Главная | стр 1
Тема: Повторение по теме «Лексика» Цели: Систематизировать знания обучающихся по теме «Лексика». Формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы, находить прямое и переносное значение слов, различать однозначные и многозначные слова; развивать творческое мышление, активность учащихся, совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки; прививать любовь к слову, бережное отношение к слову.
1.На доске слова Н. Бердяева «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живем в их царстве» 2.А какая же наука изучает слова? Назовите тему урока. 3. Пословицы о слове. Прочитать и объяснить. 1) Сердечное слово до сердца доходит. 2) Слова - жемчуг, но когда их много, они теряют цену. 3) Слово – серебро, молчание – золото. 4) Слово не воробей: вылетит- не поймаешь. 5) Слов много, а толку мало. «Хромое слово – кривая речь» - гласит русская пословица. Действительно, чем больше слов знает человек , тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь не была кривой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, тогда вы будете хорошо понимать прочитанное и увиденное, сумеете точно определить его лексическое значение. 4.Работа с толковым словарем проходит в игровой форме при помощи говорящей таблицы о животных. 5.Упражнения для закрепления Чтение обучающимися стихотворения «Слово в словах» Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души.
То медью траурной поет, Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полет. Ведь слово до сердца доходит И может судьбу изменить. Так сделай его своим другом И сдерживать научись. Им можно радости прибавить И радость людям отравить, Им можно лед зимой расплавить И камень в крошку превратить. Оно одарит, иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя. 6. –Часто бывает , что слово одно, но очень по- разному служит оно. Инсценировка отрывка из рассказа Н. Сладкова. Встретились два друга : Сашка и Матвей. Сашка сказал: - А у меня дома овсянка! - Подумаешь,- сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка. - Люблю я овсянку ! – добавил Сашка. - И я люблю! – сказал Матвей. - Она желтая, красивая такая! – сказал Сашка. - И вкусная. Особенно с молоком! – сказал Матвей. - Как это - вкусная? Как это - с молоком? – удивился Сашка. - Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком. - Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка. - Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей. - Про какую овсянку? - Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? - И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. - Каша песни пела! – изумился Матвей. - Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне – мою овсянку слушать. - Айда ! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали.
- Что такое омонимы? 7. –А сейчас послушайте частушки о том, что ещё изучает лексика. Есть такой раздел науки Лексикой зовётся, Он значенье слов изучит И всему тебя научит. Вот стоит один дружок На солнце загорает, Однозначным все его В народе величают. Многозначные слова Тоже нам известны. Их значенья разные Бывают и опасные. Есть словечки – близнецы, Но какие хитрецы. Сходным лицам вопреки, Они по смыслу далеки. Встретились на улице Дом, изба и здание. Это же синонимы Наши слова – братья. Ученье свет, уж знаем мы, А неученье тьма Их различить помогут нам Антонимы – слова. 8. – Послушайте предложения и подумайте, в каком случае «железная» имеет прямое значение, а в каком – переносное. Железную подкову кузнец ковал коню. Я в человеке волю железную ценю. 9. – А сейчас, ребята, я расскажу вам сказку о словах – братьях. Слова – братья Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то там, то здесь, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись по стране одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. Но вот появился в городе Волшебник , который всех одиноких делает счастливыми. Волшебник выстроил все слова в один ряд, велел им друг друга братьями величать. Стали они называться одним словом – (синонимы). 10. – Давайте вспомним слова, которые ссорятся друг с другом. Послушайте стихотворение. Повстречались в разговоре слово ДРУГ и слово ВРАГ. Слово ДРУГ- любитель игр, а слово ВРАГ- любитель драк. Повстречались, стали рядом, и пошёл у них скандал, Потому что слово ВРАГ сразу драться предлагал, Ну, а слово ДРУГ – играть: и поссорились опять. Сколько речь наша жива, будут ссориться слова. ДЕНЬ и НОЧЬ, ВОЙНА и МИР будут спорить, что есть сил. Ведь у слов, как у людей, ДОБРЫЙ есть и есть ЗЛОДЕЙ. Ссориться не надо нам, не придётся и словам.
К данным словам запишите синонимы и антонимы Твёрдый
Большой Добрый
Все слова языка. (Лексика). Слова, имеющие одно лексическое значение. (Однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значении . (Многозначные). Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по своему лексическому значению. (Омонимы). Слова, близкие по своему лексическому значению. (Синонимы). Слова, противоположные по своему лексическому значению. (Антонимы). 12. Подведение итога. «Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово, - это человек без рода и племени». (В.А.Сухомлинский). 13. Домашнее задание. Ответить на контрольные вопросы и выполнить задания на стр.149. Выполнить упражнение 363. Смотрите также: Урок в 5 классе. Тема : «Праздники» План. Цель: развитие коммуникативной компетенции на уроке английского языка
77.69kb.
Урок по теме «Причастие. Повторение».(10 класс) Цель урока : Повторение изученного в 7 классе. Решение экзаменационных задач
16.47kb.
Урок по теме «Птицы» Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке
61.78kb.
Урок по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе.»
67.19kb.
Урок обобщения и контроля знаний по теме: "Внутренние воды и водные ресурсы России"
43.8kb.
Урок №4. Тема урока: «Обобщающий урок по теме: «Координатная плоскость»
53.19kb.
Повторение по теме
51.66kb.
Урок русского языка в 11 классе комплексное повторение
68.59kb.
Урок-игра «Счастливый случай» Обобщающее повторение по теме «Лексика и фразеология»
65.32kb.
Повторение по теме
26.9kb.
Конспект урока повторение и закрепление знаний по теме «Сложение рациональных чисел»
153.78kb.
Повторение материала по теме «Основы логики» 588.66kb.
|