Главная стр 1
скачать
Структура рабочей программы:


  • Пояснительная записка.
  • Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

  • Календарно-тематический план.

  • Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.

  • Инструментарий для отслеживания результатов обучения.

  • Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу.

  • Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

  • Приложение.



Рабочая программа

учебного курса «химия» в 11 классе

(базовый уровень)

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии в старшей школе составлена в соответствии с нормативными документами:



  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12. 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год».

  • Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области « О преподавании учебного предмета «Химии» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году» от 18.07.2011г. № 103/4275.

  • приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.2009 №103/3431 «О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009-2010 учебном году.

  • приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28.06.2010 №103/3073 «О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году;

  • Учебный план ОШИ с ПЛП на 2011-2012 учебный год.
Цели и задачи курса
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

  • к условиям реализации основной образовательной  программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Предметными результатами изучения химии являются:

    1. Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

    2. Осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

    3. Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

    4. Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

    5. Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

    6. Формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Областным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений предусмотрен объем учебной нагрузки, отводимой на изучение регионального компонента содержания образования. Это составляет примерно 10% учебного времени: в основной школе - 7 часов в год в каждом классе; в средней школе - от 3,5 часов (базовый уровень).

Содержание регионального компонента должно быть отражено в календарно-тематическом планировании с учетом соответствующих тем, распределено либо фрагментарно, либо предложено в виде экскурсий или практических работ.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ:

Общая химия

Количественные отношения в химии (газовые законы, уравнение Менделеева-Клапейрона), закон эквивалентов. Электронное строение атома и химическая связь (правило Паули, правила Клечковского, представление об отталкивании электронных облаком и формы молекулы).

Классы неорганических соединений, генетическая связь.

Растворы (молярная и моляльная концентрации, растворимость солей при разной температуре, понятие о кристаллогидратах и расчетные задачи, связанные с данной темой).

Основные закономерности протекания химических реакций (тепловой эффект, правила смещения химического равновесия, расчеты скорости химической реакции и равновесных концентраций).

Закономерности протекания химических реакций в растворах (степень диссоциации, константа диссоциации, гидролиз солей, совместный гидролиз, буферные растворы).

Окислительно-восстановительные реакции (классификация, разные методы расстановки коэффициентов, окислительно-восстановительная способность соединений хрома, марганца, железа, азота, серы, хлора, брома и иода). Электрохимия (электролиз растворов солей, оснований и кислот, закон Фарадея).

Для реализации рабочей программы используется примерная программа по химии (базовый уровень) для общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает освоение федерального компонента государственных образовательных стандартов. Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов (из расчёта 1 час в неделю).

Для обеспечения учебного процесса по курсу «Химия» используется учебник для 10 класса «Химия 10»/ Габриелян О. С., Яшукова А. В. М.: Дрофа, 2009

Амины. Аминокислоты. Азотосодержащие гетероциклические соединения

Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда.

Анилин как представитель ароматических аминов.

Аминокислоты, их строение и свойства. Изомерия аминокислот; а-аминокислоты, их значение и применение. Синтез пептидов, их строение.

Понятие об азотосодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол, пуриновые и пиримидиновые основания.

Белки. Нуклеиновые кислоты

Белки как высокомолекулярные ве­щества. Состав белков. Первичная, вторичная и третичная структуры белков.

Свойства белков. Превращение бел­ков пищи в организме

Успехи в изучении синтеза белков. Роль микробиологической промыш­ленности в выполнении Продоволь­ственной программы.

Состав, строение нуклеиновых ки­слот. Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов
Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе

Общие понятия химии высокомолекулярных соединений, зависимость их свойств от строения. Основные методы синтеза полимеров.

Классификация пластмасс. Термопластические полимеры. Полиэтилен.

Синтетические волокна. Полиэфирные и полиамидные волокна, их строение, свойства, применение и получение.


Обобщение знаний по курсу органической химии

Основные положения теории хими­ческого строения. Виды изомерии. Электронная природа химических связей, строение функциональных групп.

Свойства веществ основных классов органических соединений. Генети­ческая связь органических соединений.
Основы общей химии. Обобщение и углублений знаний. Важнейшие понятия и законы химии

Химический элемент. Вещество

Закон сохранения массы веществ. Закон сохранения энергии
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов

Строение электронных оболочек атомов химических элементов.

Валентность, валентные воз­можности и размеры атомов хими­ческих элементов.

Оксиды, гидроксиды и водородные соединения



Строение вещества

Оксиды, гидроксиды и водородные соединения.

Характеристики химической связи.

Пространственное строение, ве­ществ. Вещества постоянного и пе­ременного состава.

Дисперсные системы
Химические реакции

Сущность классификации химических реакций

Скорость химических реакций. Катализ.

Химическое равновесие. Принцип Ле Шателелье

Гидролиз солей. Гидролиз органических веществ.
Металлы

Общая характеристика металлов.

Металлы главных подгрупп периодической системы Д. И. Менделеева.

Металлы побочных подгрупп периодической системы Д. И. Менделеева.

Свойства оксидов и гидроксидов хрома, железа, меди

Общие способы получения металлов.

Сплавы.

Неметаллы

Химические элементы - неметаллы. Строение и свойства простых веществ – неметаллов.

Водородные соединения неметаллов

Оксиды неметаллов



Распределение часов по темам курса «Химии» 11 класс


Тема

Планирование

Практическая часть




По программе

Календарно-тематическое

Лабораторные

опыты

Практические работы

Контрольные работы

Повторение

2 часа

2 часа







Контрольная работа № 1

«Нулевой срез»



Амины. Аминокислоты. Азотосодержащие гетероциклические соединения

3 часа

3 часа










Белки. Нуклеиновые кислоты

4 часа

4 часа

Л.О.№ 1/16








Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе

3 часа

3 часа




Практическая работа

№ 1/5





Обобщение знаний по курсу органической химии

3 часа

3 часа







Контрольная работа № 2

Основы общей химии. Обобщение и углублений знаний. Важнейшие понятия и законы химии

2 часа

2 часа










Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов

3 часа

3 часа







Контрольная работа № 3

Строение вещества

4 часа

4 часа










Химические реакции

4 часа

4 часа

Л.О.№ 2/17

Л.О № 3/18




Практическая работа № 3

Контрольная работа № 4

Металлы

3 часа

3 часа

Л.О.№ 4/19







Неметаллы

3 часа

3 часа




Практическая работа

№ 2/6


Контрольная работа № 5

Календарно-тематический план



/№

Дата

Тема урока

Основные

понятия

Химический эксперимент

Планируемые результаты обучения

Задание по учебнику





Повторение основных вопросов курса органической химии (2 часа)




1(1)




Строение и свойства углеводородов.
Строение и свойства

кислородсо­держащих

органических веществ. Т.Б.

Вводный инструктаж









Уметь пользоваться приемами система­тизации и обобщения при выяснении во­проса зависимости свойств углеводоро­дов от характера химической связи и строения углеродного скелета.
Уметь пользоваться приемами система­тизации и обобщения при выяснении во­проса зависимости свойств спиртов, аль­дегидов, кислот, сложных эфиров от на­личия функциональных групп.







2(2)




Контрольная работа 1 (нулевой срез)







Отследить результаты качества знаний за 10 класс








Амины. Аминокислоты. Азотосодержащие гетероциклические соединения (3 часа)




1(3)




Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда.
Н.Р.К.

Анилин как представитель ароматических аминов.

Н.Р.К.


Амины, аминогруппа. Взаимное

влияние атомов в молекулах аминов.



Демонстрации взаимодействия анимина с бромной водой и соляной кислотой. Окраска ткани аниминовым красителем.



Знать определение класса аминов, их строение, свойства обусловленные наличием аминогруппы. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекулах аминов и подтверждать объяснения соответствующими

уравнениями химических реакций.


Знать области применения анилина.







2(4)




Аминокислоты, их строение и свойства. Изомерия аминокислот; а- аминокислоты, их значение и применение. Синтез пептидов, их строение.

Аминокислота, пептидная (амидная)

группа пептидная (амидная) связь,

пептиды





Знать строение аминокислот. Уметь подтверждать амфотерные свойства аминокислот уравнениями химических реакций.







3(5)




Понятие об азотосодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол, пуриновые и пиримидиновые основания.

Н.Р.К.


Гетероатом, гетероциклические

соединения.






Знать определение гетероциклических соединений. Уметь объяснять строение и свойства пиридина и пиррола








Белки. Нуклеиновые кислоты (4 часа)




1(6)




Белки как высокомолекулярные ве­щества. Состав белков. Первичная, вторичная и третичная структуры белков.

Н.Р.К.


Полипептиды, первичная, вторичная и третичная структуры белков.




Уметь объяснять строение белков







2(7)




Свойства белков. Превращение бел­ков пищи в организме.

Н.Р.К.


Денатурация белков.

Л.о.№ 1/13 Цветные реакции белков. Демонстрация: Денатуризация белков

Знать свойства белков, гидролиз дена­турацию. Уметь проделать цветные реакции на белки. Иметь представле­ние о превращении белков пищи в организме.







3(8)




Успехи в изучении синтеза белков. Роль микробиологической промыш­ленности в выполнении Продоволь­ственной программы.

Микробиологическая промышлен­ность




Иметь представление о химическом и биологическом синтезе белков, мик­робиологической промышленности Росси.







4(9)




Состав, строение нуклеиновых ки­слот. Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов.

Нуклеотиды, полинуклеотиды, двой­ная спираль.




Уметь объяснять состав, строение нуклеиновых кислот их роль в био­синтезе белков.








Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе (3 часа)




1(10)




Общие понятия химии высокомолекулярных соединений, зависимость их свойств от строения. Основные

методы синтеза полимеров.

Н.Р.К.

Классификация пластмасс. Термопластические полимеры. Полиэтилен.



Н.Р.К.


Мономер, степень полимеризации,

средняя молекулярная масса: аморф-

ное и кристаллическое строение.

Термопластичность, термореактивность.






Знать основные понятия химии высокомолекулярных веществ (мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, линейная, разветвленная и пространственная структуры) влияние строения на свойства полимеров знать сущность реакций.
Знать строение и основные свойства полиэтилена.







2(11)




Синтетические волокна. Полиэфирные и полиамидные волокна, их строение, свойства, применение и

получение.



Химическое волокно, синтетическое

волокно.


Демонстрации:

Образцы синтетических волокон. Получение нитей из капроновой смолы

или смолы лавсана.

Л.о.№ 4/16: Отношение синтетических волокон к

растворам кислот и щелочей.


Иметь представление о строении свойствах, применении и получении лавсана и капрона.







3(12)




Практическое занятие 1/7:

Распознавание пластмасс и химических волокон






Практическое занятие 1/5

Уметь распознавать наиболее распространенные пластмассы и химические волокна.








Обобщение знаний по курсу органической химии (3 часа)
















1(13)




Основные положения теории хими­ческого строения. Виды изомерии. Электронная природа химических связей, строение функциональных групп.







Знать положения теории химического строения веществ, структурную и геометрическую изомерию, важнейшие функциональные группы классов органических веществ, уметь объяснять особенности с-, п- и ароматической связи.







2(14)




Свойства веществ основных классов органических соединений. Генети­ческая связь органических соединений.







Уметь объяснить зависимость свойств органических веществ различных классов на основе строения, иллюст­рировать генетические связи.







3(15)




Контрольная работа №2







Проверить знания по органической химии








Основы общей химии. Обобщение и углублений знаний.

Важнейшие понятия и законы химии (2 часа)
















1(16)




Химический элемент. Вещество

Химический элемент. Вещество




Дать понятие химическому элементу, веществу







2(17)




Закон сохранения массы веществ. Закон сохранения энергии







Обобщить знания об основных законах.








Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

на основе учения о строении атомов (3 часа)
















1(18)




Строение электронных оболочек атомов химических элементов.

Валентность, валентные воз­можности и размеры атомов хими­ческих элементов.



Орбиталь, энергетические уровни и подуровни, спин; s-, p-, d-, f-электроны: порядок заполнения электронами энергетических уров­ней и подуровней; свободная орби­таль, "спаривание электронов" с антипараллельными спинами, "про­вал" электрона; лантаноиды, секти-ноиды. гидроиды, ядерные реакции.

Валентность, атом в возбужденном состоянии, донорно-акцепторный и обменный механизм образования ковалентной связи; не поделенная электронная пара, свободная орби­таль; периодическое изменение ра­диусов атомов химических элемен­тов с возрастанием зарядов их ядер






Знать причины, определяющие энергию электрона: различать понятия "электронное облако" и "орби­таль", "энергетические уровни и подуровни"; ха­рактеризовать S-, р-, d-, f-электроны и соответст­вующие подуровни (формы электронных облаков, число электронов на каждом подуровне), уметь определять максимально возможное число элек­тронов на энергетическом уровне, характеризовать порядок заполнения электронами уровней и поду­ровней в атомах химических элементов с № 1 по № 38, записывать их электронные формулы и графи­ческие схемы: положение химического элемента в периодической системе Д. И. Менделеева, форму­лу и характер свойств его высшего оксида и гидро­оксида по полной электронной формуле и формуле внешнего электронного слоя; уметь обосновать двойственное положение водорода в периодиче­ской системе Д. И. Менделеева, место лантаноидов и сектиноидов.

Знать определение валентности (на базе атомно-молекулярных представлений и на основе теории химических связей); уметь объяснять пятивалентность фосфора и четырехвалентность азота как высшие значения валентностей этих химических элементов, определять валентность элементов при образовании химических элементов, определять валентность элементов при образовании химиче­ской связи по донорно-акцепторному и обменно­му механизму; уметь составлять графические схе­мы строения внешних электронных слоев атомов, иллюстрирующие валентные возможности атомов Р, N, S, О в возбужденном и невозбужденном со­стояниях. Уметь характеризовать изменения ра­диусов атомов химических элементов по группам и периодам периодической системы Д. И. Менделее­ва, объяснять причины этих изменений, их влия­ние на валентность, окислительные и восстанови­тельные свойства атомов.









2(19)




Оксиды, гидроксиды и водородные соединения

Гидриды металлов.




Уметь разъяснять смысл понятий "кислотные свойства", "основные свойства", "амфотерность", уметь экспериментально доказывать наличие таких свойств у предложенного вещества, распознавать характер соединения на основе кислотно-основного взаимодействия.







3(20)




Контрольная работа №3







Проверить уровень усвоения тем 1, 2








Строение вещества (4 час)
















1(21)




Виды и механизмы образования химической связи





Демонстрации: (1-3) таблицы, моде­ли, диафильм "Химическая связь. Строение неорганических веществ", диапозитивы "Кристаллические ре­шетки".

Уметь использовать ряд электроотри­цательности химических элементов для сравнения элементов разных пе­риодов; рассматривать влияние раз­личий в электроотрицателыюсти ато­мов на вид химической связи между ними; объяснить механизм образова­ния донорно-акцепторной ковалентной связи, особенности атома и иона водорода, приводящие к возникнове­нию водородной химической связи; доказывать отсутствие резких границ между различными видами связи.







2(22)




Характеристики химической связи.


Длинна, энергия, направленность, насыщаемость химической связи




Уметь объяснить различие в прочно­сти химической связи в молекулах веществ, зависимость теплового эф­фекта реакции от энергии химической связи (на изученных примерах).







3(23)




Пространственное строение, ве­ществ. Вещества постоянного и пе­ременного состава.

Н.Р.К



Форма молекулы (линейная, угловая, плоская, треугольная, тетраэдриче-ская); вещества постоянного (дальто-ниды) и переменного (бертоселиды) состава.





На изученных примера уметь объяс­нить связь между а) направленностью валентных электроионных облаков в атоме; направленностью химической связи и пространственным строением молекулы;

б) насыщаемость ковалентной хими­ческой связи и валентными возмож­ностями атомов;

в) типом гибридизации электронных облаков в атоме, направленностью химической связи и формой молеку­лы; уметь определять форму молекул
изученных веществ, рассматривать современные представления о веще­ствах постоянного и переменного состава как развитие знаний о веще­стве.








4(24)




Дисперсные системы

Н.Р.К



Дисперсная система, гомогенная и гетерогенная системы, коллоидный раствор; устойчивость дисперсных систем, коагуляция

Растворы окрашенных и неокрашен­ных веществ, эмульсии, супензии, коллоидные растворы, кристалы со­лей; явление Тиидаля, коагуляция коллоида, расслоение эмульсии "и суспензии.

К-ф. «Дисперсные системы»;Диапоз. «Дисперсные системы», «Коллоидное состояние вещества».




Уметь разъяснять смысл понятия «дисперсная система», перечислять виды дисперсных систем (взвеси, коллоидные и истинные растворы), характеризовать их свойства и срав­нивать по структуре (величине частиц дисперсированного веществ) и свой­ствам, объяснять причины большей или меньшей устойчивости; описы­вать причины явления коагуляции коллоидов и значения этого явления; характеризовать роль дисперсных систем в природе и в производствен­ных процессах, значение знания о них для охраны окружающей среды, борьбы с вредными явлениями (ды­мом, смогом).








Химические реакции (4 часа)




1(25)




Сущность классификации химических реакций

Скорость химических реакций. Катализ.

Н.Р.К

Химическое равновесие.



Принцип Ле Шателелье

Закон сохранения энергии,

тепловой эффект химической реакции, теплота образования, теплота сгорания вещества, механизм химической реакции.

Скорость гомогенных реакций, скорость гетерогенных реакций, катализ, активные молекулы,

ингибитор, механизмы катализа.

Смещение химического равновесия, принцип Ле Шателелье.


Реакции экзо- и эндотермические.

К-фильм: "Химические реакции неорганических веществ".

Влияние на скорость химических реакций:

а) концентрации реагирующих веществ;

б) поверхности их соприкосновений;

в) температуры

г) катализатора.

N. о. 2 Влияние на скорость химических реакций:

а) концентрации реагирующих веществ;

б) поверхности их соприкосновения;

в) температуры

г) катализатора.

Диафильмы: "скорость химических реакций", "Катализ и катализаторы,

кинофрагмент", "Механизм действия катализаторов".

Д. 1. Влияние повышения концентрации исходных веществ или продуктов реакции на смещение химического равновесия при взаимодействии хлорида железа (Ш)

с родонитом калия.

2. Влияние температуры на смещение химического равновесия при окислении оксида азота (И) в окись азота (IV) кислородом Кинофрагмент. "Динамический характер химического равновесия", диапозитивы " Химическое равновесие.


Знать признаки классификации химических реакций; иметь объяснить сущность химического превращения, классифицировать предложенные химические реакции, давать характеристику заданной, реакции, объяснять

положительный или отрицательный тепловой эффект химической реакции записывать и комментировать термохимические уравне­ния.


Знать, чем определяется скорость химических реакций; уметь объяснить действие каждого фактора, влияющего на скорость ре-

акции (природы реагирующих веществ, их концентрации, поверхности соприкосновения, температуры, катализатора), описать сущность и механизм катализа, значение применения катализаторов и ингибиторов в практике. Уметь экспериментально подтверждать влияние на скорость химических реакций

концентрации реагирующих веществ, поверхности их соприкосновения, температуры и катализаторов.

Знать определение состояния химического равновесия, формулировку принципа Ле Шателье, уметь разъяснять сущность

химического равновесия как динамического состояния реагирующей системы, на кон-

кретных примерах объяснить способы его смещения, применяя принцип Ле Шателье









2(26)




Гидролиз солей. Гидролиз органических веществ.

Н.Р.К.





Л.0.3. Гидролиз солей.

На изученных примерах уметь объяснять сущность гидролиза солей, записывать краткие и полные формулы, а также молекулярные уравнения реакций гидролиза (1стадия); объяснить изменение среды и образование кислых и основных солей при этом процессе; характеризовать практическое значение гидролиза. Уметь экспериментально подтверждать гидролиз солей слабого основания и сильной кислоты и соли сильного основания и слабой кислоты.







3(27)




Обобщение материала тем 1-3
















4(28)




Контрольная работа №4


















Металлы (3часа)




1(29)




Общая характеристика металлов.
Металлы главных подгрупп периодической системы Д. И. Менделеева.

Металлы побочных подгрупп периодической системы Д. И. Менделеева.






Образцы металлов. Взаимодействие порошкообразного цинка или железа с водно-спиртовым раствором йода. Взаимодействие хлора с медью и сурьмой.
Образцы металлов, оксидов, гидроксидов, солей. Взаимодействие металлов с кислородом, хлором, водой, кислотами; доказательства амфотерности гадроксида алюминия.

Образцы металлов (железа, медь, хром). Взаимодействие железа и меди с кислородом и хлором; железа, меди и хрома с разбавленными солями и серной кислотами; меди с концентрированной и разбавленной кислотой.



Знать положение в периодической системе Д. И. Менделеева химических элементов металлов (s-, р-, d-элементов): уметь характеризовать общие физические и химические свойства металлов, разъяснять их на основе представлений о металлической химической связи и металлической кристаллической решетке; подтверждать уравнениями химических реакций восстановительные свойства металлов, характеризовать состав и свойства гидридов металлов; уметь пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов при решении вопроса о реальности взаимодействия конкретного металла с растворами кислот и солей.







2(30)




Свойства оксидов и гидроксидов хрома, железа, меди.

Н.Р.К.



Пирометалургия. Гидрометаллургия, металлотермия, алюминотермия.

Оксиды и гидроксиды хрома, железа, меди. Получение оксидов меди, гидроксидов хрома, меди. Исследование свойств оксидов и гидроксидов (взаимодействие оксидов меди и железа с растворами кислот; гидроксидов меди, железа (II) и хрома (Ш), кислотных свойств хромовых кислот).

Знать наиболее типичные для хрома, меди и железа степени окисления в оксидах и гидроксидах: тенденцию изменения свойств оксидов и гидроксидов одного химического элемента с повышением степени окисления его атома, уметь рассматривать ее на примере соединения хрома и железа; уметь записывать в молекулярном и кратком ионном виде уравнения реакций подтверждающих кислотно-основные свойства этих свойств.







3(31)




Общие способы получения металлов.

Н.Р.К


Сплавы.

Н.Р.К





Восстановление меди электрическим током, алюминотермия, восстановление меди водородом, углеродом.

Образцы сплавов и изделий из них



Знать общие способы получения металлов (восстановление их водородом, оксидом углерода (И), углеродом, другими металлами, электрическим током), уметь иллюстрировать их примерами. Раскрывать экологические проблемы, связанные с получением и применением металлов в народном хозяйстве, а также пути их решения.
Знать определение сплавов; основные признаки их классификации; Уметь характеризовать виды чугун о в по составу и свойствам, описывать их применение; Приводить примеры легированных сплавов и сплавов цветных металлов, связывая их состав и свойства с применением.








Неметаллы (4 часа)




1(32)




Химические элементы - неметаллы. Строение и свойства простых веществ - неметаллов.

Н.Р.К


Водородные соединения неметаллов
Н.Р.К

Оксиды неметаллов

Н.Р.К





Демон: образцы неметаллов. Модели кристаллических решеток йода, алмаза, графита.

Вытеснение брома и йода из растворов их

солей хлором.

Получение хлороводорода (синтез) и аммиака, растворение их в воде, подтверждение кислотно-основных свойств этих веществ.


Сжигание угля и серы в кислороде, определение химических свойств продуктов сгорания.



Знать положение химических элементов - неметаллов в периодической системе Д. И. Менделеева; уметь характеризовать строение их атомов (в сравнении с атомами металлов), приводить примеры простых веществ -неметаллов молекулярного и не молекулярного строения, характеризовать вид химической связи и тип кристаллической решетки, свойства и применение; этих ве-

ществ.
Уметь составлять формулы водородных соединений неметаллов, на основе знаний о строении их атомов и электроотридательности, кратко описывать химические и физические свойства водородных соединений неметаллов 0 и III периодов (отношение к воде, кислотам, щелочам, окислителям). Выявлять тенденцию изменения их кислотно-основных свойств по периодам а группам периодической системы Д. И. Менделеева, уметь объяснять эту тенденцию.


Знать классификацию оксидов: уметь записывать формулы оксидов химических элементов - неметаллов I-1V периодов периодической системы Д.

И. Менделеева; знать тенденции изучения свойств оксидов неметаллов по периодам и группам:

уметь иллюстрировать ее примерами, записывать молекулярные и краткие ионные уравнения хи-

мических реакций, подтверждающих свойства кислотных оксидов.









2(33)




Решение качественных и расчетных задач.

Н.Р.К

















3(34)




Контрольная работа №5 по темам "Неметаллы" и "Метал
















4(35)




Анализ контрольной работы.

Решение задач

















В течение учебного года возможны коррективы календарно-тематического планирования, связанные с объективными причинами.


Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.

  2. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М: «Дрофа», 2009. – 191, [1] с. : ил.

  3. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя. М.: Блик и К, 2008.

  4. Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 253, [3] с.


Инструментарий для отслеживания результатов обучения

  1. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 399, [1] с.

  2. Репетитор по химии / под ред. А.С. Егорова. – Изд. 30-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 762, [1] с.: ил. – (Абитуриент).

  3. ЕГЭ 2010. Химия. Типовые тестовые задания / Ю.Н. Медведев. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 111, [1] с.

  4. Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С1- С5): учебно – методическое пособие / Под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2010. – 128с. – (Готовимся к ЕГЭ).

  5. Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач. Под редакцией А.А. Кавериной / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010. – 200с.

  6. Единый государственный экзамен 2009. Химия. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 272с.

  7. Химия. ЕГЭ – 2009. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни (А1-А30; В1-В10): учебно – методическое пособие / Под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2008. – 411, [2] с. – (Готовимся к ЕГЭ).

  8. Химия. Подготовка к ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания: учебно – методическое пособие / Под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2008. – 333 с. – (Готовимся к ЕГЭ).

  9. Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с.

  10. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Высш.шк., 1985. – 367 с., ил.

  11. Глинка Н.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979


Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать / понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


Амины. Аминокислоты. Азотосодержащие гетероциклические соединения

Учащиеся должны уметь:



  • составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекулах аминов и подтверждать объяснения соответствующими уравнениями химических реакций.

.

Белки. Нуклеиновые кислоты

Учащиеся должны уметь:



  • объяснять строение белков

  • объяснять состав, строение нуклеиновых кислот их роль в био­синтезе белков


Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе

Учащиеся должны уметь:



  • распознавать наиболее распространенные пластмассы и химические волокна.



Обобщение знаний по курсу органической химии

Учащиеся должны уметь:



  • объяснить зависимость свойств органических веществ различных классов на основе строения, иллюст­рировать генетические связи.



Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов
Учащиеся должны уметь:

  • разъяснять смысл понятий "кислотные свойства", "основные свойства", "амфотерность", уметь экспериментально доказывать наличие таких свойств у предложенного вещества, распознавать характер соединения на основе кислотно-основного взаимодействия.

Строение вещества
Учащиеся должны уметь:

  • использовать ряд электроотри­цательности химических элементов для сравнения элементов разных пе­риодов; рассматривать влияние раз­личий в электроотрицателыюсти ато­мов на вид химической связи между ними; объяснить механизм образова­ния донорно-акцепторной ковалентной связи, особенности атома и иона водорода, приводящие к возникнове­нию водородной химической связи; доказывать отсутствие резких границ между различными видами связи.

  • объяснить различие в прочно­сти химической связи в молекулах веществ, зависимость теплового эф­фекта реакции от энергии химической связи (на изученных примерах).

  • разъяснять смысл понятия «дисперсная система», перечислять виды дисперсных систем (взвеси, коллоидные и истинные растворы), характеризовать их свойства и срав­нивать по структуре (величине частиц дисперсированного веществ) и свой­ствам, объяснять причины большей или меньшей устойчивости; описы­вать причины явления коагуляции коллоидов и значения этого явления; характеризовать роль дисперсных систем в природе и в производствен­ных процессах, значение знания о них для охраны окружающей среды, борьбы с вредными явлениями (ды­мом, смогом).


Химические реакции

Учащиеся должны уметь:



  • называть: вещества   по “тривиальной” и   международной   номенклатуре.

  • определять: характер среды в водных растворах, окислитель, восстановитель.

  • объяснять: зависимость скорости химических реакций и положения химического равновесия от различных факторов.

  • проводить: самостоятельный   поиск   химической   информации   с   использованием   различных   источников.


Металлы
Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать виды чугун о в по составу и свойствам, описывать их применение; Приводить примеры легированных сплавов и сплавов цветных металлов, связывая их состав и свойства с применением.


Неметаллы

Учащиеся должны уметь:



  • Уметь составлять формулы водородных соединений неметаллов, на основе знаний о строении их атомов и электроотридательности, кратко описывать химические и физические свойства водородных соединений неметаллов 0 и III периодов (отношение к воде, кислотам, щелочам, окислителям). Выявлять тенденцию изменения их кислотно-основных свойств по периодам а группам периодической системы Д. И. Менделеева, уметь объяснять эту тенденцию.

.

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.




Название КИМ

Характеристика

1

Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М: «Дрофа», 2009.


В основе УМК принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома  состав вещества  свойства

2

Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа.


Настоящее пособие состоит из текстов контрольных и проверочных работ, соответствующих программе по химии для 11 класса базового уровня О.С. Габриеляна. Оно предназначено для проведения на уроках текущего и итогового контроля по основным темам курса.


Ресурсное обеспечение рабочей программы

1.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна)

(http://school-collection.edu.ru/).


  1. http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».

  2. http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".

4. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»



6. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Календарно-тематический план
454.43kb.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ модулей курса «орк и сэ» «Основы православной культуры»
27.03kb.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»
32.62kb.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
53.07kb.
Обязательный минимум содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы. Английский язык. Произносительная сторона речи
31.31kb.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами
155.44kb.
Пояснительная записка Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ»
337.67kb.
Проект федерального закона n 117605-3
231.47kb.
Проект федерального закона n 117605-3
258.66kb.
Методическое письмо о преподавании права в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
302.07kb.
Методическое письмо о преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
276.12kb.
Пояснительная записка Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ»
159.34kb.