Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, примерной программой по биологии, программой основного общего образования по биологии ( авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова Сборник нормативных документов. Биология. М.: «Дрофа», 2006г)



Главной целью изучения курса биологии в 9 классе является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории

Цели обучения биологии в 9 классе:

 овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

 воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

 использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:



приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности;

освоение следующих общепредметных компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, в частности это вопрос о роли науки и религии в жизни человека. Общекультурное содержание курса «Введение в общую биологию и экологию» включает в себя основы биологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающихся фундаментальными достижениями человечества; фундаментальные проблемы в области биологии, решаемые человечеством, основные ценностные установки, необходимые для их разрешения.

3 Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

В рамках данной компетенции выделяются следующие у м е н и я и н а в ы к и, определяемые стандартами:

3.1 Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.

3.2 Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

3.3 Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

3.4 Самостоятельное на основе опорной схемы формулирование определений основных понятий курса биологии.

3.5 Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

3.6 Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).

3.7 Определение структуры и характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого. Разделение процессов на этапы, звенья.

4 Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются у м е н и я самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает н а в ы к и деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире:

4.1 Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов. моделей, коллекций, учебных электронных изданий.

4.2 Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.

4.3 Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

4.4 Умение готовить и делать сообщения.

4.5 Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ-ресурсами для поиска учебной информации.

4.6 Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

5 Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

В рамках данной компетенции выделяются следующие у м е н и я и н а в ы к и, определяемые стандартами:

5.1 Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

5.2 Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).

5.3 Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

5.4 Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

5.5 Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7 Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

7.1 Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

7.2 Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

7.3 Соблюдение норм поведения в окружающей среде.

7.4 Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

7.5 Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Согласно годовому календарному графику, учебному плану и расписанию уроков рабочая программа составлена на 100 часов, из расчета 3 часа в неделю.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:

• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;



• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.





Тема урока

Элементы содержания

Планируемый результат

Практикум

Дата

прогр

факт

Ведение. Биология в системе наук 3 ч

Содержание

Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущнос

ти жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.



Кодификатор

Биология как наука, методы исследования, связи с другими науками, ее достижения. Признаки живого.

Характеристика учебной деятельности

Определяют понятия, формируемые ходе изучения темы: «биология»«микология», «бриология», «альгология»,палеоботаника», «генетика»«биофизика», «биохимия», «радиобиология», «космическая биология». Характеризуют биологию как науку о живой природе. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Приводят примеры профессий, связанных с биологией. Беседуют с окружающими (родственниками,знакомыми, сверстниками) о профессиях, связанных с биологией. Готовят

презентации о профессиях, связанных с биологией, используя компьютерные технологии. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раздражимость», «размножение», «наследственность», «изменчивость»,«развитие», «уровни организации живого». Дают характеристику основных свойств живого. Объясняют причины затруднений, связанных с определением понятия «жизнь». Приводят примеры биологических систем разного уровня организации. Сравнивают свойства,проявляющиеся у объектов живой и

неживой природы


Материально-техническое обеспечение

Таблицы, рисунки, фотографии

Таблицы «Условия прорастания семян», «Фотосинтез», схемы



1

Биология – наука о жизни

Базисный уровень:

знать уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Приводить примеры



Продвинутый уровень:

иметь представление о том, что современная биология – комплексная наука. Знать о роли биотехнологии



Репродуктивный:

давать определение терминам; перечислять царства живой природы; дифференцированные и интегрированные биологические науки; уровни организации живой материи



Продуктивный:

характеризовать уров-ни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Доказывать, что современная биология – комплексная наука. Характеризовать роль биотехнологии, приводить примеры



Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками»..







2

Методы исследования в биологии

Базисный уровень:

Знать методы изучения живой природы. Приводить примеры



Продвинутый уровень:

иметь представление об основных этапах научного исследования. Знать основополагающий принцип в науке. Сравнивать понятия «гипотеза» и «теория»



Репродуктивный:

называть методы изучения живой природы



Продуктивный:

характеризовать методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, исторический метод; основные этапы научного исследования. Характеризовать основополагающий принцип в науке. Проводить сравнение гипотезы и закона или теории












3

Сущность жизни и свойства живого

Базисный уровень:

знать современные научные представления о сущности жизни; общие признаки (свойства) живого организма



Продвинутый уровень:

приводить примеры решения важнейших практических задач в жизни человека с помощью биологических наук. Иметь представление об отличительных признаках живого и неживого, приводить примеры



Репродуктивный:

называть общие признаки (свойства) живого организма



Продуктивный:

характеризовать свойства живого организма (на конкретных примерах); проводить сравнение живой и неживой материи, приводить примеры












Молекулярный уровень 13 ч

Содержание

Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.

Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Группы органических соединений: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Биологические катализаторы.

Вирусы.


Кодификатор

Химическая организация клетки. Строение и функции белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и др. неорганических веществ. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства.

Характеристика учебной деятельности

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «органические вещества», «белки», «нуклеиновые кислоты», углеводы», «жиры (липиды)», «биополимеры», «мономеры». Характеризуют молекулярный уровень организации живого. Описывают особенности строения органических веществ как биополимеров. Объясняют причины изучения свойств органических веществ именно в составе клетки; разнообразия свойств биополимеров, входящих в состав живых организмов. Анализируют текст учебника с целью самостоятельного выявления биологических закономерностей. Дают характеристику состава и строения молекул белков, углеводов, жиров, нуклеиновых кислот. Устанавливают причинно_следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями

на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры.и биологической роли. Составляют план параграфа учебника. Решают биологические задачи (на математический расчёт; на применение принципа комплементарности)



Материально-техническое обеспечение

Рисунки на страницах учебника

Таблица, модель белка, рисунки и схемы на страницах учебника

Таблица, рисунки на страницах учебника, модель ДНК


1

Молекулярный уровень: общая характеристика

Базисный уровень:

называть элементы, преобладающие в составе живых организмов, перечислять их свойства и значение



Продвинутый уровень:

обосновывать процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне



Репродуктивный:

давать определение терминам; перечислять элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение



Продуктивный:

характеризовать особенности строения полимеров и входящих в их состав мономеров; анализировать процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне












2, 3

Углеводы

Базисный уровень:

знать и называть вещества, входящие в состав углеводов. Знать основные функции углеводов в организме



Продвинутый уровень:

знать классификацию углеводов; общую формулу углеводов; приводить примеры моно-, ди- и полисахаридов, знать особенности их строения. Обосновывать принадлежность углеводов к биомолекулам



Репродуктивный:

давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав углеводов; основные функции углеводов; группы углеводов



Продуктивный:

характеризовать особенности строения углеводов, основные функции углеводов (приводить примеры). Объяснять принадлежность углеводов к биомолекулам. Давать характеристику углеводам различных систематических групп












4,5

Липиды

Базисный уровень:

иметь представление о составе и строении липидов, знать их функции



Продвинутый уровень:

обосновывать принадлежность липидов к биомолекулам



Репродуктивный:

давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав молекулы большинства липидов. Называть функции липидов



Продуктивный:

характеризовать особенности строения липидов, их функции. Объяснять принадлежность липидов к биомолекулам












6, 7

Состав, строение, функции белков.

Базисный уровень:

знать состав и строение, уровни организации белковой молекулы; свойства белковых молекул; функции белков в организме



Продвинутый уровень:

обосновывать взаимосвязь и зависимость функций белков от их строения



Репродуктивный:

называть мономер белковой молекулы и его составляющие; уровни организации белковой молекулы; перечислять функции белков в организме



Продуктивный:

характеризовать особенности строения мономера белка и белковой молекулы в целом; объяснять процесс образования пептидной связи, процесс образования белков различных уровней организации. Объяснять принадлежность белков к биомолекулам












8,9

Нуклеиновые кислоты

Базисный уровень:

знать типы нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Знать функции ДНК и РНК, типы РНК.



Продвинутый уровень:

знать строение нуклеотидов – мо-номеров ДНК и РНК; обосновывать значение НК в организме. Сравнивать молекулы ДНК и РНК



Репродуктивный:

давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот; функции ДНК и РНК; типы РНК. Называть составляющие мономеров ДНК и РНК



Продуктивный:

характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), объяснять принцип комплементарности; функции ДНК и

РНК (различных типов РНК); обосновывать значение НК в организме. Проводить сравнение











10

АТФ и другие органические соединения клетки

Базисный уровень:

иметь представление о строении молекулы АТФ (схема), ее функции (о превращениях молекулы АТФ в клетке). Иметь представление о роли витаминов в организме



Продвинутый уровень:

знать классификацию витаминов. Приводить примеры авитаминозов



Репродуктивный:

давать определение терминам. Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ); различные группы витаминов



Продуктивный:

характеризовать особенности строе-

ния молекулы АТФ (АДФ, АМФ); ее свойства и функции (объяснять роль макроэргической связи). Объяснять роль витаминов в организме; особенности классификации витаминов, приводить примеры авитаминозов











11

Биологические катализаторы

Базисный уровень:

знать свойства ферментов и механизм катализа.



Продвинутый уровень:

объяснять роль ферментов в организме. Иметь представление о коферменте



Репродуктивный:

давать определение терминам. Перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций



Продуктивный:

характеризовать свойства ферментов, механизм действия ферментов, объяснять образование комплекса «фермент – вещество»; роль ферментов в организме












12

Вирусы

Базисный уровень:

знать особенности строения и функционирования вирусов. Знать способы борьбы со СПИДом



Продвинутый уровень:

знать об особенностях различных вирусных заболеваний; приводить примеры вирусных заболеваний растений, животных и человека



Репродуктивный:

перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом



Продуктивный:

характеризовать особенности строения и функционирования вирусов; особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики, способы борьбы со СПИДом. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам



Демонстрации:; модели вирусных частиц;








13

Зачет по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы»

Базисный уровень:

знать особенности многомолекулярных комплексных систем, их свойства, значение



Продвинутый уровень:

Обосновывать качественный скачок от неживой к живой природе



Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть многомолекулярные комплексные системы; перечислять их свойства и значение



Продуктивный:

характеризовать особенности строения и функционирования многомолекулярных комплексных систем, объяснять их свойства, значение












Клеточный уровень 15 ч

Содержание

Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Различия в строении клеток прокариот и эукариот.

Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Деление клетки. Митоз.



Кодификатор

Клетка – единица строения организмов. Строение про- и эукариотической клетки. Роль оболочки, плазматической мембраны, ядра, цитоплазмы, органоидов в жизнедеятельности клетки. Митоз – деление соматических клеток. Развитие половых клеток, мейоз. Сходство и отличия митоза и мейоза.

Характеристика учебной деятельности

Определяют понятия, формируемые входе изучения темы: «клетка», «методы изучения клетки», «световая микроскопия», «электронная микроскопия», «клеточная теория». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, её химический состав, методы изучения. Объясняют основные положения клеточной теории. Сравнивают принципы работы и возможности световой и электронной микроскопической техники. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана»,«клеточная мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». Характеризуют и сравнивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза. Описывают особенности строе ния частей и органоидов клетки. Устанавливают причинноследственные связи между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза,

строением и функциями клеточной мембраны. Составляют план параграфа



Материально-техническое обеспечение

Таблица, фотографии ученых; микроскопы, микропрепараты

Таблица, рисунки на страницах учебника. Микроскоп. микропрепараты

Таблицы, схема процесса фотосинтеза, рисунки и схемы на страницах учебника, таблица генетического кода, микроскоп, микропрепараты, модели клеток


1

Основные положения клеточной теории

Базисный уровень:

знать основные положения клеточной теории, авторов клеточной теории. Обосновывать значение создания клеточной теории для развития биологии. Сравнивать строение прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов).



Продвинутый уровень:

знать и называть фамилии великих ученых-микроскопистов, внесших свой вклад в изучение клеток



Репродуктивный:

называть фамилии великих ученых-микроскопистов, внесших свой вклад в изучение клеток, авторов клеточной теории



Продуктивный:

характеризовать основные положения клеточной теории. Проводить сравнение строения прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов). Объяснять значение создания клеточной теории для развития биологии



Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза







2,3

Клеточная мембрана. Ядро.

Базисный уровень:

знать строение и функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ в клетку. Знать строение и функции ядра



Продвинутый уровень:

знать механизм фаго- и пиноцитоза, объяснять их значение. Сравнивать диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Обосновывать значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов



Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть составляющие наружной клеточной мембраны, состав содержимого ядра



Продуктивный:

характеризовать строение клеточной мембраны, функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ внутрь клетки (фагоцитоз, пиноцитоз). Объяснять роль и значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов.



Демонстрации:; модели РНК и ДНК, Лабораторные работы:

Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.










4,5

Органоиды клетки

Базисный уровень:

знать строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, перечислять их функции. Знать виды пластид



Продвинутый уровень:

обосновывать наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами



Репродуктивный:

называть органоиды клетки, их функции; перечислять виды пластид



Продуктивный:

характеризовать строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, их функции. Объяснять наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами



Лабораторные работы: Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий.








6,7

Клеточный центр. Органоиды движения.

Базисный уровень:

иметь представление о строении клеточного центра и органоидов движения; знать функции клеточного центра и органоидов движения; сравнивать прокариоты с эукариотами. Обосновывать роль спор в жизни прокариот



Продвинутый уровень:

знать признаки отличий включений от органоидов клетки, приводить примеры клеточных включений; выделять признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами



Репродуктивный:

называть элементы, входящие в состав клеточного центра; перечислять органоиды движения; называть органоиды прокариотической клетки



Продуктивный:

характеризовать строение и функции клеточного центра и органоидов движения; давать сравнительную характеристику прокариот с эукариотами, выделяя признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами. Объяснять значение включений для жизнедеятельности клетки, выделяя признаки отличий включений от органоидов клетки. Объяснять роль спор в жизни прокариот












8,9

Ассимиляция и диссимиляция.

Базисный уровень:

описывать особенности обмена веществ и превращение энергии в клетке; знать этапы энергетического обмена



Продвинутый уровень:

обосновывать взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции. Иметь представление об образовании АТФ в ходе энергетического обмена в клетке



Репродуктивный:

давать определение терминам. Перечислять этапы энергетического обмена, основные процессы метаболизма



Продуктивный:

характеризовать обмен веществ и превращение энергии. Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции, образование АТФ в ходе энергетического обмена в клетке. Характеризовать обмен веществ и превращение энергии как процессы, составляющие основу жизнедеятельности клетки












10

Типы питания клетки

Базисный уровень:

знать характеристику автотрофных и гетеротрофных организмов, особенности их питания. Знать особенности процессов фото- и хемосинтеза



Продвинутый уровень:

знать о гетеротрофном питании некоторых растительных организмов, об организмах со смешанным типом питания. Объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза



Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть типы питания живых организмов; фазы и продукты фотосинтеза; группы гетеротрофных организмов



Продуктивный:

характеризовать (описывать) особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов), особенности процессов фото- и хемосинтеза. Приводить примеры растительных организмов с гетеротрофным типом питании, организмов со смешанным типом питания. Объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза



Демонстрации:; схема путей метаболизма в клетке;








11,12

Синтез белков в клетке


Базисный уровень:

иметь представление о генетическом коде. Знать сущность процессов транскрипции и трансляции (место осуществления этих процессов)



Продвинутый уровень:

обосновывать роль ферментов в синтезе белка, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода



Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть этапы биосинтеза белка (место осуществления транскрипции и трансляции)



Продуктивный:

характеризовать (описывать) процесс биосинтеза белков в клетке. Объяснять роль генетического кода, роль ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода, значение биосинтеза белков в клетке



Демонстрации: модель-аппликация «Синтез белка».








13,14

Деление клетки. Митоз

Базисный уровень:

знать механизм деления клетки, способы размножения организмов и способы деления клетки



Продвинутый уровень:

обосновывать биологический смысл митоза



Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки



Продуктивный:

характеризовать механизм деления клетки; описывать процессы, происходящие в каждой из фаз митоза. Объяснять биологический смысл митоза



Демонстрации: схемы митоза.








15

Контрольно-обобщающий урок «Клеточный уровень организации живого»

Базисный уровень:

знать строение, функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений и животных); основные положения клеточной теории; сравнивать автотрофные и

гетеротрофные организмы; знать суть процессов метаболизма в клетке (энергетический и пластический обмены); объяснять сущность митоза

Продвинутый уровень:

Обосновывать утверждение: «Вне клетки жизни нет»; биологический смысл митоза




Репродуктивный:

знать термины; называть органоиды клетки, группы химических элементов, включенных в химический состав клеток; перечислять типы питания; фазы митоза



Продуктивный:

характеризовать строение, функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений и животных); описывать суть процессов метаболизма в клетке (энергетический и пластический обмены); сущность митоза. Приводить примеры, показывающие взаимосвязь строения и функций клеток












Организменный уровень 24ч

Содержание

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов.Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Генетика человека

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.

Основы селекции и биотехнологии

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.


Кодификатор

Организм и его свойства. Одноклеточные и многоклеточные организмы, организмы разных царств живой природы, их строение и жизнедеятельность. Организмы-прокариоты и эукариоты, автотрофы, гетеротрофы. Способы размножения организмов. Онтогенез и его закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Законы наследственности, установленные Г. Менделем и Т. Морганом, их цитологические основы.

Характеристика учебной деятельности

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «размножение организмов», «бесполое размножение», «почкование», «деление тела», «споры», «вегетативное размножение», «половое размножение», «гаметы», «гермафродиты», «семенники», «яичники», «сперматозоиды», «яйцеклетки». Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путём

Материально-техническое обеспечение

Микроскоп, микропрепараты

Таблицы, рисунки на страницах учебника, влажные препараты, коллекции, живые объекты (фиалка, аквариумные рыбки и др.)

Схемы, микроскопы, микропрепараты (плодовые мушки дрозофилы)

Портрет Н. И. Вавилова, таблицы, муляжи, геогр. карта



1

Размножение организмов

Базисный уровень:

знать виды бесполого размножения, биологическую роль бесполого размножения, сущность полового размножения и его виды. Иметь представление о строении сперматозоида и яйцеклетки. Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения



Продвинутый уровень:

обосновывать биологическую роль различных видов и форм размножения



Репродуктивный:

знать термины; перечислять виды бесполого и полового размножения организмов; называть мужские и женские половые гаметы



Продуктивный:

описывать сущность размножения организмов (бактерий, грибов, растений, животных и человека); характеризовать виды бесполого и полового размножения организмов. Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения, объяснять преимущества полового размножения перед бесполым



Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого размножения,








2,3

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

Базисный уровень:

иметь представление о стадиях гаметогенеза; знать сущность и стадии мейоза, сущность процесса оплодотворения; находить отличия в процессах формирования мужских и женских гамет



Продвинутый уровень:

иметь представление о механизмах оплодотворения у растений и млекопитающих, обосновывать необходимость выработки большего числа сперматозоидов при наружном оплодотворении



Репродуктивный:

давать определение терминам. Перечислять стадии гаметогенеза, стадии мейоза



Продуктивный:

характеризовать стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения; выделять отличия в процессах формирования мужских и женских гамет. Проводить сравнительную характеристику хромосомного набора соматических и половых клеток, объясняя биологический смысл этих различий



Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды полового размножения,

схемы мейоза.










4,5

Индивидуальное развитие организмов.

Базисный уровень:

знать периоды онтогенеза, чем начинается и заканчивается эмбриональный и постэмбриональный периоды. Сравнивать прямое и непрямое постэмбриональное развитие организмов. Формулировать биогенетический закон



Продвинутый уровень:

обосновывать значение биогенетического закона



Репродуктивный:

давать определение терминам. Перечислять периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития



Продуктивный:

характеризовать периоды онтогенеза, процессы, происходящие в каждом из периодов. Проводить сравнение прямого и непрямого постэмбрионального развития организма. Формулировать биогенетический закон, поясняя его значение



Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных.








6

7

Закономерности наследования признаков

Моногибридное скрещивание

Базисный уровень:

знать предмет изучения генетики; генетические термины, символы, понятия; суть гибридологического метода; суть правила единообразия гибридов первого поколения; суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления



Продвинутый уровень:

давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании. Уметь решать задачи на моногибридное скрещивание



Репродуктивный:

давать определение терминам



Продуктивный:

характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, символы, понятия; раскрывать суть гибридологического метода, суть правила единообразия гибридов первого поколения, суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления. Давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании. Решать задачи на моногибридное скрещивание



Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом;








скачать

следующая >>
Смотрите также:
Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, примерной программой по биологии, п
623.5kb.
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его
322.69kb.
Неженец Елены Анатольевны 1 кв категории с. Ловозеро 2013 г пояснительная записка рабочая программа
245.91kb.
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 г., примерной программы основного общего образования 2005 г., по умк дорофеева Г
386.73kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта (2004г.), примерной программы основного общего образования по биологии(2007г.) и программы курса «Человек и его здоровье»
133.46kb.
К рабочим программам по биологии Класс: 6 Уровень изучения учебного материала
79.04kb.
Программам дисциплины
44.89kb.
Рабочая программа по экологии на 2011-2012 учебный год 7 класс
208.9kb.
Пояснительная записка к рабочей программе Рабочая программа учебного предмета «Растения, бактерии, грибы и лишайники»
659.66kb.
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного общеобразовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии
229.34kb.
Рабочая программа для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году
219.06kb.
6 класс. Курс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
273.77kb.