Главная стр 1
скачать




Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………………………………..2

Ожидаемые результаты ……………………………………………………………………………..5

Методика проведения обследования уровня сформированности музыкально-ритмических движений детей …………………………………………………………………………………….6

Критерии освоения детьми старшей группы музыкально-ритмических движений……………7

Критерии освоения детьми подготовительной группы музыкально-ритмических движений…7

Основное содержание программы …………………………………………………………………8

Организация проведения непосредственно образовательной деятельности …………………..10

Методические рекомендации ……………………………………………………………………...11

Учебно - тематический план ………………………………………………………………………12

Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшей группы ………………….12

Календарно-тематическое планирование работы с детьми подготовительной группы………..15

Список используемой литературы………………………………………………………………….19

Пояснительная записка

Вторая половина двадцатого века и настоящее время характеризуется активизацией процесса формирования системы воспитания и развития детей средствами искусства. Среди множества форм художественного воспитания особое место занимает хореография. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется в развитии представления воспитанников о пространстве и умение ориентироваться в нем. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку различные движения. Это дает возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивает способность переживать содержание музыкального образа.

Хореография оказывает коррекционное действие на физическое развитие, создает благоприятную основу для совершенствования таких психических функций как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминания условий выполнения упражнений - быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодий, вызывают у ребенка активность и воображения, координацию и выразительность действий.

Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных, коллективных действий, учатся дисциплинированности, вежливому обращению друг с другом.

Основное назначение программы «Антре» является универсальным - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышают уверенность ребёнка в себе. Совершенствование координации движений способствует повышению коммуникативной активности ребёнка.

Высокая выразительность и эмоциональность непосредственно образовательной деятельности оказывают положительное влияние на психическое самочувствие дошкольников.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет, мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений и имеет художественно-эстетическую направленность.

Программа рассчитана на 34 мероприятия непосредственно образовательной деятельности в год (1 - в неделю), продолжительностью до 30 минут.

Программой предусмотрено проведение:

- тематических компонентов непосредственно образовательной деятельности по танцам -21;

- сюжетных компонентов непосредственно образовательной деятельности по танцам - 10;

- развлечений - 4.

Цель программы: укрепление физического и психического здоровья дошкольников, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности, привитие начальных навыков в искусстве танца и воспитание хореографической культуры.


  1. Развитие музыкальности:

    • развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

    • развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

    • развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

    • развитие музыкальной памяти.

  2. Развитие двигательных качеств и умений:

    • развитие ловкости, точности, координации движений;

    • развитие гибкости и пластичности;

    • воспитание выносливости, развитие силы;

    • формирование правильной осанки, красивой походки;

    • развитие умения ориентироваться в пространстве;

    • обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

  3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

    • развитие творческого воображения и фантазии;

    • развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

  4. Развитие и тренировка психических процессов:

    • развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

    • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;

    • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

  5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

    • воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

    • воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Задачи

1.Обучать танцевальной, игровой, ритмической деятельности детей.

2. Учить воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении, согласовывая движения с характером музыки; определять музыкальные жанры (марш, песня, танец)

3. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре и танце.

4. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма), двигательную активность и координацию движений.

5. Создавать условия для коррекции, роста, развития опорно-двигательного аппарата.

6. Развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ и «свой» танец.

7. Поощрять исполнительское творчество: участие в праздниках, спектаклях, концертах.

8. Воспитывать умение адекватно выражать эмоции, раскрепощаться.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится в 2 раза в год в форме индивидуальной работы, где определяются стартовые возможности детей, а затем в конце года выявляются уровни сформированности знаний, умений и навыков.

В работе с дошкольниками учитываются следующие принципы обучения музыкально- ритмическим движениям:

1. Дидактики. От простого к сложному.

2.Систематичности (непрерывность и регулярность занятий)

3.Комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая.

4.Коммуникативной направленности.

5. Наглядности (безукоризненный показ движений педагогом).

6. Повторности.

7. Индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка).

8.Сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям)

7. Самостоятельности

8. Научности

9. Повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);

10. Сотрудничества.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения музыкально–ритмическим движениям, овладения детьми элементарными двигательными навыками и умениями.



Актуальность

В связи с возрастающей учебной нагрузкой в детском саду, возникла необходимость внедрения программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Антре», направленной на сохранение и укрепление здоровья детей. Актуальность данной программы в том, что, основываясь на синтезе музыки и пластики, она открывает огромные возможности для воспитания души и тела, способствует психологическому раскрепощению ребёнка, самовыражению через движения. Данная программа обусловлена практической значимостью: музыкально–ритмические движения, разученные детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности, могут применяться в повседневной жизни, способствуют дальнейшей мотивации для обучения в танцевально – хореографических студиях.



Проблемность

Проблема раннего обучения заключается в следующем: дошкольный возраст является сензитивным периодом организации процесса обучения музыкально – ритмическим движениям, так как именно в этом возрасте необходимо воспитание в детях «мышечного чувства», которое в свою очередь способствует успешной работе мозга.

Обучение музыкально – ритмическим движениям, является универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

Новизна

Новизна предлагаемой программы состоит в том, что данный материал можно использовать творчески, адаптируя к условиям работы. Программа ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога. В качестве музыкального сопровождения предлагаются целостные произведения в аудио записи или «живом» исполнении, а не отрывки, как это принято в традиционных музыкально- ритмических упражнениях. Целостный музыкальный образ передаётся разнообразными пластическими средствами, требующими свободного владения телом, музыкального слуха, богатого воображения и фантазии.

Программа основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В процессе непосредственно образовательной деятельности используются различные виды музыкально – ритмической деятельности: образно – игровые композиции (инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды, включающие имитационные, пантомимические движения), танцевальные композиции и сюжетные танцы, общеразвивающие по типу детской аэробики, музыкальные игры, этюды.

Методические приемы:

Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.

Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о том, чтобы пронизывать непосредственно образовательную деятельность игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.



Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.

Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.

Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.

Обязательными условиями проведения непосредственной образовательной деятельности являются:



  • соответствие зала и непосредственно образовательной деятельности санитарным нормам и правилам;

  • наличие формы;

  • наполняемость групп не более 10 человек.

В процессе освоения программы дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.

Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:



  • соответствие возрасту;

  • художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

  • моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям («дансантность»);

  • разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.

На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.

Важно, чтобы в процессе непосредственно образовательной деятельности, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей.

Диагностические мероприятия по отслеживанию результатов усвоения программы позволяет проанализировать успехи дошкольников на каждом этапе обучения. Предусматривается проведение стартового и итогового мониторинга обученности воспитанности. Педагогический анализ знаний и умений проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

Ожидаемые результаты:

Должны знать:

- основные виды движений (виды шага в танце: крестный шаг, боковой шаг, боковой приставной шаг, высокий шаг);

-танцевальные движения («большая гармошка», «ножницы», «метелочка», «прямой галоп»)

- четыре позиции рук, шесть позиций ног;

- произведения разного жанра (элементы бальных и современных танцев);

- элементарные музыкальные термины (мелодия, аккомпанемент, регистр);

- элементы плясовых и имитационных движений

К концу года дети должны уметь:

- выразительно, легко и точно выполнять движения под музыку;

-уметь самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности, правильно называть их;

- освоить большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру,

- уметь сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;

- уметь передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;

- уметь описывать музыкальный образ и содержание музыкального произведения.

- строиться в колонну по одному, находить свое место в строю, ходить под музыку, занимать правильное исходное положение;

- ходить свободным, естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;

- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;

- выполнять задания после показа и по словесной инструкции;

- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.


Методика проведения обследования уровня сформированности

музыкально-ритмических движений детей старшей группы

Обследование проводится в ходе непосредственно образовательной деятельности. Основной параметр - проявление активности. Музыкальный руководитель наблюдает за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе данного репертуара).

Цель обследования: выявить уровень музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Музыкально-ритмические движения


  1. Выявить умение и навыки в исполнении музыкально-ритмических движений;

  2. Выявить умение двигаться ритмично.

  3. Выявить способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности.

  4. Выполнять танцевальные движения с предметами.

  5. Умение изменять движения в соответствии с фразами, темпом.

  6. Проявлять танцевальное творчество.

Методика проведения обследования уровня сформированности музыкально-ритмических движений:

  1. Исполнение ритмических попевок.

  2. Исполнение танцевальных движений в кругу (поскоки, прямой галоп, выставление ноги на пятку, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинка).

  3. Исполнение танцевальных движений сольно.

  4. Под звучание 2-х частной музыкальной пьесы самостоятельно выполнять соответствующие движения.

  5. Исполнение танцевальных движений парами в кругу.

  6. Исполнение упражнений с обручами, лентами.



Методика проведения обследования уровня сформированности

музыкально-ритмических движений детей подготовительной группы

Обследование проводится в ходе непосредственно образовательной деятельности. Основной параметр проявление активности. Музыкальный руководитель наблюдает за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе данного репертуара).

Цель обследования: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Музыкально-ритмические движения

1.Выявить умение и навыки в исполнении музыкально-ритмических движений;

2.Выявить умение двигаться ритмично, ускоряя и замедляя темп в соответствии с музыкой.

3.Выявить способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности.

4.Выполнять танцевальные движения с предметами.

5.Умение изменять движения в соответствии с фразами, темпом и режимом.

6.Проявлять танцевальное творчество, уметь импровизировать используя знакомые танцевальные движения

Методика обследования:

1.Исполнение ритмических попевок.

2.Исполнение танцевальных движений в кругу (поскоки, боковой галоп, «ковырялочка»,

«ножницы», «метелочка», «прямой галоп» ).

3.Исполнение танцевальных движений сольно.

4.Под звучание 3-х частной музыкальной пьесы самостоятельно выполнять соответствующие движения.

5.Исполнение танцевальных движений парами, тройками в кругу, перестроения в колонну, шеренгу.

6.Исполнение упражнений с обручами, лентами, мячами.


Протокол обследования уровня музыкального и психомоторного развития ребенка




Фамилия, имя ребенка

Музыкальность

(способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности)



Эмоциональная сфера

Творческие проявления

Внимание

Пластичность, гибкость

Координация движений

Память

1

























2



























Критерии

освоения детьми старшей группы музыкально-ритмических движений

Высокий уровень:

  • движения выражают музыкальный образ.

  • ритмично двигаться под музыку;

  • учить самостоятельно в танцах менять движения;

  • соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки.

Средний уровень:

  • в движениях выражается общий характер музыки, темп.

  • двигаются под музыкальное сопровождение, но невыразительно;

  • выполнять танцевальные движения с предметами, но неуверенно;

  • поочередно менять движения, но не уверенно;

  • не все движения эмоционально окрашены

Низкий уровень:

  • движения не совпадают с темпом.

  • двигается не ритмично;

  • не умеет, не успевает в танцах поочередно менять движения;

  • не эмоционально выполняет движения.

Критерии

освоения детьми подготовительной группы музыкально-ритмических движений
Высокий уровень:

  • движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, образами;

  • качественно и ритмично двигаться под музыку;

  • учить самостоятельно в танцах менять движения;

  • соответствие эмоциональной окраске движений характеру музыки.

Средний уровень:

  • в движениях выражается общий характер музыки, темп: начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда;

  • двигаются под музыкальное сопровождение, но невыразительно;

  • выполнять танцевальные движения с предметами, но неуверенно;

  • поочередно менять движения, но не уверенно;

  • не все движения эмоционально окрашены.

Низкий уровень:

  • движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого;

  • двигается не ритмично;

  • не умеет, не успевает в танцах поочередно менять движения;

Материал в программе расположен по степени нарастающей сложности, что способствует расширению круга знаний и умений воспитанников.



Программа состоит из следующих разделов:

  1. Ритмико–гимнастические упражнения проводятся обычно в начале непосредственно образовательной деятельности, являются организующим моментом. Включают в себя ходьбу под музыку, бег под музыку, отработку танцевальных шагов. Служат для развития, укрепления и коррекции различных групп мышц, исправления физических недостатков, таких как косолапость, шаркающая походка и т.д. В раздел входят упражнения на выработку координации движений, на коррекцию осанки, на пространственную ориентировку, на умение слушать музыку, распознавать ее характер и темп. В этот раздел входят упражнения с предметами – лентами, мячами, обручем и.д. Упражнения и сопровождающие их музыкальные ритмы используются в порядке постепенного усложнения и строятся на чередовании различных музыкальных сигналов, строятся по высоте тона с чередованием темпа. В таких упражнениях дети развивают быстроту реакции, наблюдательность, внимание, способность дифференцировать.

  2. Обучение танцам проводится в середине непосредственно образовательной деятельности, носит не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы, пляски воспитанники знакомятся с их названиями, а также с основными движениями этих танцев. Исполнение народных танцев приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей. Танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их, дети приучаются различать разнохарактерные части музыкального произведения, передавать пластическое их содержание, точно начинать и заканчивать движение.

3. Игры под музыку включают в себя разнообразные движения подражательного характера, раскрывающие содержание музыкального произведения. Сюда же относятся свободные формы движения, самостоятельно выбранные детьми, которые учат детей создавать свой музыкально-двигательный образ. Импровизация дает возможность находить нужное движение под непосредственным воздействием музыки. Здесь важно помочь преодолеть скованность, стеснение и помочь обрести уверенность в своих силах. Со временем дети приобретают способность к сценическому действию под музыку. Это является средством эстетического воспитания и формирования способности активной творческой деятельности.
Основное содержание программы


  1. Развитие музыкальности:

  • воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;

  • обогащение слушательного опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;

  • развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;

  • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3 частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;

  • развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня – танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

  1. Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Основные:

  • Ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;

  • Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;

  • Прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.;

общеразвивающие упражнения – на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;

имитационные движения – различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», в «воздухе» и т.д.);

плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асиметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

  1. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).

  2. Развитие творческих способностей:

  • развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;

  • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;

  • развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

  1. Развитие и тренировка психических процессов:

  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;

  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);

  • развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде», «Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной» и др.

  1. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);

  • воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-компонента непосредственно образовательной деятельности с младшими детьми;

  • воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время компоненты непосредственно образовательной деятельности (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр – например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);

  • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчики уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.


Средства обучения:

  1. Музыкальный центр.

  2. Аудиозаписи по программе «Ритмическая мозаика».

  3. Диски «Детские песни» (4 выпуска).

  4. Диск «Избранное» (музыка русских композиторов).

  5. Диски «Аэробика» (2 выпуска).

  6. Компьютер

  7. DVD записи



5. Организация проведения непосредственно образовательной деятельности

Дети организованно под музыку входят в зал, используя различные виды танцевального шага, перемещаясь по кругу.

Строятся в колонны по 4 человека или в «шахматном порядке» ориентируясь, чтобы не мешать друг другу. Проверяется равнение в колоннах и шеренгах, правильность осанки детей. Непосредственно образовательная деятельность состоит из трех частей. В первой части (разминка) ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части непосредственно образовательной деятельности. В содержание разминки входят упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию движений.

Во второй (основной) части непосредственно образовательной деятельности дети обучаются новым движениям, элементам, закрепляют старые. Постепенно изученные движения объединяются в танец.

В третьей (заключительной) части непосредственно образовательной деятельности решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к другим видам деятельности, проводятся игровые танцы под знакомую детям музыку. Выполнение простых танцевальных движений в игровой форме расширяет двигательные навыки детей, приучает их координировать свои движения согласно музыке, создает дополнительный положительный фон и настрой. Помимо игровых танцев проводятся танцевально-театральные игры, позволяющие активизировать действия детей, развивать их внимание, артистизм.

Заканчиваются непосредственно образовательная деятельность подведением итога стараний детей.


6. Методические рекомендации

Мероприятия по ритмике необходимо проводить в музыкальном зале, оборудованном зеркалами.

Во время непосредственно образовательной деятельности педагогу следует периодически менять направление движения детей, с тем, чтобы, поворачиваясь то лицом, то спиной к зеркалу, они научились контролировать себя через ощущение.

Следует, как можно чаще менять построение детей в зале, менять в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети. В противном случае, дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно.

Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное объяснение может привести к потере внимания. Ограничиваться только практическим показом нельзя, в этом случае дети воспринимают материал подражательно, неосознанно.

Для приобретения детьми навыков в системе классического танца и их закрепления требуется определенная повторяемость и последовательность. Исходя из этого, непосредственно образовательную деятельность надо составлять так, чтобы объем мышц нарастал пропорционально, не деформируя контуры ног и тела. Повторяемость движений должна быть умеренной и не слишком однообразной. Не следует требовать полной выворотности ног от детей дошкольного возраста, если только она не является природной особенностью ребенка.

В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям, учитывая их возрастные особенности, творческие наклонности и физические данные, степень восприятия и усвоения материала.

Овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться положительным эмоциональным настроем. В процессе непосредственно образовательной деятельности можно использовать стихотворения, сказочные сюжеты, скороговорки, считалки. Это обогатит образную речь детей, разнообразит эмоциональный фон общения.



В работе с детьми дошкольного возраста важно «не стремиться к высоким исполнительским достижениям, как самоцели, а использовать навыки, знания и умения, полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности по ритмике для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка в атмосфере доброжелательности, любви и уважения к своим воспитанникам и профессиональному делу».

2.Учебно-тематический план


п/п

Тема

Количество компонентов непосредственно образовательной деятельности

В том числе практических

I год обучения







1.

Ее величество – музыка

2

2

2.

Играя, танцуем

3

3

3.

Игровой стретчинг

6

6

4.

Азбука танца

10

10

5.

Рисунок танца

6

6

6.

Танцевальная мозаика

7

7

Итого:

34

34

II год обучения







1.

Волшебное знакомство

1

1

2.

Ее величество – музыка

2

2

3.

Игровой стретчинг

3

3

4.

Веселая разминка

2

2

5.

Азбука танца

6

6

6.

Рисунок танца

6

6

7.

Русский танец

5

5

8.

Бальный танец

4

4

9.

Танцевальные этюды и танцы

5

5

Итого:

34

34

Календарно-тематическое планирование работы для детей старшей группы



ТЕМА «Ее величество Музыка!»

(Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями)

Задачи:


  1. Воспитывать у детей умение слушать музыку.

  2. Учить воспринимать и оценивать музыку.

  3. Развивать умение организовать свои действия под музыку.

Содержание:

  1. Характер музыкального произведения.

  • Слушая музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная).

  • Творческое задание: импровизация под заданные мелодии: веселую и грустную.

  • Создание заданного образа: кукла новая, кукла заболела; воробей весело перелетает с ветки на ветку, раненый воробей.

  • Игра «Жуки и бабочки».

  1. Темпы музыкальных произведений (быстрый, медленный, умеренный).

  • Слушая музыку, определить ее темп (устно).

  • Игра «Зайцы и охотник».

  • Творческое задание: изобразить черепаху, мышку.

  • Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами.

  1. Динамические оттенки (громко, тихо, умеренно).

  • Слушая музыку, определить динамические оттенки (устно).

  • Творческое задание: изобразить хлопками дождь стучит по крышам (громко); дождь моросит (тихо).

  • Игра «Тихо и громко».

  1. Ритмический рисунок.

  • Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка.

  • Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам.

  1. Строение музыкального произведения (вступление, часть).

  • Учить детей менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.

  • Игра «Ку-чи-чи».

  • На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно начинать движение после вступления.


ТЕМА «Играя, танцуем» (Комплекс упражнений игровой ритмики)

Задачи:


  1. Развивать внимание.

  2. Развивать координацию движений.

  3. Развивать зрительную и слуховую память.

  4. Подготовить детей к исполнению более сложных элементов.

Содержание:

  1. Комплекс игровой ритмики «Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных чудес».

  2. Движения рук («Путаница», «Догонялочки», «Жадина»).

  3. Игра «Зверушки – навострите ушки».

  4. Игры на внимание «Учительница», «Сделай этак, сделай так», «Вправо – влево».


ТЕМА «Игровой стретчинг»

Задачи:


  1. Развивать и тренировать суставно-связочный аппарат.

  2. Улучшать эластичность мышц и связок.

  3. Развивать ловкость, силу, апломб (устойчивость), вестибулярный аппарат.

Содержание:

  1. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Кошечка», «Качели», «Кораблик», «Кузнечик».

  2. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед: «Книжка», «Горка», «Страус», «Черепаха», «Веточка».

  3. Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Морская звезда», «Месяц», «Маятник», «Орешек», «Лисичка».

  4. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бабочка», «Елочка», «Жучок», «Зайчик», «Велосипед».

  5. Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Лошадка», « Гусеница».

  6. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Пчелка», «Мельница».

  7. Упражнения на упражнения для тренировки равновесия: «Аист», «Цапля», «Петушок», «Ласточка».

  8. Дополнительные упражнения: «Березка», «Гребцы».


ТЕМА «Азбука танца»

Задачи:


  1. Развивать мускулатуру ног, рук, спины.

  2. Формировать правильную осанку и координацию движений.

  3. Подготовить детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев.

Содержание:

  1. Шаги:

  • бытовой,

  • танцевальный легкий шаг с носка,

  • на полупальцах,

  • легкий бег,

  • шаг с подскоком,

  • боковой подскок – галоп,

  • бег легкий с оттягиванием носков;

  1. Постановка корпуса

  2. Позиции ног: I-я, VI-я

  3. Подготовка к изучению позиций рук

  • этюд «Воздушный шар»

  1. Танцевальные положения рук:

  • на поясе,

  • за юбочку,

  • за спиной,

  • на поясе в кулачках.

  1. Полуприсядания (demie plie) по VI позиции, I позиции

  2. Выдвижение ноги ( battement - tendu):

  • вперед по VI позиции,

  • в сторону по I позиции.

  1. Подъем на полупальцы (releve) по VI позиции

  2. То же в сочетании с п/присяданиями

  3. Прыжки (allegro) saute по VI позиции



ТЕМА «Рисунок танца»

Задачи:


  1. Учить детей ориентироваться в пространстве.

  2. Учить детей держать равнение в рисунке и соблюдать интервалы.

Содержание:

  1. Рисунок танца «Круг»:

  • движения по линии танца. Игра «Часы»;

  • движение в круг, из круга. Игра «Надувала кошка шар».

  1. Рисунок танца «Линия».

  2. Рисунок танца «Колонна».

  3. Рисунок танца «Змейка»:

  • Игра «Змейка»;

  • Танец «Мышиная история» (выход на танец «змейкой»).

  1. Рисунок танца «Спираль»

  • Игра «Клубочек».

  1. Свободное размещение в зале.

  • Игра «Горошины».


ТЕМА «Танцевальная мозаика» (Этюды и танцы)

Задачи:


  1. Научить детей двигаться в соответствии с музыкой.

  2. Развивать память, актерское мастерство.

  3. Готовить к концертной деятельности.

Календарно-тематическое планирование работы

для детей подготовительной группы



ТЕМА «Волшебное знакомство» (Введение)

Задачи:


  1. Познакомить детей с историей рождения танца, жанрами танцевального искусства.

  2. Рассказать о пользе занятий танцами.


ТЕМА «Ее величество Музыка»

Задачи:


  1. Закрепить знания, навыки, полученные на первом году обучения.

  2. Уметь анализировать музыкальное произведение, двигаться в соответствии с музыкой.

Содержание:

  1. Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер, динамика, ритмический рисунок, строение).

  2. Умение выделять сильные и слабые доли на слух (хлопками, взмахом платочка).

  3. Такт.

  • Творческая задача: поочередное вступление (каноном) на 2/4, 3/4, 4/4. Дети начинают делать движение по очереди на каждый следующий такт.

  • Игра: «Вопрос – ответ», «Эхо».

  1. Музыкальный жанр.

  • Полька, марш, вальс, полонез, галоп (устно определить жанр)

  • Игра: «Марш – полька – вальс»


ТЕМА «Игровой стретчинг» (партерная гимнастика)

Задачи:


  1. Подготовить двигательный аппарат к сценическим сложностям.

  2. Развивать природные данные детей.

  3. Формировать правильную осанку.

  4. Укреплять физическое и психическое здоровье.

Содержание:

  1. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Кобра», «Колечко», «Ящерица», «Мостик», «Лодка», «Собачка», «Рыбка».

  2. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклонов вперед: «Носорог», «Ежик», «Чайка», «Слон», «Улитка», «Ванька-встанька».

  3. Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Муравей», «Стрекоза», «Тростинка», «Флюгер», «Часики».

  4. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Рак», «Павлин», «Бег», «Паровозик», «Паучок», «Лягушка», «Таракан».

  5. Упражнения на Укрепление и развитие стоп: «Ходьба», «Лягушонок», Медвежонок».

  6. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Замочек», «Самолет», «Дощечка», «Пловцы».

  7. Упражнения для тренировки равновесия: «Орел», «Крыло».


ТЕМА «Веселая разминка»

Задачи:


  1. Развивать внимание, память, координацию движений.

  2. Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных элементов.

Содержание:

  1. Комплекс движений разминки.

  2. Танцевальный этюд на современном материале.


ТЕМА «Азбука классического танца»

Задачи:


  1. Развивать мускулатуру ног, рук, спины.

  2. Формировать правильную осанку и координацию движений.

  3. Подготовить детей к изучению более сложных элементов.

Содержание:

  1. Шаги:

  • танцевальный шаг с носка,

  • марш,

  • на полупальцах,

  • подскоки,

  • галоп,

  • шаг польки.

  1. Бег:

  • мелкий на полупальцах,

  • с высоко поднятыми коленями,

  • с откидыванием ног назад.

  1. Экзерсис у станка:

  • постановка корпуса (ноги в свободном положении);

  • понятия рабочая нога и опорная нога;

  • позиции ног (I-я, II-я, III-я, при относительной выворотности ног);

  • постановка корпуса в I – II – III позиции;

  • demi - plie в I – II – III позиции;

  • battement tendu во всех направлениях (I-я позиция);

  • releve на полупальцы (в невыворотных позициях);

  • перегиб корпуса вперед и в сторону.

  1. Экзерсис на середине зала:

  • точки зала (по методике А.Я.Вагановой);

  • положение en face;

  • позиции рук: подготовительная, I-я, II-я, III-я;

  • перевод рук из позиции в позицию (рort de bras – I форма);

  • повороты головы на 1/2; 1/4.

  1. Allegro (у станка):

  • temps leve sauté (лицом к палке, по мере усвоения – без опоры) – I позиция.



ТЕМА "Рисунок танца"

Задачи:


  1. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве.

  2. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах.

  3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы.

Содержание:

  1. Движение по линии танца.

  2. Рисунок танца "Круг" (рассказ из истории):

  • замкнутый круг;

  • раскрытый круг (полукруг);

  • круг в круге;

  • сплетенный круг (корзиночка);

  • лицом в круг, лицом из круга;

  • круг парами.

Научить перестраиваться из одного вида в другой.

  1. Рисунок танца «Колонна», «Линия»:

  • перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний план, передний план);

  • перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).

  1. Понятие «Диагональ»:

  • перестроение из круга в диагональ;

  • перестроение из маленьких кружков в диагональ (самостоятельно
    указав ведущих).

  1. Рисунок танца «Спираль».

  • Игра «Клубок ниток».

  1. Рисунок танца «Змейка»:

  • горизонтальная;

  • вертикальная.

Перестроение из «круга» в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего).

  1. Рисунок танца «Воротца»: Русский танец «Воротца».

  2. Игра – танец «Бесконечный».


ТЕМА «Русский танец»

Задачи:


  1. Познакомить детей с историей русского танца, его особенностями, формами.

  2. Рассказать об отличительных особенностях характера, манер исполнения.

  3. Научить основам русского танца.

Содержание:

  1. Введение в предмет «Русский танец»;

  2. Постановка корпуса;

  3. Изучение основ русского народного танца:

  • работа рук в русском танце;

  • навыки работы с платочком;

  • русский поклон;

  • развитие подвижности стоп на основе элементов «елочка»,
    «гармошка», ковырялочка;

  • ходы:

  • простой, на полупальцах,

  • боковой, приставной,

  • боковой ход «припадание» по VI позиции,

  • беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад.

  • подготовка к «дробям»:

  • притопы,

  • удары полупальцами,

  • удары каблуком;

  • хлопки и хлопушки для мальчиков:

  • одинарные по бедру и голенищу.




  1. Экзерсис у станка (лицом к палке):

  • demi-plie (плавное) по невыворотным позициям,

  • battement tendu с переходом ноги с носка на каблук,

  • каблучные упражнения – вынесение рабочей ноги на каблук во все направления.


ТЕМА «Бальный танец»

Задачи:


  1. Познакомить детей с историей бального танца.

  2. Научить основам танца «Полька».

  3. Разучить основные элементы танца «Вальс».

Содержание:

  1. Введение в предмет

  2. Изучение основ танца «Полька»:

  • подскоки, шаг польки, галоп;

  • комбинирование изученных элементов;

  • положения в паре:

  • «лодочка»,

  • руки «крест- накрест»,

  • мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки мальчику на плечи.

  1. Изучение основ танца «Вальс»:

  • основные элементы:

  • «качели»,

  • «квадрат»,

  • «ромб»,

  • «вальсовая дорожка»,

  • «перемена»;

  • работа в паре:

  • положение рук в паре,

  • «ромб» в паре,

  • вращение «звездочка»;

  • простые танцевальные комбинации.


ТЕМА «Танцевальные этюды и танцы»

Задачи:


  1. Научить детей самостоятельно двигаться под музыку.

  2. Подготовить к показательным выступлениям.

Список используемой литературы:


  1. Базарова Н.П. Азбука классического танца.- Л.- М., 1994.

  2. Барышникова Т.В. Азбука хореографии.- Москва 1999.

  3. Берндштейн В.М. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. - М., 2005.

  4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. - Санкт – Петербург, 2000.

  5. Буренина А.И.Танцевальная палитра. Музыкальная палитра. - Санкт-Петербург 2002.

  6. Буренина А.И. Танцы-игры для детей. - Санкт – Петербург, 2000.

  7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка.- М.: Просвещение, 1997.

  8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.- М., Просвещение 1995.

  9. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.,1986.

  10. Далькроз Э.Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства.- СПб – 1922.

  11. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. - М.: Просвещения, 1999.

  12. Зарецкая Н.В. Танцы для детей. – Москва, 2005.

  13. Ильина Г.А. Особенности музыкального ритма у детей. - М.,2000.

14. Каплунова И.Н., Новосельцева И.А. Топ-топ, каблучок. - М., 2002.

15. Каплунова И.Н., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм.- Санкт-Петербург, 2002.

16. Климов А. А. Основы русского народного танца.- М. : Изд-во МГИК, 1994.

17. Костровицкая В.С. Сто уроков классического танца.- Л., 2001.

18. Лифщ И.В. Ритмика. -М.,1999.

19. Лопухов А.В., Ширяев А. В. Основы характерного танца.- М. – Л.,2000.

20. Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1: Психология музыкальных способностей.- М., 1985.

21. Фильденкрайз М. Осознавание через движение.- М.,1994.

22. Фарфель В.С. Развитие движений у детей школьного возраста.- М.,1994.

23. Шевченко Ю. С Музыкотерапия детей и подростков.- М.,1995.

24. Халфина С.С. Классический танец. -1998.

25. Яхинский С. М. Музыка и движения. - М., 2000.





скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка ожидаемые результаты
348.96kb.
Пояснительная записка 2 Цели и задачи 4 Ожидаемые результаты: 4 Оценка результативности деятельности 5
330.07kb.
Пояснительная записка. Цели и задачи программы. Ожидаемые результаты. Пути решения
201.6kb.
Пояснительная записка ожидаемые результаты и способы определения результативности
612.35kb.
4. Календарно-тематическое планирование Ожидаемые результаты изучения курса
52.19kb.
Пояснительная записка 2-4 раздел планируемые результаты освоения
3789.92kb.
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися ооп планируемые результаты Система оценки личностных, метапредметных и предметных результатов Содержательный раздел
2267.02kb.
1. Пояснительная записка (4 классы – фк гос )
310.42kb.
1. Целевой раздел пояснительная записка планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
3144.12kb.
I. Пояснительная записка >II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
1296.35kb.
Пояснительная записка Обоснование выбора программы
1159.24kb.
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися
3389.28kb.