Главная стр 1
скачать
Пояснительная записка к областному базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов)

Областной базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) является нормативным документом для разработки учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области, утвержденным приказом Министерства образования и науки Челябинской области.



Базисный учебный план (далее - ОБУП) специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII вида и классов (далее – С(К)ОУ), соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта и предлагает примерный учебный план по федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, основываясь на следующих нормативных документах:

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с изменениями от 29.12.2004 г.);

  3. «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997 г. № 288 (в редакциях постановлений Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288, от 10.03.2000 г. №  212, от 23.12.2002 г. № 919, от 01.02.2005 г. № 49);

  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»;

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;

  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;

  9. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;

  10. Инструктивное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2000 г. № 3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 г. № 48»;

  11. Областной базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов)


ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Учебный план 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VII вида предусматривает овладение знаниями в объеме базовых программ обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Кроме того, предусматривается коррекция недостатков в развитии и индивидуальная и групповая работа, направленная на преодоление трудностей в овладении отдельными предметами.

В учебном плане отражены все образовательные области, предусмотренные федеральным базисным планом. Обязательная часть учебного плана отражает особенности школы VII вида, так в соответствии с Приказом МО РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» на изучение иностранного языка в 5-9 классах отводится 2 часа в неделю.. Содержание образования реализуется через образовательные области: «Филология», «Математика», «Обществознание», «Естествознание», «Искусство», «Технология», «Физическая культура». Учебные предметы учебного плана соответствуют содержанию обучения в общеобразовательной школе.

В учебном плане 5-9 классов соблюдено обязательное минимальное число часов, отведенное на изучение каждой образовательной области.

Из часов, отведенных на «Компонент образовательного учреждения», увеличено количество часов на русский язык образовательной области «Филология» на 1 час в неделю в 9 классе, в связи с недостаточно развитой орфографической зоркостью, сниженным темпом чтения, трудностями осмысления прочитанной информации.

В соответствии с Письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.10.2010г. № 01/5139 «О введении третьего часа физической культуры» в учебный план введены 3 часа физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Третий час физической культуры включается в сетку расписания учебных занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса.

Курс ОБЖ изучается в 8 и 9 классах. В 9 классе продолжается изучение предмета ОБЖ в объеме 1 часа в неделю в связи с подготовкой обучающихся к сдаче ГИА (как показывает практика, выбор курса ОБЖ в качестве экзамена по выбору – наиболее часто встречаемый вариант у обучающихся с нарушением психологического развития).

Образовательное учреждение самостоятельно использует часы регионального компонента. Региональный компонент представлен курсом «Краеведение» в 6–9 классах.

Коррекционные курсы учебного плана основного общего образования обучающихся с нарушением психологического развития составлена с учетом решения двух основных задач:


  • продолжение целенаправленной работы по коррекции и развитию психических процессов, эмоциональной и когнитивной сфер, обеспечивающих усвоение учащимися образовательной программы (на основе применения методов и приемов, форм обучения, способствующих повышению работоспособности, активизации учебной деятельности);

  • отслеживание результативности обучения и динамики развития учащихся.

Для учащихся, имеющих нарушения психологического развития, проводятся психокоррекционные занятия в соответствии с выявленными нарушениями: психокоррекция интеллектуального развития, психокоррекция эмоционально-волевой сферы, психокоррекция отклоняющегося поведения и т.д. Психокоррекционные модульные курсы разрабатываются непосредственно педагогом-психологом образовательного учреждения. Формы занятий групповые. Психокоррекционные занятия проводятся 1 раз в неделю.

В 5 классе количество часов психокоррекции увеличено до 2 часов в неделю. Дополнительный психокоррекционный час вводится с целью профилактики дезадаптивных моделей поведения у учащихся в период адаптации к обучению в среднем звене школы.

В целях коррекции отклонений в развитии обучающихся, воспитанников 5-9 классов, ликвидации пробелов в знаниях учителями-предметниками проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия. На индивидуальных, групповых занятиях развивающей направленности главное внимание уделяется восполнению пробелов в знаниях по учебным предметам и пропедевтике наиболее сложных разделов программы. Образовательным учреждением составляется модульная программа коррекционно-развивающих занятий, а затем на основании психолого-педагогической диагностики, исходя из индивидуальных особенностей детей, составляется планирование.

Учитывая неполноценность речевого общения, возможно включение в коррекционно-развивающий блок занятий, направленных на развитие навыков коммуникации. Развитие навыков коммуникации может быть модулем в программе индивидуальных и групповых занятий. Для учащихся 5, 6 классов, которые имеют специфические речевые нарушения, организуются занятия по логопедии. Формы занятий индивидуальные и групповые.



Пояснительная записка

к областному базисному учебному плану специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида составлен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных государственных образовательных стандартов и федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Областной базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида определяется особенностями организации учебно-воспитательного процесса на основании санитарно-гигиенических требований (САНПИН 2.4.2.2821-10) и Устава образовательного учреждения. Он включает в себя:

I ступень обучения (начальное специальное (коррекционное) образование),

II ступень обучения (основное специальное (коррекционное) образование) и

III ступень обучения (основное специальное (коррекционное) образование).

Нормативный срок освоения образовательной программы I ступени начального специального (коррекционного) образования составляет 4-5 лет (1-4 классы).

Нормативный срок освоения образовательной программы II ступени основного специального (коррекционного) образования составляет 5 лет (5-9 классы).

Нормативный срок освоения образовательной программы III ступени основного специального (коррекционного) образования составляет 1-3 года (10-12 классы). Открытие классов данной ступени образования входит в компетентность образовательного учреждения. Учреждение может создавать одногодичные (X), двухгодичные (X-XI), трехгодичные (X-XII) профессиональные классы или профессиональные курсы (I, I-II, I-III). В эти классы могут направляться умственно отсталые подростки, которые в силу своих психофизических особенностей не смогут по окончанию девятилетней школы работать в условиях современного производства или продолжать образование в учреждениях начального профессионального образования. Курсы могут функционировать также и как производственные для обучающихся, имеющих возможности овладения углубленной профессиональной подготовкой по тому профилю труда, под который есть социальный заказ и производственная база для трудоустройства выпускников.


Краткая характеристика образовательных областей

и учебных предметов
Основными целями специального (коррекционного) образовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, стране, семье, формирование здорового образа жизни.

Обучение имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом, которые должны помочь выпускникам стать полезными членами общества. Поэтому в обязательную / инвариантную часть включены предметные / образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью. В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов из естествоведческого и обществоведческого циклов. Каждая предметная / образовательная область учебного плана реализуется системой учебных предметов, неразрывных по своему содержанию с учетом принципа преемственности начального и основного специального (коррекционного) образования.

Обязательная /инвариантная часть учебного плана представлена следующими предметными / образовательными областями и учебными предметами:

Предметная / образовательная область «Филология» представлена учебными предметами:

«Письмо и развитие речи» (1 класс);

«Русский язык» (2-9 класс);

«Чтение и развитие речи» (1 - 9 класс);

«Родной язык и литература» (10-12 класс);

Содержание обучения данной предметной / образовательной области строится на принципах коммуникативного подхода. Расширение разговорной, литературной, деловой, книжной (научной) лексики позволит приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров.

Предметная / образовательная область «Математика и информатика» / «Математика» представлена предметом «Математика». Данный курс реализуется с 1 по 12 класс. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду и вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи умственно отсталого ребенка. Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин: истории, географии, биологии, физической культуры, социально-бытовой ориентировки и др.

Предмет «Информатика и ИКТ» в специальной (коррекционной) школе VIII вида представлен основным его разделом «Информационные технологии», который рекомендуем ввести как модуль в учебные предметы «Трудовое обучение», «Профессионально-трудовое обучение», «Производственное обучение», или реализовать за счет часов компонента образовательного учреждения (обязательных занятий по выбору, факультативных занятий) в 1-12 классах при наличии материально-технических и кадровых условий в образовательном учреждении.

Основными задачами раздела «Информационные технологии» являются:

формирование у учащихся элементов компьютерной грамотности - умения рисовать, читать и писать с использованием компьютера;

развитие у учащихся навыков информационной культуры - умения получать, накапливать, передавать и обрабатывать информацию с помощью информационных технологий;

повышение уровня общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности.

Образовательная область «Обществознание» на II – III ступени обучения представлена предметами:

«История» (7-9 класс);

«Обществоведение» (8-12 класс);

«География» (6-9 класс);

«Этика и психология семейной жизни» (10-12 класс).

Преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Содержание данного курса способствует самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта. Цель данного курса – создание условий для социальной адаптации обучающихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для успешной интеграции в современное общество через знание гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

Образовательная область «Естествознание» на II ступени обучения представлена предметами:

«Природоведение» (5 класс);

«Биология» (6-9 класс).

Естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств живой и неживой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями.

Предметная / образовательная область «Искусство» на I – II ступени представлена учебными предметами:

«Изобразительное искусство» (1 - 7 класс);

«Музыка и пение» (1 - 7 класс).

В процессе этих занятий осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей – умственное, нравственное, сенсорное, эстетическое, трудовое. Обязательное условие преподавания предметов данной образовательной области - коррекционная направленность.

Предметная / образовательная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая культура» (1 - 12 класс). С учетом программных требований, а также в зависимости от запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) данный курс может содержать теоретические основы физической культуры, коррекцию физических отклонений в здоровье обучающихся средствами лечебной физической культуры (ЛФК), элементы спортивной подготовки.

В учебном плане начального образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений для осуществления двигательной активности предусмотрены предметы «Ритмика», «ЛФК».

На уроках физической культуры формируются знания о здоровом образе жизни, укрепляется здоровье школьников, закаливается организм, совершенствуются двигательные качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость и др.), воспитываются гигиенические навыки, физическая работоспособность.

Предметная / образовательная область «Технология» представлена следующими учебными предметами:

«Трудовое обучение»(1 - 4 класс),

«Профессионально-трудовое обучение» (5-9 класс),

«Производственное обучение» (10-12 класс).

Трудовое обучение имеет общетехнический характер, рассматривается как пропедевтический период для формирования ключевых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, определяются индивидуальные профессиональные возможности обучающихся в овладении тем или иным видом профессионального труда.

Учебный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» (34 часа), может быть реализован в 6, 7, 8 или 9 классах за счет часов компонента образовательного учреждения (обязательных занятий по выбору, факультативных занятий). Преподавание данного предмета направлено на достижение следующих целей:

развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

осознание ценности человеческой жизни;

нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса / вариативная часть учебного плана представлена коррекционными курсами, обязательными занятиями по выбору и факультативными занятиями.

Часы, отведенные на обязательные занятия по выбору (1 – 12 класс) и факультативные занятия (5-12 класс), могут быть использованы по усмотрению учреждения на дополнение образовательных областей, учебных предметов, а также на индивидуально-групповую работу по траекториям коррекционно-образовательных маршрутов обучающихся.

Предметная / образовательная область «Коррекционные курсы» представлена следующими коррекционно-развивающими занятиями:

«Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» (1 – 4 класс);

«Ритмика» (1 – 4 класс);

«Лечебная физическая культура» (1 – 4 класс);

«Социально-бытовая ориентировка» (5-12 класс).

Предметы предметной / образовательной области «Коррекционные курсы» и обязательные занятия по выбору направлены на коррекцию отклонений в психофизическом и личностном развитии школьников, способствуют развитию умений и навыков ориентировки в быту, в окружающем пространстве, коммуникативной культуры и др.

С учётом специфики специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида в учебный план вводятся обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия:

«Логопедические занятия» (1 - 7 класс)

Рекомендуемое количество часов:

1 – 3 класс: по 4 часа

4-5 класс: по 3 часа

6-7 класс: по 2 часа.

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (1 - 4 класс)

Рекомендуемое количество часов:

1 – 4 класс: по 2 часа.

На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия по логопедии и развитию психомоторики и сенсорных процессов составляется отдельное расписание, учитывающее требования САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях». В расписании отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Продолжительность занятий 15-25 минут. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых и других нарушений.

Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводят учителя-логопеды и педагоги-психологи.

Для занятий по трудовому обучению (4 класс), профессионально-трудовому (5-9 класс) и производственному обучению (10-12 класс), социально-бытовой ориентировке, факультативных занятий (по предметам, предусматривающим деление на группы) обучающиеся могут делиться на 2 и более группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных и психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача.

По окончании 9 класса проводится итоговая аттестация по профессионально-трудовому обучению, по результатам которой обучающиеся получают документ государственного образца об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

По окончании профессиональных классов (курсов) обучающимся выдаётся справка установленного образца.



Пояснительная записка

к областному базисному учебному плану специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида

для детей с умеренной умственной отсталостью
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью составлен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования и обеспечивает исполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Областной базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида определяется особенностями организации учебно-воспитательного процесса на основании санитарно-гигиенических требований (САНПИН 2.4.2.2821-10) и Устава образовательного учреждения. Он включает в себя:

I ступень обучения (начальное специальное (коррекционное) образование),

II ступень обучения (основное специальное (коррекционное) образование).

Нормативный срок освоения образовательной программы I ступени обучения составляет 4 года (1-4 год обучения).

Нормативный срок освоения образовательной программы II ступени обучения составляет 5 лет (5-9 год обучения).


Продолжительность учебного года:

1 год обучения – 33 недели,

2-9 год обучения – 34 учебные недели.
Продолжительность учебной недели:

1-9 года обучения – 5 дней.


При обучении детей с умеренной умственной отсталостью рекомендуется безотметочная система обучения, исключающая практику дублирования классов (года обучения).

Инвариантная часть учебного плана определяет состав обязательных образовательных областей и содержащихся в них учебных предметов для реализации на каждой ступени специального (коррекционного) образования, а также количество часов, отводимых на каждый предмет в рамках недельной и годовой нагрузки.

Вариативная часть реализует цели и задачи специального (коррекционного) образования с учетом миссии образовательного учреждения, а также обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с интересами и запросами обучающихся и их родителей (законных представителей).

Краткая характеристика образовательных областей

и учебных предметов

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.

Обучение имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом, которые должны помочь выпускникам стать полезными членами общества. Поэтому в инвариантную часть включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью. В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов из естествоведческого и обществоведческого циклов. Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой учебных предметов, неразрывных по своему содержанию с учетом принципа преемственности начального и основного специального (коррекционного) образования.

Инвариантная часть учебного плана представлена следующими образовательными областями и учебными предметами:

Образовательная область «Филология» представлена учебными предметами:

«Письмо» (1-9 год обучения);

«Чтение» (1-9 год обучения);

«Развитие устной речи» (1-9 год обучения).

Чтение, письмо, развитие устной речи. С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками чтения и написания отдельных слов и коротких предложений письменными, иногда печатными буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Таким образом, проявления даже простейших умений по освоению элементов чтения и письма, дает основание для оптимизма в педагогической работе. В этой же связи программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого ребенка необходимо стимулировать и поощрять. На уроках по предмету «Письмо» учащиеся овладевают элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Независимо от возраста учащихся обучение чтению, письму и развитию устной речи проводится в игровой форме, наиболее доступной детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные).

Образовательная область «Математика» представлена предметом «Математика» (1-9 год обучения). Предмет «Математика» для учащихся с умеренной умственной отсталостью» включает:

ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;

упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);

игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве;

конструирование из строительного, природного и бросового материалов;

формирование количественных представлений;

«чтение» и письмо цифр;

формирование представлений о форме;

формирование представлений о величине;

- формирование пространственно-временных представлений и ориентировок.

Наряду с конкретными задачами в ходе обучения элементарным математическим представлениям и навыкам конструирования реализуется и более широкая задача: формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира».

Образовательная область «Естествознание» представлена предметом «Живой мир» (1-9 год обучения)

Естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств живой и неживой природы, формируют у обучающихся с умеренной умственной отсталостью практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями.

Образовательная область «Искусство» представлена учебными предметами:

«Лепка, рисование и конструирование» (1-4 год обучения);

«Изобразительное искусство» (5-9 год обучения);

«Музыка и пение» (1-9 год обучения).

«Лепка, рисование и конструирование», «Изобразительное искусство» и «Музыка и пение». Данные курсы предполагают овладение школьниками элементарными основами следующих видов деятельности: навыками рисования, слушания музыки и пения. В процессе занятий по этим предметам осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей – сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое. Коррекционная направленность уроков – обязательное условие учебного процесса.

Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая культура» (1-9 год обучения), который направлен на коррекцию психофизического развития учащихся, выполняет общеобразовательную функцию, включает элементы спортивной подготовки. На уроках физической культуры укрепляется здоровье школьников, закаливается организм, формируется правильная осанка, совершенствуются двигательные качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость и др.), воспитываются гигиенические навыки, физическая работоспособность.

В учебном плане начального образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений для осуществления двигательной активности предусмотрены предметы «Музыкально-ритмические занятия», «Лечебная физическая культура».

С учетом программных требований, а также в зависимости от запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) данный курс может содержать теоретические основы физической культуры, коррекцию физических отклонений в здоровье обучающихся средствами лечебной физической культуры (ЛФК), элементы спортивной подготовки.

Образовательная область «Технология» представлена следующими учебными предметами:

«Гигиена, самообслуживание»(1-4 год обучения),

«Хозяйственно-бытовой труд» (5-9 год обучения),

«Ремесло» (5-9 год обучения).

«Хозяйственно-бытовой труд». Данный курс обеспечивает возможность формировать и совершенствовать у детей и подростков с умеренной умственной отсталостью необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

«Гигиена, самообслуживание» Целью этого курса является освоение воспитанниками системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное поведение в реальной жизни. Обучение организуется с учетом местных и региональных особенностей, в том числе климатических и сезонных изменений в природе. На уроках формируются элементарные навыки самообслуживания с частичной помощью взрослых, а затем и с элементами самостоятельности, культурно-гигиенические навыки, выполняемые совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого, по образцу.

«Ручной труд» и «Ремесло» - учебные предметы, нацеленные на воспитание у учащихся положительных качеств, уважения к людям труда, общей готовности к труду и получения ими трудовых знаний и навыков. Овладение учащимися элементарными приёмами труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности.

Вариативная часть учебного плана представлена коррекционными курсами, обязательными занятиями по выбору (2-4 и 6-9 года обучения) и факультативными занятиями (5-9 год обучения).

Часы, отведенные на обязательные занятия по выбору и факультативные занятия, могут быть использованы по усмотрению учреждения на дополнение образовательных областей, учебных предметов, а также на индивидуально-групповую работу по траекториям коррекционно-образовательных маршрутов обучающихся.

В учебном плане специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью образовательная область «Коррекционные курсы» представлена следующими коррекционно-развивающими занятиями:

Музыкально-ритмические занятия (1-9 год обучения);

«Игра и игрокоррекция» (1-4 год обучения);

Лечебная физическая культура (1-4 год обучения);

«Коммуникация, правила социального поведения » (5-9 год обучения).

Приоритетными направлениями коррекционно-развивающей работы являются:

укрепление и охрана здоровья, физическое развития детей и подростков;

формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;

включение учащихся в домашний, хозяйственный, прикладной труд;

расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, адекватного поведения, знаний о себе, о других людях, о микросоциальном окружении;

формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и об окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности.

Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности детей через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий (логопедические занятия, психологическая коррекция, педагогическая коррекция), включают большое количество игровых и занимательных моментов.

Коррекционная работа проводится в виде индивидуальных и групповых занятий; продолжительность занятий и перемен, чередование занятий определяются учителем, исходя из психофизических особенностей и возможностей, эмоционального состояния детей и с учетом санитарно-гигиенических требований (САНПИН 2.4.2.2821-10).

С учётом специфики специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида в учебный план вводятся обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия:

«Логопедические занятия» (1-9 год обучения).

Рекомендуемое количество часов:

1-4 год обучения: по 4 часа;

5-7 год обучения: по 3 часа;

8-9 год обучения: по 2 часа.

На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия по логопедии составляется отдельное расписание, учитывающее требования САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях». В расписании отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Продолжительность занятий 15-25 минут. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых и других нарушений.

Для организации образовательного процесса в специальных классах для детей со сложной структурой дефекта на основе областного базисного учебного плана для детей с умеренной умственной отсталостью разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие в себя общеобразовательные и коррекционные курсы, учитывающие особенности каждого ребенка (с аутистическим спектром) и пожелания родителей (законных представителей).



По окончании 9 класса обучающимся выдаётся документ государственного образца об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.


Список общественных экспертов ОБУП С(К)О

Образовательная область

ФИО

должность

Начальные классы

Власова Ирина Валентиновна

главный специалист Управления по делам образования города Челябинска

Математика

Морозова Елена Владимировна

начальник Лаборатории образовательных технологий Уральского социально-экономического института (филиала) Академии труда и социальных отношений (г. Москва), к.п.н., методист городского профессионального сообщества учителей математики МБОУ ДПО УМЦ города Челябинска, эксперт государственной аккредитации по образовательной области «Математика»

Владимирова Анна Анатольевна

учитель математики МАОУ СОШ № 112 города Челябинска, эксперт государственной аккредитации по образовательной области «Математика»

Филология

Николаева Владислава Валерьевна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ гимназии № 80 города Челябинска, эксперт государственной аккредитации по образовательной области «Филология»

Строкова Татьяна Ивановна

заместитель директора МСКОУ СКОШ № 127 города Челябинска, эксперт государственной аккредитации по образовательной области «Филология»

Обществознание и искусство

Борисова Оксана Алексеевна

заместитель директора по научно-методической работе МАОУ СОШ № 112 города Челябинска, к.п.н., эксперт государственной аккредитации по образовательным областям «Обществознание» и «Искусство»

Естествознание

Косова Ольга Юрьевна

учитель химии МАОУ СОШ № 15 города Челябинска, методист городского профессионального сообщества учителей химии МБОУ ДПО УМЦ города Челябинска, эксперт государственной аккредитации по образовательной области «Естествознание»

Худорожкова Галина Евгеньевна

учитель физики МАОУ СОШ № 73 города Челябинска, методист городского профессионального сообщества учителей физики МБОУ ДПО УМЦ города Челябинска, эксперт государственной аккредитации по образовательной области «Естествознание»

Физическая культура

Шалдин Алексей Геннадьевич

учитель физической культуры МАОУ СОШ № 63 города Челябинска, эксперт государственной аккредитации по образовательной области «Физическая культура»

Технология

Чейшвили Наталья Ивановна

учитель технологии МАОУ СОШ № 73 города Челябинска, эксперт государственной аккредитации по образовательной области «Технология»

8 вид

Шевченко Елена Ивановна

заместитель директора МБОУ СКОШ № 60, эксперт государственной аккредитации по образовательной области по СКО

скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка к областному базисному учебному плану специальных
270.1kb.
Пояснительная записка к Базисному учебному плану Кулижнтковской
45.01kb.
Пояснительная записка к учебному плану мбдоу «Детский сад №10»
87.92kb.
Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по русскому языку для 9 класса
596.05kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объемом времени
193.05kb.
Пояснительная записка к учебному плану
59.71kb.
Пояснительная записка к учебному плану 1- 4 классов
328.73kb.
Пояснительная записка к учебному плану мкоу
424.1kb.
Пояснительная записка согласно Базисному учебному плану (федеральный компонент) от 2004 года общеобразовательный курс «Информатика и икт»
734.59kb.
Пояснительная записка к учебному плану 1-х классов моу сош №1
50.26kb.
Пояснительная записка На изучение биологии на базовом уровне отводится 35 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю в 11 классе
200.43kb.
Пояснительная записка к учебному плану моу «Горьковская средняя общеобразовательная школа №2»
143.2kb.