Главная | стр 1
Классен Светлана Викторовна, учитель математики МОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2», Оренбургская область, Красногвардейский район МОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2» Дидактический материал по теме «Показательные уравнения» 11 класс Автор: Классен Светлана Викторовна, учитель математики высшей категории МОУ «Красногвардейская СОШ №2» с.Донское, 2009 г. Аннотация В дидактических материалах предоставлены теоретические материалы по теме «Показательные уравнения», рассмотрены методы решения уравнений, предложены задания для самостоятельного изучения и закрепления новых знаний и умений. Это пособие поможет подготовиться к ЕГЭ по математике. Предлагаемое пособие состоит из четырех блоков. В первом блоке рассмотрен краткий теоретический материал, способствующий более эффективному развитию навыков решения уравнений и неравенств. Во втором блоке рассмотрены решения типовых примеров. В третьем блоке предложены задания для самостоятельной работы (тренажёр, тесты, индивидуальные задания). В четвертом блоке подобраны задания ЕГЭ – 2010 из части «Открытого банка задач ЕГЭ по математике». Данные дидактические материалы можно использовать, как в школе, так и для индивидуального обучения, а также для тех, кто хочет углубить свои знания по теме «Показательные уравнения». Теория написана доступным языком даже для тех, кто плохо усваивает учебный материал. Практические задачи подобраны на основе принципа «от простого к сложному», когда работа начинается с разбора простейших уравнений и заканчивается решением заданий высокого уровня. Пояснительная записка В различных теоретических и практических исследованиях часто приходится сталкиваться с необходимостью решения показательных уравнений. Поэтому изучению методов их решения должно быть уделено значительное внимание. Показательные уравнения, изучаемые в старшей школе, осваиваются учащимися хуже, так как на их рассмотрение отводится незначительное количество часов, а при их решении ученику необходимо владеть комплексом умений, полученных в основной школе, а также новыми знаниями, связанными с каждым из новых видов уравнений. Такого объема упражнений, который обычно предлагается в учебниках по алгебре и началам анализа для 10–11-х классов, явно недостаточно для формирования умения решать показательные уравнения. Восполнить этот пробел помогут данные дидактические материалы. Цель работы направлена на обучение решению показательных уравнений стандартного вида. При подготовке к ЕГЭ- 2010 эти задачи входят в группу В. Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Это позволяет быстро и легко изучить теоретический материал и отработать его на практике. Главная задача работы заключается в том, чтобы объяснение было доступно каждому ученику независимо от его успеваемости в школе. Данные дидактические материалы создают условия для открытия новых знаний: методов решения показательных уравнений, формирования умений и навыков правильно определять и применять эти методы при решении конкретных показательных уравнений. Они способствуют развитию моторной и смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать теоретический материал, умений отбирать ключевые задачи по теме и методы их решения. Так же они способствуют становлению информационной компетенции (работа со справочником, дополнительной литературой). Теоретический материал и задания данных дидактических материалов построены в соответствии с требованиями государственного стандарта, на основе материалов учебника и дополнительных сведений из области дидактики. Материалы могут использоваться при прохождении соответствующей темы по любому из ныне принятых стандартных учебников.
D (y) = R (область определения – множество всех действительных чисел). E (y) = R+ (область значений – все положительные числа). При а > 1, функция возрастает. При 0 < а < 1, функция убывает.
Например: Определение 2. Простейшим показательным уравнением называется уравнение вида:
2.5. Примеры выполнения заданий, содержащих показательные уравнения Пример 1. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения ![]() 1) (0; 1); 2)(1;2); 3) (2; 3); 4) (3; 4). Решение. Используя свойство степени (ах)у = аху, получаем: ![]() Так как Поскольку 3,5 2 х-1 + 2 х+1 = 20. 1) (4; 5); 2) [3; 4]; 3) (2; 3); 4) [1; 2]. Решение. 2 х-1 + 2 х+1 = 20; х
Ответ: 1 Блок 3: Задания для самостоятельной работы 1) Тренажер. Определите методы решения уравнений и решите их:
2)Тренажёр. Решите уравнения:
3)Тест 1 вариант 1.Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения ( ![]() ![]() 1. 2. ![]() 3. ![]() 4. ![]() 2. Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения 3 ![]() 1. 2.(-2;-1); 3. ![]() 4.(1;2) 3. Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения 5 ![]() 1. 2.(-1;1); 3. ![]() 4.(-2;0). 4. Решите уравнение. В ответе укажите меньший корень ![]() 5. Решите уравнение 7x5 ![]() 6. Решите уравнение ![]() 7. Решите уравнение 6 ![]() 8. Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения 5 ![]() 1. 2. ![]() 3. ![]() 4. ![]() 9. Решите уравнение 3 ![]() 10. Решите уравнение 3 ![]() 2 вариант 1. Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения 4 ![]() 1. (-5;-2); 2. (1;2); 3. ![]() 4. ![]() 2.Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения 0,3 ![]() 1. (-1;0); 2. (0;1); 3. (1;2); 4. (2;3). 3. Указать меньший корень уравнения 10 ![]() 1. 5 2. 1 3. -1 4. 0. 4. Решить уравнение ![]() 5. Решить уравнение 3 ![]() 6. Решить уравнение ![]() 7. Решить уравнение ![]() 8. Решите уравнение и выберите правильный ответ: 5 ![]() 1. 1 2. ±2 3. нет решений 4. ±5 9. Решите уравнение ![]() 10. Решите уравнение 2x4 ![]() 4) Задания для индивидуальной работы Индивидуальная работа № 1
Индивидуальная работа № 2
Индивидуальная работа № 3
Индивидуальная работа №4. Творческое задание Решить уравнение ![]() Решение для самопроверки: Воспользуемся равенством |