Главная стр 1стр 2 ... стр 8стр 9
скачать

Попов В.Б. - 555 Специальных упражнений в подготовке легкоатлетов

Оглавление


  1. Соревновательная деятельность как целеобразующий фактор в применении специальных упражнений

  2. Специальные упражнения – основа совершенствования в легкоатлетическом спорте

  3. Методика развития скоростно-силовых качеств легкоатлетов

  4. Как достигнуть максимальной скорости бега

  5. Как совершенствуется отталкивание в беге и прыжках

  6. Учимся расслаблять мышцы

  7. Развиваем "взрывную" силу для далеких метаний

  8. Упражнения беговой подготовки и спортивной ходьбы

  9. Как повысить специальную выносливость

  10. Мастерство исполнения упражнений и искусство быстрого восстановления

  11. Специальные упражнения в составе типовых, недельных циклов в круглогодичной тренировке

  12. Тренировочные микроциклы для бегунов, ходоков, прыгунов, метателей, многоборцев

  13. Построение недельного микроцикла соревновательной подготовки (СП)



Соревновательная деятельность как целеобразующий фактор в применении специальных упражнений


Процесс овладения мастерством выполнения соревновательного упражнения в каждом виде легкой атлетики включает значительное число средств и методов достижения поставленной цели.

Главным средством являются комплексы упражнений, которые обеспечивают разные стороны подготовки: разносторонней и специальной физической, технической, тактической и психологической.

Целеобразующим фактором в этом процессе и в выборе средств служит (выступает) соревновательное упражнение со всеми его специфическими характеристиками структуры движений, заметно изменяющимися по мере роста спортивного результата.

Достижение высоких спортивных результатов связано с овладением техническими приемами – двигательными навыками выполнения избранного соревновательного упражнения, которые зависят от уровня развития и совершенствования двигательных возможностей – врожденных задатков атлета.

Эффективное выполнение каждого соревновательного упражнения обеспечивается уровнем развития и способностью проявления в разной мере и соотношении взаимосвязанных двигательных физических качеств: силы, быстроты и прыгучести, выносливости, гибкости, равновесия, ловкости и способности как к мобилизации, так и к произвольному расслаблению мышц.

Следует подчеркнуть специфичность каждого такого единства – качеств двигательной деятельности, поскольку они развиваются в занятиях определенным видом легкой атлетики, обслуживают его и проявляются именно в нем. В связи с этим в большинстве перечисленных качеств двигательной деятельности выделяются относительно самостоятельные их разновидности.

Так например, выносливость подразделяется на общую, локальную и специальную формы – силовую, скоростную, марафонскую и другие. Сила в сочетании с быстротой создает многие формы проявления от максимальной силы к быстрой "взрывной" силе – прыгучести и хлестообразному движению при метаниях. Особенно наглядно в соревновательном упражнении – спринтерском беге этот переход происходит от максимальной мощности усилий в стартовом разгоне к максимальной быстроте в беге по дистанции.

Выполнение атлетом каждого соревновательного упражнения в легкой атлетике от спринтерского до марафонского бега, от горизонтальных прыжков до вертикальных и с помощью шеста, от коротких до длинных метаний тяжелых и легких планирующих снарядов, а также многоборий характеризуется четкой нервно-мышечной координацией и вегетативным обеспечением. На данной конкретной биологической основе проявляется все большая "специализация" качеств двигательной деятельности и их достаточно гармоничное и эффективное соотношение, которое мы назвали специфическим "сплавом" качеств атлета. •

В этой биологической закономерности заключается и проявляется педагогический принцип единства двигательных навыков выполнения главного соревновательного упражнения и качеств при всевозрастающей роли последних по мере роста результатов и спортивного мастерства. Каждому новому уровню спортивных результатов от Ш разряда до МСМ К соответствует определенный уровень и соотношение – "сплав" двигательных качеств, а также умение их проявить и реализовать в победе над собой или соперником. Нарушение необходимого оптимального уровня и соотношения психо-физических качеств в подготовке по разным причинам – увлечение только развитием максимальной силы или числом повторений (виды выносливости) или игнорирование ключевых моментов по амплитуде, времени и по ритму исполнения, то есть объективных взаимосвязей довольно быстро отрицательно отражается на технике и качестве выполнения основного соревновательного упражнения.

Таким образом, развитие психофизических качеств посредством специальных подготовительных упражнений происходит одновременно совладением, совершенствованием рациональной техники движений и умением ее демонстрировать в сложных условиях борьбы в каждом виде легкой атлетики только в разных соотношениях.

С ростом спортивных достижений легкоатлетам все в большей степени необходимо проявлять ведущее сочетание ключевых качеств в этом "сплаве". Так например, скоростно-силовые качества – способность выполнять беговые движения ногами максимально быстро, чуть-чуть почаще, свободнее и шире, чем рядом в "шеренге" с другими, но контролируя себя, на протяжении 12-25 с определяет результат и победу в беге на короткие дистанции. Достижение высокого результата в длинном спринте требует от спортсмена поддержания скорости, близкой к максимальной, но более длительное время (до 60 с), т.е. в большей мере скоростной выносливости.

А для занимающихся и влюбленных в барьерный бег помимо качеств спринтера добавляется требование иметь высокую подвижность в тазобедренных суставах и свободу движений при максимальной их амплитуде и быстроте.

По мере увеличения дистанции или длительности непрерывного выполнения соревновательного упражнения снижаются требования к уровню развития скоростно-силовых качеств и способность проявлять максимальную скорость (анаэробные возможности), но повышаются – к способности длительно поддерживать возможно большую среднюю скорость (аэробные возможности) или успешно выдерживать наступающее утомление – умение терпеть тяжести в мышцах и в движениях, "пустоту" в груди и "темноту" в глазах. У каждого по-своему.

Так, марафонцам и ходокам необходимо обладать выносливостью со всеми ее оттенками для поддержания средней скорости в непрерывном беге и ходьбе на 42-50 км или в течение 2,5-4,5 часов. А настоящая проверка на "прочность" – надежность начинается только с 35-38 км дистанции. Или ты еще жив и способен продолжать борьбу, или уже "кончился" (исчерпаны аэробные и волевые возможности) и другие победили тебя.

Современная выигрышная тактика в беге на средние дистанции требует от спортсменов умения переключаться со средней скорости на максимально возможную (смешанные аэробно-анаэробные возможности) в условиях быстро наступающего утомления за 300, 200, 150 м и на последней прямой до самых-самых последних метров на финише.

Так как все прыгуны, метатели и многоборцы в своем соревновательном упражнении должны выполнять максимально быстрые движения и преодолевать при этом значительные внешние сопротивления (инерцию веса тела, снаряда), то их спортивные показатели зависят прежде всего от уровня развития скоростно-силовых качеств. Однако, проявление этих качеств также очень специфично. Так, если у прыгунов в высоту эти качества "обслуживают" – обеспечивают создание наибольшего вертикального движения при оптимальной скорости, то для прыгунов в длину и тройным – оптимальной высоты на максимальной скорости бега. Помимо качеств прыгунов в длину атлетам-прыгунам с шестом требуется дополнительная сила рук, плечевого пояса и туловища при прекрасной координации движений, необходимой для сгибания шеста и быстрого подъема тела с поворотом, а также специальной ловкости и буквально "цирковой" смелости, особенно для женщин.

В толкании ядра спортивный результат зависит от быстрого нарастания в проявлении непрерывной силовой волны до максимальной при разгоне, разгибании тела с поворотом плечевого пояса и быстром движении руки и кисти при выталкивании снаряда.

У метателей диска эти качества проявляются во вращательном движении тела и завершающемся в быстром свободном хлестообразном движении руки. Для достижения результатов в метании молота атлету необходимо преодолевать воздействие огромной центробежной силы. Чем быстрее и шире вращения и повороты с тяжелым снарядом, тем больше усилий требуется развивать многим мышцам всего тела. Это упражнение – одно из самых полезных для тех, кто уважает ловкую "богатырскую" силу.

Копьеметатели выполняютспецифические по координации и сложные по точности движения на контролируемой скорости в разбеге и особенно в завершающем мгновенном хлестообразном движении руки. Планирующие осевые снаряды – копье и диск – требуют высокой точности выполнения финальных усилий.

Общим необходимым требованием к исполнителям для успешного прогресса в избранном виде легкой атлетики является совершенное владение контролем за свободой движений, чувством ритма и темпа при действии любых сбивающих факторов. Ощущения максимальных усилий мешаютдостижению личных рекордов.

Мы так подробно остановились на этих примерах лишь с одной целью, проиллюстрировать и показать всю специфичность "сплава" физических качеств, который направлен на создание, обслуживание и совершенствование основного соревновательного упражнения при достижении личных спортивных вершин и подлинного мастерства.

Успешное развитие ведущих физических качеств может быть достигнуто только при определенном уровне развития остальных, особенно общей и специальной выносливости и гибкости. В то же время для полной реализации этих качеств требуется определенная координация – двигательная ловкость, чувство движения тела, двигательная память, а также уверенность, решительность и смелость при огромном желании совершенствоваться и побеждать.

Поэтому в зависимости отуровня подготовленности, задач и периодов тренировок целесообразно придерживаться определенных соотношений общеподготовительных, специально-подготовительных и соревновательного упражнений, которые приводятся по видам легкой атлетики в последнем разделе.

Современная спортивная практика убедительно демонстрирует исключительные двигательные физические возможности человека, в том числе и в возрастном плане. При этом особо следует подчеркнуть, что как приобретение, так и реализация их находятся в прямом соответствии с волевыми и мотивами, вашей способностью мобилизовать все свои силы надостижение четко поставленной цели.

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Попов В. Б. 555 Специальных упражнений в подготовке легкоатлетов
1932.73kb.
Билет 24 Что понимается под координацией человека, с помощью каких упражнений (тестов) оценивается уровень ее развития?
71.57kb.
Король кроля александр Попов выиграл титул чемпиона мира. Дмитрий Коморников проиграл мировой рекорд
52.55kb.
Комплекс специальных упражнений при переломах головки плечевой кости
87.13kb.
Совершенствование скоростно-силовой подготовки обучающихся среднего звена посредством применения специальных упражнений в учебно-тренировочном процессе
207.73kb.
Ы для сдачи экзамена по тактической подготовке
60.91kb.
Задания и упражнения для дошкольников Упражнения на развитие моторики
233.39kb.
Руководство к набору упражнений
65.4kb.
Комплекс специальных дыхательных упражнений для детей школьного возраста, больных бронхиальной астмой
20.77kb.
Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
747.39kb.
С. Г. Евдокимов
94.21kb.
Вариант 4 1 де. Общие вопросы специальной педагогики
57.48kb.