Главная стр 1
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СУХАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Мониторинг

профессиональной компетенции педагогов

Пояснительная записка

Анализ проблемы подготовки педагогических кадров высокой квалификации показал, что одним из ключевых показателей подготовленности учителей к успешной профессионально-педагогической деятельности являются сформированные педагогические умения. Педагогические умения являются важнейшим компонентом квалификационной характеристики учителя и его педагогической деятельности, а их формирование и мониторинг - составной частью системы профессионально-педагогической подготовки.

В современных образовательных системах высшего педагогического образования существенно повысились требования к мониторингу качества профессиональной деятельности учителя средней школы, модернизации системы профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Мониторинг в образовании чаще всего выступает базовой функцией управления, обеспечивающей контроль и обратную связь. Для мониторинга педагогических умений необходимо выполнение следующих принципов построения системной педагогической диагностики:

а) полнота: структура мониторинга должна быть рассчитана на все виды педагогических умений учителя, с учетом требований предъявляемых к его педагогической деятельности;

б) непрерывность и модифицируемость: мониторинг должен охватывать все периоды педагогической деятельности учителя и модифицироваться в этой зависимости;

в) интегративность: мониторинг должен сочетать в себе различные формы, приемы и способы оценки педагогических умений в традиционных и инновационных технологиях обучения;

г) профессиональная направленность: при мониторинге способы деятельности и виды педагогической диагностики должны быть профессионально значимы;

д) интеграция: интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных педагогических объектов, она связана с количественными и качественными преобразованиями взаимодействующих элементов педагогической системы, интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу;

е) профилизация: предполагает реализацию соответствия содержания и технологий обучения психолого-педагогическим дисциплинам - тем профессионально-личностным потребностям, которые обусловлены своеобразием деятельности;

ж) индивидуализация: должна диагностироваться и контролироваться степень достижения каждым испытуемым целевого уровня профессионально-педагогической подготовки;

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной теории и практике существуют противоречия между:

- объективно выдвигаемыми социумом новыми требованиями к повышению качества профессионально-педагогического образования и неразработанностью критериев и уровней готовности учителя к профессионально-педагогической деятельности в реальных условиях;

- необходимостью оценки динамики развития педагогических умений учителя и отсутствием специальной технологии мониторинга качества его подготовки. Эффективность организации оценочной деятельности и самоконтроля учителя на различных этапах его развития зависит от интеграции условий мониторинга.

Отсюда вытекает проблема: определение номенклатуры системообразующих педагогических умений, которые необходимо заложить в основу интеграции условий мониторинга педагогической деятельности учителя.

На основе вышеизложенных фактов сформирована тема: "Мониторинг профессиональной компетенции педагога".

Таким образом, объект исследования — профессионально-педагогическая деятельность учителя.



Предмет исследования — условия и процесс мониторинга педагогических умений учителя.

Цель исследования: выявить интеграцию условий мониторинга педагогических умений учителя.

Гипотеза исследования; интеграцию условий мониторинга педагогических умений учителя можно осуществить, если она основана на конкретных системообразующих умениях. Это значит:

• в содержании мониторинга отражены системообразующие компоненты, моделирующие профессиональную деятельность учителя;

• компоненты содержания профессионально-педагогической деятельности, заложенные в основу мониторинга, и будут адекватными образовательным стандартам педагога;

• в ходе проведения мониторинга будут учитываться индивидуальные психолого-педагогические особенности личности учителя;

• мониторинг станет стимулом развития учителя в его профессионально-педагогической деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Провести системный анализ психолого-педагогических исследований педагогической деятельности учителя с целью выявления системообразующих педагогических умений.

2. Обосновать целесообразность интеграции условий мониторинга системообразующих педагогических умений учителя.

3. На основе статистической обработки результатов педагогического исследования выделить системообразующие педагогические умения учителя.

4. Смоделировать интеграцию условий мониторинга системообразующих педагогических умений учителя.

Мониторинг нацелен на образовательный процесс, он призван ответить на вопросы: соответствует ли школа требованиям учеников, их родителей, учителей? Соответствуют ли методы и приемы педагогической деятельности целям учреждения и общим целям образования?

Мониторинг

образовательной деятельности учителя

  включает в себя следующие разделы:




  1. Создание условий для комплексной безопасности обучающихся

  • содержание в соответствии современными требованиями документов, по обеспечению безопасности;

  • сформированность умений по безопасности жизнедеятельности;

  • организация оздоровительных мероприятий для обучающихся;

  1. Участие детей в воспитательной работе класса и школы

  • развитие детского самоуправления;

  • вовлечение учащихся в кружки и секции;

  • формирование у учащихся лидерских качеств;

  • организация профилактической работы;

  • организация диагностики «Воспитанность и воспитуемость»;

  • участие родителей в общеклассных и общешкольных родительских собраниях;

  • участие детей в концертах для родителей (традиция школы).



Мониторинг руководителя ОУ

  1. Руководитель ОУ должен знать:

  • Стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики

  • Цели, содержание, формы, методы обучения и воспитания, современные концепции и технологии

  • Типы и виды ОУ, их место и роль в системе непрерывного образования, требования к результатам их деятельности

  • Основы экономики образования

  • Нормативно-правовые основы функционирования и развития системы образования

  • Теоретические основы управления, ведущие управленческие школы и концепции, особенности управления в сфере образования

  • Принципы анализа и построения образовательных систем и методы планирования их деятельности

  • Системы и методы материального и морального стимулирования работников

  • Стили эффективного руководства коллективом

  • Современные методы контроля образовательной, финансово-хозяйственной деятельности и делопроизволства в ОУ

В соответствии с Постановлением №39 от 6.02.2002г. "О порядке назначения руководителей государственных унитарных предприятий РМЭ", которое распространено на государственные учреждения РМЭ:

  • Основы гражданского, трудового, налогового, банковского законодательства

  • Основы маркетинга

  • Основы бизнеса и оценки недвижимости

  1. Руководитель должен уметь:

  • Анализировать деятельность ОУ, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения

  • Разрабатывать нормативно-организационную документацию ОУ (договоры, уставы, должностные инструкции)

  • Разрабатывать программу развития ОУ

  • Строить организационную структуру управления ОУ

  • Планировать и организовывать контроль деятельности ОУ

  • Мотивировать исполнителей на достижение высоких результатов в трудовой деятельности и повышении квалификации

  • Предупреждать и разрешать конфликты в коллективе

  • Организовывать освоение новаций

  • Проводить деловые совещания, организовывать групповую работу

3. Продуктивность деятельности руководителя представлена двумя факторами:

1) Продуктивностью деятельности ОУ, которая характеризуется:



  • сохранением контингента обучающихся;

  • развитием у воспитанников мотивации к познанию и творчеству;

  • освоением обучающимися образовательных стандартов;

  • соблюдением примерных требований к дополнительным образовательным программам;

  • результатами инновационной деятельности.

2) Продуктивностью деятельности самого руководителя, которую характеризуют:- состояние нормативно-правовой базы для функционирования и развития ОУ, программа развития ОУ,

- состояние материально-технической базы (наличие, использование, развитие)

- количественные и качественные характеристики движения кадрового состава, социально - психологический климат в коллективе
- качество и уровень санитарно-гигиенических условий, состояние делопроизводства.

4. Критерии уровня управленческой деятельности



  • системность и упорядоченность в организации деятельности ОУ;

  • активность и продуктивность деятельности (количество реализуемых целевых программ, проектов, инновационных направлений);

  • психологический климат;

  • общая и качественная успеваемость;

  • востребованность выпускников;

  • успехи в разноуровневых мероприятиях, конкурсах;

  • культура поведения учащихся в ОУ и за пределами;

  • соответствие показателя здоровья учащихся региональным нормативам;

  • динамика заболеваемости детей за последние 3 года;

  • номенклатура видов образовательных услуг;

  • число связей ОУ с другими образовательными системами и социальными институтами.

Мониторинг заместителя руководителя ОУ по УВР

    1. Заместитель руководителя ОУ по УВР должен владеть типовым психолого-педагогическим анализом урока, мероприятия, должен уметь выполнять:

  • методический анализ урока, мероприятия

  • анализ урока, мероприятия по педагогическому общению

  • сопоставительный анализ

  • целевой анализ

  • выборочный анализ деятельности отдельных учащихся на уроке, мероприятии

  • анализ с физиолого-гигиенических позиций

    1. Критерии развития ОУ

  • преемственность содержания и технологии образования на различных ступенях обучения

  • обеспеченность методическими пособиями

  • наличие методической, психологической и других служб

  • творческие достижения педагогов

  • участие в международных проектах

  •  наличие мониторинга в ОУ

  • наличие медиатеки (компьютерного и программного обеспечения)

    1. Критерии уровня инновационной деятельности

  • уровень научной и организационно-методической обеспеченности и обоснованности инноваций в ОУ

  • наличие научно - методической базы обеспечения инновационных процессов

  • уровень реального хода инновационных процессов (по экспертным оценкам)

    1. Критерии информатизации ОУ

  • количество педагогов, использующих компьютер как средство обучения

  • использование компьютера в управленческой деятельности

  • использование компьютера в опытно - поисковой работе

  • работа на компьютере во внеучебное время

  • наличие выхода к глобальным информационным сетям

  • динамика развития материальной базы (наличие компьютерного класса и средств программного обеспечения)

Мониторинг деятельности педагога – организатора

Основными принципами деятельности педагога – организатора образовательного учреждения являются:



    1. Гуманистическая направленность:

- в центре внимания педагога – организатора — личность каждого школьника в ее развитии, обеспечение прав и свобод ребенка.

2.  Принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса:

- участие в нем самих воспитанников, их родителей, педагогов, работающих с ученическим коллективом.

3. Принцип системности:

- обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса в образовательном учреждении.

4.   Принцип целесообразности и природосообразности:  

- при   выборе конкретных форм организации воспитательного процесса учитываются реальные цели воспитания, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их ценностные ориентации, уровень развития общешкольного коллектива.

В силу этого его основными задачами являются:



  • обеспечение каждому школьнику условий для вхождения в социальную жизнь с учетом уровня развития и воз­растных особенностей;

  • формирование   общешкольного коллектива как воспитательной си­стемы;

  • создание воспитывающей среды (развитие детского коллектива, взаи­модействие с педагогическим и роди­тельским коллективами, внешколь­ными общественными организация­ми и учреждениями, создание предметной среды);

  • организация всего спектра видов деятельности, вовлекающих учащих­ся в общественно-ценностные социа­лизирующие отношения;

  • диагностика, регулирование и коррекция воспитательного процесса  в школе, индивидуального пути раз­вития каждого воспитанника.

  1.  Создание условий для комплексной безопасности обучающихся

  • содержание в соответствии современными требованиями документов, по обеспечению безопасности;

  • сформированность умений по безопасности жизнедеятельности;

  • организация оздоровительных мероприятий для обучающихся;

  1. Участие детей в воспитательной работе класса и школы

  • развитие детского самоуправления;

  • вовлечение учащихся в кружки и секции;

  • формирование у учащихся лидерских качеств;

  • организация профилактической работы;

  • организация диагностики «Воспитанность и воспитуемость»;

  • участие родителей в общеклассных и общешкольных родительских собраниях;

  • участие детей в концертах для родителей (традиция школы).

Критерии оценивания педагогических работников


Критерии

Показатели

Квалификация

Соответствие продемонстрированных знаний требованиям к квалификации

Актуальность выбранного направления деятельности

Обоснована в соответствии с государственной образовательной политикой (федеральной и региональной)

Способы и результаты деятельности

Постановка цели педагогической деятельности, вычленение задач, определение субъектов образовательного сообщества

Теоретические (научные) обоснования выбранного направления деятельности

Ссылка на теоретические источники преподаваемого предмета

Профессионализм

Соответствие выбранных для достижения результата форм профессиональной деятельности требованиям к профессионализму

Технологии, методы, способы, приемы достижения результата деятельности

Проанализированы системообразующие педагогические умения учителя, закладывающие основу интеграции условий педагогического мониторинга профессиональной деятельности педагога средней школы:

• умение перестраивать свою деятельность в случае непредвиденных обстоятельств;

• умение организовать урок, внеклассное мероприятие;

• умение формулировать цели и задачи педагогического процесса;

• умение подбирать дифференцированные, личностно-ориентированные задания и задачи;

• умение организовать познавательную деятельность учащихся, научить их анализировать описанную ситуацию;

• умение составить систему задач для учащихся;

• умение строить с учащимися, их родителями, своими коллегами педагогически целесообразные взаимоотношения;

• умение стимулировать интерес, инициативу и творчество учащихся на уроке, во внеклассных мероприятиях;

• умение анализировать педагогическую ситуацию;

• умение отобрать к уроку необходимое по объему содержание материала;

• умение организовывать продуктивную деятельность учащихся на уроке.


Проанализированы методы:

- объяснительно – иллюстративные;

- репродуктивные;

- проблемно – сообщающие;

- частично – поисковые;

- исследовательские.



Технические, информационные ресурсы

Проанализировано обоснованное использование:

- компьютера;

- проектора;

- интерактивной доски.


Оценочная система достижения результатов деятельности


Предъявлена оценочная система достижения результата деятельности



Аспекты взаимодействия субъектов образовательного сообщества

Выявлены субъекты образовательного сообщества, взаимодействие с которыми обеспечивает реализацию данного направления, раскрыты аспекты этого взаимодействия

Владение информационными технологиями

Проанализировано умение использовать Интернет для учебного процесса; качество оформления презентаций

Владение коммуникативными технологиями

Проанализировано

- умение логичности, доказательности выступления; умение аргументировать, обосновывать свою точку зрения.

- использование проектных и исследовательских технологий, др. развивающих образовательных технологий;

- количество используемых учебных программ, УМК, построенных в рамках определенной технологии.



Повышение качества образования

- процент качества обученности школьников;

- внедрение в учебный процесс электронных учебно – методических пособий, ИКТ;

- повышение уровня сформированности учебно-информационных умений и навыков;

- повышение уровня  сформированности учебно-управленческих умений и навыков;

- повышение уровня  сформированности учебно-логических умений и навыков.


Обобщение опыта (муниципальный, окружной уровни)


- выступление на методических объединениях школы, района;

- выступление на научно – практической конференции школы, района

- выступление на педагогических советах;

- участие в муниципальных, региональных конкурсах;

- в составе жюри;

- в составе группы поддержки;

- в составе финалистов;

- мастер – классы;

- конкурс профессионального мастерства.


Профессиональная компетентность


- курсы повышения квалификации;

- категория, разряд;

- наличие методических рекомендаций, программ;

- наличие печатных изданий (где, тема);

- участие в проектах реализации целевых программ развития школы.


Продуктивность

Соответствие полученных результатов государственной образовательной политике требованиям к продуктивности

Соответствие деятельности потребностям системы образования ОУ

Знания и умения учащихся, соответствующие ГОСу

Перспективы развития, возможность использования результатов педагогическим сообществом

Поддержка и развитие одаренных детей.

- доля учащихся вовлеченных в дела, направленные на выявление и развитие одаренности;

- доля учащихся, вовлеченных в научно – исследовательскую работу;

- доля учащихся, вовлеченных в мероприятия интеллектуального направления;

Победители  в олимпиадах школьного, районного и окружного уровней

- победители школьных олимпиад;

- победители районных олимпиад.



Результат профессиональной деятельности на уровне ребенка

- положительная динамика обученности учащихся;

- успеваемость обучающихся;

- сохранение контингента обучающихся; - развитие у воспитанников мотивации к познанию и творчеству; - освоение обучающимися образовательных стандартов; - соблюдение примерных требований к дополнительным образовательным программам; - результаты инновационной деятельности;

- результативность участия детей в конкурсах, олимпиадах, по предмету;



- наличие новой системы оценки образовательных достижений учащихся («Портфель ученика»).


скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка Анализ проблемы подготовки педагогических кадров высокой квалификации показал, что одним из ключевых показателей подготовленности учителей к успешной профессионально-педагогической деятельности являются сформированные педагогические
148.52kb.
Положение о повышении квалификации педагогических кадров
35.15kb.
Комплексная программа
376.87kb.
Доклад оценка профессиональной деятельности педагога
89.85kb.
Многообразие ценностей на уровне профессионально-педагогической деятельности
30.75kb.
Учет, контроль и анализ издержек обращения Диплом 2007
51.49kb.
Повышение квалификации педагогов осуществляется по трём уровням
71.89kb.
Пояснительная записка к учебному плану мбоу-дюллюкинская сош на 2013-2014 учебный год
145.5kb.
Сведения о квалификации педагогических кадров
6712.98kb.
Анализ работы шмо учителей русского языка и литературы
329.95kb.
Университета Непрерывного Опыта (уно), как формы подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности. Уно это образовательный процесс. Индивидуальная образовательная программа
34.31kb.
План повышения квалификации педагогических работников
15.35kb.