Главная стр 1
скачать
Поэтический язык «Слова о полку Игореве» (из опыта работы).
В год Русского языка особенно хочется на уроках литературы в 8 классе при обращении к замечательному памятнику древнерусской литературы «Слову о полку Игореве» остановиться на его своеобразном языке. Это произведение очень небольшое, но мы в полном мере можем судить об огромном богатстве языка, на котором повествуется о походе русского войска во главе с Новгород-Северским князем Игорем на половцев.

Для работы над языком «Слова» учащимся предлагается следующий план.



  1. Переплетение книжных элементов стиля с народно-поэтическими.

    1. Выражения книжного происхождения

    2. Феодальная символика.

    3. Оружейная терминология.

    4. Близость «Слова» к народной поэзии.

      1. Плач Ярославны и народные плачи.

      2. Вера в сны как прием устного народного творчества.

      3. Наличие сказочных элементов.

      4. Использование гиперболы.

      5. Сравнения и постоянные эпитеты.

  2. Сочетание прозы с рифмованными стихами.

  3. Точный и меткий подбор слов и выражений автором «Слова».

  4. Богатство слухового восприятия «Слова».

  5. Краски «Слова».

  6. Поэтический язык «Слова» и любовь к родине и русскому народу.

Работаем с переводом произведения, данным в учебнике под редакцией А.Г. Кутузова. Учащиеся работают по группам, получив конкретные задания согласно плану. Затем каждая группа готовит сообщение по изученному вопросу и представляет свой материал во время обсуждения темы.

Необходимое условие для подобного анализа текста – знание самого текста (предыдущая работа на уроках по «слову»: выразительное чтение отрывков, составление цитатных характеристик героев, чтение наизусть и т.д. – подготовила учащихся к работе над языком этого произведения).

Большое внимание было уделено и первому знакомству со «Словом» - комментированному чтение и водой статье академика Д.С. Лихачева «Слово о полку Игореве».

Обращение к языку произведения времен Древней Руси сложно для учащихся, но интересно. Это первые шаги к исследовательской работе, к которой мы должны детей приобщать, чтобы привить любовь к чтению, своему родному языку.

При обсуждении этой работы учащиеся отметили, что автор «Слова» очень точно и метко подбирает слова и выражения. Соловьиное пение не прекращается – оно «уснуло», синие молнии не просто блестят – они «трепещут», трава «никнет», солнце «Меркнет», вечерние зори «гаснут», а месяц «поволакивается тьмою». Персты на струне «воскладают», а струны «рокочут» славу. Тоска «разливается», печаль «течет» посреди русской земли, а веселье «развеивается по ковылю».

Хотя автор «Слова» очень скуп на эпитеты, но зато употребленные им метки и точны: «жемчужная душа», «теплые туманы», «живые струны».

Учащиеся отмечают много слов, передающих слуховое восприятие «Слова» и зрительное: струны «рокочут», телеги «кричат», слава «звенит», на «червленые» щиты «брешут» лисицы – их раздражает красный цвет, соловьи «щекочут», орлы «клекчут», галки «говорят», див «кличет», вороны «грают», туры «рыкают». Зрительно эффектны образы плавающих в красной крови золотых шлемов, зеленой травы на серебряных берегах Донца, черной земли, политой красной кровью.

Отмечено богатство оружейной терминологии. Мы верим, как вооружены воины: сабли «гремлют» о шлемы, сабли каленые и изостренные, мечами «гремят» и «позванивают» о шлемы, копья «трещат», «поют» в полете.

Были найдены в тексте в сочетании с прозой и ритмически организованные строки. Например, в описании черниговских воинов чувствуется бодрый и энергичный ритм стиха.

В плаче же Ярославны ощущается иной ритм – ритм большого свободного дыхания народного плача, когда она обращается к солнцу, ветру, Днепру. Ритм «Слова» часто меняется, близко соответствует смыслу, содержанию, что позволяет говорить о музыкальности его языка.

Подводим учащихся к выводу, что вся художественная система «Слова» построена на контрастах, один из них – контраст книжных элементов стиля с народнопоэтическими. Элементы книжные и устные, переплетаясь, создают своеобразие и разнообразие стиля этого небольшого, но исключительно богатого по форме и содержанию произведения.

Такая кропотливая работа со «Словом», его языком позволила учащимся сделать сообщения по теме: «Слово» и древнерусское искусство», «открытие «Слова о полку Игореве», его издание и изучение», «Природа в «слове», «Оружейная терминология», «Поэтический язык «слова» и др. и выступить с ними на одном из заседаний интеллект-клуба «Эрудит».

Оформили стену в кабинете русского языка «Слово о «Слове».

Завершили мы работу над этим произведением творческим практикумом, который предложен в учебнике под редакцией А.Г. Кутузова: «сравнить плач Ярославны в переводе, данном в учебнике, с поэтическими переводами известных поэтов».


Ноябрь, 2007 год.
Учитель Страхова Н.А.

Троицкая средняя школа Чеховского района Московской области.
скачать


Смотрите также:
Поэтический язык «Слова о полку Игореве»
31.73kb.
Чем ценно идейное содержание «Слова о полку Игореве»? «Слово о полку Игореве»
25.3kb.
Билет №1. Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве»
174.77kb.
Тема Руси в «Слове о полку Игореве» Создатель «Слова о полку Игореве»
28.1kb.
«Слово о полку Игореве» в изобразительном искусстве
224.83kb.
Тест №2 по «Слову о полку Игореве» 1 Назовите имя собирателя древних рукописей, который обнаружил список «Слова о полку Игореве»
41.16kb.
Литература «слово о полку игореве»
31.46kb.
9 класс Вопросы к экзамену Билет №1
43.54kb.
Экзаменационные билеты по литературе 11 класс
3486.37kb.
Билет №1 Вопрос. Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве»
634.38kb.
Слово о полку Игореве
233.22kb.
Слово о полку Игореве
266kb.