Главная стр 1
скачать

Классен Светлана Викторовна, учитель математики МОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2», Оренбургская область, Красногвардейский район





МОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2»


Дидактический материал

по теме

«Показательные уравнения»

11 класс
Автор: Классен Светлана Викторовна,

учитель математики высшей категории

МОУ «Красногвардейская СОШ №2»

с.Донское, 2009 г.
Аннотация

В дидактических материалах предоставлены теоретические материалы по теме «Показательные уравнения», рассмотрены методы решения уравнений, предложены задания для самостоятельного изучения и закрепления новых знаний и умений. Это пособие поможет подготовиться к ЕГЭ по математике.

Предлагаемое пособие состоит из четырех блоков. В первом блоке рассмотрен краткий теоретический материал, способствующий более эффективному развитию навыков решения уравнений и неравенств. Во втором блоке рассмотрены решения типовых примеров. В третьем блоке предложены задания для самостоятельной работы (тренажёр, тесты, индивидуальные задания). В четвертом блоке подобраны задания ЕГЭ – 2010 из части «Открытого банка задач ЕГЭ по математике».

Данные дидактические материалы можно использовать, как в школе, так и для индивидуального обучения, а также для тех, кто хочет углубить свои знания по теме «Показательные уравнения». Теория написана доступным языком даже для тех, кто плохо усваивает учебный материал. Практические задачи подобраны на основе принципа «от простого к сложному», когда работа начинается с разбора простейших уравнений и заканчивается решением заданий высокого уровня.



Пояснительная записка
В различных теоретических и практических исследованиях часто приходится сталкиваться с необходимостью решения показательных уравнений. Поэтому изучению методов их решения должно быть уделено значительное внимание.

Показательные уравнения, изучаемые в старшей школе, осваиваются учащимися хуже, так как на их рассмотрение отводится незначительное количество часов, а при их решении ученику необходимо владеть комплексом умений, полученных в основной школе, а также новыми знаниями, связанными с каждым из новых видов уравнений. Такого объема упражнений, который обычно предлагается в учебниках по алгебре и началам анализа для 10–11-х классов, явно недостаточно для формирования умения решать показательные уравнения. Восполнить этот пробел помогут данные дидактические материалы.

Цель работы направлена на обучение решению показательных уравнений стандартного вида. При подготовке к ЕГЭ- 2010 эти задачи входят в группу В.

Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Это позволяет быстро и легко изучить теоретический материал и отработать его на практике. Главная задача работы заключается в том, чтобы объяснение было доступно каждому ученику независимо от его успеваемости в школе.

Данные дидактические материалы создают условия для открытия новых знаний: методов решения показательных уравнений, формирования умений и навыков правильно определять и применять эти методы при решении конкретных показательных уравнений.

Они способствуют развитию моторной и смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать теоретический материал, умений отбирать ключевые задачи по теме и методы их решения. Так же они способствуют становлению информационной компетенции (работа со справочником, дополнительной литературой).

Теоретический материал и задания данных дидактических материалов построены в соответствии с требованиями государственного стандарта, на основе материалов учебника и дополнительных сведений из области дидактики. Материалы могут использоваться при прохождении соответствующей темы по любому из ныне принятых стандартных учебников.
Блок 1: Теоретический материал «Показательные уравнения»


  1. Уравнение - это равенство, содержащее неизвестную величину, значение которой нужно найти.

  2. Корень уравнения – это значение неизвестной величины, при котором равенство не теряет смысла.

  3. Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что корней нет.

  4. Функция, заданная формулой у = ах (где а > 0, а≠ 1), называется показательной функцией с основанием а.

D (y) = R (область определения – множество всех действительных чисел).

E (y) = R+ (область значений – все положительные числа).

При а > 1, функция возрастает. При 0 < а < 1, функция убывает.



Определение 1. Показательным уравнением называется уравнение, содержащее переменную в показателе степени.

Например: .



Определение 2. Простейшим показательным уравнением называется уравнение вида:

.



При решении показательных уравнений необходимо помнить, что решение любого показательного уравнения сводится к решению “простейших” показательных уравнений, то есть уравнений вида: 1) af(x) = ag(x) или 2) af(x) = b.

Очевидно, что уравнение типа 2 сводится к уравнению типа 1 с помощью основного логарифмического тождества: 3 af(x)= .

Уравнение (1) равносильно уравнению f(x) = g(x) при а > 0, а ¹ 1.

Этот переход называется потенцированием.





Блок 2: «Виды показательных уравнений и способы их решения»



2.1. Уравнения, решаемые приведением к одному основанию левой и правой частей, применяя свойства степеней

Определения и свойства степени

Примеры

Определения:

1) a 1 = а (а R)

2) а n = а ∙ а ∙... a R, n N, n 0) 3) а 0=10, аR)

4) а -n = 0, а с R, n N)

5) = (n N, m Q, а >0)



(-1,7в)1 = -1,7в

(-1,7в)3 = (-1,7в) (-1,7в) (-1,7в) = -4,913

(—1,7 в)0=1, если в 0
(—0,25) -3 = = (-4)3 = 64

= = == 8


Свойства:

Примеры




  1. ах · ау = ах+у



  1. х)у = аху



  1. ах : ау = ах-у



  1. ах · bх = (аb)х




  1. =



m1,5 ∙ m-2 = m1,5+(-2)= m-0,5

l,5.1,5 -0,5х= 1,52,5х

=(0,25)-2 = 42 = 16

(5х)2 = 5= (52)х = 25х


m1,5 : m-2 = m1,5-(-2)= m3,5

l,5: 1,5 -0,5х= 1,53,5х


3· 5= (3∙5)=15
=34=81

Решить уравнение:

а) .



Проверка: ; ; =;

Ответ: х =;

б) .



Решение: ; ; ;

; ; ;

(х+5)(х–3)=(х+25)(х–7); х2+5х–3х–15=х2+25х–7х–175; 16х=160; х=10.



Проверка: х=10. ; ; ;

; =– верно.

Ответ: х=10;

в) .



Решение: ; ; ; ; ; x=1.

Проверка: ; ; =– верно.

Ответ: х=1;

г) .



Решение: ; ½3х–4½=4х–4, для х ³имеем ½3х–4½=3х–4 и тогда уравнение запишем в виде:
3х–4=4х–4; –х=0; х=0; для х <имеем ½3х–4½=4–3х и уравнение запишем в виде

4–3х=4х–4; –7х=–8; х=.



Проверка: х=0. ; ; – не верно.

х=. ; ; – верно. Ответ: х=.



2.2. Уравнения вида P(ax)=0, где P(y) – многочлен 2 или 3 степени, или уравнения, сводящиеся к ним

Такие уравнения решаются методом подстановки: ax=y, решаем уравнение P(y)=0, находим его корни yi и потом решаем простейшее уравнение ax= yi.



Решить уравнение:

а) .



Решение: .

Обозначаем: = y; 3y2–10y+3=0; D=25–9=16; y1=3; y2=.

Получаем: 1. =3; ; ; х1=2.

 2. =; ; ; х2=–2.



Проверка: 1. ; 3×9–10×3+3=0 – верно.

2. ; ; – верно.



Ответ: х=2; х=–2;

б) .



Решение: . Пусть 4х=y, y2+12y–64=0,

y1,2=–6±=–6±10,

y1=4; y2=–16 (п.к.), т.к. 4х > 0, 4х=4 Þ х=1.

Проверка: ; 16+3×16–64=0; 16+48–64=0 – верно.

Ответ: х=1;

в) .



Решение: , .

Пусть , ,,



,

; ; ; ; ; ; x=20.

Проверка: x=20. , – верно.

Ответ: х=20.

г) .



Решение: . Пусть ; тогда уравнение запишем в виде ; y1,2=2; y1=3 и y2=1; или ; x2–1=1; x2–1=0; x=; x= ±1.

Проверка: x=; ; 9–12+3=0 – верно;

х= ±1; ; 1–4+3=0 – верно.



Ответ: x=; х=±1.

2.3. Уравнения, решаемые методом вынесения общего множителя за скобки:

а) .



Решение: ; ; ;

; ; ; х=0.

Проверка: ; ; 0,992=0,992 – верно.

Ответ: х=0;

б) .



Решение: ; ;

; ; х=0.

Проверка: ; 49–1+2–2=48; 48=48 – верно.

Ответ: х=0;

в) .



Решение: ; ;

; ; ; ; х=2.

Проверка: ; ; 2–8+3=–3;

–3=–3 – верно.



Ответ: х=2.

2.4. Уравнения вида решаются путем деления членов на или .

Решить уравнение:

а) .



Решение: Делим на .

; .

Положим , тогда имеем ; . Решаем это уравнение и получаем y1=1, y2=. следовательно: ; .



Проверка: х=0; ; 3+2=5 – верно;

х=; ; 12+18=30 – верно.



Ответ: х=0; х=.

б) .



Решение: ; . Разделим обе части данного уравнения на . ; . Пусть , тогда уравнение примет вид: ; , ; ; ;

; .

Проверка: ; . Делим на .

; ; ;

6=6 – верно;



; . Делим на ;

; ; 6=6 – верно.

Ответ: ; .


2.5. Примеры выполнения заданий, содержащих показательные уравнения

Пример 1. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

1) (0; 1); 2)(1;2); 3) (2; 3); 4) (3; 4).



Решение. Используя свойство степени х)у = аху, получаем:

Так как = 5-1, то 52(З-х) = 5-1 Степени с одинаковым основанием равны, значит, равны их показатели: 2(3 - х) = -1; 6 - 2х = -1, - 2х = -7, х = 3,5

Поскольку 3,5 (3; 4), верным является ответ №4.

Ответ: 4.
Пример 2. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

2 х-1 + 2 х+1 = 20.

1) (4; 5); 2) [3; 4]; 3) (2; 3); 4) [1; 2].

Решение. 2 х-1 + 2 х+1 = 20; + 2·2х = 20; 2х + 4∙2х = 40; 5 ·2х = 40; 2х = 8; х = 3;

х [3;4].
Ответ: 2.
Пример 3. Найдите произведение корней уравнения = 243.
Решение. = 243; = 35; х 2 - 1 = 5;


Первый способ

Второй способ

х2=6; х1,2=

х1·х2 = = -6



х2 – 6 = 0

х1·х2 = -6 (по теореме Виета)


Ответ: 1



Блок 3: Задания для самостоятельной работы
1) Тренажер. Определите методы решения уравнений и решите их:

  1. 3х+2 -3х = 72;

  2. ;

  3. 2х+4+2х+3 + 2х = 5х+1 – 5х ;

  4. 7 – 6 * 7х + 5= 0;

  5. 4х – 2х+1 = 48;

  6. 2х = 3 + х;

  7. 3х+2 + 3х + 1 + 3х = 39;

  8. 53 = 25х + 0,5 ;

  9. 8х = 4х – 1 ;

  10. 9х – 10 * 3х + 9 = 0;

  11. 3х + х2 – 6 = 0.


2)Тренажёр. Решите уравнения:

  1. .

  2. .

  3. .

  4. .



  5. .









  6. .

  7. .

  8. ,

  9. .

  10. .

  11. .













  12. .

  13. .





3)Тест

1 вариант

1.Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения ()=125.

1. ;


2.;
3.;
4..

2. Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения 3.

1.;


2.(-2;-1);
3. ;
4.(1;2)

3. Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения 5

1.;


2.(-1;1);
3. ;
4.(-2;0).

4. Решите уравнение. В ответе укажите меньший корень .

5. Решите уравнение 7x5.

6. Решите уравнение

7. Решите уравнение 6.

8. Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения 5.

1.;


2. ;
3.;
4..

9. Решите уравнение 3

10. Решите уравнение 3

2 вариант

1. Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения 4.

1. (-5;-2);


2. (1;2);
3. ;
4. .

2.Указать промежуток, которому принадлежит корень уравнения 0,3.

1. (-1;0);


2. (0;1);
3. (1;2);
4. (2;3).

3. Указать меньший корень уравнения 10

1. 5   2. 1   3.   -1 4. 0.



4. Решить уравнение

5. Решить уравнение 3

6. Решить уравнение

7. Решить уравнение

8. Решите уравнение и выберите правильный ответ: 5.

1. 1 2. ±2 3. нет решений 4. ±5

9. Решите уравнение

10. Решите уравнение 2x4-5=0.
4) Задания для индивидуальной работы
Индивидуальная работа № 1


Вариант 1



Вариант 2



Вариант 3



Вариант 4



Вариант 5




Вариант 6





Вариант 7



Вариант 8





Индивидуальная работа № 2


Вариант 1





Вариант 2



Вариант 3





Вариант 4



Вариант 5







Вариант 6



Вариант 7





Вариант 8




Индивидуальная работа № 3


Вариант 1











































Вариант 2











































Вариант 3

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.



Вариант 4

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.




Индивидуальная работа №4. Творческое задание
Решить уравнение .

Решение для самопроверки:

Воспользуемся равенством , и положим  .

Тогда уравнение примет вид  или , откуда

Исходное уравнение равносильно совокупности уравнений


и .

Ответ: -3; 3

Используемая литература:


1. Мордковича А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы: /А.Г.Мордкович.-М.: Мнемозина, 2007

2. Мордковича А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы: задачник /А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская.-М.: Мнемозина, 2007

3. Система тренировочных задач и упражнений по математике/А.Я.Симонов, Д.С.Бакаев, А.Г.Эпельман и др.-М.: Просвещение, 1991

2.http://www.korolewa-ow.narod.ru/sist_ind.htm - Система индивидуальных работ при обучении математике в старших классах.



3. http://www.uztest.ru/ - Ким Наталья Анатольевна




скачать


Смотрите также:
«Показательные уравнения»
159.05kb.
Урока разноуровневого обобщающего повторения по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме «Показательные уравнения»
87.97kb.
66. Степенно-показательные выражения
25.89kb.
Контрольная работа №9 Обыкновенные дифференциальные уравнения тема обыкновенные дифференциальные уравнения. Дифференциальные уравнения первого порядка
476.5kb.
Уравнение с двумя переменными
249.09kb.
Программа годового курса «Численные методы решения задач математической физики»
55.05kb.
Задача для уравнения Лапласа, теорема единственности. Внутренние краевые задачи для уравнения Лапласа на плоскости
20.07kb.
Тест «Уравнения». Вариант 1
54.11kb.
Тема занятия
31.64kb.
1. Решение нелинейного уравнения
68.87kb.
Экзаменационные вопросы по курсу "уравнения математической физики"
31.93kb.
«Линейные уравнения, содержащие параметр и уравнения с параметром, приводимые к линейным»
70.3kb.