Главная стр 1
скачать
Пояснительная записка.

Компьютерные науки (computer science) и информационные технологии стали вездесущими и продолжают сулить перемены, которые еще больше затрагивают практически все сферы нашей жизни. Компьютеры превратились в неотъемлемую часть современной культуры и являются движущей силой экономического роста во всем мире. Информатика развивается с поразительной скоростью. Постоянно появляются новые технологии, а существующие становятся устаревшими. В такой ситуации выигрывают люди, которые могут учиться, умеют учиться и обладают необходимыми базовыми знаниями.

Большинство современных школьников (учащихся 9-11 классов) не задает наивных вопросов о проблемах своей будущей профессии. Они давно и бесповоротно сделали свой выбор в пользу математики и computer science. Многие еще в средней школе самостоятельно работали на компьютерах, читали специальную литературу, участвовали в олимпиадах и конференциях. Можно только удивляться, как ловко иные школьники обращаются с компьютерами, владеют терминологией, знают современный рынок технических и программных средств.

Но мода на информатику имеет и обратную сторону: некоторые школьники воспринимают ее на чисто внешнем, поверхностном уровне. Рассуждая о мультимедиа и виртуальной реальности, они не могут написать простенькую программу сортировки или редактирования, а с математикой испытывают проблемы.

Традиционно компьютерные науки имеют весьма тесные связи с математикой, причем первые оказывают сильное влияние на последнюю.

Принципиальным отличием вступительного экзамена по информатике является не повышенная сложность предлагаемых заданий, а их комплексность, то есть направленность не на проверку знаний по какой-нибудь одной теме, а на проверку свободы обращения со всем материалом, изученным в курсе школьной информатики. Информатика вместе с математикой закладывает в образование опорный треугольник главных проявлений человеческого интеллекта: способность к обучению, рассуждению и действию.

Формирование алгоритмического мышления как одной из важнейших составляющих информационной культуры всегда было важной задачей курса информатики.

Технология решения задач на компьютере — это не только и не столько кодирование программы и получение загрузочного модуля, но, самое главное, проектирование математической модели, составление алгоритма и тестирование отлаженной программы.

Без программирования развитие алгоритмического мышления практически невозможно по причине отсутствия компьютерного эксперимента, только который может проверить работоспособность алгоритма.

Реализация алгоритмических конструкций, рассматриваемых в учебном курсе, демонстрируется на классическом языке программирования высокого уровня Паскаль, который, несмотря на появление все новых технологий, и на сегодняшний день остается одним из самых удобных средств изучения программирования.

Данный учебный курс предназначен для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы, обучающихся два года по специальности «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».

Программа рассчитана на 730 часов (с учетом производственной- 150 часов и учебной практики-35 часов).

Главной задачей курса является формирование научного мировоззрения, развития логического мышления, формирование информационно грамотной личности, выработка навыков самостоятельной работы на ПК с различными операционными системами и приложениями, развитие интереса к ПК как средству для решения различного рода задач.

Курс включает с себя четыре раздела: введение в специальность, технологический курс, экономический курс, специальный курс.

Курс призван решать следующие задачи:


  • Познакомить учащихся с ТБ и правилами поведения в кабинете ВТ, историей развития ВТ;

  • Познакомить учащихся с понятиями “информатика”, “информация”, способами хранения, обработки, кодирования и передачи информации;

  • Изучить основные блоки ПК, назначение и принцип работы с ними;

  • Изучить построение логических схем на основе функциональных преобразователей;

  • Познакомить с назначением, внешними и внутренними командами ОС MS DOS, научить применять их при работе с ОС MS-DOS;

  • Познакомить с назначением программы-оболочки Norton Commander, научить использовать при работе с Norton Commander функциональные клавиши и их комбинации;

  • Познакомить учащихся с ОС Windows’XP и ее стандартными приложениями, выработать навыки самостоятельной работы с объектами ОС Windows’XP и ее стандартными приложениями;

  • Познакомить учащихся с пакетом Microsoft Office (текстовый процессор Word, табличный процессор Excel, презентациями PowerPoint, БД) и выработать навыки работы средствами этих программных продуктов;

  • Научить работать с архивами;

  • Познакомить учащихся с различными системами счисления и научить осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;

  • Изучить основные понятия и познакомить с основными логическими операциями;

  • Научить строить логические схемы и таблицы истинности;

  • Выработать навыки самостоятельного решения логических задач;

  • Формировать навыки и умения составления алгоритмов различных видов для решения задач;

  • Изучить основные операторы языков программирования Turbo Pascal и Delphi;

  • Формировать умение составлять программы с использованием операторов языков программирования Turbo Pascal и Delphi;

  • Познакомить с принципами работы в глобальной и локальной сети.

Учебный процесс включает в себя теоретическое обучение и практические занятия в кабинетах, оснащенных вычислительной техникой, параметры которой удовлетворяют поставленным задачам и соответствуют санитарным нормам, укомплектованных сетевым принтером, сканером, локальной сетью, выходом в Интернет.

Теоретическое обучение производится в форме лекций, обсуждений, работы с научно-технической литературой.

На практических занятиях преобладают индивидуальные занятия учащихся по отработке, закреплению или обобщению полученных ЗУН.

Контроль знаний производится в ходе обучения в виде проверочных и зачетных работ, включающих теоретические вопросы и практические задания.

По окончании курса учащиеся сдают квалификационные экзамены по защите дипломных проектов и практике, по результатам которых выпускаются с курса.



Основные требования к учащимся, вытекающие из необходимости овладения базовыми понятиями и умениями:

  • Иметь четкое представление о понятии “информация”;

  • Разбираться в представлении числовой, графической и звуковой информации в компьютере;

  • Знать назначение, технические и потребительские характеристики устройств персонального компьютера;

  • Знать классификацию, состав и назначение программного обеспечения ПК;

  • Знать назначение, состав и этапы загрузки ОС MS-DOS, уметь работать с командным интерфейсом;

  • Знать назначение и уметь использовать функциональные клавиши и их комбинации при работе с программой-оболочкой Norton Commander;

  • Уметь работать с различными объектами и стандартными приложениями ОС Windows’XP, пакетом MS Office;

  • Знать различные системы счисления и уметь осуществлять перевод из одной системы счисления в другую, а также выполнять арифметические действия в различных системах счисления;

  • Уметь составлять электрические схемы на основе функциональных преобразователей;

  • Уметь самостоятельно составлять логические выражения, строить по ним логические схемы и таблицы истинности, решать логические задачи;

  • Знать об основах алгоритмизации, уметь описывать алгоритмы и программировать вычислительные процессы на изучаемых языках программирования;

  • Знать принцип работы и уметь работать в локальной и глобальной сети.

Тематическое планирование программы для групп профессиональной подготовки
по специальности "Оператор ЭВ и ВМ"


I год обучения



Тема

Основное содержание

Количество
часов


Всего

Теория

Практика

1

Введение в специальность

1.1

Введение

Правила поведения в кабинете ВТ. История развития ВТ.

1

1

 

 

 

ИТОГО

1

1

0

2

Технологический курс

2.1

Основы информатики
и вычислительной техники

Информация. Единицы
измерения информации. Структурные единицы информации (бит, поле, байт, слово)

2

2

 

 

Предствление информации в ПК

4

4

 

 

Содержательный и алфавитный подходы к измерению количества информации. Решение задач.

3

1

2

 

Проверочная работа 1

2

1

1

 

Системы счисления. Правила перевода.Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

4

2

2

 

Двоичная арифметика.

2

 

2

 

Арифметические действия в различных системах счисления.

4

 

4

 

Формы и форматы представления чисел. Прямой, обратный и дополнительный код числа.

4

2

2

 

Проверочная работа 2

2

1

1

 

Состав и взаимодействие
частей ЭВМ. Структура памяти.Основные и дополнительные устройства ПК.

6

2

4

2.2

Электротехника

Построение электрических схем на основе функциональных преобразователей. Состав и синтез логических схем.

8

2

6

 

 

ИТОГО

41

17

24

3.

Экономический курс

3.1

Основы отраслевой
экономики

Элементы алгебры логики. Основные понятия.

6

2

4

 

Законы математической логики. Упрощение логических выражений

6

2

4

 

Логика и множества. Логика в ЭВМ.

6

2

4

 

Проверочная работа 3

2

1

1

 

Решение логических задач.

8

 

8

 

Логические основы устройства ПК. Базовые логические элементы

2

1

1

 

Сумматор двоичных чисел. Триггер

3

1

2

 

Зачет №1

2

 

2

 

 

ИТОГО

35

9

26







 

 

 

 

4.

Специальный курс

4.1

Специальная технология

4.1.1

Программное
обеспечение.

ПО. Характеристика ОС компьютера (в сравнении).

3

3

 

 

ОС MS-DOS. Файловая структура: файл, каталог.

3

2

1

 

Команды ОС DOS.

8

2

6

 

Пакетные файлы.

6

2

4

 

Программа-оболочка NC.

4

1

3

 

Меню NC.

3

1

2

 

Зачет №2

2

 

2

 

 

ИТОГО

29

11

18

4.1.2

ПО. Пакет
прикладных программ Microsoft Office.

Программы-архиваторы: WinRaR, WinZip. Антивирусные и обслуживающие программы. Работа со сканером.

6

2

4

 

Текстовый процессор MS WORD'2000

20

6

14

 

Табличный процессор Excel

18

6

12

 

Использование ЭТ для решения задач.

4

 

4

 

Создание макросов, модулей средсвами Excel.

6

2

4

 

Проверочная работа 2

2

 

2

 

 

ИТОГО

56

16

40

4.1.3

Базы данных.

Назначение, виды, структура БД

2

2

 

 

1С: Бухгалтерия 8.0, как пример практического применения БД на производстве

Характеристика. Установка и запуск программы.

2

1

1

 

Настройка ведения учета

5

1

4

 

Общие принципы ведения учета

11

1

10

 

Регламентированная отчетность

5

1

4

 

Общие принципы работы с формами

5

1

4

 

Сервисные возможности

5

1

4

 

Редактор текстов

3

1

2

 

Редактор табличных документов

3

1

2

 

Редактор HTML- документов

3

1

2

 

Методы расчета и получения итогов

3

1

2

 

 

ИТОГО

47

12

35

 

СУБД MS Access

Базы данных: Microsoft Access

8

2

6

 

Разработка таблиц

8

2

6

 

Запросы

8

2

6

 

Формы

8

2

6

 

Отчеты

8

2

6

 

Макросы

8

2

6

 

Модули VBA

6

2

4

 

Разработка приложения (зачетная работа №3)

8

2

6

 

 

ИТОГО

62

16

46

4.2

Основы программирования

4.2.1

Алгоритмизация.Основы
программирования. Язык Turbo Pascal.

Алгоритмы. Виды и способы описания.

2

2

 

4.2.1

Алгоритмизация.Основы
программирования. Язык Turbo Pascal.

Этапы работы над программой.Среда Turbo Pascal.

2

 

2

 

Средства языка. Структура программы.

2

 

2

 

Типы данных, процедуры ввода-вывода.

2

 

2

 

Линейные алгоритмы.

2

 

2

 

Составление линейных программ.

2

 

2

 

Стандартные функции.

3

1

2

 

Логический тип данных.

2

 

2

 

Символьный тип данных.

2

 

2

 

Разветвляющиеся алгоритмы.

 

 

 

 

Оператор условного перехода.

8

2

6

 

Оператор выбора

4

1

3

 

Оператор безусловного перехода. Метки.

2

 

2

 

Зачет №4

3

 

3

 

 

ИТОГО

36

6

30

























Итого 1 год:

307

88

219







из них:
















учебная практика

35



























Тематическое планирование программы для групп профессиональной подготовки
по специальности "Оператор ЭВ и ВМ"


2 год обучения



Тема

Основное содержание

Количество
часов


Всего

Теория

Практика

 

Повторение




12

2

10

 

 

ИТОГО

12

2

10

4.2

Основы программирования

4.2.1

Основы
программирования. Язык Turbo Pascal.

Операторы циклов.

11

3

8

 

Вложенные циклы.

8

2

6

 

Подпрограммы: процедуры и функции.

8

2

6

 

Перечисляемые и ограниченные типы.

4

2

2

 

Массивы, способы описания.

2

2

 

 

Одномерные массивы

8

2

6

 

Двумерные массивы

10

2

8

 

Тип данных STRING

8

2

6

 

Зачет № 1

2

 

2

 

 

61

17

44

 

Поиск методом дихотомии.

3

1

2

 

Алгоритмы сортировки массивов.

2

2

 

 

Решение задач на сортировку массивов.

8

 

8

 

Зачет № 2

2

 

2

 

 

15

3

12

 

Текстовые файлы

5

1

4

 

Тип данных Запись

6

2

4

 

Файлы прямого доступа

6

2

4

 

Зачет № 3

2

 

2

 

 

19

5

14

 

Множества и операции над ними. Упражнения с множествами.

3

2

1

 

Тип данных множество. Решение задач.

4

 

4

 

Выигрышная стратегия.

2

 

2

 

 

9

2

7

 

Использование модулей. Стандартные модули.

2

2

 

 

Модуль GRAPH. Процедуры графики.

3

 

3

 

Построение графических изображений.

6

 

6

 

Модуль CRT.

2

2

 

 

Создание окон. Работа с окнами.

3

 

3

 

Создание модулей.

2

2

 

 

Составление программ с использованием модулей.

3

 

3

 

 

21

6

15

 

 

ИТОГО

125

33

92

4.2.2

Язык программирования Delphi

Управляющие структуры языка Delphi

2

1

1

 

Символы и строки

4

1

3

 

Консольное приложение

3

1

2

 

Массивы, способы описания.

5

1

4

 

Процедуры и функции

5

1

4

 

Файлы

5

1

4

 

Типы данных, определяемые программистом

4

1

3

 

Введение в объектно-ориентированное программирование

4

1

3

 

Графические возможности Delphi

5

1

4

 

Рекурсия

3

1

2

 

 

ИТОГО

40

10

30

4.3

Компьютерные системы

4.3.1

Локальные сети

Виды, назначение. Работа в сети

4

2

2

 

 

ИТОГО

4

2

2

4.3.2

Глобальная сеть Интернет.

Процедура подключения к Интернету

1

1

 

 

Работа с электронной почтой.  Настройка почтовой программы Outlook Express

5

1

4

 

Путешествия по Всемирной паутине.  Настройка браузера

4

 

4

 

Работа с файловыми архивами

5

1

4

 

Работа с поисковыми системами

4

 

4

 

 

ИТОГО

19

3

16

4.3.3

Основы Web и HTML-технологий

Web-сайты и Web-страницы. Форматирование текста и размещение графики.

6

2

4

 

Гиперссылки на Web-страницах

3

1

2

 

Списки на Web-страницах

3

1

2

 

Формы на Web-страницах

3

1

2

 

Инструментальные средства создания Web-страниц. Тестирование и публикация Web-сайта.

7

1

6

 

 

ИТОГО

22

6

16

5

Дипломное
проектирование.

Обзор тем. Выбор темы проекта.

2

2

 

 

Разработка алгоритма.

5

1

4

 

Разработка и отладка программы.

30

2

28

 

Оформление дипломного проекта.

2

2

 

 

 

ИТОГО

84

7

32

6

Консультации

 

8

2

6

 

 

ИТОГО

8

2

6

7

Защита дипломных
проектов.

Практическая часть

2

 

2

 

Защита проектов

2

 

2

 

 

ИТОГО

4

0

4







Итого за 2 год:

273

65

208







Производственная практика

150

 

150

Список литературы.



1. Абрамов С. А., Зима Е. В. Начала программирования на языке паскаль.— М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.— 112 с.

2. Богданов-Катьков Н. В., Хайт А. М. Самоучитель работы на персональном компьютере.— СПб.: Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.— 656 с., ил.

3. Введение в программирование: Учеб. пособие для уч. сред. и ст. шк. возраста / Авт.-сост. В. А. Гольденберг.— Минск: ООО «Харвест», 1997.— 528 с. (Библиотека школьника).

4. Григорьев С. А. Программирование на языке Паскаль для математиков: Учебное пособие / Изд. 2-е, испр. и доп.; Калинингр. ун-т.— Калининград, 2000. ISBN 5-88874-189-2.

5. Грошев С. В., Коцюбинский А. О. Аудио и видео на компьютере: Экспресс-курс.— М.: ТЕХНОЛОДЖИ-3000, 2002.— 256 с., ил. ISBN 5 94472-008-5.

6. Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Учебное пособие для старших классов.— М., 1999. Один из авторов этого курса является также соавтором примерных программ вступительных испытаний по информатике в высшие учебные заведения Российской Федерации.

7. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия Интернет.— М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.— 697 с., ил. ISBN 5-224-03203-2.

8. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003.— М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.— 920 с., ил. ISBN 5-224-04031-0.

9. Окулов С. М. Основы программирования.—М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.— 424 с.

10. Примерные программы вступительных испытаний в высшие учебные заведения Российской Федерации.— http://www.ed.gov.ru (Профессиональное образование: высшее).

11. Румянцев Д. Г., Монастырский Л. Ф. Путь программиста: Опыт создания личности программиста.— М.: ИНФРА-М, 2000.— 864 с., ил. ISBN 5-16-000507-2.

12. Степанов А. Н. Информатика.— СПб.: Питер, 2002.— 608 с. с ил. ISBN 5-94723-313-4.

13. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10—11классов.— М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.— 512 c., ил. ISBN 5-94774-016-8.

14. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для 10—11 классов. Углубленный курс.— М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.

15. Частиков А. П. Архитекторы компьютерного мира.— СПб.: БХВ-Петербург, 2002.— 384 с., ил. ISBN 5-94157-138-0.
скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка. Компьютерные науки
351.35kb.
Программа дисциплины " Компьютерные сети и сетевое программное обеспечение" Пояснительная записка Изучение дисциплины "
96.99kb.
«Локальные компьютерные сети»
64.27kb.
Пояснительная записка цели обучения математике: формирование представлений о математике как универсальном языке науки
285.25kb.
Пояснительная записка. Статус документа Программа составлена для классов возрастной нормы 6-9кл
367.57kb.
Большой Камень Приморского края пояснительная записка основная образовательная программа
41.15kb.
Пояснительная записка Понятие "модель" используется во многих (а возможно, и во всех) областях науки. Слово
214.25kb.
Пояснительная записка «Концепции современного естествознания»
41.21kb.
Пояснительная записка Курс «Человек и общество»
263.04kb.
Пояснительная записка цели и задачи Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
156.46kb.
Э. Т. Изергин Пояснительная записка Предлагаемая программа
321.28kb.
Пояснительная записка Нормативные документы Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
251.21kb.