скачать
Пояснительная записка
Программа предметного кружка
«Юный журналист» предлагается учащимся 7-11 классов. Она направлена на углубление и расширение знаний, умений и навыков по русскому языку. Программа ориентирует учащихся на выбор профиля обучения, предусматривает знакомство с профессией журналиста. Программа разработана по Учебно- методическому комплексу Л.И.Сухарева «Журналистика и русский язык». Изд. Айрис Пресс, М., 2007. Программа кружка «Юный журналист» адаптирована в соответствии с интересами учащихся, увеличено количество часов на практические занятия по развитию речи, что позволит систематически обогащать словарный запас ребят.
Курс кружка рассчитан на 68 часов.
Основная цель предметного кружка- формирование мотивации к выбору класса гуманитарного (филологического) профиля, профессиональная ориентация и ознакомление с особенностями журналистских произведений.
Задачи:
-
углубление знаний по стилистике, а также жанров и особенностей текстов публицистического стиля.
-
формирование умения работать с публицистическими текстами, приобретение учащимися способности анализировать публицистические тексты.
-
ознакомление с основными требованиями к написанию текстов публицистического стиля и формирование навыков составления текстов разных жанров, развитие творческого потенциала учащихся.
-
развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации.
-
формирование профессионально- ориентированных умений, которые помогут в выборе профессии.
Предлагаемый курс ориентирован на углубление знаний раздела «Стилистика». В основу положена работа с текстами публицистического стиля (из периодических изданий).
Составным элементом каждого занятия является работа по обогащению активного словарного запаса учащихся (расширение лексикона и работа по орфоэпии). Вопросы и задания разработаны в соответствии с программой развития речи и с требованиями, предъявляемыми на ЕГЭ. Форма занятий- групповая и индивидуальная.
В ходе изучения данного курса учащиеся должны достигнуть следующие результаты:
-
определить свои способности и возможности в выборе профиля обучения.
-
Повысить уровень общих и специальных знаний, умений и навыков по русскому языку.
-
Понимать важную роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в огромной массе периодических изданий, отличать качественный текст от непрофессионального.
-
Знать основные жанры журналистских текстов и их особенности.
-
Уметь анализировать журналистские тексты.
-
Уметь анализировать речевые средства, использованные в публицистическом тексте.
-
Уметь выполнять творческие работы разных жанров.
Календарно-тематическое планирование кружка
«Юный журналист»
(68 ч = 2 ч/н)
п/п
|
Темы занятий
|
Кол-во часов
|
Дата провед.
|
Примечание
|
1.
|
Вводное занятие. Как сердцу высказать себя?
|
1
|
|
Сост.
Резюме по плану
|
2.
|
Журналистика – наука «открывать красоты» слова. Журналистика как сфера человеческой деятельности.
|
1
|
|
Темы и колонки
|
3.
|
СМИ- целый мир.
|
1
|
|
Лекция
|
4.
|
Психология журналистского труда.
|
1
|
|
Индив задания
|
5.
|
Из истории журналистики.
|
1
|
|
Раб со словом
|
6.
|
Написание статьи на День учителя. Интернет- издания.
|
1
|
|
Набросок
своего
титул листа
|
7.
|
Характеристика публицистического стиля речи. Компьютерная графика. Оформительское искусство.
|
1
|
|
Практикум
по аналогии
|
8.
|
Особенности публицистического стиля.
Компьютерное редактирование.
|
1
|
|
Подг. свою
страничку
в комп варианте
|
9
|
Жанры публицистики. «Вёрстка» - навыки работы с текстом.
|
1
|
|
Индив задания
|
10.
|
Строение и языковые особенности.
|
1
|
|
|
11.
|
Репортаж. Специфика газетных жанров.
|
1
|
|
|
12.
|
Репортаж Зиновия Паперного.
|
1
|
|
|
13.
|
Репортаж о школьной перемене.
|
1
|
|
|
14.
|
Практическая работа «Репортаж с улыбкой».
|
1
|
|
|
15.
|
Сочинение «Репортаж из родного села».
|
1
|
|
Работа
с интервью
|
16.
|
Сочинение.
|
1
|
|
|
17.
|
Подготовка материала по литературной композиции ко Дню района.
|
1
|
|
|
18.
|
Написание статьи.
|
1
|
|
|
19-20.
|
Информационный блок. «Умом Россию не понять…».
|
2
|
|
Отредакти-
ровать
материалы
номера
|
21.
|
Заголовок в современных газетных и журнальных текстах.
|
1
|
|
|
22-23.
|
Лабораторная работа «Узнай жанр».
Язык СМИ. Разговорная лексика.
|
2
|
|
|
24-25.
|
Аннотации, их разновидности (умение сжато излагать содержание).
|
2
|
|
Работа с
текстами
|
26-27.
|
Отзыв – заметка дискуссионного характера.
|
2
|
|
|
28.
|
Практикум. «Составь заметку полемического плана».
|
1
|
|
|
29-30.
|
Особенности портретного очерка как одного из газетных жанров.
|
2
|
|
Составить
очерк
|
31.
|
Компьютерное редактирование.
|
1
|
|
|
32-33.
|
Особенности рассуждений проблемного характера.
|
2
|
|
Индив задания
|
34-35.
|
Заметка. Аннотация.
Рецензия.
|
2
|
|
|
36-37.
|
Корреспонденция.
Комментарий.
|
2
|
|
|
38.
|
Особенности путевых заметок как одной из разновидностей газетных жанров. Навыки стенографии.
|
1
|
|
Стенография
текста
|
39-40.
|
Практикум. Газетные статейки. Редактирование.
|
2
|
|
Составление
плана
|
41.
|
Композиционные особенности рассказов.
|
1
|
|
|
42-43.
|
Экспрессивные (выразительные) средства языка (средства эмоциональной выразительности публицистического стиля речи).
|
2
|
|
Материалы
для
приложения
|
44-45.
|
Записные книжки как форма литературных заготовок.
|
2
|
|
|
46-47..
|
Особенности фельетона как одного из разновидностей газетных жанров.
|
2
|
|
|
48-49.
|
Сатира и юмор на страницах периодической печати.
|
2
|
|
Подоб матер
|
50-51.
|
Интервью как разновидность газетных жанров.
|
2
|
|
Взять интервью.
|
52-54.
|
Строение и языковые особенности. Экология речи. Речевой этикет. Речь СМИ. Предварительная защита проектов.
|
3
|
|
«раскладка»
|
55-56.
|
Лексические особенности публицистического стиля речи.
|
2
|
|
|
57-58.
|
Синтаксические особенности публицистического стиля речи.
|
2
|
|
|
59-60..
|
Творческая лаборатория «Чудное мгновение» (как написать сочинение).
|
2
|
|
|
61-62.
|
Эссе «Самая большая ценность народа».
|
2
|
|
|
63-64.
|
Тесты. Анкетирование. Цитирование.
|
2
|
|
|
65-67.
|
Контрольная работа. Защита проектов.
|
3
|
|
|
68.
|
Подведение итогов за год.
|
1
|
|
|
|
|
68.
|
|
|
скачать