Главная стр 1стр 2
скачать


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»

Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края

ПОРТФОЛИО

профессиональных достижений педагогического работника Хабаровского края
Грызенковой Светланы Владимировны
Педагог-психолог, психология

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края

682030 Хабаровский край Верхнебуреинский район п.г.т. Чегдомын,

ул. Строительная, дом 4

телефон (факс) 8-42149-5-14-66 E-mail svetik100175@yandex.ru

Хабаровский край

2012


Содержание:

1. Раздел 1. «Общие сведения о педагогическом работнике»........................... 4

2. Раздел 2. «Информационно-аналитический отчет психолога-педагога о профессиональной деятельности в межаттестационный период»…………... 5

Критерий 1 Знание информационной основы деятельности …………... 5

1.1. Знания педагогического работника в области государственной

образовательной политики, педагогики, психологии, методики

преподавания и содержания предмета …………………………………... 5

1.2. Повышение квалификации в области ИКТ …………………...……. 5

Критерий 2 Обеспечение повышение качества образования на основе

эффективного использования современных образовательных технологий,

совершенствования методов обучения и воспитания ………………….. 5

2.1. Использование педагогическим работником программы, учебно-

методического обеспечения образовательного процесса …………….… 5

2.1.1. Обоснование выбора программы, учебно-методического

обеспечения ……………………………………………………….………. 6

2.1.2. Обоснование рабочей образовательной программы ………….…. 6

2.2. Использование современных образовательных технологий, включая

информационные, а также цифровых образовательных ресурсов и

средств ………………………………………………………………….…. 7

2.2.1.-2.2.2. Обоснование выбора конкретных современных

образовательных технологий, используемых в практической

деятельности и описание способов их применения …………….……… 8

2.2.3. Диагностика и результативность использования современных

образовательных технологий ……………………………………………. 12

2.2.4. Совершенствование и развитие известных методов и средств

обучения, воспитания и развития ……………………………………….. 14

2.2.5. Владение навыками работы с интерактивной доской, электронной

почтой, Интернетом, на форумах; использование обучающих программ,

цифровых образовательных ресурсов и средств ……………………… 17

2.3. Создание здоровьесберегающей среды ……………………………. 18

2.3.1.Условия для реализации охранительного режима в образовательном

учреждении, которые создает педагогический работник ……………… 19

2.3.2. Создание психологически комфортных условий образовательного

процесса ……………………………………………………………………. 21

2.4. Система индивидуальной работы с обучающимися ……………... 21

2.4.1.Формирование диагностических комплексов с учетом

индивидуальных проблем и возможностей обучающихся …………….. 23

2.4.2. Разработка и реализация индивидуальных «планов» развития

обучающихся………………………………………………………………. 23

Критерий 3 Высокие результаты освоения обучающимися,

воспитанниками образовательных программ ……………………….…... 23

3.1. Динамика достижений обучающихся ………………………………. 23

3.1.1. – 3.1.2. Результаты развития, коррекции и решения личностных

проблем обучающихся…………………………………………….…...…. 23

3.1.3. Сохранность личностных и социальных результатов

обучающихся при переходе на новый этап обучения………………..… 23

3.2. Результаты деятельности педагогического

работника в области социализации обучающихся ………………….… 23

3.2.1.Создание условий для успешной социализации обучающихся..... 24

3.2.2.Уровень социальной адаптации обучающихся …………………... 26

3.3.Результаты деятельности педагогического работника в

формировании и развитии коммуникативных навыков обучающихся... 26

3.3.1. Условия, которые создает педагогический работник для

коммуникации обучающихся……………………………………………. 26

3.3.2. - 3.3.3. Коммуникативные навыки обучающихся. Стратегии

поведения обучающихся в различных ситуациях взаимодействия ….. 28

3.3.4. Расширение сферы интересов и деятельности обучающихся

(хобби, увлечения) ………………………………………………………... 28

Критерий 4 Результаты деятельности педагогического работника в

профессиональном сообществе …………………………………………. 28

4.1. Инновационная деятельность педагогического работника ……….. 28

4.1.1. Участие в работе проблемной (творческой) группы/временного

научно-исследовательского коллектива …………………………………. 29

4.2. Распространение педагогического опыта …………………….…….. 29

4.3. Методическая работа ……………………………………………...… 29

4.3.1. Информация об участии в работе или руководстве деятельностью методических объединений, советов ……………………………………. 31

4.3.2. Информация об участии в деятельности профессиональных клубов, ассоциаций, сетевых сообществ педагогов ……………………. 31

4.3.3. Участие в деятельности экспертных комиссий, жюри разных уровней ……………………………………………………………………. 31



Критерий 5 Профессиональные и личные достижения педагога в

межаттестационный период ……………………………………………… 31



    1. Повышение квалификации ………………………………………... 31

      1. Повышение квалификации по дополнительным профессиональным

образовательным программам по профилю преподаваемого предмета

(направлению деятельности) ……………………………………………… 32



      1. Повышение квалификации по актуальным проблемам образования.

5.2.Сертифицированные достижения педагогического работника ….... 33

5.2.1. Грамоты, поощрения, благодарственные письма разных уровней.33

5.3. Участие в профессиональных конкурсах ………………………….. 33

Критерий 6 Личностные качества педагогического работника………. 34


    1. Общая культура……………………………………………………... 34

    2. Культура общения ………………………………………………….. 34

3. Раздел 3. Видеозапись……………………………………………………….. 34

4. раздел 4. Приложения……………………………………………………….. 34



Раздел 1.

«Общие сведения о педагогическом работнике»


1.

Фамилия, имя, отчество

Грызенкова Светлана Владимировна

2.

Год рождения

10.01.1975 год

3.

Профессиональное образование: наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому

Высшее,

1998 г. Биробиджанский государственный педагогический институт, специальность – дошкольная педагогика и психология, квалификация по образованию – преподаватель дошкольной педагогики и психологии, воспитатель, логопед дошкольных учреждений



2001 г. Восточно-Европейский институт психоанализа, Дальневосточное отделение, специальность – психология, психологическое консультирование, квалификация по образованию – психолог, преподаватель психологии.

4.

Стаж педагогической работы

13 лет

5.

Стаж работы в данном учреждении

12 лет

6.

Должность, по которой аттестуется педагогический работник

Педагог-психолог

7.

Стаж работы в данной должности

13 лет

8.

Наличие квалификационной категории по данной должности

Первая

9.

Заявленная квалификационная категория

Высшая

Способ подтверждения: копия паспорта, копии дипломов, копия трудовой книжки, копия аттестационного листа. (Приложение 1)
«____» _____________ 20____ г.
_____________________________________

подпись аттестуемого педагогического работника
Раздел 2

«Информационно-аналитический отчет педагогического работника о профессиональной деятельности в межаттестационный период» по должности «педагог-психолог»
Критерий 1 «Знание информационной основы деятельности»

Показатель 1.1. Знания педагогического работника в области государственной образовательной политики, педагогики, психологии, методики преподавания и содержания предмета (направления деятельности)

Способ подтверждения: копия удостоверения о прохождении квалификационного экзамена. (Приложение 2)

Показатель 1.2.Повышение квалификации в области ИКТ

Год повышения квалификации

Наименование образовательного учреждения

Название образовательной программы

Количество часов

Способы и результаты реализации новых знаний

2008

Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

Педагогическое проектирование и ИКТ

72 часа

Использование в работе

Способ подтверждения: документ о повышении квалификации в межаттестационный период по ИКТ-компетентности в объеме не менее 12 часов. (Приложение 3)
Критерий 2 «Обеспечение повышения качества образования на основе эффективного использования современных образовательных технологий, совершенствования методов обучения и воспитания»

Показатель 2.1. Использование педагогическим работником программы, учебно-методического обеспечения образовательного процесса

2.1.1. Обоснование выбора программы, учебно-методического обеспечения

Цель моей психолого-педагогической деятельности является содействие администрации и педагогическому коллективу в создании оптимальной социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся и их родителей, педагогов и других участников образовательного процесса.

В моей комплексной деятельности особое место занимает коррекционно-развивающая работа. Основной формой данной работы с детьми являются коррекционно-развивающие занятия, тренинговые занятия для планирования которых использую специальную литературу и уже разработанные программы:



  • Гатанов Ю.Б. «Курс развития творческого мышления для детей 7-10 лет» (разработан на базе известной модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда и развивающих программ Дж. Рензулли), Москва: Иматон, 2000

  • Л.В. Якимова «Дополнительное психолого-педагогическое образование». Хабаровск: ХК ИППК,1998 г.

Преимущество данных программ заключается в четкой структурированности и последовательности. Логика изложения материала соответствует степени выраженности той или иной проблемы ребенка. Коррекционно-развивающие упражнения, представленные в дидактическом материале используются всеми участниками образовательного процесса – как педагогами, так и родителями.

Выбор программ был обоснован конкретно созданными условиями в образовательном учреждении для решения следующих задач:



  1. Развитие креативности через развитие творческого мышления, воображения и эмоционального мира ребенка.

  2. Создание условий для успешной социально-психологической адапта­ции учащихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

  3. Повышение уровня психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.

Занятия, представленные в данных программах позволяют спланировать психокоррекционную работу для повышения уровня социально-психологической адаптированности детей в социальной среде и коллективе сверстников, учитывая особенности каждого ребенка, их индивидуальность, что позволяет реализовать комплексный подход, и тем самым осуществлять преемственность в коррекционно-воспитательной работе всех педагогов.

2.1.2. Обоснование рабочей образовательной программы

Мной разработаны две рабочие образовательные программы, которые прошли экспертизу и были утверждены на заседании РМО педагогов-психологов:



  1. «Развитие творческого мышления» для работы с учащимися 1-4 классов по программе: Гатанова Ю.Б. «Курс развития творческого мышления для детей 7-10 лет».

  2. Факультативный курс «Основы психолого-педагогических знаний» для учащихся 5-8 классов по программе Л.В. Якимовой «Дополнительное психолого-педагогическое образование».

Основной задачей реализации рабочей программы в начальном звене ставиться развитие дивергентного мышления. Мой опыт показывает, что при реализации данного курса способность к творчеству проявляют дети разного интеллектуального уровня и даже дети с проблемами в развитии.

Программа состоит из 4 курсов обучения и рассчитана на 4 года по 68 часов ежегодно. Занятия проводятся два раза в неделю, длительностью до 30 минут.

Разработанные задания в рабочей программе не ограничиваются жесткими рамками, упражнения можно использовать в любом порядке, и хотя они расположены по мере возрастания сложности, можно подбирать задания в соответствии с уровнем развития ребенка. Задания применяются мною как для индивидуальной работы с ребенком, так и в качестве задания для домашней работы.

Учащиеся, посещавшие коррекционно-развивающие занятия, лучше адаптируются в школе, показывают высокий уровень школьной мотивации, низкий уровень тревожности, быстрее овладевают школьными умениями и навыками.

Факультативный курс «Основы психолого-педагогических знаний» рассчитан на 4 года обучения (5-8 класс) по 34 часа. В структуре каждого занятия выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми и под­ростками:


  • Объявление темы занятий, за которым следует мотиви­рующее упражнение или обсуждение, благодаря которому ребята по­лучают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой;

  • Работа по теме занятия. Основное содержание уроков представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулиро­ванными для работы над каждой темой. Главное в их использовании - помочь подросткам найти психологический подтекст занятия;

  • Подведение итогов занятия. Оно предполагает формули­рование основных результатов, достигнутых на уроке, подчеркивание вклада всех участников урока в общий результат. Одна из целей подведения итогов - создание мотивации на работу по следующей теме. Часть этого этапа проходит в форме открытого обсуждения, часть - в форме письменной работы в тетради.

Цель данной программы развитие осознанного отношения учащихся к учебной деятельности, внутренней мотивации к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию, осознанного отношения к по­знавательной деятельности, познавательных интересов и способностей.

В результате у учащихся формируются представление о человеке как о субъекте, рефлексивные способности, внутренняя мотивация личностного роста, обеспечиваются средствами самопознания и саморазвития.



Способ подтверждения: программа, отзывы (Приложение 4, 5, http://grizenkova.ucoz.ru/)

Показатель 2.2. Использование современных образовательных технологий (социально-педагогических, коррекционно-развивающих и др.), включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов и средств
2.2.1. - 2.2.2. Обоснование выбора конкретных современных образовательных технологий (социально-педагогических, коррекционно-развивающих и др.), используемых в практической деятельности и описание способов их применения

Для формирования функционального единства всех психических процессов в разных видах деятельности я применяю образовательные технологии. Характер технологии задается проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации, предметом психологического воздействия, возможностями самого специалиста и многими другими параметрами.



Виды технологий, используемых в деятельности:

  • психодиагностические (психологической экспертизы);

  • коррекционно-развивающие;

  • проблемного обучения;

  • психопрофилактические;

  • психологического информирования;

  • психологического консультирования;

  • психологического сопровождения;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • критического мышления;

  • психотехник;

  • информационно-коммуникативные технологии.

Данные технологии соответствуют основным направлениям моей комплексной работы:

  • психодиагностика;

  • коррекционно-развивающая работа;

  • профориентационная работа;

  • психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов;

  • научно-методическая работа;

  • психолого-педагогическое сопровождение экспериментальной работы;

  • психопросвещение;

  • психологическое сопровождение учащихся «группы риска»;

  • психологическое консультирование.

Владение технологиями позволяет мне оптимизировать свою профессиональную деятельность, подняться на уровень профессионального мастерства. Применение данных технологий, позволяет решать задачи, которые я ставлю в своей работе:

  • консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде;

  • оказание комплексной психолого-педагогической помощи воспитанникам, учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии;

  • повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей или законных представителей;

  • содействие в приобретении воспитанниками образовательного учреждения психологических знаний, необходимых для успешной адаптации обучающихся в переходные периоды;

  • развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе.

Для решения задач использую методы как:

  • психодиагностические методы (тесты интеллекта и способностей, личностные опросники, проективные тесты, рисуночные тесты, социометрия);

  • методы психологического консультирования (эмпатическое слушание, интерпретация, идентификация, фасилитация, выдвижение гипотез);

  • психокоррекционные методы (психогимнастика, игровая коррекция, игротерапия, арттерапия, диагностический обучающий эксперимент);

  • методы социального воспитания (мотивирования и приобщения к действию, репродуцирования, закрепления и обогащения, содействия и сотворчества);

  • методы социально-педагогического воздействия (на сознание, на чувства, на поведение);

  • методы организации социально-педагогического взаимодействия (целеполагания, ценностного ориентирования, организации деятельности, общения, оценки, самореализации);

  • методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция); наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с книгой); практические дидактические игры, творческие задания и проблемные ситуации.

Одним из важных направлений в моей работе является психологическое сопровождение учащихся «группы риска», создание системы медико-психологических, педагогических и соци­альных мероприятий, направленных на коррек­цию и компенсацию нарушений социальных отношений и состо­яний личностного и социального статуса подростков. При уменьшении количества обучающихся в школе, в тоже время наблюдается увеличение количества подростков, «группы риска», которым необходима помощь не только родителей и педагогов, но и специалистов разного направления.

Количество детей и родителей (7-10 класс), обратившихся к психологу за консультацией по различным вопросам представлено в диаграмме:



После выявления наиболее часто встречающихся проблем, мною была разработана конструированная программа психолого-педагогической поддержки подростков, склонных к правонарушениям и их профилактике среди несовершеннолетних.

После реализации данной коррекционной программы произошли позитивные качественные изменения. Технология психотехник (элементы арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии), тренинговые занятия позволили стабилизировать психоэмоциональное состояние детей «группы риска», провести коррекцию личностной сферы, отрегулировать поведенческие изменения, гармонизировать взаимоотношения в коллективе, его психологический климат. Результат работы представлен в диаграмме:





Способ подтверждения: тренинговая программа, видеозапись, отзыв педагога (Приложение 6, http://grizenkova.ucoz.ru/ )

Одним из важных направлений в моей работе является психолого-педагогическое сопровождение экспериментальной работы в школе. На протяжении 5 лет являюсь участником школьной команды по данному направлению на этапе работы краевых экспериментальных площадок:



Тема опытно-экспериментальной деятельности

Вид инновации

Новизна

Краткое обоснование выбора,

анализ достоинств и недостатков



Результат

участия


Создание в школе образовательного пространства, способствующего адаптации первоклассника

Успешная адаптация учащихся начальной ступени общего образования к школе

Комбинация элементов известных методик

Формирование положительной мотивации к учебе, снижение уровня тревожности у детей;

повышение уровня профессиональной компетентности у педагогов




Проведение психодиагностического исследования, разработка материалов в лекторий для родителей. Проведение коррекционно-развивающих занятий, способствующих повышению мотивации учения, созданию благоприятного психологического климата

Апрабация УМК «География. Сферы» автор Дронов В.П. и др. М.: Просвещение

Изучение содержания нового УМК "Сфера" и определение условий для последующей реализации УМК для повышения качества знаний по географии в результате внедрения УМК в образовательный процесс

Открытие - постановка и решение новых педагогических задач

Повышение мотивации, активности, успеваемости у учащихся; повышение профессиональной компетентности у педагогов

Проведение психодиагностического исследования, проведение консультаций для родителей и педагогов

Апрабация УМК «История Древнего мира. 5 класс» автор Уколова В.И. и др. М.: Просвещение

Определить соответствие апробируемого УМК требованиям стандартов по истории и практическим условиям обучения в основной школе

Усовершенствование, рационализация отдельных сторон педагогической деятельности

Повышение мотивации, активности, качества знаний по истории, интереса к предмету у учащихся;

повышение профессиональной компетентности у педагогов



Проведение психодиагностического исследования, проведение консультаций для родителей и педагогов

Способ подтверждения: приказы (приложение 23), анкеты, лекции для родителей, отзывы педагогов (Приложение 7, http://grizenkova.ucoz.ru/)

2.2.3. Диагностика и результативность использования современных образовательных технологий (социально-педагогических, коррекционно-развивающих и др.)

На протяжении многих лет пользуюсь методикой Л.А.Ясюковой «Готовность к школе», которая позволяет проанализировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операциональную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, которое необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе, выяснить потенциальные возможности ребенка, уточнить проблемные моменты его развития.

При помощи данной методики осуществляю первичную и итоговую диагностику детей для определения уровня подготовленности к школьному обучению, а также при зачислении на коррекционно-развивающие занятия учащихся, с трудностями в обучении.

В ходе диагностического исследования были получены следующие результаты:   

Уровни развития

2008-2009

учебный год



2009-2010

учебный год



2010-2011

учебный год



Очень слабый

2,4%

-

1,4%

-

1,9,%

-

Слабый

31,6%

7,7%

39,3%

8,4%

28,6%

6,3%

Средний

64,3%

79,9%

57,6%

82,5%

66,2%

78,2%

Хороший

1,7%

9,6%

1,3%

5,7%

3,3%

11,4%

Высокий

-

2,8%

-

3,4%

-

4,1%

Количество обследованных детей

71

69

68

69

66

64

Как видно из таблицы в конце учебного года результаты значительно улучшаются, наблюдается положительная динамика, что свидетельствует о

совместной результативной работе педагога-психолога, педагогов начальных классов, родителей.



Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности работа велась с использованием следующих современных технологий:

№ п/п

Технология

Содержание

1

Проблемного обучения

Предлагаю самостоятельно найти решение учебных проблем, в результате чего у учащихся формируются новые знания и умения, развиваются способности, познавательная активность, творческое мышление и другие личные качества, ребенок учиться устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, что необходимо ребенку для успешного обучения в школе. В заключении занятия обязательно рефлексия с целью выхода на следующую проблемную ситуацию. Для реализации данной технологии применяю рабочую программу «Основы психолого-педагогических знаний» и другие программы используемые на психокоррекцонных занятиях.

2

Критического мышления

Помогаю критически относиться к любым утверждениям, быть открытым новым знаниям, идеям, способам, что позволяет успешно развивать информационную компетентность учащихся, начиная с младшего школьного возраста, актуализировать имеющиеся у них знания и представления об изучаемом материале, что способствует дальнейшему развитию творческого мышления. Для этого использую программу «Развитие творческого мышления»

3

Технология развивающего обучения

Ориентируюсь на «зону ближайшего развития» ребенка при построении его индивидуальной образовательной программы, что позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Для определения «зоны ближайшего развития» использую методику Л.А.Ясюковой «Готовность к школе», тест Векслера, тест Ровена

4

Тренинг как вид интерактивных техник

В проведении тренинга и тренинговых занятий включаю ролевые игры, командную или групповую работу, выполнение практических заданий, что помогает систематизировать имеющиеся у учащихся знания и опыт деятельности, осознать степень своей компетентности. Применение психотехник позволяет стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, проводить коррекцию личностной сферы, отрегулировать поведенческие изменения, гармонизировать взаимоотношения в коллективе, его психологический климат. Включение данной техники в программу С.Н. Чистяковой «Твоя профессиональная карьера», помогает формированию Я–концепции у подростков, личностной идентичности, адекватной самооценки, как результат формирование коммуникативной компетентности.

В результате моей системной работы, психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, формируются личностные и коммуникативные универсальные учебные действия, которые являются одними из ключевых в определении умении учиться.

Способ подтверждения: методика Л.А.Ясюковой. (Приложение 8), программы (Приложение 4, 5, 18), видеозапись (приложение 9), http://grizenkova.ucoz.ru/)

2.2.4. Совершенствование и развитие известных методов и средств обучения, воспитания и развития

Психологические исследования показывают, что дети всех интеллектуальных уровней, включая детей с задержкой умственного развития способны к творчеству, т.е. творческое мышление можно развивать у всех детей. Работая над проблемой, как развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста, технология критического мышления позволяет успешно развивать информационную компетентность учащихся, актуализировать имеющиеся у них знания и представления об изучаемом материале.

По результатам диагностического обследования, набираю учащихся для организации групповых коррекционно-развивающих занятий, за основу беру рабочую программу «Развитие творческого мышления».

Упражнения Курса использую для развития следующих творческих мыслительных способностей: беглость, гибкость, оригинальность, способность к детальной разработке. Коррекционно-развивающую работу с воспитанниками строю в три этапа.

Первый этап – провожу первичное психологическое обследование ребенка и собираю социальный анамнез в беседе с педагогами и родителями. Для сбора информации родителям предлагаю заполнить разработанные мною анкету и прогностическую таблицу, педагогами и врачу в течении года - лист адаптации к школе.

Способ подтверждения: анкета, прогностическая таблица для определения риска неблагоприятного течения адаптации к школе, лист адаптации к школе. (Приложение 10, http://grizenkova.ucoz.ru/)

Второй этап – реализую коррекционно-развивающие программы, через групповые занятия. Исходя из конкретных потребностей, определяю актуальную тему коррекционно-развивающих занятий. Структура занятий:


  • Разминка, в ходе которой дети учатся понимать, как лучше выполнить задание и на что при этом следует обратить внимание.

  • Основное задание, направлено на развитие творческих способностей (творческого мышления, воображения). Все упражнения основного задания предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей: беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке сюжетов, идей, рисунков.

  • Дополнительное задание, направлено на развитие эмоционального мира ребенка.

Третий этап – изучаю динамику развития. На данном этапе провожу сопоставление данных первичной и контрольной диагностик, качественный анализ, позволяющий определить эффективность коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа по развитию творческого мышления включает в себя три составляющие.




Психолого – педагогическое сопровождение учащихся, требующих особого внимания

Проблема

Организация помощи

Участники

Слабый уровень развития познавательных процессов, творческого мышления

Консультирование педагогов и родителей, проведение лектория «Развитие креативности у детей младшего школьного возраста»

Приложение № 11



Педагог-психолог, педагоги, родители

Программа «Развитие творческого мышления»

Приложение № 4



Педагог-психолог, учащиеся

Направление на консультацию неврологу, психиатру, психоневрологу

Педагог-психолог, родители, учащиеся, врачи

Используя, в своей комплексной деятельности коррекционно-развивающие занятия, как один из самых распространенных и эффективных методов работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, данная работа является основной в развитии интеллектуального уровня, в расширении «зоны ближайшего развития», в формировании функционального единства всех психических процессов в разных видах деятельности, в создании условий для развития произвольности психических процессов, в обеспечении психологической готовности к обучению в школе.

В течение последних четырех лет групповые занятия посещало 48 человек, с нарушениями в интеллектуальной сфере, а также с проблемами в развитии (выраженная педагогическая запущенность, задержка психического развития). Благодаря высокоэффективной коррекционно – развивающей работе положительная динамика наблюдалась у всех детей.



Результаты диагностики коррекционной работы

2007-2008 (начало года – конец года)



Результаты диагностики коррекционной работы

2008-2009 (начало года – конец года)

Результаты диагностики коррекционной работы

2009-2010 (начало года – конец года)



Результаты диагностики коррекционной работы

2010-2011 (начало года – конец года)

Как видно из диаграмм, по итогам коррекционно-развивающей работы и применения технологии проблемного обучения, у 100% учащихся наблюдается положительная динамика. В процессе данной деятельности у воспитанников формировались новые знания и умения, развивались способности, познавательная активность, мыслительные операции – сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, исключение, сформировались элементы абстрактно-логического мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, что позволило им в дальнейшем успешно обучаться в школе.



Способ подтверждения: отзывы педагогов и родителей (Приложение 12, http://grizenkova.ucoz.ru/)

2.2.5. Владение навыками работы с интерактивной доской, электронной почтой, Интернетом, на форумах; использование обучающих программ, цифровых образовательных ресурсов и средств

В своей деятельности при подготовке к коррекционно-развивающим занятиям, консультациям, семинарам, родительским собраниям использую интернет-ресурсы (сайты http://www.logobyrg/, http://www.trepsy.net/training/, http://www.psi-files.ru/upr/page/3/, www.psy/su/news/3935/ и другие). Свои публикации, выступления оформляю не только в бумажном виде, но в электронном, а также в виде презентаций и размещаю на сайтах: http://festival.1september.ru/authors/100-273-577, http://wiki.ippk.ru/, а так же на личном сайте http://grizenkova.ucoz.ru/.

Практика моей работы показала, что при условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе информационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения и развития эффективность работы по развитию познавательных способностей значительно повышается.

Особенно актуально использование информационно-коммуникационных технологий при оказании профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Для повышения познавательной активности учащихся на своих занятиях по предпрофильной подготовке, элективных и факультативных курсах использую компьютерные тесты. Мне удается заинтересовать учащихся данными занятиями и под руководством учителя информатики некоторые учащиеся на элективных курсах сами разрабатывают программы по психологическому тестированию и различные презентации, связанные с будущей профессией.

Способ подтверждения: сертификат участника, видеозапись, презентации детей, компьютерная программа (Приложение 13, http://grizenkova.ucoz.ru/)

Показатель 2.3. Создание здоровьесберегающей среды

2.3.1. Условия для реализации охранительного режима в образовательном учреждении, которые создает педагогический работник

В своей работе для создания здоровьесберегающей среды использую такие технологии как:


№ п/п

Технология

Содержание

1

Личностно-ориентированная

Обеспечиваю безопасные, комфортные условия развития ребенка и реализацию природных возможностей через учет индивидуальных психологических и физических особенностей. Регулирую степень утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочную и заключительную части делаю более легкими, чем основная часть). Выбираю оптимальный темп работы в соответствии с личностными особенностями.

2

Информационно-компьютерного обучения

В своей деятельности использую диагностические компьютерные методики. При коррекционной работе компьютерные программы по развитию психических процессов, которые повышают активность, где в игровой форме предлагаются различные задания, позволяющие успешно социализировать ребенка в различные переходные периоды в школе. Использование данной технологии позволяет повысить интерес ребенка к занятиям, ускорить процесс коррекционного обучения.

3

Здоровье сберегающие технологии


Для сохранения психического и физического здоровья детей применяемые мной игровые технологии, игровые обучающие программы, оригинальные задания и задачи, позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку детей, дать сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Создаю благоприятный психологический климат на занятии через создание доброжелательной обстановки, спокойной беседы, позитивно реагирую на желание ребенка выразить свою точку зрения, поощряю самостоятельную мыслительную деятельность, уместный юмор. В процессе такого занятия не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребенок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. Организую перерывы с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнения для глаз. Учитывая это, помимо специализированных коррекционных упражнений, предлагаю и упражнения, которые помогут снять утомляемость, напряжение и сконцентрировать внимания на уроке.



Способ подтверждения: упражнения для снятия напряжения, физминутки (Приложение 14, http://grizenkova.ucoz.ru/)

2.3.2. Создание психологически комфортных условий образовательного процесса

В моей психологической деятельности одним из основных направлений является психолого-педагогическое сопровождение учащихся в переходные периоды. Проблемы адаптации воспитанников в условиях новой среды, связанные с нереализованными ожиданиями, с учебой, с трудностями в общении с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым некоторые ребята не всегда готовы, могут способствовать формированию у них повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка, тем сложнее будет его переход на другую ступень обучения. Эти факторы побудили выстроить эффективную систему психолого-педагогического сопровождения адаптации и разработать программу по снятию тревожности в переходные периоды, которая дает позитивные результаты.

Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.






При организации данного психологического направления создаю психологически комфортные условия через соблюдение следующих правил:



  • Продолжительность занятия не должна превышать 30 минут;

  • Регулирую степень утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности, последовательности, взаимную преемственность тем, и обязательно оставляю время на закрепление приобретенных навыков;

  • Работаю над созданием доверительной обстановки во время занятий, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок;

  • Выбираю оптимальный темп работы в соответствии с личностными особенностями ребенка;

  • Использую разнообразные дидактические, наглядные, игровые материалы адекватные возрасту и уровню ребенка;

  • Применяю в работе следующие методы: имитационные и ролевые игры, психогимнастика, рисуночные методы, элементы групповой дискуссии, техники и приемы саморегуляции, метод направленного воображения, которые являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения;

  • Организую перерывы с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз.

Способ подтверждения: программы по снятию тревожности, шкала эмоций, отзывы педагогов и родителей (Приложение 15, http://grizenkova.ucoz.ru/)
Показатель 2.4. Система индивидуальной работы с обучающимися

2.4.1. Формирование диагностических комплексов с учетом индивидуальных проблем и возможностей обучающихся



Комплексы психодиагностических методик использую для прогнозирования поведения, изучения личности, контроля психического развития учащихся и оптимизации обучения:

  • Для определения проблем и возможностей детей пользуюсь также методикой Л.А.Ясюковой «Готовность к школе», которая зарекомендовала себя на протяжении многих лет как валидная и надежная, позволяющая оценить как когнитивные процессы, так и эмоционально-личностную сферу;

  • Комплекс диагностических методик (Векслера, Д. Ровена, Керна-Иерасика и др.) применяю с целью изучения индивидуально-психологических особенностей школьников, уровня развития их психических, интеллектуальных процессов, с учетом их репрезентативной системы, для выбора основных направлений профилактической, коррекционной и развивающей работы и обеспечения их дальнейшего успешного обучения;

  • Комплекс методик (Р. Кэттела, Айзенка, Ч.Д. Спилберга, Люшера и др.) применяю с целью определения состояния адаптации учащихся к новым условиям, новых для них социальных ролей (переход из начального звена в среднее, адаптации к школе, профильное обучение в старшем звене), направленности личности, мотивации жизненной активности, степени эмоционально-личностных нарушений человека, которые помогают спрогнозировать тенденцию изменения характера человека (патогенез характера), на раннем этапе выявить дезадаптацию или определить личностные проблемы учащихся для дальнейшей коррекции;

  • Комплекс профориентационных методик (Е. Климова, Голланда др.) помогает мне сориентировать учащихся для выбора правильного профиля обучения и успешной профессиональной деятельности, как результат 94% учащихся старших классов, прошедших предпрофильную подготовку, получивших рекомендации удовлетворены выбором профиля дальнейшего обучения.

Для проведения мониторинга и психодиагностической работы владею и применяю следующие диагностические методики и тесты:

№ п/п

Виды методик

Названия методик

1

Проективные методики

  • Методика Розенцвейга

  • Методика Люшера

  • Методика Сонди, тест восьми влечений

  • Методика Роршаха

  • Рисованный апперцептивный тест РАТ

  • Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В. Амен).

  • Методика «Цветовое зеркало» В.Н.Кононовой, модификация Г.Фрилинга

  • «Hаnd-тест»

2

Тесты для определения интеллекта

  • Методика Ясюковой Л.А. «Готовность к школе»

  • Методика Векслера

  • Методика Ровена

3

Тесты для определения развития отдельных психических процессов

  • Тест Тулуз-Пьрона

  • Методика «10 слов»

  • Корректурная проба

4

Личностные тесты

и опросники



  • Тест личностных акцентуаций

  • Графическая методика исследования личности

  • Мотивационный тест Хекхаузена

  • Вербальный фрустрационный тест

  • Многофакторный личностный опросник Кеттела

  • Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ-MMPI)

  • Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений

  • Опросник Личко-Смишек

5

Проективные рисуночные тесты

  • «Несуществующее животное»

  • Графическая методика «Кактус»

  • «Рисунок семьи»

  • «Дом-дерево-человек»

  • «Дерево»

  • «Проективный рисунок человека» Карен Маховер

  • «Кинетический рисунок семьи» Роберт Бернс, Харвард Кауфман

  • «Свободный рисунок»

  • «Автопортрет»

6

Профориентационные методики

  • «Дифференциально-диагностический опросник» («ДДО») Е.А. Климова

  • Карта интересов

  • тест Голланда

  • Направленность личности Б. Баса

  • Профессиональный тип личности

Способ подтверждения: методика Л.А.Ясюкова (Приложение 8), комплекс психологических методик (Приложение 16).

2.4.2. Разработка и реализация индивидуальных «планов» развития обучающихся

Для детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия, составляю индивидуальные планы развития, в которых учитываю индивидуальные особенности развития познавательной сферы.

Способ подтверждения: индивидуальный план развития (Приложение 17)


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Портфолио профессиональных достижений педагогического работника Хабаровского края Грызенковой Светланы Владимировны
560.24kb.
Методические рекомендации «портфолио педагогического работника»
152.09kb.
Методические рекомендации по формированию портфолио педагогического работника
159.43kb.
Положение о портфолио педагога
29.47kb.
Портфолио профессиональных достижений
144.46kb.
Положение о портфеле достижений (портфолио) учащихся моу сош №31 станицы Старомышастовской
22kb.
Законодательная дума хабаровского края кодекс хабаровского края об административных правонарушениях
489.81kb.
Ярмарка вакансий рабочих мест Деловая игра для учащихся 10-11 классов
56.89kb.
Положение об оценке эффективности и качества профессиональной деятельности педагогических работников
265.27kb.
Программа «верность» духовно-нравственного воспитания и развития учащихся моу сош с уиоп №16
621.97kb.
Положение о портфолио обучающихся
58.94kb.
Хабаровского края
60.84kb.