Главная стр 1
скачать
Урок 14.

Тема: Повторение по теме «Лексика».

Цели: обобщить и повторить знания, умения, навыки, полученные при изучении темы «Лексика», проверить знания, умения, навыки по данной теме.
1. Повторение.

1) – Прочитайте высказывание. Как вы его понимаете?

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. (М. Горький).

2) – Что называется лексикой общеупотребительной и лексикой, имеющей ограниченную сферу употребления?

- Что, по-вашему, может ограничивать сферу употребления слова?
2. Работа по теме урока.

1) – Познакомьтесь с предложенным материалом. Запиши в тетрадь тезисы.


Русский народ живет на огромных просторах нашей Родины: на Дону и Кубани, на Десне и Печоре, на Волге и Каме, на северном Кавказе и Дальнем Востоке, на Камчатке и Чукотке. Все русские говорят на одном национальном русском языке, поэтому, например, жители берегов Белого моря и Ставрополья, Смоленщины и Сибири поймут друг друга, так как большинство слов, которыми они пользуются, известны всем, т. е. являются общенародными (общеупотребительными).

Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. На их базе происходит дальнейшее совершенствование и обогащение лексики национального русского языка в результате производства новых слов с помощью разных способов образования.

Но в разных местностях встречаются слова, которые понятны только жителям той или оной местности. Это слова территориально ограниченного употребления, или диалектизмы.

Со словами ограниченного употребления мы встречаемся и в других сферах. Например, слушая разговор маляров, нам понятно не все, о чем они говорят: «На эту комнату нам не хватит левкаса». Слово левкас, означающее смесь алебастра или мела с клеем, знакомо не всем. Оно бытует в речи маляров, художников.

В каждой профессии, помимо общеупотребительных, используются слова специальные (профессионализмы).

Ограниченными по употреблению являются также слова, используемые в речи отдельных социальных групп, например, школьников, студентов. В их речи мы встречаем, наряду с общеупотребительными, слова особые: хвост – «несданный экзамен», срезаться – «не выдержать экзамен». Такие слова являются арготизмами (жаргонизмами), имеют ярко выраженный эмоционально- экспрессивный характер.

Общеупотребительная лексика пополняется также за счет слов ограниченного употребления.

Например, слова диагноз, квадрат, вертолет, космос, которые были специальными, постепенно стали понятны всем и вошли в состав общеупотребительной лексики.

В свою очередь, слова ограниченного употребления пополняются за счет общенародных слов. Так, общеупотребительное слово шапка в речи полиграфистов обозначает «заголовок, набранный крупным шрифтом», и в этом значении является профессионализмом.

2) – Составление схемы.


Лексика

общеупотребительная имеющая ограниченную

сферу употребления

диалектизмы

профессионализмы
термины

жаргонизмы

3) Работа с учебником.

- Познакомьтесь с теоретическим материалом на стр. 43-45.


3. Закрепление.

1) Выборочный диктант: выпишите общеупотребительные слова.

Диагноз, квадрат, тусовка, помидор, кросс, кантата, связист, ноктюрн, доказательство, производство, вертолет, скорость, универсам, выпендреж, окружение, спринтер, террористы, автор.

2) Выполните упражнения 71, 73.


4. Подведение итога.

- Какие новые сведения о лексике узнали?

- Назовите группы слов, составляющие сферу употребления русской лексики.
5. Домашнее задание.

- Выучите теоретический материал по теме «Лексика».



- Выполните упражнение 76 и все задания к нему.
скачать


Смотрите также:
Урок в 5 классе. Тема : «Праздники» План. Цель: развитие коммуникативной компетенции на уроке английского языка
77.69kb.
Урок по теме «Причастие. Повторение».(10 класс) Цель урока : Повторение изученного в 7 классе. Решение экзаменационных задач
16.47kb.
Урок по теме «Птицы» Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке
61.78kb.
Урок по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе.»
67.19kb.
Урок обобщения и контроля знаний по теме: "Внутренние воды и водные ресурсы России"
43.8kb.
Урок №4. Тема урока: «Обобщающий урок по теме: «Координатная плоскость»
53.19kb.
Повторение по теме
51.66kb.
Урок русского языка в 11 классе комплексное повторение
68.59kb.
Урок-игра «Счастливый случай» Обобщающее повторение по теме «Лексика и фразеология»
65.32kb.
Повторение по теме
26.9kb.
Конспект урока повторение и закрепление знаний по теме «Сложение рациональных чисел»
153.78kb.
Повторение материала по теме «Основы логики»
588.66kb.