Главная стр 1
скачать
ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030302

«КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Цель итоговой государственной аттестации – оценка теоретических знаний выпускников, а также их навыков решения научных, научно-практических (исследовательских) и других профессиональных задач теоретического и прикладного характера в рамках специальности.

Итоговая государственная аттестация по специальности 030302 «Клиническая психология» включает выпускную квалификационную работу и государственные экзамены, позволяющие оценить теоретическую, методическую и практическую подготовку выпускника.

Структура и требования итоговой государственной аттестации соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология».

ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030302 «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Цель выпускной квалификационной работы (ВКР) – оценка профессиональной (теоретической, методической и практической) подготовки выпускника на материале эмпирической (исследовательской, методической, коррекционной) работы с учетом качества ее выполнения и представления (защиты).

Выпускная квалификационная работа по специальности 030302 «Клиническая психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты экспериментального исследования либо апробированный проект коррекционного, тренингового или методического характера. Выпускная квалификационная работа позволяет оценить уровень профессиональной эрудиции выпускника, его способность к научной и практической деятельности в области клинической психологии.



1. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030302 «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Дипломные проекты выполняются на базах городских учреждений здравоохранения, психолого-педагогических служб, специализированных образовательных учреждений, научно-исследовательских учреждений по профилю специальности. Научное руководство ВКР осуществляется сотрудниками кафедры, консультирующими указанные учреждения. Тематика работ избирается с учетом основных научных направлений кафедры, заслушивается и утверждается на кафедральном совещании и Совете Факультета. После утверждения темы ВКР студенты составляют план работы, контроль за выполнением которого осуществляется научным руководителем.

ВКР представляется в форме, позволяющей оценить ход выполнения исследования, обоснованность полученных результатов, выводов и рекомендаций, их достоверность и практическую значимость. Совокупность полученных в выпускном квалификационном исследовании результатов должна свидетельствовать о наличии у автора навыков исследовательской и прикладной работы в области клинической психологии, его умения планировать, проводить и оформлять необходимые исследования.

1.1 Тема выпускной квалификационной работы

Тема ВКР, как правило, выбирается из перечня актуальных исследовательских задач, решаемых в научно-исследовательской работе кафедры и факультета, и определяется ее актуальностью и практической значимостью. Преимущественное значение для оценки работы имеют продемонстрированные выпускником навыки, умения и знания, соответствующие подготовке клинического психолога.

Для эмпирических исследований используются такие методики, как интервью, анкеты, опрос, оценивание (рейтинг), самооценки, сравнение, наблюдение, эксперимент, описание, математико-статистические методы (в том числе многомерные статистические методы) анализа признаков.

В зависимости от характера и степени сложности исследовательской задачи определяются методы ее решения, исследовательские приемы, виды экспериментов, статистические исчисления, теоретические обобщения. В связи с интегративным характером клинической психологии обычно применяется не один метод, а система соподчиненных методов и исследовательских приемов.



1.2 Содержание выпускной квалификационной работы

ВКР относится к категории учебно-квалификационных работ, поэтому в ней должна быть продемонстрирована не столько квалификация автора в области самостоятельного решения поставленной проблемы, сколько его способность провести законченное, методологически и методически обоснованное исследование на всех этапах исследовательской программы. Полученные данные должны быть всесторонне и глубоко проанализированы, а также интерпретированы в рамках принятой теоретической концепции.



1.3 Требования к структуре и оформлению выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа и должна содержать:



  • Титульный лист

  • Оглавление

  • Введение

  • Главы основной части

  • Заключение

  • Практические рекомендации (если они вытекают из содержания работы)

  • Выводы

  • Библиографический список

  • Приложения

Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и заполняется в строгом соответствии с правилами:

    • В верхнем поле дается указание на Министерство образования Российской Федерации, далее указывается полное наименование учебного заведения.

    • Ниже указывается факультет и кафедра, на которой выполнена работа.

    • В среднем поле дается название выпускной квалификационной работы, которое приводится без слова «тема» и не заключается в кавычки. В заглавии работы не следует допускать неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».

    • Под названием выпускной квалификационной работы указываются фамилия, имя, отчество студента. Ниже, ближе к правому краю титульного листа, приводятся фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученое звание и ученая степень.

    • В нижнем поле указываются место выполнения выпускной квалификационной работы и год ее написания.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки выпускной квалификационной работы (кроме подзаголовков, которые даются в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Заголовки одинаковых степеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещены на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер как своей рубрики, так и рубрики, которой она подчинена.

Введение предназначено для формулирования направления исследования, его цели и задач. Во введении должны быть четко сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования, его предмет и объект, указаны методики исследования и теоретическое обоснование выбора. Как правило, во введении обосновываются актуальность выбранной проблемы и ее практическая значимость.

Введение должно быть кратким и сжатым изложением основных идей работы. В нем должны отсутствовать подробности, связанные, например, с возникновением замысла работы или с личными переживаниями исследователя. Рекомендуемый объем введения – не более 3 страниц машинописного текста.



Актуальность исследования. Актуальность исследования определяется прежде всего запросами практики и необходимостью научного решения выявленных проблем. Обычно актуальность исследования позволяет точно и обоснованно сформулировать проблему исследования. В соответствии с формулировкой выявленной проблемы формулируется цель исследования.

Цель исследованияэто научное решение сформулированной проблемы. Цель исследования, как правило, лежит за границами исследования. Предпочтительно не ограничивать цель исследования «изучением», «описанием», «выявлением» и т.д., так как не изучение само по себе является целью исследования, но решение с помощью такого изучения вполне определенных практических задач. Цели работы могут быть разнообразными, например:

Разработка рекомендаций для….

Организация профилактических мероприятий для….

Обеспечение эффективности ….

Разработка психокоррекционных (тренинговых) программ в ….

Предложенный перечень целей достаточно условен и характеризует общие направления исследований, в конкретном исследовании различные направления могут пересекаться и представлять собой единую, интегрированную цель.



Задачи исследования. Постановка задач исследования - это своего рода обозначение этапов исследования, выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Соответственно, в работе может быть поставлено несколько задач.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования в соответствии с методологическими требованиями и принципами.



Предмет исследования. Предметом профессиональной деятельности специалиста являются теоретически определённые феномены жизнедеятельности (психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особен­ности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности). Предмет исследования - это всегда определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. К предмету исследования в психологии относятся психи­ческие процессы, свойства, психологические характеристики человека, психические состояния, поведенческая, когнитивная, эмоциональные сферы, виды деятельности и общения, а также взаимосвязи и взаимовлияния их друг на друга, взаимосвязи с другими уровнями и внутри одного уровня психической организации человека и т.д.

Объект клинической психологии – человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, психическим или социальным состоянием. Объектом психологического исследо­вания может быть пациент (клиент), группа пациентов, терапевтическая группа, семья, коллектив. При описании объекта исследования указывается количество обследованных, их возраст, пол и другие клинико-психологические характеристики, важные для понимания изучаемого явления, например, наследственная отягощенность и длительность расстройства.

Например, целью исследования может стать повышение эффективности тренинговых мероприятий. Предмет исследования – поведенческие навыки участников тренинговых групп. Соответственно объектом исследования будут носители этих навыков, то есть участники тренинговой группы.



Гипотеза исследования. Гипотеза – это утверждение (суждение), соответствие которого действительности необходимо проверить в ходе исследования, с помощью его результатов. Гипотеза может быть подтверждена результатами исследования, а может быть опровергнута, что также является научным результатом. Например, выдвигается гипотеза о том, что некая модификация методики коррекции позволит повысить ее эффективность, однако в ходе проведенного исследования данная гипотеза не получила надежного доказательства. Для того чтобы это было возможно, гипотеза должна быть сформулирована точно и однозначно. Не следует выносить на анализ несколько гипотез, даже логически связанных друг с другом. Множество гипотез, как правило, невозможно ни доказать ни опровергнуть в ходе планируемого исследования.

Основная часть работы, как правило, состоит из нескольких глав, чаще всего из трех-четырех глав. Каждая глава имеет целевое назначение и в определенной мере является основой последующей. Основной текст обычно включает обзор литературы по выбранной теме, описание организации собственных исследований, описание полученных результатов, заключение, выводы и рекомендации. К основному тексту относится также и список литературы, которая была прочитана и проанализирована в процессе работы.

Первая глава. Первая глава выпускной квалификационной работы представляет собой аналитический обзор по проблеме исследования. Задача такого обзора заключается в необходимости определения проблемной области по теме избранного исследования и обосновании его. Аналитический обзор научной литературы является исследовательским процессом, поэтому он не может быть ограничен простым цитированием множества авторов, разрабатывающих ту же проблему.

Обзор служит более четкому представлению теоретических достижений в избранной проблемной области, формулированию неразрешенных проблем или выявленных противоречий и обоснованию собственных задач и методов исследования. План аналитического обзора научной литературы должен соответствовать цели исследования и является одной из его задач.

В научной литературе не принято местоимение «я» со всеми его производными. Ссылки на научные публикации следует оформлять в соответствии с требованиями ГОСТ, где предусмотрены варианты представления источников: нумерация, алфавитный список.

Аналитический обзор заканчивается уточнением задач исследования, более четкой формулировкой гипотезы исследования. Первоначальная гипотеза может измениться на основании данных, почерпнутых из литературных источников. Кроме того, аналитический обзор может заканчиваться обоснованием собственного подхода к изучению выбранной проблемы.



Вторая глава. Вторая глава посвящается изложению организации собственных исследований. Более подробно, чем во введении, описываются предмет и объект исследования. Описываются процедура исследования и условия, в которых проводились наблюдения или эксперимент. Указывается, какой характер носило исследование, индивидуальный или групповой.

Во второй главе дается краткая характеристика методов исследования. Клинический психолог использует в своей работе большой спектр методов научного исследования: клинико-психологический (наблюдение, анамнестический метод, интервью, изучение продуктов деятельности), экспериментально-психологический (нестандартизированные и стандартизированные методы), психофизиологический, метод включенного наблюдения: «внешнего» (объективного) и «внутреннего» (самонаблюдения) и ряд других. Выбор программы психологического исследования зависит от конкретных задач, клинических и социально-демографических характеристик обследуемых и др.

Навыки научного исследования при проведении патопсихологического, нейропсихологического исследования, исследования в области психосоматики и психологической экспертизы, психологического консультирования, психотерапии и других направлений работы клинического психолога должны формироваться постепенно и проходить несколько этапов: от навыка поиска информации по интересующему вопросу до описания результатов экспериментально-психологической и психотерапевтической работы. Умение письменно излагать результаты психодиагностических исследований, анализировать протоколы сеансов психотерапии, писать научные статьи, рефераты, диссертации отражают профессионализм клинического психолога.

Во второй главе обосновывается выбор используемых методик. Указывается их назначение. При характеристике методик обязательно указываются авторы, а также, если методика зарубежная, приводятся сведения о ее апробации и адаптации на отечественной популяции (указываются учреждение и авторов).

При перечислениях (включая методики, ключевые характеристики, выводы) и любом изложении по пунктам предпочтительно ставить номера. Это придает работе четкость и структурированность.

Вторая глава содержит указания на использованные методы статистической обработки эмпирического материала. Необходимо уделить внимание обоснованию выбора статистических процедур. Назначение использования статистических исследований – это подтверждение или опровержение выдвигаемых в ходе исследования гипотез. Вне этой задачи самостоятельного интереса статистические методы не представляют. Выбор же методик статистического анализа определяется прежде всего теорией статистического оценивания.

Типичным заблуждением при выполнении клинико-психологических исследований является представление о том, что достоверность и надежность выводов по результатам статистического анализа обеспечивается лишь объемом выборки. В действительности аппарат математической статистики достаточно глубоко разработан и содержит в себе процедуры анализа малых выборок, различные способы оценивания связей признаков, их группирования и систематизации. Поэтому выбор моделей статистического анализа эмпирических данных следует тщательно обосновать, дабы выводы, а они, как правило, иллюстрируются статистическими данными, имели понятное происхождение. Данные статистической обработки должны быть оформлены или в виде таблицы, а лучше в виде графиков или диаграмм, так или иначе оформление этого материала должно соответствовать принятым требованиям.

Третья глава. В третьей главе излагаются результаты собственных исследований. Глава может иметь несколько подразделов. Каждому подразделу присваивается свой рубрикационный номер и дается собственное название. Логика описания результатов должна соответствовать логике постановки задач исследования и должна подводить к достижению поставленной цели. Подразделы могут заканчиваться выводами. Это позволяет освободить основные от выводов второстепенных, которые тем не менее важны для понимания сущности изучаемого явления. Промежуточные выводы подготавливают автора к написанию заключения о работе и формулировке основных выводов по всему проведенному исследованию.

Выводы должны строго соответствовать задачам и гипотезе, каждая задача должна так или иначе найти отражение в выводах. Выводы должны быть содержательными и убедительными, могут включать цифры, должны быть пронумерованы. Выводы – это краткая презентация результатов выполненного исследования.



Заключение. В заключении следует кратко изложить замысел, обоснование направления, ход проведенного исследования и полученные результаты. Заключение пишется в свободном стиле и может содержать перспективы дальнейшей работы в том виде, какими их представляет автор. Однако оно должно быть непосредственно связано с темой исследования. В заключении дается оценка содержания работы с точки зрения соответствия целям исследования и подтверждения гипотезы.

Заключение включает перечень результатов исследования, которые не сопровождаются математическими частностями. Дается их содержательный смысл. Отмечается, были ли результаты известны ранее, кем получены, соответствуют ли известным ранее, противоречат или дополняют их. Как и всякое заключение, эта часть работы носит форму систематизации изложенной в основной части научной информации. Здесь содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку научной общественности в процессе публичной защиты работы.

Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения исследования. Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем состоит ее главный смысл, какие важные побочные результаты получены, какие новые научные задачи встают в связи с проведением исследования.

Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретического материала. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично автором работы и внедренных на клинической базе.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что заключительная часть работы представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено ее автором в изучение и решение проблемы. Заключение предполагает осмысление материала на более высоком уровне обобщения, с точки зрения проблемы, поставленной в исследовании. Подобное осмысление приводит к основным выводам. Кроме того, в заключении намечаются возможные перспективы исследования.

Рекомендации. Рекомендации предполагают конкретные указания на способы использования полученных результатов. Рекомендации имеют конкретного адресата. Например, они могут быть даны школьному психологу, родителям, приемно-отборочной комиссии и т.д.

Список использованной литературы. После заключения, выводов и рекомендаций приводится список использованной литературы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте выпускной квалификационной работы.

Приложение. Выпускная квалификационная работа может иметь и приложение. Вспомогательные и дополнительные материалы, которые перегружают текст основной части работы, помещают в приложениях. Приложение включает вспомогательный материал, таблицы вспо­могательных цифровых данных, протоколы опытов, описание аппаратуры и приборов, иллюстрации вспомогательного типа Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. Если приложений больше 10, то их рекомендуется объединять по темам и по видам. Например, таблицы, графики, расчетный материал и т.д.

1.4 Язык и стиль выпускной квалификационной работы

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство положений, выявленных в результате исследования эмпирических фактов.

Для научного текста характерна смысловая законченность, объективность, целостность и связанность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли, противоречивые отношения, причинно-следственные отношения, логический переход от одной мысли к другой, итог, вывод. Особенностью языка научного текста отсутствие экспрессивной лексики. Следует избегать также двусмысленных слов и определений, таких как «очень редко…», «психологами нашего Центра…», «некоторая часть выборки…» и т.д. В целом, описывая результаты исследования, предпочтительно заменять термины «испытуемые» и «выборка» более описательными терминами – «участники», «пациенты», «дети», «учащиеся».

Руководство по оформлению публикаций американской психологической ассоциации дает следующие рекомендации к стилю и языку изложения: «Понятный, хороший стиль должен быть ясным в выборе слов, точным в представлении идей, экономичным в выразительных средствах, гладким и уважительным к читателю. Хороший автор должен побуждать читателей к чтению, поощрять их двигаться дальше и делать их задачу приятной, ведя от идеи к идее при помощи ясного изложения мысли и логического развития темы».


1.5 Рецензирование и защита выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа представляется на кафедральном совещании не позднее, чем за 1 месяц до назначенного срока ее защиты. Кафедра рассматривает выпускную квалификационную работу, отзыв научного руководителя, рассматривает вопрос о рекомендации работы к защите на заседании ГАК и назначает рецензента. Рассмотрение выпускной работы на кафедре проводится в виде предзащиты и предусматривает выступление студента с докладом по итогам проведенного исследования.

В отзыве научного руководителя должно быть изложено общая оценка качества проделанной работы с точки зрения актуальности заявленной проблемы, теоретического анализа и практических рекомендаций, характеризует взаимодействие научного руководителя с исполнителем работы. Рецензент назначается из числа преподавателей кафедры клинической психологии или других кафедр психолого-педагогического факультета, научные интересы которых близки к теме работы.

В рецензии аргументировано излагаются актуальность и новизна проблемы исследования, оценивается качество (новизна, теоретическая проработанность, практическая полезность) полученных результатов, соответствие предмета, объекта и методов исследования заявленной теме, оценивается степень владения студентом необходимым теоретическим и практическим материалом. Как правило, отзыв рецензента содержит критические замечания о недостатках работы. В рецензии должно быть высказано мнение рецензента о соответствии выпускной квалификационной работы специальности «клиническая психология».

В ГАК выпускная квалификационная работа представляется с отзывами научного руководителя и рецензента не позднее, чем за десять дней до даты защиты. Защита выпускной квалификационной работы происходит на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Защита выпускной квалификационной работы происходит публично и содержит:



  • доклад студента не более 10 минут,

  • ответы на вопросы присутствующих,

  • выступление научного руководителя,

  • выступление рецензента (допускается зачтение отзывов руководителя и рецензента),

  • открытое обсуждение работы.

Результаты защиты обсуждаются на закрытом заседании членов ГАК, где выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), которая сообщается защищающим диплом студентам в завершении совещания.

1.6 Критерии оценки выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа оценивается на «отлично», если студент показал глубокое владение материалом, хорошие навыки исследовательской работы, умение грамотно и аргументировано презентовать результаты работы, в том числе и в процессе защиты, а сама работа содержит качественные научные результаты.

Работа оценивается на «хорошо», если содержит некоторые неточности, не влияющие на основные результаты работы. Оценка «отлично» может быть снижена до «хорошо», если студент нечетко изложил результаты работы в своем докладе, неубедительно отвечал на вопросы в процессе защиты.

Выпускная квалификационная работа оценивается на «удовлетворительно», если студент показал удовлетворительный уровень владения материалом, продемонстрировал навыки исследовательской работы, однако сама работа имеет существенные недостатки в области качества анализа и интерпретации эмпирических данных или теоретического освещения проблемы.

Выпускная квалификационная работа оценивается на «неудовлетворительно», если студент не владеет навыками исследовательской работы, эмпирические данные явно недостаточны и не раскрывают предмет исследования, а теоретический анализ носит формальный, поверхностный или неадекватный характер.

В случае неудовлетворительной оценки (а также в случае, когда кафедра не рекомендует работу к защите), выпускная квалификационная работа может быть доработана и представлена к защите через год (с повторением заново процедуры предоставления и защиты).



2. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

2.1 Выбор темы

Выбор темы для будущей работы имеет исключительно большое значение. Под темой выпускной квалификационной работы принято понимать то главное, чему посвящено исследование. Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением, однако студенту предоставляется право выбора темы работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Тема ограничивает круг проблем и область исследования, выбор предмета, объекта и методов исследования. При выборе темы очень важно учитывать общий стаж в выбранной области знаний, объем уже имеющихся наработок в ней, а также опыт выступлений в научных кружках или на собраниях специалистов с научными сообщениями и т.п.

При выборе темы целесообразно брать конкретную, вполне определенную задачу с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать. Не менее важным при выборе темы является техническая возможность ее реализации. Реалистичность замысла определяется наличием потенциальных испытуемых, необходимого методического инструментария и оборудования, а также временных резервов. Как правило, исследования требуют для завершения больше времени, чем ожидалось, поэтому планирование этапов исследования должно включать себя некоторый временной резерв.

В выборе темы выпускной квалификационной работы студенту могут помочь следующие приемы:


  • Просмотр каталогов защищенных выпускных квалификационных и дипломных работ и ознакомление с уже выполненными на кафедре научными разработками.

  • Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки, имея в виду, что на стыке специальностей, возможно, найти новые и порой неожиданные решения.

  • Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов, выявленных автором работы.

  • Ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике.

  • Беседы и консультации со специалистами – практиками и преподавателями, в процессе которых можно выявить важные вопросы.

Выбранная тема (а также научный руководитель выпускной квалификационной работы) утверждается приказом ректора учебного заведения.

Тематика дипломных работ преимущественно соответствует основным научным направлениям кафедры, имеет практико-ориентированный характер и, как правило, определяется научно-практической деятельностью конкретного преподавателя.

Примерные темы дипломных работ:


  • Психологические проблемы развития студента в период кризиса взрослости.

  • Психологические реакции адаптации учащихся начальной школы с ослабленным здоровьем.

  • Общий девиантный синдром адаптации у школьников с учебной неуспешностью.

  • Роль психотравмирующих переживаний в генезе заболевания….

  • Клинико-психологические аспекты адаптации ….

  • Влияние психологических особенностей….

  • Внутренняя картина болезни при….

  • Акцентуации характера у ….

  • Организация психопрофилактических мероприятий в ….

  • Психологические методы коррекции при….

  • Роль психологических факторов в сохранении, укреплении и развитии здоровья у….

  • Мотивы обращения за психотерапевтической помощью у студентов….

2.2 Составление рабочих планов

Рабочий план представляет собой план реализации научной работы и разрабатывается при непосредственном участии научного руководителя выпускника. Разработка рабочего плана начинается с формулирования темы и общего замысла предполагаемого научного исследования. В основу такого замысла может быть положена гипотеза, т.е. предположение, изложенное на основе как интуиции (предчувствия), так и предварительно изложенной версии (т.е. сообщения чего-либо в целях предварительного объяснения). Даже такая постановка позволит упорядочить и систематизировать всю последующую работу.

Первоначально рабочий план дает характеристику предмета исследования только в основных чертах, однако в дальнейшем такой план может и должен уточняться при сохранении основной задачи исследования.

Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно он состоит из перечня рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы и упорядоченных по значимости.

На более поздних стадиях работы оставляют план-проспект, т.е. план, который представляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал. Практически план-проспект – это уже предварительное оглавление работы с реферативным раскрытием содержание ее глав и параграфов.

В творческом исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер и не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя при сохранении четкого научного направления в работе. План должен быть гибким, чтобы можно было включать в него новые аспекты, обнаруженные в процессе подготовки текста.

Научный руководитель принимает участие в разработке рабочего плана будущей работы:


  • рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по теме;

  • проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации;

  • оценивает содержание выполненной работы как по частям, так и в целом;

  • дает согласие на представление работы к защите.

2.3 Библиографический поиск литературных источников.

Состояние изученности темы целесообразно начать со знакомства с информационными изданиями, содержащими оперативную информацию, как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания в отличие от обычных библиографических изданий оперируют не только сведениями о печатных произведениях, но и аключенными в них идеями и фактами.

Помимо оперативности публикации отличают новизна сообщаемой информации, полнота охвата источников и наличие справочного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и находить необходимые документы.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые извещают специалистов о том, что издано по интересующему его вопросу. Библиографическое описание здесь выполняет две функции. С одной стороны, оно оповещает о появлении документов (сигнальная функция), а с другой - сообщает необходимые сведения для их отыскания (адресная функция). Из библиографических описаний составляют библиографические указатели и библиографические списки. Наиболее значительным библиографическим указателем является "Сигнальная информация" (СИ) ВИНИТИ.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

Реферативные журналы в Российской Федерации по естественным и техническим наукам издает ВИНИТИ под общим заголовком «Реферативный журнал». РЖ ВИНИТИ – основное и самое распространенное в нашей стране реферативное издание, которое наиболее полно отражает всю мировую литературу по естествознанию и технике, публикуя рефераты, аннотации библиографические описания, составляемые на статьи, монографии, сборники.



Реферативные сборники представляют собой периодические, продолжающиеся или непериодические издания, которые содержат рефераты неопубликованных документов. Они выпускаются центральными институтами научно-технической информации и технико-экономических исследований. Такие издания носят обычно узкотематический характер.

Экспресс-информация – это периодические издания журнальной или листовой формы, которое содержит расширенные рефераты наиболее актуальных опубликованных зарубежных материалов и неопубликованных отечественных документов, требующих оперативного освещения.

К обзорным изданиям относятся обзор по одной проблеме, направлению и сборник обзоров. Студент может в качестве примеров взять обзоры в журналах «Психотерапия», «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева».

Обзоры обобщают сведения, содержащиеся в первичных документах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической переработки. Такие издания обычно сообщают о состоянии или развитии какой - либо науки или практической деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.

Наиболее значительным обзорным изданием по естествознанию и науке является серия сборников ВИНИТИ «Итоги науки и техники».

Студенту, ведущему разыскивание литературных источников для подготовки выпускной квалификационной работы, следует уделить особое внимание библиографическим указателям литературы Государственной публичной научно-технической библиотеки. Весьма полезны для подбора литературы издания Всероссийской книжной палаты, которая выпускает библиографические указатели «Книжная летопись», «Летопись периодических и продолжающихся изданий», «Летопись газетных статей» и др.; издания Российской государственной библиотеки; Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, издающей различные библиографические указатели и картотеки.

Наряду с информационными изданиями органов НТИ для информационного поиска следует использовать автоматизированные информационно - поисковые системы, базы и банки данных.

В связи с развитием научно - исследовательских работ и необходимостью детально анализировать литературу, выпущенную в предыдущие годы, все большее значение для исследователей приобретает ретроспективная библиография, назначением которой являются подготовка и распространение библиографической информации о произведениях печати за какой - либо период времени.
2.4 Изучение литературы и отбор фактического материала

Изучение литературы по выбранной теме следует начинать с общих работ, которые позволяют получить представление об основных вопросах, связанных с избранной тема, и только затем вести поиск нового материала.

Изучение научных публикаций целесообразно проводить по этапам в соответствии со следующей последовательностью:


  • общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

  • беглый просмотр всего содержания;

  • чтение в порядке последовательности расположения материала;

  • выборочное чтение части произведения, имеющей непосредственное отношение к теме выпускной квалификационной работы;

  • выделение и фиксирование (конспектирование либо дословное выписывание) представляющих интерес материалов;

  • критический анализ материалов литературного источника (как фрагмент текста будущей выпускной квалификационной работы).

Целесообразен также следующий способ изучения литературы: разделение страницы на две части и представление в левой ее стороне выписок из прочитанного, а с правой – личных замечаний с выделением особенно важных фрагментов текста.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся заключенная в ней информация, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме работы и поэтому является наиболее ценной. Во всех случаях целесообразен отбор только последних данных и наиболее авторитетных источников с выверенными ссылками.

Условием эффективного отбора фактов из литературных источников является способность к критическому анализу, учет факторов субъективности излагаемых точек зрения, дискуссионности рассматриваемых проблем, а также возможности устаревания эмпирических данных и концепций.

Особой формой фактического материала являются цитаты, которые органично включаются в текст работы, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Цитаты используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой автору работы в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики рассматриваемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений выпускной квалификационной работы.

Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. В этом случае не исключается вероятность искажения смысла, поэтому текст пересказа необходимо тщательно сверять с первоисточником.

Цитирование должно проводиться точно, с соблюдением всех особенностей подлинника. В тексте цитата заключается в кавычки и сопровождается ссылкой, где указываются номер источника согласно списку литературы и страница, на которой находится цитируемый текст.

После ссылки на литературный источник или после перело­жения чужих мыслей необходимо в скобках указать номер, под которым приводится источник в списке литературы, либо фамилию и инициалы автора, год издания источника, например: (Карвасарский Б.Д., 2006). Если требуется указать работы нескольких авторов, ссылки на них даются в хронологическом порядке. В тех случаях, когда ссылка требует упоминания фамилии в тексте, год публикации дается сразу после фамилии автора в скобках. Например: «Г.Аммон (2000) утверждает, что ...».

Ссылки на предыдущие страницы текста диплома пишутся сокращенно в скобках, например: (см. с.8).


2.5 Проведение эмпирического исследования

Применяемые в научном исследовании методы зависят не только от его предмета, но и от уровня – эмпирического или теоретического. Для эмпирического уровня исследования характерны такие методы как интервью, анкеты, опрос, оценивание (рейтинг), анализ взаимодействия, метод самооценки, сравнение, наблюдение, эксперимент, описание, математико-статистические методы обработки данных. На теоретическом уровне используются другие методы – гипотеза, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция.


2.6 Обработка первичных данных и статистический анализ

На современном этапе развития технологий проведения психологического исследования сложно представить себе исследователя, оперирующего логарифмической линейкой или применяющего ручные подсчеты различных показателей, характеризующих результаты исследования. Компьютерные технологии во многом оптимизировали проведение этапа математической обработки данных, предоставляя исследователям максимум средств для моделирования изучаемого феномена. Поэтому рассмотрение практических аспектов применения методов математической статистики в психологическом исследовании необходимо начинать со знакомства с прикладными программами обработки и графического представления результатов исследования.

Наибольшую популярность в среде исследователей приобрели такие программы как Excel, Statistica, SPSS. Они предоставляют большие возможности для разнообразного анализа, описания и моделирования данных, просчета статистических критериев, построения графиков и гистограмм, а также презентации полученных результатов.
2.7 Анализ и интерпретация полученных результатов

В целом, процесс анализа и интерпретации данных реализуется в следующих трех аспектах описания:



Какие результаты получены (качественные данные, процентные соотношения, среднегрупповые значения, их сравнения между группами, корреляционные взаимосвязи между исследуемыми психическими характеристиками и т.д.).

Что обозначают эти результаты (психические характеристики участников исследования, построение психологического и поведенческого портрета на основе полученных данных).

Как можно объяснить полученные результаты (какие объяснительные теории, концепции можно привлечь для интерпретации данных).

Одним из самых сложных этапов исследовательской работы является интерпретация полученных данных. Она опирается на предполагаемые многофакторные отношения между полученными данными и их возможное объяснение. Определенный результат исследования может быть обусловлен разными механизмами психической деятельности. И наоборот, один и тот же механизм может приводить к разным психическим проявлениям (например, психологическая защита в виде рационализации в группе интернет-зависимых пользователей будет проявляться в излишней удовлетворенностью жизнью, а в группе пациентов с язвенной болезнью в частых обострениях заболевания и т.д.).

Интерпретация полученных данных может осуществляться либо как процесс количественной оценки, т.е. полученный результат будет сравниваться с определенной нормой, либо в виде качественного анализа, при котором полученные данные сравниваются с целым рядом эталонов, значение которых точно определено. Такая интерпретация имеет несколько уровней. Непосредственная интерпретация определяет «вес» самого результата. Например, поведение является адаптивным – неадаптивным, самооценка адекватная – заниженная – завышенная и т.п. Интерпретация более высокого уровня включает полученные знания в определенную систему. Но высокий уровень интерпретации в некоторых аспектах абстрагируется от отдельных свойств субъекта исследования. Поэтому чем выше уровень интерпретации, тем более общими и менее надежными становятся высказанные предположения и объяснительные схемы и тем осторожнее их надо формулировать.
2.8 Требования к оформлению выпускной квалификационной работы

2.8.1 Объем выпускной квалификационной работы

Объем выпускной квалификационной работы не должен превышать, как правило, 70 страниц машинописного текста через 1,5 интервала (кегль 14, шрифт Times New Roman), набранных на компьютере, исключая рисунки, таблицы, схемы, список использованной литературы и оглавление. Левое поле страницы – не менее 30 мм, правое – не менее 15 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм.

Нумерация страниц работы. Все страницы выпускной квалификационной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая содержание и иллюстрации. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу. Точ­ка после цифры не ставится. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на титульном листе не ставится.

Нумерация разделов работы. Разделы (главы) выпускной квалификационной работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части работы. Введение и заключение не нумеруются. Подразделы работы имеют порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер подраздела представляет собой следующий уровень нумерации и включает номер главы и порядковый номер подраздела, разделенные точкой, например: 1.1., 1.2. и т.д. Каждая глава работы, а также разделы "Введение", "Выводы" и другие должны начинаться с нового листа. Заголовки печатаются от левого поля без абзацного отступа. Для пространственного вычленения названия раздела после него делают интервал 6 пт. или пропускают одну строку.

Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении, оформляется в виде таблиц, которые нумеруются. Графическое представление материала осуществляется в виде диаграмм, графиков и рисунков.

2.8.2 Таблицы

Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в работы в виде таблиц.

Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, ограниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линейками.

По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: «данные, приведенные в таблице …, позволяет сделать вывод, что...», «как следует из таблицы …, ...», «данные, представленные в таблице …, позволяют предположить, что...» и т.п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности.

В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации и констатации.

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера, тематического заголовка, заголовков вертикальных граф.



Порядковый номер таблицы служит для ее связи с текстом. Он состоит из слова «Таблица», которое пишется с прописной буквы, значок «№» перед порядковым номером и точку после него не ставят.

Если в работы одна таблица, то ни нумерационный заголовок, ни слово «таблица» не нужны. В этом случае в тексте слово «таблица» необходимо писать без сокращения, например:



Как следует из таблицы...

По результатам анализа (см. таблицу…) можно заключить, что...

Если в работы две таблицы и более, то они должны быть пронумерованы, и на каждую необходима ссылка в тексте. Слово «таблица» в этом случае приводят в сокращенном виде, знак «№» не ставят, например:



Данные анализа (табл.5) свидетельствуют о том, что...

В случае повторных ссылок в тексте необходимо к ссылке добавлять общепринятое сокращение от слова "смотри" - см., например:



Повторный анализ (см. табл. 5) свидетельствует, что...

Тематический заголовок определяет содержание таблицы и употребляется в случае необходимости ее использования без обращения к тексту. Такой заголовок, как и нумерационный, пишется с прописной буквы, без точки на конце. Ссылку на таблицу следует сформулировать таким образом, чтобы не дублировался тематический заголовок, в котором следует избегать употребления следующих слов: значение, величина, расчет, зависимость.

Головка – это часть таблицы, в которой приводится содержание вертикальных граф. Она может состоять как из одного, так и нескольких этажей.

Заголовки граф в первом ярусе следует писать с прописной буквы, ни точку, ни запятую не ставят. Заголовки граф второго и последующих ярусов (подзаголовки) пишут следующим образом. Если ярус составляет единую грамматическую форму с предыдущим ярусом, то со строчной буквы пишут нижележащие подзаголовки, например:



Психологическая диагностика

Эмоционально-волевой сферы

Черт характера

Если ярус имеет самостоятельное значение, то с прописной буквы пишутся и подзаголовки, например:

Деятельность

психодиагноста



Этапы психологической диагностики

Психологическая проблема

Психодиагностическая гипотеза

Проверка психодиагностической гипотезы

Психологическое заключение


2.8.3 Рисунки

Как рисунок определяются данные, представленные в графической форме.

Рисунки имеют отдельную нумерацию, которая может быть как сквозной, так и по главам. Подпись к рисунку делается внизу с левой стороны в следующем порядке:

- условное сокращение названия иллюстрации - Рис.

- ее порядковый номер арабскими цифрами – 1.1., 1.2. и т.д.;

- название иллюстрации.

К основным графическим формам представления экспериментальных данных относят графики и диаграммы.

График – условное изображение величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. График строится в системе координат с указанием, единицы измерения, масштаба. Масштаб графика обычно выражается линейной мерой, числом миллиметров в отрезке, принимаемом за единицу числового значения статистического показателя. Например, 1 мм соответствует 10%. График сопровождается по­яснением условных обозначений.

Диаграмма – вариант графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для повышения наглядности представления и анализа массовых данных.

В соответствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. В научных публикациях наибольшее распространение получили линейные диаграммы, а из плоскостных – столбиковые (ленточные) и секторные. Линейная диаграмма изображает соотношение двух перемен­ных и строится в системе координат, начальная цифра отсчета ставится в точке пересечения осей абсцисс и ординат. Плоскостные диаграммы изображают статистические данные в виде прямоугольников, размешенных вертикально на одинаковом расстоянии друг от друга. Высота прямоугольников пропорциональна изображенным величинам. Секторная диаграмма применяется для характеристики структуры явления, она подразделяется на секторы, пропорциональные удельному весу отдельных частей целого. Вся окружность принимается за 100%, следовательно, 1% соответствует 3,6 градуса.


2.8.4 Формулы

Формула – это комбинация математических или других знаков, выражающих какое – либо предложение.

Формулы обычно располагают отдельными строками посередине листа и внутри текстовых строк в подбор. В подборе рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках.

2.8.5 Приложения

Приложение – часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для полного освещения темы. По содержанию приложения разнообразны. Они могут представлять собой копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее не опубликованные тексты, переписка и т.п. Приложения могут иметь форму текста, таблиц, графиков и др. В приложение не включается библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом. Приложения оформляются как продолжение работы на последних ее страницах.



2.8.6 Библиографический список

Библиографический список элемент библиографического аппарата, который содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения. Такой список составляет одну из существенных частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу ее автора, и потому позволяет судить о степени фундаментальности проведенного исследования.

Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

В научных работах в библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы автором. Не включаются также энциклопедии, справочники, научно-популярные издания.

В научных работах используются следующие способы построения библиографических списков:


  • по алфавиту фамилии авторов или заглавий,

  • по тематике,

  • по видам изданий,

  • по характеру содержания,

  • списки смешенного построения.

Алфавитный способ группировки литературных источников характерен тем, что фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) размещены по алфавиту.

2.9 Подготовка студента к выступлению на заседании Государственной аттестационной комиссии

Подготовка к защите выпускной квалификационной работы состоит в первую очередь из подготовки выступления по результатам исследования в форме доклада, раскрывающего существо, теоретическое и практическое значение результатов поведенной работы.

В структурном отношении доклад можно разделить на три части, состоящие из рубрик, каждая из которых представляет собой самостоятельный смысловой блок, хотя в целом они логически взаимосвязаны и представляют единство, которое совокупно характеризует содержание проведенного исследования

Первая часть доклада в основных моментах повторяет введение работы. Рубрики этой части соответствуют тем смысловым аспектам, применительно к которым характеризуется актуальность выбранной темы, дается описание научной проблемы, а также формулировки цели работы. Здесь же необходимо указать методы, при помощи которых получен фактический материал работы, а также охарактеризовать ее состав и общую структуру.

После первой вводной части следует вторая, самая большая по объему часть, которая в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, характеризует каждую главу работы. При этом особое внимание обращается на итоговые результаты. Отмечаются также критические сопоставления и оценки.

Заключительная часть доклада строится на основе содержания заключения работы. Здесь целесообразно перечислить общие выводы (не повторяя более частные обобщения, сделанные при характеристике глав основной части), собрать воедино основные рекомендации.

К тексту доклада могут быть приложены дополнительные материалы (схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.п.), которые необходимы для доказательства выдвигаемых положений и обоснования сделанных выводов и предложенных рекомендаций.

При подготовке к защите работы желательно еще раз внимательно просмотреть весь текст работы, сделать нужные пометы на страницах, вложить в нужные места закладки. Особое внимание следует обратить на аналитические таблицы, графики и схемы, содержащие в наглядной и концентрированной форме наиболее значимые результаты проделанной соискателем работы. Часть таких материалов желательно подготовить для демонстрации в зале заседания Государственной аттестационной комиссии. Они оформляются так, чтобы соискатель мог демонстрировать их без особых затруднений, и они были видны всем присутствующим в зале.


2.10 Процедура публичной защиты выпускной квалификационной работы

Защита выпускной квалификационной работы происходит на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Защита выпускной квалификационной работы происходит публично. Она носит характер научной дискуссии и происходит в обстановке высокой требовательности, принципиальности и соблюдения научной этики, при этом обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащиеся в работы.

Заседание Государственной аттестационной комиссии начинается с того, что председательствующий объявляет о защите работы, указывая ее название, фамилию, имя и отчество ее автора.

Свое выступление автор строит на основе изложения содержания и результатов проведенного исследования в форме структурированного доклада, который может зачитываться либо, что предпочтительнее, пересказываться.

Все материалы, представляемые в виде схем и чертежей, должны оформляться так, чтобы автор работы мог демонстрировать их без особых затруднений, и они были видны всем присутствующим.

Важно, чтобы речь выступления была ясной, грамматически точной, уверенной. Это делает ее понятной и более убедительной.

Заслушивание доклада продолжает научная дискуссия, в которой имеют право участвовать все присутствующие на защите. Члены Государственной аттестационной комиссии и лица, приглашенные на защиту, в устной форме могут задавать любые вопросы по проблемам, затронутым в работе, методам исследования, уточнять результаты и процедуру экспериментальной работы и т.п.

Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать и кратко записать. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать.

После выступления защищающегося председательствующий зачитывает отзыв рецензента на выполненную работу и предоставляет слово ее автору для ответа на высказанные замечания и пожелания.

Далее председатель комиссии предоставляет слово научному руководителю соискателя. В своем выступлении научный руководитель раскрывает отношение студента к работе над исследованием, а также затрагивает другие вопросы, касающиеся его личности.

После окончания по желанию защищающегося ему может быть предоставлено заключительное слово, после которого можно считать, что основная часть процедуры защиты выпускной квалификационной работы закончена.

На закрытом заседании членов Государственной аттестационной комиссии подводятся итоги защиты, и принимается решение об ее оценке. Это решение принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При ровном числе голосов голос председателя является решающим.

Затем председатель Государственной аттестационной комиссии объявляет всем присутствующим эту оценку, сообщает, что защитившийся доказал соответствие специальности «Клинический психолог. Преподаватель психологии», и закрывает совещание.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

030302 «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Цель государственного экзамена – выявление теоретической и практической подготовки выпускников к решению профессиональных задач, оценка знаний теорий и методологии в области общей, дифференциальной, клинической психологии и психодиагностике, а также умения решать конкретные клинико-психологические задачи.

На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, необходимые для выполнения своих профессиональных обязанностей и последующего обучения в аспирантуре. Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, его способности к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.



Требования к профессиональной подготовленности выпускника

Выпускник должен:



  • иметь представления о предмете и структуре клинической психологии как психологической специальности широкого профиля, имеющей межотраслевой характер и участвующей в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению;

  • понимать направленность практической и научно-исследовательской деятельности клинического психолога на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на охрану здоровья и преодоление недугов;

  • иметь представления о предмете, задачах и перспективах развития нейропсихологии, об основных закономерностях мозговой организации ВПФ и ее эволюции в онтогенезе; владеть методологией синдромного анализа нарушений ВПФ;

  • иметь представление о предмете, практических задачах и актуальных проблемах патопсихологии; знать феноменологию и владеть навыками патопсихологической квалификации нарушений сознания, восприятия, памяти, мышления, эмоционально-личностной сферы при психических заболеваниях и пограничных личностных расстройствах;

  • знать основные направления современных психосоматических исследований, понимать роль раннего онтогенеза в возникновении психосоматических расстройств, владеть методами исследования изменений познавательной и эмоционально-личностной сферы при хронических соматических заболеваниях, понимать значение психосоматики для развития общей и клинической психологии;

  • иметь целостное представление о содержании и практическом значении проблемы аномального психического развития, о закономерностях психических заболеваний и нарушениях психического развития у детей, о типологиях дизонтогенеза и о принципах коррекционно-педагогической работы с детьми;

  • знать основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, иметь представления о базовых теориях и методах современной психотерапии, знать основные проблемы восстановительного обучения и реабилитации;

  • владеть необходимыми знаниями в области таких медицинских дисциплин как психиатрия, психиатрия детского возраста, неврология, клиника внутренних болезней, психофармакология и психофармакотерапия;

  • иметь представления о клинико-психологических аспектах диагностики, психотерапии и профилактики личностных расстройств, отклоняющегося поведения, наркоманий и алкоголизма;

  • иметь представления об особенностях клинико-психологических исследований в экспертной практике;

  • владеть методами нейропсихологической и патопсихологической диагностики, диагностики аномалий развития в норме и в патологии; владеть проективными методами клинической психодиагностики и методами диагностики и коррекции при психосоматических расстройствах;

  • свободно ориентироваться в методологических проблемах клинической психологии, ее объекта, предмета, общих категорий и стратегии развития;

  • в процессе реальной работы на базе клиник, медицинских центров, школ, психологических консультаций и пр. овладеть комплексом практических навыков, позволяющим успешно решать различные прикладные профессиональные задачи в области патопсихологии, нейропсихологии, психосоматики, детской клинической психологии, психологической коррекции и психотерапии, коррекционно-развивающего и восстановительного обучения.

Экзамен проходит в форме индивидуальной беседы, которая предполагает получение устных ответов на два вопроса, отражающих содержание изученных дисциплин. Время подготовки для ответа – 30 минут. Объявление результатов происходит после обсуждения комиссией всех ответов студентов.


Критерии оценки уровня подготовки выпускника на государственном экзамене

Ответ на вопросы экзаменационного билета оценивается на «отлично», если студент показал глубокое владение теоретическим и методологическим материалом, умение грамотно обосновывать решение клинико-психологических задач (практических заданий), дал правильные ответы на дополнительные вопросы членов комиссии.

Ответ на вопросы государственного экзамена оценивается на «хорошо», если он содержит некоторые неточности, не влияющие на суть описываемой проблемы. Оценка «отлично» может быть снижена до «хорошо», если студент нечетко изложил теоретическую часть билета, недостаточно аргументировал решение клинико-психологического примера (практического задания), неуверенно отвечал на дополнительные вопросы членов комиссии.

Ответ на вопросы государственного экзамена оценивается на «удовлетворительно», если студент показал низкий уровень владения материалом, продемонстрировал умение решать практические задачи, однако при недостаточной способности к аргументации решения.

Ответ на вопросы государственного экзамена оценивается на «неудовлетворительно», если студент не владеет теоретическими знаниями, а практические навыки, продемонстрированные им при решении клинико-психологических задач, не соответствуют требованиям, предъявляемым к клиническом психологу, если на вопросы членов комиссии студент отвечает не по существу, а анализ клинико-психологических примеров носит формальный, поверхностный или неадекватный характер.

При оценке «неудовлетворительно» студент не допускается к защите выпускной квалификационной работы. При этом может быть рекомендовано повторное прохождение 5 курса обучения.


Содержание государственного экзамена по специальности 030302 «Клиническая психология»
Экзаменационные вопросы:

  1. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. Основные виды аддиктивных реализаций и их характерные особенности. Методы диагностики и коррекции.

  2. Виды судебной экспертизы с участием психолога. Функции и задачи в них клинического психолога. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза: предметные виды, задачи, роль психолога.

  3. Внимание: определение, виды и свойства внимания. Методы исследования внимания. Нарушения внимания.

  4. Воля: определение, общая характеристика волевых качеств личности.

  5. Воображение. Виды, механизмы и место воображения в иерархии когнитивных процессов. Воображение и творчество.

  6. Восприятие: определение, основные свойства и виды. Законы восприятия. Восприятие пространства, движения, времени. Методы исследования восприятия.

  7. Гностические нарушения при локальных поражениях мозга. Классификация агнозий.

  8. Интеллект. Концепции и модели интеллекта. Виды интеллекта. Проблема оценки интеллекта.

  9. История развития взглядов на психические явления. Основные этапы становления психологии как науки.

  10. Классификация методов клинической психологии.

  11. Клинико-психологическая характеристика задержанного психического развития. Классификация и дифференциальная диагностика видов задержанного психического развития.

  12. Клинико-психологическая характеристика психических расстройств, специфических для детского возраста.

  13. Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития. Систематика, возрастная динамика, методы психологической диагностики.

  14. Клинико-психологический метод (клинический метод в психологии). Основные характеристики, условия и формы реализации клинико-психологического метода.

  15. Клиническая психология в экспертной практике: формы использования психологических знаний в экспертизе. Виды экспертизы с участием психолога: их цели и задачи.

  16. Концепты стресса, адаптации и гомеостазиса в науках о человеке. Учение о стрессе и его значение для клинической психологии. Психологическая адаптация и дезадаптация.

  17. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского: основные положения, значение для клинической психологии.

  18. Методология и методы психологии: методологические принципы психологии, классификации методов психологии.

  19. Методы исследования личности в психологии.

  20. Методы оценки психического развития детей и подростков в норме и при патологии.

  21. Мозг и психика. Мозговая организация высших психических функций. Структурно-функциональная модель головного мозга (А.Р. Лурия).

  22. Мышление: определение, операции, формы, виды мышления. Стилевые особенности мышления, когнитивные стили. Онтогенез мышления (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Методы исследования мышления.

  23. Нарушения мышления: клиническая и патопсихологическая классификации, методы диагностики. Нарушения мышления в структуре патопсихологических симптомокомплексов.

  24. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Классификация и клинико-психологическая характеристика афазий.

  25. Нарушения сенсорно-перцептивной сферы.

  26. Нарушения целенаправленных движений при локальных поражениях мозга. Классификация апраксий. Методы исследования двигательных функций (праксиса позы, динамического праксиса, предметных и символических действий).

  27. Нейропсихологическая реабилитация как прикладная область нейропсихологии. Пути восстановления ВПФ. Варианты направленного восстановления ВПФ. Принципы восстановительного обучения.

  28. Нейропсихология детского возраста: предмет, задачи, прикладное значение. Нейропсихологическая концепция динамической хроногенной системной локализации психических функций в головном мозге. Особенности нарушений психических функций при локальных поражениях головного мозга в детском возрасте.

  29. Олигофренический патопсихологический симптомокомплекс.

  30. Организационные и юридические аспекты деятельности клинического психолога. Принципы и формы организации медико-психологической помощи в РФ.

  31. Органический патопсихологический симптомокомплекс.

  32. Основные направления исследований проблемы личности в зарубежной психологии.

  33. Основные направления современной психотерапии: теоретические основы, модели нормы и патологии, цели, организация психотерапевтического процесса.

  34. Основные характеристики поведенческого и когнитивно-поведенческого направлений в психотерапии и психокоррекции. Механизмы научения и их использование в психокоррекции.

  35. Ощущение: определение, виды, основные свойства и характеристики.

  36. Память: определение, классификации и виды памяти. Методы исследования памяти. Нарушения памяти.

  37. Патогенетическая концепция неврозов В.Н. Мясищева. Патогенетическая психотерапия и личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия.

  38. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм. Теории научения.

  39. Понятие внутренней картины болезни и отношения к болезни. Структурно-уровневые характеристики и типология отношения к болезни. Факторы, влияющие на формирование отношения к болезни.

  40. Понятие мотивации. Основные направления в изучении мотивационной сферы человека.

  41. Понятие невроза. Невротические симптомы и синдромы. Современная классификация невротических и соматоформных расстройств.

  42. Понятие о психике и ее эволюции. Происхождение и развитие психики в фило- и онтогенезе. Генетические основы поведения.

  43. Понятие патопсихологического симптомокомплекса (синдрома). Классификация патопсихологических симптомокомплексов.

  44. Понятие психического дизонтогенеза. Параметры психического дизонтогенеза. Классификация видов дизонтогенеза.

  45. Понятие психического развития. Факторы и движущие силы развития. Законы психического развития (Л.С. Выготский). Проблема периодизации психического развития человека.

  46. Понятие способностей. Классификации способностей. Общие и специальные способности. Проблема одаренности в психологии.

  47. Предмет и задачи нейропсихологии. Практические задачи и направления современной нейропсихологии. Общие принципы и методы нейропсихологической диагностики.

  48. Предмет и задачи патопсихологии. Задачи и функции патопсихолога в клинике. Методы патопсихологической диагностики.

  49. Представление: определение, виды, основные характеристики.

  50. Принципы классификации психофармацевтических препаратов. Основные группы и их характеристика.

  51. Проблема самосознания в психологии. Компоненты самосознания. Понятия Я-концепции, идентичности. Развитие самосознания в онтогенезе. Нарушения самосознания.

  52. Проблема сознания в психологии. Сознание как интегратор психической деятельности человека. Сознание и бессознательное. Нарушения сознания.

  53. Проблемы нормы и отклонения (девиаций) поведения: основные критерии, формы проявления и медико-психологические вопросы профилактики.

  54. Проективный метод в психологии.

  55. Психические состояния; определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Классификация психических состояний.

  56. Психодинамические концепции личности. Классический психоанализ и неопсихоанализ.

  57. Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия: показания, цели, задачи, оценка эффективности.

  58. Психология как наука. Житейское и научное психологическое знание. Место психологии в системе наук. Отрасли современной психологии.

  59. Психология как наука. Предмет психологии. Классификация психических явлений.

  60. Психометрические основы психодиагностики. Требования к построению и проверке психометрических свойств психологических методов (стандартизация, надежность, валидность).

  61. Психопатология воли. Волевые нарушения в структуре патопсихологических синдромов.

  62. Психосоматика как область междисциплинарных исследований. Психосоматические и соматопсихические соотношения. Основные направления в психосоматике.

  63. Расстройства личности: определение, критерии, формы. Клинико-психологическая характеристика основных форм личностных расстройств.

  64. Роль клинического психолога в реабилитации пожилых лиц с психическими нарушениями (в гериатрии). Психосоциальные факторы в патогенезе и проявлениях психических заболеваний позднего возраста. Клинико-психологические особенности психических расстройств в пожилом возрасте.

  65. Семья и ее функции. Стили и типы семейного воспитания, их влияние на психическое развитие ребенка.

  66. Современные классификации психических расстройств (DSM-IV, МКБ-10): основные принципы и разделы.

  67. Соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность» в психологии. Индивидные, личностные и субъектно–деятельностные характеристики человека.

  68. Становление отечественной клинической (медицинской) психологии. Вклад отечественных физиологов, психиатров и психологов в ее развитие (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник).

  69. Темперамент. Свойства темперамента. Исследования темперамента в отечественной психофизиологии и психологии (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын). Конституциональные концепции темперамента (Э. Кречмер, У. Шелдон).

  70. Теории деятельности в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

  71. Теории личности в отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов).

  72. Участие психолога в медико-психолого-педагогической экспертизе детей и подростков.

  73. Характер: определение, структура, типы. Понятие акцентуации характера. Критерии, классификация и краткая характеристика основных видов акцентуаций характера.

  74. Цели и задачи клинического психолога в составе врачебно-трудовой экспертизы.

  75. Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс.

  76. Эмоции: определение, виды эмоциональных явлений, функции эмоций. Теории эмоций. Методы исследования эмоциональной сферы. Нарушения эмоций.

  77. Этические принципы и нормы профессиональной деятельности психолога.

  78. Язык, речь и знаковые системы как проблема общей психологии. Знаки, значения и смысл. Речь: определение, формы и функции речи.







скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка к программе итоговой государственной аттестации
491.29kb.
Программа по повышению нормативно правовой компетентности педагогов, связанной с итоговой аттестации школьников. Программа по созданию условий для реализации прав выпускников при проведении государственной (итоговой) аттестации
334.31kb.
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 111801 «Ветеринария»
791.08kb.
Программа государственной (итоговой) аттестации выпускников краевого государственного автономного образовательного учреждения
179.53kb.
Анализ государственной (итоговой) аттестации учащихся с 2007-2008 учебного год
54.8kb.
Результаты государственной (итоговой) аттестации-егэ за курс среднего (полного) общего образования 2011 – 2012 учебного года в лг мбоу
192.75kb.
В период государственной (итоговой) аттестации для получения аттестата
58.98kb.
Программа итоговой Государственной аттестации выпускников Белорецкого педагогического колледжа по специальности
75.46kb.
Методические рекомендации по сопровождению государственной итоговой аттестации в 9 х классах в независимой форме по предмету
442.37kb.
Методические рекомендации по сопровождению государственной итоговой аттестации в 9 х классах в независимой форме по предмету
366.43kb.
Программа итоговой государственной аттестации Специальность: 0505 03 Технология Специализация: обслуживающий труд
2099.61kb.
Психолого-педагогические рекомендации по сопровождению гиа
656.75kb.