Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать


Содержание
Пояснительная записка
Обоснование выбора программы…………………………………………………………………... .2

Общая характеристика предмета "Русский язык" …………………………………………………2-5

Содержание работы над разделами "Предложение", "Текст"…………………………………….. 5-7
Содержание работы над разделом "Слово"………………………………………………………....7-10
Основные направления работы по развитию речи………………………………………………..10-11
Описание ценностных ориентиров содержания предмета "Русский язык"……………………. .11
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета……… 12-17
Планируемые результаты освоения учебной программы по русскому языку

выпускника начальной школы ……………………………………………………………………..17-21


Таблица предметных требований к умениям обучающихся по русскому языку

(1–4-й классы)……………………………………………………………………………………….. 21-24

Содержание учебного материала по предмету "Русский язык"…………………………………. 25-30
Примерное тематическое планирование программы 1 класса

с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся………………30-36


Примерное тематическое планирование программы 2 класса

с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся ……………...37-45


Примерное тематическое планирование программы 3 класса

с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся ……………. 45-57


Примерное тематическое планирование программы 4 класса

с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся …………….. 57-67

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…………………………... 68-69
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов:


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26.11.2010, регистрационный № 19707 от 04.02.2011; от 22.09.2011 № 2357, регистрационный № 22540 от 12.12.2011) .

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (сост. Е.С. Савинов – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. Стандарты второго поколения).

  3. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. Дошкольное образование (Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011)


Обоснование выбора программы по русскому языку


  1. Разработка рабочей учебной программы на основе Концепции стандарта второго поколения позволяет учитывать межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

  2. В основе построения курса русского языка авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой лежит идея гуманизации образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности, а в основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.


Место учебного предмета "Русский язык" в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 5» учебный предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 классы. Курс обучения грамоте составляет 225 часов (25 недель по 9 часов в неделю). Часы (9 часов), отводимые на курс «Обучение грамоте» разделены следующим образом: 5 часов в неделю – на письмо (формирование навыка письма), 4 часа в неделю – на чтение (формирование навыка чтения).

Объем учебного времени на изучение русского языка составляет 40 часов. Объем учебного времени на обучение грамоте (формирование навыка письма) составляет 125 часов.

Общий объём учебного времени на изучение русского языка составляет 675 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).
Общая характеристика предмета "Русский язык"
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Предмет русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе: 1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.


Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

– формирование у обучающихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:




  • развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

  • формирование у детей чувства языка;

  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

  • сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

В период обучения грамоте обучающиеся проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики».


Обучение грамоте – составная часть непрерывного авторского курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления развития детей в рамках предмета «Русский язык», которые реализуются на доступном для детей уровне:

- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений слушания и говорения;

- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;

- овладение орфографией и пунктуацией; развитие графической и пунктуационной зоркости;

- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

- приобретение и систематизация знаний о русском языке;

- раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;

- формирование у детей чувства языка.



Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Достижение цели и основных линий предмета осуществляется в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

1) звуковой состав и обозначение звуков буквами;

2) состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов – с помощью приставок);

3) грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);

4) лексическое значение ( что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).

Из области фонетики обучающиеся знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными, согласными звуками звонкими и глухими, твердыми и мягкими, с ударением, ударными и безударными гласными, с делением слова на слоги, с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и, ь, наблюдают над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу, безударные гласные). Дети учатся произносить и слушать звучащее слово, делать слого - звуковой и звуко -буквенный анализ.

В период обучения грамоте закладываются основы для развития орфографической зоркости.

Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части, вводятся понятия «корень», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», графическое обозначение этих частей слова.

В ходе лексической работы дети наблюдают над тем, что слова называют предметы, их признаки, действия людей, животных и предметов, осознают, что каждое слово имеет значение и значений у одного слова может быть несколько, ведется наблюдение над сочетаемостью слов, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии дети получают представление о существительном, прилагательном, глаголе, личных местоимениях (без введения понятий), о предлогах, учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся такие синтаксические понятия как «предложение», «текст». Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией

Знакомясь с предложением, обучающиеся усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией, правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложение на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный и вопросительный знак); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.

Обучающимся дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие, по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и основной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.

Учебник «Букварь», прописи «Мои волшебные пальчики» дают большие возможности для грамматической и орфографической пропедевтики.



Фонетика:

- звуки речи в сопоставлении с буквами;

- звуки гласные и согласные;

- гласные звуки ударные и безударные;

- слог; слогообразующая роль гласных звуков;

- ударение; ударный и безударный слог;

- согласные звуки звонкие и глухие;

- согласные звуки твердые и мягкие;

- обозначение мягкости согласных звуков на письме;

- ь и ъ разделительные;

- наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).

Лексика:

- лексическое значение слова (что обозначает слово);

- слова, у которых несколько значений;

- наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, работа над правильным словоупотреблением.



Словообразование:

- корень слова;

- однокоренные слова;

- приставка;

- суффикс;

- графическое обозначение частей слова.



Морфология:

Предварительное знакомство с частями речи без введения понятий:

- слово; слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?;

- слова, которые отвечают на вопросы какой?, что делает?, как? (как делает?);

- местоимения он, она, оно, они;

- слова в единственном и множественном числе (один предмет – много предметов);

- предлоги, различие предлогов и приставок.

Синтаксис и пунктуация:

- понятие о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль);

- интонация повествовательная, вопросительная, восклицательная и её коммуникативная значимость;

- точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие в конце предложения;

- практическое знакомство с обращением;

- общее понятие о тексте.



Орфография:

- заглавная буква в начале предложения, в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

- начало формирования орфографической зоркости.

Курс "Обучение грамоте" обеспечивает усвоение обучающимися понятий, характерных для предмета русского языка.

В предмете русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с предметом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа

текстов;


3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для предмета «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке;

5) овладение орфографией и пунктуацией;

6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

7) развитие чувства языка.


Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст»
В предмете русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности обучающихся является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, обучающиеся повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.

Во 2-м классе обучающиеся закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Обучающиеся учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.



В 3-м классе расширяется понятие о предложении: обучающиеся знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении.

Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Обучающиеся учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Обучающиеся знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов.

Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.


В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений.

Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения.

Обучающиеся знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

Третьим важнейшим разделом в предмете русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

1. С точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами.

2. С точки зрения морфемного состава, словообразования.

3. С точки зрения его грамматического значения.

4. С точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.



Содержание работы над разделом «Слово»
В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.


Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

1. Видеть орфограмму в слове.

2. Правильно писать слова с изученными орфограммами.

3. Графически обозначать орфограмму и условия выбора.

4. Находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между основной и начальной школой вводится понятие «орфограмма», дети учатся видеть орфограммы в словах.

Изучаются следующие орфограммы:

1. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и, ь.

2. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

3. Буквы и,у, а после шипящих ж, ш, ч, щ.

4. Разделительные ь и ъ.

5. Безударные гласные в корне слова (двухсложные слова).

6. Звонкие и глухие согласные на конце слова.

7. Пробел между предлогом и другими словами.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса.



В 3 классе продолжается развитие умений писать слова с разделительными ь и ъ, с ь для обозначения мягкости согласных. Обучающиеся учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной согласной в корне слова и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с безударной гласной в корне (трехсложные слова с двумя безударными гласными ли слова с приставками), а также звонких и глухих согласных. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

Заучивается написание группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарем.

Вводится новая орфограмма – непроизносимые согласные в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных.


В 4 классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными во 2-3 классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.

В связи с изучением частей речи отрабатываются умения писать слова со следующими орфограммами:



1. ь после шипящих в существительных мужского и женского рода.

2. Безударные окончания существительных 1, 2, 3 склонений (кроме существительных на –ие, -ия, -ий, -мя).

3. Безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

4. Безударные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

5. ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа.

6. окончания –о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода.

7. –тся, -ться в глаголах.

8. Не с глаголами.

9. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5 классе основной школы.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык.

Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.

Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у обучающихся чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Обучающиеся наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.

Во 2 классе дается определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки; проводится наблюдение над однокоренными словами; подбор однокоренных слов и выяснение признаков, по которым слова являются однокоренными. Обучающиеся знакомятся с суффиксами:

ок, ик, тель,ушк, юшк, онок, ёнок, ят, ищ,

их значениями, учатся образовывать слова с помощью этих суффиксов.

Знакомятся с группой приставок, сходных по написанию с предлогами:

с, от, за, на, про, по, до и другие.
«Состав слова» – сквозная тема русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

В 3 классе обучающиеся знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Обучающиеся знакомятся с чередованием согласных в корнях слов, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов. Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведется регулярно в течение всего учебного года.


В 4 классе в связи с изучением морфологии обучающиеся наблюдают за словоизменением и словообразованием имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений; разбирают по составу доступные существительные и прилагательные, выделяют окончания и приставки в глаголах, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, тренируются в подборе однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический.

Лексическая работа пронизывает весь курс, регулярно ведется наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных, объясняются и уточняются значения слов (с помощью толкового словаря). Обучающиеся наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антономией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слов.
Четвертый аспект рассмотрения слова – морфологический

Морфология – самый сложный для обучающихся раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления обучающихся, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В период обучения грамоте и во 2 - 3 классах обучающиеся знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы:

1. Кто? Что?

2. Какой? Какая? Какое? Какие?

3. Что делает? Что делал? Что сделал?

Обучающиеся учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, усваивают определение частей речи.

Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, междометия – без введения термина). Так постепенно у обучающихся складывается представление о трех группах слов в русском языке – самостоятельных, служебных и междометиях, об их функциях в речи.

В 4 классе части речи становятся главным предметом изучения. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
Помимо разделов «Слово», «Предложение», «Текст» в предмет русского языка входят разделы «Развитие речи», «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних раздела не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в начальной школе.
Совершенствование каллиграфических навыков осуществляется на каждом уроке русского языка во 2, 3, 4 классах на «минутках чистописания» (5 – 7 минут).

Основные направления работы по развитию речи
1. Количественное и качественное обогащение словаря детей в ход наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

3. Развитие связной устной и письменной речи. Использование свободных диктантов, изложений и сочинений (в том числе по сюжетным картинам) в качестве упражнений для развития связной речи и одновременно в качестве неспециальных орфографических и пунктуационных упражнений.

4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с обучающимися по курсу «Детская риторика» (Т.А. Ладыженская и другие). Сочетание русского языка и риторики дает возможность максимально успешно сформировать функционально грамотную личность.


Отличие данной программы от других действующих в традиционной системе обучения заключается в том, что:

1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2) Предложен путь формирования у обучающихся орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья обучающихся.

3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым обучающиеся учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у обучающихся типа правильной читательской деятельности. Обучающиеся осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

В основе методического аппарата лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у обучающихся умение учиться с высокой степенью самостоятельности.



Основная организационная форма обучения - урок.

Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета
1-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

обозначать мягкость согласных звуков на письме;

определять количество букв и звуков в слове;

писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

ставить пунктуационные знаки конца предложения;

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

находить корень в группе доступных однокоренных слов.


2-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

делить слова на части для переноса;

производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

обращать внимание на особенности употребления слов;

ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.



Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать

других и самому быть понятым.
3–4-й классы
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
3-й класс

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),

- образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).



Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

4-й класс

произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

правильно писать слова с изученными орфограммами;

видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения.Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Планируемые результаты

освоения учебной программы по русскому языку

выпускника начальной школы

В результате изучения курса русского языка обучающиеся начальной школы научатся:



  • осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры,

  • уних начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию,

  • русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка обучающиеся начальной школы получат возможность:



  • реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении,

  • научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников начальной школы будет сформировано:



  • отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;

  • они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета,

  • научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов.

У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге:



  • ориентация на позицию партнера,

  • учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве,

  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции,

  • умение задавать вопросы.


Выпускники начальной школы научатся:

  • осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры,

  • они смогут применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного)при записи собственных и предложенных текстов,

  • овладеют умением проверять написанное.


Выпускники начальной школы получат первоначальные представления о системе и структуре русского языка:

  • познакомятся с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом;

  • в объеме содержания курса научатся находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка у выпускников начальной школы будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.


Содержательная линия «Система языка»

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Пояснительная записка Обоснование выбора программы
1159.24kb.
Пояснительная записка Обоснование выбора программы по предмету «Окружающий мир»
844.08kb.
Пояснительная записка Обоснование выбора программы по математике
814.28kb.
Пояснительная записка Обоснование выбора программы по математике
813.2kb.
Пояснительная записка Стр. 2-8 Обоснование выбора программы
282.78kb.
Пояснительная записка Обоснование выбора программы по риторике Место учебного предмета
556.1kb.
Пояснительная записка Обоснование выбора программы по коми языку Общая характеристика учебного предмета
398.14kb.
Пояснительная записка Обоснование выбора программы по технологии Общая характеристика предмета «Технология»
617.52kb.
Пояснительная записка Обоснование выбора программы по изобразительному искусству Общая характеристика предмета «Изобразительное искусство»
574.27kb.
Пояснительная записка Обоснование выбора программы по литературному чтению Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
954.88kb.
Пояснительная записка Обоснование актуальности программы
546.01kb.
Пояснительная записка 1 Теоретическое обоснование. Принципы и подходы к формированию программы
2338.62kb.