Главная стр 1
скачать
9 класс. А.С.Грибоедов

Тема урока: Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума».

Цель урока: сделать обобщение по всей комедии «Горе от ума».

Задачи: 1) образовательная:



  • научить учащихся делать обобщение по всему произведению;

  • научить учащихся составлять план;

  • познакомить с требованиями к написанию сочинения;

2) развивающая:

  • способствовать развитию навыков логического мышления;

  • способствовать овладению навыками анализа;

  • способствовать навыкам обобщения, подведения итогов;

3) воспитательная:

  • воспитание культуры чтения;

  • воспитание культуры устного ответа;

  • способствовать формированию дисциплины.



Ход урока.


I Организационный момент.

1. Слово учителя.

2. Работа по памятке (см. приложение).

3. Составление сложного и простого планов по предложенным темам.


Тема 1. «Молчалины блаженствуют на свете».


  1. Зачем Грибоедов ввел в комедию Молчалина?

Чтобы противопоставить глупого Молчалина (а так ли он глуп?) умному Чацкому и этим самым глубже показать «горе от ума». Многозначность понятия «ум».

  1. «Молчалины блаженствуют на свете».

        1. Молчалин видит смысл жизни в том, чтобы «И награжденья брать, и весело пожить».

        2. Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь ныне любят бессловесных».

  2. Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина?

        1. Показ отношений Молчалина с другими героями комедии – главный прием раскрытия его характера.

        2. Как в отношениях с Фамусовым, Софьей, Лизой, Чацким раскрываются следующие особенности его характера:

а) карьеризм; б) исполнительность, угодничество, бессловесность; в) умственная ограниченность, узость интересов; г) трусость, лицемерие, цинизм, подлость?

  1. Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта?

Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии; главная фигура, определившая конфликт между Софьей и Чацким; главное лицо в сцене катастрофы.

  1. Жалок или страшен Молчалин? Какие чувства он вызывает у вас?


Тема 2 . Молчалин в представлении Софьи и в действительности.


        1. Прошлое Молчалина.

        2. Какое положение занимает Молчалин в фамусовском кругу? Что помогло Молчалину стать необходимым для Фамусова и его домочадцев?

        3. Каковы намерения и планы Молчалина?

        4. К каким средствам он прибегает, чтобы осуществить свои намерения?

        5. Как воспринимает Софья поведение Молчалина?

        6. Прав ли Чацкий, говоря Софье о Молчалине: «… качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему»?

        7. Чем вызвано заблуждение Софьи в отношении Молчалина?

        8. Достоин ли Молчалин той оценки, которую дает ему Чацкий: «Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее созданье!», «Тот, кто на всех глупцов похож…»?



Тема 3. Почему неизбежен конфликт между Чацким и фамусовским обществом?
Основная мысль: конфликт между Чацким и фамусовским обществом неизбежен. В доме Фамусова столкнулись две различные идеологии, два различных мировоззрения: представители старого, отжившего «века минувшего» и нового, нарождающегося «века нынешнего». Умному и благородному Чацкому нет места среди консервативных, невежественных низкопоклонников и льстецов.

  1. Острота и непримиримость столкновений Чацкого с миром фамусовых, молчалиных и скалозубов – отражение общественного конфликта эпохи.

  2. Различие взглядов Чацкого и московского общества.

    1. «Век нынешний» и «век минувший» в оценке Чацкого и Фамусова.

    2. Отношение к новым веяниям века представителей фамусовского общества и Чацкого.

    3. Служение Отечеству в представлении Фамусова, Скалозуба, Молчалина и Чацкого.

    4. Отношение к крепостному праву Чацкого и представителей «века минувшего».

    5. Идеал жизни и способы его достижения в фамусовском обществе; отношение Чацкого к этому идеалу.

    6. Взгляд представителей двух идеологий на просвещение, образование, воспитание.

    7. Преклонение перед иностранным и отношение к этому Чацкого.

    8. Обострение общественного конфликта личной драмой героя.

  3. Чацкий – победитель или побежденный?


Тема 4. «Мильон терзаний» Чацкого.


  1. Столкновение двух миров в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

  2. «Чацкого роль – роль страдательная… и всегда победительная».

    1. Прошлое Чацкого, его занятия. Как автор вводит эти сведения в пьесу?

    2. Личная драма Чацкого.

    3. Против чего протестует Чацкий, каковы его собственные идеалы?

    4. Кто Чацкий – победитель или побежденный?

    5. Одинок ли Чацкий?

  1. Значение образа Чацкого.

«Чацкие неизбежны при смене одного века другим».

Тема 5. Барская Москва в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».


  1. Россия и Москва после войны 1812г.

  2. «Есть на земле такие превращенья…»:

    1. «… превращенье правлений…» (Ученый комитет; возвращение к прежним порядкам века Екатерины, служба лицам, а не делу);

    2. «… превращения… и нравов, и умов…» (Молчалин, Фамусов, Софья): «Ведь нынче любят бессловесных», «Не должно сметь свое суждение иметь», лицемерие; двойственность мышления (Репетилов);

    3. «Мундир, один мундир…» - изменение психологии и положение военных людей (Скалозуб, Горич);

    4. «… привыкли мы, что нам без немцев нет спасенья…», «Господствует еще смешение языков французского с нижегородским»;

    5. «усиление женской власти» (Горичи).

  3. Мастерство Грибоедова в изображении барской Москвы (3 плана: Фамусов и его домочадцы, гости на балу, внесценические персонажи).

  4. Фамусовскому обществу нанесен «… смертельный удар качеством силы свежей».

II. Подведение итогов



  1. Рефлексия.

  2. задание на дом: написать сочинение по комедии «Горе от ума».

Приложение.



Подготовка к сочинению.

(Памятка)



Основные этапы подготовки к сочинению.

1. Чтение текста художественного произведения и изучение его.

  • читать необходимо с записыванием.

  • выписки лучше делать на отдельных листах или карточках, чтобы потом их можно было расположить в нужном порядке, сравнивать, систематизировать.

  • в левом углу – имя автора, название произведения, в правом – проблему или тему, в связи с которой сделана выписка, далее цитату и выходные данные книги.

2. Изучение рекомендованной литературы:

  • необходимо повторить соответствующие разделы учебника по литературе;

  • из списка источников, приводимого после каждой темы, надо выбрать работу последних лет изданий, просмотреть его с точки зрения интересующей проблемы;

  • необходимо своими словами изложить основные идеи автора исследования, сделать точные и краткие выписки на карточки;

  • существует несколько форм выписок:

  • план;

  • тезисы;

  • конспект.

При первоначальном чтении делаются пометки в тексте, выписываются непонятные слова, составляется простой план произведения. При повторном чтении составляются тезисы – краткие формулировки, раскрывающие суть содержания. Конспект должен передать то, о чем говорится в произведении, что утверждается автором и как доказывается им.

3.Системавтмизация собранного материала, составление плана сочинения (он может быть простым, сложным, цитатным).

4. Написание работы:

  • изложение материала должно строго отвечать плану, быть последовательным и логичным;

  • в введении следует определить цели и задачи работы;

  • в основной части тщательно и детально анализируется текст произведения, проводится сравнительный анализ, где это необходимо;

  • в заключении подводятся итоги работы и делаются выводы.

5. Работа над черновиком:

  • написанную на черновике работу нужно проверить, оценить ее критически, обратив внимание на содержание написанного;

  • раскрыта ли тема;

  • выражена ли основная мысль;

  • соответствует ли сочинение составленному плану;

  • не нарушена ли связь между частями;

  • правильно ли подобран и систематизирован материал;

  • уместно ли цитирование;

  • необходимо ликвидировать речевые и стилистические недочеты;

  • исправить орфографические и пунктуационные ошибки.

6. Оформление работы:

  • сочинение пишется с двух сторон листа (тетрадного);

  • объем его – 3-4 тетрадных листа;

  • важно соблюдать абзацы;

  • на первой странице указывается тема, а иногда и план;

  • эпиграф следует писать после названия темы, справа, без кавычек и скобок;

  • цитаты приводятся точно, с сохранением всех особенностей подлинника.

скачать


Смотрите также:
Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума»
62.17kb.
Обучение анализу эпизода 2 действие комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
48.16kb.
А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга «горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии
42kb.
Урок-диспут по комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»
52.71kb.
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» женские образы занимают особое место
47.08kb.
Идеи декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
26.69kb.
"Горе от ума" Меткий афористичный язык комедии. Общечеловеческий смысл комедии
63.5kb.
Тест по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
49.86kb.
Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» это единственное широко известное произведение А. С. Грибоедова
28.49kb.
«Смысл названия. Проблема ума и безумия в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума»». Рыженко Олег, 9а класс, моу
51.53kb.
История создания комедии "Горе от ума"
66.94kb.
«Кто разгадает вас!» (Загадка Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
27.71kb.