Главная стр 1
скачать
Пояснительная записка
Рабочая программа по праву для 10-11 классов социально-экономического профиля составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по предметам «Право» (базовый уровень) и «Право» (профильный уровень) МО РФ 2008 г.

Право на базовом уровне как учебный предмет старшей школы предусматривает познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования

Курс права в 10-11 классе на базовом уровне формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности, позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии.

Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в содержании примерной программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Право, как учебный предмет на профильном уровне, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет Право на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.

Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.

Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.
Место учебного предмета в образовательном процессе.
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №; г. Оленегорска для среднего общего образования, составленного на основе базисного, на изучение курса «Право» в 10 - 11 классе – социально-экономического профиля отведено 68 часов (из расчета 1 час в неделю при 34 учебных неделях ежегодно):


  • 10 класс - 34 часа;

  • 11 класс - 34 часа.

Курс основан на Примерной программе по праву базового уровня и расширен за счёт тем профильного уровня по праву.

Срок реализации программы 2 года (10 - 11 классы)

Учебное пособие: Никитин А.Ф. Право. 10-11 класс(базовый уровень) – М.; Дрофа, 2010

Технологии обучения: объяснительно-иллюстративная, технология совершенствования общеучебных умений и навыков, информационные технологии, проблемное и развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение и др.

Система оценки достижений учащихся: тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачёты, семинары, практические работы, защита проектов, творческие работы.

Цели и задачи курса:
• развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

.


Изменения, внесённые в программу:

Программа по праву базового уровня дополнена следующими темами из программы по праву профильного уровня:



Тема


Количество часов

1.

Право и государство


4ч.

2.

Система и структура права



3.

Правотворчество и правоприменение



4.

Правоотношения



5.

Правонарушения и юридическая ответственность

3ч.

6.

Конституционное право



7.

Административное право



8.

Уголовное право



9.

Экологическое право



10.

Международное право



11.

Юридическая деятельность




Основное содержание рабочей программы по праву (расширенный курс) (68ч)

Базовый уровень:

Система российского права» (5 час)


Право в системе социальных норм. Система права. Порядок принятия и вступления в силу законов. Участие граждан в законотворческой деятельности. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Гражданство в Российской Федерации (1 час)

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.



Основные конституционные права и обязанности граждан в России (5 час)

Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства. Понятие избирательной системы. Избирательный процесс: понятие, принципы. Формы и процедуры избирательного процесса. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.



Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщика.

Гражданские правоотношения (6 час)


Понятие гражданских правоотношений. Физические лица. Юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц. Правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Споры и порядок их рассмотрения.

Семейные правоотношения (2 час)


Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор.

Трудовые правоотношения (4 час)


Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.

Социальное обеспечение (1 час)


Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Пенсии и пособия.

Процессуальные правоотношения (6 час)


Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Порядок производства по делам об административных правонарушениях. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе. Основания и порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Содержание рабочей программы дополнено следующими темами:

Право и государство (4 час). Происхождение права и государства. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Эффективность права.


Система и структура права (4 час) Право и основные теории его понимания. Нормы права. Источники (формы) права. Закон и подзаконный акт. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Основные отрасли права.

Правотворчество и правоприменение (2 час) Правотворчество. Общие правила применения права. Толкование права. Правоприменительная практика. Правопорядок.

Правоотношения (1 час) Понятие правоотношений. Структура правоотношений и их виды. Юридические факты. Юридический конфликт.

Правонарушения и юридическая ответственность (3 час) Понятие правонарушения. Виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.


Конституционное право (8 час) Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Избирательная система и избирательный процесс. Конституционные обязанности. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщиков. Федеративное устройство Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации. Органы исполнительной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Судебная система Российской Федерации.

Административное право (3 час) Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность, ее основания. Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров.

Уголовное право (6 час) Понятие преступления. Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, её основания. Ответственность несовершеннолетних. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.

Экологическое право (1 час) Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде.

Международное право (2 час) Международные правоотношения. Субъекты международного права. Международный договор. Международные документы о правах человека. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Европейский суд по правам человека.

Юридическая деятельность (2час) Профессиональное юридическое образование. Основные юридические профессии. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика.

Учебно - тематический план по праву (расширенный курс) для 10-11 классов социально-экономического профиля:



Тема (профильный уровень)


По рабочей программе

По примерной программе

По рабочей программе

Тема (базовый уровень)

профиль

база

База+

расширение



1.

Право и государство


4ч.




4ч.




2.




5ч.

5ч.

Система российского права

3.

Система и структура права











4.

Правотворчество и правоприменение











5.

Правоотношения











6.

Правонарушения и юридическая ответственность

.




.




7.







5ч.

5ч.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России

8.







1ч.

1ч.

Гражданство в Российской Федерации

9.

Конституционное право











10.







6ч.

6ч.

Гражданские правоотношения

11.







2ч.

2ч.

Семейные правоотношения

12.







4ч.

4ч.

Трудовые правоотношения

13.

Административное право











14.

Уголовное право











15.

Экологическое право











16.

Международное право











17.







6ч.

6ч.

Процессуальные правоотношения

18.

Юридическая деятельность











19.







1ч.

1ч.

Социальное обеспечение




Итоговое повторение















Резерв


















36ч

35ч

68ч






Календарно - тематический план по праву (расширенный курс) для 10-11 классов социально-экономического профиля

10 класс




Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

Тема 1. Право и государство. (4ч.)

1.

Происхождение права и государства.









2.

Понятие и функции государства.









3.

Формы государства.









4.

Взаимосвязь права и государства.






Тест

Тема 2. Система российского права. (5ч.)

5.

Право в системе социальных норм. Система права.









6.

Порядок принятия и вступления в силу законов.






Практикум

7.

Участие граждан в законотворческой деятельности.









8.

Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.









9.

Урок – семинар «Правовая норма. Источники права».






Семинар

Тема 3. Система и структура права. (4ч.)

10.

Право и основные теории его понимания.









11.

Нормы права. Источники права.






Тест

12.

Закон и подзаконный акт.









13.

Основные отрасли права.






Контрольная работа

Тема 4. Правотворчество и правоприменение. (2ч.)

14.

Правотворчество.









15.

Общие правила применения права.






Зачёт

Тема 5.Правоотношения. (1ч.)

16.

Понятие правоотношений. Структура правоотношений и их виды










Тема 6. Правонарушения и юридическая ответственность. (3ч.)

17.

Понятие правонарушения.









18.

Виды правонарушений.






Практикум

19.

Понятие и виды юридической ответственности.









Тема 7. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. (5ч.)

20.

Избирательное право граждан РФ. Избирательная система. Избирательный процесс.






Творческая работа

21.

Право на образование.









22.

Право на благоприятную окружающую среду.









23.

Обязанности граждан РФ. Обязанность защиты Отечества.






Практикум

24.

Права и обязанности налогоплательщика.









Тема 8. Гражданство в Российской Федерации. (1ч.)

25.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.

1ч.




Тест

Тема 9. Конституционное право. (8ч.)

26.

Основы конституционного строя Российской Федерации.









27.

Федеративное устройство Российской Федерации.









28.

Президент Российской Федерации.






Практикум

29.

Федеральное собрание Российской Федерации.









30.

Органы исполнительной власти Российской Федерации.






Защита проектов

31.

Правоохранительные органы, их виды и полномочия.









32.

Судебная система Российской Федерации.






Семинар

33.

Повторительно-обобщающий урок: «Право и государство».






Контрольная работа

34.

Итоговое повторение












Итого:

34ч








11 класс


Тема 1. Гражданские правоотношения. (6ч.)

35.

Понятие гражданских правоотношений. Физические лица. Юридические лица.









36.

Организационно-правовые формы предпринимательства.









37.

Имущественные права. Право собственности. Право на интеллектуальную собственность.






Практикум

38.

Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.









39.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя.









40.

Защита имущественных и неимущественных прав. Споры и порядок их рассмотрения.






Семинар

Тема 2. Семейные правоотношения. (2ч.)

41.

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака.









42.

Права и обязанности супругов. Брачный договор.






Тест

Тема 3. Трудовые правоотношения. (4ч.)

43.

Понятие и источники трудового права.









44.

Органы трудоустройства. Порядок приема на работу.









45.

Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.









46.

Практикум: «Порядок устройства на работу»






Практикум

Тема 4. Социальное обеспечение. (1ч.)

47.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения населения. Пенсии и пособия.









Тема 5. Административное право. (3ч.)

48.

Административные правоотношения.









49.

Административные правонарушения.









50.

Административная ответственность, ее основания.






Тест

Тема 6. Уголовное право. (6ч.)

51.

Понятие преступления.









52.

Действие уголовного закона.









53.

Понятие уголовной ответственности, её основания.









54.

Виды наказаний.









55.

Ответственность несовершеннолетних






Контрольная работа

56.

Повторительно-обобщающий урок: «Уголовное право».






Зачёт

Тема 7. Экологическое право. (1ч.)

57.

Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде.







Творческая работа

Тема 8. Международное право. (2ч)

58.

Международные правоотношения. Субъекты международного права.









59.

Международные документы о правах человека.






Практикум

Тема 9. Процессуальные правоотношения. (6ч.)

60.

Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство.









61.

Порядок обжалования судебных решений. Дела об административных правонарушениях.









62.

Особенности и стадии уголовного процесса. Обжалование судебных решений в уголовном процессе.









63.

Основания и порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.









64.

Правовые последствия решений Конституционного Суда Российской Федерации.






Семинар

65.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.









Тема 10. Юридическая деятельность. (2ч.)

66.

Профессиональное юридическое образование. Основные юридические профессии.






Защита проектов

67.

Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика.









68.

Итоговое повторение






Контрольная работа




Итого:

34ч.







*Курсивом выделены темы базового уровня.

Формы и средства контроля:

10 класс



Форма контроля

Кол-во

1.

Семинарское занятие

1

2.

Контрольная работа

2

3.

Зачёт

1

4.

Практикум

4

5.

Тест

3

6.

Защита проектов

1

7.

Творческая работа

1

11 класс



Форма контроля

Кол-во

1.

Семинарское занятие

1

2.

Контрольная работа

2

3.

Зачёт

2

4.

Практикум

3

5.

Тест

2

6.

Защита проектов

1

7.

Творческая работа

1

Основными формами контроля знаний, умений, навыков обучающихся являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:


  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (в соответствии с учебным планом);

  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .



2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях



Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
Виды деятельности обучающихся:

  • работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;

  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения права на базовом уровне ученик должен


знать/понимать

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • решения правовых задачас(на примерах конкретных ситуаций).


Литература:

  1. Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя.— М.,2002.

  2. Алексеев С. С. Философия права.— М., 2002;

  3. Исаев И. А. История государства и права России.— М., 2004.

  4. Кашанина Т. В., Каманин А. В. Основы российского права.— М., 2007.

  5. Каманина Т. В., Каманин А. В. Право и экономика: 10—11 кл.— М., 2000.

  6. Коваленко А. Я. Правоведение: 10—11 кл.— М., 2003.

  7. Мушинский В. О. Основы правоведения: 10—11 кл.— М., 2004.

  8. Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.— М., 2003.

  9. Основы российского права.— М., 2007.

  10. Певцова Е. А. Основы правовых знаний: Практикум для старших классов.— М.,2002.

  11. Права человека. История, теория, практика.— М., 2005.

  12. Сборник кодексов РФ.— М., 2008.

  13. Шилобод М. И., Петрухин А. С, Кривомеев В. Ф. Политика и право: 10 —11 кл.М.,2005:

  14. Юридическая энциклопедия.— М., 2004.




скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка Рабочая программа по праву для 10-11 классов социально-экономического профиля составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по предметам
325.1kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по праву (социально-гуманитарного профиля) для 11 класса составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по предмету
199.15kb.
Рабочая программа по истории для 10-11 классов (социально-гуманитарного профиля) составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по предмету «История» (профильный уровень) мо РФ 2008 г
957.95kb.
Рабочая программа по английскому языку для 10 11 классов разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по иностранным языкам
368.43kb.
Пояснительная записка. Данная программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с программой
330.96kb.
Пояснительная записка Рабочая учебная программа к учебному курсу по информатики для 3 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по информатике
217.07kb.
Пояснительная записка Рабочая программа соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования и составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по математике 5-6 классы»
594.78kb.
Пояснительная записка рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике с учётом Примерной программы основного общего образования
362.1kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, примерной программой по биологии, п
623.5kb.
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»
78.66kb.
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 г., примерной программы основного общего образования 2005 г., по умк дорофеева Г
386.73kb.
Пояснительная записка: Рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом основного общего образования по географии, с программой общеобразовательных учреждений по географии 7 класс И. В. Душина М: Вентана Граф 2008 г
257.6kb.