Главная | стр 1
«Мы все родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти выражения знакомы каждому. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Система семейного воспитания в последнее время претерпевают значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Нарушены нравственные представления о браке и семье, утрачены традиционные восприятия родительства и детства. Катастрофически снижается рождаемость (число детей в РФ за последние 5 лет уменьшилась на 5,5 миллионов). Следствием кризисного состояния семьи также является проблема здоровья детей, в последнее время обозначенная как главная проблема национальной безопасности России. Заметно увеличился в обществе, особенно в подростковой среде, рост социально-обусловленных заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания, СПИД. Динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи, школы, образовательных учреждений. Необходимость создания и реализации программы «Семья» была обусловлена этими факторами. Невозможно промедление в решении данных проблем. Выход из этого положения возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия системы образовательных учреждений и семьи, в перестройке взглядов на роль семьи, возрождению семьи как главного воспитательного института. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
1) пропаганда и возрождение семейных традиций; 2) воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью; 3) организация и проведение семейного досуга и совместного творчества; 4) формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей; 5) всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; 6) оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком (подростком). МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Осуществляется через: - мониторинговые исследования и определение перспектив; - установления партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства; - психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания, проведение совместных проблемных семинаров; - внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ; - привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций; - повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристко-краеведческую работу. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а также педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящий к реализации целей и задач программы «Семья». УПРАВЛЕНИЕ, КОНТРОЛЬ, МОНИТОРИНГ Программа «Семья» должна носить долгосрочный характер, реализоваться в течение 5 лет. Управление и контроль над реализацией программы должен осуществлять педагогический совет совместно с родительским комитетом. Координатором программы является заместитель директора по воспитательной работе образовательного учреждения. Реализация программы «Семья» на 2007 – 2008 гг. предполагает апробацию основных параметров мониторинга на уровне учреждения и различных форм работы с родителями, организацию круглогодично родительского лектория, проведение научно-практической конференции. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни. 2. Улучшение микроклимата в семье. 3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком). 4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций. 5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде. Ни для кого не секрет, что для успешного формирования личности воспитанников большое значение имеет семейное воспитание. Главная цель программы «Семья» - способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы – одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др. Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции, размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др. Родительские собрания могут проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив – это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Формы взаимодействия с семьей.
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка – главная ошибка семейного воспитания. Хорошо, когда родители понимают, что какими бы серьезными не были семейные проблемы, это не дает повода отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет – на помощь детям приходим мы – педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности. Смотрите также: Пояснительная записка «Мы все родом из детства»
89.86kb.
Аналитическая справка «Мы все родом из детства»
89.71kb.
Все мы родом из детства
101.9kb.
«Мы родом из детства»
20.75kb.
Пояснительная записка «Хочу сохранить и оставить в наследство Весь мир моего босоногого детства»
196.26kb.
Уроках русского языка и литературы «Все мы родом из детства…»
86.29kb.
Формирование экологических представлений дошкольников. Всё хорошее в людях из детства!
77.65kb.
Пояснительная записка мы за безопасность на дорогах! Актуальность создания программы
522.93kb.
Пояснительная записка Современная музыкальная жизнь многогранна и чрезвычайно противоречива. Ребенка с раннего детства окружает «море музыки»
60.88kb.
Пояснительная записка Курс «Глобальная география»
186.67kb.
Урок 20. Полное «му-му» Эпиграф. Вы двоякодышащий? Нет, только воздухом. Млекопитающий? Да
84.97kb.
Пояснительная записка к основной образовательной программе специализированной подготовки магистра 760.78kb.
|