРСТЬ

белый

чёрный


серый,

рыжий


От 2 см до 45 см

шероховатая

матовая

извитая

средней

мягкости


Нет

Тонкие – пух

Средние – переходный

волос


Толстые - ость

(обучающиеся выполняют работу, затем представляют её результаты, делают вывод)

Вывод: шерстяное волокно отличается по внешнему виду от других натуральных волокон, значит и имеет отличительные от них свойства.
- Как же волокно шерсти превращается в пряжу и ткани?

- Каким образом осуществляется обработка волокна? (ответы обучающихся)




  • Обработка волокна:

    • сортировка

    • трепание

    • промывка и сушка

    • прядение

    • ткачество

    • отделка

(по цвету, длине волокна)

(для разрыхления и удаления листьев, стеблей, пыли)

(горячей водой с содой для удаления загрязнений, жира)

(для получения нитей)

(для получения ткани)

(для придания ткани или пряже определённых качеств,

нужного цвета)

- Для разрыхления волокна, удаления листьев, стеблей, пыли в домашних условиях мастерицы (а чаще всего обработкой шерсти занимались женщины) использовали специальные приспособления – щётки-трепалки. Трепание шерсти осуществлялось так.

(показ приёмов трепания шерсти щётками - трепалками)

- Вы сами можете попробовать поработать этими приспособлениями.



(обучающиеся выполняют приёмы трепания шерсти)

- В условиях производства трепание шерсти осуществляется на трепальных машинах.

- После трепания получается разрыхлённая масса – кудель. Мастерица привязывала её к лопасти прялки и понемногу вытягивала волокна, одновременно скручивая их, - вот и получалась нить. Готовая нить наматывалась на веретено.

(Показ иллюстрации (А4) прялки и веретена; показ приёмов работы с веретеном) (Приложение 2)

- Во время прядения пряхи пели песни, беседовали.

- Прядение – работа трудная. От сноровки пряхи зависела толщина и прочность нити, а значит, и будущая ткань. Чтобы облегчить этот труд, придумали прялку с колесом.

(Показ иллюстрации (А4) прялки с колесом)

- А затем была придумана прялка электрическая.



(Демонстрация прялки электрической)

- В домашних условиях после процесса прядения пряжу с нескольких веретён сматывали в одну нить, чтобы нить стала крепче. Получали большие мотки, а потом их мыли в горячей воде с мылом и сушили.

- Полученную пряжу использовали для вязания изделий или ткачества.

- Неокрашенная пряжа имеет цвет шерсти животного. Чтобы получить пряжу другого цвета использовали натуральные красители:

Красный цвет получали из семян конского щавеля;

Оранжевый – из цветов календулы, шелухи лука;

Жёлтый – из цветов ромашки, сухих листьев крапивы, цветов пижмы;

Зелёный – из свежих листьев крапивы, ботвы картофеля;

Синий – из цветов василька, корней пырея;

Чёрный и серый – из стебля душицы;

Кремовый и бежевый – из листьев череды.
- Рассмотрим примеры пряжи и нитей из неё на карточках.

(Раздаются карточки (А4) «Шерсть: сырьё, пряжа и нити»)
- Какие же свойства имеет шерстяное волокно?

(работа с учебником с.6 – 7)


Свойства волокна
свойлачивание упругость

гигроскопичность теплозащитность

устойчивость к солнечным лучам пылеёмкость


- Где применяется шерстяное волокно? Насколько велик Мир шерсти?



(работа с учебником с. 7)

- Назовите изделия, предметы, которые традиционно изготавливают из шерсти.

(платки, шапки, шарфы, варежки, валенки, коврики, прихватки декоративные, панно в технике «шерстяная акварель», носки, декоративные подушки-думки, пледы, пальто, костюмы, кофточки, пряжа для вязания)

(демонстрируются изделия из шерсти с выставки)


  1. Практическая работа № 2

Вводный инструктаж

- Мы с вами рассмотрели свойства шерстяного волокна и отметили, что под действием влаги и трения волокна шерсти сваливаются, сцепляются друг с другом. Это свойство свойлачивания использовали и используют для изготовления валенок. Что же это – валенки?



(рассказ о валенках)

Начало формыhttp://svetgorod.ru/_img_articles/310/1.jpg

Конец формы

Валенки — тёплые во́йлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.

Валенки — это традиционная русская обувь, которую в морозную погоду носят для ходьбы по сухому снегу. Снашиваются быстрее всего снизу, часто подшиваются кожей или другим прочным материалом; против намокания носятся с гало́шами. Традиционно валенки бывают чёрного, серого, и белого цвета.

Валенки начали изготовляться в Нижегоро́дской губернии в конце XVIII века. Скорее всего, их прообразом были традиционные войлочные сапоги азиатских кочевников, история которых насчитывает полторы тысячи лет. Валенки широко распространились лишь в конце XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом.

Валенки являлись лучшей обувью для гуляний на Руси. В них праздновали масленицу, колядовали, водили хороводы, плясали под гармонь. Наверное, не все знают, что в старину валенки считались очень ценным подарком. Иметь собственные валенки было заветной мечтой молодого парня – ведь девушки больше заглядывались на того, кто в валенках: значит, он – состоятельный, серьёзный человек.

Семья, имеющая хотя бы одни валенки, считалась зажиточной, носить их приходилось по старшинству. Валенки берегли, передавали из поколения в поколение.
- Про валенки даже есть песня. Давайте послушаем отрывок из неё.

(звучит песня «Валенки» в исполнении Л.Руслановой)

Для того, чтобы получать шерсть для валяния, пришлось вывести специальную породу овец – романовскую.  Русская зима – суровая зима и никакая обувь не способна защитить от мороза так, как это делают валенки. Кто в настоящую зимнюю пору хоть раз надел валенки, тот уж точно знает их преимущества перед тонкой, модной, но очень холодной обувью.

В России есть и музеи валенка – один в городе Мышкине, второй «Русские валенки» в Москве. Создан он в 2001 году при текстильной фабрике войлока «Горизонт».

Всего в год в России производят около 4,5 миллионов пар валяной обуви. Крупнейшие производители на сегодняшний день:



  • Кукморский валяльно-войлочный комбинат — 800—900 тыс. пар.

  • Ярославская фабрика валяной обуви — 550—600 тыс. пар.

Валенки ассоциируются с традиционным деревенским стилем одежды; в городах их обычно носят маленькие дети, либо их носят в сильные морозы, когда другая обувь мало спасает от холода. Валенки — основная спецодежда газовиков, нефтяников, железнодорожников.

Сейчас валенки приобретают статус модной обуви — выпускаются модели с вышивками, отделками, используется натуральные и искусственный мех, аппликации. Они появились в коллекции осень-зима – 2009 Вячеслава Зайцева. Валенки незаменимы при зимнем отдыхе на природе.


- Сегодня на практической работе мы попробуем свалять валенки: небольшие, сувенирные. Проверим, как свойлачивается шерсть. Работать мы будем в технике мокрого валяния.

Выполнение практической работы № 2 «Изготовление валенок» (Приложение 4)

(учитель объясняет и показывает приёмы валяния, обучающиеся выполняют на рабочих местах)
(Во время практической работы звучит народная музыка: плясовая и лирическая)
Во время работы обучающиеся пользуются ножницами, поэтому перед их использованием повторяются правила ТБ с ними: Техника безопасности с ножницами:

На стол кладу я ножницы



Кольцами к себе.

Передаю я ножницы



Кольцами к тебе.

Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.

Положишь их разомкнутыми – может быть беда.



Заключительный инструктаж

- В нашем селе Любимово валенки катали Засыпкин Иван Герасимович и Юрин Алексей Нилович. А готовили шерсть для валяния в селе Уксянское. Там была «шерстобитка» - машина, которая трепала и расчёсывала шерсть. Также у нас в селе перекатывал валенки, т.е. делал из больших маленькие на специальных колодках Богдашов Фёдор Андреевич. Также жители нашего села возили шерсть в Шадринский район село Ольховка, где делали валенки.

- На нашей выставке представлены маленькие валенки. Они были подарены семьёй Щербаковых - бывшими учениками нашей школы специально в подарок первым учителям Мышкиной Анне Ивановне и Воинственской Александре Михайловне. Сейчас эти валенки - экспонаты школьного краеведческого музея.


- Мы с вами попробовали сегодня изготовить валенки способом мокрого валяния: использовали влагу и трение. Наши валенки осталось только просушить и украсить. Способом мокрого валяния можно изготовить не только валенки, но и шарфики, коврики. Сейчас также популярно сухое валяние с использованием специальной иглы. Таким способом изготавливают, например, игрушки, украшения.


  1. Закрепление изученного материала (фронтальный опрос)

  • Какое волокно можно считать самым теплым? (шерсть)

  • Какой цвет может иметь натуральная шерсть? (серый, черный, белый, рыжий)

  • Назовите волокна животного происхождения? (шерсть, шёлк)

  • Шерсть, снятая с овец, называется: мех, шкура, руно, пряжа? (руно)

  • Шерсть каких животных используется человеком? (овца, коза, лама, верблюд, кролик)

  • Для чего производится трепание шерсти? (для удаления загрязнений и разрыхления)

  • Каким способом изготавливаются валенки? (способом мокрого валяния)

  • Назовите отрицательное качество шерстяного волокна? (повышенная пылеёмкость)

  • Какие природные красители можно использовать для изменения цвета шерсти?

(отвары из листьев, корней, цветов растений культурных и сорных)




  1. Подведение итогов

- Мы сегодня убедились, что шерсть не только не утратила своего значения, а напротив, расширяет свою область применения. Мир шерсти многообразен и интересен.
- Что вам сегодня особенно запомнилось на уроке?

Оценки за урок.

Домашнее задание: п.1, кроссворд (Приложение 3)

- На этом наш урок окончен.

Уборка рабочих мест

Информационные источники


  1. Технология. Обслуживающий труд. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005. – 36 с.

  2. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/ Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 208 с.

  3. Учебник – тетрадь по предмету «Технология» 6 класс (вариант для девочек). – Курган, 2005. – 70 с.

  4. Семина, Н.Н. Кроссворд по теме «Шерстяные ткани»// Школа и производство. – 2003, № 2

  5. Федотов, Г.Я. Растения-краски// Сделай сам. – 1992, № 3

  6. Интернет-ресурсы: сайт «Страна мастеров», сайты педагогических сообществ учителей технологии

Приложение 1


Овца Коза Верблюд



сканирование0004

Лама Кролик


Приложение 2
сканирование0010 Прялка и веретено сканирование0010 Прялка с колесом
Приложение 3
По горизонтали:d:\обж\технология\открытый урок\матер\кроссворд.jpg

1, 8, 11 – название тканей из шерсти

3, 4 – изделия, изготовленные из шерстяных тканей

5, 6, 9, 10 – животные, дающие шерсть

7 – он пасёт отару

По вертикали:

2 – волосяной ……… животных

3 – изделие, изготовленное из шерстяной ткани
Слова – подсказки:

Платок, трико, баран, бостон, креп, юбка, коза, пальто, верблюд, овца

Приложение 4
Изготовление сувенирных валенок

1. мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 1

2. Начнем с заготовки. Вырезаем её из картона и

обклеиваем малярным скотчем (для окон)



 мастер-класс валяние (фильцевание): украшаем валеночки в подарок часть2 бисер, бусинки, ленты, тесьма, шнур, шерсть новый год. фото 15
3. Выкладываем шерсть поперек шаблона с небольшими припусками

 мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 3
4. Следующий слой перпендикулярно предыдущему, а затем третий слой перпендикулярно второму

 мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 4 мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 2


5. Затем мыльным раствором (вода + средство для мытья посуды) смачиваем шерсть

 мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 5
6. Сверху накрываем сеткой, прижимаем, чтобы шаблон выступал, и были видны его границы

 мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 6
7. Аккуратно переворачиваем шаблон с шерстью, припуски загибаем на шаблон очень аккуратно, натягивая

 мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 7
8. Теперь не переворачивая заготовку, накладываем в таком же порядке шерсть как описано выше, так же смачиваем, прижимаем через сетку и переворачиваем

 мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 8
9. Затем загибаем припуски

 мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 9
10. Начинаем приваливать через сеточку сначала без нажима, потом с нажимом. И так с каждой стороны  мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 10
11. Затем валяем в руках, нажимая все сильнее

( продолжительность ручного валяния 10-15 мин)



 мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 11
12. Затем находим середину и разрезаем

 мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 12

13. Вот и получилось у нас 2 одинаковых носка, т. е. будущих валеночка

 мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 13
14. Вынимаем заготовку

 мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 14
15. Нанизываем на палец (или на ручку расчески, фломастер и др. подручные средства)  мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 15
16. В носок валенка вкладываем кусочек шерсти , чтобы носок не сминался

 мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 16
17. И валяем, валяем, валяем с нажимом,

и в руках, и об сеточку



 мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 17
 мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 18
18. Спустя 20-30 мин. валенки готовы

 мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 20
19. После долгого валяния промыть сначала в горячей воде, затем в холодной (чтобы валенки они дали усадку)  мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 21

20. Затем отрезаем ровно голенища, отправляем валенки сушиться

 мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 22
 мастер-класс валяние (фильцевание): сувенирные валеночки в подарок на новый год часть 1 шерсть новый год. фото 23

21. Украшаем валенки атласными лентами, бисером, бусинами, вышивкой

 мастер-класс валяние (фильцевание): украшаем валеночки в подарок часть2 бисер, бусинки, ленты, тесьма, шнур, шерсть новый год. фото 1

 мастер-класс валяние (фильцевание): украшаем валеночки в подарок часть2 бисер, бусинки, ленты, тесьма, шнур, шерсть новый год. фото 8  мастер-класс валяние (фильцевание): украшаем валеночки в подарок часть2 бисер, бусинки, ленты, тесьма, шнур, шерсть новый год. фото 11





скачать


Смотрите также:
План конспект урока технологии Тема: Натуральные волокна животного происхождения. Мир шерсти Класс: 6
177.23kb.
Натуральные волокна животного происхождения. 6 класс
64.33kb.
Конспект урока технологии в 6 классе. Учитель: Румянцева Л. В. Тема урока: «Натуральные волокна животного происхождения»
106.88kb.
Урок по теме: «Натуральные волокна животного происхождения» разработан для 6 класса
112.77kb.
План-конспект интегрированного урока трудового обучения и биологии 7 класс. Тема урока: «Получение и свойства шерстяных и шелковых тканей». Цели урока : изучить виды тканей
47.62kb.
№ урока Тема урока 5класс 6 класс Волокна растительного происхождения
86.99kb.
Конспект урока технологии. Технология художественной обработки материалов. Тема урока: «Организация рабочего места при выполнении плоскорельефной резьбы» План конспект. 7 класс
27.26kb.
План-конспект открытого урока по физической культуре 9 класс Тема урока: «Совершенствования изученных приемов в игре баскетбол»
71.08kb.
Конспект урока природоведения 3класс. Тема: Наше питание. Цель: Раскрыть значение питания для человека
49.49kb.
Конспект урока технологии в 7 классе Тема: "Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них"
64.58kb.
Конспект урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Тема урока: Базовое программное обеспечение. Продолжительность занятия 2 ч
60.06kb.
Конспект урока по технологии 7 класс (мальчики) по теме "Классификация и термическая обработка сталей" учитель технологии свинаренко г г
58.15kb.