скачать
9 класс. А.С.Грибоедов
Тема урока: Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума».
Цель урока: сделать обобщение по всей комедии «Горе от ума».
Задачи: 1) образовательная:
-
научить учащихся делать обобщение по всему произведению;
-
научить учащихся составлять план;
-
познакомить с требованиями к написанию сочинения;
2) развивающая:
-
способствовать развитию навыков логического мышления;
-
способствовать овладению навыками анализа;
-
способствовать навыкам обобщения, подведения итогов;
3) воспитательная:
-
воспитание культуры чтения;
-
воспитание культуры устного ответа;
-
способствовать формированию дисциплины.
Ход урока.
I Организационный момент.
1. Слово учителя.
2. Работа по памятке (см. приложение).
3. Составление сложного и простого планов по предложенным темам.
Тема 1. «Молчалины блаженствуют на свете».
-
Зачем Грибоедов ввел в комедию Молчалина?
Чтобы противопоставить глупого Молчалина (а так ли он глуп?) умному Чацкому и этим самым глубже показать «горе от ума». Многозначность понятия «ум».
-
«Молчалины блаженствуют на свете».
-
Молчалин видит смысл жизни в том, чтобы «И награжденья брать, и весело пожить».
-
Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь ныне любят бессловесных».
-
Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина?
-
Показ отношений Молчалина с другими героями комедии – главный прием раскрытия его характера.
-
Как в отношениях с Фамусовым, Софьей, Лизой, Чацким раскрываются следующие особенности его характера:
а) карьеризм; б) исполнительность, угодничество, бессловесность; в) умственная ограниченность, узость интересов; г) трусость, лицемерие, цинизм, подлость?
-
Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта?
Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии; главная фигура, определившая конфликт между Софьей и Чацким; главное лицо в сцене катастрофы.
-
Жалок или страшен Молчалин? Какие чувства он вызывает у вас?
Тема 2 . Молчалин в представлении Софьи и в действительности.
-
Прошлое Молчалина.
-
Какое положение занимает Молчалин в фамусовском кругу? Что помогло Молчалину стать необходимым для Фамусова и его домочадцев?
-
Каковы намерения и планы Молчалина?
-
К каким средствам он прибегает, чтобы осуществить свои намерения?
-
Как воспринимает Софья поведение Молчалина?
-
Прав ли Чацкий, говоря Софье о Молчалине: «… качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему»?
-
Чем вызвано заблуждение Софьи в отношении Молчалина?
-
Достоин ли Молчалин той оценки, которую дает ему Чацкий: «Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее созданье!», «Тот, кто на всех глупцов похож…»?
Тема 3. Почему неизбежен конфликт между Чацким и фамусовским обществом?
Основная мысль: конфликт между Чацким и фамусовским обществом неизбежен. В доме Фамусова столкнулись две различные идеологии, два различных мировоззрения: представители старого, отжившего «века минувшего» и нового, нарождающегося «века нынешнего». Умному и благородному Чацкому нет места среди консервативных, невежественных низкопоклонников и льстецов.
-
Острота и непримиримость столкновений Чацкого с миром фамусовых, молчалиных и скалозубов – отражение общественного конфликта эпохи.
-
Различие взглядов Чацкого и московского общества.
-
«Век нынешний» и «век минувший» в оценке Чацкого и Фамусова.
-
Отношение к новым веяниям века представителей фамусовского общества и Чацкого.
-
Служение Отечеству в представлении Фамусова, Скалозуба, Молчалина и Чацкого.
-
Отношение к крепостному праву Чацкого и представителей «века минувшего».
-
Идеал жизни и способы его достижения в фамусовском обществе; отношение Чацкого к этому идеалу.
-
Взгляд представителей двух идеологий на просвещение, образование, воспитание.
-
Преклонение перед иностранным и отношение к этому Чацкого.
-
Обострение общественного конфликта личной драмой героя.
-
Чацкий – победитель или побежденный?
Тема 4. «Мильон терзаний» Чацкого.
-
Столкновение двух миров в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
-
«Чацкого роль – роль страдательная… и всегда победительная».
-
Прошлое Чацкого, его занятия. Как автор вводит эти сведения в пьесу?
-
Личная драма Чацкого.
-
Против чего протестует Чацкий, каковы его собственные идеалы?
-
Кто Чацкий – победитель или побежденный?
-
Одинок ли Чацкий?
-
Значение образа Чацкого.
«Чацкие неизбежны при смене одного века другим».
Тема 5. Барская Москва в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
-
Россия и Москва после войны 1812г.
-
«Есть на земле такие превращенья…»:
-
«… превращенье правлений…» (Ученый комитет; возвращение к прежним порядкам века Екатерины, служба лицам, а не делу);
-
«… превращения… и нравов, и умов…» (Молчалин, Фамусов, Софья): «Ведь нынче любят бессловесных», «Не должно сметь свое суждение иметь», лицемерие; двойственность мышления (Репетилов);
-
«Мундир, один мундир…» - изменение психологии и положение военных людей (Скалозуб, Горич);
-
«… привыкли мы, что нам без немцев нет спасенья…», «Господствует еще смешение языков французского с нижегородским»;
-
«усиление женской власти» (Горичи).
-
Мастерство Грибоедова в изображении барской Москвы (3 плана: Фамусов и его домочадцы, гости на балу, внесценические персонажи).
-
Фамусовскому обществу нанесен «… смертельный удар качеством силы свежей».
II. Подведение итогов
-
Рефлексия.
-
задание на дом: написать сочинение по комедии «Горе от ума».
Приложение.
Подготовка к сочинению.
(Памятка)
Основные этапы подготовки к сочинению.
1. Чтение текста художественного произведения и изучение его.
-
читать необходимо с записыванием.
-
выписки лучше делать на отдельных листах или карточках, чтобы потом их можно было расположить в нужном порядке, сравнивать, систематизировать.
-
в левом углу – имя автора, название произведения, в правом – проблему или тему, в связи с которой сделана выписка, далее цитату и выходные данные книги.
2. Изучение рекомендованной литературы:
-
необходимо повторить соответствующие разделы учебника по литературе;
-
из списка источников, приводимого после каждой темы, надо выбрать работу последних лет изданий, просмотреть его с точки зрения интересующей проблемы;
-
необходимо своими словами изложить основные идеи автора исследования, сделать точные и краткие выписки на карточки;
-
существует несколько форм выписок:
При первоначальном чтении делаются пометки в тексте, выписываются непонятные слова, составляется простой план произведения. При повторном чтении составляются тезисы – краткие формулировки, раскрывающие суть содержания. Конспект должен передать то, о чем говорится в произведении, что утверждается автором и как доказывается им.
3.Системавтмизация собранного материала, составление плана сочинения (он может быть простым, сложным, цитатным).
4. Написание работы:
-
изложение материала должно строго отвечать плану, быть последовательным и логичным;
-
в введении следует определить цели и задачи работы;
-
в основной части тщательно и детально анализируется текст произведения, проводится сравнительный анализ, где это необходимо;
-
в заключении подводятся итоги работы и делаются выводы.
5. Работа над черновиком:
-
написанную на черновике работу нужно проверить, оценить ее критически, обратив внимание на содержание написанного;
-
раскрыта ли тема;
-
выражена ли основная мысль;
-
соответствует ли сочинение составленному плану;
-
не нарушена ли связь между частями;
-
правильно ли подобран и систематизирован материал;
-
уместно ли цитирование;
-
необходимо ликвидировать речевые и стилистические недочеты;
-
исправить орфографические и пунктуационные ошибки.
6. Оформление работы:
-
сочинение пишется с двух сторон листа (тетрадного);
-
объем его – 3-4 тетрадных листа;
-
важно соблюдать абзацы;
-
на первой странице указывается тема, а иногда и план;
-
эпиграф следует писать после названия темы, справа, без кавычек и скобок;
-
цитаты приводятся точно, с сохранением всех особенностей подлинника.
скачать